Совершенствование организационно-экономического механизма управления в телеиндустрии

Фомина А.Н.1
1 Филиал ФГУП ВГТРК «Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Брянск», Россия, Брянск

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=55946217

Аннотация:
В статье обобщены исследования автора в области управления инновациями в телеиндустрии. В ходе исследования автором проведён анализ отечественного рынка телевизионной индустрии; охарактеризовано состояние организационного-экономического механизма управления инновациями в телеиндустрии; выявлены и актуализированы особенности и проблемы управления инновациями в телевещании. Автором выявлен и систематизирован инструментарий совершенствования организационно-экономического механизма управления инновациями в телеиндустрии. Научная новизна результатов исследования заключается в развитии научно-методического инструментария управления инновациями в телевизионной индустрии. Результаты исследования могут представлять научный интерес для магистров, аспирантов и учёных, занимающихся медиаисследованиями, а также для медиапрактиков, медиаэкспертов, органов государственной власти и широкого круга заинтересованных читателей

Ключевые слова: управление, организационно-экономический механизм, инновации, телеиндустрия, телевещание, цифровое телевидение

JEL-классификация: Z19, O31, O32, O33



Введение

Внедрение цифровых технологий в сферу телевизионной индустрии приводит к трансформации управленческих функций телеменеджеров, к проведению структурно-функциональных изменений, к внедрению инновационных форм и методов управления телепроизводством и телевещанием, к разработке новых управленческих стратегий. В условиях цифровой трансформации сферы телеиндустрии особую актуальность приобретает проблема совершенствования управления инновациями. При этом очевидно, что в условиях цифровых преобразований в телевизионной индустрии востребован научно-обоснованный комплексный механизм управления инновациями, включающий современный инструментарий управленческой деятельности, способный обеспечить предприятиям телеиндустрии высокую конкурентоспособность на внутреннем и внешнем медиарынках.

Вопросам управления инновациями в телевизионной индустрии в условиях цифровой трансформации посвящены исследования: Е.Л. Вартановой, А.В. Вырковского [4], Д.А. А.В. Веригиной [5], Д.М.Вьюгиной [7], Т.М. Громовой [8], Е.Ю. Дугина [9], М.С. Ермолаева [10], Е.И. Ивановой [11], А.Г. Качкаевой, И.Г. Кирия [12], В.А. Мамонтова [13], В.Ю. Нугманова [15], А.О. Сенькина [22], И.С. Самойленко [21], С.А. Солнцевой [23],

Вместе с тем изучение немногочисленных трудов приведенных выше исследователей показало, что существующие подходы к решению проблем, связанных с необходимостью эффективного управления инновациями в телевизионной индустрии, характеризуются фрагментарностью, отсутствием системного подхода к совершенствованию организационно-экономического механизма управления инновациями в отрасли в условиях интенсивного развития цифровых технологий и цифровизации экономики.

Указанные обстоятельства актуализируют тему исследования, обуславливают выбор объекта и предмета исследования, постановку его цели и задач.

Объектом исследования выступает организационно-экономический механизм управления инновациями в телеиндустрии в условиях цифровой трансформации.

Предметом исследования являются механизмы и инструментарий совершенствования организационно-экономического механизма управления инновациями в телеиндустрии.

Цель исследования состоит в разработке научно-методического инструментария совершенствования организационно-экономического механизма управления инновациями в телеиндустрии.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи исследования:

– провести анализ отечественного рынка телевизионной индустрии;

– охарактеризовать состояние организационного-экономического механизма управления инновациями в телеиндустрии;

– выявить и систематизировать особенности и проблемы управления инновациями в телеиндустрии;

– предложить научно-методический инструментарий совершенствования организационно-экономического механизма управления инновациями в телеиндустрии.

Методологической основой исследования стал системный подход, требующий комплексного рассмотрения проблемы управления инновациями в телеиндустрии в условиях глобальной цифровизации. Системный подход предоставил возможность осуществить многоаспектный анализ объекта и предмета исследования и представить его результаты. В процессе написания статьи автором применялись общенаучные методы анализа, синтеза, аналогии, индукции и дедукции, методы абстрагирования, аналитического и прогностического моделирования. Кроме того, использовались теоретические методы исследования: описательный, сопоставительный, интерпретация и обобщение существующих точек зрения. Теоретические методы исследования дополнялись эмпирическими методами: наблюдения, экспертных оценок, анализа практической деятельности предприятий телепроизводства и телевещания.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что основные теоретические положения, рекомендации и выводы, представленные в работе, позволяют систематизировать и углубить научные представления о сущности управления инновациями в телеиндустрии.

Результаты исследования: проведён анализ отечественного рынка телевизионной индустрии; охарактеризовано состояние организационного-экономического механизма управления инновациями в телеиндустрии; выявлены и систематизированы особенности и проблемы управления инновациями в телеиндустрии; предложен научно-методический инструментарий совершенствования организационно-экономического механизма управления инновациями в телеиндустрии.

Классификация современного телевидения в России

Сегодня цифровое телевидение стало важной составной частью цифровой экономики. Эксперты отмечают, что возрастает значение телевизионного контента как одной из основных экономических ценностей. В условия цифровой трансформации отечественное телевидение характеризуется большим технолого-экономическим разнообразием и является многоукладным. Медиаисследователи систематизировали виды отечественного телевидения, положив в основу классификации его базовые признаки (таблица 1).

Таблица 1 – Классификация современного телевидения в России


Базовые признаки телевидения
Классификация телевидения по базовому признаку
1
Способ доставки телевизионного сигнала
- эфирное (наземные сети), телеприемник получает сигнал с телевизионной вышки
- неэфирное:
кабельное - сигнал идет от передатчика по кабелю, присоединенному к телевизору
спутниковое - сигнал передается со спутника и улавливается специальной антенной, которая передает изображение на специальную приставку, подключенную к телевизору
- широкополосный Интернет-ТВ - сигнал передается через сеть Интернет
- мобильное ТВ - сигнал передается через мобильную сеть и мобильный телефон
2
Способ кодирования информации
- аналоговое телевидение
- цифровое телевидение
- стандартное телевидение (SD)
- телевидение высокой четкости (HD)
3
Доступность для абонентов
- бесплатное / общедоступное телевидение;
- платное телевидение.
4
Охват / географический рынок
- общенациональное / федеральное телевидение
- региональное (местное) телевидение
5
Природа программных стратегий
- универсальное (Generalinterest) телевидение
- специализированное (Specialinterest) телевидение
6
Целевая аудитория
- массовое телевидение
- нишевое телевидение
7
Тип собственности
- частное телевидение
- государственное телевидение
- смешанные предприятия телевидения
8
Функции в производственной цепочке отрасли
- вещательные каналы
- производители программ (производящие компании)
- агрегаторы
- дистрибьюторы
- операторы
Составлено автором по [25,26]

Согласно сведениям Роскомнадзора, в 2022 году в реестре лицензий на телевещание числилось 2157 лицензий, в том числе 324 выданы на вещание в эфире, 931 – на вещание в универсальной среде, 897 – на кабельное вещание, 5 – на спутниковое. В стране официально зарегистрировано 2346 действующих телеканалов, из них 1284 имеют территорию распространения «Российская Федерация» или «Российская Федерация и зарубежные страны». Все остальные СМИ, зарегистрированные в форме периодического распространения «телеканал», как правило, распространяются на территории одного субъекта Российской Федерации или конкретного муниципального образования [18]. По оценке Роскомнадзора существует около 200 региональных телеканалов, в среднем по два – три телеканала в регионе. Региональный проект «21 кнопка» представлен в основном «губернаторскими» телеканалами. В рамках проекта «22-й кнопка» продолжаются процедуры отбора Федеральной конкурсной комиссии на позиции муниципального обязательного общедоступного телеканала. По итогам 2022 года кнопками обеспечены 81 из 85 субъектов. В настоящее время региональные телеканалы в Российской Федерации распространяются с использованием аналогового наземного эфирного телевизионного вещания [18].

Региональные телеканалы существуют во всех доступных средах вещания: от аналога и цифры («21-е кнопки») до OTT и соцсетей. Свидетельство тому – с 1 сентября 2020 года по 20 января 2022 года в реестре Роскомнадзора появилось 100 новых лицензий на кабельное или универсальное телевещание в регионах. У большинства каналов вещание составляет 168 часов в неделю, то есть круглосуточное. 61 канал работает на самопрограммировании, 39 – по модели сетевого партнерства. Среди самых популярных сетевых партнеров: телеканалы «360» (17 шт.), «Известия» (6 шт.) и «Продвижение» (4 шт.) [18,19].

Основной функцией телевещателя является распространение телеканала как совокупности телепрограмм, аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов, а также дальнейшее распространение телевизионного контента через различные средства связи (сети связи, информационно-телекоммуникационные сети, сеть «Интернет») и каналы распространения (операторы связи, интернет-платформы) [19].

Анализ состояния системы отечественного телевидения позволяет сделать вывод о том, что в ней важные позиции принадлежат государственному телевидению, в состав которого входят:

– Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания;

– Российская телевизионная и радиовещательная сеть (государственный оператор связи);

– ОАО «Первый канал»;

– ФГУП «Телевизионный технический центр «Останкино»;

– региональные радиотелевизионные передающие центры, входящие в состав государственного оператора связи;

– телерадиовещательные организации, входящие в первый мультиплекс (ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания», ОАО «Первый канал», ОАО «Телерадиокомпания «Петербург», ОАО «Телекомпания НТВ», ЗАО «Карусель», АНО «Общественное телевидение России», АО «ТВ Центр», ООО «Национальный спортивный канал») [26,27].

Подчеркнём, что региональные радиотелевизионные передающие центры осуществляют эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных телерадиоканалов на всей территории России, а также отвечают за создание и развертывание сетей цифрового эфирного телерадиовещания [27].

Инфраструктура телеиндустрии

Инфраструктура телеиндустрии представлена системой организаций, определяющих её деятельность.

1. Основным регулирующим органом телеиндустрии является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минцифры), включающее в себя Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

2. Федеральные, региональные и местные телекомпании различных форм собственности, тематической и зрительской направленности.

3. Службы связи – операторы мультисервисных сетей, кабельного, спутникового телевидения, антенная служба, радиочастотный центр и т.д.

4. Компании и заводы:

– по производству технического оборудования и телевизионного оснащения;

– по производству телевизионного символического материала (телеконтента);

– организующие и обеспечивающие интернет-ресурс для потокового видео.

5. Научно-исследовательские институты, образовательные организации.

6. Профессиональные ассоциации.

7. Рекламодатели и рекламные агентства.

8. Компании-медиаизмерители.

Следует отметить, что масштаб деятельности сферы телеиндустрии охватывает всю территорию страны и осуществляется в любом месте, принимающем телевизионный сигнал и телеконтент, в производственных телекомпаниях, телестудиях, телецехах, в организациях рекламы и медиаизмерений и т.д. [27].

Таким образом, инфраструктура телеиндустрии представляет собой мощную материально-техническую базу предприятий телевидения (производственные компании, студии, телецеха и др.) с соответствующим оснащением, систему телевизионных вышек, передатчиков и радиорелейных линий, систему искусственных спутников Земли и устройств приёма телевизионного контента.

Важно подчеркнуть, что развитие отечественного телепроизводства коренным образом отличается от развития телевидения на Западе. Если на Западе телевидение развивалось в условиях рыночной конкуренции, то в СССР образовалась государственная монополия на телевидение, которая сохранялась до начала 90-х годов ХХ века. В стране существовала государственная поддержка всех СМИ, в том числе и телевидения. Однако с развитием рыночной экономики число государственных телекомпаний в России значительно сократилось. В процессе развития государственного телевидения доминантой стала коммерческая составляющая в управлении телекомпаниями [25,27].

Организационно-экономический механизм управление сферой телеиндустрии

Управление всей сферой телеиндустрии осуществляет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, отраслевые департаменты Министерства и его подведомственные структуры. Регламентацию деятельности частных телекомпаний и операторов связи государство осуществляет через систему лицензирования и других мер государственного законодательства и нормативно-правового регулирования.

При проведении исследования нами выявлено, что система управления в телеиндустрии состоит из четырех блоков:

– система предприятий телеиндустрии (управляемый объект);

– отраслевое министерство и ведомства (управляющий объект);

– собственники, учредители, менеджеры предприятий (исполнители);

– потребители (аудитория) и другие лица, заинтересованные в деятельности предприятий сферы телеиндустрии.

При этом стало очевидно, что в телеиндустрии существуют три уровня управления: федеральный, региональный, уровень телекомпаний (таблица 2).

Таблица 2 – Уровни управления инновациями в телеиндустрии

Уровни и органы управления
Объекты и функции управления
Направления инновационной деятельности
Федеральный уровень
управления сферой телеиндустрии: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций
Объекты: государственные, частные, смешанные, общественные предприятия телеиндустрии (операторы связи, радиотелевизионные передающие центры, телерадиовещательные организации)
Фукции: прогнозирование, мониторинг, анализ состояния предприятий и отношений между ними, координация деятельности, контроль, стимулирование
Подготовка инновационных концепций и стратегических программ развития сферы телеиндустрии, совершенствование инновационной телевизионной инфраструктуры, развитие цифрового телевидения
Региональный уровень управления сферой телеиндустрии:
Региональные отраслевые министерства и департаменты
Объекты: региональные операторы связи, региональные радиотелевизионные передающие центры, региональные телерадиовещательные
организации
Фукции: планирование, организация, анализ, учет и контроль, регулирование, стимулирование, координация деятельности
Создание региональной инновационной системы в сфере телеиндустрии, определение инновационных направлений развития телекомпаний, проведение постоянного мониторинга условий их инновационнго развития, выявление наиболее важных инновационных телепроектов
Уровень управления медиахолдингами телекомпаниями:
менеджмент медиахолдингов и телекомпаний
Объекты: ресурсы, направления деятельности медиахолдингов и телекомпаний
Функции: анализ, планирование, организация, мотивация, контроль, координация деятельности
Производство и распространение инновационного телевизионного контента,
внедрение цифровых технологий съёмки телевизионных программ,
организация комплексного производства контента в формате HD и др.
Составлено автором по [25,27]

Как показал проведённый анализ, основными направлениями инновационной деятельности Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций и его подведомственных структур в сфере телеиндустрии являются:

1. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций: развитие и использование инновационных систем телевизионного вещания, сетей связи, спутниковых систем связи, управление государственным имуществом в сфере средств массовой информации и массовой коммуникации: управление государственными телеканалами, государственными технологическими базами (ТТЦ «Останкино», «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»)

2. Департамент развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Минцифры в сфере телеиндустрии:

– подготовка инновационных концепций и программ развития телерадиовещания;

– развитие цифрового телевещания и инфраструктуры для распространения инновационных телепрограмм;

– определение приоритетов в реализации инновационных направлений развития средств телеиндустрии;

– развитие телевидения нового поколения;

– развитие цифровой медиаграмотности и медиаобразования населения;

– поддержка СМИ и инноваций в сфере СМИ;

– повышение уровня потребления легального контента в сети Интернет;

– оцифровка фонда Гостелерадио.

3. Департамент реализации инфраструктурных проектов Минцифры:

– поддержка научных исследований и разработок;

– разработка и развитие программного обеспечения, в том числе за счет поддержки стартапов и пилотных внедрений технологий искусственного интеллекта;

– повышение доступности и качества данных;

– развитие спутниковой связи и телевещания;

– развитие мобильной связи и широкополосного доступа;

– обеспечение высокого качества связи.

4. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – контроль и надзор в сфере массовых коммуникаций, в том числе и в сфере телевещания: контроль за соблюдением законодательства, выдача лицензий на телевизионное вещание (эфирное, кабельное, спутниковое).

5. Российская телевизионная и радиовещательная сеть (РТРС) – государственный оператор связи, осуществляет строительство объектов телерадиовещания.

6. ПАО «Ростелеком» – оказание населению универсальных услуг связи (услуг ШПД и платного телевидения).

7. ФГУП «Телевизионный технический центр «Останкино» – предоставляет неограниченные возможности для производства программ и выхода в эфир ведущих телекомпаний страны.

8. Главный радиочастотный центр России (Государственная комиссия по радиочастотам) – регулирование радиочастотного спектра и формирование государственной политики в области его распространения и использования.

Исходя из проведённого анализа основных направлений инновационной деятельности Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций и его подведомственных структур можно сделать вывод о том, что управленческий дискурс в отрасли ориентирован прежде всего на инфраструктурные и технико-технологические инновации (таблица 3).

Таблица 3 – Направления инновационной деятельности Минцифры

Направление инновационной деятельности
Вид инноваций
- создание федеральной инфраструктуры цифрового телевидения, повсеместный перевод телевизионного вещания в цифровой формат, доступность 20 телеканалов в любой точке страны
- развитие широкополосного доступа (ШПД) в Интернет
- обеспечение большинства жителей страны возможностью подключения к кабельному Интернету со скоростью 100 Мбит/сек
- обеспечение большинства домохозяйств на территории России телевидением высокой четкости (HDTV), обеспечивающим высокое качество изображения
- развитие передовых стандартов мобильной связи доступа в Интернет (4G, 5G)
- создание инструментов, позволяющих сделать контент доступным, а компаниям быть уверенным, что контент на их ресурсах легальный
- развитие новых видов телевизионного вещания, в том числе интерактивное телевидение
- создание условий для развития социально-значимых, инновационных программ и форм телевизионного вещания
- организацию цифровых телевизионных фондов и архивов, обеспечив им широкую доступность
- обобщение и распространение инновационного опыта работы федерального и регионального телевидения
- содействие повышению конкурентоспособности российского телевизионного рынка
- инфраструктурные и технико-технологические инновации
- технологические инновации
- технические инновации
- технические инновации
-технологические инновации
- технические инновации
-технологические инновации
-управленческие инновации
-технологические инновации
-управленческие инновации
-управленческие инновации
Составлено автором

Очевидно, что Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, отдавая предпочтение управлению техническими, технологическими и инфраструктурными инновациями, не уделяет должного внимания другим направлениям инновационной деятельности. В «ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы» также преобладал технократический контекст и совершенно отсутствовала гуманитарная составляющая развития отрасли. К сожалению, эта тенденция характерна и для проекта развития телерадиовещания [27].

Особенности управления инновациями в телеиндустрии

В процессе исследованиями нами установлено, что управление инновациями в телеиндустрии должно ориентировать всех субъектов телевизионного сообщества на реализацию инновационных подходов, предполагающих учёт следующих положений:

– телевидение всегда было ориентировано на отображение такой реальности, которая была бы приближена к реалиям жизнедеятельностного мира;

– организация телеиндустрии – это живой организм, который необходимо рассматривать целостно, необходимо целостное оценивание состояния организации, целостное рассмотрение внутренней (наличие кадровых, интеллектуальных, технических, технологических, финансовых и других ресурсов) и внешней среды организации (политические и макроэкономические, технико-технологические тенденции, динамика потребительского спроса и др.) и разработка на этой основе стратегии инновационного развития;

– успех инновационного развития телекомпании зависит от степени её адаптации к усложняющейся динамике изменений, происходящих во внутренней и внешней среде функционирования;

– управление инновациями построено на сотрудничестве и взаимопонимании людей, на всесторонних коммуникациях, на возрастании субъектности личности, на снижении значения административно-командных методов управления, важным источником инноваций являются сотрудники организации, креативные работники, генерирующие новые идеи, интегрирующие новые знания и ключевые компетенции;

– интегрированность телевизионного контента в повседневную жизнедеятельность аудитории в качестве современного коммуникатора наряду с другими формами и способами коммуникации, ориентация на особенности и закономерности потребления населением телевизионных продуктов, эффективное взаимодействие с аудиторией, удовлетворение её конкретных потребностей, постоянное изучение условий жизнедеятельности населения, их уровня, качества и образа жизни;

– телекомпания – это динамичная, сложная, целостная и творческая организация, которая активно создаёт новые проекты и ищет новые способы взаимодействия с окружающей средой, инновационные телепродукты являются результатом коллективной творческой деятельности;

– обеспечение таких характеристик инновационного телепродукта, которые соответствовали бы современному научно-техническому прогрессу, а также спросу и предпочтениям потребителей, интересам всех участников телеиндустрии;

– учёт социальной и психологической природы человека, особенностей его сознания, мировоззрения, ценностей и поведения, закономерностей общественно-политического и социально-экономического развития, ориентация на субъект-субъектное взаимодействие с потребителями инновационного телепродукта, формирование телезрителя как субъекта управления телевизионной политикой, активно влияющего на инновационные процессы, на формирование телеканалами своих инновационных стратегий [25-28].

Проблемы управления инновациями в телеиндустрии

Важно отметить, что до конца 2019 года телевизионная отрасль функционировала и развивалась по ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на период 2009-2018 гг», а также в соответствии с принятой в 2015 году Стратегией развития телерадиовещания до 2025 года.

Однако заложенный в них переход от аналогового к цифровому телевещанию был завершён и отрасль по существу с 2019 года функционирует без своей дорожной карты. В 2020 году в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций была сформирована рабочая группа по подготовке проекта новой концепции развития телерадиовещания, но разработанный проект так и не был утвержден. Более того, основные концептуальные положения проекта вызвали со стороны экспертного сообщества серьёзные критические замечания.

Вполне закономерно, что сегодня телеиндустрия сталкивается с существенными проблемами:

– отсутствует научно-обоснованная стратегия инновационного развития цифровой телеиндустрии, отсутствуют прогнозные сценарии её развития в ходе цифровых трансформаций, не утверждена новая концепция развития телерадиовещания; разработанный проект концепции не отражает общемировые тренды цифровой трансформации телевещательной индустрии;

– в профильном министерстве отсутствует специализированный научный центр, который бы занимался научной экспертизой, прогнозом и мониторингом инновационной деятельности предприятий телеиндустрии, разработкой прогнозных сценариев её развития;

– отсутствует научного-методологический и системный анализ актуальных проблем цифровой трансформации телеиндустрии, теория медиа отстает от технологических разработок в сфере сбора, передачи и распространения информации;

– не разработаны научно-обоснованные методы проведения цифровизации регионального телерадиовещания, что негативно отражается на его правовом и экономическом положении;

– действующее законодательство не учитывает специфики современных технологий телерадиовещания и телерадиопроизводства, а также экономических условий деятельности вещателей;

– отсутствуют нормы законодательства, определяющие систему понятий в специфике телевизионных интернет-сервисов и описывающих отношения участников деятельности по распространению телеканалов;

-отсутствуют единые стандарты услуг адресного и интерактивного телевидения;

– телевидение начинает терять рекламные бюджеты: переход аудитории к новым способам видеосмотрения («видео по запросу» (video on demand, VOD) на различных платформах, включая популярные видеохостинги и социальные сети, предоставляющих видеоуслуги через смартфоны и даже очки виртуальной реальности) существенно отражается на рекламных бюджетах телекомпаний;

– внедрение новых технологий происходит фрагментарно, не в полном объёме используется их потенциал;

– цифровое оборудование постоянно совершенствуется и обновляется, что требует значительных финансовых вложений;

– доля российских вещателей и медиахолдингов на развивающемся рынке распространения аудио и видео контента в сети «Интернет» составляет менее десяти процентов;

– сокращение организаций телерадиовещания и численности занятых: уход с отечественного рынка телеиндустрии зарубежных телерадиокомпаний; прекращение деятельности телерадиокомпаний, объявленных иноагентами; прекращение деятельности значительного количества частных региональных телекомпаний [16,19,20,25-28].

Научно-методический инструментарий совершенствования организационно-экономического механизма управления инновациями в телеиндустрии

Сложившаяся ситуация на телевещательном рынке требует принятия решений на государственном уровне. Нами разработан научно-методический инструментарий совершенствования организационного-экономического механизма управления инновациями в телеиндустрии на государственном уровне (таблица 4).

Таблица 4 – Научно-методический инструментарий совершенствования организационного-экономического механизма управления инновациями в телеиндустрии

Направления управленческой деятельности
Содержание научно-методического инструментария совершенствования организационного-экономического механизма управления инновациями в телеиндустрии
Разработка стратегии развития и совершенствование организационной структуры профильного министерства управления инновациями
– разработать комплекс стратегических документов развития телевещательной индустрии, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе с учётом тех трансформаций, которые происходят в обществе, в экономике и в сфере цифровых технологий
– развивать основные инновационные стратегии телеиндустрии: модернизация и расширение цифровой инфраструктуры телеиндустрии; трансформация телеканалов и развитие новых видов телевизионного вещания; конвергенция услуг Интернета, телевидения, связи на базе Интернет, сохранении высокого качества российских телеканалов и росте спроса на них, обеспечение роста качества звука и изображения в телевещании, внедрение в телевещание интерактивных технологий – включить в правительственную комиссию по разработке нового проекта концепции развития телерадиовещания представителей академического сообщества, авторитетных учёных-медиаисследователей профильных вузов страны, экспертов всех основных участников рынка телевещательной индустрии
– осуществлять централизованную координацию работы компаний, предприятий, научно-исследовательских институтов, вузов при выработке инновационных программ развития телевизионной отрасли, разрабатывать консолидированную научно-техническую политику и новые инновационные подходы к телевизионному производству и вещанию, комплексно развивать инфраструктуру телеиндустрии
– осуществить переход к инновационной организационной структуре в Минцифре, провести структурно-функциональные изменения, обусловленные переходом на цифровое телевещание: в профильном министерстве создать специализированный научный центр, который бы занимался научной экспертизой, прогнозом и мониторингом инновационной деятельности предприятий телеиндустрии, разработкой прогнозных сценариев её развития
– усовершенствовать инновационную инфраструктуры сферы телеиндустрии, создать условия для эффективного использования инновационных и интеллектуальных продуктов и услуг, разработать системы взаимодействия всех секторов телеиндустрии, сформировать кластеры «наука-образование-информация-технологии», способствующие усилению связи науки с производством
– на государственном уровне обеспечить создание современного регионального телевидения высокой и ультравысокой чёткости изображения с объёмным звуком, основанное на базе новейших цифровых технологий, инновационных сред и средств передачи и приёма телевизионного сигнала
– формировать новые профессиональные ценности и идеологию российских журналистов
Внедрение современных механизмов и инструментов управления
– внедрять современные методы управления инновациями, управления телевещательными организациями, знаниями и информацией, совершенствовать методологическую базу оценки инновационных проектов в телеиндустрии
– использовать достижения современной науки об управлении, предполагающей множества подходов, концепций и известных методологических подходов (системный, динамический, маркетинговый, синергетический), новейшей теории прирородоподобного управления, которая базируется на жизнедеятельностном подходе [27]
– применять современные инструменты управления инновациями: инновационные проекты, маркетинг инноваций, бренд-стратегия, инжиниринг и реинжиниринг процессов, фрондирование, всеобщее управление качеством и др.
– совершенствовать методы и способы управления реализацией инновационной деятельностью в телеиндустрии (разработка планов, прогнозирование, экспертиза, комплексная оценка и корректировка, оперативное управление, управление развитием кадрового потенциала, мотивационное управление, интеграционное взаимодействие предприятий, выбор инновационных проектов, опережающий самоконтроль, оптимизация производственного цикла, мониторинг состояния, маркетинговые исследования, телеизмерения, информационное обеспечение инновационной деятельности и др.)
Совершенствование экономических механизмов управления
– разработка эффективных механизмов распределения государственных средств и совершенствование системы источников финансирования сферы телеиндустрии: создание системы федеральных и региональных налоговых льгот субъектам сферы телеиндустрии; предоставление инвестиционных налоговых кредитов в соответствии с законодательством Российской Федерации; предоставление бюджетных гарантий по кредитам коммерческих банков; предоставление пониженных коэффициентов при арендной плате за пользование государственным имуществом, государственное субсидирование, госзаказы, концентрация ресурсов на инновационных направлениях, стимулирование, конкурсы, гранты, страхование и др.
– формирование благоприятного бизнес-климата и создание привлекательных условий для инвесторов, используя принципы и методы эффективного управления инновациями и инвестициями, постоянное увеличение инвестиций в новые технологии, продукты и сервисы, поддержка инновационных проектов и программам, развитие государственно-частного партнёрства с коммерческими и общественными организациями
– осуществление масштабных инвестиций в региональную телевизионную инфраструктуру и в человеческий капитал, расширение правительственных трансфертов через механизмы проектного финансирования, переориентация рекламного рынка в пользу регионального телевещания
Совершенствование нормативно-правового обеспечения развития телеиндустрии
– разработать нормативно-правовую базу сферы телеиндустрии, правовое регулирования инновационных процессов, происходящих в сфере телеиндустрии: приятие федеральных законов «О телерадиовещании», «Об обеспечении обслуживания телевизионного вещания», правовые акты о различных моделях телевещания (об общественном ТВ, о кабельном ТВ, о мобильном ТВ, о трансграничном ТВ и др.), отражающих содержание деятельности вещателя на современном этапе развития сферы телевещания, включая положения о неизменности любой информации, распространяемой при вещании телеканала
– разработать нормативно правовые акты, определяющие правовой статус интернет-телевидения, владельцев контентных Интернет-платформ, новостных агрегаторов, социальных сетей, сайтов в сети «Интернет», аудиовизуальных сервисов, которые де-юре не являются средствами массовой информации
– разработать нормы законодательства, определяющие систему понятий в специфике телевизионных интернет-сервисов и описывающих отношения участников деятельности по распространению телеканалов
– разработать единые стандарты услуг адресного и интерактивного телевидения
Составлено автором по [1,2,3,7,12,17, 19,20,21,24,25-28]

Заключение

Проведённое исследование позволяет сделать выводы о том, что для эффективного управления инновациями в сфере телеиндустрии необходимы соответствующие предпосылки:

– наличие научно-обоснованной стратегии инновационного развития телеиндустрии;

– наличие инновационных структур в организационно-экономическом механизм управления;

– внедрение современных методов, способов и механизмов управления;

– комплексное применение финансово-экономического инструментария;

– наличие развитой инновационной инфраструктуры, внедрение новейших цифровых технологий, программного обеспечения, информационных систем;

– обеспеченность высококвалифицированными кадрами, наличие креативного менеджмента;

– нормативно-правовое обеспечение инновационного развития телеиндустрии.


Источники:

1. Антипов К.В., Самсонов М.И. Стратегическое бизнес-планирование в медиаорганизациях в условиях инновационной экономики // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. – 2020. – № 3. – c. 6-9.
2. Барсуков Д.П. Носкова Н.А. Государственное управление кино- и телеиндустрией Санкт-Петербург. - СПбГИКиТ, 2021. – 136 c.
3. Благова И.Ю., Кузьмина С.Н., Морщагина Н.А., Фатова С.А. Планирование и прогнозирование в телеиндустрии. - СПбГИКиТ, 2019. – 172 c.
4. Вартанова Е.Л., Вырковский А.В., Макеенко М.И., Смирнов С.С. Индустрия российских медиа: цифровое будущее. / Монография. - М.: МедиаМир, 2017. – 160 c.
5. Веригина А.В. Управление конкурентоспособностью организаций медиаиндустрии. / дис.,.. канд. экон. наук: 08.00.05. - Москва, 2012. – 165 c.
6. Волин А.К. Телевидение в ближайшие годы никуда не исчезнет. [Электронный ресурс]. URL: http://minsvyaz.ru/ru/events/35723/ (дата обращения: 21.02.2023).
7. Вьюгина Д.М. Цифровые стратегии медиабизнеса в условиях изменяющегося медиапотребления // Медиаскоп. – 2016. – № 4. – c. 20.
8. Громова Т.М. Институциональные аспекты медиадискурса об инновационной политике // Медиаскоп. – 2020. – № 3. – c. 6.
9. Дугин Е.Ю. Методология исследования информационно-коммуникативных медиасистем и журналистики. - М.: Академия медиаиндустрии, 2017. – 186 c.
10. Ермолаев М.С. Управление инновационной деятельностью предприятий сферы телерадиовещания. / дисс. … канд. экон. наук: 08.00.05. - Москва, 2006. – 164 c.
11. Иванова Е.И. Инструменты стратегического управления инновационной деятельностью предприятий информационно-коммуникационных технологий. / дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. - Смоленск, 2015. – 159 c.
12. Качкаева А.Г., Кирия И.В. Долгосрочные тренды развития сектора массовых коммуникаций // Форсайт. – 2012. – № 4. – c. 6-18.
13. Мамонтов В.А. Управление конкурентоспособностью инновационных проектов в сфере электронных СМИ. / автореф. диc.,.. канд. экон. наук 08.00.05. - Москва, 2015. – 25 c.
14. Мельникова Ю. Отрасль забраковала концепцию развития ТВ до 2025 года. ComNew. [Электронный ресурс]. URL: https://www.comnews.ru/content/212267/2020-12-18/2020-w5 (дата обращения: 18.02.2023).
15. Нугманов В.Ю. Управление организацией медиаиндустрии на основе реинжиниринга. / автореф. дисс.,.. канд. экон. наук: 08.00.05. - М., 2012. – 28 c.
16. Обсуждаем концепцию развития телерадиовещания в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cableman.ru/article/ (дата обращения: 18.01.2023).
17. Одобрена стратегия развития российского телерадиовещания до 2025 года. [Электронный ресурс]. URL: www.digital.gov.ru›ru/events/33972/] (дата обращения: 05.02.2023).
18. Отраслевой доклад «Телевидение в России: состояние, тенденции и перспективы развития» – Москва, 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://nat.ru/upload/medialibrary.pdf (дата обращения: 19.01.2023).
19. Проект Концепция развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2020 – 2025 годы. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/@radio.tv_31-koncepciya-razvitiya-teleradioveschaniya-v-rossiiskoi-federa (дата обращения: 14.03.2023).
20. Сакина Е.Н., Федорова М.С. Современные проблемы управления маркетинговой деятельностью медиаорганизации // Вестник МГУП имени Ивана Федоровна. – 2016. – № 3. – c. 80-83.
21. Самойленко И.С. Управление организацией медиаиндустрии в условиях информационной экономики. / дис.,.. канд. эк. наук: 08.00.05. - М., 2012. – 138 c.
22. Сенькин А.О. Социально-экономическое управление структурой вещания региональных телекомпаний. / автореф. дисс.,.. канд. эк. наук:08.00.05. - СПб, 1999. – 18 c.
23. Солнцева С.А. Адаптация управления телевидением к социокультурному контексту информационного общества. / дис.,.. канд. соц. наук: 22.00.08. - М., 2015. – 196 c.
24. Стрельчук В.Г. Основы маркетинговой деятельности в телеиндустрии // Научный эллектронный журнал Меридиан. – 2020. – № 5 (39). – c. 39-41.
25. Фомина А.Н. Управление инновациями в телеиндустрии. - Курск: Изд-во ЗАО «Университетская книга», 2023. – 151 c.
26. Фомина А.Н. Совершенствование управления инновационным развитием региональных телекомпаний в условиях цифровой трансформации // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 2. – c. 495-512.
27. Фомина А.Н. Управление инновациями в телеиндустрии в условиях цифровизации экономики. / дис.,.. канд. экон. наук: 08.00.05. - Н.-Новгород, 2021. – 243 c.
28. Фомина А. Н., Ползунова Н. Н.,Широкова Л. В. Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры региона на основе управления инновациями в телеиндустрии // Известия Юго-Западного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2022. – № 3. – c. 85-96.

Страница обновлена: 28.11.2024 в 15:45:28