Управление занятостью лиц пенсионного возраста

Бурлака Н.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3-1 (179), Март 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Бурлака Н.П. Управление занятостью лиц пенсионного возраста // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 3. – С. 104-108.

Аннотация:
В статье обосновывается необходимость привлечения российских пенсионеров на рынок труда в связи с целесообразностью использования их профессиональных знаний и умений. Сравнивая ситуацию в России с практикой зарубежных стран, автор приходит к заключению, что принятая у нас схема ухода на пенсию существенно отличается от применяемой в промышленно развитых странах. Там пенсионный возраст выше, и, как правило, существует запрет одновременно получать пенсию и продолжать профессиональную деятельность, а в качестве компенсации практикуется гибкий порядок выхода на пенсию, связанный с постепенным сокращением рабочего времени.

Ключевые слова: пенсионная реформа, мировые пенсионные системы, трудовая занятость пенсионеров, работающие пенсионеры, частичная занятость пенсионеров, гибкий порядок выхода на пенсию



В условиях сегодняшних реалий создается впечатление, что российский рынок труда не испытывает потребности в увеличении занятости пенсионеров, потому что работодатели в процессе реструктуризации заинтересованы в сокращении рабочей силы, в том числе и пожилых работников. Однако демографические прогнозы свидетельствуют о том, что даже с учетом предпринимаемых государством усилий по повышению продолжительности жизни уже в ближайшие годы начнется стремительное сокращение абсолютной численности населения в трудоспособном возрасте. По оптимистичным вариантам сокращение составит к 2025 году 5 млн человек, к 2050 году – 12 миллионов человек, худший вариант составит соответственно 16 и 39 миллионов человек. При этом увеличится относительная доля пожилых людей, что повлияет на перспективы экономического развития страны и поставит задачу использования дополнительных ресурсов рабочей силы [1].

Занятость пенсионеров в период существования СССР и в настоящем

На протяжении всей советской истории занятость пенсионеров всячески поощрялась. Государство позволяло пенсионерам получать одновременно и пенсию, и заработную плату. Это решало проблему низких пенсий и позволяло занять рабочие места, которые в силу либо плохих условий труда, либо низкого уровня оплаты не были заняты молодыми работниками. Пенсионное законодательство СССР предусматривало, что работающие пенсионеры могли получать пенсию с ограничениями в зависимости от занимаемой должности, поэтому пенсионеры после оформления пенсии трудоустраивались на те рабочие места, где разрешалось выплачивать пенсию в полном размере. Удельный вес пенсионеров, которые продолжали работать после выхода на пенсию, в общем объеме получателей пенсии, начиная с середины 1980-х годов, составлял 23−26%. В 1997 году был принят закон, запрещавший получение пенсии работающим пенсионерам. В следствие этого в 1998 году занятость среди пенсионеров сократилась на 5 пунктов и составила 18,7%.

Реформа 2001 года отменила все ограничения для работающих пенсионеров, а Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в ст. 17 предусматривает перерасчет размера страховой части трудовой пенсии в связи с продолжением пенсионером трудовой деятельности [2] по формуле:

СЧ = СЧп + ПКп /Т,

где

СЧ – размер страховой части трудовой пенсии по старости;

СЧп – установленный размер страховой части пенсии;

ПКп – сумма расчетного пенсионного капитала по состоянию на день, с которого производится перерасчет;

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии.

В результате этого количество работающих пенсионеров непрерывно увеличивается и в настоящее время четвертая часть людей, достигших пенсионного возраста, продолжают работать. При этом следует понимать, что именно недостаточный уровень пенсионного обеспечения делает [3] продолжение работы для большинства пенсионеров жизненной необходимостью.

Условия работы пенсионеров в зарубежных странах

Дополнительную лепту в повышение занятости пенсионеров внес экономический рост 2000-х годов. Структурный дефицит на рынке труда повысил спрос на пожилых работников, в первую очередь как на представителей наемного труда. Многие из них имеют высокий уровень образования, высокую квалификацию, большой опыт руководящей работы. С начала реформы масштабы занятости пенсионеров увеличились почти на 10% или в 1,8 раза. Это самый высокий показатель числа работающих пенсионеров с 1990 года.

Главным фактором, влияющим на занятость в пожилом возрасте, является здоровье пенсионера [4]. Более образованные лица пенсионного возраста имеют более качественное здоровье и дольше остаются на рынке труда.

При изучении зарубежного опыта занятости пожилых людей было выявлено, что там существуют совершенно иная схема их трудовой занятости. В развитых странах не существует возможности получать одновременно и зарплату, и пенсию. Исключение составляют несколько штатов США и Канады. В Западной Европе необходимо обязательно оставить рабочее место для того, чтобы получать пенсию. Между крайностями − безоговорочной пенсией и пенсией при условии обязательного увольнения − существуют различные промежуточные варианты. В одних пенсионных системах пожилой работник может продолжать работать и получать пенсию в пониженном размере. В других − пенсионер должен прекратить профессиональную деятельность по профессии или в отрасли, в которой он работал. Где-то пенсия выплачивается только после увольнения, но в дальнейшем разрешается нерегулярная работа или на условиях неполного рабочего дня. При этом заработки не должны превышать установленного уровня. В случае превышения, размер пенсии уменьшается или не выплачивается. Системы пенсионного страхования обычно предусматривают возможность продолжения трудовой деятельности и после достижения пенсионного возраста, поскольку при этом уплачиваются взносы и позднее можно получить более весомую пенсию.

Два варианта занятости пенсионеров

Рассмотрим подробно некоторые варианты решения проблемы занятости населения старшего возраста в развитых странах.

Первый − это законодательное закрепление использования неполной занятости пожилых людей. К примеру, 2004 году в 15 странах Европейского Союза 41% работающих женщин 55−64 лет работали на неполную ставку [5], и наблюдается тенденция увеличения количества пожилых людей, занятых неполный день.

Для содействия экономической активности старшего поколения в Дании, Швеции, Италии и некоторых других странах применяются специальные схемы постепенного ухода с рынка труда работников этих возрастных групп. При этом, помимо заработной платы, им выплачивается пособие за не полностью отработанное рабочее время. К тому же, законодательно установлено, что длительность рабочего дня на неполную ставку может составлять от 8% в Италии до 35% в Швеции и Голландии. В развитых странах наблюдается тенденция увеличения количества пожилых людей занятых неполный день. В Германии принят закон о неполной трудовой занятости пожилых лиц, который стимулирует неполную занятость наемных работников, начиная с 55-летнего возраста в том случае, если они работали на занимаемом рабочем месте в течение предшествующих пяти лет. Такие работники имеют право на сокращение рабочего дня вдвое при сохранении 70% заработка.

Практика гибкого выхода на пенсию

Второй распространенной схемой выхода пожилых работников с рынка труда является досрочный выход на пенсию. При этом разница между законодательно установленным пенсионным возрастом и реальным возрастом выхода на пенсию является весьма существенной. Например, в Голландии при установленном стандартном возрасте выхода на пенсию в 65 лет фактически население выходит на пенсию в 58,8 лет, в Норвегии официальный возраст выхода на пенсию 67 лет, фактически же 63,8 лет. В Австрии, Бельгии и Финляндии возраст выхода на пенсию мужчин на 6 лет ниже официально установленного строка, женщины же уходят из сферы трудовой занятости еще раньше, у них разница составляет 10 лет [7].

Законодатели в развитых странах предпринимают все усилия, чтобы дольше задержать людей в экономической сфере. В настоящее время в самых благополучных странах, таких как Норвегия, Дания, Исландия и США произошло повышение пенсионного возраста до 67 лет. Но очень важной особенностью при этом является то, что для всех работающих до наступления 67 лет имеется законодательно установленная возможность работать неполный день. Это дает возможность пожилым работать в посильном для них режиме и самим определять время своего ухода с рынка труда. Работники, которые накопили на своих пенсионных счетах суммы для получения достаточной пенсии в течение всего расчетного периода дожития, уходят на пенсию раньше установленного возраста. Такое гибкое сочетание возможностей позволяет человеку индивидуально выбирать режим ухода на пенсию.

Обзор зарубежного опыта пенсионных систем показал, что принятая в России схема ухода с рынка труда пожилых работников существенно отличается от схем, принятых в промышленно развитых странах, где высокий пенсионный возраст, и, как правило, запрет одновременно получать пенсию и продолжать профессиональную деятельность, компенсируется широким распространением практик гибкого выхода на пенсию.


Источники:

1. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2008 г. / Под общей редакцией А.Г. Вишневского и С.Н. Бобылева. − М.: Сити-Принт, 2009. − 208 с.
2. Соловьев А.К. Пенсионная система Российской Федерации / А.К. Соловьев. − М.: ИД «Финансовый контроль», 2007. – 48 с.
3. Социально-экономическое положение России / Федеральная служба государственной статистики. – М.: 2005, 2006.
4. Доброхлеб В. Ресурсный потенциал и занятость пожилых людей в современной России. – Ярославль: Лад, 2004.
5. Стратегии: Кадровый рынок для пожилых людей // Форсайт. − 2008. − №3 (7).
7. Григорьева И.А. Социальная политика и пожилое население в современной России: вызовы и возможности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.dobroedelo.ru.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:48:22