Фонд перераспределения в системе факторов эффективного животноводства

Комлацкий Г.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (165), Август 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассмотрены организационно-экономические проблемы развития животноводства в Российской Федерации и Краснодарском крае. Предложено целевое выделение земли из фонда перераспределения для создания животноводческих крестьянских (фермерских) хозяйств и семейных ферм. Дано обоснование поддержки малого бизнеса посредством регулирования земельных отношений.

Ключевые слова: земельные отношения, животноводство, эффективность, малые формы хозяйствования, фонд перераспределения



Сдерживающим фактором развития животноводства в хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах в стране и в Краснодарском крае, в частности, является отсутствие у большинства из них земли для выращивания фуражного зерна и других кормовых культур. А ведь общеизвестно, что для успешного ведения отрасли необходимо наряду с селекцией и использованием прогрессивных технологий полноценное сбалансированное кормление. Ни у кого, наверное, не вызывает сомнения тот факт, что собственное производство кормов обеспечивает большую прибыль за счет снижения себестоимости произведенной продукции.

На одну корову необходимо 2-2,5 га сельхозугодий, на 1 свиноматку – 1-1,5 га пашни. Важно, чтобы сами производители животноводческой продукции готовили корма, что, несомненно, позволит не только улучшить их качество, но и уменьшить стоимость, и положительно повлияет на эффективность животноводства. Пока эта проблема стоит остро и требует незамедлительного решения.

На наш взгляд, актуальным является предоставление сельхозпроизводителям, занимающимся животноводством, земель из фонда перераспределения для развития кормовой базы.

Выделения земли для нужд животноводства

В Краснодарском крае в 2006 году был принят Закон № 1101-КЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края» [4]. Этим законом органам местного самоуправления были предоставлены полномочия по организации и проведению торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, принятию решений о предоставлении участков в аренду, заключению договоров аренды и изменению срока действия договоров аренды. Такие полномочия были предоставлены 36 муниципальным образованиям по распоряжению землями фонда перераспределения в размере более 420 тыс. га. Учитывая, что Кубань является крупнейшим производителем плодово-ягодной и овощной продукции, а также тот факт, что доля малых форм хозяйствования в крае в производстве плодов и ягод в настоящее время составляет всего 26%, Законодательное собрание Краснодарского края приняло постановление (от 26.01.2010 № 1741-П) о выделении фермерам и для ведения ЛПХ (малым формам хозяйствования) из краевого фонда перераспределения земель 100 участков для занятия виноградарством, садоводством и овощеводством [5].

Что касается выделения земли для нужд животноводства, то этот вопрос в администрации Кубани пока еще не решен. Хотя законом Краснодарского края от 01.07.2008 № 1514-КЗ «О внесении изменения в статью 19 Закона Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» было определено целевое назначение фонда перераспределения земель и установлено, что фонд в первоочередном порядке должен использоваться для производства кормовых культур, винограда, плодов, овощей и ягод [6].

Фонд перераспределения земель

Земельные доли, размер которых, например, в Краснодарском крае равен около 5 га, не могут удовлетворить потребности малого бизнеса в земле для расширения животноводства.

Естественно, при такой обеспеченности землей для возделывания кормовых культур (разных форм землепользования и землевладения) вряд ли можно говорить об успешном ведении животноводства и увеличении поголовья.

Каков выход из сложившегося положения? На наш взгляд, на государственном уровне нужно рассмотреть вопрос о целевом выделении земли тем, кто планирует заниматься животноводством, на правах аренды или выкупа. А собственникам и арендаторам (особенно земель из фонда перераспределения) убедительно (на основе законодательных актов) рекомендовать заниматься животноводством. В настоящее время в каждом районе имеется фонд перераспределения, из которого возможно, на наш взгляд, выделение по целевому назначению земель для развития животноводства и его кормовой базы. Для этого необходимо установить правовой режим земель фонда перераспределения, конкретизировать понятие особо ценных продуктивных сельхозземель, ввести в оборот брошенные и скупленные для других целей плодородные земли.

Основанием для включения в фонд является решение исполнительного органа власти о переводе в него земель в случае добровольного отказа от земельного участка, при принудительном отказе, отсутствии наследников. Площадь земель фонда перераспределения в Российской Федерации на 1 января 2009 года составила 48,4 млн. га (см. табл. на с. 130) [1].

Из таблицы 1 видно, что в 2008 году произошло сокращение пахотных земель в составе фонда перераспределения при увеличении его общей площади. Это еще раз подтверждает возможность использования земель фонда перераспределения для развития животноводства при выделении их для целевого назначения фермерским хозяйствам и семейным фермам.

Таблица

Сведения о фонде перераспределения земельв Российской Федерации на землях сельскохозяйственногоназначения (2007-2008 гг.), тыс. га

№п/п
Состав земель2007 год2008 год 2008 г.к 2007 г. (+/-)
1Земли фонда перераспределения46581,748410,4+1828,7
2 из них сельскохозяйственныеугодья
11740,711758,7+18,0
3В том числе пашня3710,53647,2-63,3

Проблема невостребованных земельных долей

Согласно Земельному кодексу РФ, земли фонда перераспределения относятся к ведению субъекта Федерации, то есть считаются областной или краевой собственностью. В настоящее время этими участками реально распоряжаются районные администрации. Они делают это не всегда добросовестно и эффективно, передавая их хозяйствам в бессрочное пользование, часто не представляя на конкурс и т.д. (то есть, вместо реальной поддержки всех землевладельцев органы государственных и муниципальных властей часто ведут коррупционно опасную политику в виде помощи на сомнительно «выборочной» основе). Сведения о размере фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, арендаторах этих земель должны быть доступны для фермеров и владельцев личных хозяйств.

Важной и до настоящего времени юридически не отрегулированной является проблема невостребованных земельных долей. Сейчас многие владельцы земельных долей не могут реализовать свои законные права из-за сложности, длительности и значительных финансовых затрат оформления земли в собственность. На 1 января 2008 года площадь невостребованных долей собственников составила более 27 млн га, что составляет около 14% общей площади сельскохозяйственных угодий, входящих в категорию земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации (ее размер равен 195,6 млн га).

В Краснодарском крае на протяжении последних лет Законодательным собранием был принят ряд постановлений об организации работы по образованию земельного участка в счет невостребованных земельных долей на территории отдельных муниципальных образований. По данным Агропромышленного союза Кубани в Краснодарском крае имеется более 300 тыс. га сельхозугодий, которые отнесены к невостребованным долям.

Юридически собственники этих земель имеются (их право закреплено свидетельствами старого образца), но земли эти не отмежеваны и не поставлены на кадастровый учет. Эти земли либо совсем не используются, либо используются незаконно. В ряде случаев земельные участки в счет невостребованных долей после проведения межевания и по решению судов переданы в краевую собственность.

Земли для кормовой базы

Целевое выделение земли малым формам хозяйствования для развития животноводства позволит создать в хозяйствах собственную кормовую базу и обеспечить животных кормами. Наряду с этим наделение малых форм хозяйствования землей позволит решить еще одну важную проблему – повышение кредитоспособности этих хозяйств за счет образования залоговой базы, которая сейчас либо полностью отсутствует, либо является недостаточной. Существующий в настоящее время залоговый фонд субъектов Российской Федерации используется крайне неэффективно. За счет кредитов фермерские хозяйства и хозяйства населения смогут приобрести новую технику и технологию для ведения инновационно ориентированного животноводства.

Такое решение позволило бы, с одной стороны, дать возможность ускоренному развитию малых форм хозяйствования на селе, а с другой – значительно увеличить производство животноводческой продукции, полностью исключив ее импорт.

Такова, на наш взгляд, экономическая роль земельных отношений вообще и фонда перераспределения, в частности, в реализации задачи наращивания производства отечественной продукции животноводства.


Источники:

1. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2008 году / Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. – Москва, 2009. – 205 с.
2. Национальный доклад «О ходе реализации в 2008 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг.» / МСХ РФ.– Москва, 2009. – 145 с. 3. Интернет-портал МСХ России.
4. Закон Краснодарского края «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодар ского края» (в ред. от 08.12.2008 № 1599-КЗ).
5. Постановление Законодательного собрания Краснодарского края «О мерах по развитию виноградарства, садоводства и овощеводства и малых формах хозяйствования на территории Краснодарского края» от 26.01.2010 № 1741-П.
6. Закон Краснодарского края «О внесении изменения в статью 19 Закона Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» от 01.06.2008 № 1514-КЗ.

Страница обновлена: 20.09.2024 в 07:42:58