Формирование механизма перераспределения финансовых ресурсов в рамках сетевого взаимодействия предпринимательских структур

Кошелева Т.Н.1,2, Муллина И.В.3
1 Санкт-Петербургский университет гражданской авиации, Санкт-Петербург, Россия, Россия, Санкт-Петербург
2 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, Россия, Санкт-Петербург
3 Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Россия, Пушкин

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 3 (Март 2021)

Цитировать:
Кошелева Т.Н., Муллина И.В. Формирование механизма перераспределения финансовых ресурсов в рамках сетевого взаимодействия предпринимательских структур // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 3. – С. 591-604. – doi: 10.18334/epp.11.3.111702.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=45068342
Цитирований: 9 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье обоснована эффективность взаимодействия предпринимательских структур с использованием механизма финансовых ресурсов как технология краудфандинга или его модификаций, а именно - краудлендинга и краудинвестинга. Определен механизм совершенствования управления сетевым взаимодействием сфере малого и среднего предпринимательства при посредничестве специализированных интернет-платформ. Рассмотрена возможность формирования механизмов региональной инфраструктуры предпринимательской поддержки, в первую очередь, финансовой. Доказана возможность применения на региональном уровне сетевого взаимодействия предпринимательских структур, при перераспределении финансовых ресурсов, а также других элементов поддержки по обеспечению материальными и нематериальными активами, которых, в настоящее время, очень не хватает субъектам малого и среднего предпринимательства, в процессе «постковидного» восстановления и последующего этапа инновационного развития

Ключевые слова: взаимодействие предпринимательских структур; финансовые ресурсы; краудфандинг; краудлендинг; краудинвестинг; механизм управления сетевым взаимодействием; малое и среднее предпринимательство; краудфандинг с элементами лизинга

JEL-классификация: L26, M21, G32



Введение

Совершенствование процесса сетевого взаимодействия предпринимательских структур, особенно в сфере малого и среднего предпринимательства, является ключевым фактором повышения конкурентоспособности отраслей и улучшения социально-экономических показателей регионального развития в условиях дальнейшего развития инновационной экономики, экономики знаний и цифровой экономики. Процесс сетевого взаимодействия предпринимательских структур предопределяет формирование механизма перераспределения финансовых ресурсов в рамках сетевого взаимодействия предпринимательских структур в целях получения ресурсов для своего развития, в первую очередь финансовых ресурсов. Механизм сетевого взаимодействия предпринимательских структур с рыночными инфраструктурными элементами экономической системы, в частности с финансовыми структурами и субъектами, функционирующими на социальной основе, объединенными на принципах сетевого взаимодействия, наиболее эффективно проявляет себя в условиях посткризисного восстановления, в том числе и «постковидного». Следовательно, необходимо рассмотреть процесс формирования комплексного алгоритма ресурсного, в первую очередь финансового обеспечения субъектов предпринимательства, в частности кредитными ресурсами в направлении развития региональной инфраструктуры на основе сетевого взаимодействия предпринимательских структур, особенно в сфере малого и среднего предпринимательства. В предлагаемой статье проанализированы разные подходы к процессу формирования механизма перераспределения ресурсов, в первую очередь финансовых, в рамках развития сетевого взаимодействия предпринимательских структур, в том числе проведен анализ взглядов Бургонова О.В. и Круглова Д.В. [2, с. 407–414] (Burgonov, 2020, р. 407–414), Бразевича Д.С. и Грозовской Е.В. [4, с. 99–103; 5, с. 257–260] (Grozovskaya, Brazevich, Kosheleva, 2020, р. 99–103; Grozovskaya, 2018), Задориной М.В. и Ксенофонтовой Т.Ю. [6, с. 159–164; 10] (Zadorina, Ksenofontova, 2019, р. 159–164; Ksenofontova, Smirnov, Kadyrova, Burgonov, Kosheleva, 2019), Круглова Д.В. и Кругловой О.Д. [9, с. 201–204] (Kruglov, Kruglova, 2017, р. 201–204), Кудровой Н.А. [13, с. 104–114] (Kudrova, Ivanova, 2015, р. 104–114), Тархановой Н.П. [19, 20] (Tarkhanova, Ksenofontova, Vasilchikov, Kosheleva, 2020; Kosheleva, Tarhanova, Strielkowski, Ksenofontova, 2019) и др. и обоснована возможность формирования инфраструктурной сетевой платформы предпринимательской поддержки и предпринимательского взаимодействия. Основной целью данной статьи выступает обоснование возможности применения на региональном уровне нового инструмента инфраструктурной поддержки и сетевого взаимодействия малых и средних предпринимательских структур, а именно – краудфандинга с элементами лизинга. Научная новизна предлагаемой статьи состоит в проработке направлений формирования информационной базы для выстраивания возможностей к управлению предпринимательским региональным рынком на основе цифровизации управленческих процессов в процессе обеспечения механизма привлечения ресурсов, в первую очередь финансовых, для восстановления малого и среднего предпринимательства в условиях крайне ограниченных ресурсных и финансовых возможностей. В качестве методологической основы предлагаемой статьи выступает обоснование необходимости формирования механизма привлечения финансирования в процессе сетевого предпринимательского взаимодействия.

Механизм сетевого взаимодействия предпринимательских структур с финансовыми структурами в части обмена на предпринимательском рынке временно невостребованными финансовыми ресурсами лежит в основе механизма инвестирования в любых его объемах в самых разных направлениях, в том числе и в направлении формирования информационной базы для выстраивания возможностей к управлению предпринимательским региональным рынком на основе цифровизации управленческих процессов. В современных условиях формы и виды такого финансирования стали изменяться в зависимости от всех факторов, от которых этот процесс реально зависел, и в первую очередь от экономических условий сетевого взаимодействия предпринимательских структур в процессе перераспределения реальных финансовых ресурсов и ослабления экономических взаимосвязей [1; 3; 7, с. 176–179; 8, с. 2517–2528; 11, с. 56–59] (Golubetskaya, Kunin, Kosheleva, 2017; Kosheleva, 2020, р. 176–179; Kosheleva, 2020, р. 2517–2528; Ksenofontova, Kosheleva, 2019, р. 56–59). Финансирование, в том числе и кредитование в сфере малого и среднего предпринимательства, может послужить основой «постковидного» восстановления и будет способствовать не просто увеличению вложения в будущее развитие предпринимательских сетей, но и позволит усовершенствовать интеллектуальный потенциал. Механизмов получения финансовых ресурсов предпринимательскими структурами достаточно: получение кредита в кредитных организациях, возможность выпуска облигаций или реализация векселей и т. д., но к сожалению, в современных условиях, несмотря на государственную поддержку и снижение процентов по кредиту, этого, конечно, недостаточно. Однако банки, финансовые компании некоторым образом монополизировали саму возможность предоставления финансовых средств в кредит (преимущественно тем заемщикам, которые являются бизнес-структурами, потому что именно они являются лицами, где возврат средств имеет наибольшую вероятность). Для малых и средних субъектов предпринимательского рынка сетевое взаимодействие их как участников транзакции в части обеспечения финансовыми ресурсами является основой успешного функционирования. Однако необходимо формирование такого механизма, при котором возможно взаимодействие субъектов предпринимательства, добровольно объединяющих свои финансовые ресурсы. Данный механизм реализуется посредством технологии краудфандинга или его модификаций, а именно – краудлендинга и краудинвестинга. Строго говоря, краудлендинг – это частный случай краудфандинга – механизма привлечения финансирования в общем виде, где участниками становятся малые и средние предприниматели. Теоретически это возможность вовлекать в процесс краудфандинга самые широкие массы потенциальных кредиторов – субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе и индивидуальных предпринимателей, т.е. коллективное сотрудничество субъектов предпринимательства (доноров), добровольно объединяющих свои финансовые ресурсы, как правило, через интернет, чтобы поддержать других субъектов малого и среднего предпринимательства (реципиентов) [12, с. 52–56; 14, с. 713–724; 16, с. 58–61] (Kudrova, Kosheleva, 2018, р. 52–56; Mitrofanov, Kosheleva, 2020, р. 713–724; Seleznev, Kosheleva, 2020, р. 58–61). Краудлендинг – это процесс сетевого взаимодействия предпринимательских структур с использованием сети Интернет, который происходит по алгоритмам Р2Р и Р2В, то есть между заинтересованными в этом сторонами при посредничестве специализированных интернет-платформ. Р2Р – это один из основных видов электронных пользовательских взаимодействий, в процессе которого пользователи интернета взаимодействуют непосредственно с другими пользователями (физическими лицами); Р2В – это еще один из основных видов электронных пользовательских взаимодействий, в процессе которого физические лица взаимодействуют с лицами юридическими. Можно сказать, что идея краудлендинга состоит в том, что вместо зарегулированных и зарегламентированных традиционных финансовых институтов в качестве посредника, стабилизирующего юридические взаимоотношения между предпринимательскими структурами в части перераспределения финансовых (кредитных) ресурсов, выступает простая веб-площадка – интернет-ресурс, который обладает всеми признаками, присущими электронному проекту, главными из которых являются: отсутствие многочисленных бюрократических ограничений; техническая простота доступа к возможностям интернет-ресурса; фактическое отсутствие законодательной базы, которая, по сути, несет с собой мощные и далеко не всегда обоснованные ограничения свободной конкуренции [15, с. 21–24; 17, с. 61–67; 18, с. 98–104] (Mullina, 2018, р. 21–24; Sorvina, Kosheleva, 2019, р. 61–67; Sorvina, Kosheleva, 2020, р. 98–104). Благодаря краудлендинговой платформе индивидуальные предприниматели имеют возможность быстро и без лишних формальностей предоставить деньги в долг любому такому же малому или среднему предпринимателю на рынке, будь он также индивидуальным предпринимателем как с образованием, так и без образования юридического лица, или корпорацией (предприятием). Все вышеперечисленное способствует наиболее эффективному сетевому взаимодействию предпринимательских структур. Именно поэтому краудлендинг иногда именуют механизмом народного кредитования. К сильным сторонам данной технологии на предпринимательском рынке можно отнести то, что краудлендинг подразумевает формирование специальных платформ в интерактивном пространстве, где и происходит удаленное взаимодействие предпринимателей. Краудлендинговые электронные платформы самостоятельно собирают сведения о потенциальных заемщиках, в том числе и о тех предпринимателях, кто хоть раз обратился к такой платформе за дополнительными финансовыми ресурсами. В рамках краудлендинговых электронных платформ реализуется понятие кредитного рейтинга. В частности, проверяется, нет ли у предпринимателя, претендующего на получение дополнительных финансовых ресурсов по технологии краудлендинга, просроченных или иных неурегулированных обязательств. Краудлендинговая электронная площадка ведет историю каждого кредитора и заемщика, взаимодействующих в рамках ее технологических возможностей и использующих ее финансовые инструменты, что делает выявление потенциальных рисков кредитования более эффективным, к примеру, чем в случае проведения классического банковского анализа надежности заемщика, или, как его обычно называют, андеррайтинга. Предприниматель, потенциально настроенный на увеличение своих финансовых ресурсов с помощью технологии краудлендинговых электронных платформ, может самостоятельно устанавливать ту ставку кредитного процента, которую он готов и способен выплачивать. Предприниматели – потенциальные кредиторы, потенциально готовые предоставить временно свободные финансовые ресурсы на условиях и по технологии краудлендинга, при этом либо соглашаются на предлагаемую ставку кредитного процента, либо отказывают предпринимателю в финансировании. Иными словами, действует свободный рыночный принцип взаимодействия спроса и предложения временно свободных финансовых ресурсов, в результате которого может формироваться объективная, справедливая цена. Впрочем, и для кредиторов, и для заемщиков краудлендинговая электронная платформа определяет наибольшие и наименьшие процентные ставки, а также объемы кредитования, чтобы сделать процесс «возврата кредитных ресурсов» более интенсивным в каждом конкретном случае. Краудлендинговая электронная площадка при этом получает комиссию за предоставление возможности участникам взаимодействовать между собой, обеспечивая им юридическое сопровождение процесса пользования временно свободными финансовыми ресурсами, обычно на уровне 5%. Многие краудлендинговые платформы практикуют поддержание конфиденциальности личностей как кредиторов, так и заемщиков. Но для успеха краудлендинга как одного из инструментов инфраструктурного сетевого взаимодействия малого и среднего предпринимательства требуется совершенствование не только обмена обязательствами на бумажном носителе в том числе, но и создание эффективно действующей системы контроля возврата средств. Однако можно не сомневаться в эволюционном процессе: краудлендинговые платформы совершенствуют свою деятельность в этом направлении, так что именно они со временем станут полновесной заменой традиционным банкам на пространстве финансовой инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Но у краудлендинга как у одной из технологий сетевого взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях восстановления после «ковидных» ограничений и недостатка финансовых ресурсов на предпринимательском рынке при всех очевидных плюсах есть и существенные недостатки, которые ограничивают его широкое распространение. Например, администрации краудлендинговых платформ заключают формальные юридические контракты с участниками предпринимательского рынка, которые являются гарантиями возврата взятых в долг финансовых ресурсов, практика мошенничеств именно в случаях краудлендинга изобилует случаями злостного неисполнения ссудополучателями взятых на себя обязательств, и не всегда обоснованных, в том числе «молчаливые дефолты» и прочие другие «схемы» мошенничества. Когда физическое лицо кладет свои средства на банковский депозит, то ответчиком по этому займу является банк, если какой-либо дебитор банка не вернет ему вовремя взятый кредит, данный факт не повлияет на выполнение этим банком своих обязательств перед лицом, разместившим свои свободные средства на депозите. В случае же краудлендинга действуют алгоритмы Р2Р и Р2В, то есть кредитор и заемщик просто сводятся вместе на краудлендинговой платформе инфраструктурного предпринимательского сетевого взаимодействия. И хоть декларативно администрация краудлендинговой платформы и находится на страже интересов участников предпринимательского рынка, подавая в суд на нерадивых заемщиков, фактически вернуть средства, не возвращенные вовремя, достаточно проблематично, по крайней мере полностью. Как следствие, стоимость займа в рамках краудлендинга существенно выше, чем в случае банковского кредитования. Это логично, так как риски в случае, когда заемщик остается «один на один» с кредитором, для кредитора объективно выше. Речь, конечно же, не идет о нормах процентных ставок, которые практикуют МФО (от 1% в сутки и выше), а о том, что желающему «прокредитоваться» через краудлендинговую платформу как один из инструментов инфраструктурного предпринимательского взаимодействия следует быть готовым к норме процента под 50% годовых, что естественно является серьезным недостатком данного инструмента предпринимательского рынка.

Разновидности краудлендинга (сroude (крауд) по-английски – толпа, to lend – давать в долг, одалживать). Отсюда становится понятным смысл и термина, и процесса, который под ним подразумевается. «Получать в долг от толпы» – именно так следует понимать суть краудлендинга, возможен он стал лишь после появления технической возможности реализации алгоритма Р2Р. Краудлендинг – это действительно хороший, удобный, но далеко не единственный механизм прямого сетевого взаимодействия продавцов и покупателей временно свободных капиталов на предпринимательском рынке. Но краудлендинг не единственный инструмент, который применяют в качестве инфраструктурного элемента финансового обеспечения потребностей малых и средних предпринимателей. Например, используется и такой инструмент, как краудинвестинг, сущность которого состоит также в инвестировании, которое строится по сходному алгоритму краудлендинга. Только если в случае с краудлендингом речь идет о кредитовании, в случае с краудинвестингом – имеет место продажа долей в определенном проекте, но не классических акций, а их электронных аналогов – «токенов». В случае, если речь идет о первичном выходе на рынок, обычно говорят об ICO (аналоге классического IPO). Можно также использовать в качестве одного из инфраструктурных элементов сетевого взаимодействия предпринимательских структур краудсорсинг, сущность которого заключается в привлечении к решению проблем недостатка финансовых ресурсов для инновационной производственной деятельности малых и средних предпринимательских структур, в рамках еще одного из инструментов инфраструктурной поддержки регионального предпринимательского рынка. Краудсорсинг применяется для реализации их потенциальных креативных творческих способностей, знаний и опыта, что, безусловно, является важным аспектом в условиях инновационной экономики и развития экономики знаний. Реализация знаний и опыта осуществляется по типу субподрядной работы на добровольных началах с применением механизма делегирования ряда предпринимательских задач широкому кругу лиц, готовых выполнить эти задачи на добровольной основе, т. е. это является своего рода «мозговым штурмом», посредством которого знания и навыки предпринимателей и высококвалифицированных специалистов, не связанных между собой, используются в коммерческих целях конкретных субъектов малого и среднего предпринимательства. Все это является эффективным механизмом сетевого взаимодействия предпринимательских структур на новых инновационных платформах. Участники процесса краудсорсинга в данном случае выступают не кредиторами, а поручителями по нереализованным пока что обязательствам потенциального заемщика (они предоставляют не деньги в долг, а лишь гарантии по потенциальному кредиту заемщика). То есть этих участников правильно называть уже не кредиторами, а частными поручителями. При этом механизм работы инфраструктурной сетевой платформы предпринимательской поддержки сходен с площадками краудлендинга. Алгоритмы Р2Р и Р2В открывают перед финансовым рынком регионального предпринимательства широкие возможности в направлении финансового обеспечения предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, особенно в условиях «постковидного» восстановления предпринимательского рынка. При этом среди уже используемых механизмов региональной инфраструктуры предпринимательской поддержки, необходимо рассмотреть возможность применения на региональном уровне нового инструмента поддержки и сетевого взаимодействия предпринимательских структур – краудфандинг с элементами лизинга. Данный механизм может включать кроме финансовых элементов и другие элементы инфраструктурной поддержки по обеспечению материальными и нематериальными активами, которых в настоящее время очень не хватает субъектам малого и среднего предпринимательства в процессе «постковидного» восстановления и последующего этапа инновационного развития.

Заключение

Таким образом, в результате проведенного исследования определено, что необходимо формирование механизма, при котором возможно взаимодействие субъектов предпринимательства, добровольно объединяющих свои финансовые ресурсы, что наиболее актуально для малых и средних субъектов предпринимательского рынка, так как сетевое взаимодействие их как участников транзакции в части обеспечения финансовыми ресурсами, является основой их успешного функционирования. Выявлено, что данный механизм реализуется посредством технологии краудфандинга или его модификаций, а именно – краудлендинга и краудинвестинга. Определено, что в рамках реализации данного механизма сетевых предпринимательских структур процесс осуществляется с использованием сети Интернет, происходит по алгоритмам Р2Р и Р2В между заинтересованными в этом сторонами при посредничестве специализированных интернет-платформ.

Таким образом авторы предлагают более комплексный алгоритм перераспределения финансовых ресурсов как одного из элементов инфраструктурной поддержки предпринимательских структур в рамках сетевого регионального взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства, механизм которого включает в себя различные инструменты, не только финансовые. Так, например, в процессе использования интернет-площадок можно рассмотреть использование временно свободного оборудования, временно незанятых площадей, временно не используемых электрических мощностей, а также и возможность применения технологий франчайзинга или даже их совместного временного использования предпринимательских ресурсов на партнерских началах. В результате рассмотрения механизма финансового обеспечения предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на основе технологии краудфандинга или его модификаций (краудлендинга и краудинвестинга) обоснована возможность применения на региональном уровне нового инструмента инфраструктурной поддержки и сетевого взаимодействия малых и средних предпринимательских структур – краудфандинга с элементами лизинга.


Источники:

1. Brazevich D., Safronova Zh, Kosheleva T., Biryukova A. Analysis of the Problems of Ensuring Information Security in the Terms of the Contemporary Society // Open Journal of Social Sciences. – 2020. – № 8. – p. 231-241. – doi: 10.4236/jss.2020.82018.
2. Бургонов О. В. Цифровая среда предпринимательства: перспективы и вызовы для развития экономических систем // Экономика и управление. – 2020. – № 4(174). – c. 407-414.
3. Golubetskaya N., Kunin V., Kosheleva T. Problems of innovative development of an entrepreneurship in the industry in the conditions of upgrade of economy // Iop conference series: Earth and environmental science, 19: Energy Management of Municipal Transportation Facilities and Transport, EMMFT 2017". 2017. – p. 012049.
4. Грозовская Е. В., Бразевич Д.С., Кошелева Т.Н. Методологические основы разработки концепции управления развитием предпринимательской деятельности на транспорте // Вестник высшей школы «Alma mater». – 2020. – № 1. – c. 99-103.
5. Грозовская Е.В. Организация внутреннего контроля развития инвестиционной деятельности на предприятии // Роль интеллектуального капитала в экономической, социальной и правовой культуре общества XXI века: Cборник тезисов докладов международной научно-практической конференции. Комитет по науке и высшей школе; Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики. 2018. – c. 257-260.
6. Задорина М. В., Ксенофонтова Т.Ю. Формирование производственного потенциала на основе инжиниринга // Управление инновационными и инвестиционными процессами и изменениями в условиях цифровой экономики: Сборник научных трудов по итогам II международной научно-практической конференции. Под ред. Г.А. Краюхина, Г.Л. Багиева. 2019. – c. 159-164.
7. Кошелева Т.Н. Методологические подходы к инфраструктурному развитию малых и средних сервисных компаний в процессе становления сферы обслуживания на цифровой основе. / Евразийский международный научно-аналитический журнал «Проблемы современной экономики», № 1 (73). - СПб.: ЦНИТ «Астерион», 2020. – 249 c.
8. Кошелева Т. Н. Направления координации предпринимательского взаимодействия в рамках регионального кластера // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 10. – c. 2517-2528. – doi: 10.18334/epp.10.10.110906.
9. Круглов Д. В., Круглова О.Д. Инновационный кластер как основа развития экономики региона // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика: Сборник научных статей 7-й Международной научно-практической конференции. В 3-х томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2017. – c. 201-204.
10. Ксенофонтова Т. Ю., Смирнов Р.В., Кадырова О.В., Бургонов О.В., Кошелева Т.Н. Practical application of methodologies and mechanisms of formation of regional innovation development strategies // IJRTE-International Journal of Recent Technology and Engineering. – 2019. – № 2. – p. 2277-3878.
11. Ксенофонтова Т. Ю., Кошелева Т.Н. Подходы к стратегическому развитию малых предпринимательских структур в условиях становления цифровой экономики // Проблемы управления производственными и инновационными системами: материалы статей всероссийской научно-практической конференции. 2019. – c. 56-59.
12. Кудрова Н.А., Кошелева Т.Н. Направления развития инновационной среды малого предпринимательства // Социально-экономическая стратегия и инновационное развитие в сервисной деятельности в сфере транспорта и в предпринимательстве - 2017: Сборник докладов международной научно-практической конференции. Под. ред. Кошелевой Т.Н., Губенко А.В., Костина Г. А., Майора М.Н., Щипанова Е.Ф., Кудровой Н.А. 2018. – c. 52-56.
13. Кудрова Н.А., Иванова Е.В. Модель управления региональными кластерными образованиями по факторам управления // Управление изменениями в социально-экономических системах: Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Воронежский государственный университет, Экономический факультет, Кафедра экономики и управления организациями; под редакцией Г. В. Голиковой. 2015. – c. 104-114.
14. Митрофанов С.В., Кошелева Т.Н. Новые цифровые технологии предпринимательского взаимодействия // Экономика труда. – 2020. – № 8. – c. 713-724.
15. Муллина И. В. Подходы к формированию стратегии инновационного развития предпринимательских структур в условиях становления экономики знаний // Социально-экономическое развитие общества: история и современность. Тринадцатые Ямбургские чтения: Материалы международной научно-практической конференции. 2018. – c. 21-24.
16. Селезнев А. А., Кошелева Т.Н. Организация поддержки предпринимательских структур в интерактивной форме на цифровой основе // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2020. – № 2(74). – c. 58-61.
17. СорвинаТ.А., Кошелева Т.Н. Особенности стратегического управления малых и средних сервисных компаний в условиях становления цифровой экономики // Петербургский экономический журнал. – 2019. – № 4. – c. 61-67.
18. Сорвина Т. А., Кошелева Т.Н. Особенности развития малых и средних предпринимательских структур в процессе становления цифровой экономики в сложных экономических условиях // Петербургский экономический журнал. – 2020. – № 2. – c. 98-104.
19. Тарханова Н.П., Ксенофонтова Т.Ю., Васильчиков А.В., Кошелева Т.Н. Государственно-частное партнерство как инструмент развития предпринимательства в регионе // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. – 2020. – № 12. – c. 544-548. – doi: 10.5373/JARDCS/V12SP1/20201102; ISSN 1943-023X.
20. Kosheleva T.N., Tarhanova N.P., Strielkowski V., Ksenofontova T.Y. Development of customer motivation system in the field of entrepreneurship: travel business // Journal of advanced research in dynamical and control systems. – 2019. – № 11. – p. 82-89.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 08:25:17