Факторы развития инновационных производственных систем отрасли гидравлики

Ильина С.В.1
1 Удмуртский филиал Института экономики Уральского отделения Российской академии наук

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 11 (Ноябрь 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В современных экономических реалиях промышленность России претерпевает значительные изменения, как в структуре производств, так и перераспределении векторов развития и потребления ресурсов. Уход с рынка крупных иностранных игроков повлиял на поставки комплектующих и оборудования, создав большие провалы в производственных цепочках. В данной работе выявлены основные тенденции развития мировой и отечественной гидравлики, влияние глобальных структурных изменений на российское производство гидравлической продукции, и обозначены возможные перспективы и угрозы развития. В статье отмечена возрастающая роль китайских производителей на отечественном рынке. Автором проанализированы важнейшие факторы, влияющие на инновационные производственные системы отрасли, в том числе на региональном уровне, среди которых – человеческий, стратегический, инфраструктурный, территориальный. Предложены направления развития инновационных производственных систем в регионах.

Ключевые слова: отрасль гидравлики, санкции, промышленность, производственные системы, инновационная промышленная экосистема

Финансирование:
Статья подготовлена в соответствии с планом НИР Института экономики Уральского отделения РАН по теме № 0327-2024-0022 «Методология формирования и развития инновационных производственных экосистем регионов в условиях цифровой трансформации экономики»

JEL-классификация: F51, O10, O14, Q56



Введение

Глобальная нестабильная ситуация затронула все сферы экономики. Принимаемые лидерами стран Европы и США решения спровоцировали мировую пространственную отраслевую трансформацию. Экономическое противостояние России странам Запада усилило рост отечественного импортозамещения практически во всех отраслях экономики [1], что в свою очередь явилось импульсом для их инновационно-технологического развития.

Анализу инновационного развития России, а так же вопросам его совершенствования посвящены работы Тополевой Т.Н. [2], Косяковой И.В. [3], Клепач А.Н., Водоватова Е.А., Дмитиевой Е.А. [4], Гусаровой М.С. [5], Карпова С.В., Погодина Т.В. [6] и ряда других ученых. Многие исследователи отмечают, что, несмотря на принимаемые государством меры стратегического развития, сохраняется отставание от мировых лидеров в инновационной составляющей производственного сектора.

Актуальность работы обусловлена тем, что с уходом из России большого числа иностранных компаний рынок гидравлики начал активно развиваться. Гидравлические компоненты применяются для решения бытовых и промышленных задач, увеличивается ассортимент продукции, функционирующей с использованием гидравлики. Области применения гидравлических агрегатов постоянно расширяются и требуют большей надежности и точности: в космической отрасли, медицине, оборонно-промышленном комплексе, робототехнике, машиностроении и т.д. Развитие научно-технического прогресса в других отраслях неизбежно способствует проникновению инноваций и в гидравлике, поскольку появляются новые задачи, требующие инновационных решений: ведутся разработки в области микро- гидравлики, тестируются новые материалы, внедряются цифровые решения. Однако проблемы промышленности, накопившиеся до санкций, особенно обострились и усилились с появлением новых конкурентов из Азии. Для принятия стратегических решений, способствующих развитию отрасли страны в целом, необходимо своевременно выявлять какие факторы оказывают наибольшее влияние на отрасль в данных экономических условиях. А учитывая масштабы страны важно понимать реальные запросы призводств на региональном уровне для эффективного распределения ресурсов.

В связи с этим целью исследования явилось определение факторов, в наибольшей степени воздействующих на отрасль отечественной гидравлики в текущих условиях, а так же выявление предпосылок усиления их влияния.

Объектом исследования является инновационная производственная экосистема отрасли гидравлики. Предмет изучения составили факторы развития инновационной экосистемы отрасли гидравлики на региональном уровне.

Научная новизна работы заключается в определении факторов развития инновационной производственной системы в контексте регионально-отралевого развития.

Методология исследования. Информационная база исследования представлена научными публикациями, базами данных ООН, ЕМИСС и Росстат, материалами исследовательских компаний, сервиса Rusprofile и официальных сайтов предприятий.

В ходе исследования применены методы теоретического обобщения и сравнительного анализа научной литературы, контент-анализа, графической визуализации данных и логического обобщения.

Основная часть

Российская гидравлическая промышленность: перспективы и угрозы

В 2021 году экспорт Российской Федерацией силовых установок и двигателей гидравлических линейного действия (цилиндров) по данным Базы данных UN Comtrade (ООН) составил 75,3 млн.долл.США, а импорт – 317 млн.долл.США (что составляло четырехкратное превышение импорта над экспортом). Такое положение делает страну зависимой от иностранной продукции. Принятая политика импортозамещения в стране направлена в том числе на сокращение установившегося разрыва.

На сегодняшний в России есть ряд крупных игроков, по-разному решающих проблему импортозамещения. К примеру, по данным официального сайта АО «Пневмостроймашина» компания уверенно занимает лидирующие позиции в Росси по производству и реализации гидравлической продукции. С 2022 года, когда на российском рынке резко сократились поставки гидравлической продукции иностранного производства в связи с нарушением логистики под влиянием санкций со стороны западных стран, АО «Пневмостроймашина» уверенно заняла свободные ниши (по данным пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности за 2022 год объем реализованной продукции компании увеличился в 1,63 раза по сравнению с предыдущим годом). В 2024 году АО «Пневмостроймашина» заключила Специальный инвестиционный контракт для запуска производства высокотехнологичной гидравлической продукции. По условиям контракта предприятию предоставляются все преференции компаний-инвесторов в импортозамещающее производство, в том числе льготы по налогам на прибыль и имущество. На реализацию проекта планируется инвестировать порядка 4,9 млрд.руб [7]. В числе значительных конкурентных преимуществ АО «Пневмостроймашина» можно выделить наличие лицензии немецкой компании Bosch Rexroth - одного из лидеров мирового производства гидравлики. В сложившейся ситуации на рынке достаточно сложно найти альтернативу продукции PSM-Hydraulics соответствующего качества, сроков, объемов изготовления и поставки [8, с. 198-200].

Однако на фоне снижения влияния на российском рынке гидравлики американских (Parker Hannifin), европейских (Bosch Rexroth (Германия), Danfoss Power Solutions (Дания), Гидросила (Украина), серьезную конкуренцию отечественным производителям задают Италия (OMFB) и особенно Китай (Hengli). К примеру, АО «Петербургский тракторный завод» длительное время на знаменитых тракторах «Кировец» устанавливал электрогидравлическое оборудование крупнейших мировных производителей Bosch Rexroth (Германия) и Bucher (Швейцария), поскольку их гидрораспределители имели большую пропускную способность и обеспечивали стабильную работу гидромоторов даже при максимальных нагрузках [9]. Однако после объявления компанией Bosch в 2022 году решения о прекращении производства на предприятиях в России, партнерство ООО «Бош Рексрот» (учредитель Bosch Rexroth AG) с АО «Петербургский тракторный завод» было завершено встречными многомиллионными исками [10]. В результате произведенной модернизации линейки тракторов «Кировец» в 2022 году претерпела изменение и гидравлическая система. Предприятие наладило сотрудничество с IMHydro (г. Екатеринбург, Россия) и Hengli (Китай). Оборудование новых производителей не только заменило прежних поставщиков, но и позволило в целом улучшить технические характеристики тракторов АО «Петербургский тракторный завод» [11].

Для анализа перспектив развития отрасли гидравлики в России, целесообразно проанализировать поведение потребительских сегментов. Так, динамика показателя ввода в действие основных средств, в частности машин и оборудования и транспортных средств, в составе которых зачастую присутствуют гидрокомпоненты, свидетельствует о росте спроса на транспортные средства практически во всех рассматриваемых отраслях (рис. 3). Лишь в 2019-2020 годах, в ковидный и постковидный периоды, по ряду отраслей наблюдалось снижение показателя. Это связано с перераспределением капитала предприятиями в данные периоды, в первую очередь на заработную плату. Однако в последующие годы показания вновь увеличились, превышая результат предыдущих лет. Поскольку бизнес начал трансформировать производственные процессы, внедряя автоматизацию и цифровизацию. Похожая картина наблюдается и по вводу в действие машин и оборудования. Следовательно, можно предположить, что спрос потребителей на основные средства, в составе которых присутствуют гидрокомпоненты, будет сохраняться.

Производство машин и оборудования и транспортной продукции отечественными производителями в 2022 году наоборот снизилось в некоторых отраслях (таблица 1). Это связано в первую очередь с появлением сложностей с поставками иностранных товаров, комплектующих, запасных частей. Что еще раз подтверждает гипотезу о востребованности отечественной продукции в России.

а) Машины и оборудование б) Транспортные средства

Рисунок 3. Ввод в действие основных фондов важнейшими группами потребительских сегментов отрасли гидравлики по полному кругу организаций, млрд.руб.

Источник: составлено автором на основе данных Росстат.

Таблица 1 – Производство машин и оборудования и транспортной продукции в Российской Федерации

Вид продукции
Год
2017
2018
2019
2020
2021
2022
2023
Вертолеты
70
103
89
96
108
199
166
Комбайны зерноуборочные, шт.
7606
4628
4830
5363
6784
4484
5140
Тракторы для сельского хозяйства прочие, тыс.шт.
7.3
7,1
6.6
7.2
7.5
10.6
8.8
Средства автотранспортные грузовые, тыс.шт.
163
157
156
143
186
141
180
Экскаваторы, шт.
2008
2402
2733
2845
3447
1660
1418
Бульдозеры и бульдозеры с поворотным отвалом, шт.
611
638
765
851
1104
1151
1117
Автокраны, шт.
2731
2941
2966
2789
3427
3296
3369
Источник: составлено автором на основе данных Росстат.

Однако с начала 2024 года наблюдалось замедление темпов производства в добывающей промышленности, строительстве, машиностроении и ряде отраслей обрабатывающей промышленности. Эффект замедления будет транслироваться и на отрасль гидравлики. В связи с этим важно понимать, какие факторы оказывают влияние на нее.

Важнейшие факторы развития инноваций отечественной гидравлики

Отрасль как система крайне чувствительна к внешним воздействиям. В последнее время, говоря о развитии систем, все чаще экономистами применяется понятие «инновационной экосистемы». Далее в работе отрасль гидравлики рассматривается в контексте экосистем.

Экосистему можно считать инновационной, когда ее основной целью является «создание и распространение инноваций (в широком смысле слова, включая новшества, нововведения, изменения), обеспечивающих приращение дополнительной ценности» [12, с. 153]. Учитывая тот факт, что с уходом с 2022 года большого числа иностранных поставщиков, для российских производителей гидравлики освободилась значительная доля рынка, появилась необходимость замены комплектующих и оборудования отечественными аналогами. Для успешного быстрого охвата новых ниш российские производители в 2022 году в 1,5 раза увеличили затраты на инновационную деятельность, которая была направлена на производство товаров-заменителей, улучшение свойств аналогов, универсализацию продукции и т.д. (рис.4)

Однако показатель затрат на инновационную деятельность не раскрывает полной картины о развитии инновационно-производственной экосистемы. Необходимо выявить наиболее значимые факторы, влияющие на нее. Акбердина В.В. и Василенко Е. В. в своей работе выявили четыре группы факторов, влияющих на развитие инновационных экосистем, наиболее весомые среди которых на их взгляд – инновационный, стратегический, инфраструктурный и человеческий [13].

Рисунок 4. Затраты организаций отрасли гидравлики Российской Федерации на инновационную деятельность, млн.руб.

Источник: составлено автором на основе данных Росстат.

Попов Е.В., Симонова В.Л., Челак И.П. инновационную экосистему рассматривают через призму высокотехнологичного предприятия [12]. Систематизацию факторов, оказывающих влияние на объект исследования, в данном контексте они основывают на разграничении внутренней и внешней среды предприятия. В числе первой группы показателей исследователями обозначены ресурсные и экосистемные составляющие (внутренняя инновационно-технологическая активность предприятия), вторая группа представлена посредством определения степени влияния стейкхолдеров.

В исследованиях промышленных экосистем зачастую используются региональный [14, 15], корпоративный [16]эволюционный [17] подходы. В данном анализе за основу принят регионально-отраслевой подход. Изучение отрасли гидравлики с точки зрения экосистем весьма специфично, поскольку ее продукция может встраиваться в различные производственные цепочки (в виде гидрокомпонентов), так и являться конечным продуктом производственного цикла (например, автолифты). Следовательно, на нее будут воздействовать факторы, характерные для промышленных экосистем, в современных реалиях усиленные конкуренцией на внутреннем рынке.

Инновационная промышленная отраслевая экосистема территорий включает в себя промышленные предприятия, предпринимательский сектор, государственные и муниципальные органы власти, институты поддержки и развития, научные и образовательные организации, общественность. В зависимости от концентрации предприятий в отдельных регионах зависит активность и представленность остальных элементов экосистемы.

На основе данных сайта-агрегатора rusprofile.ru на начало 2024 года автором проанализировано распределение количества предприятий, основной деятельностью которых является производство гидравлической продукции, (рис. 5). Наибольшее количество предприятий сконцентрировано в Центральном, Приволжском и Уральском федеральных округах. При этом в десятку лидеров вошли регионы данных федеральных округов и г. Санкт-Петербург (рис. 6). Такая картина связана в первую очередь с концентрацией финансовых, человеческих, производственных ресурсов, потребительских сегментов и развитой инфраструктурой в данных регионах. К тому же наличие в регионе особых экономических зон, промышленных кластеров, индустриальных парков и других форм пространственной локализации производственных предприятий предоставляет возможность получения различных мер государственной и региональной поддержки, таких как налоговые льготы, низкая стоимость аренды земельных участков и производственных и складских площадей, пониженные тарифы страховых взносов с заработной платы персонала и других [18].

а) выручка свыше 100 тыс.руб. б) выручка менее 100 тыс.руб.

Рисунок 5. Распределение предприятий гидравлики по федеральным округам РФ, шт.

Рисунок 6. Распределение предприятий отрасли гидравлики по регионам РФ, шт.

В ходе исследования так же выявлено, что только за 2023 год было зарегистрировано большое число вновь созданных организаций (ЦФО – 8%, ПФО – 9%, УФО – 11% от общего числа действующих организаций на начало 2024 г.). Чаще всего это малые и средние предприятия. Зачастую для малых и средних предприятий существенными ограничителями внедрения инноваций являются высокая стоимость производственного и опытного оборудования, залоговое кредитование, значительная налоговая нагрузка и недостаточность знаний законодательства.

Для поддержания предпринимательских экосистем созданы различные институты, содействующие развитию инноваций с момента зарождения идеи до ее реализации и масштабирования как на региональном, так и на федеральном уровне [19]. Однако большое число институтов порождает огромное количество информации о грантах, конкурсах, субсидиях, льготах, размещении заявок и т.д., располагающейся на бесчисленных площадках, сайтах. Предприятия теряются в бесчисленном потоке данных. Для систематизации информации в целях ускорения инновационного развития в регионах и налаживания взаимодействия всех участников этого процесса необходимо создание единой цифровой платформы.

В связи с этим на передний план выходит стратегия регионального развития, рассматриваемая через призму принятой инновационной политики. Готовность регионов способствовать внедрению инноваций и технологий в производство стимулирует и притягивает предпринимателей.

Концепцией технологического развития на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20 мая 2023 г. № 1315-р, отмечено, что технологическое и инновационное развитие промышленности возможно в ситуации тесного взаимодействия образования, науки и реального производственного сектора. Однако на сегодняшний день сохраняется существенный кадровый дефицит в отрасли промышленности. Наиболее остро эта проблема ощущается среди рабочих специальностей [20, с. 120-121]. Несмотря на существующие проблемы кадрового дефицита и попытки компаний «вырастить» специалистов на базе своего предприятия, что, конечно же, требует значительных вложений, сегодня существует практика объединения образования и производства.

К примеру, Научно-производственный союз разработчиков и производителей гидравлического оборудования (НПС РПГО), созданный в 2016 году с целью объединения российских разработчиков и производителей гидравлического оборудования для укрепления научно-технического потенциала участников, их потребительских свойств и конкурентоспособности, объединил как крупных производителей отрасли, так и технические ВУЗы страны. Союз ежегодно проводит конкурс дипломных работ среди выпускников учебных учреждений, тем самым получая возможность привлекать перспективные кадры в крупнейшие предприятия страны. Подобная практика взаимодействия промышленного и образовательного секторов в регионах могла бы повысить заинтересованность молодых специалистов к реализации своего потенциала по выбранному направлению на базе предприятий отрасли региона, а последним – получить наиболее перспективных работников. Зачастую именно проблема с кадрами становится камнем преткновения на пути инновационно-технологического развития.

Заключение

Глобальные политико-экономические колебания, безусловно, способствовали внесению коррективов в российскую промышленность. Ряд отраслей замедлил свои темпы роста. Однако в производстве гидравлической продукции наблюдается активная деятельность по импортозамещению. В то же время нарастающая конкуренция новых иностранных игроков на рынке требует от отечественных производителей разработки инновационной, высокотехнологичной продукции, соответствующей запросам потребителей. Назревшие проблемы промышленности в целом, и гидравлики в частности, в этом отношении требуют особого подхода к решению проблем.

Прогрессу отрасли гидравлики в регионах может способствовать разработка и включение в стратегические документы направлений активного инновационно-технологического развития промышленности в целом. Модернизация промышленности в современных реалиях не представляется без цифровизации процессов на предприятиях, а на региональном уровне – без создания единой цифровой платформы, обеспечивающей конструктивное взаимодействие всех субъектов этого процесса. Развитие фундаментальной и науки прикладной должно происходить при тесном взаимодействии с реальным сектором экономики. Необходимо усилить межрегиональную отраслевую кооперацию.


Источники:

1. Джавадова С.А. Глобальные перспективы экономического противостояния России и Запада // Дискуссия. – 2022. – № 6(115). – c. 29-38. – doi: 10.46320/2077-7639-2022-6-115-29-38.
2. Тополева Т.Н. Инновационное развитие региональной промышленности: анализ, проблемы, перспективы (на примере Удмуртской Республики) // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2024. – № 3. – c. 454-470. – doi: 10.18184/2079-4665.2024.15.3.454-470.
3. Косякова И.В. Развитие региональных инновационных стратегий: фактор цифровизации // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. – 2024. – № 2(77). – c. 9-12.
4. Клепач А.Н., Водоватов Л.Б., Дмитриева Е.А. Российская наука и технологии: взлет, или прогрессирующее отставание (Часть I) // Проблемы прогнозирования. – 2022. – № 6(195). – c. 76-93. – doi: 10.47711/0868-6351-195-76-93.
5. Гусарова М.С. Проблемы инновационного развития России: анализ факторов и институциональные решения // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1383-1402. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113870.
6. Карпова С.В., Погодина Т.В. Импортозамещение в высокотехнологичном секторе как фактор устойчивого развития и модернизации транспортного комплекса России // Экономика. Налоги. Право. – 2024. – № 3. – c. 48-57. – doi: 10.26794/1999-849X-2024-17-3-48-57.
7. В Екатеринбурге будет запущено производство высокотехнологичной гидравлики. Minpromtorg.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/v_ekaterinburge_budet_zapushcheno_proizvodstvo_vysokotekhnologichnoi_gidravliki (дата обращения: 28.08.2024).
8. Капустина Л.М., Унрау П.Д. Оценка конкуренции на рынке гидравлики в условиях импортозамещения // Военно-экономический вестник. – 2023. – № 4. – c. 35-32.
9. Обновленный «Кировец» для настоящего и будущего. Kirovets-ptz.com. [Электронный ресурс]. URL: https://kirovets-ptz.com/press/blog/obnovlennyy-kirovets-dlya-nastoyashchego-i-budushchego/ (дата обращения: 26.08.2024).
10. Арбитраж решил крупный спор Bosch с петербургским заводом. Rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/spb_sz/04/08/2023/64cca5229a7947bbf6acc83e (дата обращения: 26.08.2024).
11. Тракторы «Кировец» К7М и К5 Петербургского тракторного завода. Agroreport.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://agroreport.ru/agrosalon/traktory-kirovets-k7m-i-k5-peterburgskogo-traktornogo-zavoda/ (дата обращения: 29.08.2024).
12. Попов Е.В., Симонова В.Л., Челак И.П. Систематизация факторов развития инновационной экосистемы предприятия // Вопросы управления. – 2021. – № 4. – c. 151-165. – doi: 10.22394/2304-3369-2021-4-151-165.
13. Акбердина В.В., Василенко Е.В. Инновационная экосистема: теоретический обзор предметной области // Журнал экономической теории. – 2021. – № 3. – c. 462-473. – doi: 10.31063/2073-6517/2021.18-3.10.
14. Борисюк Н.К., Смотрина О.С. Развитие потенциала промышленной экосистемы региона // Креативная экономика. – 2023. – № 9. – c. 3217-3230. – doi: 10.18334/ce.17.9.118930.
15. Маслюк Н.А., Медведева Н.В. Становление экосистемы технологического развития на национальном и региональном уровнях // Власть и управление на Востоке России. – 2023. – № 4(105). – c. 100-110. – doi: 10.22394/1818-4049-2023-105-4-100-110.
16. Мезенцева Е.С. Корпоративные экосистемы в промышленности: российский и зарубежный опыт // Современные технологии управления. – 2023. – № 4(104).
17. Тихонова А.Д. К вопросу о развитии инновационных экосистем в современной экономике // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 4. – c. 1383-1392. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41449.
18. Радыгина С.В. Формы пространственной локализации производственных предприятий в России: индустриальные парки, технопарки, промышленные кластеры, особые экономические зоны и другие формы // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2024. – № 3. – c. 459-466. – doi: 10.35634/2412-9593-2024-34-3-459-466.
19. Овчинникова А.В., Зимин С.Д. Влияние инфраструктурного и институционального обеспечения предпринимательских экосистем на их развитие // Управление в современных системах. – 2023. – № 1(37). – c. 3-21. – doi: 10.24412/2311-1313-37-3-21.
20. Афанасьев А.А. Промышленность России: текущее состояние и условия формирования // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 1. – c. 105-126. – doi: 10.18334/vinec.13.1.116946.

Страница обновлена: 10.12.2024 в 15:00:00