Формирование инновационной инфраструктуры в Болгарии
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1 (25), Январь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Окончание. Начало в 12/2001.
Основное место в информационном обеспечении инновационной деятельности занимают патентные документы и документация, в которой содержится актуальная (эксклюзивная) информация о новейших научно-технических разработках. Унифицированная структура патентных документов обеспечивает удобство при их использовании. Помимо прочего эти документы содержат имя и адрес заявителя, обладателя патентных прав и изобретателя. Эта информация очень полезна для потенциального потребителя, т.к. она указывает ему с кем нужно связаться для того, чтобы узнать об условиях приобретения лицензии на изобретение с целью его дальнейшего использования.
Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная инфраструктура, Болгария, информационное обеспечение
Информационное обеспечение инновационной деятельности.
В Центральной патентной библиотеке Болгарии (ЦПБ) содержится большой объем информации об изобретениях и других научно-технических достижениях как болгарских, так и зарубежных специалистов. Здесь проходят классификацию, сохраняются и предоставляются для пользования специалистам патентные бюллетени и указатели из 42 стран мира и двух международных организаций - Европейской патентной организации (ЕР) и Мировой организации по интеллектуальной собственности, а также свыше 18 млн. патентных описаний из 25 стран [1]. Информация микрофильмируется или микрофишируется и сохраняется на разных носителях: бумаге, апертурных картах, на оптических дисках – CD-ROM и DVD-ROM. В фонды ЦПБ непрерывно поступает новая информация в рамках бесплатного международного обмена документацией между патентными ведомствами.
Ежегодно к коллекциям на бумаге добавляется около 300 тыс. патентных описаний из 8-ми стран (АТ, GB, BG, DE, US, FR, CH, SE) и одной организации (ЕР). Патентные описания этих стран пронумерованы по индексам Международной патентной классификации, а для более старых фондов некоторых стран – по индексам Национальных патентных классификаций, что позволяет осуществлять систематический поиск с достаточно большой глубиной. Наиболее часто используются патентные документы Болгарии, России, США и Европейской патентной организации. Патентные описания на микроформах насчитывают около 4 млн. документов и являются нумерационными, что не позволяет осуществлять систематический поиск. В последние годы все более широкое применение при сохранении и обмене патентных документов находят оптические диски. Фонды ЦПБ содержат коллекции CD-ROM из 24 стран и Мировой организации по интеллектуальной собственности [2].
Другими важными информационными источниками для инновационной деятельности являются Центральная техническая библиотека (ЦТБ), Народная библиотека им. Кирилла и Мефодия и библиотеки университетов. В 90-х годах наблюдалась общая тенденция к замедлению обновления фондов этих библиотек вследствие недостаточного финансирования. К 31 декабря 2000 года ЦТБ в общем объеме располагала 4 950 378 источниками, в том числе книгами, периодикой, научными докладами, диссертациями, переводами и др. В этой библиотеке в начале 90-х годов был внедрен первый автоматизированный каталог, который охватывал периодические издания после 1980 года и другие издания – после 1984 года. Два года назад этот каталог был включен в Интернет. В 2000 году в ЦТБ поступили 542 заголовка для периодических изданий и 435 – для книг (в 80-хгодах в фонды библиотеки поступало около 5-6 тысяч книг ежегодно). В известной степени неблагоприятная тенденция замедленного обновления фондов библиотек компенсируется благодаря Интернету, а именно с использованием тех уникальных возможностей, которые предоставляет глобальная сеть для информационного обмена.
Кадровое обеспечение инновационной деятельности.
В Болгарии есть высококвалифицированные кадры в области технических наук и информационных технологий. Болгарское образование в области математики и фундаментальных наук находится на очень хорошем уровне. Согласно докладу Мирового экономического форума в Давосе [3], в 2000 году по показателю “Образование” Болгария находилась на 21 месте, обгоняя такие страны, как США и Великобритания. В Болгарии ежегодно высшее образование в области техники и технологий получают около 4 тыс. студентов. Показатель “коэффициент поступления в вуз окончивших школу” для Болгарии по данным того же доклада достаточно высок – 25,3%. По этому показателю Болгария опережает такие страны как Чехия, Венгрия, Словакия, Польша, Турция, Украина. В нашей стране наблюдается повышенный интерес молодых людей к высоким технологиям. Так, например, в Техническом университете в Софии большинство абитуриентов выбрали факультеты по направлениям “Компьютерные системы и технологии” и “Коммуникационная техника и технологии”.
Однако в 90-х годах сказалось негативное влияние утечки высококвалифицированных специалистов за границу. Инициативы Германии и США об увеличении числа зеленых карт для программистов усилили эту тенденцию. Главной причиной для эмиграции высококвалифицированных кадров является низкий уровень заработной платы в Болгарии. По показателю, используемому в исследованиях Мирового экономического форума, “удерживание талантливых людей в стране” Болгария находится на последнем 59-ом месте.
Так же неблагоприятна тенденция непрерывного уменьшения занятых НИОКР, которая явилась следствием ликвидации в начале 90-х готов отраслевых научно-исследовательских институтов. Эту тенденцию, к сожалению, не удалось преодолеть до сих пор. Например, в 1998 г. число научно-исследовательских кадров уменьшилось по сравнению с 1996 г. на 31,9% [4]. Число научных работников в технических науках уменьшилось с 7421 в 1996 году до 6001 в 1999 году. В результате этого уменьшения доля занятых НИОКР в рабочей силе страны снизилась с 0,89% в 1996 году на 0,62% в 1998 году. По уровню этого международно сопоставимого показателя, характеризующего кадровую обеспеченность научной и технологической деятельности, Болгария опережает только Румынию и Латвию. Это в два раза ниже среднего уровня того же показателя в странах ЕС, который составляет 1,27%.
Другие неблагоприятные обстоятельства ‑ это плохое состояние материально-технической базы учебных заведений и слабая практическая подготовка молодых специалистов. Во многих школах нет кабинетов по физике и химии, а в 68% из них нет ни одного компьютера. Лаборатории высших технических учебных заведений оборудованы устаревшей техникой. Средства из государственного бюджета, выделяемые на образование, крайне скудны. В 2001 году они составляют 3,88% от БВП и значительно ниже определенного Европейским Союзом минимума – около 6% с БВП [5]. В будущем это может превратиться в угрозу для конкурентоспособности Болгарии в области новых технологий.
Необходимо активное вмешательство государства, стимулирующее инвестирование средств в систему образования и создание стимулов для фирм делать финансовые вложения в науку. Кроме этого, необходимо обновить учебные программы и обеспечить большую практическую направленность обучения. Наша система образования развивает способности для логического, а не для творческого мышления. В инновационном же процессе первостепенное значение имеет творческое мышление. Поэтому необходимо внести больший элемент креативности в процесс обучения.
Для преодоления вышеуказанных недостатков уже принимаются меры. Разработан Проект национальной образовательной стратегии по информационным и коммуникационным технологиям, в котором предусматривается обязательность преподавания информатики в общеобразовательных учебных заведениях; оснащение школ и университетов компьютерным оборудованием с обеспечением выхода в Интернет; предоставление льгот при покупке оборудования для системы образования; разрабатываются новые учебные программы и т.д. Эти меры будут содействовать улучшению образования в области новых технологий. К другим мерам, направленным на повышение уровня образования можно отнести:
‑ разработку специальных программ для образования;
‑ расширение обучения иностранным языкам;
‑ составление нового списка профессий, который наглядно отражал бы спрос на рынке труда и включал бы более привлекательные профессии для молодых людей;
‑ реализацию международных проектов, связанных с обучением информатике и участие в европейских образовательных программах.
Нормативное регулирование инновационной деятельности.
Законодательство, которое регулирует инновационные процессы в стране, охватывает следующие аспекты:
1) юридическую охрану прав интеллектуальной собственности;
2) общее стимулирование и координирование инновационной деятельности;
3) развитие прогрессивных технологий и мелких инновационных фирм;
4) упрощение процедур по закупке новых технологий и по получению иностранной технической помощи;
5) стимулирование иностранных инвестиций;
6) нормативное регламентирование инвестирования венчурного капитала.
В Болгарии законодательство об охране интеллектуальной собственности существует с 1921 года. Ныне действующий Закон о патентах [6] вступил в силу с 1 июня 1993 года и находится в полном соответствии с международными правовыми актами и требованиями Соглашения об аспектах интеллектуальной собственности, связанных с торговлей (TRIPS). В 1996 году был принят Закон о защите новых сортов растений и пород животных, а в сентябре 1999 года были приняты три новых закона:
1. “О марках и географических обозначениях”;
2. “О промышленном дизайне”;
3. “О топологии интегральных схем” [7].
Были разработаны и подзаконные акты о применении этих законов. Этим в общих чертах завершается законодательная реформа в области интеллектуальной собственности. Что касается другого аспекта интеллектуальной собственности – авторского права, то у нас действует режим защиты авторского права на европейском уровне. В Закон об авторском праве и смежных правах в последнее время несколько раз вносились поправки в связи с внедрением новых технологий и их отражением на охраняемые объекты. Охраняются разнообразные авторские произведения, связанные с высокими технологиями, например, записанные на магнитных и оптических носителях. Для повышения уровня правовой защиты интеллектуальной собственности подготовлены два Приказа, которые находятся в процессе обсуждения.
Совершенствуется налоговое законодательство. С 01.01.2001 налог на прибыль был уменьшен на 5%. Что касается налога на добавленную стоимость (value added tax), то в данном случае шестимесячный срок для восстановления уплаченного налога был сокращен на четыре месяца. Независимо от этого, восстановление уплаченного налога с запозданием затрудняет работу инвесторов.
В правилах о налогово признанных амортизационных нормах наступили положительные изменения, но, тем не менее, чувствуется необходимость в их дальнейшем усовершенствовании. Так, например, норма амортизации для компьютеров и программных продуктов – 20% ежегодно по линейному методу ‑ является нереально заниженной. В большинстве развитых стран применяется ускоренная норма амортизации – 100% [8]. Необходимо и специальное законодательное регламентирование расходов на программные продукты. Ныне действующий Закон о корпоративном подоходном налогообложении не указывает, в каких случаях уплата за трансферт интеллектуальной собственности должна считаться уплатой авторских прав, а в каких она рассматривается как приход.
Налоговое законодательство в Болгарии часто меняется и во многих случаях это связано с неконкретностью формулировок, содержащихся во многих правовых актах. Так, например, за последние шесть лет два раза были приняты и вскоре после этого отменены долгосрочные налоговые льготы для иностранных инвеститоров.
Нет нормативно регламентированных преференциальных условий для кредитования высокотехнологических фирм. Затруднено получение кредита новообразованными компаниями, деятельность которых строится на разработке и использовании высоких технологий. Поэтому с целью стимулирования инноваций в Болгарии необходимо как можно скорее разработать нормативные документы, регламентирующие налоговые льготы на инвестированный в научно-исследовательскую и технологическую сферу капитал; обеспечивающие ускорение инвестиций, вкладываемых в машины, оборудование и строительство специальных комплексов для проведения научно-исследовательских работ; предоставление благоприятных условий кредитования фирм, осуществляющих технологическое обновление; таможенные льготы для импорта оборудования и законченных разработок, необходимых для научной деятельности; предоставление гарантированных займов мелким инновационным фирмам; стимулирование экспорта высокотехнологических фирм соответствующей таможенной политикой и другими льготами; предоставление государственных субсидий на реализацию инновационных проектов и т.д.
По степени развитости различных элементов инновационной инфраструктуры в Болгарии имеет место значительная диспропорция: если некоторые элементы (например, законодательство об охране промышленной собственности) почти полностью сформированы, то другие (венчурный капитал, технологические центры и технологические парки) находятся еще на начальном этапе своего развития.
Для ускорения процесса формирования инновационной инфраструктуры в Болгарии необходимо:
‑ обеспечить тесное сотрудничество между научно-исследовательскими институтами, университетами и бизнесом;
‑ добиться достаточного бюджетного финансирования научных и образовательных программ;
‑ улучшить материально-техническую базу учебных заведений;
‑ законодательно закрепить предоставление налоговых, таможенных и кредитных льгот сектору наукоемких производств;
‑ ускорить принятие Закона о высоких технологиях;
‑ нормативно регламентировать инвестирование венчурного капитала;
‑ упростить административные процедуры по регистрации новых фирм и снизить минимальную ставку уставного капитала;
‑ привести болгарские бухгалтерские стандарты в полное соответствие с европейскими;
‑ облегчить условия для технологического трансферта;
‑ способствовать формированию благоприятного климата для движения ценных бумаг и созданию альтернативных (внебиржевых) рынков ценных бумаг и т.д.
Имея в виду стремление к вступлению Болгарии в ЕС, необходимо формировать инновационную инфраструктуру, аналогичную существующей в государствах – членах ЕС.
[1] Справочник за патентната документация в Централната патентна библиотека. Патентно ведомство на Република България – ЦПБ, София, 1997.
[2] Гьозлиева З. Информационна основа на правната закрила на индустриалната собственост. Инсо, бр.8, 1999, С. 5-8.
[3] The Global Competitivness Report 2000
[4] Петкова Р. Подробен анализ на статистическите данни за НИРД и високотехнологичните сектори в Бьлгария, сравнени с европейските страни http://www.ced.bg/bg/projects/project11/documents1/toc1.htm
[5]Славова М.Образованието и развитие на високите технологии в Бьлгария. - http://www.ced.bg/projects/project11/documents1/toc1.htm
[6] Дьржавен вестник, бр. 27, 1993
[7] Дьржавен вестник, бр. 81, 1999
[8] Георгиев И. Макроикономическа среда за развитие на високите технологии в Бьлгария, Форум за икономическо развитие, бр. 3, март 2001, с. 14-22.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:37:37