Предпринимательская роль университетов в современных условиях и предпосылки для ее реализации
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 9 (69), Сентябрь 2012
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17896961
Аннотация:
Автор сравнивает традиционную и современную модель взаимодействия между наукой и бизнесом. Выявляются предпосылки для реализации предпринимательской роли университетов. Рассматривается опыт западноевропейских стран в создании нового типа университетов и создание и развитие центров по предпринимательству в болгарских технических университетах.
Ключевые слова: предпринимательство, обучение, ноу-хау, экономика знаний, коммерциализация, научно-исследовательская деятельность, университет, стартап, высокотехнологичное предприятие, техностартеры, научное партнерство
У университетов традиционно есть две основные цели: обучать и осуществлять научно-исследовательскую деятельность. В последнее время однако все больше университетов в мире ставят перед собой третьей основной целью коммерциализацию результатов научных исследований, создание высокотехнологичных фирм – стартапов. Разумеется, и до сих пор некоторые из результатов научных исследований, осуществляемых в университетах, доходили до практической реализации, но это являлось, скорее всего, сопутствующей деятельностью, а не целеустановкой. Поэтому большая часть новых технологий, которые могло бы быть коммерсиализированы, не доходили до рынка. В то же время у исследований не всегда была практическая направленность, так как университеты не ставили перед собой непосредственной целью коммерциализацию полученных результатов. Это приводило к некоторой оторванности исследований от потребностей рынка. Даже те результаты, у которых был высокий потенциал для практического применения, очень трудно внедрялись.
Результат на продажу
С целью более быстрой и успешной коммерциализации результатов научных исследований во второй половине ХХ века было создано много научных парков, инкубаторов, технологических центров и т.д., но тем не менее связь между наукой и производством оставалась опосредованной. В новом типе университетов, называемых некоторыми исследователями «университетами третьего поколения» [1], а другими – „новым поколением научных парков» [2], реализуется новая модель взаимодействия между наукой и бизнесом. При традиционной модели коммерциализация результатов стимулируется путем создания посреднических организаций, которые создают иллюзию сближения науки и бизнеса, когда в действительности такое посредничество в большой степени приводит к отдалению организаций науки и бизнеса друг от друга.
В современной экономике знаний (knowledgebasedeconomy) экономический рост и конкурентоспособность в найбольшей мере зависят от степени взаимного проникновения создания и коммерциализации знания. Поэтому важно, чтобы университет был поставлен в центр региональной экономики и предпринимательство являлось его функцией наряду с обучением и научными исследованиями. Если традиционная модель приспособлена к тому, чтобы помочь начинающим предпринимателям коммерциализировать технологии, основанные на научных исследованиях, то новая модель направлена на то, чтобы сделать предпринимателей из студентов, аспирантов и преподавателей и коммерциализируемые технологии – из научных исследований. Это может быть достигнуто двумя путями:
1) путем создания новых технологических фирм (спинаутов), основывающихся на ноу-хау, полностью или частично принадлежащих университету. Такие фирмы могут создаваться по инициативе исследователей или быть результатом системного идентификационного процесса, проводящегося в университете.Обычно университет или его филиалы являются полными или частичными акционерами, причем во втором случае они разделяют собственость со спонсором научного исследования. Они назначают исполнительного директора и руководство новой фирмы. Часто исследователь не является менеджером нового предприятия. Более эффективно, однако, становление культуры, стимулирующей исследователей создавать спинауты и получать большую часть прибыли;
2) путем создания новых технологических фирм студентами и аспирантами (техностартерами) на основе их дипломных работ или диссертаций*.Здесь ноу-хау принадлежат техностартерам, и в большинстве случаев они становятся менеджерами собственных фирм и от них зависит, будет ли назначен исполнительный директор со стороны.
Поскольку университету не принадлежит право интелектуальной собственности, он не имеет прямой финансовой выгоды от техностартеров. Независимо от этого универиситеты должны спонсорировать техностартеров, так как они создают рабочие места длявыпускников, консультационные возможности для преподавателей и техническую инфраструктуру вокруг университета, а на более позднем этапе многие успешные техностратеры становяться спонсорами университета. Кроме этого создание техностартеров улучшает позиции университетов в условиях глобальной конкуренции на рынке образования и научных исследований.
Междисциплинарные институты
Чтобы реализовать свою предпринимательскую роль университеты нуждаются в изменениисвоей философии, кардинальной перестройке деятельности, структуры и способов финансирования, в организации обучения предпринимательству, создании мотивации и т.д. Все три цели(образование, научные исследования и коммерциализация созданного ноу-хау) являются одинаково важными. Философия должна рассматривать вопросы о том, каким образом университет собирается строить свои отношения с внешними партнерами, в том числе с государством, указывать на том, что университет предпочитает коммерциализацию путем создания новых фирм, а не путем продажи лицензий и ноу-хау.
В традиционных университетах основной структурной единицей являются факультеты, которые, как правило, монодисциплинарны. Сейчас большинство исследований мультидисциплинарны и даже трансдисциплинарны. Поэтому основной структурной единицей нового типа университетов являются университетские институты, которые объединяют исследователей и преподавателей многих областей и дисциплин. Они выступают как независимые звенья, которые подчиняются непосредственно высшему руководству. У каждого университетского института имеется свой собственный руководитель, администрация, банковсий счет, библиотеки и т.д. Университетские институты осуществляют сотрудничество с индустрией и предприятиями стартапа. Они несут ответственность за обучение бакалавров, магистров, аспирантов и за организацию курсов для повышения квалификации (postgraduateeducation). Руководство бакалаврских и магистерских программ осуществляется программными директорами. Они нанимают персонал, готовят учебные планы совместно с преподавателями, организуют маркетинг курсов и их проведение, отвечают за все аспекты их деятельности, а также за финансовые результаты.
У университетских институтов имеется своя научная программа, которая тесно связана с потребностями практики. В большой степени у них есть предпринимательское поведение – они привлекают субсидии, у них есть собственные связи с индустрией и с другими исследовательскими институтами, они создают сети по всему миру.
Университетские институты должны быть предпринимательскими организационными единицами в научном смысле – не с целью обеспечения большой прибыли для акционеров, а с целью улучшения качества и количества научных исследований, образования и ускорения коммерциализации результатов исследований. У них должны быть полномочия нанимать свой собственныйштат из специалистов, участвовать в конкурсах с научными проектами и получать финансирование, осуществлять маркетинг,организовывать бакалаврские и магистерские курсы.
Задачи руководства
Высшее университетское руководство определяет стратегию развития, разрабатывает механизмы взаимоотношений с внешними компаниями, занимается распределением государственных средств, контролем деятельности институтов и служб общего обслуживания. Также оно обозначает то, в каких областях научных исследований, образования и предпринимательства будет работать университет, разрабатывает стратегический план университета таким образом, чтобы в нем былиуказаны стратегические цели университетских институтов и обслуживающих служб. Руководство заключает договора с внешними компаниями, которые сотрудничают с несколькими университетскими институтами или обслуживающими службами, и проводит конкурсы среди поставщиков услуг. Важной задачей является осуществление контроля за деятельностью унивеситетских служб, который бывает стратегическим, финансовым и профессиональным. В последнем случае высшее руководство или его представитель регулярно проверяет качество научных исследований, образования и коммерческой деятельности в университетских институтах и проводит конкурсы и арбитражные процедуры при наличии конфликтных ситуаций.
Что делают подразделения?
Для реализации предпринимательской функции в университете должны быть созданы инкубатор, специализированные службы для профессиональной и технической поддержки и фонды, которые предоставляют субсидии и кредиты с льготным периодом техностартерам и спинаутам. Инкубатор обеспечивает фирмы стартапа помещениями, лабораториями и оборудованием за плату, компьютерами и информационными сетями, предоставляет консультационные, административные и другие услуги. Все виды услуг предоставляются по префференциальным ценам. Как правило, время пребывания фирм в инкубаторе ограничено: после того, как они осуществят оборот товаров и услуг, они должны покинуть инкубатор, чтобы освободить место для новых фирм. В более редких случаях время пребывания в инкубаторе неограничено, но плата увеличивается с каждым годом [3]. Цель инкубатора – помочь техностартерам и спинаутам на начальном этапе их деятельности, предоставляя им помещения, оборудование и многие виды услуг по сниженным ценам.
Маркетинговая служба осуществляет представление университета и информирование потенциальных партнеров и клиентов путем создания университетского сайта, распространения брошюр и других печатных изданий, встреч с представителями бизнеса и научных организаций; содействует университетским институтам при установлении связей с крупными клиентами (индустриальными, государственными и другими исследовательскими организациями) и при подготовке и заключении договоров с ними о научных исследованиях по заказу либо о проведении совместных исследований; содействует привлечению корпоративных и независимых научно-исследовательскихорганизаций для того, чтобы они пользовались инфраструктурой университетского научного парка; способствует трансферту технологий для мелких и средних фирм.
Технологическая команда имеет задачей помогать университетским институтам в определении того, какая часть созданного ноу-хау является подходящей для коммерциализации, для лицензирования и продажи и каким образом можно защитить интеллектуальную собственность.
Своей деятельностью команда помогает фирмам стартапа. Она должна обеспечивать консультационные услуги по разработке бизнес-плана и управлению новым предприятием, помогатьв поиске источников финансирования, координировать обучение предпринимательству, организовать и руководить деятельностью бизнес-инкубатора и т.д. Особо важным является то, чтобы в университете была служба, обеспечивающая контакты техностартеров с «бизнес-ангелами», венчурными фондами, спонсорами, банками и другими финансовыми институтами.
В некоторых университетах имеется инвестиционный фонд для техностартеров. Он формируется из средств частных инвесторов, подарков университету и государственных субсидий. Например, в Голландии правительство предоставляет инвестиционным фондам для техностартеров 100%-ый кредит с льготным периодом, т.е. величина кредита равняется величине вложенных инвесторами средств. Максимальная величина кредитаравна 4 миллионам евро. При этом правительство не вмешивается в работу фонда, оставляятому возможность полностью принимать решения об инвестировании средств. Инвесторами обычно являются физичесие лица типа «бизнес-ангелов». Они участвуют не только финансовыми средствами, но и содействуют своими знаниями и умениями в области технологий и предпринимательства для развития стартапов.
Фондом управляет менеджерская компания – она проводит отбор инвестиционных предложений и представляет их контрольному совету, который принимает решение об инвестировании либо отклоняет предложение. Если предложение принято, менеджерская компания фонда обеспечивает обучение и мониторинг фирместартапа как в области менеджмента, так и в технической области, а также совместно с фирмой она предлагает контрольному совету стратегию выхода из инвестирования.
В основе обучение
Важным условием для реализации предпринимательской роли университетов является организация обучения предпринимательству паралельно с обучением основной специальности [5]. Для того, чтобы студенты и аспиранты стали техностартерами, недостаточно создания какого-то ноу-хау. Необходимо еще наличие предпринимательскихзнаний и умений.В технических университетахнужно обучение предпринимательству, которое бы имело ступенчатый характер, и на каждом этапе студент должен иметь право решить продолжить ли обучение или отказаться. Знания поэтапно углубляются: начинается курсом ознакомления с предпринимательством. Студенты, которые заинтересовались, могут продолжить свое обучение с факультативно. После этого этапа можно ввести факультативный курс, расчитанный на продвинутых учащихся; Когда студент уже решил стать предпринимателем и выбрал предмет деятельности своего предприятия, он может пройти курс обученияпо разработке бизнес-плана своей фирмы. Дальше уже можно перейти к созданию новой фирмы, используя услуги, которые обеспечивает университетский инкубатор, субсидии и кредиты с льготным периодом из университеских фондов, профессиональную и техническую помощь.
Для стимулирования коммерциализации созданного ноу-хау необходимо изменить организационную культуру в университете и создать соотвествующую мотивацию у исследователей.. Необходимо всем объединиться вокруг точки зрения, что исследовательский проект не является законченным, пока не опубликованы и не запатентованы результаты научных исследований и пока не предусмотрены возможности для их коммерциализации. Преподаватели и исследователи должны быть заинтересованы в создании спинаутов и техностартеров. Для этого необходимо ввести финансовые стимулы для тех кафедр и исследователей, которые создают спинауты.
Некоторые исследователи хотели бы играть активную роль в создании новой фирмы, а другие просто передают свою идею для внедрения третьим лицам. В этих двух случаях должны использоваться разные схемы для поощрения: если исследователь (или коллектив) будет играть активную роль в новом предприятии, он должен получить значительную долю акций в нем; если исследователь передает ноу-хау для коммерциализации третьим лицам, он может получить финансовое вознаграждение, либо небольшую долю акций изаняться другим научно-исследовательским проектом – таким образом он может выиграть, участвуя во многих спинаутах. Аналогично, если преподаватели продолжают активно помогать своим студентам и аспирантам стать техностартерами и после окончания их обучения, они должны получить часть прибыли компаний-техностартеров. Команды, которые создали спинауты, получают часть прибыли успешной компании либо бонус с продажи инновации. Если созданная прибыль велика, университетская команда может получить бонусы, превышающие годовые заработные платы ее членов.
Выводы
Университеты нового типа являются частными организациями без прямого государственного финансирования и без государственного вмешательства в их деятельность. Они аккумулируют средства за счет оплаты обучения студентами и аспирантами, за счет субсидий по научно-исследовательским проектам, из фондов и от частных лиц, за счет сдачи в аренду помещений и оборудования, за счет прибыли создаваемых новых высокотехнологичных фирм. Они привлекают к себе самых способных студентов и преподавателей и осуществляют сетевое сотрудничество с многими внешними организациями.
*В обоих рассматриваемых случаях созданные новые фирмы являются подкатегориями стартапов.
Источники:
2. Hansson F., K. Husted, J. Vestergaard Second generation science parks: from structural holes jockeys to social capital catalyst of the knowledge society // http://www.amazon.com/Second-generation-science-parks-Technovation/dp/BOOORR54SO.
3. Дамянова Л. Управление на иновациите [Текст]. – София: ИК «Проф. П. Венедиков», 2009.
4. Зайцев А.В., Крафт Й.. Влияние глобализации и роль университетов в формировании интеллектуально-креативных ресурсов общества // Российское предпринимательство, 2012, № 2 // http://www.creativeconomy.ru/articles/22814/.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:57:32