Инновационная инфраструктура

Нефедьев А.Д.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (58), Октябрь 2011

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16985074
Цитирований: 41 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Автором предпринята попытка разобраться в сути понятия инновационной инфраструктуры. В результате анализа содержания и соотношения понятий «инновация», «инновационная деятельность» и «национальная инновационная система» разработана схема системно-структурного представления инновационной инфраструктуры.

Ключевые слова: инфраструктура, инновационная инфраструктура, национальная инновационная система, инновация, диффузия инноваций



Актуальность темы статьи обусловлена тем, что в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее Концепция-2020) стратегическим приоритетом назван переход страны к инновационному типу экономического развития. Но такой переход невозможен без формирования конкурентоспособной национальной инновационной системы (НИС).

Сначала о содержании исследований и разработки НИС представляет собой «совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и/или коммерческой реализацией знаний и технологий, и комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономики и общественной жизни [2].

Формирование НИС включает в себя создание и развитие инновационной инфраструктуры [2]. При этом, несмотря на достаточно строгую официальную формулировку НИС, остается неясным, что представляет собой инновационная инфраструктура, какие в неё входят элементы и как она соотносится с НИС. В связи с этим попытаемся разобраться в сути понятия инновационной инфраструктуры. Начнем с понятия «инновация».

Инновации – это результат инновационной деятельности организаций (государства, общественных объединений, фирм) и конкретных людей, получивший воплощение в виде новых или усовершенствованных продуктов (продуктовые инновации), методов производства, технологий, услуг (процессные инновации) либо организационно-управленческих изменений (организационно-управленческие инновации), обеспечивающих экономическую и (или) общественную выгоду.

Под инновационной деятельностью мы понимаем деятельность физических и юридических лиц, направленную на производство, реализацию, диффузию (распространение) общественно полезных инноваций.

Производство инноваций очевидным образом связано с термином из западной практики – «исследования и разработки (ИиР)». Под исследованиями и разработками, следуя Руководству Фраскати [4], понимается творческая деятельность, которая проводится на систематической основе и направлена на увеличение базы знаний (включая знания о человеке, культуре, обществе) и/или изобретение нового способа приложения уже имеющегося запаса знаний. Основной критерий (см. п. 43 Руководства Фраскати), применяя который можно отличить ИиР от других видов деятельности, – наличие существенного элемента новизны, а также вклада в решение проблемы научной и/или технологической неопределенности.

В нашем понимании процесс исследований и разработок составляет основу общественного производства инноваций, причем в его организации остается большой роль государства. Прежде всего, это особая сфера деятельности, само существование и развитие которой является потребностью общества. Ведь, с одной стороны, наука является в значительной степени частью культуры народа, с другой стороны, она, продвигаясь в познании законов природы и общества, становится основным стратегическим источником развития общества, основанного на знаниях. Это, в частности, означает, что если одна составляющая исследований и разработок направлена на расширенное воспроизводство базы знаний (фундаментальных и части прикладных знаний), то вторая существенная часть, подпитываемая первой, – на производство прикладных знаний (родовых, предконкурентных, локальных), которые могут поддержать и расширить инновационный потенциал производства товаров и услуг.

Эффективность же и результативность участия ИиР в инновационном процессе во многом определяется тем, насколько активно и оптимально этот процесс охватывает все технологические изменения, все усилия фирм и правительства в области инновационной деятельности.

Что же касается измерения степени участия ИиР в выполнении своей миссии по обеспечению новыми знаниями непосредственно инновационной деятельности, то здесь целесообразно представить процесс производства продуктов и услуг и процесс производства знаний как три взаимодействующих подсистемы (рис.1). Такое представление подразумевает, что часть произведенных благ (выход из подсистемы производства продуктов и услуг) служит входом для подсистемы производства знаний. Далее идет цикл коммерциализации знаний и производства инноваций, выход из подсистемы которого становится входом для первой подсистемы. Участие в процессе производства знаний со стороны подсистемы производства благ можно оценить долей инвестиционных вложений в ИиР.

Рис. 1. Взаимодействие процессов производства экономических благ(продуктов и услуг), производства знаний и инноваций

Эти три взаимодействующих подсистемы, на наш взгляд, образуют основу национальной инновационной системы (НИС).

Из этого представления вытекает вывод, что национальная инновационная система – это совокупность институтов, организаций и механизмов их взаимодействия, в рамках которых осуществляется деятельность по производству, хранению и распространению инноваций. Национальная инновационная система кооперирует и интегрирует усилия инновационных институтов, организаций и физических лиц, создавая сеть механизмов их партнерства.

Макроблоки и их составляющие

Стратегическим ресурсом процесса кооперации и интеграции НИС является инновационная культура общества, которая формирует организационное единство ее институтов. Инновационная культура определяет целевую ориентацию человека на инновационную деятельность, закрепленную в мотивах, знаниях, умениях и навыках, а также в образах и нормах поведения. Она показывает как качество деятельности НИС, так и степень удовлетворения людей её результатами.

Используя разработанную нами концепцию инфраструктурного подхода к анализу социально-экономических систем разделим национальную инновационную систему на два макроблока: ядро (производство инноваций) и инновационную инфраструктуру [3]. Затем представим последнюю в виде двух уровней: «Инфраструктура диффузии инноваций», «Инновационная инфраструктура общества».

В регулировании системы инновационной инфраструктуры общества необходимо большое внимание уделять анализу государственной политики, направленной на инновационное развитие данных макроэкономических блоков и усиление связей между ними. Так, в блоке «Производство инноваций» должно быть представлено состояние подсистем производства знаний: фундаментальных исследований, ИиР в зонах ответственности государства и рыночного сектора, а также ИиР, инициированных в различных организациях.

В блоке «Инновационная инфраструктура общества» должны быть отражены общие условия развития инновационного потенциала российских организаций и направления государственной инновационной политики. И наконец, блок «Инфраструктура партнерства, кооперации и диффузии инноваций» состоит из двух составляющих, отображающих два процесса: диффузию инноваций, а также кооперацию и партнерство организаций в сфере инноваций [1].

Наличие инфраструктуры, ориентирующей производителя инноваций в динамике рынка, информирующей фирму о наличии потенциальных партнеров, существенно повышает качество инновационного процесса и ускоряет его. Предприятия ищут каналы, по которым можно было бы получить дополнительные источники знаний. Если инфраструктура, соединяющая предприятия (например, через организации, осуществляющие трансфер знаний) с научно-исследовательскими (государственными и частными) организациями, высшими учебными заведениями и отдельными учеными и изобретателями, успешно функционирует, то национальная инновационная система работает и развивается.

В качестве базового понятия инновационной инфраструктуры или (инфраструктуры национальной инновационной системы) мы предлагаем следующее определение: инновационная инфраструктура – это совокупность институтов, организаций и физических лиц, обеспечивающих благоприятные условия и возможности для производства и реализации инноваций. В их число входят физические и юридические лица, оказывающие непосредственное финансовое, материально-техническое, организационное, консультационное, информационное и иное содействие субъектам инновационного производства. К ним относятся также организации, в составе которых имеются отдельные подразделения, осуществляющие функции инновационной инфраструктуры.

Основу инфраструктуры национальной инновационной системы в России составляют инновационно-технологические центры, технологические парки, территории высоких технологий, технологические инкубаторы, информационные и инновационные центры, центры трансферта технологий и иные организации, содействующие производству, реализации и диффузии инноваций (рис. 2). Все перечисленные и аналогичные им институты и организации относятся в основном к внешней инфраструктуре инновационных организаций.

Для того чтобы заниматься инновационной деятельностью (проводить исследования или выпускать продукцию) организации должны, с одной стороны, обладать внутренней инновационной инфраструктурой как оптимальным сочетанием соответствующих условий и ресурсов. С другой стороны, иметь доступ к внешней инновационной инфраструктуре.

Рис. 2. Схема взаимодействия элементов инновационной инфраструктурыс «ядром» –производством инноваций

Выводы

В целом же инновационная инфраструктура является связующим звеном, или «соединительной тканью» между результатами научных исследований, государством, рынком и обществом.


Источники:

1. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития [Текст]. – М.: Наука, 2006. – С. 30-31.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Концепция 2020). Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Текст].
3. Нефедьев А.Д. Взаимодействие государства и бизнеса в сфере стратегического управления общественной инфраструктурой [Текст] // Управление в современном контексте: проблемы, подходы и модели: Сборник кафедры теории и практики управления факультета ГМУ МГППУ / Под общ. ред. А.И. Кирсанова, А.В. Литвиновой. – М.: МГППУ, 2009.
4. Руководство Фраскати – Fractal Manual: Proposed Standard Practice for Surveys on Research and Experimental Development. Paris: OECD, 2002.

Страница обновлена: 25.11.2024 в 16:33:37