Формирование инновационной инфраструктуры в регионе

Шалина Н.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 (51), Март 2011

Цитировать:
Шалина Н.В. Формирование инновационной инфраструктуры в регионе // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 3. – С. 59-63.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15600390
Цитирований: 13 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Отмечено, что повышение конкурентоспособности российской экономики в целом, а также отдельных регионов возможно только через развитие инновационной деятельности. А это предполагает создание инновационной инфраструктуры, то есть специализированных учреждений и институтов, функционирование которых нацелено на стимулирование создания инновационной продукции и коммерциализации новых проектов. В ряде регионов этот процесс идет весьма интенсивно и имеет положительные результаты, но есть и такие субъекты Федерации, где формирование инновационной инфраструктуры находится на начальной стадии.

Ключевые слова: конкурентоспособность, консалтинг, венчурный фонд, инновационная инфраструктура, кластер, модернизация, технопарк, инновационно-технологический центр, технологический кластер, центры трансфера технологий



Инновационное развитие региона, обеспечивающее рост конкурентоспособности экономики, является целенаправленным и управляемым процессом изменений в различных сферах, ориентированным на достижение высокого качества жизни на территории региона с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения текущих и перспективных потребностей населения и интересов государства. Субъектами этого процесса выступают: а) федеральные и региональные органы власти и управления;

б) «точки роста» – предприятия и комплексы предприятий, формирующие конкурентоспособные на внутреннем и внешнем рынке территориальные инновационно-промышленные кластеры; в) население региона [2, 5].

Инновационная инфраструктура и ее составляющие

Активизация и ускорение инновационного развития основывается на поиске эффективных механизмов управления нововведениями во всех сферах экономической, социальной и духовной жизни, что предполагает наличие в регионе определенных элементов инфраструктуры.

В настоящее время формирование инновационной инфраструктуры происходит неравномерно, в отдельных регионах России уже создана разветвленная сеть организаций, стимулирующих инновационную активность, в других – этот процесс находится на начальном этапе. Согласно представлениям ряда авторов (А.И. Гаврилов, Г.В. Шепелев и др.) на региональном уровне должна сложиться определенная система организаций и институтов, функционирующих в интересах инновационного развития экономики (рис. 1).

Рис. 1. Общая схема инновационной инфраструктуры региона

Доступ инновационных предприятий к производственным площадям и дополнительным технологическим мощностям призвана обеспечить производственно-технологическая составляющая инфраструктуры. Наиболее распространенным ее элементом являются технопарки, объединяющие научно-исследовательские институты, промышленные и инфраструктурные объекты. Они создаются для концентрации на единой территории научно-технического потенциала, внедрения результатов научных достижений в реальный сектор экономики [3]. В России достаточно развита система технопарков в Москве, Санкт-Петербурге, Республике Татарстан.

Особой формой технопарков признаются технико-внедренческие зоны, предназначенные для создания, реализации и внедрения в производство инновационной продукции, а также разработки информационных технологий и оказания услуг по их обслуживанию. С 2005 года в России существуют четыре такие зоны: в Дубне, Томске, Зеленограде и поселке Стрельна (Санкт-Петербург).

Арена взаимодействия – технополис

Более тесное объединение науки, техники и предпринимательства при взаимодействии с органами власти характерно для технополисов, или иначе наукоградов. В России они специализируются на авиа-, ракетостроении и космических исследованиях, электронике и радиотехнике, автоматизации, машино- и приборостроении, химии, химической физике и создании новых материалов, ядерном комплексе, энергетике, биологии и биотехнологии. Статус науко града официально присвоен городам Бийск (Алтайский край), Обнинск (Калужская область), Кольцово (Новосибирская область), Мичуринск (Тамбовская область), Петергоф в Санкт-Петербурге и нескольким населенным пунктам в Московской области: Дубна, Жуковский, Королев, Пущино, Реутов, Троицк, Фрязино, Черноголовка, Протвино. Еще ряд регионов обладают достаточным потенциалом для формирования технополисов. Для этого, помимо высокого уровня развития научно-технического комплекса регионального центра, необходимо наличие оборудованных и доступных каналов информации, развитой сети коммуникаций, разветвленной транспортной сети и аэропорта.

Авиационный транспорт наиболее приемлем для наукоемких отраслей как с точки зрения обеспечения более быстрого сбыта продукции, так и снабжения необходимыми материалами. В регионах, где планируется создание технополисов, должна проводиться гибкая политика предоставления льгот, способствующая обновлению производства и открытию новых предприятий, так как в самих технополисах предусмотрено поощрение развития малого бизнеса, предоставляются льготы для рисковых капитальных вложений, а также инвестиций во вновь открываемые предприятия с новейшей технологией или хозяйствующие субъекты, использующие передовую технику.

Консалтинг и венчурные фонды: их роль в инновационном развитии Стимулирование инновационного развития невозможно без консалтинговой составляющей, представленной центрами (офисами) трансфера технологий, а также компаниями, оказывающими консалтинговую помощь в сфере производства, маркетинга, управления. Основной задачей этих организаций является содействие разработке и коммерциализации проектов, создаваемых инновационными предприятиями региона.

Особую актуальность в большинстве регионов России приобретает формирование финансовой составляющей инновационной инфраструктуры. Как свидетельствуют данные официальной статистики, финансирование разработки и внедрения инноваций осуществляется преимущественно за счет собственных средств хозяйствующих субъектов. В результате финансового кризиса банковские кредиты стали более дорогими, да и в целом они являются краткосрочным для развития инновационной деятельности. Кризис же способствовал сокращению бюджетного финансирования проектов, связанных с модернизацией экономики. В значительной части регионов в силу недостаточности собственных финансовых ресурсов отсутствуют целевые программы инновационного развития территорий, что тормозит их переход на инновационный сценарий развития.

В последнее время на региональном уровне начали создаваться венчурные фонды. В этой связи интересен опыт ведущих стран в этом направлении. Азиатские венчурные инвесторы стремятся вкладывать капитал в более зрелые компании, чем их американские коллеги. В Японии сконцентрированы самые крупные источники венчурного капитала: корпорации (46%), банки (30%) и страховые компании (10%). Большинство японских венчурных фондов – филиалы больших корпораций. Япония имеет самый большой рынок венчурного капитала в Азии, но индустрия венчурного капитала не развилась в Японии до уровня США. Среди регионов России можно отметить опыт создания и функционирования венчурных фондов Пермского края, Татарстана, Санкт-Петербурга. В них наработана определенная практика в этом направлении, реализуются инновационные проекты.

Сбыт и управление в рамках инновационной инфраструктуры Важным фактором конкурентоспособности региональных инновационных предприятий является развитая система сбыта. Наукоемкая продукция отличается от традиционной не только характеристиками, но и механизмом реализации. Новая продукция на начальном этапе жизненного цикла не может продвигаться на рынок классическими методами.

Для решения этой проблемы возможно создание структур коллективного выхода на рынки, обслуживающих сразу группу предприятий, объединенных по региональному или отраслевому принципу (технологические брокеры). Параллельно следует активизировать классические методы продвижения, обладающие высокой эффективностью, такие как выставки инновационной продукции, посредническая деятельность, некоммерческие формы объединений предприятий в целях улучшения системы сбыта, маркетинговый консалтинг.

Нельзя обойтись и без модернизации структуры управления регионом [1]. Для координации инновационной деятельности в системе органов исполнительной власти могут быть созданы:

• центр инновационного развития, основной задачей которого является сбор, генерирование и разработка целевых программ ведомственного и межведомственного характера, а также координация внедрения в хозяйственную систему технических, технологических и управленческих инноваций;

• региональный инновационный центр, осуществляющий концентрацию интеллектуального и внедренческого потенциала региона в виде проектов, готовых для массового внедрения в производство.

Вывод

Таким образом, воплощение инновационного сценария развития региональной экономики возможно только при условии формирования эффективной инновационной структуры, объединяющей как организации частной формы собственности, так и государственные институты.


Источники:

1. Гаврилов А.И. Управление экономикой: создание механизма обновления [Текст]. – Нижний Новгород: Издательство ВВАГС, 2008.
2. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития [Текст]. – М.: Наука, 2006.
3. Жихарев К.Л. Инновационное управление развитием: инкорпоративный подход [Текст] / К.Л. Жихарев, С.Б. Мельников, Н.С. Мельникова. – М.: МАКС-Пресс, 2007.
4. Сеньков В.И. Модели регионального развития и структуры инновационных систем / В.И. Сеньков, Н.В. Сенькова [Текст] // Региональная экономика: теория и практика, 2010, №5.
5. Семина Л.А. Некоторые аспекты регулирования инвестиционных процессов на региональном уровне // Российское предпринимательство, 2010, №10 (1).

Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:43:15