Профессиональное образование в Болгарии – состояние и социально-экономические проблемы

Терзиев В.К.1,2, Любчева М.И.3, Георгиев М.П.4
1 Военная академия имени Георгия Раковского, Болгария, Русе
2 Руссенский университет им. Ангела Кънчева, Болгария, Русе
3 Университет «Проф. Д-р Асен Златаров», Болгария, Бургас
4 Университетская Больница им. Канев

Статья в журнале

Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность (РИНЦ)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 4, Номер 1 (Январь-март 2023)

Цитировать:
Терзиев В.К., Любчева М.И., Георгиев М.П. Профессиональное образование в Болгарии – состояние и социально-экономические проблемы // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2023. – Том 4. – № 1. – С. 41-58. – doi: 10.18334/social.4.1.116942.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50406004

Аннотация:
Профессиональное образование объединяет множество интересов. Это не просто среднее образование, это не только первый и важный шаг к профессиональному развитию тех, кто его выбирает. Это ключ к развитию тех компетенций, которые лежат в основе промышленного прогресса, являются предпосылкой инноваций и креативности, которые так необходимы для каждого технологического процесса. Профессиональное образование – неотъемлемая часть любого успешного бизнеса, залог устойчивого социально-экономического развития.

Ключевые слова: профессиональное образование, развитие, компетенции, Болгария

JEL-классификация: I25, L26, L31



Дискуссия о судьбе профессионального образования ведется непрерывно, но во многих случаях безрезультатно с точки зрения его адаптации к современным требованиям экономики и динамично меняющейся деловой среды. Если бы это было не так, на сегодняшнее время не было бы дефицитных профессий, мы бы не ждали, пока иссякнут последние капли государственного профессионального образования, чтобы быстрыми шагами двигаться в сторону «современных», набирающих все больше кандидатов профессиональных областей и лишить содержания так важные для экономики сферы. Его сложность из-за необходимости совмещения общеобразовательной и профессиональной части часто вызывает комплекс несоответствий, что требует постоянной адаптации и переходов, обеспечивающих не только его функционирование, но и функционирование всей нашей экономики. Профессионализм в профессиональном образовании требует согласование миссий, целей, факторов и инструментов в подходящем формате, который может обеспечить равномерное развитие каждого бизнеса и каждого направления экономики [1-2].

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Слишком долго профессиональное образование в Болгарии было оставлено само на себя или точнее на «свободный рынок», который не только не регулирует его, но и создает определенные диспропорции, сложные для преодоления и требующие длительного периода времени. Этот единый рынок не дал шанса болгарской экономике с точки зрения удовлетворенности персоналом и это серьезная проблема на сегодняшний день — отсутствуют специалисты в основных профессиональных областях, как специалисты со средним, так и с высшим образованием. Изменить законы, изменить имена, организовать признание дипломов, принять решение о двойном образовании (забытое старое, которое уже существовало в Болгарии) — оказалось недостаточно. Необходимо было организовать систему в соответствии с ясными и четкими критериями, чтобы подготовить специалистов по профессиям, необходимым для экономики, и сделать ее гибкой для того, чтобы легко адаптироваться к быстро меняющимся технологическим процессам и меняющимся условиям в деловой среде. Экономика нуждается в образовании, а образование нуждалось в экономике — не только в ее ориентации, но и в ее инвестициях. На самом деле, люди в образовании не знали точно да и некому было им подсказать, какие специалисты нужны экономике. И они подготавливали специалистов по своей внутренней образовательной логике, а именно — подготавливали специалистов по тем дисциплинам и специальностям, для которых у них были учителя и/или ресурсы. Тем временем появились экзотические, почти ненужные специальности, но они сохранили статус-кво. Данные оценок качества образования уже давно комментируются в обществе. Мы много и подробно говорим о внешней оценке, о содержании учебных планов, об учебниках, прислушиваемся к обширным объяснениям от экспертов, родителей, горожан, но на самом деле редко комментируем тот факт, что найти мастера по ремонту нашего неисправного кухонного крана все труднее, мастера, который заменит плитку в ванной, электрика, который исправит нашу устаревшую установку [1-6].

Не преуменьшая роль образования для личностного роста и саморазвития, важно обеспечить экономику в ее самых общих измерениях персоналом в необходимых и профессиональных областях.

Перемены являются более чем необходимыми, но перемены, которые зависят от принципов и правил, применимым к обоим сторонам в этом процессе — как бизнесу, так и образованию. На самом деле, они служат государству. Даже доступные стратегии не являются достаточно эффективными, если они реализуются время от времени или частично. Стратегическая повестка дня профессионального образования требует создания условий, в которых должна развиваться любая поддерживающая бизнес-система, включая образование. Правила всегда были в силе, но сегодня они требуют нового пересмотра, точных критериев, оценки эквивалентности для выполнения функций и роли, для которых они предназначены.

ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Каждый элемент системы профессионального образования оставляет свой след и, в некоторой степени, влияет на качество специалистов с определенной квалификацией. Факторы, лежащие в основе подготовки кадров к экономике, входят в общие рамки развития образования и поэтому невозможно полностью отделить профессиональное образование от других видов образования. Искусство состоит в том, чтобы создать комбинацию, которая позволяет параллелизм, достаточное количество возможных переходов, вход и выход, чтобы соответствовать динамике жизни и технологического развития. Организационные факторы имеют решающее значение для качества образования в той мере, в которой они определяют общую инфраструктуру и профессиональные факторы, связанные с потенциалом, качеством и профессионализмом, находя наиболее точные элементы, отвечающие за профессиональное образование.

Организационные факторы:

- Законодательство — законодательство применимо к сфере образования и к области экономики.

Разнообразие законов, особенно нормативной базы, необходимость сочетания различных областей применения законов для достижения общих целей, механизмы правоприменения и контроля являются неотъемлемой частью процесса управления в сфере образования. Это не количество законов или их изменение, а их умелая кодификация, не количество поднормативных документов, а их содержание и качество определяют способность качественно и эффективно управлять ими. Проблема заключается в неустойчивости законодательной базы, внедрении иностранной практики без необходимой основы в Болгарии, а также в осуществлении законодательства.

- Организационная инфраструктура:

Организационная инфраструктура профессионального образования является частью общих рамок (Рис 1). Основным учреждением, отвечающим за организацию всего образовательного процесса, за создание и реализацию законодательства в системе, является Министерство образования и науки. Важной является также роль всех других учреждений, которые связаны и отвечают за образование. Хорошо организованная и иерархическая структура, обеспечивающая осуществление законодательства и управление образованием, также имеет важное значение – особенно в области профессионального образования, где число участвующих учреждений выше. Важным вопросом в этой структуре является распределение обязанностей, которое не всегда является наилучшим и не всегда учитывает различные интересы наилучшим образом.

Рис. 1. Организационная инфраструктура профессионального образование

Целевые учреждения, отвечающие за профессиональное образование — Национальное агентство по профессиональному образованию и профессиональной подготовке, Региональные администрации, Муниципальные администрации, Организации работодателей и бизнес-структуры — занимают серьезное, но недостаточно регулируемое место в системе, что, вероятно, является одной из причин существующих расхождений и недостатков.

- Институциональное взаимодействие

От уровня этого взаимодействия зависит весь процесс управления образованием. Даже при формально хорошей инфраструктуре, хорошем законодательстве, институциональное взаимодействие (отсутствие взаимодействия) определяет качество образовательного процесса от самого высокого до самого низкого уровня. Даже беглый взгляд на структуру показывает, насколько важно не только взаимодействие, но и взаимопонимание между учреждениями, которое часто переплетается с различными политическими обязательствами или с претензиями определенных гражданских групп, не всегда отражая общественное мнение. Необходимая степень свободы каждого учреждения должна быть соизмерима со степенью свободы всех остальных и только хорошо организованный механизм взаимодействия может привести к успеху системы. Конечно, институциональное взаимодействие заложено в законодательстве, но иногда невозможно преодолеть разногласия или возникающие дефициты. Например, очень трудным и медленным является путь к взаимодействию между бизнесом и профессиональным образованием, который можно легко преодолеть за счет укрепления роли Национального агентства по профессиональному образованию и профессиональной подготовке, переосмысления роли Региональных управлений образования Министерства образования и науки, региональных и местных органов власти в определении профессиональных направлений в соответствии с приоритетами региональной экономики. Задача Регионального управления образования, например, заключается в том, чтобы работать только с одним экспертом в области профессионального образования в довольно разнообразных условиях профессиональной подготовки. Помимо чисто административной и формальной роли в создании плана-приема, ничего высокопрофессионального не может произойти. Курсы профессиональной подготовки часто определяются внутренней логикой учебных заведений, их «энтузиазмом» для поиска пересечений с каким-либо работодателем или другим типом организации бизнеса, компетенцией областных советов, которые утверждают (чаще всего довольно формально) план-прием в области профессионального образования.

Профессиональные факторы

- Институциональный потенциал.

Этот фактор включает три основные элемента — управленческий, административный и профессиональный потенциал.

Институциональный потенциал отвечает на вопрос «Как профессионализм в управлении и реализации образовательного процесса соответствует требованиям сегодняшнего дня — интеллектуальный рост, Индустрия 4.0, переход к цифровой эпохе? Может быть, это вопрос всех вопросов. Независимо от современности, к которой с большим удовольствием все торопятся, упуская при этом те области, которые носили и несут престиж нормальной экономической поддержки в развитии любого экономического субъекта. Даже если мы сделаем все школы STEM инновационными, они должны иметь специальности, поддерживающие базовую оперативную деятельность, и сами они должны быть обновлены, но не отражены в красной книге.

- Преподавательский потенциал и качество обучения

Пожалуй, самый простой вопрос заключается в оценке потенциала преподавательского состава, где, однако, следует добавить, что это все еще зависит не только от личностных способностей преподавателей, но и от материальной базы, фонда учебников, затрат на поддержание систем профессионального образования и т.д. Даже если профессор будет преподавать в одной из профессиональных гимназий, только теория не решает вопрос о потенциале и качестве.

- Профессионализм

Профессионализм определяется в соответствии со стратегией экономического развития, однако реализация и осуществление зачастую остаются далеко от стратегических руководящих принципов. Перечень профессий профессионального образования и подготовки и стандарты приобретения профессиональных квалификаций являются важнейшими элементами, определяющими их достаточность и квалификацию кадров, «производимых» в результате организованной таким образом системы? Важным элементом формирования общей картины является сочетание Национальной системы квалификаций с Перечнем профессионально-технического образования и профессиональной подготовки, а также со стандартами.

Через осуществление рамочных программ (А-Е) обеспечивается баланс между общими и специфическими профессиональными знаниями. Существует несколько тенденций, оказывающих серьезное влияние на дисбаланс в области профессионального образования — с одной стороны, тенденции к увеличению числа выпускников высших учебных заведений приводят к постоянному сокращению числа лиц, которые реализуют себя сразу после среднего образования, с другой стороны, сказываются отрицательные демографические тенденции, а с третьей — тот факт, что Болгария является одной из стран, в которой процент детей, бросающих школу в раннем возрасте, а также молодых людей, которые не учатся и не работают слишком высок. Это факт мог бы послужить резервом для профессионального образования, но требует профессионального подхода к каждой группе, а также соответствующей модели, с помощью которой эти молодые люди могут взять участие в образовательном процессе. Это означало бы трансформацию, связывающую с одной стороны, тенденции рынка труда, а с другой — обновление профессиональных направлений и их учет с прогнозами экономического развития страны, а также расширение сферы профессиональной ориентации и подготовку молодежи к карьерному развитию.

КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ПЕРСОНАЛ — ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И СООТВЕТСТВИЕ

Несомненно, за предоставление квалифицированного персонала для каждой профессиональной сферы отвечает профессионально-техническое образование — среднее профессиональное и высшее образование. Каждая профессиональная сфера и каждая профессия нуждаются в квалифицированном персонале, который должен соответствовать их требованиям и стандартам, если таковые имеются. Именно в определении соответствия между спросом и предложением, т.е. между потребностями экономики и реакцией профессионального образования, профессионализм вписывается в управление профессионально-техническим образованием. Частью решения этой проблемы являются Рамочные программы (Рамочная программа А — Е), разработанные в Министерстве образования и науки, и стандарты — необходимые, но не достаточные условия, особенно для некоторых профессиональных областей и особенно с учетом быстрых изменений, происходящих в отрасли. Переменные параметры в профессиональных отраслях и профессиях – уже являются фактом — завтра может не существовать сегодняшних профессий, так как некоторые профессии с прежних времен уже выглядят как экзотические или вообще отсутствуют на рынке труда. В то же время у нас есть красный список дефицитных профессий. Сложность возникает из-за того, что каждая профессиональная область нуждается в серьезной спецификации по специальностям, часто они являются ключом к развитию соответствующей области. Многие из поднятых выше вопросов могут найти решение в более эффективном осуществлении законодательства, улучшенном взаимодействии между учреждениями, улучшеным контролем над качеством. Если контроль качества является социальной проблемой в общем образовании, то качество профессионального образования таким не стало. Оценка процессов на рынке труда имеет важное значение, в частности, с точки зрения уровня квалификации. Профессиональное образование «производит» специалистов с 1-3 квалификационной степенью. Незначительным является количество сотрудников с 4-й квалификационной степенью. Одной из задач является участие профессиональных колледжей в формировании рабочей силы страны. Неисчерпывающая справка показывает, что 4-я степень запланирована для некоторых областей туризма, косметики, медицины и особенно в армии. Какой может быть мотив создания профессионального колледжа, что является серьезным вложением средств, когда одна аспирантура в любом университете поможет легко получить сертификат, дающий квалификацию 4 степени.

Нам нужно ответить на многие вопросы, чтобы преодолеть проблемы и недостатки и дать свободу профессиональному образованию, но такую, которая будет гарантировать обслуживание экономики и предоставление рабочих мест профессионалам.

Вопросы можно группировать следующим образом:

- Адекватен ли Перечень профессий по состоянию и перспективам развития экономики и обеспечена ли экономика необходимым персоналом по качеству и типу?

- В достаточной ли степени защищенные профессиональные специальности защищают развитие отдельных профессиональных направлений, необходимых государству (51 защищенные профессии на 2021/2022 учебный год).

- Адекватна ли процедура выявления новых профессий?

- Обеспечивают ли стандарты в системе образования получение необходимых знаний, навыков и компетенций, с помощью которых каждый человек может в полной мере реализовать свой потенциал и быть полезным как для себя, так и для общества. Существует ли надежный стандарт для каждой профессии?

- Достаточно ли надежен анализ, показывающий, какие кадры необходимы для развития болгарской экономики, чтобы организовать всю профессионализацию на правильной основе и обеспечить соответствующие квалификационные уровни (Перечень специальностей профессий, в которых ожидаемая нехватка специалистов рынка труда на 2021/2022 учебный год – 77 человек).

- Существует ли необходимость в изменении соотношения между квалификационными степенями с первой на четвертую в различных профессиональных областях?

КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ПЕРСОНАЛ В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ РЕАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Каждая профессиональная сфера имеет свою специфику и нуждается в специализированном подходе. Учитывая большое количество профессиональных направлений, профессий и специальностей, включенных в Перечень профессий профессионального образования и подготовки, невозможно ожидать детализации, которая удовлетворяла бы даже самые маленькие потребности. Однако необходимо охватить важные направления в соответствующих профессиональных областях, которые необходимы в соответствии со стратегическими направлениями развития экономики, соответствующими заинтересованными предприятиями, организациями работодателей и т.д. Отсутствие такого охвата обрекает отрасли и направления на недоразвитость или необходимость в дополнительных учебных курсах, которые требуют не только финансовых инвестиций, но и затрат времени, конкурентоспособности и добавленной стоимости. Иногда за счет корыстных специальностей, для которых нет реализации на рынке труда.

Оказывается, сохранение недвижимого культурного наследия — это область профессионального образования, которая не получает особого внимания в профессиональном образовании. Возникает вопрос, какие специалисты должны заниматься сохранением недвижимого культурного наследия — какие из профессиональных областей, какие специальности, какой уровень должна охватывать их подготовка.

Квалифицированные специалисты в области сохранения недвижимого культурного наследия, вероятно, будут подготовлены в профессионально-технических гимназиях строительства и архитектуры в соответствии с перечнем профессий профессионального образования и подготовки и его ежегодным обновлением Министерством образования и науки. Имеющиеся профессиональные области и специальности, которые, как ожидается, будут полезны в области сохранения недвижимого культурного наследия, связаны со следующими направлениями: архитектура, урбанистика и геодезия, строительство и прикладное искусство и ремёсла, которые показаны в таблице 1.

Таблица 1. Перечень профессиональных направлений и специальностей в области сохранения недвижимого культурного наследия, относящегося к областям: архитектура, урбанизм и геодезия, строительство и прикладное искусство и ремёсла


Код
Профессиональная сфера
Код
Профессия
Код
Специальность
Кв. степень

581
Архитектура, урбанизм и геодезия
581010
Геодезист
5810101
Геодезия
3



581020
Подрядчик по реставрации
5810201
Структурная реставрация
2





5810202
Декоративная
реставрация
2



581030
Техник-реставратор
5810301
Архитектурная реставрация
3

582
Строительство
582010
Техник по строительству
5820101
Строительство и архитектура
3









215
Прикладное искусство
и ремёсла
215040
Резчик по дереву
2150401
Резьба по дереву
2



215050
Керамист
2150501
Керамика
2



215060
Каменщик
2150601
Каменная кладка
2





2150602
Декоративная каменная облицовка
2



215070
Художник Прикладного искусства
2150701
Художественная обработка металлов
3





2150702
Художественная керамика
3





2150703
Художественная ткань
3





2150704
Художественная обработка металлов
3





2150705
Иконография
3

К сожалению, некоторые специальности в профессиональной области Прикладное искусство и ремёсла попадают в Список защищенных специальностей в профессиях за 2021/2022 учебный год. (Таблица 2).

Таблица 2. Защищенные профессиональные специальности в профессиональной сфере прикладного искусства и ремёсел


Код
Профессиональная сфера
Код
Профессия
Код
Специализация
1.
215
Прикладное искусство и ремёсла
215060
Каменщик
2150601
Каменная кладка
2.
215
Прикладное искусство и ремёсла
215070
Художник-прикладное искусство
2150701
Художественная резьба по дереву
3.
215
Прикладное искусство и ремёсла
215070
Художник-прикладное искусство
2150702
Художественная керамика
4.
215
Прикладное искусство и ремёсла
215070
Художник-прикладное искусство
2150703
Художественная ткань
5.
215
Прикладное искусство и ремёсла
215070
Художник-прикладное искусство
2150704
Художник прикладного искусства





2150705
Иконография

Помимо Перечня профессий профессионального образования и подготовки, здесь чрезвычайно важно содержание учебных планов и программ по соответствующим специальностям. Обзор учебных программ в профессионально-технических гимназиях архитектуры и строительства показывает следующее:

Специальность «Строительство и архитектура» — специфическая профессиональная подготовка в 11 классе (Второй этап среднего образования), часть этих предметов входит в группу элективных дисциплин, а именно:

- Геодезия;

- Строительная механика;

- Технология строительных процессов;

- Компьютерное черчение в строительстве;

- Организация строительства;

- Градостроительство и архитектурное проектирование;

- Стальные бетонные конструкции;

- Строительная деятельность и контроль;

- Экологичное и энергоэффективное строительство;

- Сантехника зданий;

- Дороги и сооружения.

Одному специалисту по строительству и архитектуре с вышеуказанной подготовкой сложно будет реализовать себя в области сохранения недвижимого культурного наследия.

Доступные стандарты по профессиям: «строительство» следующие: 582010 Техник по строительству (опубликовано 08.09.2020); 582040 Строитель (опубликовано 19.09.2019) и 582080 Помощник по строительству (опубликовано 08.09.2020).

УСТРОЙСТВО МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ПОНИЖЕННОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТЬЮ [9]

С апреля 2022 г. в Болгарии реализуется Национальная программа занятости для людей с ограниченными возможностями.

Изменение социально-экономической среды в Болгарии в переходный период оказало значительное влияние на социальный статус людей с ограниченными возможностями. Рост безработицы, структурные изменения е экономике, недоступность в архитектурной среде и прочее усилили изоляцию этой группы людей. Ограничения окружающей среды создают больше препятствий для социальной интеграции, чем функциональные ограничения людей.

Согласно Стандартным правилам ООН, люди с ограниченными возможностями имеют право жить и реализовывать себя в своих сообществах. Они должны получать необходимую помощь и поддержку в обычных условиях и в учреждениях образования, здравоохранения, занятости и социальной защиты. Людям с ограниченными возможностями должна быть предоставлена возможность реализовать свои права человека, и, в частности, в сфере занятости им должны быть предоставлены равные возможности для производительного и оплачиваемого труда.

Политика Европейского Союза, представленная в «Равных возможностях для людей с ограниченными возможностями: Европейский план действий» COM (2003) 650 и «Положение людей с ограниченными возможностями в расширенном Европейском Союзе: Европейский план действий на 2006-2007 годы» COM (2005) 604, предполагает меры по устранению препятствий для полной интеграции людей с ограниченными возможностями.

Согласно ст. 48 Конституции Республики Болгарии граждане имеют право на труд и государство заботится о создании условий для реализации этого права.

По данным Национального страхового института, на конец 2007 г. количество назначенных личных пенсий по инвалидности вследствие общего заболевания составило 854 658. Из них 292 563 пенсии были назначены лицам с постоянно пониженной трудоспособностью – более 90% утраты трудоспособности, с постоянной пониженной трудоспособностью с 71% до 90% утраты – 442 755 пенсий и с 50 и свыше 50% до 70% – 139 316 пенсий.

По данным Национального агентства занятости населения, в 2007 году среднегодовая численность безработных с ограниченной трудоспособностью, зарегистрированных в управлениях «Бюро труда», составила 14 414 человек, что на 31,5% (6 620 человек) меньше, чем их среднегодовая численность в 2006 г. Доля лиц с пониженной трудоспособностью в общей численности безработных составляет 5,0% (за 2006 г. это значение составляло 5,9%).

Характерной чертой профессиональной структуры этой группы является преобладание лиц без профессиональной квалификации. Их доля в общей численности безработных с пониженной трудоспособностью в 2007 г. составила 50,9% (при 52,5% в 2006 г.), за ними следуют безработные по рабочим специальностям 25,4% (при 24,8% в 2006 г.) и специалисты – 23,7% (при 22,7% в 2006 г.) [7].

Структура безработных лиц с пониженной трудоспособностью по уровню образования в 2007 г. выглядит следующим образом:

- с высшим – 8.1%;

- со средним – 44.7%;

- с начальным или неполным - 47.2%;

Численность зарегистрированных безработных женщин с ограниченной трудоспособностью составляет 7 854 человека (в среднем за 2007 год), а зарегистрированных безработных мужчин с ограниченной трудоспособностью - 6 560 человек, при соотношении женщин и мужчин 54%: 46%.

Сочетание низкой квалификации, недостаточного образования и проблем со здоровьем делает эти лица неконкурентоспособными на рынке труда. В 2007 году было заявлено более 3000 вакансий для трудоустроенных лиц на первичном рынке и в соответствии с Законом о занятости населения. Возможности трудоустройства безработных с пониженной трудоспособностью на первичном рынке ограничены. Их шансы начать работу на работах без субсидий минимальны, особенно для людей, утративших трудоспособность более чем на 70%. Вакансии, объявленные в управлениях «Бюро труда», не требующие образования и квалификации, в большинстве относятся к физическому труду, противопоказанному лицам с пониженной трудоспособностью.

Безработных этой группы риска отличают определенные физические, психические, профессиональные и образовательные характеристики:

- В качестве ищущих работу регистрируются в основном люди с общими заболеваниями, попадающие в группу от 50 до 70 на сто потерявшие трудоспособность. Это самая многочисленная группа среди всех безработных с пониженной трудоспособностью. Они в значительной степени сохранили свою трудоспособность, что позволяет им легче устроиться на работу, исключая рабочие места, которые связаны с тяжелым физическим трудом.

- Следующая группа – это группа людей с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата, количество которых составляет около 20% от общего количества лиц с ограниченными возможностями. Для них трудно найти подходящую работу, но в случае, если найдется, они не могут реализоваться, из-за отсутствия доступной среды.

- Доля людей с умственными и психическими отклонениями, регистрированных как ищущие работу составляет около 11%. Их шансы трудовой реализации незначительны. Работодатели отказывают их нанимать и единственной возможностью для них остается специализированные предприятия и/или работа на дому.

- Группа слабовидящих людей имеет относительную долю около 9% от общего количества зарегистрированных лиц.

Включение инвалидов в трудовой процесс является основным условием их интеграции в общество и повышения качества жизни. В силу специфики некоторых видов инвалидности (например, у лиц с психическими или сенсорными нарушениями) в реабилитационном процессе возникает потребность в специальных обучающих программах и методах, предусматривающих более пристальное внимание и подход к их разработке и реализации.

Реализации прав человека для лиц с психическими расстройствами по-прежнему трудно добиться. Это требует применения современных практик и приверженности всего общества. Проблема профессиональной и трудовой реализации лиц с психическими отклонениями слишком сложна и актуальна. Овладение ими доступными профессиями и специальностями является условием их интеграции в общество. Опыт показывает, что они могут успешно реализовать себя в профессиях в области сельского хозяйства, коммунально-бытового обслуживания и других видах деятельности.

Другая группа людей, к которой нужен особый подход, это слепоглухие люди. Для их успешной интеграции необходимо развивать возможности доступа к обучению и реабилитации слепоглухих людей в нашей стране.

По данным Союза инвалидов войны и пострадавших на войне, по состоянию на 31.12.2007 г. в Болгарии насчитывается 8624 инвалидов войны и раненых в ходе или по случаю обороны страны. Из них около 3910 являются инвалидами (которые получают персональную военную пенсию по инвалидности) и около 4714 получили ранения при обороне или в связи с обороной страны (получающие наследственную военную пенсию по инвалидности). Согласно Закону об инвалидах и раненых на войне, государство проявляет особую заботу о них, обеспечивая им соответствующие условия для интеграции [8].

Безработные, в прошлом с наркотической зависимостью, состоящие на учете в управлении «Бюро труда», сталкиваются с особыми трудностями при включении в активную трудовую и общественную жизнь, что необходимо для создания условия для самостоятельной и достойной жизни. По данным Национального наркологического центра Министерства здравоохранения, число проблемных потребителей героина в Болгарии составляет около 30 000. Это люди, у которых на 3, 4 и более лет были нарушены отношения с обществом, которые утратили трудовые навыки и мотивацию к общению. Некоторые из них успешно проходят курс лечения зависимости от наркотических веществ и могут вернуться к полноценной жизни. Ограниченные возможности их реализации на рынке труда являются следствием:

- отсутствия или утраты трудовых навыков и умений – пристрастие к наркотическим веществам является предпосылкой и причиной длительной изоляции и ограниченных возможностей для создания и приобретения трудовых навыков;

- отсутствия мотивации к занятости;

- воздержания работодателей от приема на работу таких безработных;

- наличия устойчивого негативного стереотипа в обществе.

Для достижения лучших результатов в рамках Программы к отдельным целевым группам применяется дифференцированный подход с учетом их потребностей.

Повышение трудоспособности и обеспечение трудоустройства безработных с постоянно пониженной инвалидностью, состоящих на учете в управлении «Бюро труда», или лиц трудоспособного возраста, успешно прошедших курс лечения зависимости от наркотических веществ, как необходимое условие преодоления их социальной изоляции и для их полной интеграции в общество.

Объектом программы являются безработные с постоянной инвалидностью трудоспособного возраста, состоящие на учете в управлении «Бюро труда», с преимущественным включением лиц из следующих групп:

- с утратой трудоспособности на 71% и свыше;

- военные инвалиды (к данной группе относятся безработные военные инвалиды и пострадавшие при обороне или в связи с обороной страны с утратой трудоспособности более чем на 50%);

- люди с сенсорными нарушениями;

- люди с психическими отклонениями.

Безработные лица трудоспособного возраста, успешно прошедшие курс лечения зависимости от наркотических веществ, регистрируются в управлении «Бюро труда». Отбор этих лиц для работы по программе осуществляется управлением «Бюро труда» на основании документов об успешно пройденном курсе лечения зависимости от наркотических веществ.

Программа реализована в 2 компонентах:

Компонент 1 «Обучение»

Обучение организуется в соответствии со специфическими особенностями безработных и выявленными профессиональными потребностями работодателей, которые могут открыть рабочие места для лиц, охваченных программой.

По Компоненту 1 можно организовать следующее:

- мотивационное обучение для приобретения навыков активного поведения на рынке труда и занятости;

- обучение для приобретения и совершенствования ключевых компетенций;

- обучение для приобретения профессиональной квалификации в соответствии с возможностями лиц, которые являются объектом программы, и потребностями работодателей.

Компонент 2 «Занятость»

В этом компоненте приоритет отдается безработным лицам, успешно прошедшим обучение по Компоненту 1.

Работодатели открывают рабочие места по Программе сроком на 24 месяца и подают заявление в управление «Бюро труда». Приоритет отдается работодателям в программе, заключившим соглашение о финансировании по ст. 25 Закона об интеграции людей с ограниченными возможностями для обеспечения доступа к рабочим местам, а также для приспособления и/или оснащения рабочих мест для людей с ограниченными возможностями.

На открытые рабочие места они нанимают безработных, охваченных программой, на полный или неполный рабочий день (не менее 4 часов) на срок не менее 24 месяцев. Возможно назначение лиц с испытательным сроком в соответствии с положениями Трудового кодекса.

На открытые в рамках Программы вакансии могут быть последовательно наняты более одного лица, участвующего в Программе. Не допускается сокращение постоянного штата за счет вакансий, открываемых в рамках Программы.

При отборе безработных лиц, управления «Бюро труда» также должны учитывать требования работодателя к объявленной вакансии. Окончательное решение о назначении принимает работодатель [9].

Программа финансируется за счет средств государственного бюджета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вероятно, ответ на многие поставленные вопросы следует искать в сфере высшего образования, однако следует всегда учитывать риск переподготовки для определенных видов деятельности и должностей. Это вызывает необходимость совершенствования всего инструментария профессионального образования, тем более что современное промышленное развитие провоцирует интерес, прежде всего, к подготовке специалистов в цифровой сфере, поэтому многие из оставшихся направлений и дальше будут оставаться неохваченными и будут страдать от дефицита.


Источники:

1. Terziev V. Higher education system and labour market policies in Bulgaria in COVID-19 crisis and post-crisis periods. - Kiev: Internauka Publishing House, 2022. – 168 p.
2. Terziev V. COVID-19 pandemics and its impact on Bulgarian universities in the context of the new challenges to social system and labour market policies. - Kiev: Internauka Publishing House, 2022. – 138 p.
3. Terziev V., Andreeva O., Georgiev M., Klimuk V. Challenges in the development of Bulgarian higher education system during post-crisis period // Proceedings of ADVED 2020- 6th International Conference on Advances in Education. Istanbul, Turkey, 2020. – p. 348-351.
4. Terziev V., Andreeva O. Adaptability of Bulgarian education system to the occurred pandemic situation // 62nd International Scientific Conference on Economic and Social Development. Cakovec, Croatia, 2020. – p. 13-19.
5. Terziev V., Klimuk V. Impact of pandemic and post-pandemic factors on innovative development of industry // 19th RSEP International Economics, Finance & Business Conference – Virtual/Online. Ankara, Turkey, 2020. – p. 11-122.
6. Terziev V., Andreeva O., Georgiev M, Klimuk V. Challenges in the development of Bulgarian higher education system during post-crisis period // International Organization. – 2020. – № 18. – p. 296-299.
7. Агентство занятости является источником данных. Данные о безработных лицах являются среднегодовыми за 2006г. и 2007г
8. Закон об инвалидах и раненых на войне, обнародован, ГГ, № 27 от 29 марта 2005 г., изменения внесены в № 88 от 4 ноября 2005 г., в соответствии с п.1, ст.2
9. Az.government.bg. [Электронный ресурс]. URL: https://www.az.government.bg/pages/nacionalna-programa-zohtu/11/2022.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:06:17