Социальная экономика и предпринимательство – инновационные инструменты реализации государственной политики в Болгарии

Терзиев В.К.1,2
1 Военная академия имени Георгия Раковского, Болгария, София
2 Руссенский университет им. Ангела Кънчева, Болгария, София

Статья в журнале

Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность (РИНЦ)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 1, Номер 1 (Январь-март 2020)

Цитировать:
Терзиев В.К. Социальная экономика и предпринимательство – инновационные инструменты реализации государственной политики в Болгарии // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2020. – Том 1. – № 1. – С. 53-62. – doi: 10.18334/social.1.1.110949.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44203478
Цитирований: 3 по состоянию на 05.09.2022

Аннотация:
Социальная экономика и социальное предпринимательство являются предметом особого внимания в силу их значительного потенциала поиска решений проблем общества, связанных с созданием устойчивых рабочих мест, содействием социальной и трудовой интеграции, предоставлением социальных услуг и улучшением качества жизни, включая борьбу с нищетой и социальной изоляцией. В Болгарии реализуется Национальная концепция социальной экономики, которая в том числе определяет возможности и направления развития и поддержки социального предпринимательства. Цель статьи – представить авторское видение проблем развития социального предпринимательства как элемента социальной экономики, необходимого для достижения целей государственной политики в Болгарии. Представлены первостепенные задачи, решение которых необходимо для полноценной реализации концепции. Обоснована важность определения областей и политик, включая отраслевые, где возможности социальных предприятий до сих пор недооценены и не использованы.

Ключевые слова: социальная экономика, социальное предпринимательство, социальная политика, национальная концепция

JEL-классификация: L31, L38.



Введение

Социальная экономика и социальное предпринимательство являются предметом особого внимания со стороны Европейской комиссии (ЕС), особенно в последние годы [4]. Это связано с их потенциалом поиска решений проблем общества, связанных с созданием устойчивых рабочих мест, содействием социальной и трудовой интеграции, предоставлением социальных услуг и улучшением качества жизни, включая борьбу с нищетой и социальной изоляцией.

Социальные предприятия и социальное предпринимательство занимают центральное место в повестке дня ЕС и, в частности, в стратегии «Европа-2020» для «умного, устойчивого и инклюзивного роста». Они также являются ключевым элементом европейской социальной модели и способствуют выполнению социально значимых целей стратегии. Их растущее значение, особенно в контексте экономического и финансового кризиса, в основном является результатом необходимости европейцев в более этическом и более социальном измерении их работы, потребления, сбережений и инвестиций [3, 5] (Ferri, Cortese, 2019). В последние годы ЕС начал создавать политическую основу для поддержки социальной экономики и социального предпринимательства, которая нашла выражение в ряде политических документов, излагающих границы и возможности для их развития.

Среди конкретных целей, поставленных «Европой-2020» на период 2010–2020 гг., были обеспечение 75%-ной занятости для групп 20–60 лет, сокращение отсева из школы на 10% и обеспечение по крайней мере 20 млн человек меньше, оказавшихся в ситуации риска бедности или социального отчуждения. Социальное предпринимательство признано мерой в достижении указанных целей и как «инструмент для достижения устойчивого развития». Социальное предпринимательство находится на подъеме, и социальные предприятия решают некоторые из наиболее важных и устойчивых социальных проблем, используя инновационные, прагматичные и устойчивые бизнес-модели [6] (Kabir Mitt, 2019). Эта тенденция может быть остановлена только путем поощрения инновационных социальных моделей, которые постоянно преодолевают безработицу, бедность и социальное исключение. Социальные платежи и услуги, поощрение образования, квалификации и навыков в различных сферах, улучшение доступа к общественным услугам в качестве мер воздействия должны быть дополнены целенаправленными усилиями и ресурсом для поддержки форм, которые для социально уязвимых групп будут служить мостом на первичный рынок труда. Именно в качестве успешного решения для достижения эффективных долгосрочных результатов признана роль социального предпринимательства.

Поддержка и поощрение социальных предприятий могут способствовать максимальному использованию их потенциала роста и потенциала для создания социальной добавленной стоимости, выраженной путем открытия рабочих мест, творческих подходов к малому бизнесу, новых возможностей для социального включения и доходов для развития деятельности гражданских организаций.

Это подтверждается исследованиями социальной экономики и в других странах, в том числе неевропейских, например Канаде [8] (Mook, Quarter, 2019).

Цель статьи – представить авторское видение проблем развития социального предпринимательства как элемента социальной экономики, необходимого для достижения целей государственной политики в Болгарии.

Основная часть

Несмотря на бурное развитие сектора социальной экономики в Европейском союзе и растущую роль социальных предприятий в борьбе с нищетой и социальной изоляцией, социальное предпринимательство остается почти незаметным в Болгарии [7]. Несмотря на то, что социальные предприятия в Болгарии по-прежнему скромны по масштабам, они несут ответственность за изменение отношения к так называемому социальному государству и предоставляют возможности для мобилизации дополнительных ресурсов в социальной сфере путем развития предпринимательского потенциала и инноваций [10].

В реализации «Европы-2020» каждое государство приняло свою собственную стратегию реформ, которая устанавливает ключевые национальные цели и действия для их достижения в рамках общих европейских. Согласно Национальной программе реформ Болгарии – 2020, часть основных областей структурных реформ касается модернизации услуг для доступа к рынку труда, социальной поддержки, здравоохранения и образования. Предусматривается внедрение активных мер по трудоустройству, в том числе лиц из уязвимых групп, посредством механизмов обеспечения устойчивой занятости, стимулов для работодателей для открытия новых рабочих мест, квалификационных программ, переподготовки и приобретения ключевых навыков и т.д.

Указаны четыре приоритетные области:

– лучшая инфраструктура;

– добросовестная конкурентоспособная молодежь (сокращение доли рано покинутых школ, увеличение числа молодых людей, получивших высшее образование, стимулирование молодых ученых, реализация молодежи в Болгарии);

– лучшая бизнес-среда (более высокая занятость, больше инвестиций, внедрение полученных в результате научно-исследовательской деятельности инноваций);

– более высокая уверенность в государственных учреждениях (защита интересов граждан и предприятий, социальная справедливость и безопасность).

Реализация Программы будет способствовать достижению повышенного уровня жизни граждан в Болгарии до 60% от среднего уровня для ЕС к 2020 году.

Цели Национальной программы напрямую связаны с социальной экономикой и улучшением состояния уязвимых групп в обществе. Меры по развитию социальной экономики, а также создание новых и поддержка существующих предприятий в сфере социальной экономики имеют отношение к развитию социального предпринимательства в Болгарии.

В 2011 году болгарское правительство приняло политический документ – Национальную концепцию социальной экономики [9], в которой представлено видение и приоритетные цели для содействия развитию социальной экономики в стране.

Национальная концепция социальной экономики представляет собой выражение социальной приверженности государства к созданию и укреплению благоприятной среды для осуществления и развития моделей и практик в области социальной экономики Республики Болгария [2, с. 199] (Terziev, Manolov, 2016, р. 199). Это выражение намерений и решимости подтвердить осведомленность, культуру и ценности, связанные с предприятиями и организациями в области социальной экономики. Таким образом, представлена активная позиция государства, сформированная в результате совместных усилий широкого круга заинтересованных сторон. В результате деятельности по формированию национальной позиции по вопросам социальной экономики через национальную концепцию также ожидается разработка политики, которая приведет к улучшению качества жизни и благосостояния уязвимых групп граждан в обществе. Ожидается, что будет сформирован устойчивый сектор, который будет способствовать преодолению социальной изоляции групп обездоленных людей. Ожидания также связаны с изменениями в модели социального включения широкого круга граждан в общество, которые испытывают трудности с доступом к работе, услугам и ресурсам.

Национальная концепция относится к пониманию социальной экономики, отраженной в документах Европейского союза и других международных документах. Это также согласуется с национальными стратегическими документами, которые прямо или косвенно связаны с задачами, вытекающими из целей, определяемых в концепции.

Указанный документ является вкладом в достижение целей Европы-2020, это стратегия интеллектуального, устойчивого и инклюзивного роста, которая предлагает видение социальной рыночной экономики Европы XXI века. Это документ, для разработки которого применен подход, основанный на хороших национальных и международных практиках в этой области, систематизированный и проанализированный в рамках межведомственной экспертной рабочей группы и с широким участием представителей государственных и международных учреждений, организаций социальных партнеров, неправительственных организаций.

Государство стремится создать гармоничное общество, способствуя развитию социальной экономики в стране для достижения устойчивости, экономического роста и повышения качества жизни людей и, прежде всего, неблагополучных групп. Утверждение благоприятной среды для развития сектора социальной экономики достигается путем адекватной политики и партнерских отношений на международном, национальном, региональном и местном уровнях. Все заинтересованные стороны активно участвуют в этом процессе.

В процессе утверждения модели социальной экономики страны государство играет активную роль в продвижении, поощрении и оказании помощи внедрению успешной практики социальных предприятий, в том числе на основе добровольной деятельности, развитой в рамках гражданского общества [1, с. 22] (Terziev, Andreeva, 2020, р. 22). Для реализации этих своих обязательств государство создает надлежащую юридическую и институциональную среду и скоординированную отраслевую политику для ускоренного внедрения в практику успешных моделей социальных предприятий. В исполнении этого государства будут внедрять меры по повышению продуктивности и конкурентоспособности этих предприятий, а также следить за правильным приобретением и соблюдением бренда «Продукт социального предприятия».

Предпосылкой при разработке концепции является достижение общего согласия в рамках широкого круга заинтересованных сторон по ключевым вопросам, связанным с сущностью, охватом, границами и возможностями социальной экономики страны для достижения лучших шансов на социальное включение неблагополучных групп; объединение ресурсов для повышения занятости групп общества с ограниченным доступом к услугам и ресурсам или вне рынка труда; развитие территориальной и местной сплоченности.

Концепция имеет следующие конкретные цели:

1. Служить отправной точкой при вводе критериев идентификации предприятий и организаций социальной экономики.

2. Служить в качестве постоянного «стандарта», помогающего поддерживать развитие социальной экономики и стимулировать исполнителей и сторонников применять и распространять дух социальной солидарности.

3. Служить основой для создания благоприятной административной и правовой среды для развития предприятий социальной экономики (доступ к финансированию, государственным закупкам, налоговые льготы и др.).

Цель плана действий по социальной экономике на ближайшие годы – это развитие и продвижение социальной экономики и предпринимательства. В плане заложен ряд информационных кампаний и форумов для повышения видимости социальных предприятий в Болгарии, а также представление передовой практики в этой сфере.

Стратегический документ предусматривает разработку методики оценки социального воздействия социальных предприятий на повышение уровня жизни. Будут внедрены инструменты для мониторинга вклада социальных предприятий в повышение качества жизни.

Планируется ежегодное проведение европейского форума социальных предприятий, организация ежегодных национальных наград за социальные инновации.

Для создания институциональной поддержки предусмотрено создание Академии социальных предпринимателей. Также будут разработаны учебные программы по социальной экономике для образовательных учреждений.

В оперативной программе «Развитие людских ресурсов» (2014–2020) социальная экономика и социальное предпринимательство были выдвинуты в качестве отдельного инвестиционного приоритета, тем самым еще больше подчеркивая вклад инициатив и мер, которые повысят возможности для развития сектора социальной экономики.

В связи с развитием и совершенствованием концепции непосредственными задачами перед правительством являются:

– приведение концепции в исполнение, институционализируя ее реализацию;

– подтверждение критериев доступа к участию в мерах правительства предприятий и организаций социальной экономики;

– законодательные изменения, направленные на совершенствование благоприятной правовой и административной среды для развития предприятий социальной экономики, принимая во внимание мнение всех заинтересованных сторон;

– формирование статистической отчетности социальной экономики.

В реальной жизни и практике существует немало примеров функционирующих в Болгарии социальных предприятий, которые, с одной стороны, преследуют социальные цели, а с другой – реализуют экономические механизмы и рыночные принципы в своей деятельности. Динамические процессы социального и экономического развития в последние годы наглядно продемонстрировали следующие тенденции, которые усиливают роль и важность социальной экономики в Болгарии:

– неспособность государства справляться с растущими социальными потребностями населения, а также все большее число населения, нуждающегося в поддержке;

– развенчанный миф о способностях рыночной экономики решать все проблемы общества посредством применения рыночных принципов;

– усиление роли местных общин и гражданских организаций в предоставлении инновационных социальных услуг для поддержки наиболее уязвимой части населения;

– реформы и внедрение инновационных мер необходимы для разработки новых подходов и моделей для борьбы с нищетой и социальной изоляцией.

Социальная экономика и предпринимательство являются одним из ключевых инструментов, с помощью которых можно дополнить проводимую на данный момент государственную политику социальной поддержки, интеллектуального и устойчивого роста.

Отслеживание имеющейся практики последних лет в Болгарии дает основания сделать вывод о том, что структуры, функционирующие в секторе социальной экономики, получают стимул для развития, когда на национальном уровне существует целенаправленная программа их поддержки, финансирования и развития. По-прежнему отсутствует признание социальных предприятий как инновационной модели для создания занятости групп в неравном положении на рынке труда, а также новой формы активного социального включения. Важно определить области и политику, где возможности социальных предприятий по-прежнему сильно недооценены и не использованы.

Заключение

Таким образом, несмотря на предпринимаемые шаги, на национальном уровне политика развития социальной экономики и социальных предприятий остается в стороне от общих усилий по достижению целей, поставленных в Национальной стратегии реформ. Необходимо, чтобы национальная концепция социальной экономики как стратегический документ с «перспективным видением в отношении будущих изменений в нормативно-правовой системе и практике государственных органов, а также видением интеграции секторной политики» четко и последовательно была увязана с актуальными отраслевыми политиками. Это будет способствовать созданию благоприятной правовой и финансовой среды для развития социальных предприятий.

Рассмотренные в статье направления решения проблем развития социального предпринимательства в Болгарии позволят повысить эффективность государственной политики и социальной экономики в целом.


Источники:

1. Терзиев В.К., Андреева О.В. Системно-интегративный подход в исследовании социальной экономики и социальной эффективности. / В монограф. «Социальное предпринимательство и некоммерческие организации: современное состояние, проблемы и перспективы развития в меняющемся мире». - М.: Креативная экономика, 2020. – 22-33 c.
2. Терзиев В.К., Манолов Д.С. Социальная политика для воздействия на рынок труда и развитие национальной концепции социальной экономики. / (Глава 12). в монограф. «Проблемы экономики и управления XXI века: актуальные вопросы, тенденции, перспективы». - Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2016. – 232 c.
3. Bandinelli C. Social Entrepreneurship and Neoliberalism: Making Money While Doing Good. Worldcat. [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldcat.org/title/social-entrepreneurship-and-neoliberalism-making-money-while-doing-good/oclc/1130060207&referer=brief_results.
4. Доклад на Европейския парламент относно социалната икономика, 2009 г.; Съобщение на ЕК «Инициатива за социално предприемачество», 2011 г.; Акт за единния пазар I, 2011г. и Акт за единния пазар II, 2012 г.; Регламент на ЕП и Съвета относно европейски фондове за социално предприемачество, 17 април 2013 г.; Предложение за РЕГЛАМЕНТ НА ЕВРОПЕЙСКИЯ ПАРЛАМЕНТ И НА СЪВЕТА за програма на Европейския съюз за социална промяна и социални иновации, 2011 URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/BG/TXT/?uri=CELEX %3A52011PC0609.
5. Ferri D., Cortese F. The Eu Social Market Economy and the Law: Theoretical Perspectives and Practical Challenges for the Eu. Worldcat. [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldcat.org/title/eu-social-market-economy-and-the-law-theoretical-perspectives-and-practical-challenges-for-the-eu/oclc/1032039282&referer=brief_results.
6. Kabir Mitt N. Knowledge-based Social Entrepreneurship: Understanding Knowledge Economy, Innovation, and the Future of Social Entrepreneurship. Worldcat. [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldcat.org/title/knowledge-based-social-entrepreneurship-understanding-knowledge-economy-innovation-and-the-future-of-social-entrepreneurship/oclc/1099929195&referer=brief_results.
7. Куманова М., Шабани Н. Анализ на социалното предприемачество в България. Проект «Инициатива за иновации в социалната икономика» с финансовата подкрепа на Европейския социален фонд и Република България чрез Оперативна програма «Развитие на човешките ресурси», схема «Без граници – Компонент 1», изпълняван от Сдружение «Знание». Ngobg.info. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ngobg.info/bg/documents/49/1246analiz_inovacii.pdf.
8. Mook L., Quarter J. A Review of Social Economy Research in Canada. Worldcat. [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldcat.org/title/review-of-social-economy-research-in-canada/oclc/1087502675&referer=brief_results.
9. Национална концепция за социална икономика. Seconomy. [Электронный ресурс]. URL: http://seconomy.mlsp.government.bg/upload/docs/2013-06 // NATIONAL_SOCIAL_ECONOMY_CONCEPT.pdf.
10. Социалното предприятие и социалното предприемачество. София, 2013. Република България. Икономически и социален съвет. ИСС/3/009/2013. Европа, том 2020, выпуск 2

Страница обновлена: 18.07.2023 в 18:16:08