Теневая экономика в системном восприятии структуры страны и предприятия

Макарова Н.Н.1, Дмитриенко С.А.1, Кравцова О.В.1
1 Волгоградский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 8 (Август 2023)

Цитировать:
Макарова Н.Н., Дмитриенко С.А., Кравцова О.В. Теневая экономика в системном восприятии структуры страны и предприятия // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 8. – С. 2557-2572. – doi: 10.18334/epp.13.8.118836.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54604787

Аннотация:
В настоящий момент нет единого подхода по исследованию теневой экономики. Влияние теневых отношений в стране достаточно существенно, что обусловливает теоретическое осмысление их качественного системного анализа. В контексте данной работы теоретическая конструкция социально-экономической системы не может быть реализована без учета воздействия теневой экономики. В статье теневая экономика исследована с позиции парадигмы системной экономики. Цель данной статьи заключается в исследовании вариантов типологизации четырех слагаемых подсистем теневой экономики с точки зрения присущего ей изменяющего хронотопа страны и предприятия. Представлены теоретические аспекты взаимосвязи макро- и микроуровневой структуры экономики в виде схемы, разделенной на четыре подсистемы определенного вида, в каждую из которых вписывается определенная часть теневой экономики. Научная новизна статьи заключается в обосновании методического подхода к теневой экономике на основании неосистемного восприятия структуры страны и предприятия, в соответствии с которым сформирована полиструктурная социально-экономическую платформа в виде тетрад с выделением подсистем различного типа.

Ключевые слова: теневая экономика, социально-экономическая система, подсистема, макроуровень, микроуровень, пространство, время

JEL-классификация: E26, J46, O17, M21

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Изучение проблем формирования и функционирования теневой экономики, которые признаны одними из наиболее важных не только для России, но и для многих зарубежных государств, продолжительный период остается в центре внимания исследователей. Дифференциация теневых видов деятельности (нелегальное производство и продажа оружия, наркобизнес, фиктивные финансовые операции, коррупция, киберпреступные услуги, финансирование террористических организаций...) являются обоснованием для включения их в число глобальных проблем современности.

В отечественной научной литературе, начиная с конца 1980-х гг., происходит отождествление понятия «экономики вне закона» с определением «теневая экономика», которое и стало в дальнейшем общепринятым.

В настоящее время теневая экономика выступает как единая система хозяйственно-экономических отношений в рамках общей совокупности экономических отношений, что обусловливает необходимость анализа сравнения сфер деятельности во времени и в пространстве. «Научный концепт «пространство-время» совершенно необходим в современной физике и более широко - в современной научной картине мира» [11, c. 14]. Поэтому пределы систем во времени и в пространстве перестают быть непреодолимым препятствием при исследовании различных систем.

Венгерский экономист Я. Корнаи, предложил целостную исследовательскую системную парадигму [12; 13]. Первоначальный вариант парадигмы был ориентирован на макросистему, оказывающей влияние на поведение агентов. В последующем парадигма стала интерпретироваться так, что ее применение в исследованиях всевозможных систем распространилось на различные уровни экономики (макро-, мезо-, микро- и наноуровни). Данная парадигма является прямым продолжением классического системного подхода.

В 2007 году Г.Б. Клейнером была четко выработана обобщенная системная парадигма, получившая название «sysconomics» [7].

В системной экономике основной единицей анализа выступает социально-экономическая система. Во множестве научных публикаций и исследований используются различные трактовки понятия «социально-экономическая система». По мнению авторов, дефиниция «социально-экономическая система» должна соответствовать «новой системности» («неосистемности»). В современной интерпретации под социально-экономической системой «мы будем понимать относительно обособленную и устойчивую часть социально-экономического пространства, обладающую внешней целостностью и внутренним многообразием» [5, с. 10].

Отметим, что основное отличие данного определения от традиционного (эндогенного взаимодействия составляющих) заключается в концентрации внимания на экзогенном обличии системы.

Г.Б. Клейнер, в зависимости от пространственно-временных свойств экономических систем и их комбинаций, определил тип системы - объектной, средовой, процессной и проектной [10]. При этом каждая система обладает релятивной базовой структурой, которая состоит из четырех подсистем различного типа.

Важным методологическим положением Г.Б. Клейнера в системной парадигме является «пространственно-временная арена возникновения (создания), функционирования (деятельности и взаимодействия), трансформации (реорганизации) и ликвидации (слияния, поглощения, расформирования и т.п.) экономических систем разного уровня и локализации» [9, с. 5].

«Особенностью системной экономики является ее способность функционировать в двух сопричастных друг другу срезах – внутреннем и внешнем» [4, с. 128]. Это способствует образованию двойственной системы, или тетрады.

Основная часть

Теневая экономика, как объективно существующий сектор, распространяется все уровни (макро-, мезо- и микро-) и подсистемы социально-экономического пространства. Одни виды теневых экономических действий присутствуют в национальной системе (это относится, прежде всего, к коррупции), другие развиваются на уровне отдельного предприятия.

Представим функционирование четырех самостоятельных систем в масштабе всей страны таких как государство, социум, экономика, бизнес в виде взаимодействия и самостоятельной деятельности. С точки зрения устойчивости субъектной конструкции национальная система производственных отношений касательно различных подсистем вырисовывается как основополагающая (метасистема). Речь идет о сбалансированности унифицированного комплекта систем разного типа. На рисунке 1 представлен фрагмент уровневой (линейно-вертикальной) структуры (макро – микроэкономика). Состав систем макроуровня задает в определенном смысле проекцию с альтернативным определением подсистем предприятия.

функционирование систем в пространстве;
Примечание:

а1, а2, а3, а4 – показатели, отображающие интенсивность обмена между системами тетрады макроуровня;

b1, b2, b3, b4 – показатели, отображающие интенсивность обмена между системами тетрады микроуровня;

ФОРП - функционально-организованная регулирующая подсистема предприятия;

СТП - социально-трудовая подсистема предприятия;

ИТП - имущественно-технологическая подсистема предприятия;

БМП - бизнес-модельная подсистема предприятия.

Рисунок 1- Уровневая структура макро- и микроуровня согласно научному подходу Г.Б. Клейнера

Источник: разработано авторами на основании [10]

Контур раздела между формальной и неформальной частью экономики можно сравнить с таким явлением как турбулентность, когда соседние области могут проникать одна в другую. Преодолевая пограничный слой ламинарный поток переходит в турбулентный. При этом турбулентным потокам свойственно такое явление, как чередование ламинарной и турбулентной форм движения. Гипотетически в экономике это значит, что какую бы область пространства не рассматривать, рядом можно всегда найти присутствие сферы теневой активности. Поскольку явление турбулентности приводит к самоорганизации, так и теневая экономика, проявляя пространственную организацию, образует самоорганизующуюся и адаптивную систему.

На рисунке 1 общая системная структура страны и предприятия, как социально-экономических систем, представлены в виде:

1) тетрад, демонстрирующих стабильный комплекс из четырех видов разных классов систем «объект – среда – процесс – проект – объект» (данная цепь называется «законом Б. Слуцкого»), представляющих параллельные цепи воздействия «государство - социум - экономика - бизнес» и «предприятие – трудовой коллектив – экономика предприятия – бизнес предприятия»;

2) стрелок, демонстрирующих выстраивание связи между макро- и микроуровнями по определенным видам систем.

Показатели а1, а2, а3, а4 и b1, b2, b3, b4 отображают между системами тетрады интенсивность обмена. В случае если а1, а2, а3 и а4 имеют незначительные отклонения, то есть, а1а2а3а4, то тетрада будет сбалансированной, и тогда в нашем случае будет иметь место макроэкономическая и микроэкономическая сбалансированность экономики. Очевидно, что отклонения в случае разрушения и дестабилизации структурных связей между системными в представленном приближенном равенстве характеризуются критериями неустойчивости и недолговременности тетрады.

В соответствии с новым системным подходом, одним из важнейших детерминантов развития экономической системы государства является функционирование локализованных объектов социально-экономического развития, в частности, в виде предприятий.

Г.Б. Клейнер с точки зрения новой системности рекомендует «использовать структурные характеристики предприятия как социально-экономической системы … При этом должны использоваться такие подсистемы (комплексы) предприятия, радикальное изменение которых привело бы к утере идентичности и фактически к ликвидации данного предприятия (что не исключает появления нового предприятия)» [6, c. 16].

Предприятие в данном контексте представляет собой одновременно экономическую подсистему макросистемы и самостоятельную социально-экономическую систему, в которой реализуются процессы воспроизводства и управления. По сути, состав подсистем микроуровня подобен составу подсистем макроуровня и включает в себя четыре подсистемы. Причем «совокупность объектных систем образует объектный сектор экономики, средовых – средовой сектор, процессных – процессный сектор и проектных – проектный сектор» [8, с.14].

Так, объект – это система, ограниченная в пространстве, но не имеющая границ во времени. Важным условием данной системы является многоуровневое и целостное восприятие в вертикальном и горизонтальном измерениях. Миссия объектной системы макроуровня состоит в консолидации разнородных элементов (субъектов) в единое целое для функционирования и развития народного хозяйства, систем жизнеобеспечения как на текущий момент, так и в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Однако в объектной системе государства присутствует параллельно подпольно функционирующая экономическая система, имеющая территориальную ограниченность. Данная система «усугубляет существующую проблему коррумпированности российского общества, являющейся глобальным фактором дестабилизации экономической безопасности страны» [2, c. 174].

Как самоорганизующийся сегмент объектной системы и часть общественного воспроизводства, теневая экономика находится в юрисдикции государства, но неподконтрольна официальным государственным институтам. Развитию теневой экономики в немалой степени способствует и само государство, увеличивая трансакционные издержки (в частности, неэффективная правовая база, высокий уровень системной коррупции, налоговое бремя) и, тем самым, вытесняя предпринимательскую деятельность из легального бизнеса в теневой. Следовательно, теневая экономика, если ей только в полной мере не препятствуют финансовая разведка, контрольные, правоохранительные и другие компетентные органы, может в соответствии с основными экономическими принципами перманентно развиваться.

Данные Центробанка за первое полугодие 2022 года [15] (рис. 2) демонстрируют основной спрос на теневые финансовые услуги. Объективности ради необходимо отметит, что безусловным «лидером» на теневые финансовые услуги является строительный сектор – 40%, доля их в торговле и секторе услуг составляет 27% и 21% соответственно, а на производство приходится 11%.

Рисунок 2 - Секторы экономики, формировавшие спрос на теневые финансовые услуги в первом полугодии 2022 года

Источник: составлено авторами на основании данных [15]

Весомый уровень в России на теневые финансовые услуги в различных секторах экономики свидетельствует о достаточно низком качестве государственного управления, невысоком доверии общества и бизнеса к государству. Исходя из этого актуализируется задача государства - вывод с рынка недобросовестных игроков. Объективно без транспарентной для компетентных органов финансовой системы это проблематично осуществить.

Миссия микроуровня связана с позицией в отношении поддержания предприятия в актуальном состоянии, развитии и модернизации его в перспективе. Вместе с тем системная модернизация микроуровня – это реформирование внутренних и межфирменных взаимодействий между экономическими субъектами и их группами, сферы управления, отношений «предприятие-общество». Отметим, что теневая деятельность не вносит усовершенствований в систему объектного типа.

Функционально-организованная регулирующая подсистема (ФОРП) предприятия, как объектная система, de ure институционально обеспечивается государством эффективными правилами, нормами, институтами. Предприятие при создании собственного институционального формата ресурсного обеспечения ориентируется на выстраивании норм и правил использования возможностей, предоставляемых в рамках действия федеральных и региональных «правил игры». При этом данный субъект самостоятельно разрабатывает внутренние нормативные документы, регулирующие деятельность его подсистем и вовлеченность в нее ресурсов партнеров (механизм взаимодействия). Кроме того, наравне с институциональными составляющими названной подсистемы (стандартами, в том числе функциональными отношениями сотрудников в коллективе, то есть стандарты деятельности), может происходить непрерывная их трансформация и встраивание в неформальные отношения.

Институциональные аспекты, фактически создающие как внешнее, так и внутреннее пространство, являются областью взаимодействия государства и предприятия и сводятся исключительно к бизнесу. При функциональном анализе подсистем объектного типа микроуровня следует сосредоточиться на обеспечении их воспроизводства, на определяющее в конечном итоге состояние социально-экономической системы макроуровня. Государству необходимо предпринимать меры как для формальной экономики страны, так и для теневой ее части с целью постоянного перевода теневого сектора в легальный.

Объектный сектор экономики государства и предприятия должен создавать условия для безопасной жизнедеятельности и развития социума. Объектная системная составляющая выступает в качестве организатора сред.

Среда - система, которая характеризуется открытостью пространства и отсутствием ограничений во времени. Ее миссия заключается в коммуникации и координации, а также создании межпериодных условий в пределах сознательных действий различных субъектов для обмена продукцией, ресурсами, информацией, знаниями в целях пространственной согласованности структуры. Средовая система в сфере протекания социально-экономических процессов идентифицируется с естественной средой.

Социум государства рассматривается в рамках социальных взаимодействий в интересах всех слоев населения. Континуум пространственно-временного бытия представляет собой атрибут существования социума. Основная функция средовой системы в данном аспекте заключается в создании условий по развитию социального пространства. «В реальности социальное пространство есть многомерный, открытый ансамбль относительно автономных полей, чье функционирование и изменение подчинено в большей или меньшей степени устойчиво и непосредственно полю экономического производства. Внутри каждого поля те, кто занимает господствующую позицию, и те, кто занимает подчиненную позицию, беспрестанно вовлечены в различного рода борьбу» [1, c. 36].

Поле социального пространства подвергается деформации со стороны теневой экономики. При этом временной ресурс используется ненадлежаще в случае утраты полного контроля общества («сверху», «снизу») над бюрократией, которая в свою очередь провоцирует коррупцию в обществе.

В случае отсутствия контроля одной ветви высшей власти над другой, то есть «сверху», в бюрократическом обществе явно наблюдается слабость государственного контроля (надзора), в том числе и судебного, за действиями органов исполнительной власти. А потеря контроля «снизу» за мощной бюрократической прослойкой обнаруживается в ее прерогативе принимать решения и нести за них минимум ответственности. По существу, формы низового контроля отсутствуют вообще [18].

С позиции социально-экономического положения государства эволюция предприятий, их бизнес-систем положительно влияет на структуру и уровень занятости, уровень заработной платы и доходов населения. Следовательно, предприятие реализует социально значимые функции, перекликающиеся в свою очередь и с функциями государства. При этом участники средовой системы, которые вовлечены в бизнес, имеют прямой или косвенный интерес в нем.

Ориентации бизнеса на социальную ответственность, которая «сводится к ограниченному кругу формального проявления» [17, c. 39], не всегда проявляется в пределах конструкций действующего законодательства. Государство ограничительно не регламентирует соответствие между уровнем доходов собственников капитала и уровнем реальной заработной платы их наемных сотрудников. Масштабной проблемой в российских условиях является теневая занятость и оплата труда. Теневая экономика предполагает формирование теневого рынка труда, конъюнктура которого представляет собой соотношение спроса и предложения рабочей силы, не фиксируемая государством. Так, в 2020 году в неформальном секторе были заняты 14,1 млн россиян (20% от всей рабочей силы), годом позже показатель составил 14,6 млн граждан (20,3%), в 2022 г. число россиян, занятых в неформальном секторе экономики составило 13,4 млн. человек (18,6%), что 1,7% ниже по сравнению с предыдущим годом. Скрытый фонд оплаты труда в России в 2022 году составил 19,5% от общего объема оплаты труда наемных работников [14]. Заметим, что начиная с 1990-х годов - это самый минимальный уровень.

В региональном разрезе самый высокий процент неформальной занятости населения в 2022 г. демонстрируют Ингушетия (54%), Дагестан (51%) и Кабардино-Балкария (48%) [14].

Многие участники теневого сектора не защищены трудовым правом и не получают социальных гарантий или получают их не в полной мере.

Теневая экономика формирует социальное сообщество, функционирующее вне рамок правового поля.

Социально-трудовая подсистема (СТП) предприятия, являясь средовой, взаимодействует с тем же типом системы более высокого ранга - общества. Следует отметить, что в средовой системе предприятия необходимо выделить профессиональную структуру экономики, воссоздающую релятивные связи между представителями, которые являются в свою очередь субъектами разных профессиональных групп (специальностей) и сообществ не только внутри них, но и между ними.

Теневая деятельность может находить широкое распространение и в трудовых отношениях, когда факт их установления между работником и работодателем скрывается от официальных властей. Для такой деятельности также требуется разделение труда, как пространственное выражение общественного разделения труда, и специализация, как определенная дифференцированная форма взаимосвязи разделения труда с производительными силами. В различных экономических субъектах возможны расхождения фактических и формальных условий найма и оплаты труда в связи с невозможностью регламентации всех ситуаций. К теневым отношениям следует отнести те, которые изначально нацелены на получение нелегальной прибыли.

Низкий уровень социальной ответственности свойственен компаниям, которые используют в своей предпринимательской деятельности оффшорные зоны. Формально представленные характеристики не противоречат закону, но по факту происходит потеря государственным бюджетом существенной суммы, поскольку основная функция оффшорных схем ориентирована на финансовые потоки для снижение налогового бремени на корпорацию в целом.

Вместе с тем, экономическая деятельность на микроуровне неформальной экономики детерминирована преследующим коммерческий интерес индивидуумом, его оппортунистическим поведением обусловленной рациональности.

Квалификационные требования, предъявляемые к тому или иному виду трудовой деятельности и профессиональной роли, выполняются каждым индивидуумом в производственной деятельности, что имеет особое значение для предприятий. Вместе с тем, «профессиональная структура экономики опосредует процесс воспроизводства и передачи знаний, технологий и компетенций между экономическими агентами» [16, с. 130].

Дисфункция средовых систем приводит к разрушению хозяйственных связей и фрагментации экономики.

Процесс – это система, перманентная в пространстве, однако, дискретная во времени. В совершенствовании состояния и гармонизации деятельности всех экономических систем заключается миссия процессной системы.

Процессная система экономики страны - народное хозяйство, сфера реализации на территории государства процессов производства, потребления, распределения и обмена [5]. Теневая экономика же базируется на особых экономических отношениях, распространяющихся также на все стадии общественного воспроизводства. Цели экономики направлены вовне системы, так как они сопряжены с обеспечением функционирования других макроподсистем.

Процессы макроуровня задают соответствующий импульс, требующийся для развития предприятия в установленном направлении и на определенных пространственно-временных интервалах. При этом приоритетной сферой деятельности организованной преступности продолжает оставаться экономика, поскольку непосредственно она предоставляет широкие возможности для незаконного обогащения, накопления капитала, используемого для решения крупномасштабных задач. Если сектор экономики одновременно не способствует росту эффективности экономики и при этом игнорируются социальные гарантии и создаются благоприятные условия для проявления узкокорыстных интересов, то это свидетельствует о переходе его в «теневой» сектор. Данный сектор неподконтролен органам, обеспечивающим стабильность общественно-экономической системы путем гарантий его соблюдения всеми стейкхолдерами. В результате происходит интеграция теневой экономики в официальные социально-экономические процессы.

Итак, теневая экономика является неотъемлемой структурной составляющей процессной макроподсистемы, представляющей собой процесс распространения теневой экономики, которая находится вне правового поля и не фиксируются официальной государственной статистикой.

Процессная система микроуровня представлена привязанной к производственной базе имущественно-технологической подсистемой (ИТП), ответственной за все протекающие процессы на предприятии, типовыми представителями которых являются бизнес-процессы. Имущественно-технологическая подсистема с точки зрения экономического понимания может рассматриваться в виде совокупности используемых в бизнес-процессах внеоборотных и оборотных активов, а также пассивов в отношении долговых обязательств предприятия, состав которых определен действующим законодательством.

Бизнес-процессы предприятия, осуществляемые в современном бизнесе, определяют качество организации и управления деятельностью. Однако многие бизнес-процессы легального бизнеса могут быть нелегальными и наоборот. Так, любой зарегистрированный экономический субъект трансформируя формальные правила, способен вести двойной счет продукции и денежных поступлений. На практике образуется своего рода «комменсализм», представляющий форму совместного существования и теснейшего взаимодействие. В этом случае, к понятию теневой экономики добавляются бизнес-процессы, осуществляемые с нарушением закона. «Положительным моментом» в данных обстоятельствах можно считать средства, полученные нелегально, но попадающие в законный оборот (в частности, покупка продукции и оказание услуг), тем самым нивелируются резкие перепады рынка.

Неполная реализация функций процессных систем макроуровня приводит к дисгармонии в различных секторах экономики и общественной жизни, а на предприятии ухудшает взаимодействие между производственными цепочками, уменьшает эффективность деятельности. Процессные системы способствуют пространственному распределению и доставке продукции до потребителя, в также созданию условий для обмена – базовой функции проектных систем. На микроуровне процессная система опосредует обеспечение бизнесу возможностей для реализации бизнес-проектов в недостаточно освоенных участках рынка, в том числе теневых.

Проект - система, имеющая пространственную и временную ограниченность. В связи с чем, происходит заполнение пространства проекта, зафиксированное на определенный параметр времени, фактическим поступлением ресурсов. Миссия проектной системы заключается в прорывном изменении и обновлении систем других типов.

При этом целевые ориентиры бизнеса обращены внутрь и сконцентрированы на максимизации прибыли.

Проектная система, аккумулируя финансовые ресурсы, демонстрирует тенденцию к динамичному использованию занимаемого пространства и внесению разнообразия в структуру национальной экономики. Бизнес-система макроуровня связана с конструированием формальных правил взаимодействия и финансирования инвестиционных вложений и проектов, направленных на изменение бизнеса, передачу прав собственности на имущество проектных контрактов для извлечения прибыли. Данная система генерирует концепты в формате комплекта проектов. Экономика государства выстроена таким образом, что бизнес должен концентрироваться на краткосрочных стратегиях, так как высока нестабильность и непредсказуемость «правил игры».

Проектная система микроуровня, представляющая собой бизнес-модельную подсистему (БМП) предприятия, в действительности отражает экономическую логику деятельности хозяйствующего субъекта и создание добавленной стоимости, обеспечивая тем самым развитие бизнеса. Причем теневая экономика охватывает те виды бизнесы, которые не включаются в валовый национальный продукт и над которыми не осуществляется государственный контроль и надзор. Это, по существу, «ненаблюдаемая», внелегальная часть экономической жизни государства.

Теневой бизнес проявляется в неоднородности структуры (антиобщественных) теневых отношений и многообразии проявления, он способен проникать в основные сферы жизнедеятельности общества. Эффективные «правила игры» ограничивают существование теневого бизнеса в пространстве и во времени.

В последнее время появление, изменение и развитие новых форматов бизнеса тесно связано с инновациями в области цифровой экономики. Непосредственно и в криминальном секторе активно используются высокие технологии. Так, в данном секторе имеют место: разработка технологий Интернета, электронной аппаратуры, средств телекоммуникаций, наблюдений в различных сферах бизнеса.

Теневой бизнес во многом имитирует бизнес легальный, перенимая эффективные формы организации. Более того в нем присутствует своя система неформального права, стабилизирующиеся организации, которые координируют контактное взаимодействие представителей теневого бизнеса друг с другом и с законными государственными институтами.

В настоящее время общественно опасные формы экономической деятельности в действительности представляют собой особую отрасль бизнеса – теневую экономическую деятельность профессиональных преступников, направленную на удовлетворение противообщественных потребностей обычных граждан. Маржинальность криминального бизнеса, как правило, всегда выше законного.

Если «Бизнес … является сферой инноваций» [3, c. 71], то внедрение бизнес-проектов ведет к консолидации, способствующей достижению положительных социально-экономических эффектов, повышению инвестиционной активности территории, созданию новых рабочих мест. Проектная система символизирует инновации и инвестиции в бизнес предприятий, причем важным критерием эффективности внедрении любых нововведений в бизнесе выступает степень ее полезности.

В теневом бизнесе также разрабатываются и внедряются инновации. Инновационная компонента теневого бизнеса отличается несравненно меньшей интенсивностью по сравнению с легальным бизнесом. Данное обстоятельство объясняется прежде всего тем, что проект инновационного цикла в силу сложившейся «институциональной» структуры теневого бизнеса обладает достаточно малыми размерами, значительно более низким значением капиталоёмкости, латентным (скрытым) характером деятельности, более строгими требованиями к оценке экономической эффективности, позволяющей предельно точно определить окупаемость проектов.

Из-за отвлечения части факторов производства на проектную систему может происходить ослабление активности процессной системы. Проектная система способствует строительству нового бизнеса и трансформации предшествующего. Следовательно, она в основном вносит изменения в состояние пространства. В разрезе исследуемых признаков это сопряжено с эффектом, соответствующим распределению благ.

Заключение

Эволюция пространственно-временной организации Российской Федерации осуществляется по вектору усиления сотрудничества между социально-экономическими системами макро- и микроуровня. Теневая экономика ведет к дестабилизации экономической системы в целом, развиваться в значительных масштабах она может лишь в условиях «поражения» ею институционально оформленных систем государственной власти.

Обязательным требованием устойчивой деятельности каждого субъекта служит сбалансированность его эндогенной системной структуры. Таким образом, ни одна часть пространства в рамках корреляции систем не должна характеризоваться как хронически отсталая ни со стороны государственного руководства, ни активности бизнеса, ни социально-экономического развития. В то же время необходимо противостоять нестабильности границ исследуемых подсистем и слиянию разных подсистем между собой или поглощению (присоединению) одними системами других. Применение системной теории межуровневых взаимодействий, в частности макро- и микроуровней, особенно актуально в современных условиях, во время поиска вариантов экономической политики в сфере противодействия теневой экономике.


Источники:

1. Бурдье П. Социология социального пространства. / Пер. с франц. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. – 288 c.
2. Гаджиев Н.Г., Коноваленко С.А., Трофимов М.Н. Теневая экономика как фактор дестабилизации экономической безопасности государства // Теневая экономика. – 2021. – № 3. – c. 167-182. – doi: 10.18334/tek.5.3.112799.
3. Друкер П., Макьярелло Дж. Друкер на каждый день. 366 советов успешному менеджеру. / Пер. с англ. - М.: Манн, Иванов и Фербер, Эксмо, 2013. – 432 c.
4. Ерзнкян Б.А. Шаги развития системной экономики, или о новой монографии Г.Б. Клейнера. / Теория и практика институциональных преобразований в России: сборник научных трудов. Вып. 52. - М.: ЦЭМИ РАН, 2021. – 127-130 c.
5. Клейнер Г.Б. Какая мезоэкономика нужна России? Региональный разрез в свете системной экономической теории // Вестник Финансового университета. – 2014. – № 4. – c. 6-22.
6. Клейнер Г.Б. Системная модернизация отечественных предприятий: теоретическое обоснование, мотивы, принципы // Экономика региона. – 2017. – № 1. – c. 13-24.
7. Клейнер Г.Б. Системная парадигма и экономическая политика // Общественные науки и современность. – 2007. – № 2. – c. 141-149.
8. Клейнер Г.Б. Системная сбалансированность экономики: основные принципы // Системный анализ в экономике - 2014: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Т. 1. М.: ЦЭМИ РАН. 2015. – c. 9-18.
9. Клейнер Г.Б. Системная экономика как платформа развития современной экономической теории // Вопросы экономики. – 2013. – № 6. – c. 4-28. – doi: 10.32609/0042-8736-2013-6-4-28.
10. Клейнер Г.Б. Экономика. Моделирование. Математика. Избранные труды. - М.: ЦЭМИ РАН, 2016. – 855 c.
11. Князев В.Н., Кадеева О.Е. Эпистемологическая природа концепта «пространство-время» // Философия и культура. – 2018. – № 1. – c. 13-21. – doi: 10.7256/2454-0757.2018.1.23915.
12. Корнаи Я. Системная парадигма // Общество и экономика. – 1999. – № 3. – c. 85–96.
13. Корнаи Я. Системная парадигма // Вопросы экономики. – 2002. – № 4. – c. 4–22.
14. Обследование рабочей силы Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения: 10.06.2023).
15. Структура подозрительных операций и секторы экономики, формировавшие спрос на теневые финансовые услуги. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/analytics/podft/resist_sub/2022_1/ (дата обращения: 10.05.2023).
16. Сухинин И.В. Выделение базисных структур экономики в рамках структуралистского направления системного анализа // Системный анализ в экономике - 2014: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Т. 1. М.: ЦЭМИ РАН. 2015. – c. 127-130.
17. Упоров И. В. Виды, содержание и иерархия источников права в контексте естественного и позитивного права // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 2. – c. 39-43.
18. Швецов Ю.Г. О бюрократическом государстве и экономике // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2018. – № 44. – c. 305-324. – doi: 10.17223/19988648/44/20.

Страница обновлена: 14.01.2024 в 19:07:43