Императивы активизации творчества в принципах инфоком-менеджмента
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 12 (84), Декабрь 2013
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21034650
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассмотрены концепты, отражающие специфику инфоком-менеджмента, предложенного нами для условий информационно-коммуникационной бизнес-среды, и взаимосвязи принципов как императивы креативности менеджмента в условиях информационно-коммуникационной бизнес-среды.
Ключевые слова: менеджмент, инновационная активность, управленческие решения, креативность, инфокомный менеджмент, информационно-коммуникационная бизнес-среда
Ранее в статьях журнала «Креативная экономика» мы уже говорили об инфоком-менеджменте (ИКМ) как о теории управления организациями и персоналом в условиях информационно-коммуникационной бизнес-среды (ИКС) [1]. Ее характерные черты как виртуальной среды характеризуется, в частности, особенностями опосредованных коммуникаций и человеко-компьютерного взаимодействия [2].
Концепты ИКМ
Специфику инфоком-менеджмента, предложенного нами для условий информационно-коммуникационной бизнес-среды, отражают соответствующие концепты и, в частности, система принципов этого менеджмента. Некоторые из них в своей взаимосвязи служат концептуальными предпосылками и императивами для реализации креативного характера управления в рассматриваемых условиях, что схематично показано на рис. 1.
Рис. 1. Взаимосвязи принципов как императивы креативности менеджмента в условиях информационно-коммуникационной бизнес-среды
Поясним представленные на этом рисунке принципы ИКМ.
Активный характер управления
В соответствии с этим принципом указанная активность рассматривается как требование к системе управления по отслеживанию изменений, происходящих во внешней и внутренней среде. Основные цели этого – своевременное распознавание проблем, связанных с опасностями успешного ведения бизнеса, и использование возникающих во внешней среде возможностей для принятия упреждающих решений. При этом инфоком-менеджеры должны не только творчески разрешать возникающие управленческие проблемы вследствие происходящих изменений в ИКС, но и активно влиять на внешнее окружение, на рыночную среду, формируя новые потребности и удовлетворяя их инновациями.
Реализация данного принципа непосредственно связана с проблемой формирования механизмов адаптивного управления, с вопросами самоорганизации, требующей, прежде всего, от системы менеджмента проявления креативности [3].
Стратегическая направленность управления
Согласно этому принципу ИКМ ориентирован на приоритет стратегических и упреждающих управленческих решений. При этом критерием развития является стратегическая устойчивость организаций.
Ее учет важен в практике ИКМ, в реализации взаимосвязи самоорганизации и устойчивости. При этом последняя, как показали наши исследования, отличается от традиционного ее понимания: устойчивость – это способность системы приходить в равновесное состояние после воздействия внутренних и внешних возмущений.
В теории ИКМ устойчивость рассматривается в двух аспектах:
Управление, основанное на самообучении организации
Менеджменту организации необходимо уметь управлять процессом обучения организации. И, прежде всего, от ее менеджеров требуется «...мастерство распознавания трудно уловимых взаимосвязей между мыслями и действиями, контролем и обучением, стабильностью и переменами» [4, с. 174]. Здесь также следует руководствоваться определением понятия «самообучающаяся организация» и принципами ее формирования [5]. В результате этого неизбежно приходим к выводу, что сотрудники находятся в постоянном творческом поиске новых стратегических перспектив организации. Обучение в ней основывается на анализе предпринимавшихся и планируемых новых действий. Наиболее эффективные из них реализуются и распространяются на всю организацию. Этому способствует современное инфокомное обеспечение для достижения эффективных горизонтальные и вертикальных коммуникаций в организации, осуществляющей деятельность в ИКС. Эффективность их использования можно оценивать «...числом полезных идей, всплывающих на верхние этажи компании с уровня менеджеров линий продуктов и интеллектуальных работников» [6, с. 39].
Следует обратить внимание на то, что при этом формирующаяся и развивающаяся на их основе ИКС данной организации способствует многочисленным, одновременно происходящим и, часто, не только взаимосвязанным, но и взаимообусловленным преобразованиям, происходящим в организации. Некоторые из таких преобразований схематично показаны на рис. 2.
Отметим, что только при правильном и умелом применении принципов ИКМ в организации можно добиться ее приближения к цели стать «обучающейся организацией». Тогда все указанные на рисунке 2 процессы преобразований будут развиваться спиралеобразно, создавая позитивный «мультипликативный эффект».
Организация вследствие этого будет:
ИКМ становится стратегическим потенциалом экономического развития
На основе учета взаимосвязей указанных трех принципов инновационный и креативный характер ИКМ становится стратегическим потенциалом экономического развития в рассматриваемой бизнес-среде, так как:
во-первых, повышается поисковая активность субъектов хозяйствования, что ускоряет использование в ИКС нематериальных (интеллектульных) ресурсов;,
во-вторых, это неминуемо порождает появление управленческих новшеств на инфокомной основе и, соответственно, стратегии инновационного развития и стиль управления, основанный на инфокомной культуре [7].
Все это предопреляет в качестве приоритетного положение о креативно-инновационном характере управления организациями, персоналом в условиях ИКС. Оно указывает на необходимость определенных изменений в философии и технологии менеджмента, взаимосвязанных друг с другом в части, касающейся:
Вывод
Управленческое творчество инфоком-менеджеров и инновационная активность персонала организации, осуществляющей свою деятеьность в условиях ИКС, осуществляется с использованием новейших инфоком-технологий. Поэтому здесь важную роль играют не только профессиональные навыки всех сотрудников, но также управление реализацией их интеллектуально-креативного потенциала и инфоком-компетенций.
Источники:
2. Магазанник В.Д. Человеко-компьютерное взаимодействие: учебное пособие. – М.: Университетская книга, Логос, 2007.
3. Мартынов Л.М. Механизм самоорганизации в виртуальной бизнес-среде: учебно-методическое пособие. – Липецк: Издательский центр «Гравис», 2012.
4. Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс. – СПб.: Питер, 2001.
5. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации/Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.
6. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001.
7. Мартынов Л.М., Макарченко М.А. Культура организаций и культура инноваций в информационно-коммуникационном менеджменте. Монография. – СПб.: НОУ ИБП, 2012.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:54:53