Риски креативного финансового менеджмента

Десятчиков П.А., Климов А.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 2 (14), Февраль 2008

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=9924635

Аннотация:
Творчество все более активно проникает из сферы искусства и науки в другие сферы человеческой деятельности. В последнее время в теории управления все чаще обращают внимание на проблему всестороннего использования творческого (креативного) потенциала топ-менеджеров предприятия. Наиболее чувствительной сферой управления предприятием является финансовый менеджмент, обеспечивающий устойчивое финансовое положение предприятия за счет поддержания определенных финансовых показателей. В том числе, финансовых рисков на допустимом уровне. Среди всего многообразия финансовых рисков, присущих предпринимательской деятельности, выделим особую группу – налоговые риски.

Ключевые слова: налоги, финансовые риски, креативность, творчество, творческий потенциал, финансовый менеджмент, топ-менеджмент, налоговые риски



Творчество все более активно проникает из сферы искусства и науки в другие сферы человеческой деятельности. В последнее время в теории управления все чаще обращают внимание на проблему всестороннего использования творческого (креативного) потенциала топ-менеджеров предприятия [2]. Наиболее чувствительной сферой управления предприятием является финансовый менеджмент, обеспечивающий устойчивое финансовое положение предприятия за счет поддержания определенных финансовых показателей. В том числе, финансовых рисков на допустимом уровне. Среди всего многообразия финансовых рисков, присущих предпринимательской деятельности, выделим особую группу – налоговые риски.

История налогов стара также как государства. И на протяжении всего этого времени прилагались и прилагаются интеллектуально-творческие усилия по снижению их выплаты. От рабовладельцев и феодалов до современных предпринимателей налоги рассматриваются как потери для бизнеса. Государство стремится подействовать на своих граждан внушениями о том, что «...налоги ‑ это плата за цивилизованное общество» (такова, например, надпись на фасаде Службы внутренних доходов США) и что именно они финансируют капиталовложения в те сферы, куда частный бизнес не устремляется или не допускается, а также служат созданию общественных благ. Отсюда возникает противоборство между заинтересованностью налогоплательщиков уйти от излишних, с их точки зрения, налоговых выплат и заинтересованностью государства в пополнении госбюджета, а, следовательно, принятию мер по пресечению уклонения от налогов.

Ни для кого не секрет, что в нашей стране бытует мнение, что «налоги надо платить с умом», учитывая нюансы переходной экономики. Исторически так сложилось, что в ходе последнего десятилетия система налоговых правоотношений, как часть финансовой системы страны, претерпела существенные изменения, и этот процесс продолжается. В таких условиях управление налоговыми рисками является весьма непростой задачей. Цена же ошибки часто слишком высока.

Многие специалисты утверждают, что творческие (креативные) решения применяются в тех случаях, когда недостаточно информации для принятия рационального решения, когда трудно установить причинно-следственные связи, прогнозировать последствия решений и поэтому приходится рассчитывать на интуицию [6].

Современный российский бизнес предъявляет такие требования к финансовому менеджменту предприятия, когда налоговые отчисления всех видов рассматриваются как вынужденные потери. Эффективность финансового планирования и управления зачастую оценивается с точки зрения «творческого подхода» к налогообложению предприятия, т.е. минимизации налоговых отчислений.

В связи с этим, в сфере управления финансами предприятия сложилась практика применения «налогосберегающих» финансовых схем. Помимо субъективных предпосылок для подобного подхода, есть и объективные.

К объективным предпосылкам, по мнению авторов, относятся в частности, сохраняющаяся неустойчивость системы налоговых правоотношений, определенная автономность налогового законодательства в системе общего гражданского права.

Основные методы минимизации налоговой нагрузки на бизнес, используемые, как в мировой практике, так и в нашей стране, можно разделить на три основные группы:

Уклонение от уплаты налогов (tax evasion) ‑ нелегальный путь уменьшения своих налоговых обязательств по налоговым платежам, основанное на сознательном, уголовно наказуемом (ст.ст. 198-199 УК РФ) использовании методов сокрытия доходов и имущества от налоговых органов, создания фиктивных расходов, а также намеренного (умышленного) искажения бухгалтерской и налоговой отчетности.

Налоговое планирование (tax planning) ‑ легальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на использовании возможностей, предоставленных налоговым законодательством, путем корректировки своей хозяйственной деятельности и методов ведения бухгалтерского учета, в том числе с использованием услуг налоговых консультантов.

Избежание налогов (tax avoidance) ‑ минимизация налоговых обязательств законным использованием коллизий и недоработок нормативных законодательных актов; при этом предприятие полностью раскрывает свою учетную и отчетную информацию налоговым органам.

Умышленное уклонение от уплаты налогов не является темой настоящей статьи, а вот два последних метода, несомненно, вызывают наибольший интерес у креативно мыслящих финансовых специалистов.

Следует отметить, что в реальной экономической практике обычно имеет место сочетание всех вышеперечисленных методов минимизации налоговой нагрузки на бизнес.

В качестве примера использования легальных финансовых схем авторы могут привести несколько уже известных методов:

1) применение упрощенной системы (разница ставок и метода учета реализации);

2) применение в производстве или торговле единого налога на вмененный доход (услуги);

3) применение в розничной и оптовой торговле единого налога на вмененный доход (с символической площадью торгового зала и уплатой символического налога);

4) «идеальный холдинг»: перераспределение затрат между прибыльными и убыточными проектами путем занижения расходов одних и переноса их в другие, а также через внутренние (трансфертные) цены и варьирование торговой надбавки (рентабельности);

5) капитализация прибыли ООО / АО через уставный капитал или внереализационные доходы;

6) применение зарубежных оффшоров во внутрироссийских операциях;

7) простое товарищество фирм и ПБЮЛ на упрощенной системе налогообложения;

8) холдинг в составе одной или двух общественных организации инвалидов и дочерней «инвалидной» коммерческой организации;

9) использование резерва сомнительных долгов;

10) работы / услуги фирм, использующих аутсорсинг (аутстаффинг) персонала;

11) лизинг (ускоренная амортизация с коэффициентом 3);

12) продажа крупного имущества без налогов.

Подробный анализ вышеперечисленных и иных оригинальных схем минимизации налогообложения может послужить темой отдельного профессионального исследования.

Однако авторы обращают внимание на то, что ни один из методов сам по себе не приносит успеха в налоговом планировании, лишь составленная грамотно и с учетом всех особенностей деятельности предприятия схема, позволяет достичь намечаемого результата. Кроме того, следует учитывать позицию государства в лице налоговых органов, которая по ряду спорных вопросов меняется от года к году, порой на диаметрально противоположную.

Анализируя общую тенденцию изменений последних лет в системе налогового администрирования можно констатировать явное ужесточение «правил игры».

В 2006 году налоговые органы инициировали весьма успешную «психологическую атаку» на бизнес по борьбе с ЕСН-схемами и легализации зарплат до прожиточного минимума. В 2007 году была развернута кампания по повышению зарплат уже до среднеотраслевого уровня, под угрозой выездных налоговых проверок.

01 января 2007 года вступили в силу поправки в НК РФ, которые существенно расширили полномочия налоговых органов по сбору информации. Теперь они вправе запрашивать сведения о сделках проверяемого налогоплательщика практически у любых лиц (ст. 93.1 НК РФ).

30 мая 2007 года ФНС РФ разработала Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок, а 27 июня на сайте ФНС были обнародованы Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Концепция содержит 11 индикативных показателей, совокупность и критичность которых является основанием для выездной проверки, в частности:

‑ убыток в течение 2-х и более лет;

‑ налоговая нагрузка;

‑ рентабельность;

‑ зарплата сотрудников ниже среднеотраслевых показателей;

‑ доля вычетов по НДС за год превышает 89 %;

‑ построение финансово-хозяйственной деятельности на основе договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);

‑ неоднократная «миграция» налогоплательщика между налоговыми органами.

В 2008 году в целях повышения эффективности администрирования налогоплательщиков предполагается реорганизация центрального аппарата ФНС РФ. Так, например, все налоги будут контролироваться одним управлением (сейчас администрирование дифференцируется по видам налогов и статусу налогоплательщиков, что является нерациональным).

Созданы и активно пополняются специальные региональные и федеральные электронные базы данных (фирмы-однодневки, «коллекции» налоговых схем, компании, уличенные в схемах и т.д.).

К концу 2008 года Федеральной налоговой службой будет разработан специальный программный комплекс для автоматического отбора фирм для проверок (в настоящее время существуют только программы по администрированию отдельных налогов, например, по НДС). Предполагается в 2008 году уменьшить количество выездных проверок с повышением их результативности, поскольку новые методы администрирования налогоплательщиков позволяют выявлять «схемотехников» и без выездных проверок. Кроме того, налоговые органы переходят на перспективное (на год вперед) планирование проверок.

Активизируется работа по выявлению фирм-однодневок, которые используются для выхода на их бенефициаров и заказчиков схем. В этом направлении все чаще привлекаются к проведению проверок правоохранительные органы, которые выполняют особые поручения налоговиков или самостоятельно разрабатывают подозрительных налогоплательщиков в режиме оперативно-розыскных мероприятий. В ближайшие годы можно ожидать увеличения числа уголовных дел по ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ.

В 2009-2010 гг. готовится принятие поправок в НК РФ, которые призваны установить более жесткий контроль за аффилированными лицами и трансфертным ценообразованием в холдингах. Предполагается специальная консолидированная отчетность, декларирование цен с взаимозависимыми лицами, предусматривается даже специальная возможность соглашений с территориальными налоговыми органами о ценообразовании. Будет введен новый механизм оценки рыночных цен, так называемый «интервал цен», предполагается целая система мер борьбы со схемами с использованием оффшоров и т.д.

В сложившихся условиях современному российскому бизнесу требуется умение изменяться, не подставляться под удар, превентивно на опережение выбирать новые стратегии налогового планирования, основанные, прежде всего, не на уклонении от уплаты налогов, а на умелом использовании договорных конструкций, спецрежимов, налоговых льгот, инструментов международного налогового планирования.

Можно утверждать, что отказ от налоговых схем, построенных на ленивой, оффшорно-криминальной ментальности, в пользу гарантий налоговой безопасности и стабильности своего бизнеса – наиболее креативный метод управления финансовыми рисками современных организаций.


Источники:

1. Вестник Ассоциации Менеджеров № 9 (68) октябрь 2004 г. // www.vam.amr.ru/archive/27/54/.
2. Кирсанов К. Креативный и эвристический менеджмент. 3/5/2004.www.ovsem.com;
3. Ванюрихин Г.И. Креативный менеджмент // Менеджмент в России и за рубежом. – № 2. – 2001.
4. Петрова Н.П. Творческие решения в бизнесе. – СПб: Речь, 2004.
5. Михайлов А.Г., Романов Ю.В., Обитатели миража. PR специального назначения. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
6. Викентьев И.Л. Функциональный подход при решении творческих и бизнес-задач. Консалтинговая фирма ТРИЗ-шанс, 2003.
7 Круглов А.В. докторант кафедры маркетинга СПб ГУЭиФ, к.э.н. Проблемы конкурентноспособности в современной экономике. Журнал Проблемы современной экономики № 4(12) 2004 – Спб. Свидетельство: ПИ N 77-11364 от 1012.2001 г. www.m-economy.ru.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:58:01