Измерения взаимосвязанности принципов инфоком-менеджмента


Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (22), Октябрь 2008

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11618971
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Теоретико-методологические основы инфоком-менеджмента представлены нами в виде концепции управления организациями, персоналом в условиях современной информационно-коммуникационной среды. Эта концепция содержит, в частности, 35 принципов инфоком-менеджмента, и они взаимосвязаны как элементы концептуальной системы. Менеджменту организации, осуществляющей свою деятельность в такой среде и потому применяющей инфоком-менеджмент, нужно уметь это учитывать, измерять, оценивать.

Ключевые слова: информационные технологии, инфоком-менеджмент, принципы инфоком-менеджмента



Теоретико-методологические основы инфоком-менеджмента (ИКМ) представлены нами в виде концепции управления организациями, персоналом в условиях современной информационно-коммуникационной среды (ИКС) [1; 2]. Эта концепция содержит, в частности, 35 принципов ИКМ, и они взаимосвязаны как элементы концептуальной системы. Менеджменту организации, осуществляющей свою деятельность в такой среде и потому применяющей ИКМ, нужно уметь это учитывать, измерять, оценивать.

Как показывает практика ИКМ, в данном случае, требуется, прежде всего, применение творчества и эвристики, как науки, изучающей творческое мышление, и, разумеется, экспертного метода. В то же время необходимо получение не только качественных, но и соответствующих количественных оценок.

Напомним, что система принципов ИКМ имеет такую классификацию:

  • два класса – общеметодологические (ОМ) и внутриорганизационные (ВО) принципы;
  • три подкласса – взаимодействия организации с внешней средой (ВВ), развития организаций в условиях ИКС (РО) и функционирования организации в условиях ИКС (ФО).
  • Будем использовать эти обозначения для определения оценок при измерениях, анализе и учете взаимосвязанности и взаимовлияния принципов ИКМ, что важно в практике их применения организациями, осуществляющими свою деятельность в условиях бурно развивающейся современной ИКС.

    Степень учета влияния принципов друг на друга можно качественно оценивать лингвистическими формулировками [3]. Этот подход позволяет выражать указанные оценки также и количественными величинами, поэтому для наших исследований может быть использована числовая шкала на интервале {0, 1}, которая показана в таблице 1:

    Таблица 1.

    Шкала оценки взаимовлияния принципов ИКМ.

    Менеджерам организаций, применяющих принципы ИКМ, следует при этом учитывать, что:

  • на практике экспертные оценки могут отличаться от указанных в этой таблице (они приведены лишь в качестве примера), так как они могут содержать более детальные или более укрупненные числовые величины и их градации в пределах обозначенной шкалы измерений;
  • не только количественные (например, величины вероятностные или из нечеткой логики) значения оценок, но и их знак, учитывающий влияние, которое может быть позитивным или негативным, задаются экспертным путем.
  • Без потери общности нашего изложения далее будем считать рассматриваемые взаимосвязанности и взаимовлияния только положительными, хотя они могут быть и отрицательными в практике менеджмента конкретных организаций в условиях соответствующей ИКС, в том числе – и в результате тех или иных произведенных управленческих экспертных оценок.

    С учетом обозначений для классов-подклассов принципов ИКМ представим матрицу их взаимосвязей и взаимовлияния в таком виде, который показан на рисунке 1:

    Рис. 1. Матрица учета взаимосвязанности принципов инфоком-менеджмента.

    В этой матрице использованы выбранные из таблицы 1 значения оценок, учитывающих степень рассматриваемого взаимовлияния для полученного на качественной основе упорядочения классов-подклассов принципов ИКМ по процедуре, которая была изложена в [4]. На рисунке 1 в клетках матрицы проставлены некоторые (здесь – условные) экспертные оценки учета указанного взаимовлияния.

    Вместе с тем, такая матрица позволяет определить и интегральные оценки, учитывающие соответствующие взаимовлияния других классов-подклассов как элементов рассматриваемой их системы на каждый такой элемент, указанный в строке. Действительно, если экспертами определены весовые коэффициенты классов-подклассов принципов ИКМ, которые здесь для примера указаны в верхней строке матрицы на рисунке 1, то для каждого класса-подкласса принципов можно определить искомую интегральную оценку. Она легко вычисляется построчно как алгебраическая сумма произведений значений, вписанных в клетки данной матрицы (кроме клеток со значениями 1,0), и значений соответствующих весов, указанных в верхней строке для каждого элемента рассматриваемой матрицы.

    Полученные таким образом числовые интегральные оценки для менеджеров являются весьма полезными, так как несут большую дополнительную смысловую нагрузку: именно такие оценки рассматриваемого взаимовлияния непосредственно только из матрицы взаимодействий классов-подклассов ИКМ выявить невозможно. Поэтому для менеджеров организаций, функционирующих и развивающихся в ИКС, эти оценки могут быть важными для определения приоритетов конкретных принципов при учете всех их взаимовлияний. Так, из рисунка 1, видно, например, что учет класса «общеметодологических принципов ИКМ» (с интегральной оценкой 0,77) и таких подклассов принципов, как «развитие организаций в ИКС» и «функционирование организаций в условиях ИКС» (с интегральными оценками, соответственно, 0,69 и 0,62) является приоритетным для данной организации с указанными экспертными оценками.

    Заметим, что с учетом творческого подхода к определению приоритетов в результате выбранного упорядочивания и ранжирования степени взаимовлияния принципов в матрицах вида, подобного указанному на рисунке 1, аналогично можно определить подобные интегральные оценки не только «по горизонтали», как здесь указано, но и «по вертикали». Это важно для случаев учета особенностей деятельности в ИКС данной организации и ее ключевых компетенций, соответственно:

  • и «по входным» параметрам (например, «по вертикали» матрицы, учитывая влияние применения принципов ИКМ на использование входных ресурсов организацией),
  • и «по выходным» (например, «по горизонтали» матрицы, учитывая влияние применения принципов ИКМ на выходные параметры продукции, работ, услуг организации),
  • однако при этом нужно учитывать соответствующие весовые коэффициенты, которые должны быть указаны и в первом столбце указанной матрицы.

    Понятно, что все изложенное можно распространить на анализ взаимовлияния всех 35-ти принципов ИКМ. Необходимые при этом расчеты можно легко автоматизировать с применением ЭВМ, и динамично использовать в случае необходимых изменений экспертных оценок и проявления творчества.

    Точно так же можно учитывать взаимовлияния принципов совместно с соответствующими факторами, которые менеджмент должен учитывать в конкретной организации, использующей в условиях ИКС определенные бизнес-модели с учетом особенностей внешней среды.

    Следует отметить, что подобная методика была использована, например, в [5] при проведении факторно-целевого анализа бизнес-систем.

    В заключении обратим внимание на то, что осмысление полученных таким образом количественных оценок (и основанных на них соответствующих экономических показателей) играет роль своеобразной «обратной связи» в интеллектуально-креативной управленческой схеме «мышление-действие», так как являются следствием проявленного ранее творчества. Не это ли может быть базой если не управления творчеством, то реальной коррекции ранее принятых решений на творческой основе и совершенствования данного творчества?..


    Источники:

    1. http://www.infocommanager.narod.ru
    2. http://www.livonmartinov.nm.ru
    3. Заде Л. Понятие лингвистической переменной и ее применение к решению приближенных уравнений / Пер. с англ. – М.: Мир, 1976. – 120 с.
    4. Мартынов Л.М. Учет особенностей организационной культуры в системе инфоком-менеджмента. – Вопросы экономических наук, 2007, № 3, с. 86-88.
    5. Юдицкий С.А. Сценарный подход к моделированию поведения бизнес-систем. Серия «Управление организационными изменениями». – М.: СИНТЕГ, 2001. – 112 с.

    Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:36