Креативное мышление, креативный менеджмент и инновационное развитие общества
Скачать PDF | Загрузок: 12 | Цитирований: 30
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 5 (17), Май 2008
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11169544
Цитирований: 30 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Важными особенностями творческой (креативной) работы являются то, что эта работа требует также внутренней мотивации человека, знаний и опыта и носит в современных условиях во многом командный характер. В настоящее время выделяется следующие основные условия для творческого решения задачи: знания, опыт, труд, умение творчески мыслить, личная мотивация.
Ключевые слова: инновационное развитие, креативность, творчество, мотивация, креативный менеджмент, креативное мышление
Окончание. Начало в № 4/2008 «кэ»
Важными особенностями творческой (креативной) работы являются то, что эта работа требует также внутренней мотивации человека, знаний и опыта и носит в современных условиях во многом командный характер.
В настоящее время выделяется следующие основные условия для творческого решения задачи: знания, опыт, труд, умение творчески мыслить, личная мотивация [61].
Креативность мышления требует уверенности в себе, активности и лидерства, способности идти на риск. Креативность зависит от таких качеств как: изобретательность, умение находить решения на базе нового мышления, способность взглянуть на проблему с разных и новых сторон, интерес к экспериментированию, способность к рефлексии и непрерывному обучению, способность вновь и вновь придумывать новые идеи.
Креативные люди всегда стремятся пересмотреть существующие процедуры и стереотипы, оперируют сценариями будущего, рассматривают различные изобретения и их последствия. Они ищут общие черты в том, что казалось несопоставимым, создают неожиданные комбинации, в которых и лежит ключ к решению проблемы. По существу творческая, креативная деятельность разрушает существующие стереотипы [72].
Креативность опирается на прикладное воображение, интеллект, изобретательность и самообучение. Т. М. Амайстайл выделяет три необходимых элемента для креативности [94]:
1) компетенцию: знания, навыки, опыт;
2) творческое мышление: гибкость, изобретательность и настойчивость при поиске решения, использование методов креативного мышления;
3) мотивацию: внутреннюю - личная заинтересованность в решении проблемы, стремление к самореализации и применению своих знаний, и внешнюю ‑ материальные поощрения и продвижения по службе. При этом для креативности более важную роль играет внутренняя мотивация.
В современных условиях инновационные идеи перестали быть уделом одиночек, а стали результатом коллективного труда групп специалистов. При разработке новых продуктов вместе работают маркетологи, дизайнеры, конструкторы, технологи, инженеры, экономисты, специалисты по продажам, потребители, поставщики, смежники [138].
Основными элементами управления такими творческими группами являются [83]:
‑ постановка задачи;
‑ формирование рабочей группы;
‑ планирование и распределение заданий;
‑ ресурсы;
‑ свобода действий;
‑ поощрение;
‑ организационная поддержка;
‑ право на ошибку;
‑ уважение мнения партнеров.
Как показывает опыт, для успешной работы таких групп они должны формироваться не только из людей разных профессий, способных повлиять на результат, но и разных когнитивных предпочтений или стилей мышления (право-, и левополушарных). При этом руководитель группы должен ясно понимать как свое когникативное предпочтение, так и своих сотрудников и правильно его использовать [94].
При работе творческих групп необходимо выделять время для двух стадий: дивергентной, когда формулируются различные варианты решения задачи и конвергентной, когда вырабатывается компромисс и осуществляется выбор наилучшего решения.
При разработке инноваций в настоящее время используется два подхода:
‑ традиционный или аналитический, когда инновация рассматривается как проект;
‑ интерпретативный, когда инновация рассматривается как непрерывный процесс.
В инновационной экономике разработку новых продуктов надо рассматривать не как отдельные проекты, а как непрерывные процессы. Задача состоит не в определении окончательного образа продукта, а в том, чтобы одновременно формировать и удовлетворять потребности потребителей. Менеджеры-интерпретаторы стремятся не к завершению, а к непрерывному развитию процесса инноваций [105].
В этих условиях исключительно важную роль в решении инновационных проблем и задач играют методы и технологии креативного мышления и креативного менеджмента для коллективного поиска новых идей. Эти методы можно разделить на две части. Ориентированные:
– на внешнюю среду (внешние целевые аудитории);
‑ на внутреннюю среду (персонал) предприятия.
Уверенное производство новых продуктов и идей, обеспечивающих конкурентные преимущества на мировом рынке, требует наличия специфических технологий. Эти технологии в настоящее время относятся к новой области менеджмента, которая называется «креативным менеджментом».
Методами, ориентированными на внешнюю среду предприятия являются все методы маркетинговых исследований, связанные сбором первичной информации о рынке:
‑ анкетирование потребителей, клиентов, дистрибьютеров, других посредников, поставщиков;
‑ экспертные оценки специалистов;
‑ SWOT-анализ;
‑ метод фокус-групп;
‑ маркетинговые эксперименты и наблюдения.
Эти методы должны стимулировать у респондентов и разработчиков формирование новых идей, способствующих развитию предприятия, его товаров, экономики и общества в целом.
Методы, ориентированные на персонал предприятия нацелены на формирование новых идей у специалистов на предпроектной и проектной стадий инновационного цикла.
С некоторой степенью условности их можно разделить на три группы [149-1813]:
К методам систематизированного поиска относятся: списки контрольных вопросов, оператор РВС, морфологический анализ, функциональный анализ, функциональный метод проектирования Мэтчетта, метод фокусных объектов, метод гирлянд ассоциаций и метафор, метод многократного последовательного классифицирования, метод синтеза оптимальных форм.
К методам направленного поиска относятся: функционально-стоимостной анализ (ФСА), функционально-физический метод поискового конструирования Р. Колера, теория и алгоритм решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллера (ТРИЗ и АРИЗ). При этом каждый из методов имеет целью облегчить поиск решения творческих задач по сравнению с методом "проб и ошибок", которым обычно пользуется человек. Целесообразность применения метода, принадлежащего к той или иной группе, зависит от сложности решаемой задачи.
В настоящее время креативность становится основным источником экономической ценности. Интеллектуальная собственность приходит на смену таким ресурсам, как земля, рабочая сила, капитал в качестве наиболее ценного экономического ресурса.
Как отмечает Р. Флорида, необходимым условием креативности общества является обеспечение социальных условий для ее развития, в том числе художественного и культурного творчества, построения и развития гражданского общества и др. Именно общественные и экономические институты способствуют или тормозят проявлению креативности в различных областях [72].
Как показывает опыт развития человеческой цивилизации, наиболее благоприятные условия для креативного мышления создаются при наличии в обществе трех основных элементов – гуманизма, либерализма и демократии.
Креативный менеджмент в развитых странах стал неотъемлемой частью инновационного менеджмента и осуществляется на предпроектной стадии инновационного процесса.
В области креативного менеджмента уже сформировалась определенная методология, теория и эффективная система методов реализации его целей [149-1813].
Книга А. Осборна «Управляемое воображение», в которой излагается один из основных методов генерации новых идей, издавалась в США множество раз и до настоящего времени является одним из основных учебников по развитию творческих способностей в различных областях деятельности.
Почти все западные и японские фирмы применяют в своей практике методы креативного менеджмента, который стал в настоящее время одним из важнейших факторов быстрого инновационного развития стран, регионов, отраслей и предприятий [1813].
Это говорит о необходимости применения и развития методов креативного мышления и менеджмента для повышения эффективности и ускорения инновационного развития в различных сферах и на различных уровнях экономики и общества. Необходимо обучать методам креативного менеджмента и креативного мышления студентов и специалистов, а также формировать у детей в средней школе и дошкольных учреждениях креативное мышление, т.е. способность путем синтеза разнородных элементов формировать новые значимые формы.
Источники:
2. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. – М.: Издательский дом «Классика XXI века», 2005.
3. Креативное мышление в бизнесе. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
4. Т.М. Амайстайл. Как убить творческую инициативу // Креативное мышление в бизнесе. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
5. Д. Леонард, С. Строс. Как заставить работать коллективный мозг компании // Креативное мышление в бизнесе. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
6. Хелел Г., Прахалад. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. М. 2002.
7. Белецкий Н.П. Интеллектуальная техника менеджера / Учеб. пособие. – Мн.: Новое знание, 2001.
8. Д. Баррат, К. Дауд. Новый авиалайнер для нового мира. Самолет мечты – Boeing 787 // Креативный директор. – 2007. – №0(0).
9. Кузьмин А.М. Методы поиска новых идей // Методы менеджмента качества. – 2003. – №1-12.
10. Кузьмин А.М. Методы поиска новых идей // Методы менеджмента качества. – 2004. – №1-12.
11.Дулькин А.В. Креативность фирмы как фактор повышения эффективности предпринимательства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – СПб., 2003.
12. www.inventech.ru
13. Урадаев В.Г. ТРИЗ в электронике. М.: Техносфера, 2006.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 00:35:33