Сравнительный анализ принципов инфоком-менеджмента Л.М. Мартынова и complete-менеджмента М.М. Телемтаева
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 10 (82), Октябрь 2013
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21034610
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Рассматриваются принципы инфоком-менеджмента Л.М. Мартынова и complete-менеджмента М.М. Телемтаева, дается классификация и сравнительный анализ с точки зрения их общности, что открывает перспективу создания новых видов менеджмента на основе теорий указанных авторов
Ключевые слова: система, инфоком-менеджмент, организация, принцип
В условиях стремительного возрастания роли информационно-коммуникационных технологий и формирования новой информационно-коммуникационной экономики особое значение приобретает развитие существующих теорий менеджмента, адекватное данным процессам, а также создание новых специализированных видов менеджмента для более точного учета новых задач, стоящих перед организацией, и, соответственно, новых требований к управлению организацией. К сожалению, сегодня все эти эта сферы не получают достаточного финансирования, вследствие чего очевидно отставание российских экономики и науки. Как отмечается в «Концепции развития Российской академии наук до 2025 года», «…вследствие резкого снижения ресурсного обеспечения российская фундаментальная наука отстала от мировой по уровню применения информационно-коммуникационных технологий» [1]. Нет сомнений, что инвестиции в развитие новых технологий и соответствующих им видов менеджмента сегодня являются приоритетом номер один.
Одним из основных требований к любой теории менеджмента является наличие оригинальных принципов, отличающих ее от других теорий менеджмента. В данной статье принято общепринятое понимание принципа менеджмента как основного правила управленческой деятельности, а целью настоящей статьи является проведение сравнительного анализа двух разноплановых направлений современного менеджмента – информационно-коммуникационного менеджмента Л.М. Мартынова (инфоком-менеджмент, ИКМ) и complete-менеджмента М.М. Телемтаева, являющего частью его общей теории комплетики как науки о целостном целом, чтобы определить наиболее перспективные направления развития новых специализированных теорий менеджмента.
Принципы инфоком-менеджмента Л.М. Мартынова
В теорию инфоком-менеджмента Л.М. Мартынова входит концептуальная система из 35 принципов. Эти принципы можно классифицировать на два класса принципов (класс общеметодологических принципов, разделенный на 3 группы, и класс внутриорганизационных принципов, разделенный на две группы), а также на три подкласса принципов: подкласс принципов взаимодействия организации с внешней средой (разделен на две группы), подкласс принципов развития организации в условиях информационно-коммуникационной среды (также разделен на 2 группы) и подкласс 4-х принципов функционирования организаций в информационно-коммуникационной среде. Как отмечает сам автор, такое разделение хоть и базируется на определенных критериях, но носит достаточно условный характер, поскольку все эти принципы «… являются элементами единой концептуальной системы принципов ИКМ, и потому все они взаимосвязаны» [2].
На основании изучения ряда работ и статей Л.М. Мартынова, в том числе, его совместной работы с М.А. Макарченко «Культура организации и культура инноваций в информационно-коммуникационном менеджменте» (СПб, 2012), можно сформулировать 20 основных принципов инфокомного менеджмента: организация есть хозяйственная система; важнейшим качеством лица, принимающего решение (ЛПР), является хозяйственная заинтересованность; необходимо рассматривать интересы различных заинтересованных организаций, групп, лиц в масштабе всей информационно-коммуникационной среды данной организации; необходимо рассмотрение двустороннего характера взаимодействий организации и внешних заинтересованных организаций, групп, лиц; автономность интересов организации и несводимость их к интересам других объектов; организация выступает многомерной и мультипространственной системой; взаимодействие – основная форма взаимоотношений объектов даже в условиях телевзаимодействия; высокая адаптивность и самоорганизация на основе использования информационно-коммуникационных технологий; процесс управления (процесс принятия решений) в информационно-коммуникационной среде характеризуется определенной спецификой; определяющая роль инфокомного механизма в процессе самоорганизации; дифференциация целей и стратегий организации, гибкость целей и стратегий; обеспечение взаимоувязанности процессов формирования целей и стратегий организаций с учетом условий информационно-коммуникационной среды; развитие ключевых компетенций – это стратегическая цель развития организации; принцип спецификации внутренней среды организации; диверсификация, адаптивность и гибкость процессов и функций; переход от отношений подчинения к отношениям взаимодействия, сотрудничества и партнерства, доминирование органических структур; развитие инновационных конфигураций структур; развитие сетевых и виртуальных структур; быстрая мобилизация ресурсов организации для достижения целей ее развития; непрерывное управление коллективными знаниями.
Принципы complete-менеджмента М.М. Телемтаева
Первая попытка М.М. Телемтаева сформулировать принципы целостного развития, относящиеся и к менеджменту, относится к 1985 году, когда им были сформулированы 12 принципов реализации процесса в системе в рамках технологического подхода: однозначное соответствие «структура – процесс»; гибкость структуры системы, перестраиваемость при изменении процесса; технологическая дисциплина при осуществлении процесса; обогащение полезными свойствами, формой, состоянием на каждой стадии процесса; оценка качества элементарных процессов и процесса системы; технологичность продукции системы; типизация процессов, структур, систем; стабилизация процесса; механизация, автоматизация, роботизация процессов в системе; преемственность процессов в системах; баланс компонентов предмета труда, а также «… принципы развития системы: а) улучшение известных систем для известных целей; б) улучшение систем для новых целей; в) создание новых систем для новых целей» [3].
В 1999 году М.М. Телемтаев развивает эту идею далее в своей монографии «Системная технология (системная философия деятельности)», в которой излагает основы новой научной методологии – системной технологии, которая в дальнейшем стала называться комплетикой. Он выделяет 14 принципов уже как «принципы системной технологии» [4] в следующих формулировках: принцип однозначного соответствия «цель – процесс – структура», принцип гибкости, принцип неухудшающего взаимодействия, принцип технологической дисциплины, принцип обогащения, принцип оценки качества, принцип технологичности, принцип типизации, принцип стабилизации, принцип высвобождения человека, принцип преемственности, принцип баланса, принцип экологичности, принцип согласованного развития.
В 2005 году М.М. Телемтаев рассмотрел эти принципы уже как «принципы развития производственных систем», девятый и десятый этапы целостного инженеринга, т.е. инженеринга, «… который дает возможность создавать и реализовывать проекты целостного развития любой производственной деятельности» [5].
В настоящее время данные принципы входят в систему научных конструкций комплетики и формулируются как комплекс из 14-ти принципов целостного развития, на котором базируются все связанные теории, в том числе, complete-менеджмент.
Сравнение принципиальных подходов Л.М. Мартынова и М.М. Телемтаева
Для наглядности изложения сравнительный анализ указанных выше 20-ти основных принципов информационно-коммуникационного менеджмента Л.М. Мартынова и 14-ти принципов целостного развития М.М. Телемтаева сделан на основе специально подготовленной таблицы (см. на с.???). Сравнение принципов сделано по основным элементам теории менеджмента.
Таблица
Основные принципы инфоком-менеджмента Л.М. Мартынова и принципы целостного развития М.М. Телемтаева
Элемент
теории менеджмента |
Принципы инфоком-менеджмента Л.М. Мартынова [6]
|
Принципы целостного развития М.М. Телемтаева [7]
|
Системное понимание организации
|
Организация есть хозяйственная система
|
Принцип однозначного соответствия «цель – процесс – структура»
|
Организация выступает многомерной и мультипространственной системой
| ||
Мотивация действий менеджера
|
Важнейшим качеством лица, принимающего решение (ЛПР), является хозяйственная заинтересованность
|
Принцип обогащения |
Собственные интересы организации
|
Автономность интересов организации и несводимость их к интересам других объектов
| |
Учет различных интересов среды
|
Необходимо рассматривать интересы различных заинтересованных организаций, групп, лиц в масштабе всей информационно-коммуникационной среды данной организации
|
Принцип экологичности |
Двусторонний характер взаимодействия
|
Необходимо рассмотрение двустороннего характера взаимодействий организации и внешних заинтересованных организаций, групп, лиц
|
Принцип согласованного развития
|
Взаимодействие объектов
|
Взаимодействие – основная форма взаимоотношений объектов даже в условиях телевзаимодействия
|
Принцип неухудшающих коммуникаций
|
Самоорганизация
|
Высокая адаптивность и самоорганизация на основе использования информационно-коммуникационных технологий
|
Принцип стабилизации |
Роль инфокомного механизма
|
Определяющая роль инфокомного механизма в процессе самоорганизации
| |
Специфика процесса управления
|
Процесс управления (процесс принятия решений) в информационно-коммуникационной среде характеризуется определенной спецификой
|
Принцип типизации |
Гибкость целей и стратегий
|
Дифференциация целей и стратегий организации, гибкость целей и стратегий
|
Принцип гибкости |
Гибкость процессов и функций
|
Диверсификация, адаптивность и гибкость процессов и функций
| |
Внутренняя среда организации
|
Принцип спецификации внутренней среды организации
|
Принцип мониторинга качеств
|
Взаимоувязанность процессов
|
Обеспечение взаимоувязанности процессов формирования целей и стратегий организаций с учетом условий информационно-коммуникационной среды
|
Принцип баланса |
Характер управления
|
Переход от отношений подчинения к отношениям взаимодействия, сотрудничества и партнерства, доминирование органических структур
|
Принцип технологической дисциплины
|
Структура организации
|
Развитие инновационных конфигураций структур
|
Принцип высвобождения человека
|
Компетенции сотрудников организации
|
Развитие ключевых компетенций – это стратегическая цель развития организации
|
Принцип технологичности |
Сетевой характер организации
|
Развитие сетевых и виртуальных структур
| |
Ресурсы организации
|
Быстрая мобилизация ресурсов организации для достижения целей ее развития
| |
Управление знаниями
|
Непрерывное управление коллективными знаниями
|
Принцип преемственности
|
Как видно из таблицы, принципы обеих теорий представляют собой взгляд на менеджмент с разных точек зрения, но с общим пониманием основных правил управления, что представляет наибольший научный интерес.
Например, системный подход Л.М. Мартынова, который понимает организацию как многомерную и мультипространственную хозяйственную систему, прямо коррелирует с требованием М.М. Телемтаева об однозначном соответствии «цель – процесс – структура», так как именно цель придает черты системности структуре и ее процессу.
Заинтересованность как мотивация действий менеджера и организации по Л.М. Мартынову прямо соответствует принципу обогащения М.М. Телемтаева, который подразумевает увеличение потенциала менеджера и организации, а также результата их деятельности как в технологическом, так и в финансовом смыслах.
Необходимость учета различных интересов среды проявляется и в инфокомном принципе рассматривать интересы различных заинтересованных организаций, групп, лиц в масштабе всей информационно-коммуникационной среды данной организации, и в принципе экологичности целостного метода. Под экологичностью в данном случае понимается устойчивое прогрессивное развитие организаций, групп, лиц и их совокупностей под воздействием технологических, социальных, природных и других процессов.
Двусторонний характер взаимодействия организации и внешних заинтересованных организаций, групп, лиц тесно связан с принципом согласованного развития М.М. Телемтаева, при котором развитие целого и ее компонент (таких как цели, элементы, части, структуры и процессы) должно соответствовать изменению внешней и внутренней сред. Суть двустороннего взаимодействия как раз и заключается в обеспечении согласованного развития.
Инфокомный принцип взаимодействия как основной формы взаимоотношений объектов даже в условиях телевзаимодействия усилен в целостном методе до уровня принципа неухудшающих коммуникаций. То есть взаимодействие внутри и между элементами не должны ухудшать потенциал элементов или могут ухудшать их до заданных допустимых пределов.
Высокая адаптивность и самоорганизация на основе использования информационно-коммуникационных технологий прямо связана с принципом стабилизации, по которому необходимо находить и обеспечивать стабильность как наиболее эффективное состояние системы.
Специфика процесса управления в информационно-коммуникационной среде находит свое отражение в целостном принципе типизации, согласно которому каждое из возможных многообразий объектов управления должно быть сведено к ограниченному числу типовых элементов, которые существенно отличаются друг от друга.
Принципы гибкости целей и стратегий, процессов и функций являются примером прямого соответствия принципов двух теорий. В обоих случаях подразумевается способность объекта управления перестраиваться в соответствии с требованиями внешней и внутренней сред.
Принцип спецификации внутренней среды организации и принцип мониторинга качеств имеют много общего в понимании обязательности установления критериев, мониторинга (в виде анализа, оценки и прогноза) качеств объекта управления.
Таким же образом тесно связаны и другие принципы, например: принцип обеспечения взаимоувязанности процессов формирования целей и стратегий организаций с целостным принципом баланса; принцип отказа от авторитарного стиля управления, который логически ведет к усилению роли принципа технологической дисциплины, соблюдение которого обеспечивает осуществление контроля над соблюдением технологического регламента и внесение необходимых корректив в данный регламент; принцип развития инновационных конфигураций структур, который коррелирует с принципом высвобождения человека; принцип непрерывного управления коллективными знаниями, который подразумевает и принцип преемственности.
Инфокомные принципы развития ключевых компетенций сотрудников организации, сетевого характера организации и быстрой мобилизации ресурсов, по сути являются разновидностью и формой комментария к целостному принципу технологичности, согласно которому из всех видов знаний, товаров, услуг, необходимых для достижения цели, поставленной внешней или внутренней средой, должно выбираться наиболее «технологичное», т.е. обеспечивающее наиболее эффективный результат.
Вывод
Таким образом, по результатам сравнительного анализа информационно-коммуникационного менеджмента Л.М. Мартынова и complete-менеджмента М.М. Телемтаева можно сделать вывод, что их принципы, приложенные к основным элементам теории менеджмента, имеют общие точки пересечения, взаимно дополняют и развивают друг друга. В связи с этим, наиболее перспективным направлением развития новых специализированных теорий менеджмента является направление целостного инфоком-менеджмента, которое позволит совместить два инновационных направления теории менеджмента.
Источники:
2. Мартынов Л.М. Метод ранжирования принципов инфоком-менеджмента: методические указания. – М.: ГУУ, 2008. – С. 5.
3. Телемтаев М.М. Системный анализ технологии управления (учебное пособие). – Алма-Ата: КазПТИ, 1985. – С. 53.
4. Телемтаев М.М. Системная технология (системная философия деятельности). – Алматы: СТ-Инфосервис, 1999. – С. 55.
5. Телемтаев М.М. Целостный инженеринг. – М.: ЭКО, 2005. – С. 6.
6. Мартынов Л.М., Макарченко М.А. Культура организации и культура инноваций в информационно-коммуникационном менеджменте. – СПб: НОУ ИБП, 2012. – С.32–42.
7. Мартынов Л.М. Менеджмент в виртуальной среде // Креативная экономика. – 2010. – № 4 (40). – С. 128–134. – http://www.creativeconomy.ru/articles/3212/
8. Мартынов Л.М. Знания сотрудников и «инфокомное поле интеллектуально-креативной энергии» их телевзаимодействий в инфоком-менеджменте // Креативная экономика. – 2010. – № 12 (48). – С. 47-–50. – http://www.creativeconomy.ru/articles/3859/
9. Мартынов Л.М. Менеджментология? Это актуально! // Креативная экономика. – 2011. – № 6 (54). – С. 121–127. – http://www.creativeconomy.ru/articles/4024/
10. Телемтаев М.М. Комплетика или философия, теория и практика целостных решений. – М.: «IRISBOOK», 2012. – С.176–194.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:24:49