Системная креативность в законотворчестве и мониторинге права: концепция, технология, программное обеспечение и опыт управленческого проектирования
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 9 (21), Сентябрь 2008
Цитировать:
Шевырёв А.В., Романчук М.Н. Системная креативность в законотворчестве и мониторинге права: концепция, технология, программное обеспечение и опыт управленческого проектирования // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 9. – С. 97-104.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11619005
Аннотация:
В настоящее время мониторинг права является одним из наиболее важных инновационных инструментов совершенствования системы управления государством и развитием гражданского общества. С его помощью осуществляется обеспечение эффективной системы выработки принятия и реализации государственных решений на этапах: стратегического целеполагания; выработки программы реализации приоритетных направлений государственной политики; законотворческой и законодательной деятельности по ее законодательному обеспечению; подзаконного нормотворчества, правоприменения и осуществления правосудия.
Ключевые слова: инновации, инновационная политика, государственная поддержка инноваций, креативный менеджмент, право
В настоящее время мониторинг права является одним из наиболее важных инновационных инструментов совершенствования системы управления государством и развитием гражданского общества. С его помощью осуществляется обеспечение эффективной системы выработки принятия и реализации государственных решений на этапах:
- стратегического целеполагания,
- выработки программы реализации приоритетных направлений государственной политики,
- законотворческой и законодательной деятельности по ее законодательному обеспечению,
- подзаконного нормотворчества, правоприменения и осуществления правосудия [1].
Законотворчество и мониторинг права являются одной из предметных практик социального управления и должны соответствовать принципам социального управления. Вместе с тем, само социальное управление, испытывая огромные трудности, постепенно переходит к использованию новых, нелинейных принципов управления, вследствие изменения состояния объектов и среды управления (которые становятся все более сложными, нелинейными, неравновесными и открытыми). Управлять такими объектами крайне сложно и сегодня делать это нужно принципиально иначе, используя нелинейные принципы управления.
Нелинейные принципы управления являются «ядром» концепции системно-креативного менеджмента (СКМ) (основные посылки концепции СКМ) [2]:
1) Основная компетенция современного менеджера – эффективная ориентация и поведение в сложных проблемных ситуациях (проблемах);
2) Проблемы являются следствием неадекватности методов познания (управления) текущему состоянию объекта познания (управления) – закон необходимого разнообразия У.Р. Эшби.
3) «Наше мышление создает проблемы, которые мышление того же типа не в состоянии решить» (А. Эйнштейн);
4) Эффективность решения проблем обеспечивается эффективностью (многомерностью) мышления и управления;
5) Эффективность (многомерность) мышления и управления достигается с помощью системно-креативного мышления, лежащего в основе СКМ;
6) Практическая реализация СКМ осуществляется с помощью специальных технологий, реализованных в программных продуктах, которые используются в среде современных интеллектуальных организаций (ИО);
7) Ядром ИО является креативный ситуационный центр (КСЦ);
8) КСЦ предназначен для обучения и развития навыков СКМ (в т.ч. повышения эффективности командной работы)
Они же (посылки), в свою очередь, являются метапринципами для концепции разработки эффективной системы законодательства и мониторинга права.
Основными посылками концепции мониторинга системы законодательства и отдельных законов, а также разработки новых законопроектов в системе существующего законодательства являются:
Конкурентным преимуществом является уже не отдельная идея, а сама способность постоянно генерировать и внедрять эти идеи в жизнь. Ключ к конкурентоспособности человека, организации, экономики и страны в целом – это непрерывное творческое развитие.
Человечеству нужен новый тип мышления – креативный. Формирование человека креативного типа (homo creator) предполагает освоение им принципиально новой культуры мышления и управления. В такой культуре акцент делается не столько на организацию и переработку знаний, сколько на их генерацию [2].
Рабочее определение креативного менеджмента – системное управление процессом креативного мышления (индивидуального и командного) в рамках оптимального соотношения между линейными и нелинейными принципами управления.
Рабочее определение креативности – способность генерации нового знания путем расширения и трансформации видения реальности, т.е. креативность – творческое конструирование в режиме самоорганизации процесса мышления.
Зачем нужна системная креативность в управлении?
- Многомерное системное видение проблемных ситуаций (генерация необходимого разнообразия – закон У.Р. Эшби);
- Глубокая переработка уже существующих ресурсов, в т.ч., переосмысление опыта, запертого в старых шаблонах;
- Недостаточность (недоступность) стандартных решений;
- Наличие системных проблем («Все связано со всем»);
- Поиск новых, нестандартных возможностей при решении проблем;
- Выбор более жизнеспособных решений и т.д. [2]
В настоящее время, технология проведения мониторинга системы законодательства относительно конкретной проблемной законодательной ситуации следует схеме реактивного подхода:
логико-лингвистический анализ законодательного документа → переход «по касательной (не затрагивая ядра проблемной ситуации)» к проблемной ситуации → возвращение (коррекция в случае необходимости) законодательного документа.
На наш взгляд, должна использоваться схема проактивного подхода;
анализ «ядра» проблемной ситуации с прогнозом ее развития (ее хронотопа, уровня, фазы, агрегатного состояния и т.д.) → формирование законодательного документа (принцип «чистого листа») → его синтаксический, социо-, психо-семиотический (в т.ч. анализ семантического пространства, доминирующего социального характера (Э. Фромм) и т.д.), лингвистический и т.д. анализ → рефлексия процесса формирование законодательного документа → сравнение с существующим (если таковой имеется) законодательным документом → его проекция на проблемную ситуацию → анализ правоприменительной практики → повторение цикла. (рис. 1).
Рис. 1. Сравнение реактивного и проактивного подходов к мониторингу права
При разработке законодательного документа должны быть использованы уже упомянутые принципы нелинейного управления, например, принцип, «Идеи, а не вопросы». Обычно при анализе проблемной ситуации «хозяину проблемы» задаются разнообразные, «ощупывающие» проблемную ситуацию, вопросы, что приводит к ее восприятию глазами «хозяина проблемы», что, в свою очередь, ведет к резкому ограничению когнитивной карты проблемной ситуации. Данный принцип предполагает сначала «легкое», эскизное ознакомление с проблемной ситуацией и генерацию предварительных идей для ее разрешения.
Упрощенная структурная схема мониторинга законодательства, включает в себя анализ системы социальных противоречий (экзистенциальных, экономических, политико-идеологических, духовных, экологических и т.д.) разного уровня (X, Y-противоречия, по терминологии авторов), их соответствие существующей системе законодательства, экспертному и общественному мнению, выраженному через социальный характер и т.д.
Стратегический анализ проблемной ситуации осуществляется по схеме, представленной на рисунке 2 – анализ макро-, мезо-, микро-среды, диагностика позиций системы (потенциал конкурентной и стратегической позиции) – динамический SWOT-анализ, разработанный авторами.
Рис. 2. Схема проведения стратегического анализа проблемной ситуации
Одновременно проводится рефлексия мониторинга. Следует отметить, что существующие экспертизы законодательных актов в самых различных областях права (известных авторам) характеризуются исключительной «бедностью» управленческого инструментария и представления проблемных ситуаций, в т.ч. ее информационно-аналитического описания.
Законотворчество и мониторинг права является коллективным видом деятельности и предполагают активную командную работу, которая в нашей технологии осуществляется с помощью программы «TeamCreator» - управление индивидуальной и командной креативностью в режиме реального времени.
Анализ системы законодательства и эффективности ее правоприменения является стандартной частью (как и анализ зарубежного опыта) технологии разработки и реализации любого управленческого проекта, предлагаемой авторами. Подобная технология реализована в программной среде ПК «ТТРП-ЭВРИКА» (свидетельство об официальной регистрации Федеральной службы РФ по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам №2006610693), т.е. мы предлагаем не только концепцию законотворчества и мониторинга права, но также технологию и программное обеспечение ее реализации.
Программный комплекс ТТРП-ЭВРИКА позволяет:
- Связать знания пользователей по различным областям управления в единую, постоянно развивающуюся систему знаний, позволяющую интенсифицировать процесс разработки и реализации эффективных управленческих решений (ЭУР);
- Сформировать и совершенствовать навыки управления и, прежде всего управленческого мышления, при разработке и реализации конкретных проектов, учитывая индивидуальные когнитивные особенности пользователей;
- Значительно облегчить практическую работу органов управления в ситуационных центрах (см. ниже), перевести их в исследовательский режим;
- Повысить производительность труда управленческих команд и «чувствительность» пользователей к проблемным ситуациям;
- Привить вкус пользователей к культуре аналитической работы;
- Минимизировать затраты на программное обеспечение профессиональной деятельности органов управления (одна интегрированная система для самых разных областей деятельности: экономика, политика, право, социальное управление т. д.); [2]
Творческим коллективом НИЦ креативного мышления МАЭП разработан оригинальный алгоритм мониторинга законотворчества и правоприменения в среде ПК «ТТРП-ЭВРИКА», каждому блоку алгоритма соответствуют специальные технологии системно-креативного менеджмента и планируемые результаты их использования.
Очевидно, что подобная технология предполагает специальное организационное, правовое, информационное и программно-техническое обеспечение, которое реализуется в среде ситуационных центров (СЦ – operation room) органов управления, программное обеспечение такой технологии реализуется с помощью программного модуля «Креативный ситуационный центр» (КСЦ), являющегося частью ПК «ТТРП-ЭВРИКА».
Основные задачи КСЦ:
- формирование эффективных управленческих команд (по Р.М. Белбину);
- формирование и развитие у пользователей практических навыков управленческого проектирования;
- управление командной креативностью в процессе управленческого проектирования в режиме реального времени. [3]
Командная работа в информационно-технической среде СЦ ведется с помощью уже упоминавшейся выше программы «TeamCreator» на основе современных психотехник стимулирования эффективности командной работы.
Технология управленческого проектирования, предлагаемая авторами, включает в себя несколько блоков (см. www.ewrika.ru описание ПК «ТТРП-ЭВРИКА») – анализ и прогноз развития проблемной ситуации предполагает построения системы экранов, связанных гиперссылками – до нескольких десятков детализирующих экранов, систематизирующих и визуализирующих проблемную ситуацию.
Рабочей группой был проведен предварительный концептуальный анализ пилотного проекта федеральной программы «Семья 2008». Мы выбрали регион, разработали конкретный план социологических и социометрических исследований (выделение репрезентативных квот, подготовка вопросов для фокус-групп, анкет и экспертных интервью, методику их анализа, состав рабочих групп и т.д.). Уже сейчас, после проведения предварительного анализа проблемной ситуации, можно сделать вывод о том, что эффективность этой программы будет значительно ниже вследствие выбора некорректных параметров порядка – основного объекта исследования. В настоящее время существующая атомарная семья уже не является ячейкой общества, поэтому необходимо выбрать новый объект управления. По нашему мнению, таким объектом может являться сетевой узел семей, связанных какими-либо общими интересами – воспитание детей, здоровый образ жизни, религия и т.д. (рис. 3). Основная поддержка государства должна быть направлена на подобные сетевые узлы.
Рис. 3. Различные схемы поддержки семей государством в процессе реализации федеральной программы «Семья 2008»
Сейчас мы разрабатываем конкретную методику анализа управленческих решений (в т.ч. законодательных) на коррупциогенность, также основанную на предложенной концепции и технологии разработки и реализации эффективных управленческих решений.
В настоящее время мониторинг права не имеет общепризнанных концепции и технологии своего проведения, основанных на современных методах социального управления, поэтому авторы предлагают активизировать работу по совершенствованию концептуального, информационно-аналитического и программного обеспечения законотворчества и мониторинга права в информационно-технической среде ситуационных центров органов законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровня.
Разумеется, концепция и технология предлагаемая авторами, носит дискуссионный характер и нуждается дальнейшем развитии.
На наш взгляд настал момент разработки и принятия специальной государственной программы «Концепция мониторинга права», обеспечивающей разработку единой концепции, в т.ч. понятийного аппарата, технологии,информационно-аналитического и программного обеспечения, а также системы взаимодействия субъектов и участников мониторинга, в т.ч. правовой базы такого взаимодействия.
Более подробный текст статьи приведен на сайте www.ewrika.ru в разделе «библиотека/статьи».
Источники:
2. Шевырев А.В. «Креативный менеджмент: синергетический подход», Белгород: ЛитКараВан, 2007.
3. Шевырев А.В. Романчук М.Н. Креативный ситуационный центр как эффективный инструмент интеллектуальной организации: концепция, задачи, программное обеспечение, М., сборник трудов РАГС, 2006.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:41:09