Когнитивная карта для применения принципов инфоком-менеджмента

Мартынов Л.М.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 12 (24), Декабрь 2008

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11765428
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Для организаций, осуществляющих свою деятельность в условиях современной информационно-коммуникационной среды и потому применяющих инфоком-менеджмент важно уметь учитывать взаимосвязи и взаимовлияния его принципов как элементов концептуальной системы инфокомного менеджмента.

Ключевые слова: информационные технологии, инфокомный менеджмент



Для организаций, осуществляющих свою деятельность в условиях современной информационно-коммуникационной среды (ИКС) и потому применяющих инфоком-менеджмент (ИКМ) [1; 2] важно уметь учитывать взаимосвязи и взаимовлияния его принципов как элементов концептуальной системы ИКМ.

Данная система имеет такую классификацию принципов, которая схематично показана на рисунке 1:

Рис. 1. Схема классификации принципов инфоком-менеджмента.

В случаях получения для принципов ИКМ искомых результатов их взаимосвязи и взаимовлияния следует учитывать, что они:

с одной стороны – имеют ярко выраженный причинно-следственный, детерминированный характер,

с другой – требуют структуризации ситуации и моделирования субъективных интуитивных, творческих и экспертных представлений менеджмента о ней.

В связи с этим представляется возможным применить инструментарий так называемых когнитивных карт (который здесь подробно не рассматривается, так как методология когнитивного моделирования развивается, и читатель может об этом узнать из сети Интернет, набрав слова «когнитивная карта»). Их использование менеджментом организации в условиях ИКС требует проявления интеллектуально-креативных способностей в связи с применением ИКМ.

Сразу же заметим, что когнитивные карты нельзя путать с так называемыми «картами ума», «картами сознания» (хорошо известными, по-английски, как «minds maps»), так как когнитивные карты – это помощь для изменения, преобразования, трансформации именно той ситуации, в которой находится менеджер и/или группа/коллектив конкретной организации, и в которой именно он лично или совместно с группой/коллективом учитывает и прошлое, и настоящее и намечает пути в будущее состояние. В этом случае данное будущее – именно «целевое», но одновременно при этом учитываются и соответствующие факторы, то есть (как отмечено в ряде публикаций) применительно к организации – это еще и «синтетическая мудрость» ее менеджмента, коллектива.

Так, например, для рассмотренного в [3] упорядочения ранжирования классов-подклассов принципов ИКМ когнитивная карта их взаимосвязей и «упорядоченного» учета их взаимовлияния будет иметь вид, представленный на рисунке 2. На этом рисунке цифрами обозначены «шаги» учета таких взаимосвязей в соответствии с упорядочением, полученным при конкретных экспертных оценках (заметим, что при других оценках порядок таких «шагов» будет иным).

Рис. 2. Когнитивная карта взаимосвязей принципов инфоком-менеджмента (для конкретного случая их упорядочения и с учетом обозначений на рис. 1).

Подобные «карты» аналогичным образом проектируются и для учета соответствующих факторов, которые в данной организации учитываются менеджментом применительно к конкретным условиям ИКС при использовании принципов ИКМ. Определяя экспертным методом весовые коэффициенты для этих факторов можно их рассмотреть совместно с принципами ИКМ по соответствующей матрице по отношению к целям, которые должны быть достигнуты.

Инструментарий представления взаимосвязей элементов в виде когнитивной карты позволяет охватить все их взаимовлияния и в то же время не терять из виду выявленную упорядоченность их взаимосвязей. Поэтому данное представление особенно удобно в том случае, когда приходится творчески-гибко менять критерии, экспертные оценки и при этом определять последствия изменений исследуемых взаимовлияний и взаимосвязей. Необходимые расчеты при этом могут выполняться на ЭВМ, обеспечивая всевозможные случаи такого исследования для различных сценариев деятельности конкретной организации с учетом ее бизнес-модели в условиях ИКС. Это особенно оправдано при большом количестве рассматриваемых взаимосвязанных элементов (напомним, что в концепции ИКМ – 35 принципов). Поэтому на когнитивной карте обычно наносятся и соответствующие весовые коэффициенты или толщиной стрелок показывается степень влияния элементов друг на друга (здесь на рисунке 2 это не показано во избежание его «перегрузки визуализации»).

Из представленной на рисунке 2 «карты» видно, что, например

на 6-ом «шаге» на элемент РО влияет элемент ВВ, уже испытавший на себе влияние элемента ФО на 5-ом «шаге»,

на 12-ом «шаге» на элемент РО оказывает влияние элемент ОМ, который, в свою очередь, уже учитывает влияние элемента ВВ, происходившее на 10-ом «шаге» и т.д.

Поэтому менеджменту организации в условиях ИКС следует не забывать, работая с такой «картой», что ее элементы на соответствующих «шагах» несут в себе «следы» влияния других соответствующих элементов, чьи характерные черты и особенности должны быть учтены в качестве приоритетных. Этот приоритет, в свою очередь, творчески предопределен процедурой упорядочения, которая представлена в [3].

В заключение подчеркнем, что рассмотренный здесь метод отличается от других тем, что позволяет реализовать не только качественные, но и количественные измерения рассматриваемых взаимосвязей, взаимовлияний принципов ИКМ при определении экспертным путем адекватных весовых коэффициентов и соответствующих факторов для успешного достижения целей организации, функционирующей и развивающейся в условиях ИКС.


Источники:

1. Инфоком менеджмент [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.infocommanager.narod.ru. – Загл. с экрана.
2. Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.livonmartinov.nm.ru.
3. Мартынов Л.М. Учет особенностей организационной культуры в системе инфокомменеджмента // Вопросы экономических наук. – 2007. – № 3. - C. 86-88.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 06:47:21