Развитие инфоком-менеджмента в условиях актуализации формирования теории «Менеджмент цифровой экономики»

Мартынов Л.М.1
1 Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 5 (Май 2021)

Цитировать:
Мартынов Л.М. Развитие инфоком-менеджмента в условиях актуализации формирования теории «Менеджмент цифровой экономики» // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 5. – С. 1809-1824. – doi: 10.18334/ce.15.5.112186.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46184875
Цитирований: 11 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье показана необходимость системной, научно обоснованной цифровизации систем менеджмента организаций в современных условиях хозяйствования. Обоснована организационно-экономическая модель комплексной цифровизации системы управления организацией (CDM-model) с применением инфоком-менеджмента и определён механизм реализации предложенной модели как предпосылки формирования основ теории «Менеджмент цифровой экономики».

Ключевые слова: инфоком-менеджмент, ERP-системы управления, цифровая экономика, материально-виртуальная бизнес-среда

JEL-классификация: M11, M21, O31, O32, O33

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Эффективность развития современных организаций различного масштаба и профиля деятельности непосредственно зависит от качества и эффективности цифровизации управленческой деятельности. Необходимость комплексной цифровизации систем менеджмента организаций актуализируется в рамках такого основного стратегического документа РФ, посвященного активизации развития цифровой экономики, как федеральная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (2017 г., с изм. и доп. 2020 г.) [1].

В связи с этим можем выдвинуть систему аксиом как исходных положений формируемой теории «Менеджмент цифровой экономики», которую мы рассматриваем в качестве актуальной основы этой управленческой новации:

· Аксиома 1: Императивом цифровой экономики является актуализация появления теоретических основ соответствующего вида или разновидности менеджмента, развивающего современную общую теорию менеджмента и пополняющего существующий «комплекс его видов» в менеджментологии – учении об этом комплексе [2] (Martynov, 2011).

· Аксиома 2: В основу этой аксиомы положена ставшая основополагающей вербальная формула: «Любая экономика эффективна, если эффективно управление этой экономикой», что предполагает формирование теории соответствующего вида менеджмента, адекватного условиям цифровой экономики.

· Аксиома 3: Формирование теории менеджмента цифровой экономики предполагает обобщение результатов практики и систематизацию знаний, полученных в исследованиях проблем цифровизации менеджмента и «трансформации» его систем, процессов, механизмов, функций и принятия решений в условиях цифровой экономики с освоением виртуальной среды.

Актуальность интенсивного развития цифровизации систем менеджмента в условиях современной материально-виртуальной бизнес-среды обуславливается недостаточно высокой активностью использования потенциала цифровой экономики отечественными организациями. Так, по данным на начало 2020 г., лишь 52,1% организаций РФ имели собственный сайт в сети Интернет [3, с. 519]. При этом, как отмечает, в частности, Ю.В. Белоусов, наименее интенсивно процессы цифровизации управления внедряются в деятельность российских субъектов малого и среднего предпринимательства [4, с. 29] (Belousov, 2021, р. 29). Это обусловлено невниманием отдельных представителей менеджмента компаний к стратегическим преимуществам цифровизации управления, в т.ч. в части, касающейся:

· освоения новых рынков сбыта;

· инновационных инструментов управления маркетинговой деятельностью компаний;

· новых форм и технологий управления персоналом в условиях виртуальной среды, что является, в частности, «прерогативой» инфоком-менеджмента, предназначенного для управления организациями, их персоналом в условиях именно этой бизнес-среды [5] (Martynov, 2007);

· генерирования дополнительных преимуществ, например для финансового менеджмента организаций за счет интенсификации взаимодействия с виртуальными рынками капитала и т.п.

Система «цифрового управления» в наиболее общем виде включает в себя объект, субъект и механизм управления, основанный на использовании различных вариантов цифровых технологий [6, с. 112] (Maslennikov, Lyandau, Kalinina, 2019, р. 112). По мнению Р. Абрамса, система «цифрового управления» обязательно должна учитывать специальные институциональные возможности и ограничения [7, с. 34] (Abrams, 2019, р. 34). При этом Т.Е. Лебедева и М.П. Прохорова указывают на потенциальную эффективность включения в систему «цифрового управления» современными компаниями таких перспективных организационных механизмов, как виртуальный аутсорсинг и цифровой краудсорсинг [8, с. 77] (Lebedeva, Prokhorova, 2018, р. 77).

Особо отметим здесь то, что успешному освоению виртуальной бизнес-среды способствует компетентное применение инфоком-менеджмента. Его теория и практика направлены на формирование адекватного информационно-коммуникационного бизнес-пространства систем управления компаний c использованием информационно-компьютерно-телекоммуникационных систем, средств, сетей и технологий с соответствующим программным обеспечением [5, с. 84–89] (Martynov, 2007, р. 84–89). Среди них отметим ERP как ИТ-систему управления, а также, в частности, и SMM (social media marketing) – маркетинг в социальных сетях, SEO (search engine jptimization) – оптимизация поиска компании или бренда в поисковых системах, ICO (initial coin offering) – первичное привлечение средств на рынке криптоактивов, которые были рассмотрены нами в [9] (Martynov, 2021) применительно к «трансформации» менеджмента в цифровой экономике.

С целью повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности современных компаний различных форм собственности и отраслей экономики нами разработана организационно-экономическая модель комплексной цифровизации системы управления организацией (CDM-model – The organizational and economic model of the integrated digitalization of the organization management system, complex digitality model) с применением инфоком-менеджмента. Основные составляющие и преимущества данной модели для обеспечения финансово-экономической эффективности деятельности организаций различного профиля и масштаба операционной деятельности представлены в виде схемы на рисунке 1.

Следует отметить, что актуальность не только разработки, но и внедрения этой разработанной нами CDM-модели обусловлена тем, что во многих современных компаниях процессы цифровизации систем менеджмента внедряются недостаточно системно, зачастую стихийно, без должного научного обоснования и обеспечения комплексной взаимосвязи различных элементов и механизмов этой цифровизации. Причем данная проблема в 2010–2020 гг. была характерна как для российских, так и для зарубежных фирм, в том числе и достаточно крупных. На ее значимость указывают, в частности, такие исследователи тенденций и проблем цифровизации управления компаниями, как Д. Аши [10, с.71] (Ashi, 2018, р. 71), А.В. Дорохов [11, с. 42] (Dorokhov, 2021, р. 42), Дж. Конли [12, с. 14] (Conley, 2017, р. 14) и другие ученые. Поэтому предложенная нами модель предусматривает использование инфоком-менеджмента с его механизмом самоорганизации [5, с. 174–175] (Martynov, 2007, р. 174–175) и системой принципов [5, с. 191–216] (Martynov, 2007, р. 191–216) в рассматриваемых условиях экономики.

Соответственно, данная модель комплексной цифровизации деятельности организации (CDM-модель) позволяет системно взаимоувязать различные процессы цифровизации управления и обеспечить на данной основе достижение дополнительного положительного синергетического эффекта для развития системы менеджмента организации и ее деятельности в условиях современной материально-виртуальной среды цифровой экономики. При этом наряду с появляющимися новыми цифровыми технико-технологическими возможностями «прорывного характера», требующими должных компетенций и соответствующих затрат по их реализации в управленческой практике, еще не в полной мере актуализированы должные масштабы применения не только инфоком-менеджмента, но и используемых в его системе, процессах и механизме указанных выше средств и технологий.

Подпись: Основные эффекты цифровизации управления развитием организации:
-	снижение транзакционных издержек и освоение новых рынков сбыта 
 продукции и предоставления услуг;
-	повышение быстроты реагирования на изменения бизнес-среды на основе системной автоматизации и использования потенциала виртуальных рынков и другие эффекты,
-	управление персоналом в условиях виртуальной бизнес-среды на основе использования опосредованных коммуникационно-коммуникативных процессов с применением новейших цифровых технологий и другие эффекты и преимущества

Рисунок 1. Основные составляющие и преимущества предлагаемой CDM-модели цифровизации системы управления организацией

Источник: составлено автором.

Основными процессами в рамках предлагаемой CDM-модели с использованием инфоком-менеджмента, как показано на рисунке 1, являются:

1. Формирование, развитие и совершенствование отраслевой ERP-системы управления процессами, функциями и проектами, реализуемыми организацией, требуют учета некоторых особенностей определенной специфики.

1.1. В целом, с точки зрения цифровизации менеджмента, применение интегрированной ERP-системы является более предпочтительным по сравнению с применением для процесса автоматизации нескольких, даже достаточно конгруэнтных в информационно-коммуникационном плане программных продуктов. Основными преимуществами использования ERP-системы для автоматизации процессов управления современными компаниями различных форм собственности и отраслей экономики являются [13, с. 31] (Bobrovnikov, 2021, р. 31):

· системная автоматизация всех потоковых процессов, характерных для развития организации (внутрифирменного движения сырья, комплектующих, готовой продукции, финансовых ресурсов и т.п.);

· возможность оперативного выявления «узких мест» и проблемных звеньев в организации и осуществлении операционной деятельности компании и разработка мероприятий по их наиболее быстрому устранению;

· обеспечение возможности комплексного контроля за осуществлением операционной, финансовой, сбытовой и иных направлений деятельности компании;

· формирование в рамках ERP-системы сбалансированности управления фирмой, рассматриваемой в функциональном, процессном и проектном разрезах;

· обеспечение высокого уровня согласованности стратегического, тактического и оперативного менеджмента организации на информационно-коммуникационной основе.

При этом в системе координат предлагаемой организационно-экономической CDM-модели комплексной цифровизации деятельности организации внедряемая и используемая ERP-система планирования должна носить в идеале отраслевой характер, системно учитывать отраслевые особенности осуществления производственной и финансовой деятельности.

1.2. Разумеется, использование интегрированной отраслевой ERP-системы для управления процессами, функциями и проектами развития фирмы представляет собой более дорогостоящий вариант автоматизации управления по сравнению с применением некоторых стандартных систем автоматизации (1С: Производство и иные программные продукты бренда 1С, система БЭСТ-офис и др.). Однако в условиях интенсивной цифровизации внешней среды организации, усилившейся в условиях пандемийного кризиса 2020–2021 гг., системные отраслевые информационно-коммуникационные решения, основанные на использовании интегрированных отраслевых ERP-систем, могут быть в долгосрочном плане более экономически целесообразными.

2. Системы автоматизации взаимодействия компании с виртуальными рынками включают в себя следующие наиболее значимые элементы:

2.1. Информационно-коммуникационная система онлайн-продаж продукции, работ, услуг, производимых компанией. Такого рода онлайн-продажи при этом могут осуществляться как специалистами в области маркетинга и сбыта организации непосредственно, например через ресурсы интернет-сайта компании или ее мобильного приложения, так и с использованием определенных специализированных цифровых платформ, в первую очередь маркетплейсов (Ozon, Alibaba, Amazon и др.).

2.2. Системы удаленного управления трудовыми ресурсами организации, привлекаемыми на условиях онлайн-занятости как на проектной, так и на постоянной основе.

2.3. Информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие оперативное и эффективное взаимодействие компании с виртуальными рынками капитала, в т.ч. с интернет-банками, виртуальными инвестиционными компаниями и фондами, биржами криптоактивов по вопросам организации и осуществления ICO самой компании или реализуемых ею инвестиционных проектов и стартапов.

3. Информационно-коммуникационные системы маркетинговой поддержки управленческих, в первую очередь сбытовых, процессов развития компании, к которым в системе координат разработанной нами CDM-модели можно отнести такие системы:

3.1. SEO-менеджмент, представляющий собой систему технологий и мероприятий, ориентированных на повышение индексации организации и реализуемых ею брендов и проектов в пространстве виртуальных поисковых систем.

3.2. SMM-маркетинг, который представляет собой согласованные мероприятий по воздействию на поведение реальных и потенциальных потребителей товаров, работ, услуг компании в информационно-коммуникационном пространстве виртуальных социальных сетей (VK, Facebook, Instagram, TikTok и др.).

В рамках предлагаемой модели все структурные элементы, ориентированные на повышение интенсивности интеграции компании в пространство цифровой экономики и рост финансово-экономической эффективности такого рода интеграционных процессов, тесным образом взаимосвязаны. Основные направления их взаимосвязей можно показать в виде предлагаемой нами «матрицы взаимосвязей элементов CDM-модели». Для наглядности мы отразили взаимосвязи только шести элементов модели в этой «матрице», схематично представленной в таблице 1.

Таблица 1

Схема «матрицы основных направлений взаимосвязей элементов CDM-модели» повышения эффективности системы управления организацией в условиях цифровой экономики

Элементы
CDM-модели
Э1
Э2
Э3
Э4
Э5
Э6
Э1
Х
1-2
1-3
1-4
1-5
1-6
Э2
2-1
Х
2-3
2-4
2-5
2-6
Э3
3-1
3-2
Х
3-4
3-5
3-6
Э4
4-1
4-2
4-3
Х
4-5
4-6
Э5
5-1
5-2
5-3
5-4
Х
5-6
Э6
6-1
6-2
6-3
6-4
6-5
Х

Источник: по материалам собственных исследований.

Поясним указанные на рисунке 2 обозначения элементов CDM-модели:

Э1 – отраслевая ERP-система управления;

Э2 – онлайн-продажи;

Э3 – инфоком-менеджмент для управления, в частности, процессами «виртуальной занятости» персонала на основе использования опосредованных коммуникаций в режиме реального времени с применением информационно-коммуникационных технологий;

Э4 – взаимодействие с виртуальными финансовыми рынками;

Э5 – SEO-менеджмент;

Э6 – SMM-маркетинг.

С учетом этих обозначений, например, в клетке 1–2 рассматриваемой «матрицы» можно указать: «Комплексная автоматизация процедур онлайн-продаж», а в клетках 1–5 и 1–6: «Протоколы комплексной автоматизации маркетинговых процессов в структуре ERP-системы». И далее аналогично можно заполнить все остальные клетки данной матрицы (их все мы здесь не указываем из-за ограниченных размеров данной статьи).

Отдельные элементы предлагаемой CDM-модели требуют совершенствования механизмов управления современными компаниями и формирования новых компетенций их менеджмента и персонала их подразделений (табл. 2). Можем также отметить, что разработанная нами CDM-модель комплексной цифровизации управления организацией позволяет повысить уровень финансово-экономической эффективности ее развития за счет применения инфоком-менеджмента с комплексно интегрированной ERP-системой и процессами взаимодействия компании с различными типами цифровых рынков и институтов, роста оперативности и результативности разработки и реализации управленческих решений в цифровой среде, активизации освоения виртуальных рынков сбыта.

Особое внимание при внедрении указанного механизма следует уделять не теряющим своей актуальности вопросам:

· управления персоналом на основе использования опосредованных коммуникаций в современном информационно-коммуникационном пространстве цифровой экономики, применяя для этого инфоком-менеджмент, предполагающий наличие должных инфоком-компетенций у сотрудников организации и соответствующей инфоком-культуры в условиях телетруда, телеработы, телевоздействий, телевзаимодействий, телесотрудничества и телепартнерства в виртуальной среде [14] (Martynov, Makarchenko, 2012);

· реализации в соответствующем масштабе современной материально-виртуальной бизнес-среды цифровой экономики схемы «от контактов к контрактам», которые теперь могут заключаться с применением электронной цифровой подписи, а также – использования возможностей коллаборации в достижении общих целей в условиях цифровой экономики;

· динамики взаимосвязей элементов в матрице, представленной на таблице 1, которая по оси времени становится «объемно-многофакторной» вследствие необходимости учета специфических особенностей «человеческого фактора», эффективных целенаправленных взаимодействий сотрудников организации, реализующих адаптационные управленческие решения из-за изменений в социально-экономических, технико-технологических и организационно-управленческих процессах цифровой экономики.

Таблица 2

Рекомендации по совершенствованию функциональных обязанностей подразделений организации и компетенций сотрудников в рамках механизма внедрения предлагаемой CDM-модели

Элементы предлагаемой модели
Звенья системы управления, ответственные за внедрение и развитие ЭМ
Новые или усовершенствованные компетенции сотрудников организации
1. Отраслевая ERP-система управления
IT-отдел, подразделения, ответственные за автоматизацию оперативного управления производством
Навыки эффективного использования современных программных решений в области оперативного производственного менеджмента
2. Онлайн-продажи
Отдел сбыта, отдел маркетинга
Знание виртуальных рынков сбыта, виртуальных сбытовых посредников, цифровых средств расчетов
3. Управление процессами виртуальной занятости
Отдел кадров, отдел труда и заработной платы
Инновационные компетенции взаимодействия с персоналом, привлекаемым на условиях удаленной занятости (найм, контроль деятельности, аттестация данной группы специалистов и т.п.)
4. Взаимо-действие с виртуальными финансовыми рынками
Финансовый отдел
Компетенции в области виртуальных расчетов, в т.ч. обеспечения их безопасности, взаимодействия с виртуальными банками, интернет-фондами, биржами криптоактивов
5. SEO-менеджмент

Отдел маркетинга
Компетенции в области продвижения брендов в поисковых системах
6. SMM-маркетинг
Компетенции в области управления продвижением компании в социальных сетях
Источник: составлено автором.

Отметим, что в настоящее время в публикациях по тематике цифровой экономики особое внимание уделяется трансформации деловой культуры при управлении бизнесом в цифровой экономике [15] (Arenkov, Lezina et al., 2019) и трансформации бизнес-моделей в ее среде [16] (Lapidus, 2019), а также применению в менеджменте технологий искусственного интеллекта [17, 18] (Antonov, Samosudov, 2018; Ustinova, 2020). Эти и другие вопросы использования цифровых технологий в менеджменте должны найти свое отражение и в дальнейшем наполнении CDM-модели адекватными элементами, и в механизме ее внедрения в управленческую практику в условиях цифровой экономики. Обобщение результатов такой практики внесет должный вклад в формирование основ теории, которую мы назвали «Менеджмент цифровой экономики».

Таким образом, разработанная нами CDM-модель комплексной цифровизации систем менеджмента организаций направлена на повышение уровня финансово-экономической эффективности их развития на основе применения инфоком-менеджмента с комплексной интеграцией ERP-системы и процессов взаимодействия организаций с различными типами цифровых рынков и институтов, а также – роста оперативности и результативности разработки и реализации управленческих решений в цифровой среде для активизации освоения виртуальных рынков. При этом развитие инфоком-менеджмента в условиях цифровой экономики можно рассматривать в качестве предпосылки формирования основ теории менеджмента цифровой экономики.

В связи с изложенным схема условного «объема» дальнейших исследований по рассмотренной проблематике может иметь вид, представленный на рисунке 2.

Подпись: Развитие инфоком-менеджмента в условиях материально-виртуальной среды цифровой экономики как предпосылки формирования основ теории «Менеджмент цифровой экономики».

Подпись: А

Подпись: С

Подпись: В

Рисунок 2. Схема «объема» дальнейших исследований по рассматриваемой тематике

Источник: составлено автором.

Поясним обозначения на рисунке 2:

А – это, например, 17 признаков цифровой экономики [16, с. 31–38] (Lapidus, 2019, р. 31–38) и другие ее особенности;

В – система концептуальных принципов инфоком-менеджмента с использованием их классификации [5, с. 191-216];

С – составляющие цифровой экономики в условиях современной материально-виртуальной бизнес-среды: экосистемы, цифровые платформы, большие данные, «Интернет вещей», Индустрия 4.0, искусственный интеллект, электронная коммерция и др. [15, 16] (Arenkov, Lezina et al., 2019; Lapidus, 2019).

Заключение

В заключение в качестве выводов по данной статье отметим следующее.

1. Для соответствующих обобщений по рассмотренной тематике представляется целесообразным выделить некоторые направления дальнейшего развития и совершенствования предложенной здесь CDM-модели. Ими, по нашему мнению, могут быть такие направления:

· интеграция в парадигму модели процессов корпоративного образования в формате e-learning – виртуального дистанционного обучения сотрудников компании с целью повышения уровня их компетенций для эффективного применения инфоком-менеджмента с соответствующими информационно-коммуникационными технологиями;

· конкретизация механизма внедрения предложенной модели в контексте общих функций управления [9] (Martynov, 2021) и характерных управленческих особенностей инфоком-менеджмента [5, с. 187–189] (Martynov, 2007, р. 187–189) с применением его концептуальной системы принципов;

· дифференциация отраслевых спецификаций и пополнение новыми элементами разработанной автором CDM-модели;

· формирование системы ключевых индикаторов эффективности внедрения и использования разработанной модели по каждому из ее направлений.

2. Практика цифровой экономики актуализирует формирование теории «Менеджмент цифровой экономики» как управленческой новации, пополняющей предмет изучения в менеджментологии, а предпосылками этого, в частности, являются развитие инфоком-менеджмента при использовании цифровых технологий и применение моделей бизнеса в условиях современной материально-виртуальной бизнес-среды цифровой экономики.

3. Предметом наших дальнейших исследований по этим направлениям является получение результатов, которые автор планирует опубликовать в данном журнале.


Источники:

1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. №1632-р (с изм. и доп. от 29.10.2020)
2. Мартынов Л.М. Менеджментология? – Это актуально! // Креативная экономика. – 2011. – № 6(54). – c. 121-127.
3. Российский статистический ежегодник. - М.: Издательство Федеральной службы государственной статистики, 2020. – 864 c.
4. Белоусов Ю.В. Цифровая экономика: понятие и тенденции развития // Вестник института экономики Российской академии наук. – 2021. – № 1. – c. 26-43. – doi: 10.24412/2073-6487-2021-1-26-43 .
5. Мартынов Л.М. Инфоком-менеджмент. / Учебное пособие. - М.: Логос, 2007. – 400 c.
6. Масленников В.В., Ляндау Ю.В., Калинина И.А. Формирование системы цифрового управления организацией // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2019. – № 6. – c. 111-115. – doi: 10.21686/2413-2829-2019-6-116-123 .
7. Abrams R. Entrepreneurship: A Real-World Approach. - Redwood City: Planning Shop, 2019. – 412 p.
8. Лебедева Т.Е., Прохорова М.П. Краудсорсинг: сущность, виды, ключевые составляющие для современной компании // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2018. – № 5(31). – c. 75-80.
9. Мартынов Л.М. Менеджмент в условиях цифровой экономики // Экономика и менеджмент систем управления. – 2021. – № 1(39). – c. 49-56.
10. Аши Д. Магия через социальные сети. - М.: Издательские решения, 2018. – 71 c.
11. Дорохов А.В. Проблемы интеграции отдельных групп населения в пространство сети Интернет // Вопросы экономики и управления. – 2021. – № 1. – c. 41-44.
12. Conley J.P. Blockchain and the Economics of Crypto-tokens and Initial Coin Offerings // Vanderbilt University Department of Economics Working. – 2017. – p. 18.
13. Бобровников А.Э. Введение в управление проектами внедрения ERP-систем. - М.: 1С-Паблишинг, 2021. – 320 c.
14. Мартынов Л.М., Макарченко М.А. Культура организации и культура инноваций в информационно-коммуникационном менеджменте. / Монография. - СПб.: НОУ ВПО «Институт бизнеса и права», 2012. – 139 c.
15. Аренков И.А., Лезина Т.А. и др. Управление бизнесом в цифровой экономике: вызовы и решения. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2019. – 360 c.
16. Лапидус Л.В. Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией. / Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2019. – 479 c.
17. Антонов В.Г., Самосудов М.В. Проблемы и перспективы развития цифрового менеджмента // E-Management. – 2018. – № 2. – c. 38-48. – doi: 10.26425/2658-3445-2018-2-38-48.
18. Устинова О.Е. Искусственный интеллект в менеджменте компаний // Креативная экономика. – 2020. – № 5. – c. 885-904. – doi: 10.18334/ce.14.5.102145 .

Страница обновлена: 17.03.2024 в 00:04:11