Управление человеческим капиталом фирм

Киреева А.Ю.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 11 (59), Ноябрь 2011

Цитировать:
Киреева А.Ю. Управление человеческим капиталом фирм // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 11. – С. 82-88.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17289410

Аннотация:
Краткий обзор наиболее современных методик оценки и управления человеческим капиталом компании, являющимся наиболее важной составляющей ее интеллектуального капитала. Приводятся конкретные примеры использования каждой из методик, оцениваются их достоинства и недостатки и даются рекомендации по их использованию и совершенствованию в управлении человеческим капиталом фирмы.

Ключевые слова: управление персоналом, человеческий капитал, интеллектуальный капитал, персонал, стоимость компании, управление человеческим капиталом, креативные ресурсы организации



В постиндустриальном обществе главными товарами являются информация и знания: интеллектуальные ресурсы содержат основной потенциал для развития компаний. Однако не следует забывать, что любые интеллектуальные ресурсы неотделимы от человеческих. Интеллектуальный должен преобразовываться в человеческий, а из него — в структурный капитал, что в свою очередь означает увеличение величины «гудвилла» и прочих «неосязаемых активов».

Каждому свое

Широко известна модель «The intangible assets monitor» К.-Э. Свейби, учитывающая взаимодействие отдельных элементов интеллектуального капитала и их неодинаковую роль в создании стоимости компании.

Схематично модель можно представить в виде таблицы, в которой отражены инвестиции в человеческий капитал. Примерный набор показателей для оценки и управления человеческим капиталом приведен в таблице 1.

Таблица 1

Наименование показателя
Расчетная формула
1 Индекс затрат на человеческий капитал
2 Индекс образования
3 Текучесть кадров
4 Индекс старшинства
5 Средний стаж
6 Средний возраст работников
7 Индекс взаимодействия
8 Оценка организации трудового процесса
где Ич.к. – сумма произведенных в отчетном периоде затрат на человеческий капитал; З – сумма всех затрат за отчетный период; Коi– коэффициент образования i-ого сотрудника; К – количество основных работников (производство и управление); Yn– количество уволившихся основных работников; Сn – количество работников, проработавших в компании более 2 лет; Ci – стаж i-го сотрудника в данной профессии (не только на данном предприятии); Bi – возраст i-гo основного работника; СБi1, СБi2 – сумма баллов по заполненным анкетам i-ro основного работника.

Индекс образования – показатель среднего уровня образования персонала.

Текучесть кадров – индикатор кадровой динамики.

Индекс старшинства – сколько лет сотрудники работают в компании – мера использования информационных каналов компании.

То, что фирме ближе

Каждая фирма выбирает набор показателей, наиболее наглядно отражающий состояние ее человеческого капитала. К примеру, на основе описанных выше показателей можно составить модель, демонстрирующую, насколько грамотно компания управляет своим человеческим капиталом, и главное – какие рекомендации можно сделать для наиболее полного использования потенциала ее сотрудников.

Пусть выбранные коэффициенты принимают фактические значения, представленные в таблице 2. Также, помимо их расчета, фирма на основе экспертных оценок выявляет оптимальные значения этих показателей для проведения последующего анализа.

Таблица 2

Показатели, характеризующие человеческий капитал
Показатель
Уровень показателей человеческого капитала
Высокий
Средний
Низкий
Фактичес-кий
Индекс затрат на человеческий капитал
J1
1
0,6
0,4
0,78
Индекс образования
J2
1
0,7
0,5
0,3
Текучесть кадров
J3
1
0,65
0,3
0,74
Индекс старшинства
J4
1
0,5
0,2
0,54
Индекс взаимодействия
J5
1
0,5
0,3
0,4
Оценка организации трудового процесса
J6
1
0,6
0,35
0,81

Еще более показательной в этой ситуации является диаграмма, которая способна охватить всю картину в целом. На рисунке 1 представлена диаграмма, отражающая состояние управления человеческим капиталом в рассматриваемой фирме. Наглядно показано, какие из показателей находятся в пределах нормативов, какие принимают оптимальные значения, а какие фирме следует наращивать.

Рис.1. Диаграмма показателей состояния человеческого капитала компании

Достоинства модели: 1)гибкость системы показателей; 2) учет взаимосвязи между отдельными компонентами; 3) широкий выбор показателей.

Недостатки модели: 1)многие показатели трудно интерпретируемы без дополнительных разъяснений; 2) методология расчета может меняться; 3) не разъясняется порядок расчета показателей; 4) несопоставимость показателей человеческого капитала разных лет.

Эффективность и креативность

Модель О. Н. Мельникова оперирует такими понятиями, как «креативность» и «творческая энергия».

Творческая энергия – это внешнее проявление интеллектуального потенциала персонала, то есть практическое использование интеллектуального капитала специалистов организации.

Основным показателем является коэффициент творческой энергии коллектива (Kтэк), который рассчитывается на основе экспертных оценок, даваемых интеллектуально-креативным ресурсам каждого специалиста.

В качестве примера рассмотрим коллектив из восьми сотрудников, которые обладают следующими коэффициентами творческой энергии, полученными путем экспертных оценок (табл. 2).

Таблица 2

Сотрудник
1
2
3
4
5
6
7
8
Значение КТЭ сотрудника
0,87
0,52
0,9
0,45
0,31
0,54
0,76
0,2

На рисунке 2 представлен пример расстановки специалистов в команде. В данном случае определяется, кто из специалистов при сохранении существующей структуры коллектива, работая вместе, получит наивысший результат.

Рис.2. Кадровая структура расстановки специалистов

Очевидно, что при сохранении уже существующих в коллективе взаимосвязей наиболее эффективной окажется совместная работа сотрудников 3 и 6. В то же время выявляются связи некоторых специалистов, которые оказываются крайне неэффективными, что свидетельствует о неоптимальной расстановке кадров. Построение подобных графиков для различных структурных подразделений компании позволит выявить наиболее эффективные связи и использовать человеческий капитал сотрудников с максимальной пользой для компании.

Премия стимулирует к созиданию

Многие крупные компании в настоящее время используют мотивационную схему оплаты труда для обеспечения более эффективной деятельности своих сотрудников.

Мотивация – это тип отношений сотрудника и компании, при котором получение разного уровня благ работника возможно при достижении эффективного результата деятельности компании за счет работы сотрудника.

Мотивационный фонд – это инструмент, позволяющий оценить результаты деятельности каждого сотрудника и определенным способом мотивировать его на выполнение профессиональных функций.

Таким образом, формула для расчета заработной платы специалиста имеет вид:

ЗП = ГЧ + ПЧ,

где ЗП – общий размер заработной платы, руб.;

ГЧ – гарантированная часть денежного вознаграждения;

ПЧ – переменная часть денежного вознаграждения, рассчитывается по формуле: ПЧ = ∑П (мотивационная премия) - ∑С (санкции).

Данная модель в той или иной модификации получила широкое распространение особенно в крупных компаниях. Размер мотивационной премии, равно как и формирующие ее надбавки и санкции, варьируется в зависимости от специфики деятельности структурных подразделений, хотя существуют и одинаковые для всех сотрудников составляющие.

В качестве примера можно рассмотреть простейшую модель, согласно которой величина мотивационной премии зависит от выполнения сотрудником плана продаж. В таблице 3 представлены основные показатели, влияющие на величину переменной части вознаграждения работника, а также величина гарантированной части его заработной платы.

Таблица 3

Месяц
План
Факт
Выполнение плана
Гарантированная часть
Мотивационная премия
Заработная плата
Январь
1 500
1 980
132%
7 500
4 500
12 000
Февраль
1 800
1 620
90%
7 500
4 050
11 550
Март
1 650
1 440
87%
7 500
3 927
11 427
Апрель
1 850
1 800
97%
7 500
4 378
11 878
Май
1 700
1 930
114%
7 500
4 500
12 000
Июнь
1 800
1 810
101%
8 000
5 000
13 000
Июль
1 850
1 900
103%
8 000
5 000
13 000
Август
1 900
1 730
91%
8 000
4 553
12 553
Сентябрь
1 600
1 720
108%
8 000
5 000
13 000
Октябрь
1 700
1 640
96%
8 500
5 306
13 806
Ноябрь
1 650
1 600
97%
8 500
5 333
13 833
Декабрь
1 800
2 020
112%
8 500
5 500
14 000

Более наглядно динамика изменения величины заработной платы сотрудника представлена на рисунке 3.

Рис.3. Динамика изменения заработной платы специалиста

Достоинства модели:

1) гибкость и возможность своевременно реагировать на изменения факторов, влияющих на величину заработной платы;

2) наглядность и простота использования, дающая сотруднику возможность проверить правильность и обоснованность расчета мотивационной премии;

3) формализованность, что позволяет отразить данную методику в положениях компании и обеспечить ее внедрение и исполнение;

4) возможность рассчитывать величину постоянной и переменной составляющих заработной платы дистанционно, опираясь на представленные в отчетах специалиста показатели его деятельности;

5) устойчивость.

Недостатки модели:

1) ограниченность изменения мотивационной премии в сторону увеличения в краткосрочном периоде;

2) большое количество разнообразных санкций при сравнительно малом количестве поощрений;

3) подмена объективности при расчете мотивационной премии излишним формализмом, что влечет необходимость корректировки расчетов для каждого конкретного специалиста;

4) неосведомленность специалистов, рассчитывающих величину заработной платы, о специфике деятельности сотрудников, что может привести к неточностям при расчете.

Хотя данные методики могут показаться умозрительными и чрезмерно субъективными, не стоит пренебрегать управлением человеческим капиталом или превращать его в формальность. Однако не следует и чересчур увлекаться оценкой именно человеческого капитала в отрыве от прироста прибыли или рыночной стоимости компании, которые происходят благодаря наиболее полной трансформации человеческого капитала в структурный, например, увеличению числа и стоимости патентов компании, внедрению новых изобретений и тем самым — росту величины нематериальных активов и стоимости компании.

Вывод

Наиболее целесообразным является внедрение модели управления человеческим капиталом с одновременным мониторингом динамики роста стоимости фирмы и проверкой корреляции величины затрат на человеческий капитал и капитализации компании, а также тесноты связи между затратами на повышение интеллектуального капитала сотрудников и приростом структурного капитала как наиболее наглядного показателя увеличения эффективности использования человеческого капитала специалистов.


Источники:

1. Иванцевич Дж. Управление человеческими ресурсами [Текст]/ Дж. Иванцевич, А.А. Лобанов. – М.: Дело, 1993. – 304 с.
2. Мельников О.Н. Методические подходы к экономической оценке интеллектуально-креативного потенциала современной организации [Текст] // Российское предпринимательство, 2003, № 3.
3. Нордстрем К. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта [Текст] / К. Нордстрем, Й. Ридерстралле. – СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2001.
4. Стюарт Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций [Текст] // Новая постиндустриальная волна на Западе. – М.: Academia, 1999.
5. Положение по мотивации сотрудников [Текст] / Эфко. – Воронеж: 2008.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:33:07