Предпосылки совершенствования управления человеческим капиталом в условиях модернизации АПК

Пискунов А.И.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 1 (73), Январь 2013

Цитировать:
Пискунов А.И. Предпосылки совершенствования управления человеческим капиталом в условиях модернизации АПК // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 1. – С. 107-112.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18809618
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассматриваются организационно-экономические предпосылки совершенствования управления человеческим капиталом в целях модернизации и повышения конкурентоспособности аграрной отрасли России.

Ключевые слова: менеджмент, сельское хозяйство, человеческий капитал, человеческий потенциал, агропромышленный комплекс, экономика знаний, управление человеческим капиталом, модернизация АПК



Устойчивое развитие России связано с построением новой экономики, основанной на трансформации экономики ресурсов в экономику знаний. Определяющим фактором формирования новой экономики, а также главной движущей силой социально-экономического развития современного общества является не только наличие новейших технологий и инноваций, а в первую очередь человеческий капитал, каковой выступает самым ценным активом.

Модернизация формирует уклад

Человеческий капитал – понятие многогранное, дискуссии о его сущности и содержании не прекращаются по настоящее время. Ориентация мирового сообщества на экономику знаний отводит человеческому капиталу первостепенную роль среди факторов, определяющих конкурентоспособность как предприятия и отрасли, так и страны в целом, что наделяет указанное понятие все новыми характеристиками и особенностями.

Изменение понимания роли человеческого капитала, превращение его из затратного в основной производительный фактор развития привело к необходимости построения новой парадигмы мирового развития, в рамках которой человеческий капитал занял ведущее место в национальном богатстве развитых стран. Россия не является исключением в политике, нацеленной на модернизацию экономики и переход к инновационному типу человеческому капиталу отводится ключевая роль. В Концепции социально-экономического развития РФ на период до 2020 года [2] предусматриваются системные преобразования человеческого потенциала, направленные на развитие его конкурентоспособности, в том числе в аграрном секторе экономики.

Системный кризис 1990-х годов в России, последствия современного мирового финансово-экономического кризиса отнюдь не способствовали формированию системного комплексного подхода к эффективной аграрной политике, позволяющей обеспечивать модернизацию и дальнейшее развитие агропромышленного комплекса (АПК) России по инновационной модели в соответствии с требованиями социально ориентированной экономики [5].

В то же время такие процессы, как обострение продовольственной проблемы в государствах с быстрорастущим населением и увеличение его платежеспособного спроса, а также очевидная объективная необходимость существенного повышения уровня и качества жизни значительной части граждан нашей страны, обуславливают необходимость ускоренного формирования нового технико-технологического уклада в агропромышленном производстве на основе модернизации и развития инновационных процессов.

Таким образом, целью модернизации АПК России является создание конкурентоспособного инновационного самообеспечивающего экспортноориентированного агропромышленного комплекса страны, способного обеспечить продовольственную безопасность и диверсификацию экономики, приток инвестиций в страну для приобретения и дальнейшего внедрения передовых мировых технологий в области агропромышленного производства, техники и технологий.

Цель определяет средства

Для достижения обозначенной цели необходимы реализация и развитие следующих приоритетных направлений:

• создание современной, адаптированной к рыночным условиям институциональной среды и институтов в АПК [8];

• построение инфраструктуры АПК;

• формирование инновационной среды, включающей не только разработку инноваций, но и обязательное их дальнейшее внедрение;

• создание условий для улучшения инвестиционного климата и обеспечения доступа к «дешевым» инвестициям предприятий АПК;

• развитие аграрной науки и научного обеспечения;

• подготовка высококвалифицированных кадров, развитие и непрерывное совершенствование человеческого потенциала в АПК.

Реализация указанных направлений возможна при условии эффективного управления человеческим капиталом, которое в настоящее время в АПК находится в стадии зарождения. Именно потенциал человеческого капитала определит результаты преобразований в аграрном секторе экономики. При этом важно отметить, что человеческий капитал – единственный фактор развития, имеющий почти неограниченные пределы эффективности (результативности) [6].

Инновационное развитие агропромышленного комплекса, исходя из Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года [4], представляет собой такой тип экономического развития, при котором основным фактором и в то же время конечным результатом являются инновации. Инновационная деятельность трактуется как вывод на рынок нового товара (услуги), освоение нового процесса производства (технологии) или предпринимательской модели, создание новых рынков. При этом уровень новизны товара, технологии, бизнес-модели должен быть не ниже аналогов национального российского рынка.

Вместе с тем в сложившихся в АПК условиях, когда значительная часть продукции производится на технически и технологически устаревших основных фондах с использованием низкопроизводительного ручного труда, дальнейшее обеспечение конкурентоспособности аграрной отрасли возможно исключительно при условии и на основе модернизации. При этом целесообразен выбор наиболее рациональных пропорций между модернизацией и инновационной деятельностью, способных обеспечить конкурентоспособность АПК страны.

Потенциалу необходима реализация

Также надо учитывать, что базовая составляющая инновационной деятельности в АПК – аграрная наука продолжительный период времени функционирует в условиях воздействия на нее негативных факторов, среди которых наиболее существенными являются:

• крайне низкий приток в науку молодых кадров, обеспечивающих преемственность научных школ и ориентацию на инновационные технологии;

• неоправданно низкий уровень финансирования научно-исследовательских работ, включая приобретение современного оборудования и новых материалов;

• неспособность основной части сельскохозяйственных товаропроизводителей в силу низкой доходности их деятельности использовать научно-технические достижения для повышения эффективности и конкурентоспособности производимой продукции [5].

Необходимо отметить еще ряд негативных фактов, препятствующих модернизации АПК и обусловленных недостаточным уровнем развития человеческого капитала, которые влекут за собой крайне низкое использование в аграрном секторе экономики имеющегося в России модернизационного потенциала.

Что касается инновационных научных разработок, то здесь наблюдается крайне негативная тенденция, требующая кардинального пересмотра механизма их учета и освоения, поскольку из общего числа готовых к внедрению инновационных проектов реализуется лишь ничтожно малая доля (не более 4% и то в неполном объеме), а подавляющая часть (около 70%) не только не достигает стадии реализации, но и через пару–тройку лет попросту исчезает из поля зрения заказчиков, разработчиков и потребителей научно-технической продукции.

Предлагаемые российскими учеными новые техника и технологии позволяют, например, снизить затраты труда на производство 1 центнера пшеницы до 0,2 человеко-часа, говядины – до 3–4, свинины – до 2–3 человеко-часов. Это близко к производительности труда в передовых странах. Но все эти инновационные разработки остаются в России невостребованными [7].

Причины такого состояния отечественных инноваций в АПК, безусловно, кроются в недостаточном финансовом и кадровом обеспечении. Нередко даже при наличии материальных ресурсов у сельхозпредприятий отсутствуют кадры, квалификация которых позволяла бы применять в практической деятельности доступные научно-технические разработки и инновации. Более того, наблюдается отток из сельского хозяйства имеющихся квалифицированных кадров.

Кроме того, частный бизнес не заинтересован в замещении используемых в производстве технологий новыми по причине необходимых для этого дополнительных финансовых вложений. Поэтому для увеличения выхода сельхозпродукции необходимо предоставлять субсидии или льготы хозяйствующим субъектам, применяющим новые технологии.

Опыт стран с развитым АПК показывает, что ключевым фактором модернизации и использования в производстве научно-технических разработок является эффективный менеджмент, при котором внедрением проекта, разработанного одним ученым в теории, занимаются в среднем десять менеджеров, реализующих его освоение [7]. К сожалению, в России наблюдается обратная ситуация.

Подчеркнем, что решение данной проблемы заключается в качественном развитии и совершенствовании управления человеческим капиталом в агропромышленном комплексе.

Вывод

Таким образом, модернизация АПК – это не просто обновление парка машин и оборудования, это построение в аграрной отрасли социально ориентированной модели рыночной экономики, в полной мере реализующей творческие и предпринимательские способности людей и создающей им возможности для обеспечения достойного уровня жизни с пользой для экономики АПК. Это новая индустриализация сельскохозяйственного производства, которая сможет обеспечить стране продовольственную безопасность и превратить ее в крупнейшего экспортера сельскохозяйственной продукции на основе беспрецедентного обновления основных фондов, минимизации издержек, активного внедрения современных технологий и управления на основе развития человеческого капитала.


Источники:

1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Пре¬зидента РФ от 30.01.2010 № 120).
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, в ред. от 08.08.2009).
3. Концепция устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 30.11.2010 № 2136-р).
4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р).
5. Стратегия социально-экономического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года (Научные основы) [Текст] – М.: Российская академия сельскохозяйственных наук, 2011.
6. Баландин Д.А., Пискунов А.И. Роль человеческого капитала в повышении конкурентоспособности предприятий АПК [Текст] // Креативная экономика, 2012, № 12.
7. Веймарн А. Модернизация агропромышленного комплекса России: возможности, ограничения и лакуны // Агро XXI. – 2012. – 26 июня. – [Электронный ресурс] // http://www.agroxxi.ru/stati/modernizacija-agropromyshlenogo-kompleksa-rosi-vozmozhnosti-ogranichenija-i-lakuny.html.
8. Миков К.А. Организационно-экономические предпосылки развития АПК на муниципальном уровне [Текст] // Российское предпринимательство, 2012, № 10.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:30:26