Управление человеческим капиталом: ключевые аспекты капитала здоровья, креативного капитала и их взаимное влияние

Тян А.Ю.1, Кельчевская Н.Р.1, Пелымская И.С.1
1 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 3 (Март 2024)

Цитировать:
Тян А.Ю., Кельчевская Н.Р., Пелымская И.С. Управление человеческим капиталом: ключевые аспекты капитала здоровья, креативного капитала и их взаимное влияние // Экономика труда. – 2024. – Том 11. – № 3. – С. 255-274. – doi: 10.18334/et.11.3.120667.

Аннотация:
В современном мире все большее внимание уделяется развитию человеческих ресурсов и индивидуального потенциала, в связи с чем, актуальность приобретают исследования человеческого капитала и его компонентов. С помощью методов систематического и критического обзора, а также мета-анализа научной литературы были проанализированы ведущие исследования в области капитала здоровья и креативного капитала, что позволило уточнить ключевые аспекты и особенности рассматриваемых компонентов человеческого капитала: капитала здоровья и креативного капитала. Было выявлено, что капитал здоровья положительно влияет на развитие креативного человеческого капитала, и наоборот. Эта особенность позволила предложить рекомендации по повышению эффективности управления человеческим капиталом. Статья может быть интересна ученым-исследователям, руководителям подразделений, сотрудникам министерств, заинтересованным в повышении эффективности практик управления человеческим капиталом.

Ключевые слова: капитал здоровья, креативный капитал, человеческий капитал, инновации

Финансирование:
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-78-10165, https://rscf.ru/project/23-78-10165/.

JEL-классификация: E24, J24, O15

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

В настоящее время существует устойчивый тренд на развитие человеческого потенциала и учет индивидуальности. На первый план начинают выходить так называемые «творческие» сферы деятельности (писательство, живопись, архитектура, дизайн и многие другие). Креативность и инновационность начинают приобретать ключевое значение как на микро-, макро-, так и на общественном уровне. Учет креативности в оценке Глобального инновационного индекса (ГИИ) только подтверждает ее роль в повышении инновационности, а следовательно, в увеличении производительности, и в последствии, в достижении экономического роста [1]. Влияние личных способностей, навыков, знаний и талантов сотрудников на инновационный потенциал организаций, а также факторы, которые способствуют развитию креативности и творческих способностей сотрудников, ведущих к созданию и внедрению инноваций в рабочие процессы, рассматривается в рамках теории креативного человеческого капитала.

Вторым важным мировым трендом является ориентация на здоровье и здоровый образ жизни, причем как на физическое здоровье (переход на здоровое питание, занятие физическими упражнениями), так и на ментальное (работа с психологом, медитация, саморазвития). Население начинают заботить проблемы не только выживания, но и благополучия, улучшения качества жизни, степени ее удовлетворенностью. Эти трансформации также оказывают влияние на взаимоотношения между работодателем и работниками. Для привлечения и удержания высококвалифицированных специалистов работодатель должен обеспечивать адекватные условия труда, способствующие сохранению здоровья и обеспечению благополучия сотрудников, что является ключевым фактором для достижения высоких показателей производительности и эффективности трудового процесса. Здоровье сотрудников как инвестиционный актив, позволяющий в будущем повысить производительность и, как следствие, доход предприятия рассматривается в теории капитала здоровья.

Многочисленные исследования в области человеческого капитала свидетельствуют о том, что компоненты человеческого капитала способны взаимодействовать друг с другом с положительным и значимым воздействием [4; 5; 7; 10; 14]. Гипотеза исследования состоит в том, что компоненты человеческого капитала: капитал здоровья и креативный капитал взаимодействуют между собой, а, следовательно, направление инвестиций в одну из составляющих человеческого капитала может оказывать косвенное воздействие на другие его компоненты, тем самым формируя мультипликативный эффект. В связи с чем, целью работы является совершенствовании методов управления человеческим капиталом посредством изучения взаимосвязи его составляющих: капитала здоровья и креативного капитала. Достижение цели возможно путем реализации следующих задач:

- исследовать концепцию капитала здоровья;

- исследовать концепцию креативного человеческого капитала;

- исследовать пути взаимного влияния между креативным капиталом и капиталом здоровья;

- на основе выделенных аспектах влияния разработать рекомендации по повышению эффективности управления человеческим капиталом.

Литературный обзор

Основные положения теории капитала здоровья

Концепция капитала здоровья предлагает рассматривать здоровье в качестве некоего актива, позволяющего его носителю получать доход. Инвестиции в капитал здоровья при этом позволяют продлить «здоровое время» его носителя, в течение которого обладатель капитала здоровья может заниматься трудовой или предпринимательской деятельностью и приносить доход, иными словами, эффективность инвестиций в капитал здоровья проявляется в получении дополнительного дохода, который был получен в дополнительное «здоровое время» [2]. Впервые термин был использован в работе М. Гроссмана «О концепции капитала здоровья и спросе на здоровье», где была предложена модель спроса на товар «хорошее здоровье». Им же были выведены первые принципы теории, а также особенности, специфичные именно для данного типа капитала, к ним можно отнести:

- каждый индивид [владелец капитала здоровья] наследует первоначальный запас капитала [здоровья], который с возрастом начинает обесцениваться (т.к. с возрастом здоровье ухудшается, скорость восстановления снижается, накапливаются следствия перенесенных болезней, травм);

- запас здоровья может быть увеличен с помощью инвестиций в виде здорового питания, отказа от вредных привычек, поддержания здоровой формы и получения медицинских услуг;

- для обозначения стоимости капитала здоровья автором вводится термин «теневая цена здоровья» (термин «теневая цена» используется для обозначения цены, соответствующей рыночным условиям и справедливым принципам торговли);

- капитал здоровья обесценивается с возрастом индивида, поскольку для поддержания уровня здоровья требуется увеличивать объемы ресурсов, вкладываемых в здоровье с течением времени;

- эффективность инвестиций в капитал здоровья увеличивается с ростом уровня образования, т.к. более образованные люди обладают информацией о методах поддержания и восстановления здоровья, что способствует более рациональному поведению в области его сохранения и производства [2].

Теория Гроссмана в значительной степени основывалась на «Теории распределения времени» Г. Беккера, в которой исследователем была разработана модель домашнего производства, кроме того, сам Г. Беккер в исследованиях по человеческому капиталу выделял здоровье как одну из его важнейших составляющих [3; 4]. Позже Г. Беккером был внесен значительный вклад в развитие теории капитала здоровья, а именно, систематизация большого количества разрозненных исследований в области капитала здоровья, а также доработка некоторых положений:

- факторы, определяющие оптимальные инвестиции в здоровье;

- ценность улучшения здоровья для благосостояния;

- взаимодополняемость между здоровьем и другими составляющими человеческого капитала [3; 6].

Еще одной важной фигурой в развитии теории капитала здоровья является Дж. Минсер – автор модели, объясняющей доход от заработной платы как функцию от образования и опыта. Впоследствии, уравнение Минцера стало одной из наиболее широко используемых моделей в эмпирической экономике [8; 9]. Включение в модель показателя капитала здоровья позволяет определить характер влияния капитала здоровья на доходы индивида, тем самым доказав целесообразность инвестиций в данный тип капитала [10].

Вопросы, связанные с формированием капитала здоровья за счет развития системы здравоохранения и расчетом отдачи от подобных инвестиций были рассмотрены в работах Сельмы Мушкин. Автором был проведен анализ сходств и различий между инвестициями в здоровье и образование, а также эмпирическая работа с целью выделения примеров отдачи от инвестиций в искоренение болезней. Следует отметить, что С. Мушкин признавала, что прирост капитала здоровья обусловлен не только развитием здравоохранения, но и прочими факторами, однако ее исследования было ограничено инвестициями в медицинские услуги и сопутствующие товары. Тем не менее, С. Мушкин внесла важный вклад в развитие теории капитала здоровья [11].

Также теорию капитала здоровья развивают обширные исторические и современные исследования в странах с низким и высоким уровнем дохода, в которых подтверждается, что состояние здоровья и качество питания, измеряемые показателями роста и индекса массы тела, влияют на трудовую деятельность, измеряемую показателями производительности на единицу отработанного времени, а также трудозатратами на взрослый год жизни [12–14]. Кроме того, эти исследования позволили выделить следующую закономерность: в странах с низким уровне дохода и соответственно, низким уровнем здоровья, отдача от инвестиций в капитал здоровья более заметна, чем в странах с высоким уровнем дохода, что объясняется убывающей предельной отдачей от инвестиций в капитал здоровья [10].

Несмотря на то, что стремительно развивающиеся технологии призваны упростить труд человека, что должно положительно сказаться на его здоровье, проблема сохранения здоровья все еще остается приоритетной и актуальной. Большое количество научных исследований подтверждают тот факт, что стресс влияет на множество биологических систем человека не самым положительным образом. По оценкам Всемирной организации здравоохранения депрессией страдают около 3,8% населения, что равняется примерно 280 миллионам человек [15]. Иными словами, в условиях современного общества, где стремительный ритм жизни, стресс, неправильное питание, вредные привычки и другие негативные факторы оказывают негативное влияние на здоровье человека, инвестиции в капитал здоровья являются по-прежнему актуальными.

Выводы по разделу:

- концепция капитала здоровья предлагает рассматривать здоровье в качестве актива, приносящего его владельцу доход;

- многими эмпирическими исследованиями доказано положительное влияние капитала здоровья на производительность труда и другие экономические результаты;

- одним из актуальных направлений исследований является взаимосвязь капитала здоровья с другими составляющими человеческого капитала;

- актуальность инвестиций в капитал здоровья остается по-прежнему высокой.

Основные положения теории креативного человеческого капитала.

Теория креативного капитала является относительно новым направлением развития теории человеческого капитала. Первые исследования по креативному капиталу начали появляться в начале XXI века. В целом, креативный капитал определяется как специфичный навык или способность, а также люди, обладающие специфичными навыками, в виде творческого мышления, нестандартных или нешаблонных подходов к решению проблем, которые позволяют им достигать повышенных результатов или генерировать инновационные решения в своей рабочей области. В таблице 1 представлены несколько определений креативного капитала.

Таблица 1 – Определения креативного человеческого капитала

Авторы
Определение
Винендал А. Р., Велзен М. В., Луиз Я. К.
Разнообразные знания и навыки, как внутри, так и за пределами фиксированной и закрытой среды организации, которые доступны и доступны организации для создания ценности для ее основной деятельности
Р. Кушинг
Иванов М.И.
Медведева О.В.
Элемент человеческого капитала, подразумевающий наличие и реализацию способности индивида к свободному развитию творческой инициативы, определяющей возможность вырабатывать инновационные решения
Попиков А.А.
Способности и возможности работников создавать и внедрять инновации на основе нестандартного творческого мышления и нешаблонного решения возникающих задач
Примечание: Составлено авторами по [16; 17; 19]

Основателем теории креативного человеческого капитала считается Р. Флорида, предложившего концептуальную переориентацию на рассматривание в качестве источников регионального и национального экономического роста решение людей о своем местонахождении, а не решений фирм. В его книге «Возвышение креативного класса» особое внимание уделяется разнообразию и творчеству как основным движущим силам инноваций, а также регионального и национального роста [18]. Согласно понимаю Р. Флориды в рамках теории человеческого капитала вполне справедливо утверждение, что творческие люди являются движущей силой регионального экономического роста. Исходя из этого суждения экономический рост будет происходить в тех местах, где проживают высокообразованные люди. В связи чем, ученного заинтересовал вопрос: почему творческие люди предпочитают проживать в большем количестве в определенных местах? В мире, где люди очень мобильны, почему они предпочитают одни города другим и по каким причинам? Посредством статистического анализ данных интервью в фокус группах исследователь пришел к выводам, что люди ориентировались больше не на карьерные решения или географические перемещения, а на наличие инклюзивных и разнообразных мест. Согласно теории Р. Флориды креативный капитал состоит из людей, которых он относит к так называемому «креативному классу», отличительной чертой которого является трудовая деятельность, сосредоточенная на «создании значимых новых форм». Согласно расчётам исследователя, к «креативному классу» можно отнести примерно 30% всей рабочей силы, это означает, что все люди творческие люди являются творческими, и их потенциально можно отнести к «креативному классу». Однако именно этим 30% рабочей силы платят за использование их творческих способностей в работе. Более подробная классификация «креативного класса» по Р. Флориде представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Состав и классификация «креативного класса»

Название группы, входящей в «креативный класс»
Виды деятельности группы
Профессии, входящие в подгруппу
1 «Сверхкреативное ядро»
- создают новые формы или конструкции, которые можно легко перенести в другие сферы или имеющие широкий спектр применения;
- разрабатывают универсальные теории или стратегии, применимые в широком кругу ситуаций;
- сочиняют музыку, которую можно исполнять снова и снова
ученые, инженеры, профессора университетов, поэты, романисты, дизайнеры, архитекторы
1.1 «Мысленное лидерство» современного общества (входя в «сверхкреативное ядро»)
в дополнение к видам деятельности группы «сверхкреативное ядро» формируют общественное мнение
писатели публицистики, редакторы, культурные деятели, аналитики и другие лица
2 «Творческие профессионалы»
- занимаются творческим решением проблем, используя сложные массивы знаний для решения конкретных проблем;
- могут придумать методы или продукты, которые оказываются очень полезными, но это не входит в их основную должностную инструкцию;
- применяют или комбинируют стандартные подходы уникальными способами в соответствии с внешними обстоятельствами
широкий спектр наукоемких профессий в высокотехнологичных секторах, финансовых услугах, юриспруденции, здравоохранении, управлении бизнесом
Примечание: Составлено авторами по [18]

Несколько дополнительных положений теории креативного капитала, выделенных Р. Флоридой:

- креативный класс уходит из традиционных корпоративных сообществ, центров рабочего класса и даже многих престижных регионов в ряд мест, которые автор называет «креативными центрами»;

- креативные центры имеют высокую концентрацию людей креативного класса, а также высокую концентрацию креативных экономических результатов в виде инноваций и роста высокотехнологичной промышленности, также в этих территориях наблюдается рост занятости и численности населения;

- креативные центры обеспечивают интегрированную экосистему для различных форм творчества, в связи с чем, творческие люди переезжают в креативные центры, компании, в свою очередь, следуют за творческими людьми или создаются ими;

- к факторам, привлекающим креативный класс, относятся: богатый высококачественный опыт, открытость к разнообразию всех видов и, прежде всего, возможность подтвердить свою идентичность как творческих людей, а не традиционные физические достопримечательности, в виде спортивных стадионов, автострад, городских торговых центров и туристско-развлекательных районов.

- согласно исследованиям креативным центрам свойственно иметь высокие показатели индекса талантов (измеряется как доля людей с высшим образованием);

- между местами проживания креативного класса, уровнем патентования и индустрией высоких технологий есть положительная и статистически значимая корреляционная связь [20].

3Т экономического развития

Исследования, проведенные группой ученных под руководством Р. Флориды, позволили выделить 3 наиболее значимых фактора, на которые ориентируются представители креативного класса при выборе места жительства. Каждое из этих условий по отдельности является необходимым, но недостаточным, т.е. чтобы привлечь творческих людей, генерировать инновации и стимулировать экономическое развитие, необходимо присутствие сразу всех трех факторов. Исследователь назвал их «3Т экономического развития»:

- технологии (инновации и/или концентрация высоких технологий в регионе);

- талант (талантливыми считаются люди со степенью бакалавра и выше);

- толерантность (определяется как открытость, инклюзивность и разнообразие для всех этнических групп, рас и слоев общества).

Такие низкие входные барьеры особенно важны, поскольку в настоящее время регионы развиваются не только за счет рождаемости (статистика показывает, что почти по всему миру наблюдается снижение этого показателя), но и за счет их способности привлекать людей извне [21].

Роль разнообразия в экономическом развитии

Экономисты уже давно утверждают, что разнообразие важно для экономической эффективности, но обычно они имеют в виду разнообразие фирм или отраслей. Экономист Дж. Куигли, например, утверждает, что региональная экономика выигрывает от расположения разнообразных фирм и отраслей [22]. По мнению Дж. Джейкобс разнообразие и фирм, и людей играет важную роль в обеспечении инноваций и роста городов, «великие города — это места, где люди практически любого происхождения могут направить свою энергию и идеи в инновации и богатство» [23–25]. Все эти суждения наводят на интересный вопрос: помогает ли жизнь в открытой и разнообразной среде сделать талантливых и творческих людей еще более продуктивными, или его члены просто предпочитают проживать вокруг друга и, таким образом, стимулируют креативность этих мест только как побочный продукт? Теория креативной экономики позволяет примирить оба этих вопроса, т.к. оба высказывания являются правыми, однако первое имеет больший вес. Регионы, которые открыты и имеют низкие входные барьеры для людей, получают творческое преимущество благодаря своей способности привлекать людей из самых разных слоев общества. При прочих равных условиях более открытые и разнообразные места, вероятно, привлекут большее количество талантливых и творческих людей, т.е. тех людей, которые способствуют инновациям и экономическому росту [18].

Креативный капитал в организациях

Несмотря на то, что большая часть исследований по креативному человеческому капиталу сосредоточена исключительно на региональном уровне, основные постулаты теории креативного капиталы применимы также и для фирм. К примеру, по мнению группы ученных А. Р. Винендала, М. В. Велзена и Я. К. Луиза организации открыты для тех же механизмов, что и регионы, поскольку уровень эффективности региона можно рассматривать как совокупную эффективность организаций в этом регионе. Также исследователи считают, что применение креативного капитала особенно актуально для организаций, не имеющих стабильных социальных связей или имеющих ресурсы в очень ограниченном объеме [16].

При исследовании креативного капитала организации ученными Р. В. Вудманом, Дж. Е. Сойером и Р. В. Гриффином был предложен термин организационная креативность, под которой понимается создание ценного, полезного нового продукта, услуги, идеи, процедуры или процесса людьми, работающими вместе в сложной социальной системе. Отталкиваясь от идей интеракционизма (теоретическая точка зрения, которая рассматривает социальное поведение как интерактивный продукт человека и ситуации) исследователи разработали концептуальную модель организационной креативности (рисунок 1).

Рисунок 1 – Интеракционистская модель организационной креативности

Примечание: Составлено авторами по [26]

Творческое поведение участников организации представляет собой сложное взаимодействие человека и ситуации, на которое влияют события прошлого, а также существенные аспекты текущей ситуации. Внутри человека как когнитивные (знания, навыки, способности и предпочтения), так и некогнитивные (например, личностные) аспекты ума связаны с творческим поведением. В целом, индивидуальная креативность является функцией предшествующих условий (например, истории прошлых подкреплений, биографических переменных), когнитивного стиля и способностей (например, дивергентного мышления, беглости мыслей), личностных факторов (например, самооценки, локуса контроля), соответствующих знаний, мотивации, социального влияния (например, социальная помощь, социальные вознаграждения) и контекстуального влияния (например, физическая среда, задачи и временные ограничения). Предпосылка о том, что поведение представляет собой сложное взаимодействие человека и ситуации, повторяется на каждом уровне социальной организации. То есть групповая креативность является функцией «входов» индивидуального творческого поведения, взаимодействия участвующих индивидов (например, состав группы), групповых характеристик (например, нормы, размер, степень сплоченности), групповых процессов (например, организационная креативность является функцией творческих результатов составляющих ее групп и контекстуальных влияний (организационной культуры, системы вознаграждения, ограниченности ресурсов, более обширной среды вне системы и т. д.). Целостный образ творческой продукции (новые продукты, услуги, идеи, процедуры и процессы) для всей системы возникает из сложной мозаики индивидуальных, групповых и организационных характеристик и поведения, происходящего в рамках заметных ситуативных влияний (как ограничивающих, так и усиливающих творческие способности), существующих на каждом уровне социальной организации.

Выводы по разделу:

- креативный капитал представляет из себя совокупность разнообразных знаний, навыков и способностей, которые доступны и используются для создания ценности через свободное развитие творческой инициативы, способной генерировать инновационные решения на основе нестандартного творческого мышления;

- важное значение для развития креативного капитала играет креативный центр (территория с высокой концентрацией людей креативного класса, где происходит интенсивное развитие инноваций и высокотехнологичной промышленности. Эти центры обеспечивают интегрированную экосистему для различных форм творчества, привлекая творческих людей и компании. Они характеризуются высокими показателями индекса талантов, а также положительной корреляционной связью между уровнем патентования и индустрией высоких технологий);

- большинство исследований о креативном человеческом капитале фокусируются на региональном уровне, тем не менее, основные принципы теории креативного капитала также могут быть применены к фирмам, т.к. организации открыты для тех же механизмов, что и регионы, поскольку уровень эффективности региона можно рассматривать как совокупную эффективность организаций в этом регионе.

Взаимосвязь между капиталом здоровья и креативным человеческим капиталом

Взаимосвязь между капиталом здоровья и творческим человеческим капиталом представляет собой сложное и многомерное взаимодействие, охватывающее физическое, психическое и эмоциональное благополучие и имеет двустороннюю направленность. Рассмотрим сначала, как капитал здоровья может влиять на креативный капитал:

- физическое здоровье напрямую связано с более высоким уровнем энергии, мотивации и концентрации, что способствует развитию и проявлению креативности [27; 28];

- психическое здоровье означает отсутствие или успешное преодоление психических проблем, которые напрямую вызывают трудности с концентрацией, мотивацией и выражением идей, что может ограничивать креативный потенциал;

- стабильная эмоциональная обстановка усиливает творческий процесс, создавая благоприятную внутреннюю среду для идей и инноваций.

Более детально процессы влияния капитала здоровья на креативный капитал показаны на рисунке 2. Капитал здоровья во многом способствует развитию креативного человеческого капитала. Физическое и психическое благополучие, снижение стресса, высокий уровень энергии, способность к инновациям и сотрудничеству, а также появление дополнительных ресурсов на обучение – все это положительно влияет на эффективность творческого процесса и развитие креативного капитала. Здоровье не только поддерживает физическое и эмоциональное состояние, но также способствует когнитивной гибкости, адаптивности и открытости к новым идеям, что в конечном итоге стимулирует творческий потенциал человека. Таким образом, капитал здоровья служит основополагающим элементом, поддерживающим различные аспекты творческого человеческого капитала.

Рисунок 2 – Влияние капитала здоровья на креативный человеческий капитал

Примечание: Составлено авторами

Креативный капитал также может оказывать влияние на развитие капитала здоровья.

Существует большое количество исследований, доказывающих, что религиозная, социальная и культурная деятельность положительно влияет на здоровье [29–31], к примеру, участие в творческих процессах и культурных мероприятиях может способствовать улучшению психологического состояния людей. Творческое самовыражение стимулирует выработку гормонов радости и счастья, что приводит к улучшению настроения и снижению уровня стресса. Кроме того, креативное мышление позволяет эффективнее разрешать текущие проблемы и справлять со стрессовыми ситуациями, что такое положительно влияет на здоровье. Некоторые формы творчества, например, танцы, способствуют улучшению физической формы, развивают навыки равновесия, координации движений. На рисунке 3 более детально представлены процессы влияния креативного капитала на капитал здоровья

Рисунок 3 – Влияние креативного капитала на капитал здоровья

Примечание: Составлено авторами

Возможности, которые представляет развитие креативного капитала своим носителям, позволяют высвободить дополнительные ресурсы в виде денежных средств, времени и возможностей, которые могут быть направлены на инвестиции в капитал здоровья. Таким образом, креативный человеческий капитал также может оказывать положительное влияние на капитал здоровья.

Рекомендации по повышению эффективности управления человеческим капиталом

Выявленные взаимосвязи позволяют рассчитывать на то, что при управлении одним составным компонентом человеческого капитала, будет осуществляться косвенное положительное влияние на второй компонент. На рисунке 4 эта особенность рассмотрена на примере взаимодействия капитала здоровья и креативного капитала. Практики управления капиталом здоровья, включающие разнообразные программы, направленные на стимулирование ведения здорового образа жизни, а также способствующие скорейшему восстановлению и укреплению здоровья позволяют получить эффект в виде сокращения периодов и случаев заболеваемости, и повышения производительности труда. Побочным эффектом также является повышение когнитивных навыков в виде концентрации, способности к обучению, а также повышения креативности и творческих способностей, что в совокупности оказывает положительное влияние на развитие креативного капитала. Практики управления креативным капиталом в виде всяческих систем поощрения и признания креативных достижения, обучения и саморазвития, а также программ, направленных на благоустройство и повышение функционального рабочих мест (и / или рабочей среды) позволяют не только стимулировать у сотрудников генерирование и внедрение инноваций в рабочие процессы, но также способствуют улучшению настроения, высвобождают дополнительное свободное время, которое индивид может использовать на восстановление своих сил, что в свою очередь, положительно влияет на развитие капитала здоровья.

Рисунок 4 – Перекрестное влияние на взаимодействующие компоненты человеческого капитала в процессе управления человеческим капиталом

Примечание: Составлено авторами

Выводы

В настоящее время все большее значение приобретает развитие человеческого потенциала и учет индивидуальности. Креативность и инновации становятся ключевыми факторами экономического развития на всех уровнях. Креативный капитал определяется как способность к творческому мышлению и нестандартным подходам к решению задач, что позволяет достигать высоких результатов и создавать инновации. Исследования показывают, что креативные люди стремятся в так называемые "креативные центры", в которых сосредоточены инновации и высокие технологии, что способствует росту занятости и населения. Компании при этом также следуют за креативными людьми. Привлекательность креативных центров определяется высоким уровнем образования и возможностью выражения своей творческой идентичности. Вторым важным мировым трендом является ориентация на здоровый образ жизни, включая укрепление физического и ментального здоровья. Теория креативного капитала рассматривает здоровье индивидов в качестве инвестиционного актива, способного повысить производительность и доход. В процессе исследования взаимосвязи между рассматриваемыми компонентами человеческого капитала было выявлено взаимное положительное двустороннее влияние, которое позволило разработать рекомендации по повышению эффективности управления человеческим капиталом.


Источники:

1. Sipa M. The Factors Determining The Creativity Of The Human Capital In The Conditions Of Sustainable Development // European Journal of Sustainable Development. – 2018. – № 2. – doi: 10.14207/ejsd.2018.v7n2p1.
2. Grossman M. On the Concept of Health Capital and the Demand for Health. / In the book Determinants of Health. - Columbia: Columbia University Press, 2017.
3. Soares R.R. Gary Becker’s Contributions in Health Economics. SSRN Electronic Journal. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.iza.org/dp8586.pdf.
4. Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education. - Chicago and London: The University of Chicago Press, 1964. – 376 p.
5. Murray A. Developing human capitals in today’s entrepreneurs: a practitioner perspective // Journal of Intellectual Capital. – 2020. – № 4. – p. 681-702. – doi: 10.1108/JIC-08-2019-0202.
6. Becker G.S. Health as human capital: synthesis and extensions // Oxford Economic Papers. – 2007. – № 3. – p. 379-410. – doi: 10.1093/oep/gpm020.
7. Авдеева Д.А. Показатели человеческого капитала в исследованиях экономического роста: обзор // Экономический журнал Высшей школы экономики. – 2022. – № 2. – p. 240-269. – doi: 10.17323/1813-8691-2022-26-2-240-269.
8. Lemieux T. Mincer equation after 30 years of Schooling, Experience and Earnings. - Berkeley: University of California-Berkeley, 2003.
9. Heckman J.J. et al. Fifty Years of Mincer Earnings Regressions // SSRN Electronic Journal. – 2003. – doi: 10.2139/ ssrn.412480.
10. Schultz T.P. Human capital, schooling and health // Economics & Human Biology. – 2003. – № 2. – p. 207-21. – doi: 10.1016/S1570-677X(03)00035-2.
11. Mushkin S.J. Health as an Investment // Journal of Political Economy. – 1962. – № 5.
12. Fogel R. Economic Growth, Population Theory, and Physiology: The Bearing of Long-Term Processes on the Making of Economic Policy // American Economic Review. – 1994. – № 3. – p. 369-395.
13. John Strauss, Duncan Thomas Health, Nutrition, and Economic Development // Journal of Economic Literature. – 1998. – № 2. – p. 766-817.
14. Schultz T.W. Investment in Human Capital // American Economic Review. – 1961. – № 1. – p. 1-17.
15. World Health Organization. [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/ (дата обращения: 15.02.2024).
16. Veenendaal A.A.R., Velzen M.Van Looise J.K. Affecting innovation through HRM: the role of creative capital // European Journal of International Management. – 2014. – № 5. – doi: 10.1504/EJIM.2014.064600.
17. Иванов М.И., Медведева О.В. Роль человеческого капитала и его креативного компонента в обеспечении регионального развития // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2021. – № 2-1. – c. 72-80. – doi: 10.34670/AR.2021.36.94.008.
18. Florida R. Cities and the creative class / R. Florida. - New York: Routledge, 2004. – 208 p.
19. Попиков А.А. Креативный человеческий капитал как фактор развития инновационной экономики страны // Власть. – 2016. – № 3. – c. 36-40.
20. Florida R., Mellander C., Stolarick K. Inside the black box of regional development--human capital, the creative class and tolerance // Journal of Economic Geography. – 2008. – № 5. – p. 615-649. – doi: 10.1093/jeg/lbn023.
21. Florida R. Cities and the Creative Class // City & Community. – 2003. – № 1. – p. 3-19. – doi: 10.1111/1540-6040.00034.
22. Quigley J.M. Urban Diversity and Economic Growth // Journal of Economic Perspectives. – 1998. – № 2. – p. 127-138.
23. Hill D. Jane Jacobs’ Ideas on Big, Diverse Cities: A Review and Commentary // Journal of the American Planning Association. – 1988. – № 3. – p. 302-314.
24. Jacobs J. Downtown is for People. / Volume III: From reconstruction after the Second World War to the contemporary city. - Gebr.: Mann Verlag, 2023.
25. Desrochers P. Local Diversity, Human Creativity, and Technological Innovation // Growth and Change. – 2001. – № 3.
26. Woodman R.W. et al. Toward a Theory of Organizational Implosion // The American Review of Public Administration. – 2011. – № 2.
27. Aga K. et al. The Effect of Acute Aerobic Exercise on Divergent and Convergent Thinking and Its Influence by Mood // Brain Sciences. – 2021. – № 5. – doi: 10.3390/brainsci11050546.
28. Kawashima C. et al. Evaluating the impact of a short bout of stair-climbing on creative thinking in a between-subjects pretest posttest comparison study // Scientific Reports. – 2024. – № 1. – doi: 10.1038 / s41598-023-50282-2.
29. Konlaan B.B., Bygren L.O., Johansson S.-E. Visiting the cinema, concerts, museums or art exhibitions as determinant of survival: a Swedish fourteen-year cohort follow-up // Scandinavian Journal of Public Health. – 2000. – № 3. – p. 174. – doi: 10.1177/14034948000280030501.
30. Bygren L.O., Konlaan B.B., Johansson S.-E. Attendance at cultural events, reading books or periodicals, and making music or singing in a choir as determinants for survival: Swedish interview survey of living conditions // Bmj. – 1996. – № 7072. – p. 1577-1580. – doi: 10.1136/bmj.313.7072.1577.
31. Cuypers K. et al. Patterns of receptive and creative cultural activities and their association with perceived health, anxiety, depression and satisfaction with life among adults: the HUNT study, Norway // Journal of Epidemiology and Community Health. – 2012. – № 8. – p. 698-703. – doi: 10.1136 / jech.2010.113571.

Страница обновлена: 16.04.2024 в 13:01:06