Показатели эффективности управления человеческим капиталом на государственном уровне

Зеленкова А.И.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (57), Сентябрь 2011

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16540168
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассматриваются показатели эффективности государственного управления человеческим капиталом. Проиллюстрированы основные показатели: уровень образования, выраженный суммарным количеством студентов; уровень здравоохранения, определенный демографическим показателем смертности; уровень безработицы и инфляция как следствие завышенных инфляционных ожиданий, выраженная через индекс потребительских цен.

Ключевые слова: творческая энергия, человеческий капитал, образование, инфляция, социальная политика, безработица, демография



Человеческий капитал как термин впервые появляется в работе Теодора Шульца (Schultz, 1971), давшего следующее определение: «Все способности и качества человека являются либо врожденными, либо приобретенными. Каждый человек рождается с отличным от других набором хромосом, который генетически определяет его врожденные способности.

Приобретенные же человеком способности или ценные качества, которые могут быть усовершенствованы путем соответствующих вложений, называются человеческим капиталом». Современные исследователи определяют человеческий капитал как сумму интеллектуальных способностей и навыков, приобретенных человеком в процессе образования и труда.

Человек как творец своего капитала

Первичного увеличения объема человеческого капитала государство может добиться, повышая качество и доступность образования для населения. Из рис. 1 следует, что до 2009 года количество студентов непрерывно возрастало, что свидетельствует о благоприятных условиях, созданных государством для получения образования. Но кризис 2008 года не прошел для сферы образования незамеченным, и в 2009 году число студентов сократилось.

Рис. 1. Изменение численности студентов РФ в 2002-2009 гг.

Зарубежными учеными установлено, сколько процентов ВВП производят работники трех групп образования, прошедших суммарное обучение в течение 10,5, 12,5 и 14,5 лет соответственно. Они обнаружили, что третья группа производит более 50% валового внутреннего продукта. Подобные исследования в России показали, что работники с образованием в течение 14,5 лет, которые составляют 24% от общего количества рабочей силы, производят 56% добавленной стоимости. А по оценкам эффективности обучения в компании Motorola, каждый доллар, вложенный в образование, приносит ей 33 доллара прибыли, однако человеческий капитал в силу своих особенностей окупается в масштабах государства медленнее, чем производственный или торговый.

Вторым немаловажным фактором роста человеческого капитала является здравоохранение – проблема здоровья населения актуальна для любой страны на протяжении всей ее истории. Ведь всего 150 лет назад больницы были не лечебными заведениями, а рассадниками бактерий и вирусов, до тех пор, пока не была введена строжайшая санитария, основателем которой по праву считается Джозеф Листер (Скороходов, 1971). Снижение смертности – один из главных показателей благосостояния государства и правильного управления человеческим капиталом. На рис. 2 показан график изменения смертности с 1995 по 2009 год для России и некоторых развитых стран Европы.

Рис. 2. Показатели смертности в ряде европейских странза перод 1995-2009 гг.

Видно, что в России этот показатель существенно выше, что свидетельствует о более низком качестве жизни и менее эффективном управлении человеческим капиталом. Однако из статистики также видно, что за последние четыре года этот показатель заметно снизился, аккуратно вписываясь в общемировую тенденцию снижения смертности.

Нельзя, естественно, не упомянуть о занятости, которая является третьим и самым уязвимым показателем эффективности управления человеческим капиталом. Комплекс мер по сокращению числа безработных разнообразен и по-разному эффективен (Козиевская и др., 2009). Первая группа мер представляет собой предотвращение включения в состав рабочей силы тех граждан, которые, по мнению экономической науки, не должны в нее включаться. К ним относятся следующие меры:

• поощрение приобретения второго и последующего образования на очных отделениях. Оно напрямую связано с политикой непрерывного образо вания;

• поощрение своевременного выхода на пенсию граждан старшего возраста, который, в первую очередь, зависит от размеров пенсии, и для нашего государства эта мера невозможна;

• ограничение трудовой миграции. Такое ограничение возможно при урезании трудовых квот на основе жесткого контроля при выдаче разрешений на осуществление трудовой деятельности;

• поощрение выхода в декретный отпуск и отпуск по уходу за ребенком. Пронаталистская политика государства оказалась эффективной, и рождаемость повысилась с 8,7 ребенка на 1000 человек населения в 2000 году до 12,4 в 2009 году.

Вторая группа мер направлена на увеличение числа рабочих мест. К ним относятся:

• создание бюджетных мест. Мера привлекательная для государства, но не выгодная населению, так как уровень заработной платы на этих местах довольно низок;

• привлечение населения к общественным работам – не слишком эффективная мера, приводящая к рассеиванию бюджетных средств;

• поощрение малого бизнеса. Эффективная мера, направленная на долгосрочные отношения;

• поощрение крупных компаний к расширению штата сотрудников.

Третья группа мер направлена на сокращение структурной безработицы, которая возникает при структурных изменениях в экономике. К ним относятся изменения структуры предпочтений и спроса, научно-технический прогресс, который ведет к изменению набора профессий.

Структурная безработица обходится государству существенно дороже, чем, к примеру, фрикционная в силу того, что для преодоления структурной безработицы требуется переподготовка и переквалификация кадров.

Из графика на рис. 3 видно, что в европейских странах, таких как Германия и Франция, даже в год кризиса наблюдалось снижение числа безработных, в то время как в России и США количество безработных резко возросло. Это свидетельствует о том, что во Франции и Германии проводимая экономическая политика оказалась более эффективной и позволила избежать серьезных потрясений для населения.

Рис. 3. Динамика изменения показателей безработицыза период 1995-2008 гг.

Еще одним, часто не принимаемым в расчет, показателем эффективности управления человеческим капиталом является инфляция.

Инфляция, которую можно наблюдать в странах мира сегодня, связана не только с падением покупательной способности денег в результате роста цен, но и с общим состоянием, неблагоприятным для экономического развития государств.

Инфляция явилась следствием несогласованности процесса производства, на который влияют различные факторы как в сфере производства и торговли, так и в сферах денежного обращения, кредита и финансов (Stock J. H., 2010). На рост цен, кроме прочих факторов, влияют недоверие граждан к национальным деньгам и инфляционные ожидания.

И что там впереди нас ждет…

Инфляционные ожидания – это предположения или мнения экономических агентов относительно будущей динамики темпов инфляции или дефляции. Вследствие неопределенности этих ожиданий разные прогнозы инфляционного роста цен формируются на уровне правительства, компаний и предпринимателей, а также населения. На инфляционные ожидания влияют все виды ожиданий, как в сфере макроэкономики, так и микроэкономики, финансов, банков, финансового рынка, включая его кредитный, фондовый, валютный, страховой сегменты. Особое влияние на усиление инфляционных ожиданий оказывает недоверие к национальным деньгам.

Формирование инфляционных ожиданий зависит от оценки правительством, предпринимателями и главным образом населением, составляющим основу человеческого капитала, имеющейся информации по факторам инфляции. В зависимости от этих оценок возникают инерционные инфляционные ожидания, которые возрастают под влиянием не только многократного, но и однократного повышения цен в течение определенного периода. Серьезное влияние на инфляционные ожидания оказывает фактор недоверия, который возникает в условиях экономической и политической нестабильности в стране, а также при сохранении на протяжении продолжительного времени значительного темпа инфляции.

При этом недоверие участников рыночной экономики и всего общества к правительству нарастает, возникает недовольство проводимой экономической политикой, поведением банков и структурой финансового рынка. Утрачивается доверие к национальной валюте, которая с точки зрения населения неэффективно выполняет свои функции. В стране с высоким уровнем недоверия наблюдается утечка человеческого капитала (Mishkin, et al., 2007).

Управление человеческим капиталом в условиях формирования ожиданий оказывает и позитивное, и негативное влияние на инфляционный процесс.

Позитивное влияние зависит от эффективности и обоснованности политики, направленной на сдерживание инфляции (Gali, et al., 2005). Негативные последствия политики связаны, во-первых, с ее ошибками, некомпетентностью, недостаточной научной обоснованностью; во-вторых, с ее направленностью на использование инфляции для стимулирования экономической конъюнктуры.

Небольшая инфляция может стимулировать экономический рост, но может стать тормозом по мере усиления ее темпов.

Динамика инфляции зависит от уровня экономической активности в стране. Экономический спад или, наоборот, пик – неравновесные состояния экономики, стимулируют повышение ее темпов. Несбалансированный экономический рост, структурные диспропорции, в частности между производством средств производства и предметов народного потребления, порождает неравновесие между объемом денежной массы и потребностью хозяйственного оборота в ней.

На рис. 4 представлен индекс потребительских цен (ИПЦ) для развивающихся и развитых стран.

Рис. 4. Изменение цен в зависимости от уровня инфляции

ИПЦ показывает, как изменялся уровень цен на товары и услуги с течением времени. В России и Украине – странах с высокими инфляционными ожиданиями, уровень ИПЦ вдвое выше, чем в США, Германии и даже Китае (Eichengreen, et al., 2011). Япония представляет собой государство, в котором уровень цен не только низок, но и имеет отрицательную динамику – это показатель эффективной экономической политики, направленной на рост человеческого капитала. Таким образом, динамика инфляции также отражает эффективность управления человеческим капиталом.

Вывод

Из всего вышеизложенного следует вывод о том, что:

• во-первых, об эффективности управления человеческим капиталом на государственном уровне можно судить по ряду различных и даже противоположных экономических и социальных показателей;

• во-вторых, комплексный анализ этих показателей показывает довольно оптимистичную картину состояния человеческого капитала в России: уровень образования в стране растет, смертность медленно, но неуклонно снижается, количество безработных сокращается и только индекс потребительских цен демонстрирует интенсивный рост, что означает необходимость усиления эффективности мер, применяемых по отношению к человеческому капиталу.


Источники:

1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // HYPERLINK «http://www.gks.ru» http://www.gks.ru .
2. Eichengreen, B., Park, D. and Shin, K. 2011. When Fast Growing Economies Slow Down: International Evidence and Implications for China. s.l.: NBER, 2011. Working Paper # 16919.
3. Gali, J. and Monacelli, T. 2005. Optimal Monetary and fiscal Policy in a Currency Union. s.l.: NBER, December 2005. Working Paper # 11815.
4. Mishkin, F. and Schmidt-Hebel, K. 2007. Does Inflation Targeting Make a Difference? s.l.: NBER, 2007. Working Paper #12876.
5. Schultz, T. W. 1971. Investment in Human Capital: The Role of Education and of Research. 1971. Stock J. H., Watson M. W. 2010. Modeling Inflation After the Crisis. s.l. : NBER, 2010. Working Paper # 16488.
6. Козиевская, Е. и Яценко, Е., [ред.]. 2009. Мыслящая Россия. Человеческий капитал России и стран Центральной Азии: состояние и прогнозы [Текст]. – М.: 2009.
7. Ойкен В. 1995. Основные принципы экономической политики [Текст]. – М.: Прогресс, 1995.
8. Скороходов, Л. Я. 1971. Джозеф Листер. Столетие антисептики [Текст]. – М.: 1971.
9. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // HYPERLINK «http://www.gks.ru» http://www.gks.ru .

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:04:14