Модели управления человеческими ресурсами в России и странах азиатского региона: особенности и векторы развития

Широковских С.А.1
1 Институт социальных наук, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика Центральной Азии
Том 2, Номер 2 (Апрель-Июнь 2018)

Цитировать:
Широковских С.А. Модели управления человеческими ресурсами в России и странах азиатского региона: особенности и векторы развития // Экономика Центральной Азии. – 2018. – Том 2. – № 2. – С. 65-74. – doi: 10.18334/asia.2.2.111555.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44644149

Аннотация:
Постиндустриальная стадия развития человечества ознаменовала обращение внимания к человеку как генератору уникальных интеллектуальных продуктов. Никогда ранее не уделялось такое внимание коммерциализации мышления индивида, как сегодня. Фактически в основу прогресса человечества на постиндустриальной стадии заложен постулат всемерного доминирования интеллектуального ресурса как первичного звена цепочки создания экономической ценности продукта или услуги. В связи с актуализацией данного вопроса перед менеджментом компаний возникает необходимость развития и совершенствования моделей управления человеческими ресурсами.

Ключевые слова: ителлектуальный капитал, человеческое мышление, коммерциализация, идеи, венчурное инвестирование, бизнес-модели, архетипы управления, прогресс, технологические риски, рыночные вызовы и угрозы



Введение. Роль индивида в процессе создания ценности продукта является одной из самых волатильных величин в истории экономической мысли человечества. С одной стороны, объективно понятно, что без человеческого мышления построение бизнеса и создание самой ценности априори невозможно, с другой стороны, определение его функционально-ролевого положения – крайне субъективированная характеристика, которая может быть искажена в интересах конкретного лица или группы лиц, однако несмотря на множество противоречий в методологии оценки и управления человеческими ресурсами и коммерциализированной частью – интеллектуальным капиталом, вопрос совершенствования бизнес-моделей управления коммерчески эффективным мышлением является стратегической задачей современного бизнеса [2, c. 36-37].

Результаты исследования. Исторический путь вопроса управления человеческими ресурсами начался с исследований А. Маршалла в 1890 г., благодаря которому в понятийный аппарат экономической теории был введен термин «интеллектуальный капитал». Идея Альфреда Маршалла заключалась в попытке количественной оценки вклада индивида в создание некоторого продукта или услуги помимо овеществленного расхода труда, который, по его мнению, в свою очередь, способствовал росту благосостояния всего социума [5, c. 29-30].

Следующий этап развития идеи человеческих ресурсов как коммерческой составляющей был обозначен работами И. Фишера, который в начале XX в. в рамках концепции инвестиционных возможностей предположил, что стоимость капитала не должна ограничиваться только вещественными вложениями и издержками, существуют и нематериальные факторы, которые способны генерировать экономическую добавленную стоимость (в будущем эта идея нашла отражение в теории управления EVA)

Последний этап классической методологии формирования управления человеческими ресурсами был сформирован работами Дж. Хикса и Дж. Гелбрейта, которые в 1939 и 1969 гг. соответственно презентовали исследование проблемы роста удорожания капитала с учетом научно-технического прогресса и проблемы стоимостной оценки нематериальных активов, созданных исключительно усилиями мышления индивидов [5; 9; 12].

Начиная с 70-х гг. активизируется школа количественного управления, благодаря представителям которой появилось исследование на тему «Использование невидимых активов в качестве конкурентных преимуществ бизнеса» за авторством японского экономиста Х. Итами. В его работе были описаны способы оценки источников генерации нематериальных активов с позиции бухгалтера, менеджера и инвестора. С учетом авангардности направления эконометрического моделирования его методики получили достаточно широкое распространение как на территории Азии, так и в США (рис. 1).

Рисунок 1. Эволюция теории управления человеческим капиталом в бизнесе

Источник: [9, c. 68-69].

В современной практике управления человеческими ресурсами бизнеса выделяются три основных подхода к управлению данным объектом:

ресурсный – направлен на глубокое исследование экономических аспектов выявления интеллектуального капитала;

конкурентный – направлен на глубокое исследование технических аспектов выявления интеллектуального капитала в процессе формирования мер защиты от недобросовестной конкуренции (производство убийц брендов, товаров-репликаций);

агентский – ориентирован на изучение межфирменных аспектов проявления интеллектуального капитала в процессах управления PR, MR, GR-проектами, а также механизмом научно-технического сотрудничества бизнесов, реализации инвестиционной политики в части финансирования R&D и венчурных проектов [6; 10; 13].

Сущностные и функциональные характеристики категории «интеллектуальный капитал» представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные подходы к структурно-функциональной декомпозиции категории «человеческий капитал»

Подход
Содержание, функциональная характеристика
1. Ресурсный подход
Квинтэссенция. Человеческий капитал – исключительный экономический ресурс, возникающий путем
финансирования венчурных проектов и создания благоприятных условий для продуцирования идей и решений интеллектуальным капиталом предприятия.
Функции: получение прибыли выше среднеотраслевого уровня, повышение инвестиционной привлекательности, либеральная коммерциализация НМА, интеллектуали-зация труда персонала, тиражирование управленческих практик
2. Конкурентный подход
Квинтэссенция. Человеческий капитал – исключительный инструмент конкурирования. Функции: лоббирование частных интересов производителя и получение рыночной власти, введение нетарифных барьеров защиты отрасли
3. Агентский
Содержание. Человеческий капитал используется в процессах управления PR-, MR-, GR-проектами, а также механизмом научно-технического сотрудничества бизне-сов, реализации инвестиционной политики в части финан-сирования R&D и венчурных проектов.
Функции: педалирование участия бизнеса в крупных государственных программах инновационного развития, формирование технологических альянсов и рыночных союзов для защиты собственных рыночных зон и сфер
Источник: [8; 10; 12; 14–17].

Переходя к вопросу изучения моделей управления человеческим капиталом, отметим тот факт, что в настоящее время в России не сложилось единой практики организации управления интеллектуальными активами, что сопряжено с крайне низкой долей их участия в бизнес-цепочках генерации добавленной стоимости. Сегодня наиболее активно применяется синтез парадигм VBM-менеджмента и национальных особенностей управления, связанных с прямым и косвенным недоверием вертикали управления к неосязаемым объектам (рис. 2).

Рисунок 2. Типология форматов VBM-менеджмента человеческим капиталом бизнеса в РФ

Источник: [4, c. 131].

В компаниях стран Азии, напротив, практикуется управление человечески капиталом с помощью архетипов (разработаны Э. Нили, К. Адамсом, М. Кеннерли) – устойчивых форм коллаборации отдельных элементов в рамках единого бизнес-пространства с целью достижения синергетического эффекта в творчестве (рис. 3).

Рисунок 3. Управление человеческим капиталом с помощью архетипов

Источник: [15, c. 49].

Рассмотрим более подробно структурно-функциональное содержание отдельных архетипов – зон технологического потенциала (табл. 2).

Таблица 2

Структурно-функциональное содержание отдельных архетипов управления человеческим капиталом

Архетипы управления
Содержание
1. Архетип «Эффектив-ность»
Проводится оценка качественного роста интеллектуального потенциала с учетом стадии жизненного цикла бизнеса. Проводятся защитные мероприятия против промышленного шпионажа, а также ведется маркетинговая разведка, разрабатываются и тестируются нетарифные барьеры защиты прав на НМА и ОИС
2. Инженерный архетип
Разработка проектного концепта формирования стратегии технологического потенциала, оценка интеллектуального капитала бизнеса; анализ портфеля НМА и ОИС, организация поддержки государственных регуляторов и стейкхолдеров технологического развития
3.Потребительский архе-тип
Ориентируется на реинжиниринг бизнес-модели взаимодействия бизнеса и консьюмера, ведет поиск новых способов доставки продуктов или сервисов
4. Научный архетип
Ориентирован на создание комфортных условий для генерации коммерчески перспективных идей, отвечает за инфраструктуру венчурных и R&D-проектов бизнеса, а также контроль за целевым использованием финансирования на цели проектов
Источник: [16, c. 12-14].

В заключение рассмотрим особенности развития управления человеческим капиталом в РФ и странах азиатского региона (табл. 3).

Таблица 3

Особенности развития управления человеческим капиталом в РФ и странах азиатского региона

Развитие управления человеческим капиталом в РФ
Развитие управления человеческим капиталом в странах Азии
1. Активизация создания бизнес-инкубаторов и формирование института бизнес-ангелов позволяет акцентировать внимание к поиску творчески перспективных кадров на государственном уровне. За 2019–2020 гг. в РФ было создано 258 образований для поддержки интеллектуально перспективных кадров, в т.ч. на базе бизнеса – 84
1. Агрессивная маркетинговая разведка и head-hunting персонала у конкурирующих компаний. Промышленный шпионаж, переманивание ценных кадров
2. Предоставление частному бизнесу инициативы поиска, подготовки и управления кадровым развитием особо ценных специалистов
2. Создание пакетных программ привлече-ния ценных специалистов, финансируемых на государственном уровне (например программа Японии «Открытые границы», «20+Target»), которые позволяют осуществить релокацию нужных специалистов максимально быстро
3. Развитие контактов с крупнейшими рекрутинговыми агентствами мира с целью обмена специалистами
3. Создание при крупных корпорациях специальных школ-лабораторий по подготовке узкопрофильных специалистов для целей компаний-заказчиков
4. Активизация использования профессиональных социальных сетей (LinkedIn)

Источник: [1–6].

Заключение. Постиндустриальная стадия развития человечества ознаменовала обращение внимания к человеку как генератору уникальных интеллектуальных продуктов. Никогда ранее не уделялось такое внимание коммерциализации мышления индивида, как сегодня. Фактически в основу прогресса человечества на постиндустриальной стадии заложен постулат всемерного доминирования интеллектуального ресурса как первичного звена цепочки создания экономической ценности продукта или услуги. Особенность управления человеческим капиталом состоит в том, что оно должно охватывать все формы передачи знаний, присутствующих в организации.


Источники:

1. Абрамов Е.Г. Оценка и управление формированием интеллектуальных активов наукоемких организаций. / Монография. - М.: Креативная экономика, 2010.
2. Байбурина Э.Р., Ивашковская И.В. Роль интеллектуального капитала в создании стоимости крупных российских компаний: опыт эмпирического исследования // Вестник Финансовой академии. – 2017. – № 4. – c. 35-42.
3. Баранов В.В., Зайцев А.В. Стратегическое управление интеллектуальным капиталом высокотехнологичного предприятия // Креативная экономика. – 2016. – № 12(36). – c. 72-86.
4. Безрукова Т.Л., Чугунова Е.В. Структура интеллектуального капитала в инновационных организациях // Лесотехнический журнал. – 2014. – № 4(4). – c. 130-134.
5. Быкова А.А., Молодчик М.А. Влияние интеллектуального капитала на результаты деятельности компании // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. – 2016. – № 1. – c. 27-55.
6. Бухвалов А.В., Катькало В.С. Новые тенденции в концептуализации стратегического управления инновациями // Российский журнал менеджмента. – 2001. – № 4. – c. 59-66.
7. Воронин В.Б. Интеллектуальный капитал: как фактор повышения конкурентоспособности бизнеса и инвестиции в будущее // Молодой ученый. – 2017. – № 4. – c. 142-145.
8. Мельников О.Н., Абрамов Е.Г. Почему самые важные активы современных предприятий до сих пор остаются неучтенными? // Российское предпринимательство. – 2006. – № 6. – c. 55-59.
9. Нортон Д., Каплан P. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. - М.: Олимп-Бизнес, 2010. – 320 c.
10. Руус Й., Пайк С., Фернстрем Л. Интеллектуальный капитал. Практика управления. - Санкт-Петербург: Высшая школа менеджмента, 2014. – 328 c.
11. Стюарт Т.А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций. - М.: Поколение, 2012. – 368 c.
12. Эдвинсон Л. Навигация в экономике, основанная на знаниях. - М.: ИНФРА-М, 2014. – 586 c.
13. Ballow, Burgman R., Roos G., Molnar M. A New Paradigm for Managing Shareholder Value – Accenture Institute for High Performance Business, 2011. – 415 p
14. Baltagi B.H. Econometric Analysis of Panel Data: Wiley, 3 Edition. - 2008. – 314 p
15. Chang S.L. Valuing Intellectual Capital and Firms’ Performance: Modifying Value Added Intellectual Coefficient (VAICTM) in Taiwan IT industry. / Unpublished doctoral dissertation. - San Francisco: Golden Gate University, 2007. – 47-62 p.
16. Daum J.H. Value Drivers Intangible Assets. Do We Need A New Approach to Financial and Management Accounting. A Blueprint for an Improved Management System. - 2011. – 25 p
17. Dudin M.N., Ljasnikov N.V., Omelchenko E.V., Shirokovskih S.A. Methodological approaches to classification of innovation potential in the context of steady development of entrepreneurial structures // World Applied Sciences Journal. – 2013. – № 13А. – p. 563-566. – doi: 10.5829/idosi.wasj.2013.27.elelc.116 .

Страница обновлена: 27.03.2021 в 10:22:49