Management of Company’s Human Capital Assets
Download PDF | Downloads: 14
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 11 / November, 2011
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=17289410
Abstract:
Brief review of the most modern methods of estimation and management of company’s human capital assets which are the most important component of intellectual capital. Case studies are given for utilization of each method. Their advantages and disadvantages are estimated. Recommendations are given for their utilization and improvement in human capital assets management.
Keywords: intellectual capital, personnel, company value, human capital assets management, creative company’s resources
В постиндустриальном обществе главными товарами являются информация и знания: интеллектуальные ресурсы содержат основной потенциал для развития компаний. Однако не следует забывать, что любые интеллектуальные ресурсы неотделимы от человеческих. Интеллектуальный должен преобразовываться в человеческий, а из него — в структурный капитал, что в свою очередь означает увеличение величины «гудвилла» и прочих «неосязаемых активов».
Каждому свое
Широко известна модель «The intangible assets monitor» К.-Э. Свейби, учитывающая взаимодействие отдельных элементов интеллектуального капитала и их неодинаковую роль в создании стоимости компании.
Схематично модель можно представить в виде таблицы, в которой отражены инвестиции в человеческий капитал. Примерный набор показателей для оценки и управления человеческим капиталом приведен в таблице 1.
Таблица 1
Наименование показателя
|
Расчетная формула
| |
1 Индекс затрат на человеческий капитал
| ||
2 Индекс образования
| ||
3 Текучесть кадров
| ||
4 Индекс старшинства
| ||
5 Средний стаж
| ||
6 Средний возраст работников
| ||
7 Индекс взаимодействия
| ||
8 Оценка организации трудового процесса
|
Индекс образования – показатель среднего уровня образования персонала.
Текучесть кадров – индикатор кадровой динамики.
Индекс старшинства – сколько лет сотрудники работают в компании – мера использования информационных каналов компании.
То, что фирме ближе
Каждая фирма выбирает набор показателей, наиболее наглядно отражающий состояние ее человеческого капитала. К примеру, на основе описанных выше показателей можно составить модель, демонстрирующую, насколько грамотно компания управляет своим человеческим капиталом, и главное – какие рекомендации можно сделать для наиболее полного использования потенциала ее сотрудников.
Пусть выбранные коэффициенты принимают фактические значения, представленные в таблице 2. Также, помимо их расчета, фирма на основе экспертных оценок выявляет оптимальные значения этих показателей для проведения последующего анализа.
Таблица 2
Показатели, характеризующие человеческий капитал
|
Показатель
|
Уровень показателей человеческого капитала
| |||
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
Фактичес-кий
| ||
Индекс затрат на человеческий капитал
|
J1
|
1
|
0,6
|
0,4
|
0,78
|
Индекс образования
|
J2
|
1
|
0,7
|
0,5
|
0,3
|
Текучесть кадров
|
J3
|
1
|
0,65
|
0,3
|
0,74
|
Индекс старшинства
|
J4
|
1
|
0,5
|
0,2
|
0,54
|
Индекс взаимодействия
|
J5
|
1
|
0,5
|
0,3
|
0,4
|
Оценка организации трудового процесса
|
J6
|
1
|
0,6
|
0,35
|
0,81
|
Еще более показательной в этой ситуации является диаграмма, которая способна охватить всю картину в целом. На рисунке 1 представлена диаграмма, отражающая состояние управления человеческим капиталом в рассматриваемой фирме. Наглядно показано, какие из показателей находятся в пределах нормативов, какие принимают оптимальные значения, а какие фирме следует наращивать.
Рис.1. Диаграмма показателей состояния человеческого капитала компании
Достоинства модели: 1)гибкость системы показателей; 2) учет взаимосвязи между отдельными компонентами; 3) широкий выбор показателей.
Недостатки модели: 1)многие показатели трудно интерпретируемы без дополнительных разъяснений; 2) методология расчета может меняться; 3) не разъясняется порядок расчета показателей; 4) несопоставимость показателей человеческого капитала разных лет.
Эффективность и креативность
Модель О. Н. Мельникова оперирует такими понятиями, как «креативность» и «творческая энергия».
Творческая энергия – это внешнее проявление интеллектуального потенциала персонала, то есть практическое использование интеллектуального капитала специалистов организации.
Основным показателем является коэффициент творческой энергии коллектива (Kтэк), который рассчитывается на основе экспертных оценок, даваемых интеллектуально-креативным ресурсам каждого специалиста.
В качестве примера рассмотрим коллектив из восьми сотрудников, которые обладают следующими коэффициентами творческой энергии, полученными путем экспертных оценок (табл. 2).
Таблица 2
Сотрудник
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
Значение КТЭ сотрудника
|
0,87
|
0,52
|
0,9
|
0,45
|
0,31
|
0,54
|
0,76
|
0,2
|
На рисунке 2 представлен пример расстановки специалистов в команде. В данном случае определяется, кто из специалистов при сохранении существующей структуры коллектива, работая вместе, получит наивысший результат.
Рис.2. Кадровая структура расстановки специалистов
Очевидно, что при сохранении уже существующих в коллективе взаимосвязей наиболее эффективной окажется совместная работа сотрудников 3 и 6. В то же время выявляются связи некоторых специалистов, которые оказываются крайне неэффективными, что свидетельствует о неоптимальной расстановке кадров. Построение подобных графиков для различных структурных подразделений компании позволит выявить наиболее эффективные связи и использовать человеческий капитал сотрудников с максимальной пользой для компании.
Премия стимулирует к созиданию
Многие крупные компании в настоящее время используют мотивационную схему оплаты труда для обеспечения более эффективной деятельности своих сотрудников.
Мотивация – это тип отношений сотрудника и компании, при котором получение разного уровня благ работника возможно при достижении эффективного результата деятельности компании за счет работы сотрудника.
Мотивационный фонд – это инструмент, позволяющий оценить результаты деятельности каждого сотрудника и определенным способом мотивировать его на выполнение профессиональных функций.
Таким образом, формула для расчета заработной платы специалиста имеет вид:
ЗП = ГЧ + ПЧ,
где ЗП – общий размер заработной платы, руб.;
ГЧ – гарантированная часть денежного вознаграждения;
ПЧ – переменная часть денежного вознаграждения, рассчитывается по формуле: ПЧ = ∑П (мотивационная премия) - ∑С (санкции).
Данная модель в той или иной модификации получила широкое распространение особенно в крупных компаниях. Размер мотивационной премии, равно как и формирующие ее надбавки и санкции, варьируется в зависимости от специфики деятельности структурных подразделений, хотя существуют и одинаковые для всех сотрудников составляющие.
В качестве примера можно рассмотреть простейшую модель, согласно которой величина мотивационной премии зависит от выполнения сотрудником плана продаж. В таблице 3 представлены основные показатели, влияющие на величину переменной части вознаграждения работника, а также величина гарантированной части его заработной платы.
Таблица 3
Месяц
|
План
|
Факт
|
Выполнение плана
|
Гарантированная часть
|
Мотивационная премия
|
Заработная плата
|
Январь
|
1 500
|
1 980
|
132%
|
7 500
|
4 500
|
12 000
|
Февраль
|
1 800
|
1 620
|
90%
|
7 500
|
4 050
|
11 550
|
Март
|
1 650
|
1 440
|
87%
|
7 500
|
3 927
|
11 427
|
Апрель
|
1 850
|
1 800
|
97%
|
7 500
|
4 378
|
11 878
|
Май
|
1 700
|
1 930
|
114%
|
7 500
|
4 500
|
12 000
|
Июнь
|
1 800
|
1 810
|
101%
|
8 000
|
5 000
|
13 000
|
Июль
|
1 850
|
1 900
|
103%
|
8 000
|
5 000
|
13 000
|
Август
|
1 900
|
1 730
|
91%
|
8 000
|
4 553
|
12 553
|
Сентябрь
|
1 600
|
1 720
|
108%
|
8 000
|
5 000
|
13 000
|
Октябрь
|
1 700
|
1 640
|
96%
|
8 500
|
5 306
|
13 806
|
Ноябрь
|
1 650
|
1 600
|
97%
|
8 500
|
5 333
|
13 833
|
Декабрь
|
1 800
|
2 020
|
112%
|
8 500
|
5 500
|
14 000
|
Более наглядно динамика изменения величины заработной платы сотрудника представлена на рисунке 3.
Рис.3. Динамика изменения заработной платы специалиста
Достоинства модели:
1) гибкость и возможность своевременно реагировать на изменения факторов, влияющих на величину заработной платы;
2) наглядность и простота использования, дающая сотруднику возможность проверить правильность и обоснованность расчета мотивационной премии;
3) формализованность, что позволяет отразить данную методику в положениях компании и обеспечить ее внедрение и исполнение;
4) возможность рассчитывать величину постоянной и переменной составляющих заработной платы дистанционно, опираясь на представленные в отчетах специалиста показатели его деятельности;
5) устойчивость.
Недостатки модели:
1) ограниченность изменения мотивационной премии в сторону увеличения в краткосрочном периоде;
2) большое количество разнообразных санкций при сравнительно малом количестве поощрений;
3) подмена объективности при расчете мотивационной премии излишним формализмом, что влечет необходимость корректировки расчетов для каждого конкретного специалиста;
4) неосведомленность специалистов, рассчитывающих величину заработной платы, о специфике деятельности сотрудников, что может привести к неточностям при расчете.
Хотя данные методики могут показаться умозрительными и чрезмерно субъективными, не стоит пренебрегать управлением человеческим капиталом или превращать его в формальность. Однако не следует и чересчур увлекаться оценкой именно человеческого капитала в отрыве от прироста прибыли или рыночной стоимости компании, которые происходят благодаря наиболее полной трансформации человеческого капитала в структурный, например, увеличению числа и стоимости патентов компании, внедрению новых изобретений и тем самым — росту величины нематериальных активов и стоимости компании.
Вывод
Наиболее целесообразным является внедрение модели управления человеческим капиталом с одновременным мониторингом динамики роста стоимости фирмы и проверкой корреляции величины затрат на человеческий капитал и капитализации компании, а также тесноты связи между затратами на повышение интеллектуального капитала сотрудников и приростом структурного капитала как наиболее наглядного показателя увеличения эффективности использования человеческого капитала специалистов.
Страница обновлена: 31.03.2025 в 17:59:27