Франчайзинговая стратегия становления малого предпринимательства

Малахов Д.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-2 (109), Апрель 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Малахов Д.А. Франчайзинговая стратегия становления малого предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 4. – С. 161-165.

Аннотация:
Малые предприятия – это форпост современного предпринимательства. Этот статус определяют инновационный тип их поведения и способность оперативно реагировать на запросы рынка благодаря простоте управленческой структуры. В странах с развитыми рыночными отношениями они составляют основу экономики и служат питательной средой для появления и апробации прогрессивных идей бизнеса. Положение российского малого предпринимательства между тем не соответствует последнему представлению, хотя государственной поддержки оно не лишено. Истинные причины этого феномена следует искать, прежде всего, в слабой реализации принципа взаимовыгодного сотрудничества малых, средних и крупных предприятий, одной из форм которых является франчайзинг.

Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, государственная поддержка предпринимательства, малые предприятия, франчайзинг



Малые предприятия – это форпост современного предпринимательства. Этот статус определяют инновационный тип их поведения и способность оперативно реагировать на запросы рынка благодаря простоте управленческой структуры. В странах с развитыми рыночными отношениями они составляют основу экономики и служат питательной средой для появления и апробации прогрессивных идей бизнеса. Положение российского малого предпринимательства между тем не соответствует последнему представлению, хотя государственной поддержки оно не лишено. Истинные причины этого феномена следует искать, прежде всего, в слабой реализации принципа взаимовыгодного сотрудничества малых, средних и крупных предприятий, одной из форм которых является франчайзинг.

Франчайзинг, или система «льготного» предпринимательства, представляет собой форму договорного сотрудничества между юридическими независимыми сторонами [1]. Одна из них – франчайзер предоставляет за плату право заниматься предпринимательской деятельностью, используя его товарный знак и др., другой стороне – франчайзи. В качестве первого из них, как правило, выступает предприятие, которое приобрело деловую репутацию в результате достижения профессиональных успехов в бизнесе, а второго – малые предприятия.

Франчайзинг содержательно есть не что иное, как клонирование на договорной основе успешных бизнес-форматов хозяйственной деятельности, которое влечет за собой разрастание единой франчайзинговой сети юридически независимых предпринимательских единиц. Отличительными ее чертами являются:

‑ культивирование апробированной на практике технологии осуществления новых предпринимательских инициатив;

‑ проявление репутационного эффекта, обусловленного широкой осведомленностью покупателей о высокой потребительной стоимости предлагаемых товаров в сетях подобного типа.

В франчайзинговых сетях, таким образом, имеет место гомогенная предпринимательская деятельность, базирующаяся на жестких корпоративных стандартах, выполнение которых гарантирует франчайзи предоставление ими конкурентоспособного уровня обслуживания потребителей. Статистика зарубежных стран свидетельствует о том, что более 70% предприятий, которые самостоятельно начали новую предпринимательскую деятельность, через пять лет теряют экономическую состоятельность. Полную противоположность им представляют предприятия, которые работают на основе франчайзинга, так как количество их банкротств лишь несколько превышает 10% барьер [2].

Мировая тенденция усиления интереса к франчайзингу не обошла Россию стороной. В последние годы наблюдается интенсивный всплеск развертывания и продвижения в регионы под эгидой франчайзинга сетей розничной торговли. Этому обстоятельству способствует ряд следующих условий:

‑ неоднородность покрытия территории страны товаропроводящими сетями;

‑ отсутствие на территории страны проблем языкового барьера;

‑ сходность национальных культур потребления и т.п.

Интерес к франчайзингу в российской экономике усилил периодичность появления научных статей, посвященных этой проблематике. Акцент в них преимущественно делается на процедурных моментах построения франчайзинговой сети, т.е. основное внимание уделяется разработке решений, которые находятся в компетенции франчайзера. Такая практика имеет свою логику, так как в ряде случаев российские предприятия стремятся расширить свой бизнес путем франчайзинга, предварительно не установив его строгой формулы в результате необходимых испытаний. Здесь следует отметить, что не всякая предпринимательская удача поддается механическому воспроизведению, т.е. клонированию [3]. Последнее положение наиболее ярко проявляется в том случае, если бизнес-формат предпринимательской деятельности:

‑ содержит элементы гудвилла, связанные с персональными качествами, которые стимулируют клиентов продолжать пользоваться услугами данного предприятия;

‑ ограничивается территориальными границами или обусловливается исключительными обстоятельствами.

Кроме того, отечественные предприятия, которые встали на путь развертывания франчайзинговых сетей, зачастую игнорируют то обстоятельство, что управление ими:

‑ требует специфических инвестиций, которые связаны с формированием специальных навыков у персонала и т.п.;

‑ не исключает «эффект домино» в отношении потери сетевым товарным знаком своего имиджа вследствие оппортунистического поведения одним из франчайзи;

‑ сопряжено с риском утраты контроля над франчайзи по истечении ряда лет и т.п.

Между тем, для малых предприятий вхождение в франчайзинговые сети не служит панацеей. Дело в том, что потеря франчайзером рыночных позиций, равно как и сбои в управлении франчайзинговой сетью, могут нанести неисправимый вред предпринимательской деятельности франчайзи. Это обстоятельство означает, что малые предприятия нуждаются в пригодных для практического применения рекомендациях по приобретению ими статуса франчайзи.

Отдельного упоминания заслуживает еще одно обстоятельство. Договор франчайзинга в рамках российского права соотносится с договором коммерческой концессии. Под последней понимается договор, по которому одна сторона обязуется пре­доставить другой стороне за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принад­лежащих первой стороне. К числу этих прав относятся право на фирменное наиме­нование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на ох­раняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмот­ренные договором объекты исключительных прав – товарный знак, знак обслуживания и т.д. Будучи новым договором в российской практике, договор коммер­ческой концессии признается одним из самых сложных в гражданском праве [4].

В типовом руководстве по организации международной франчайзинговой сети рекомендуется перечислять в контракте франчайзинга следующие компоненты отношений с франчайзером [5]:

‑ передача ноу-хау, которое включает постоянно обновляемые пособия по ра­боте с системой тренинга;

‑ передача по лицензии товарных знаков и обозначений;

‑ предоставление помощи в реализации и менеджменте.

Соглашение о франчайзинге, кроме того, должно предусматривать систему разрешения споров в от­ношении обеих сторон, включая порядок извещения о недостатках и возможно­стях их устранения.

Эффективность франчайзинга как формы малого предпринимательства во многом определяют следующие условия:

‑ производство и физическое распределение осуществляется в пределах ограниченных географически территорий;

‑ для обслуживания покупателей существенное значение имеет местоположение предприятия;

‑ ведение предпринимательской деятельности требует знания особенностей местного рынка;

‑ репутационный эффект, порождаемый широкой известностью товарного знака среди покупателей, позволяет обеспечить значительное конкурентное преимущество;

‑ предпринимательская деятельность подвергается высокому уровню стандартизации и кодификации операционных процессов;

‑ отрасль является трудоемкой;

‑ приобретение торговых точек связано не со значительными затратами и рисками;

‑ трудовые затраты владельцев торговых точек измерить сложнее, чем эффективность их предпринимательской деятельности [6].

Формирование франчайзинговых сетей в России в целом находится под патронажем государства. Аргументом в пользу этого служит следующее обстоятельство. Конфигурация подобных предпринимательских сетей имеет структуру солнечной системы. От ее центра (франчайзера) отходят «лучи», которые приводят к образованию цепочки: франчайзер → франчайзи → субфранчайзи. Это положение означает, что в франчайзинговых системах имеют место вертикальные соглашения. Последние, в соответствии с российским антимонопольным законодательством, допускаются без ограничения доли предприятий на товарном рынке только в случае заключения договора коммерческой концессии [7]. Однако этого недостаточно. Целесообразно, чтобы масштабная организация консультирования представителей малого бизнеса по вопросам франчайзинговых взаимоотношений получила особый статус в рамках государственной поддержки малого предпринимательства. Эта стратегия должна содействовать его становлению.


Источники:

1. Мендельсон М. Руководство по франчайзингу. – М.: Соваминко, 1995. – 176 с.
2. Довгань В. Франчайзинг: путь к расширению бизнеса. – Тольятти: Издательская фирма «Дока-Пресс», 1994. – 231 с.
3. Дельтей Ж. Франчайзинг. - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003. – 128 с.
4. Сосна С.А., Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. – 375 с.
5. Типовой контракт международного франчайзинга МТП. – М.: Издательство «Консалтбанкир», 2002. – 168 с.
6. Шейн Скотт А. От мороженого к Интернету: Франчайзинг как инструмент развития и повышения прибыльности вашей компании. – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2006. – 208 с.
7. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:52:05