Оценка инвестиционной стоимости франчайзинговых компаний: теоретико-методические аспекты
Чалдаева Л.А.1, Гамова А.В.2
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
2 Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, г. Москва
Скачать PDF | Загрузок: 44 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 10 (Октябрь 2016)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=27278063
Цитирований: 7 по состоянию на 07.08.2023
Аннотация:
Любой бизнес является инвестиционным продуктом, и для принятия эффективных управленческих решений инвестору (предпринимателю) важно иметь представление о его будущей доходности. Именно поэтому оценка бизнеса сегодня приобретает все большую значимость, и без нее не обходится ни одна сделка в современной экономике. Оценка бизнеса особенно значима для франчайзинговых компаний, так как данный способ расширения бизнеса предполагает продажу (одной стороной) и покупку (другой стороной) комплекса исключительных прав (франшизы). В статье рассмотрены методические основы оценки стоимости франчайзинговых компаний: изучены методы оценки, распространенные на международном франчайзинговом рынке, а также исследованы различные подходы и методы к оценке нематериальных активов (НМА), включенных в пакет франчайзинга. В результате определен комплексный подход к оценке стоимости франчайзинговой компании, сочетающий различные подходы и методы для каждого НМА, включенного во франчайзинговый пакет.
Ключевые слова: оценка бизнеса, метод, нематериальный актив, подход, франчайзинговые компании, франчайзинговый пакет
JEL-классификация: C13, G32, L84
Источники:
2. Остапчук Е. Оценка стоимости бизнеса. Методы и принципы оценки стоимости бизнеса [Электронный ресурс] // FB.ru. – 2015. – 30 января. – Режим доступа: http://fb.ru/article/166926/otsenka-stoimosti-biznesa-metodyi-i-printsipyi-otsenki-stoimosti-biznesa
3. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых активов. – М.: Альпина Паблишер, 2016.
4. Грибанов А.В. Ключевые элементы экономики сферы услуг в условиях развития экономического кризиса // Гуманитарные научные исследования. – 2016. – № 4.
5. Методы оценки нематериальных активов и франшизы [Электронный ресурс] // Единый государственный бизнес-портал для предпринимателей «Территория бизнеса». – Режим доступа: http://business.gov.kz/ru/franchising/franchise-assessing-methods.php?sphrase_id=91139
6. Фадеева A.A. Подходы к оценке нематериальных активов в бухгалтерском учете // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2009. – № 5. – С. 36-39.
7. Елохова И.В., Назарова Л.A. Оценка интеллектуальной собственности как фактор повышения стоимости инновационного предприятия // Вестник Пермского университета. – 2012. – № 1. – С. 93-101.
8. Методология оценки нематериальных активов / А.Ю. Дорофеев, В.В. Филатов, Л.В. Подлесная [и др.] // Интернет-журнал «Науковедение». – 2015. – Т. 7. – № 1.
9. Петрикова Е.М., Исаева Е.И., Овсянникова М.А. Методы оценки стоимости нематериальных активов // Финансы и кредит. – 2015. – № 12. – С. 20-31.
10. Боер Ф. П. Оценка стоимости технологий: проблемы бизнеса и финансов в мире исследований и разработок. – М.: Олимп-Бизнес, 2007. – 448 с.
11. Семыкина Л.Н., Назаренко Д.В. Классификация и оценка нематериальных активов в системе бухгалтерского учета // Молодой ученый. – 2014. – №3. – С. 533-538.
12. Щепотьев А.В., Вязьмов А.А., Карпова Т.Е. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебное пособие. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 183 с.
13. Бабикова Ю.Е. Экономическая оценка предприятия: Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2008. – 107 с.
14. Беляева Г.Д., Курчев С.Г., Четрилин В.В. Перспективные подходы к управлению инновационной деятельностью предприятий // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2012. – № 47.
15. Практическое руководство по проведению оценки активов в рамках проектов, реализуемых с участием Открытого акционерного общества «РОСНАНО». Ч. 1 [Электронный ресурс] // РОСНАНО. – 2010. – Режим доступа: http://www.rusnano.com/upload/OldNews/Files/29953/current.PDF
16. Каширина Е.И. Модифицированные методы затратного подхода к оценке товарных знаков российских промышленных предприятий // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. – 2009. – Т. 12-1. – № 15.
17. Каширина Е.И. Развитие методов оценки стоимости товарных знаков российских промышленных предприятий: Дис. … к.э.н.: 08.00.10. – Ростов-на-Дону, 2010. – 179 с.
18. Рогова Е.М., Ткаченко Е.А., Фияксель Э.А. Венчурный менеджмент. – М.: Высшая Школа Экономики, 2011. – 500 с.
19. Предеус Н.В., Исакова Х.А. Актуальные вопросы признания в учете исключительных прав на товарные знаки // Все для бухгалтера. – 2013. – № 5. – С. 2-7.
20. Старов С.А., Алканова О.Н., Молчанов Н.Н. Бренд, товарный знак и коммерческий символ как объекты управления компании // Вестник СПбГУ. Серия 8. Менеджмент. – 2012. – № 2.
21. Оценка патента на изобретение и полезную модель [Электронный ресурс] // Оценочная компания – Корпорация «ОЦЕНКА». – Режим доступа: http://www.c-a.ru/patent.htm
22. Парр Р. Л. Оценка патентов. Ставки роялти. Оценка методом освобождения от роялти // Business valuations guide. – 2007. – № 1.
23. Касаев Т.Т. Реализация интеллектуальной собственности в экономике современной России: Дис. … к.э.н.: 08.00.01. – Томск, 2012. – 186 с.
Страница обновлена: 10.09.2025 в 01:08:43
Download PDF | Downloads: 44 | Citations: 7
Evaluation of the investment value of franchise companies: theoretical and methodical aspects
Chaldaeva L.A., Gamova A.V.Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 10, Number 10 (October 2016)
Abstract:
Any business is the investment product and it is important for the investor (entrepreneur) to have the idea about its future profitability to take effective managerial decisions. That's why the business evaluation becomes more significant today and no modern economic transaction can be made without it. Business evaluation is especially important for franchise companies because this method of business expansion provides the sale (by the one party) and the purchase (by the other party) of the set of exclusive rights (a franchise). The article reviews the methodical basis for evaluation of franchise companies' cost: evaluation methods popular on the international franchise market and different approaches and methods for evaluation of non-tangible assets (NTA) included to the franchise package are studied. As a result, the complex approach to evaluation of the franchise company's value is developed that combines different approaches and methods for each NTA included to the franchise package.
Keywords: method, approach, business evaluation, non-tangible asset, franchise companies, franchise package
JEL-classification: C13, G32, L84
