Оценка инвестиционной стоимости франчайзинговых компаний: теоретико-методические аспекты

Чалдаева Л.А.1, Гамова А.В.2
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
2 Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, г. Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 10 (Октябрь 2016)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=27278063
Цитирований: 7 по состоянию на 07.08.2023

Аннотация:
Любой бизнес является инвестиционным продуктом, и для принятия эффективных управленческих решений инвестору (предпринимателю) важно иметь представление о его будущей доходности. Именно поэтому оценка бизнеса сегодня приобретает все большую значимость, и без нее не обходится ни одна сделка в современной экономике. Оценка бизнеса особенно значима для франчайзинговых компаний, так как данный способ расширения бизнеса предполагает продажу (одной стороной) и покупку (другой стороной) комплекса исключительных прав (франшизы). В статье рассмотрены методические основы оценки стоимости франчайзинговых компаний: изучены методы оценки, распространенные на международном франчайзинговом рынке, а также исследованы различные подходы и методы к оценке нематериальных активов (НМА), включенных в пакет франчайзинга. В результате определен комплексный подход к оценке стоимости франчайзинговой компании, сочетающий различные подходы и методы для каждого НМА, включенного во франчайзинговый пакет.

Ключевые слова: оценка бизнеса, метод, нематериальный актив, подход, франчайзинговые компании, франчайзинговый пакет

JEL-классификация: C13, G32, L84

Источники:

1. Зачем нужна оценка бизнеса? [Электронный ресурс] // Оценочная компания «БизнесПартнер». – 2014. – 30 января. – Режим доступа: http://bp-g.ru/articles/zachem-nuzhna-ocenka-biznesa
2. Остапчук Е. Оценка стоимости бизнеса. Методы и принципы оценки стоимости бизнеса [Электронный ресурс] // FB.ru. – 2015. – 30 января. – Режим доступа: http://fb.ru/article/166926/otsenka-stoimosti-biznesa-metodyi-i-printsipyi-otsenki-stoimosti-biznesa
3. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых активов. – М.: Альпина Паблишер, 2016.
4. Грибанов А.В. Ключевые элементы экономики сферы услуг в условиях развития экономического кризиса // Гуманитарные научные исследования. – 2016. – № 4.
5. Методы оценки нематериальных активов и франшизы [Электронный ресурс] // Единый государственный бизнес-портал для предпринимателей «Территория бизнеса». – Режим доступа: http://business.gov.kz/ru/franchising/franchise-assessing-methods.php?sphrase_id=91139
6. Фадеева A.A. Подходы к оценке нематериальных активов в бухгалтерском учете // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2009. – № 5. – С. 36-39.
7. Елохова И.В., Назарова Л.A. Оценка интеллектуальной собственности как фактор повышения стоимости инновационного предприятия // Вестник Пермского университета. – 2012. – № 1. – С. 93-101.
8. Методология оценки нематериальных активов / А.Ю. Дорофеев, В.В. Филатов, Л.В. Подлесная [и др.] // Интернет-журнал «Науковедение». – 2015. – Т. 7. – № 1.
9. Петрикова Е.М., Исаева Е.И., Овсянникова М.А. Методы оценки стоимости нематериальных активов // Финансы и кредит. – 2015. – № 12. – С. 20-31.
10. Боер Ф. П. Оценка стоимости технологий: проблемы бизнеса и финансов в мире исследований и разработок. – М.: Олимп-Бизнес, 2007. – 448 с.
11. Семыкина Л.Н., Назаренко Д.В. Классификация и оценка нематериальных активов в системе бухгалтерского учета // Молодой ученый. – 2014. – №3. – С. 533-538.
12. Щепотьев А.В., Вязьмов А.А., Карпова Т.Е. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебное пособие. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 183 с.
13. Бабикова Ю.Е. Экономическая оценка предприятия: Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2008. – 107 с.
14. Беляева Г.Д., Курчев С.Г., Четрилин В.В. Перспективные подходы к управлению инновационной деятельностью предприятий // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2012. – № 47.
15. Практическое руководство по проведению оценки активов в рамках проектов, реализуемых с участием Открытого акционерного общества «РОСНАНО». Ч. 1 [Электронный ресурс] // РОСНАНО. – 2010. – Режим доступа: http://www.rusnano.com/upload/OldNews/Files/29953/current.PDF
16. Каширина Е.И. Модифицированные методы затратного подхода к оценке товарных знаков российских промышленных предприятий // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. – 2009. – Т. 12-1. – № 15.
17. Каширина Е.И. Развитие методов оценки стоимости товарных знаков российских промышленных предприятий: Дис. … к.э.н.: 08.00.10. – Ростов-на-Дону, 2010. – 179 с.
18. Рогова Е.М., Ткаченко Е.А., Фияксель Э.А. Венчурный менеджмент. – М.: Высшая Школа Экономики, 2011. – 500 с.
19. Предеус Н.В., Исакова Х.А. Актуальные вопросы признания в учете исключительных прав на товарные знаки // Все для бухгалтера. – 2013. – № 5. – С. 2-7.
20. Старов С.А., Алканова О.Н., Молчанов Н.Н. Бренд, товарный знак и коммерческий символ как объекты управления компании // Вестник СПбГУ. Серия 8. Менеджмент. – 2012. – № 2.
21. Оценка патента на изобретение и полезную модель [Электронный ресурс] // Оценочная компания – Корпорация «ОЦЕНКА». – Режим доступа: http://www.c-a.ru/patent.htm
22. Парр Р. Л. Оценка патентов. Ставки роялти. Оценка методом освобождения от роялти // Business valuations guide. – 2007. – № 1.
23. Касаев Т.Т. Реализация интеллектуальной собственности в экономике современной России: Дис. … к.э.н.: 08.00.01. – Томск, 2012. – 186 с.

Страница обновлена: 28.10.2024 в 08:29:29