Перспективы становления «экономики знаний» в России
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 3 (27), Март 2009
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11838111
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
На протяжении последнего десятилетия экономическая литература в развитых странах проникнута идеей становления нового типа экономики, в которой ведущим фактором общественного производства станут новые знания и инновации. Публикации отражают реальное положение вещей: согласно исследованию, проведенному Бостонской консалтинговой группой в 2007 г. (в ходе которого были опрошены 2 468 топ-менеджеров, возглавляющих 1 500 самых крупных компаний мира), 23% респондентов поставили инновации на первое место в списке стратегических приоритетов, 97% отметили повышение инновационной активности компании в числе 10 приоритетных целей развития. Каково же положение дел в России?
Ключевые слова: инновации, зарубежный опыт, знания, экономика знаний
На протяжении последнего десятилетия экономическая литература в развитых странах проникнута идеей становления нового типа экономики, в которой ведущим фактором общественного производства станут новые знания и инновации. Публикации отражают реальное положение вещей: согласно исследованию, проведенному Бостонской консалтинговой группой в 2007 г. (в ходе которого были опрошены 2 468 топ-менеджеров, возглавляющих 1 500 самых крупных компаний мира), 23% респондентов поставили инновации на первое место в списке стратегических приоритетов, 97% отметили повышение инновационной активности компании в числе 10 приоритетных целей развития. Каково же положение дел в России?
Вопросы терминологии
Понятие «экономика знаний» впервые использовал в своей книге «Производство и распространение знаний в США» австро-американский исследователь Фриц Махлуп в 1962 г. применительно к одному из секторов американской экономики. В дальнейшем значение данного термина было расширено. В 1968 г. П. Друкер под «экономикой знаний», или экономикой, основанной на знаниях, подразумевал такой тип экономики, в котором знания играют решающую роль. В литературе встречаются и другие определения. Так, согласно терминологии Всемирного банка, «экономика знаний» – это такой тип экономики, который обеспечивает эффективное использование знаний для решения задач социально-экономического развития, в том числе за счет прямого заимствования зарубежных научных разработок или их адаптации или перепрофилирования для специфического использования [1].
В настоящей статье под «экономикой знаний» мы будем понимать тип производственно-хозяйственных отношений, для которого характерна высокая степень вовлечения знаний, информации и человеческого интеллекта на всех структурных уровнях экономики в производство ВВП.
От индустриальной эры к «экономике знаний»
Теоретической платформой формирования научного интереса к проблеме перехода экономики в новое качество во многом послужило исследование профессора Гарвардского университета Д. Белла. Он выделил три этапа в развитии общественного производства – доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный – с позиций структуры производимого общественного продукта. В постиндустриальном обществе, отмечал Д. Белл, структура экономики претерпевает качественные изменения: большая часть занятого населения начинает работать в третичном секторе (государственное управление, образование, наука, искусство, телекоммуникации, производство программного обеспечения), который в значительной степени совпадает с нематериальным производством в системе общественного производства. Экономической основой постиндустриального общества служит «экономика знаний».
Таблица 1
Структура экономик развитых и развивающихся стран в 2007 г. [2]
Страна
|
ВВП в 2007, по паритету покупательской способности, трлн. долл. США
|
Сектор общественного производства [1], % от общего уровня занятых
| ||
Первичный сектор
|
Вторичный сектор
|
Третичный сектор
| ||
Развитые страны
| ||||
США
|
13,84
|
5,6
|
17,6
|
76,8
|
Япония
|
4,29
|
4,6
|
27,8
|
67,7
|
Германия
|
2,81
|
2,8
|
33,4
|
63,8
|
Великобритания
|
2,14
|
1,5
|
19,1
|
79,5
|
Развивающиеся страны (страны BRIC)
| ||||
Китай
|
6,99
|
45,0
|
24,0
|
31,0
|
Индия
|
2,99
|
60,0
|
28,0
|
12,0
|
Россия
|
2,09
|
4,6
|
39,1
|
56,3
|
Бразилия
|
1,84
|
20,0
|
14,0
|
66,0
|
Важно отметить, что «экономика знаний» находится еще на стадии становления даже в странах-лидерах современной мировой экономики. Тенденция развития большинства развитых стран в сторону постиндустриальной экономики уже обозначилась: в таких странах как США, Германия, Великобритания, Япония третичный сектор занимает наибольший вес в структуре экономики (табл.1).
Раздел развивающихся стран представлен наиболее перспективными с точки зрения экономического потенциала странами, занимающими значимое место в мировом народном хозяйстве (В 2001 г. аналитики ведущего инвестиционного банка США Goldman Sachs объединили эти четыре страны акронимом [2] BRIC, предвидя их возрастающую роль в мировой экономике [3]). Как свидетельствуют данные табл. 1, из представленных развивающихся стран только Россия и Бразилия имеют структуру экономики, приближенную к типу постиндустриального общества. Китай и Индия, несмотря на феноменальный рост ВВП в последние годы, остаются аграрно-индустриальными странами. Формирование экономики знаний для них по-прежнему долгосрочная цель.
Стартовые условия
В России в настоящее время назрела необходимость для форсирования структурной перестройки отечественной экономики с целью ее трансформации из преимущественно индустриальной (или рентной) в экономику нового типа, основанную на знаниях. Несмотря на прогресс, достигнутый в последние годы (2000–2007) Правительством и бизнесом, отечественная экономика остается преимущественно сырьевой: за 2002-2006 гг. доля природных ресурсов и продуктов их первичной переработки в экспорте выросла с 78,2% до 85,5%, а машин, оборудования и транспортных средств упала с 9,4% до 5,6% [4]. Флагманами отечественной экономики по-прежнему остаются сырьевые компании.
Важным достижениями последних лет (1999–2008) стали формирование устойчивой финансовой системы страны и макроэкономическая стабильность. Правительством Российской Федерации накоплены значительные финансовые резервы. Согласно официальным данным Министерства финансов РФ, по состоянию на 31 января 2008 года объем средств Резервного фонда составил 3 069,00 млрд рублей, объем средств Фонда национального благосостояния – 782,80 млрд рублей, что в совокупности превышает 10% ВВП страны в 2007 г. В Центральном банке РФ аккумулированы значительные золотовалютные резервы: их объем составил 478,7 млрд долл. США, что составляет почти 40% от ВВП в 2007 г [5]. Приведенные данные свидетельствуют о том, что Россия вполне обеспечена финансовыми ресурсами для осуществления трансформационного рывка к «экономике знаний».
Макроэкономическая стабильность и финансовые ресурсы являются необходимыми, но не единственными условиями перехода к новой структуре экономики. Ключевым аспектом успеха должно стать масштабное развитие науки, обеспечивающей производство новых знаний, и инфраструктуры, способствующей быстрому обмену знаний на всех уровнях народного хозяйства. Россия в этом отношении обладает определенными возможностями в виде научных достижений и научной инфраструктуры, доставшейся ей в наследство от СССР. Стране необходимо сохранить и преобразовать имеющиеся научно-техническую базу и научные кадры, а не тратить время и ресурсы на создание отечественной науки с нуля. Вместе с тем, задача усложняется системными проблемами, которые Россия унаследовала от советской экономики, прежде всего: институциональную негибкость и неэффективную организационную структуру. В настоящее время многие из сохранившихся научно-исследовательских центров бездействуют не только по причине нехватки квалифицированных кадров, но и в силу отсутствия спроса на результаты их деятельности со стороны реального сектора.
Таким образом, до настоящего момента становление жизнеспособной системы научных институтов, работающих в условиях рыночной экономики, так и не состоялось. Трансформационный спад в начале 90-х гг. XX века привел к «выдавливанию» сектора научных разработок из экономики. Это проявилось в снижении расходов на финансирование науки и технологии (по официальным данным Федеральной службы государственной статистики с 2,03% ВВП в 1990 г. до 0,93% в 1998 г.) и в изменении структуры занятости в секторе науки и технологии (число специалистов в сфере НИОКР в России сократилось за тот же период на 54% до 0,9 млн. человек).
Проблемы и перспективы
Статистика последних лет (2000–2005) свидетельствует о том, что преодоление нисходящей тенденции в развитии сектора науки и технологий к настоящему моменту не состоялось. Можно говорить лишь о наступлении некоторой стабилизации. По показателю финансирования НИОКР в процентах от ВВП Россия (табл. 2) остается аутсайдером. Россия тратит на науку в 3 раза меньше, чем Финляндия и Швеция, вдвое меньше, чем Австрия, Германия, Франция. По данному показателю Россию обгоняет даже Ирландия.
Таблица 2.
Внутренние затраты на исследования и разработки в странах Европы в процентах к ВВП [6]
Страна
|
1995
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
Россия
|
0,85
|
1,05
|
1,18
|
1,25
|
1,28
|
1,15
|
1,07
|
Австрия
|
1,54
|
1,92
|
2,03
|
2,12
|
2,23
|
2,23
|
2,42
|
Германия
|
2,19
|
2,45
|
2,46
|
2,49
|
2,52
|
2,49
|
2,46
|
Ирландия
|
1,26
|
1,13
|
1,1
|
1,1
|
1,18
|
1,25
|
1,26
|
Великобритания
|
1,95
|
1,86
|
1,83
|
1,83
|
1,79
|
1,73
|
1,78
|
Финляндия
|
2,26
|
3,34
|
3,3
|
3,36
|
3,43
|
3,45
|
3,48
|
Франция
|
2,29
|
2,15
|
2,2
|
2,23
|
2,17
|
2,14
|
2,13
|
Швеция
|
3,32
|
...
|
4,25
|
...
|
3,95
|
3,71
|
3,89
|
Кроме того, указанная стратегия предполагает повышение инновационной активности в экономике: удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций должен достичь 15% к 2011 г. и 20% к 2016 г., при этом объем собственных затрат российских компаний на НИОКР должен расти не менее чем на 10% в год в сопоставимых ценах;
Реализация указанной стратегии уже началась. В России действуют несколько фондов поддержки научной и научно-технической деятельности:
Кроме того, в России развернуто строительство сети инновационно-технологических центров (ИТЦ), служащих площадкой для проведения НИОКР для малого бизнеса. По данным Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, к началу 2008 г. создано около 30 ИТЦ площадью свыше 100 тыс. кв. метров, предоставленных для размещения на льготных условиях сотням предприятий [7].
Следует также отметить активность действий российского Правительства в деле формирования перспективного сектора нанотехнологий. По мнению экспертов, прогресс в развитии сектора нанотехнологий во многом будет определять направления технологического развития на ближайшие десятилетия. В 2007 г. Федеральным законом от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» была учреждена государственная компания «Роснанотех». В задачи компании входит отбор и финансирование проектов в области нанотехнологий. Уставный капитал ГК «Роснанотех» составил 130 млрд руб., что предопределят масштаб задач корпорации.
Приведенные факты свидетельствуют о том, что в России в настоящее время закладываются основы для ускоренного развития науки и перспективных технологий. Достаточность и эффективность мер, проводимых на разных уровнях отечественной экономики для решения этой задачи, являются дискуссионными, но нельзя отрицать, что определенные шаги в направлении развития инновационного сектора со стороны государства уже сделаны, и они непременно возымеют положительный эффект. Важное значение при этом приобретают ответные действия отечественного бизнеса, поскольку именно предприятиям в «экономике знаний» отводится роль главных заказчиков инноваций.
Источники:
2. Данные Бюро Экономического анализа США / Bureau of Economic Analysis, Industry Economic Accounts. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.bea.gov/industry.
3. Иванова C., Оверченко М. Бравая «четверка» // Ведомости. –2006. – №227 (1754).
4. Иноземцев В., Кричевский Н. Модернизация: Экономика предложения // Ведомости. – 2008. – 10 ноября. –№212 (2234).
5. Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за январь-июль 2008 года // Пресс-релиз, 11.08.2008. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/official.
6. Россия и страны мира. 2007 // Официальное издание Федеральной службы государственной статистики. – М. : Росстат, 2008.
7. Информация с официального сайта Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.fasie.ru/.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:54:06