Проблема становления и развития венчурного предпринимательства в России

Удальцова Н.Л., Никишина О.И.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 5 (89), Май 2014

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21533028
Цитирований: 13 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Авторами рассмотрены вопросы становления и развития рынка венчурных инвестиций в России. Проанализированы и четко обозначены проблемы данной сферы, препятствующие эффективному развитию венчурного предпринимательства как важного звена национальной инновационной системы. Авторы отмечают, что привлечение венчурного капитала осложняется отсутствием соответствующей нормативной базы и ограниченностью российских пенсионных и страховых фондов в инвестиционных возможностях. Помимо этого на сегодняшний день назрела необходимость смещения фокуса внимания инвесторов на «ранние», более рисковые стадии развития инновационных проектов.

Ключевые слова: инновации, банковская система, инвестиции, инфраструктура, законодательство, инвестиционные фонды, финансирование инновационной деятельности, венчурный рынок



Развитие института инвестирования, в частности венчурного бизнеса, в нашей стране является одним из наиболее актуальных направлений государственной инновационной политики и важным условием развития инновационной деятельности и повышения конкурентоспособности отечественной промышленности.

Ангелы помогут в деле

Начало зарождения рынка венчурных инвестиций в России традиционно ассоциируется с процессом приватизации государственной собственности в 1993 г., который обусловил становление инвестиционного рынка. В этот период зарубежные инвесторы получили доступ к российскому рынку, российский внутренний рынок открылся для иностранных инвестиций, так необходимых на тот момент российской экономике.

Основным инвестором в России выступил Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), который с 1994 по 1996 год основал 11 региональных венчурных фондов с общим размером капитала от 10 до 30 млн долларов. Сфера высоких технологий и инноваций не получала должного внимания и оставалась в стороне, поскольку инвестиционная программа ЕБРР была ориентирована на сферу производства товаров народного потребления. Необходимо отметить, что инновационно ориентированная экономика должна инвестировать в первую очередь в высокотехнологичные отрасли, т.к. именно инновации являются двигателем научно-технического прогресса и создают конкурентные преимущества национальной экономике на международном рынке.

В 1997 г. была основана первая профессиональная ассоциация российских инвестиционных фондов, целью которой было дальнейшее развитие и процветание рынка венчурного капитала в России. Однако стоит сказать, что до сих пор в нашей стране остается множество нерешенных проблем, которые не позволяют функционировать данному рынку полноценно и наращивать объем вложений венчурного капитала в инновационные проекты.

На сегодняшний день в системе венчурного финансирования сформировано два сектора:

– формальный сектор, представленный венчурными фондами;

– неформальный сектор, который представлен частными инвесторами, так называемыми «бизнес-ангелами».

Значительный объем инвестиций в инновационные проекты обеспечивают фонды, созданные при участии Российской венчурной компании. За последние годы доля инвестиций, осуществленных государственными венчурными фондами и фондами, созданными в рамках частно-государственного партнерства, в общем числе профинансированных компаний достигла почти 50%. Надо сказать, что сегодня особенно актуальной становится роль государственных институтов в создании условий для развития венчурной инфраструктуры, инвестиционной привлекательности российской экономики, а также реализации государственных стратегических программ с участием компаний на посевной и ранней стадии.

Для России бизнес-ангелы – это новый класс венчурных инвесторов, способный стать локомотивом инновационного развития в стране. Эксперты утверждают, что накопленный объем вложений, сделанных бизнес-ангелами во всем мире за последние 30 лет, вдвое больше, чем вложения, сделанные венчурными фондами. Бизнес-ангелы, как правило, ориентируются на небольшие объемы финансирования, необходимые для запуска новых стартапов. По оценкам Национальной Ассоциации бизнес-ангелов, в России насчитывается порядка 2500–3000 активных бизнес-ангелов. Для эффективного функционирования национальной инновационной системы данное количество является недостаточным. Малое количество бизнес-ангелов в России связано, в первую очередь, с отсутствием практических знаний: как оценить риск инвестиций; по каким критериям проводить оценку стартапов; как оценить объем инвестиций, необходимый для малых инновационных компаний; низкой культурой предпринимательства и инвестиционной деятельности.

Для оценки места России на мировом рынке венчурных инвестиций приведем данные за 2013 г. По совокупному объему США занимает лидирующую позицию – 69%, на втором месте Евросоюз – 14% . На Россию в общем объеме приходится лишь 2% инвестиций (см. рис.).

Рис. Объем венчурных инвестиций по странам, в % (Источник Dow Jones VentureSource)

На базе широкого участия

В структуре привлеченных инвестиций в России лидирует сектор информационных технологий: в 2013 г. на его долю пришлось 87% всех сделок и 93,6% общей суммы инвестиций. При этом предпочтение отдается электронной торговле, лидерство которой обусловлено понятным механизмом монетизации и сравнительно низким уровнем риска, что в свою очередь позволяет привлечь как опытных, так и начинающих инвесторов.

Сохраняет к себе интерес и подсектор рекламных технологий, т.к. рекламный рынок в интернете и в мобильном сегменте остается одним из самых быстрорасширяющихся. По прогнозам ежегодного исследования PwC, ожидаемый среднегодовой темп роста рынка рекламы в интернете на ближайшие пять лет составит 20%. Кроме того, за 2013 г. выросли по объему привлеченных инвестиций направления телекоммуникационных решений и ИТ-аутсорсинг. Все больше внимания привлекают решения в области образовательных услуг, технологии в финансовом секторе и игры.

В целом внимание инвесторов по-прежнему привлекают отрасли с наибольшей предсказуемостью рыночных рисков, а именно традиционные отрасли экономики: розничная торговля, реклама, рынок образовательных услуг и медиа.

Стоит также отметить, что подавляющий объем инвестиций направлен на поддержку компаний с уже достаточно «зрелой» стадией развития, когда имеется стабильный объем продаж и постепенно происходит отдача на вложенный капитал. Стадия «посев» по-прежнему наименее привлекательна на российском рынке, в отличие от зарубежных посевных проектов. При этом очевидно, что множество потенциально успешных идей просто не имеют финансовой возможности развиваться и достигать инвестиционно-привлекательного уровня.

Западный опыт показывает, что в условиях хорошо развитой бизнес-инфраструктуры, предпринимателем может стать любой носитель перспективной бизнес-идеи, которая имеет потенциал быть коммерциализированной.

Фундаментально все эти сложившиеся особенности российского венчурного рынка связаны, конечно, с тем, каким образом произошло его зарождение и развитие. Индустрия венчурного финансирования была привнесена в нашу страну извне и возникла не как следствие рациональной частной инициативы, откликнувшейся на внутренние потребности развития предпринимательства и рынка. Сама культура предпринимательства в российских фирмах осталась слабой и неразвитой. Для венчурного инвестора в выборе между несколькими претендентами на финансирование решающим фактором будут личные и профессиональные качества менеджмента компании, поскольку квалифицированный менеджмент – один из значимых и эффективных показателей снижения риска инвестора. На сегодняшний день, к сожалению, российские «соискатели» финансирования часто просто не владеют конкретной методикой работы с венчурными инвесторами и не готовы к открытым отношениям с ними. Таким образом, проблема квалифицированных кадров еще больше осложняет путь на рынок российским предприятиям, в особенности тем, кто находится на самых ранних стадиях развития.

Но основным барьером, лежащим в основе торможения полноценного развития венчурного бизнеса в России, является неразвитое законодательство. До последнего времени в российском законодательстве отсутствовало даже само понятие «венчурное инвестирование». На данный момент в проекте Закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» дается следующее определение венчурных инновационных фондов. Это «некоммерческие организации, учреждаемые юридическими и (или) физическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и (или) добровольного инвестирования в обмен на долю в акционерном капитале, ориентированные на финансирование создания, освоения в производстве новых видов продукции и (или) технологий, связанных с высокой степенью риска» [1]. Очевидно, что характеристика таких фондов как некоммерческих идет вразрез с самой сутью венчурного инвестирования.

Отсутствие должного правового регулирования также значительно ограничивает разнообразие источников капитала для венчурных фондов. Это касается в первую очередь банков, которые на Западе охотно инвестируют в венчурные фонды. Капитализация же российской банковской системы не позволяет банкам выделять существенную долю их активов на инвестиции в столь рискованные активы.

Что же касается других источников, то в США и Западной Европе основными поставщиками капитала для венчурных фондов являются страховые и пенсионные фонды. Между тем в нашей стране, в соответствии с законодательством, пенсионным фондам разрешено инвестировать только лишь в ограниченный круг финансовых инструментов: банковские депозиты, государственные ценные бумаги, недвижимость, акции котируемых компаний. То же касается и страховых фондов – они не могут инвестировать в венчурные фонды ни законодательно, ни технически. В то же время рынок страхования находится на подъеме и в перспективе может проявить интерес к венчурным фондам.

Также немаловажным моментом является процедура выхода инвестора из инновационного проекта. Венчурное участие в капитале того или иного предприятия является срочным и продолжается до тех пор, пока акции компании не станут привлекательными для потенциальных покупателей. Затем венчурный капиталист либо продает свои акции, размещая их на фондовом рынке, либо напрямую продает часть компании покупателю, готовому приобрести ее по цене, которая бы обеспечила инвестору планируемый объем прибыли. Поскольку поиск прямых покупателей гораздо более сложно реализуемая задача, более логичным решением представляется продажа акций на фондовом рынке.

К сожалению, отечественный фондовый рынок имеет спекулятивный характер и не готов к реализации основной своей задачи – привлечение средств инвесторов в компании через размещение акций. Поэтому в большинстве проектов предлагаемых сегодня венчурным инвестором перспектива «выхода» обратно «в деньги» является непонятной. Для того чтобы в России полноценно развивался рынок венчурного капитала, необходимо держать курс на устранение спекулятивного характера отечественных фондовых бирж, т.к. они являются неотъемлемым элементом венчурного механизма.

Развиваясь не по законам свободного рынка, а под воздействием специальных государственных программ, венчурный механизм в России сталкивается с рядом проблем:

– процесс привлечения венчурного капитала в России осложняется отсутствием соответствующей нормативной базы, что в свою очередь создает барьеры для участия в капитале венчурных фондов таких мощных потенциальных инвесторов, как пенсионные и страховые фонды;

– многие венчурные фонды в России сформированы иностранным капиталом, направления инвестиций которых контролируются правительствами своих государств, каковые не нацелены на финансирование и развитие в нашей стране тех отраслей, которые впоследствии смогут создать конкуренцию на международном рынке. И в первую очередь, речь идет о финансировании инновационных отраслей, являющихся основным назначением венчурного механизма.

Вывод

Безусловно, для полноценного осуществления своих многогранных возможностей, механизм венчурного инвестирования в России требует проведения ряда реформ:

– наделение пенсионных и страховых фондов прерогативой венчурного инвестирования;

– создание соответствующего правового поля, четко определяющего границы деятельности участников венчурной системы. Это благотворно повлияет на привлечение средств в малоразвитые отрасли национальной экономики;

– необходимо переместить фокус венчурных инвесторов на более ранние и соответственно более рискованные стадии развития инновационного проекта.

Но, несмотря на все недостатки и барьеры, имеющиеся на российском рынке инноваций, с определенной долей уверенности можно утверждать, что инвестиционная сфера венчурного финансирования имеет все необходимые предпосылки для развития перспективных отраслей экономики и активизации инновационных процессов в Российской Федерации.


Источники:

1. Проект №344994-5 Федерального Закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru/.
2. Исследование Российской ассоциации венчурного инвестирования «MoneyTree TM Навигатор венчурного рынка» / Обзор венчурной индустрии за 2013 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rvca.ru/rus/resource/library/rvca-yearbook/.
3. Аналитический портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rusbase.vc/.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:13