Потенциал и современные проблемы развития франчайзинга как формы сотрудничества малого и крупного бизнеса
Александрова Л.Ю.1
1 Чебоксарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации», Россия, Чебоксары
Скачать PDF | Загрузок: 128 | Цитирований: 11
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 1 (Январь 2021)
Цитировать:
Александрова Л.Ю. Потенциал и современные проблемы развития франчайзинга как формы сотрудничества малого и крупного бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 1. – С. 179-192. – doi: 10.18334/epp.11.1.111528.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44741524
Цитирований: 11 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В современных условиях формой организации бизнеса и делового сотрудничества является франчайзинг В статье раскрыта его сущность, возможности и особенности как формы взаимодействия малого и крупного бизнеса. Проведен сравнительный анализ малого и крупного бизнеса в разрезе развития франчайзинговых отношений. Выявлены проблемы франчайзинга. Приведены результаты анализа их значимости в деятельности ООО «ТВИД» (г. Чебоксары). Они подкреплены сведениями о потенциале и сдерживающих развитие договорных отношений факторов в условиях пандемии коронавируса.
Ключевые слова: потенциал франчайзинга, проблемы развития франчайзига, бизнес, деловое сотрудничество
JEL-классификация: L26, M21, L53
Введение
В современных условиях глобализирующейся экономики и внешней турбулентности интегрированной формой организации бизнеса и делового сотрудничества является франчайзинг. Он предоставляет широкие возможности не только для развития партнерских связей и интеграции малого и среднего бизнеса, но и для продвижения отечественных организаций на внутреннем и международном рынках, инновационного развития экономики в целом.
С одной стороны, эти возможности достигаются благодаря пластичности, гибкости и высокой адаптивности малого бизнеса к постоянно меняющимся условиям рынка. Малые предприятия используют их для перехода из разряда «конкуренты» в область «партнеры» крупного предприятия, обеспечивая себе более благоприятные условия для «вхождения» в соответствующий сектор рынка, выживания и развития в нем. С другой стороны, крупное предприятие благодаря малому бизнесу имеет возможность создать свою собственную внутреннюю инфраструктуру, охватывающую многие «бизнес-функции», и контролировать их. Таким образом, объективные причины обеспечивают малым и крупным предприятиям как деловым партнерам взаимную поддержку в конкурентной борьбе и ведут к интеграции и сотрудничеству этих двух секторов современной экономики.
В сложившихся условиях пандемии коронавируса их тандем как взаимовыгодный коммерческий союз позволит им адаптировать бизнес под происходящие в регионах и мире изменения и повысить их предпринимательскую активность, что подтверждает актуальность исследования потенциала развития франчайзинга.
В связи с этим автором предлагается гипотеза: тандем предприятий малого и крупного бизнеса в рамках франчайзинговых отношений является:
– во-первых, условием выхода из сложной коронавирусной ситуации и коммерческой «реабилитации» предприятий;
– во-вторых, катализатором модернизации ведущих отраслей экономики, научно-технического прогресса (НТП) и цифровизации региональной и мировой экономики в рамках глобального информационного пространства;
– в-третьих, фактором снижения социальной напряженности, обеспечения социально-экономической безопасности партнерства, развития инновационной экономики как симбиоза экономики традиционной и бесконтактной при государственной поддержке на региональном и федеральном уровнях.
Различные аспекты франчайзинга стали объектом исследований М.Н. Безугловой [2] (Bezuglova, 2017), Е.С. Грисько [3] (Grisko, 2018), Е.В. Дробот [5] (Drobot, 2020), А.В. Зимовец [6] (Zimovets 2020), И.Н. Макарова, С.М. Манасян, В.С. Назаренко [5] (Makarov, Manasyan, Nazarenko, 2020), Д.В. Рогозина [14] (Rogozin, 2018), М.А. Саркисян [16] (Sargsyan, 2020), Ю.В. Сорокиной [6] (Sorokina, 2020), А.А. Степанчук [18] (Stepanchuk, 2016) и др.
Целью нашего исследования является анализ актуальных проблем франчайзинга, выявление и оценка его текущих трендов и потенциала развития.
Научная новизна исследования заключается в том, что приведена группировка экономических интересов субъектов малого и крупного бизнеса, достоинства их партнерства как стратегического ресурса, проведена систематизация и анализ актуальных проблем франчайзинга, позволивших выявить потенциал его развития с учетом общерыночных трендов.
Применение методов теоретического и эмпирического исследования, системного экономического и статистического анализа позволило выявить риски, возможности и перспективы развития франчайзингового бизнеса.
Сравнительный анализ различных подходов к раскрытию сущности франчайзинга позволяет сделать вывод о том, что большинство его определений неоднозначны, излишне громоздки и имеют во многом юридическую трактовку. (Его определение содержится в ч. 2 ст. 1027 ГК, где обозначенный вид деятельности именуется как коммерческая концессия [4]). Вместе с тем он позволяет выделить характеристики франчайзинга: взаимодействие юридически самостоятельных предприятий, являющихся частью единой экономической системы; способность тиражирования бизнеса; покупка права его ведения под уже зарегистрированным брендом; обеспечение паушального взноса и (или) роялти; контроль за качеством оказываемых услуг.
Данным характеристикам отвечает следующее определение франчайзинга: это форма организации бизнес-среды и бизнес-сотрудничества, способ мультипликации предприятий, позволяющий им создавать, поддерживать и развивать свои конкурентные позиции на рынке. В процессе такого взаимовыгодного продолжительного делового сотрудничества крупная компания (правообладатель) предоставляет малой компании (пользователь) франшизу (лицензию) на производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг под торговой маркой правообладателя на ограниченной франшизной территории на срок и условиях, определенных франчайзинговым договором. Для получения такого права франчайзи делает первоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает ему ежемесячные взносы.
Содержание франчайзинга, таким образом, сводится к следующему:
- головная (авторитетная и известная потребителю) компания заключает договор с мелким самостоятельным предприятием о предоставлении ему исключительного права на выпуск определенных товаров и их сбыт, а также оказание услуг под торговой маркой данной компании на определенном рынке;
- франчайзер, как правило, заключает договоры с одним/несколькими операторами, создавая разветвленную сеть взаимодействующих и зависящих от него предприятий. Зависимость операторов от франчайзера сводится к договорным обязательствам, по которым оператор обязуется соблюдать все правила торговли (производства), установившиеся на фирме-франчайзере.
Потенциал развития франчайзинга как формы сотрудничества малого и крупного бизнеса
Одной из особенностей взаимодействия крупного и малого бизнеса является необходимость обеспечения устойчивости и гармоничности их дуальных (взаимного дополнения и поддержки) отношений (в т.ч. договорных) и партнерских связей. Для успешного решения обозначенной проблемы приведем результаты сравнительного анализа малого и крупного бизнеса по ряду показателей: задачи, особенности, отношения между сотрудниками, выгоды взаимодействия, потенциальные риски и эффект (табл. 1).
Таблица 1
Малый и крупный бизнес в развитии франчайзинга
Показатели
|
Крупный бизнес
|
Принципы развития
франчайзинга
|
Малый бизнес
|
Задачи
|
Доминирование
на рынке
|
Согласование
и единства целей
|
Определяются рынком, зачастую
интуитивно
|
Особен
ности |
Долгосрочность бизнес-пла-нирования. Устойчивость и масштабность
бизнеса Недостаточная
гибкость
|
Гибкость
и эффективности
|
Мобильность, манев-ренность и гибкость. Недостаточный
стартовый потенциал
|
Рациональ-ность
|
Индивидуальная
|
Групповая
|
Индивидуальная
|
Отношения между сот-рудниками
|
Отношения
делового сотрудничества и их строгая иерархия
|
Оптимальная самостоятельность и
гибкость
|
Полуформальные,
личные отношения и объединения
|
Выгоды взаимо-
действия |
Снижение издержек. Создание новых независимых компаний,
объединенных в единую систему. Расширение усилиями партнера рынка сбыта
|
Открытость,
доверие,
сотрудничество, развитие системы поддержки и отчетности участников |
Выживаемость и быстрый «старт». Опора на проверенную
бизнес-модель, опыт и поддержку крупного бизнеса, развитие собственного
бизнеса
|
Потенциаль-ные
риски
|
Конфликт интересов. Потеря лояльности потребителя к бренду
системы. Утрата доверия. Ущерб репутации. Снижение качества продукта системы.
Нанесение урона фирменному стилю системы. Ошибки формирования франшизы. Отсутствие
равновесного соотношения цены его
покупки и продажи
|
Баланс
интересов. Единство корпоративных ценностей и деловой культуры. Обоснованность
(выбора партнера, стоимости франшизы, размера роялти)
|
Необоснованный выбор франшизы. Невнимание
к деталям и условиям договора, их невыполнение. Диктат ценового
диапазона. Автономность
деятельности. Ограничительный свод жестких правил ведения бизнеса
|
Конкуренто-способность
|
Тактическая
|
Стратегическая
|
Тактическая
|
Эффект
|
Комплементарный
|
Синергетический
|
Комплементарный
|
Выгоды
потребителя
|
Индивидуальный подход. Высокое качество товаров/услуг.
Высокий уровень сервиса. Повышенные гарантии
|
Как видим из таблицы 1, в качестве одного из параметров выделены потенциальные риски. Несмотря на то, что франчайзинг позволяет «тиражировать» работающую модель бизнеса с минимальными рисками, рисковый характер предпринимательства в целом, национальный колорит, отсутствие общих культурных ценностей, низкий уровень и неравенство сторон франчайзинговых отношений определяют их риски и эффект «черного ящика».
Развитие франчайзинга как формы взаимодействия малых и крупных предприятий основано на принципах единства (целей, ценностей, деловой культуры), открытости, гибкости, сотрудничества и эффективности. Например, кардинальные различия в задачах и видении будущего развития компаний могут негативно сказаться на эффективности работы всей франчайзинговой системы. Аспектами сотрудничества как принципа ее развития выступают следующие: общность в стратегии сбыта и ценообразования; системность коммуникаций, учитывающих специфику территориальной локализации взаимодействия субъектов бизнеса (информационно-коммуникационное партнерство); общая система планирования и прогнозирования по вопросам продвижения на региональных и международных рынках сбыта.
Доверие как принцип и фактор повышения эффективности деятельности участников франчайзинговых отношений обеспечивает им возможность оперативной адаптации к изменяющимся факторам среды, способствует достижению цели при минимизации риска и неопределенности.
С учетом выгод и эффекта взаимодействия субъектов малого и крупного бизнеса можно сделать выводы о стратегической конкурентоспособности союза предпринимательских структур и конструктивности возникающих между ними конфликтов. Конфликт интересов франчайзера и франчайзи в этом смысле оказывает не разрушительное, а созидательное воздействие, поскольку обе стороны сделки подходят к достижению компромисса не интуитивно, а на основе технико-экономического обоснования вариантов решений и взаимного согласования коммерческих интересов [18, с. 211] (Stepanchuk, 2016, р. 211).
Партнерская форма организации совместного бизнеса (включая информационное партнерство) может лежать в основе формирования межрегиональных и международных связей. Их развитие наряду с раскрытием потенциальных возможностей партнерства является основой установления гармонии деловых интересов и опорой социальной стабильности.
Анализ проблем, сдерживающих развитие франчайзинга
Как показывает отечественный и зарубежный опыт, рост франчайзинга приходится на кризисные годы. Предприниматели «сворачивают» собственный и переходят на партнерский бизнес, под известным брендом и по отлаженной модели. Общественное питание традиционно считается одним из крупнейших сегментов, представленных во франчайзинге. По оценкам Российской ассоциации франчайзинга, на него приходится более 30% франшиз [7].
Приведем пример. Основным видом деятельности ООО «ТВИД» (г. Чебоксары) является торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах [12]. В роли франчайзера выступает ООО «Маркон» (г. Москва), ведущий оператор в сегменте уличного общественного питания быстрого обслуживания (на рынке функционирует с 1993 г.).
ООО «Маркон» выдвигает следующие условия и требования для предприятия, желающего сотрудничать по договору франшизы «Стардог!S»: провести подробный анализ места для открытия и описать его; получить документы для начала работы торговой точки «Стардог!S»; выполнить организацию заказа/доставки продукции; регулярно производить отчет о выполнении бюджета и товарооборота; внимательно следить за состоянием используемого оборудования, проводить профилактические работы; выполнять требования по ведению дисциплинарного контроля по эксплуатации оборудования и среди работников; участвовать в различных мероприятиях (например, в сети «Стардог!S» существует практика выездной торговли).
Проведенный анализ организации коммерческой деятельности в формате франчайзинга ООО «ТВИД», свидетельствующий о недостаточной ее эффективности (ухудшение показателей использования основных оборотных средств, уменьшение чистой прибыли, увеличение дополнительных расходов, др.), позволил определить проблемы развития франчайзинга как перспективной формы сотрудничества и интеграции малого и крупного бизнеса:
– экономические (Э): нестабильность развития экономики, труднопрогнозируемая ситуация экономического развития страны; отсутствие у потенциальных франчайзи необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему, недостаточность собственных денежных средств для внедрения новых технологий и др.;
– социально-психологические (СП): отсутствие отечественного опыта развития франчайзинговых отношений, страх банкротства, недостаток общения между франчайзером и франчайзи и др. Успешный франчайзинг, как было отмечено выше, должен быть построен одновременно на доверии и экономической эффективности. Взаимодействие предприятий малого и крупного бизнеса может происходить в различных формах: по почте, через социальные сети, конференции, собрания франчайзи, личные встречи, «полевые» визиты франчайзера, отчеты, программы обучения франчайзи и др.;
– организационно-правовые (ОП): отсутствие соответствующей правовой базы франчайзинга (это сужает возможность его развития и усложняет возможность кредитования франчайзи), избыточное давление на бизнес при проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении субъектов малого предпринимательства и др.
Анализ обозначенных проблем в ООО «ТВИД» проводился в 2020 г. по категориям на основе их градации по степени значимости и влияния на затраты: 1-я категория – проблема важная, требующая оперативного решения; 2-я категория – «средней» важности; 3-я категория – наименее важная. Категория значимости проблемы определялась экспертной комиссией, в состав которой входили директор, бухгалтер и старший продавец анализируемого предприятия.
Результаты анализа значимости проблем франчайзинга в деятельности ООО «ТВИД» приведены на рисунке 1 и таблице 2. Их данные свидетельствуют о том, что в структуре франчайзинговых проблем преобладает первая категория (наиболее важная – 56%). Наиболее значимыми в разрезе всех трех категорий оказались организационно-правовые (52%) и экономические (28%) проблемы.
Рисунок 1. Категоризация проблем франчайзинга в ООО «ТВИД»
Источник: составлено автором.
Таблица 2
Значимость проблем франчайзинга в ООО «ТВИД»
Категория
проблемы |
Группы
проблемы |
Доля, %
|
Категория
проблемы |
Группы
проблемы |
Доля, %
|
Категория
проблемы |
Группы
проблемы |
Доля, %
|
1
|
Э
|
56
|
2
|
Э
|
32
|
3
|
Э
|
12
|
СП
|
СП
|
СП
| ||||||
ОП
|
ОП
|
ОП
|
Результаты проведенного исследования показали, что развитие франчайзинговых отношений, к сожалению, не находит должной поддержки на государственном уровне, несмотря на создание сети учебно-консультационных центров по франчайзингу и единой информационной базы о его состоянии, расширение доступа субъектов франчайзинга к кредитным и финансовым ресурсам, упрощение процедур налогообложения франчайзи.
В соответствии с федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» разработана Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на период до 2030 года [13, 19]. Для достижения цели Стратегии необходимо выполнение комплекса мер, в том числе по решению задач:
– поддержки малого и среднего предпринимательства в социальной сфере (оказание услуг по разработке франшизы социальных предпринимателей, связанных с аудитом бизнеса и анализом рынка, разработкой состава франшизы, пакетов франшизы, созданием финансовой модели франшизы, юридической упаковкой, презентацией франшизы и др.);
– развития торговли и потребительского рынка (расширение развозной торговли, развитие дистанционной торговли одновременно с формированием системы почтовой и курьерской доставки и развитием системы электронных платежей, развитие франчайзинга, снижающего риски начинающих предпринимателей в сфере услуг и торговли, поддержка франшиз и др.) [13].
С 2019 года реализуются региональные проекты «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности», «Популяризация предпринимательства», «Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», направленные на достижение целевых показателей и результатов национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Изучение потенциала и проблем развития франчайзинга является актуальным в условиях распространения коронавирусной инфекции. За 2019 год рынок франшиз в России вырос на 16% [9]. Его общий объем составил 2,8 трлн руб. В конце апреля 2020 года франшизы потеряли около 15% своих франчайзи, а 70% франчайзинговых сделок, запланированных на конец марта – апрель 2020 г., были отменены или перенесены на неопределенный срок, согласно данным каталога франшиз Franshiza.ru [9].
По данным опроса от Агентства стратегических инициатив (АСИ), весной 2020 года лишь 2,3% предпринимателей страны воспользовались мерами поддержки бизнеса со стороны государства [15] (По данным Franshiza.ru, большинство франчайзеров не получили помощь от органов федеральных или местных властей либо не обращались за ней [9].) Количество франчайзи, получивших такую поддержку, оказалось выше (для них существовали специальные программы компенсации затрат по платежам и расходам). Помощь от государства франчайзи получили на поддержку и развитие бизнеса (33,3%), компенсацию платежей по договорам франчайзинга (16,7%) [15].
Порядка 75% франчайзеров на время карантина отменили / существенно снизили роялти для своих франчайзи даже в тех сферах бизнеса, которые продолжали работать в карантин [15]. Большинство франчайзеров переводили бизнес-процессы и клиентские сервисы в онлайн, давая возможность франчайзи не останавливать свою деятельность. Широко использовался инструмент расширения товаров и услуг в сети для возможности дополнительного дохода для франчайзи. Например, в ремонтных сервисах вводились службы выездных мастеров, в службах клининга – антибактериальная уборка, в магазинах одежды – продажа фешн-масок и др. Таким образом, поддержка со стороны франчайзеров была многообразна: перевод процессов онлайн (22,5%); расширение спектра товаров/услуг (20,0%); проведение переговоров с арендодателями (17,5%); предоставление отсрочек и внутренних кредитов (15,0%); проведение деловых переговоров с поставщиками (7%) [15].
Заключение
Франчайзинг – относительно новое явление, поэтому необходимо повышать компетенции работников, связанных с этим видом деятельности [17, с. 105] (Solonukha, Aleksandrova, 2019, р. 105). Популярность франчайзинга как вида предпринимательской деятельности, основанной на сотрудничестве двух и более экономических субъектов, возрастает. Внимание в этой области научно-практических исследований неуклонно растет. Развитие пандемии COVID-19 способствовало поиску франчайзерами новых «точек роста» и «смягчению» условий для их деловых партнеров. Это стало одной из причин того, что, несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию, сентябрь 2020 года по числу заявок на франшизы оказался на 15% активнее аналогичного периода 2019 года. Примечательна ситуация с крупным бизнесом, который даже в период действия ограничительных мер серьезных убытков не несет.
Что касается представителей малого бизнеса, то согласно данным, полученным в результате опроса, инициированного Агентством стратегических инициатив, по сравнению с прошлым годом у 84,03% предприятий малого бизнеса страны сократилась выручка [6, с. 1346–1347] (Zimovets, Sorokina, Khanina, 2020, р. 1346–1347). Структура сокращения выручки предприятий страны за 2020 год представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Структура сокращения выручки предприятий Российской Федерации за год, %
Источник: [8].
Установлено, в результате пандемии коронавируса наибольший ущерб получат предприятия малого бизнеса. По оценкам самих предпринимателей, только для 21% предприятий могут привести к банкротству последствия пандемии [8].
В целом развитие пандемии COVID-19 и введение ограничительных мер, коронакризис привели к изменению:
– направлений франчайзинга (увеличился спрос на франшизы небольших форматов супермаркетов, франшизы сервисов доставки товаров и пункты выдачи, спрос в общественном питании сместился в сторону проектов, позиционирующих себя как сети с сильной составляющей доставки);
– формата деятельности (максимальный переход бизнеса в онлайн-среду, услуги заказа через интернет), работы с франчайзи и либерализации условий для новых франчайзи. Пандемия привнесла на рынок обновленные форматы франшиз и более выгодные предложения, чем были до нее (снижение ставок паушальных взносов, каникулы по роялти);
– стандарта покупки франшизы (новый партнер сначала тестирует на своей точке ИТ-решение и лишь затем получает право стать франчайзи).
Наиболее востребованы сегодня «антикризисные» франшизы: бизнесы, ориентированные на удаленную работу с потребителями (информационные технологии, службы доставки), предприятия, которые смогли оперативно разработать и внедрить востребованные онлайн-продукты (образовательные услуги, детские языковые центры), а также услуги, спрос на которые вырос из-за пандемии, – медицинские лаборатории, аптеки. Традиционно активные сегменты франчайзинга (фастфуд) после снятия карантинных ограничений в большинстве городов постепенно восстанавливают свою долю на рынке.
Компании, которые занимаются масштабированием бизнеса через развитие франчайзинговой сети, по итогам первой половины 2020 года нарастили количество деловых партнеров и точек присутствия. Текущими трендами, факторами развития потенциала и перспективой развития франчайзинга стали растущая клиентоориентированность, увеличение предложений франшиз в сферах образования, здоровья и медицины, а также логистизация (логистические принципы и стратегия развития франчайзинговой сети) и цифровизация партнерского бизнеса. Логистический подход к повышению экономической устойчивости предприятий заключается в следующем: системности управления материальными, информационными, финансовыми, трудовыми, транспортными, сервисными и иными потоками [1, с. 12] (Aleksandrova, Munshi, 2020, р. 12), синхронизации потоковых процессов, сбалансированности интересов участников цепи поставок в соответствии с надлежащим исполнением договорных обязательств, а также затрат и результата.
Поток цифровых данных, разработка и внедрение новых цифровых платформ становятся важнейшим ресурсом для бизнеса и определяют первый этап построения цифровой экономики в мире [11, с. 1417] (Oleynikova, 2019, р. 1417). Следует отметить также, что трафик данных глобального интернет-протокола возрос со 100 Гб в день в 1992 году до более чем 45 000 Гб в день в 2017 году и, согласно прогнозам, увеличится до 150 700 Гб в день в 2022 году [20]. Анализ ситуации на рынке и учет данных трендов и перспектив развития способствуют построению жизнеспособной франчайзинговой системы, несмотря на экономические, социально-психологические и организационно-правовые проблемы. По оптимистичным прогнозам мировых и отечественных экспертов по франчайзингу, количество предприятий, работающих по франшизе, будет динамично расти. Перспективы развития франчайзингового бизнеса в России остаются благоприятными.
Таким образом, потенциал франчайзинга обеспечен его эффективностью. Это обусловлено тем, что на рынок франчайзинга выходят проекты с отработанной бизнес-моделью и оптимизированными бизнес-процессами. Франчайзинг как форма сотрудничества и интеграции малого и крупного бизнеса, фактор развития цивилизованной конкуренции и повышения конкурентоспособности национальных экономик [10, с. 115] (Munshi, Aleksandrova, Munshi, 2017, р. 115) остается перспективным, несмотря на множество ограничений.
Стимулируя развитие франчайзинговых отношений и сетей, контролируя и направляя этот процесс в рамках единой политики, а также формируя действенные механизмы формирования конкурентоспособного партнерского союза на региональном, отраслевом и федеральном уровнях, государство может ускорить формирование общеэкономической инфраструктуры развития малого и крупного бизнеса в России.
Источники:
2. Безуглова М.Н., Еременко И.А., Марков И.Р. Франчайзинг как форма организации бизнеса // Вектор экономики. – 2017. – №. 8. – С. 25-25.
3. Грисько, Е.С. Тенденции и проблемы развития франчайзинга в России // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2018. – С. 16-21.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от 18.03.2019) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027 (дата обращения: 9 января 2020 г.).
5. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Манасян С.М., Назаренко В.С. и др. Малый и средний бизнес в России: как жить во время и после кризиса? // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 10. – С. 2413-2430. – doi: 10.18334/ce.14.10.110897.
6. Зимовец А.В., Сорокина Ю.В., Ханина А.В. Анализ влияния пандемии COVID-19 на развитие предприятий в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 5. – С. 1337-1350. – doi: 10.18334/epp.10.5.110126.
7. Как развивается франчайзинг в России: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]: Российская Ассоциация Франчайзинга. – Режим доступа: http://rusfranch.ru/presscenter/newsraf/304 (дата обращения: 9 января 2020 г.).
8. Карта самочувствия бизнеса [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://smarteka.com/solution/map (дата обращения: 9 января 2020 г.).
9. Каталог франшиз [Электронный ресурс] – Режим доступа:.https://franshiza.ru (дата обращения: 9 января 2020 г.).
10. Мунши А.Ю., Александрова Л.Ю., Мунши Ш.Мд. Проблемы достижений конкурентных преимуществ торговых предприятий в условиях изменений // Управление ассортиментом, качеством и конкурентоспособностью в глобальной экономике. Сборник статей VIII Международной заочной научно-практической конференции (30 марта 2017 г.). – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2017. – С. 114-119.
11. Олейникова Ю.А. Вызовы и модели развития бизнеса в условиях прогрессии цифровой экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 4. – с. 1415-1426. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41294.
12. ООО «ТВИД» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://zachestnyibiznes.ru/company/ul/1132130003719_2130117003_OOO-TVID (дата обращения: 9 января 2020 г.).
13. О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на период до 2030 года (с изменениями на 25 июня 2020 года) (в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.06.2020 № 350) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/441766707 (дата обращения: 9 января 2020 г.).
14. Рогозин Д.Б. Формы интеграционного взаимодействия субъектов предпринимательства в национальной экономике // Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы: сборник научных статей студентов и магистрантов. Выпуск 7. – Саратов: Наука, 2018. – С. 37-40.
15. Рынок франчайзинга // РБК. – № 10-11. – 2020. – С. 178-181
16. Саркисян М. А. Виды и формы франчайзинга, их развитие в современных условиях // Актуальные исследования. – 2020. – № 13 (16). – С. 61-66. URL: https://apni.ru/article/999-vidi-i-formi-franchajzinga-ikh-razvitie-v-sovr.
17. Солонуха Е.С., Александрова Л.Ю. Развитие франчайзинговой деятельности в экономике России // Повышение экономической эффективности современного агропромышленного комплекса: теория, методология и практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию со дня рождения профессора, д.э.н. Малютина Станислава Романовича, заслуженного деятеля науки РФ, заслуженного работника высшей школы Чувашской АССР (Чебоксары, 28-29 октября 2019 г.). – Чебоксары, 2019. – С. 102-105.
18. Степанчук А.А. Франчайзер и франчайзи: гармония или конфликт интересов // Научно-технические ведомости СПбГПУ. – 2016. – № 3 (245). – С. 202-213.
18. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144 (дата обращения: 16 января 2020 г.).
20. Digital economy report 2019. Value creation and capture: implications for developing countries / United nations conference of trade and development. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/der2019_en.pdf (дата обращения: 16.01.2021).
Страница обновлена: 15.08.2024 в 14:21:49