Концептуальные основы управления затратами и результатами деятельности организаций потребительской кооперации

Тарасова Т.Ф.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-2 (113), Июнь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Формированию стратегии управления затратами, а значит и результатами деятельности организаций предшествует выработка ее концепции, в основе которой лежит формулировка целей и принципов, выбор стратегии, инструментов ее реализации и оценки с учетом особенностей деятельности конкретного предприятия.

Ключевые слова: управление затратами, потребительская кооперация



Формированию стратегии управления затратами, а значит и результатами деятельности организаций предшествует выработка ее концепции, в основе которой лежит формулировка целей и принципов, выбор стратегии, инструментов ее реализации и оценки с учетом особенностей деятельности конкретного предприятия.

Начальным этапом формирования концепции управления затратами и результатами деятельности организации является определение ее целей с учетом временнóго фактора. Правильность установленной цели можно определить только по истечению определенного времени в соответствии с оценкой надлежащих индикаторов, когда можно еще исправить допущенные ошибки и внести коррективы в процесс реализации стратегии посредством диспозитивного планирования [1].

В рамках целевого управления возможности потребительского общества, как основного структурного подразделения системы потребкооперации, используются таким образом, чтобы цели ее деятельности простирались от целей повышения степени удовлетворенности работников и пайщиков до стратегического уровня, то есть обеспечения устойчивого социально-экономического развития организации. Для этого-то и определяются результаты, к которым должен стремиться менеджмент предприятий потребкооперации. [3, 6].

Отсюда следует, что основой управления затратами и результатами деятельности организаций является правильность постановки цели [4]. Для этого необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

- позитивной формулировкой цели;

- активной позицией организации;

- точным выражением в сенсорных категориях;

- достижимостью (разбиением на этапы, каждый из которых должен быть достижимым);

- осознанием затрат, которые организация готова нести для осуществления цели;

- осознанием последствий реализации цели.

Схема признаков хорошо сформулированной цели может быть представлена англоязычной аббревиатурой S.M.A.R.T ‑ точность (Specific), измеримость (Measurable), достижимость (Achievable), реалистичность (Realistic), своевременность (Timely).

Организации обычно оптимизируют издержки за счет сокращения расходов на производство и продажу готовой продукции. При этом специалисты часто не принимают во внимание величину затрат на разработку новых товаров или видов деятельности. Как правило, экономические службы знают, за сколько они смогут сбыть ту или иную продукцию.

Первостепенной становится задача разработки товара, себестоимость которого была бы достаточно низкой для обеспечения необходимого уровня прибыли. Этого можно достичь, если на предприятии реализовать концепцию таргет-костинг (target costing), которая позволяет по-новому оценить и использовать взаимозависимость цены, прибыли и себестоимости. Внедрение системы таргет-костинг поможет избежать многих проблем. Организации смогут значительно уменьшить расходы на маркетинг. При этом товары и услуги будут максимально удовлетворять потребности целевых клиентов как по качеству, так и по цене.

Методические аспекты формирования и реализации концепции целевого управления затратами и результатами деятельности организаций потребительской кооперации определяются на основе концепции развития организации в целом. Наиболее эффективной будет концепция, опирающаяся на общую методологическую и методическую основу, где текущее и перспективное состояние всех элементов сбалансировано. Постоянное и целенаправленное развитие всех составляющих ее частей позволит перейти компании на более высокий уровень своего развития.

Концепция управления затратами и результатами деятельности предприятия должна отражать миссию организации и пути ее реализации, а также набор требований, устанавливающих определенное соответствие между совокупностью целей и логическими следствиям из этих целей для каждого направления деятельности организации, основными из которых являются правила:

1) оценки результатов деятельности всех структурных подразделений потребительского общества (союза);

2) взаимоотношений с пайщиками, поставщиками, кредиторами, инвесторами;

3) внутрисистемных взаимоотношений организаций потребительской кооперации;

4) повседневной оперативной деятельности.

Формирование концепции целевого управления затратами и результатами проводится в несколько этапов:

1 этап. Постановка целей и задач, их мотивация.

2 этап. Разрабатываются критерии оценки деятельности организации и исследование объективно складывающихся тенденций хозяйствования. Оценивается потенциал кооперативной организации.

3 этап. Определяются проблемы, требующие решения. Вырабатывается концепция и механизмы ее реализации.

Первостепенная цель любого потребительского общества – удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков, для осуществления которой важно обеспечить безубыточную деятельность потребительских обществ. Только экономически сильное и стабильно развивающееся потребительское общество может достичь поставленной цели, и, кроме того, расширить перечень льгот и услуг, в том числе бесплатных, для своих пайщиков [6].

Управление факторами, определяющими затраты, предполагает создание таких условий работы, которые обеспечивали бы наиболее благоприятное сочетание функциональных возможностей организации и ее эффективности с точки зрения получения максимальной прибыли за счет оптимизации затрат [2, 4, 5].

Важными инструментами в стратегическом управлении затратами и результатами организаций потребительской кооперации, имеющих значительные, в том числе неиспользуемые, производственные мощности, являются аутсорсинг и инсорсинг. Аутсорсинг позволяет перевести часть постоянных затрат в переменные, а инсорсинг наоборот, что при низкой загрузке подразделений предприятия экономически оправдано. Аутсорсинг и инсорсинг – это специфические управленческие технологии. Оба метода могут быть использованы для снижения затрат.

Рассматриваемые стратегии по существу предполагают реализацию системы управления затратами и результатами, включающую три основных блока: организационный, инструментальный и блок оптимизации (рис. 1).

Рис.1. Элементы реализации стратегии управления затратами и результатами организаций потребительской кооперации

Формирование концепции управления затратами и результатами деятельности организаций потребительской кооперации направлено на совершенствование процедур выработки управленческих решений, степень успешности которых может быть измерена рядом показателей (уровнем доходов потребительского общества, рентабельностью использования ресурсов, долей прибыли (убытка), приходящейся на паевой взнос и т.д.).

Из сказанного следует, что перед принятием любого стратегического решения необходимо, во-первых, сформировать концепцию их достижения, во-вторых, определить основные стратегические цели, представив для этого направления их реализации и четкое экономическое обоснование. При этом необходимо рассмотреть все из возможных результатов достижения поставленных целей.


Источники:

1. Анфилатов В.С. и др. Системный анализ в управлении / В.С. Анфилатов, А.А. Емельянов, А.А. Кукушкин; под ред.А.А. Емельянова. – М. : Финансы и статистика, 2002.- 368с. – ISBN 5-279-02435-X

2. Белокоровин Э., Маслов Д. Как использовать возможности бенчмаркинга в отечественных условиях // Управление компанией. - 2005. - № 1.

3. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года. – М. : Центросоюз Российской Федерации, 2001. – 126 с.

4. Котляров С.А. Управление затратами. – Спб. : Питер, 2001. – 160 с.

5. Сафонова Н.А. Бюджетирование как инструмент управления предприятием // Российское предпринимательство. - 2004. - № 8. - С. 55-61.

6. Теплов В.И., Черникова Е.И. Исследование особенностей потребительской кооперации для выявления внутренних резервов повышения ее эффективности : монография. – Белгород : «Кооперативное образование», 2002. – 211с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:44:37