Научно-методический подход к устойчивому развитию организаций потребительской кооперации в условиях Индустрий 4.0 и 5.0
Чистякова О.А.1, Шнорр Ж.П.2
1 Сибирский университет потребительской кооперации
2 Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ" (НГУЭУ)
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 5 (Май 2024)
Цитировать:
Чистякова О.А., Шнорр Ж.П. Научно-методический подход к устойчивому развитию организаций потребительской кооперации в условиях Индустрий 4.0 и 5.0 // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 5. – С. 2473-2494. – doi: 10.18334/epp.14.5.121087.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67918287
Аннотация:
В статье рассмотрены основные общероссийские тенденции развития потребительской кооперации и показана роль цифровых технологий в обеспечении устойчивого развития, заключающаяся в выявлении факторов, связанных с применением информационно-коммуникационных технологий: населением и домашними хозяйствами, хозяйствующими субъектами. Выполнен корреляционно-регрессионный анализ с использованием уравнения парной регрессии, на основании которого построена математическая (теоретическая) модель. Приведены расчеты влияния факторов, имеющих наиболее сильную связь по шкале Чедокка на устойчивое развитие услуг. Статья содержит описание влияния факторов, адаптированных под цели устойчивости организациями потребительской кооперации. Авторы рассмотрели одиннадцать показателей, характеризующих влияние отдельных факторов, что решает научную проблему выбора внедрения действенных практик устойчивости в условиях Индустрий: 4.0,5.0. Результаты могут быть использованы специалистами региональных организаций потребительской кооперации при разработке стратегических решений в области взаимодействия с органами государственного или муниципального управления в целях эффективности инвестиционной привлекательности кооперации.
Ключевые слова: индустрия 4.0, индустрия 5.0, организации потребительской кооперации, потребительская кооперация, цифровизация, услуги, рынок услуг, устойчивость, устойчивое развитие
JEL-классификация: Q01, O31, O33, M21
Введение
Потребительская кооперация — уникальная система товароснабжения сельского населения с более чем двухсотлетней историей. Сотрудничество с пользователями в контексте системы потребительской кооперации работает и развивается масштабно.
Поскольку процесс развития организаций потребительской кооперации так же, как и любого хозяйствующего субъекта, всегда находится в зоне интереса, устойчивость ее развития выступает ключевой проблемой в рамках данного исследования. Более того, нас интересует не просто устойчивость развития организации, а непосредственно устойчивый рост. Поскольку экономичный рост обеспечивает выполнение социальной миссии потребительской кооперации, то, прежде всего, следует создать все условия для успешного экономического развития этих организаций [1] (Chistyakova, 2024).
Устойчивое развитие потребительской кооперации обеспечивается также за счет устойчивого развития ее отраслей. Многоотраслевая экономика системы потребительской кооперации, а также выполнение социальной миссии обеспечивают поступательное развитие не только сельских территорий, но и страны в целом. Потребительская кооперация, несомненно очень важна для экономического развития сферы услуг, поскольку является основным источником занятости на сельских территориях. К числу важнейших задач кооперации относится устойчивое развитие сельского потребительского рынка.
Современная тенденция социально-экономического развития кооперации основана на цифровизации различных этапов финансового управления, организации и правоотношений, которая «вследствие нового технологического уклада расширяет диапазон деятельности экономических агентов, формирует бизнес-ландшафт на высокотехнологичной основе, способствует поиску новых источников экономического роста и повышению социально-экономической эффективности деятельности» [2, С. 60] (Shnorr, 2020).
В контексте данного исследования, под цифровизацией сельской экономики понимается система социально-экономических отношений, основанная на цифровых информационно-коммуникационных технологиях [3] (Asanova, 2021).
Для достижения Целей в области устойчивого развития ООН необходимо преобразовывать потребительскую кооперацию. Цифровые технологии потенциально могут способствовать такой устойчивой трансформации, но для достижения их эффективности необходимо принимать условия Индустрии 5.0.
Рассматривая развитие организаций потребительской кооперации в контексте индустрии 4.0 и индустрии 5.0 следует отметить, что эти две концепции не сменяют друг друга, как это происходило на более ранних этапах, а являются взаимодополняющими, поскольку индустрия 4.0 ориентирована именно на развитие цифровой экосистемы, а индустрия 5.0 – человекоцентрична - ориентирована на использование возможностей и способностей человека, его ценности. В отличие от своих предшественников, в которых основное внимание уделялось автоматизации, Индустрия 5.0 стремится к гармоничному сочетанию цифровой, физической и биологической областей, в основе которых лежат человеческий интеллект и эмоциональный контекст. Таким образом, две концепции не противоречат, а напротив – взаимодополняют друг друга и органично встраиваются в концепцию устойчивого развития с её системой ценностных установок и приоритетов. Однако текущее изучение Индустрии 5.0 и ее связь с Индустрией 4.0 и устойчивым развитием потребительской кооперации все еще находится в зачаточном состоянии, результаты исследований несистематизированны. Следовательно, тема исследования актуальна и не вызывает сомнения.
Цель исследования – развитие теоретических и научно - методических положений в области устойчивого развития организаций потребительской кооперации в условиях индустрий 4.0. 5.
Научная новизна исследования состоит в выявлении, систематизации и оценке особенностей влияния Индустрии 4.0, Индустрии 5.0 на устойчивое развитие потребительской кооперации.
Гипотеза исследования - особенности потребительской кооперации, обусловленные спецификой многоотраслевой системы, социальной ответственностью предпринимательских структур, формируют новые практики устойчивого развития в контексте влияния Индустрий: 4.0, 5.0.
Методы исследования основаны на системном подходе с использованием научной абстракции, синтеза, анализа. Использованы корреляционно-регрессионный анализ с использованием уравнения парной регрессии, который характеризуют отдельные аспекты индустрии 4.0 и 5.0.
При выполнении исследования устойчивого развития потребительской кооперации в условиях Индустрии 4.0 и 5.0 использованы труды отечественных и зарубежных ученых: Н.А. Асановой [3] (Asanova,2021), Э.Г. Матюгина, О.В. Вусович, А.В. Маликов [4] (Matyugina, Vusovich, Malikov, 2024), Е.А. Лясковской [5] (Lyaskovskaya, 2022), Христолюбова С.Н. [6] (Hristolyubova, 2018), Тепловой Л.В., Прижигалинской Т.Н., Пьянковой М.Г. [7, 8] (Teplova, Prizhigalinskaya , Pyankova , 2021, Prizhigalinskaya , 2018), Набиевой А.Р. [9, 10] (Nabieva 2019, Nabieva 2019), Арошидзе А.А. [11] (Aroshidze, 2020), Зык Н.М. [12] (Zyk, 2023), Масечко М.И. [13] (Masechko,2018), Бабкина А.В., Фёдорова А.А., Либерман И.И., Клачек П.М. [14] ( Babkina, Fedorova, Lieberman, Klachek, 2021), Розановой Н.М. [15] (Rozanova, 2023), Барата Дж. [16] (Barata J, 2023), Адел А. [17] (Adel A, 2022), Гобахлу М. [18] (Ghobakhloo M, 2023), Маддикунта П [19] (Maddikunta P, 2023), Алвес Дж [20] (Alves J., 2023), Бейер и др. [21], (Beier, G et al., 2022), Джамвал и др. (Jamwal, A et al., 2022) [22] и др.
Результаты исследования
За последние годы концепция цифровой экономики появилась в экономической теории и практике в связи с информационной революцией и развитием процессных цифровых технологий в начале XXI века. Знания о социальных и экономических процессах стали важнейшим ресурсом. Важнейшим технологическим трендом цифровой трансформации экономики и ее отраслей является широкое внедрение различных технологий: интернета вещей, искусственного интеллекта, технологий больших данных, робототехники, автоматизации, интеграции и управления. Процессное производство трансформируется в одну интеллектуальную физическую киберэкосистему (умную цифровую платформу). Именно поэтому Россия, как и многие другие страны, изучает создание цифровой экономики и цифровизацию экосистемы производства и инноваций .
В XXI веке, когда три промышленные революции — от изобретения парового двигателя и механизации производства до его автоматизации и появления информационных технологий — пройдены, в высокоразвитых странах говорят о четвертом этапе развития промышленности — Индустрии 4.0. В таблице 1 выделены основные критерии сравнительной характеристики технологических революций, а также проблемы сбалансированного развития цивилизации.
Таблица 1 – Характеристика технологических революций
Временной
период
|
Основные
ресурсы
|
Технологии
|
Первая
промышленная революция
| ||
Конец
18 – начало 19 века
|
Вода
и пар
|
Механизация
производства
|
Плюсы: механизация труда, повышение
производительности, рост городских центров и улучшение инфраструктуры,
развитие транспорта и связи
Минусы: плохие условия труда, детский труд и эксплуатация работников, загрязнение окружающей среды и истощение ресурсов, социальное неравенство и экономическое неравенство | ||
Вторая
промышленная революция
| ||
Конец
19 – начало 20 века
|
Электроэнергия
|
Серийное
производство
|
Плюсы: электроэнергетика и
возникновение новых отраслей промышленности, массовое производство приводит к
созданию более доступных товаров, технологические инновации и модернизация
Минусы: тяжелые условия труда и трудовые конфликты, перенаселение города и неадекватные условия жизни, экономические депрессии и финансовые кризисы | ||
Третья
промышленная революция
| ||
Конец
20 века
|
Электроника
и информационные технологии
|
Прогресс
в автоматизации производства
|
Плюсы: информационные потоки,
улучшение глобальной связи, автоматизация, повышение эффективности и
сокращение ошибок, доступ к знаниям и возможностям электронной коммерции
Минусы: проблемы конфиденциальности и утечки данных, смещение рабочих мест и неравенство из-за автоматизации, угрозы кибербезопасности и цифровой разрыв | ||
Четвертая
промышленная революция (Индустрия 4.0)
| ||
Начало
21 века
|
Цифровизация
|
Экстремальная
автоматизация производства
|
Плюсы: интеграция Интернета вещей,
искусственного интеллекта и Big Data для интеллектуальных решений, устойчивые
технологи для более «зеленого» будущего, персонализированное медицинское
обслуживание и улучшение качества жизни.
Минусы: сбой в работе из-за искусственного интеллекта и автоматизации, этические проблемы вокруг ИИ и автономных систем, утрата конфиденциальности в эпоху повсеместного сбора данных | ||
Пятая
промышленная революция (Общество 5.0)
| ||
Будущее
10-20 лет
|
Человек
в цифровизации
|
Гармоничное
взаимодействие машин и людей
|
Как отмечают A. С. Джордж, A. Джордж [23] (George, George, 2021), первая промышленная революция была вызвана изобретением парового двигателя в конце XVIII в., что в итоге превратило общество из аграрного в городское. Вторая промышленная революция привела к появлению электричества, автомобилей и телекоммуникаций, что способствовало дальнейшей индустриализации общества. Третья промышленная революция принесла с собой компьютеры, электронику и автоматизацию, положив начало информационной эпохе.
Идея четвертой революции была выдвинута К. Швабом [24] (Schwab, 2016), который выделил следующие ее особенности:
- рыночные модели поведения находятся под влиянием инновационных технологий; организации для осуществления своей деятельности и поддержания работоспособности ориентируются на запросы покупателей, внедряя новые производства и развивая формы сбыта;
- появление возможности для более оперативной и гибкой коммуникации человека и государства;
- информационные технологии оказывают на человека существенное влияние как положительного, так и отрицательного характера в силу их внедрения во все сферы жизнедеятельности.
Четвертая промышленная революция (Индустрия 4.0) еще больше повлияла на человечество, благодаря развитию Интернета, искусственного интеллекта, автоматизации на основе нейросетей и развитию биотехнологий. Ставит в основу прогресса доступ к знаниям и возможностям электронной коммерции, технологии, в частности роботов, искусственный интеллект и различные другие интернет вещи [25] (Nadezhdina, Chistyakova, Chistyakov, 2024).
Подходы, которые предлагает Индустрия 4.0, предполагают достижение более высокой эффективности и производительности с помощью передовых технологичных решений. При этом не только экономику страны трансформирует промышленная революция, но и привычный уклад жизни людей: с модернизацией оборудования меняются условия на рабочих местах, происходит автоматизация производственных операций, появляются новые профессии и растут требования к специалистам, для которых умение быстро разбираться в различных цифровых сервисах становится необходимостью. Вместе с тем, развитие искусственного интеллекта и использование роботов на производстве порождает новый тип отношений «человек — машина». И хотя Индустрия 4.0 способствует качественному преобразованию производства и позволяет говорить о новой — цифровой — экономике, все больше обостряется вопрос о возможных последствиях такой революции для жизни человека и его месте среди роботов и машин.
В новой парадигме развития потребительской кооперации, инновации рассматриваются как инструменты достижения устойчивого развития, при этом фокус с технологического прогресса смещается на человека. Это и есть Индустрия 5.0.
На рисунке 1 охарактеризованы ключевые аспекты, характеризующие Индустрию 5.0.
Рисунок 1- Ключевые аспекты, характеризующие Индустрию 5.0
Источник: составлено авторами
Основным аспектом, характеризующим Индустрию 5.0 является человекоцентричность — подход, переориентированный с технологий на людей и природу, при котором в основу производственного процесса ставятся потребности человека. В результате происходит переосмысление ценности работника в компании: он рассматривается через призму инвестиций, а не издержек. В таком случае человеческий капитал не соизмеряется с прямыми затратами на работников в виде оплаты труда и других необходимых финансовых расходов, а является самоценным, и работодатель сам заинтересован инвестировать в знания и благополучие сотрудников, чтобы совместно с ними достигать поставленные целиВ условиях бурно развивающегося технологического прогресса вместо того, чтобы заставлять работников адаптировать свои навыки к новым условиям, нужно подстраивать под них производственный процесс, чтобы направлять их и давать возможность расширения знаний, повышения квалификации, карьерного и личностного развития. Чтобы этого достичь, работники должны принимать непосредственное участие в процессе разработки и внедрения новых технологий на производстве.
С помощью инновационных решений для сотрудников организаций потребительской кооперации должна быть обеспечена комфортная и безопасная среда, где в первую очередь уделяется внимание их многоаспектному благополучию, которое состоит не только в физическом и психическом здоровье, но и обеспечении автономии, неприкосновенности частной жизни и уважении достоинства человеческой личности.
Особенно риск явного или неявного нарушения базовых прав человека актуален при проектировании «умных» рабочих мест, использовании в производственных процессах искусственного интеллекта. Чтобы люди оставались под контролем этой мощной технологии, необходимо заранее учитывать такие моменты, подготовить работника к взаимодействию с машинным «разумом» — они должны иметь базовое представление о том, как он работает, знать о его потенциальных преимуществах и ограничениях. Также важно предусмотреть простой механизм обратной связи в случае нарушения его личных прав.
Человекоцентричный подход тесно связан с другим понятием — «бережливое производство». Оно представляет собой набор инструментов управления предприятием, которые:
- в качестве ценности рассматривают не только технологические процессы, но и человеческий ресурс, в том числе физическое и психическое здоровье работника, его интеллект и предпочтения;
- предполагают вовлечение в улучшение бизнес-процессов весь персонал — от работников цехов до топ-менеджмента компании.
Такая модель предопределяет устойчивость организации, которая положительно сказывается как на климате внутри коллектива, так и на производительности и конкурентоспособности предприятия.
Когда мы говорим о широкомасштабной цифровой трансформации и внедрении различных инновационных технологий в производственные процессы, многих интересует вопрос, не спровоцирует ли это в будущем повсеместную безработицу из-за того, что машины заменят людей.
Если рассматривать такие опасения через призму Индустрии 5.0, риск сокращения рабочих мест сводится к минимуму, поскольку даже в случае замены человеческого труда автоматизированным процессом, появятся новые, с возможностью дистанционного выполнения рабочих процессов, что помимо прочего будет решать социальные задачи — позволит вовлекать на рынок труда жителей отдаленных регионов, а также людей с ограниченными физическими возможностями.
Устойчивое развитие — ключевая концепция современного мира, предполагающая баланс трех составляющих — экологии, экономики и общества. Однако, без использования принципов концепции устойчивого развития этот баланс в организациях потребительской кооперации не может быть достигнут. Экономическая устойчивость для системы потребительской кооперации в рамках Индустрия 5.0 заключается и сосредоточена на производстве и торговой деятельности, ориентированной на пайщиков. С точки зрения экологической устойчивости, представленная концепция сотрудничества человека и цифровых технологий для создания интеллектуальной бизнес - экосистемы способствует повышению эффективности использования ресурсов в биоэкономике. Устойчивое развитие социальной ответственности заключается в реализации социальной миссии и базируется на разработке социальной политики потребительской кооперации, суть которой сводится к системе мер по повышению благосостояния сельского населения, защите окружающей среды, участию в развитии своего региона в рамках социальной ответственности (Chistyakova, 2024) [26].
На взгляд авторов, индустрия 5.0 является неотъемлемым шагом для обеспечения устойчивого развития предпринимательских структур в потребительской кооперации. В условиях нестабильности, будь то геополитический кризис или природные катаклизмы различного характера, именно устойчивые, «гибкие» организации смогут защитить себя от сбоев, сохранить рабочие места и конкурентоспособность на рынке. Кроме того, с автоматизацией и роботизацией производственных процессов минимизируется фактор человеческой ошибки, а в дополнение с повышением благополучия сотрудников возрастает общая производительность.
Для оценки наличия взаимосвязи между отдельными видами деятельности организаций потребительской кооперации Центросоюза РФ и факторами развития информационных систем и ИКТ и оценки степени этой зависимости в данном исследовании проводился корреляционно-регрессионный анализ с использованием уравнения парной регрессии, математическая (теоретическая) модель которой имеет вид:
(1)
где, Y– объясняемая переменная;
Х – объясняющая переменная;
α – свободный член уравнения (константа)
β – коэффициент при объясняющей переменной
Объясняемыми (зависимыми) переменными (Yn) выступали объемы деятельности организаций потребительской кооперации Центросоюза РФ в Сибирском федеральном округе (далее СФО) по видам деятельности (табл. 2).
Таблица 2 -Объясняемые переменные по видам деятельности организаций потребительской кооперации Центросоюза РФ
в Сибирском федеральном округе
Обозначение показателя
|
Наименование показателя
|
Y1
|
Оборот
розничной торговли
|
Y2
|
Оборот общественного питания
|
Y6
|
Платные
услуги населению
|
Поскольку организации потребительской кооперации ориентированы на удовлетворение потребностей, как населения, так и хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), были отобраны две группы факторов использования ИКТ, оказывающих влияние на деятельность организаций потребительской кооперации Центросоюза РФ: первая – факторы, связанные с применением ИКТ населением и домашними хозяйствами; вторая – факторы, связанные с применением ИКТ хозяйствующими субъектами
Для оценки влияния указанных факторов были подобраны 11 показателей (объясняющих переменных), характеризующих влияние отдельных факторов (табл. 3).
Таблица 3 -Группировка объясняющих переменных по факторам, оказывающим влияние на деятельность организаций потребительской кооперации Центросоюза РФ в СФО
Обозначение показателя
|
Наименование показателя
| |
1. Факторы, связанные с
применением ИКТ населением и домашними хозяйствами
| ||
1.1 Использование ИКТ в
домашних хозяйствах
| ||
Х2
|
Доля домашних хозяйств имевших доступ к сети Интернет (в % от
общего числа домашних хозяйств)
| |
1.2 Использование
населением персонального компьютера
| ||
Х4
|
Доля населения в возрасте 15-74 лет использовавшего персональные
компьютеры (в % от общей численности населения в возрасте 15-74 лет)
| |
1.3 Использование
населением сети Интернет
| ||
Х5
|
Доля населения в возрасте 15-74 лет
использовавшего сети Интернет (в % от
общей численности населения в возрасте 15-74 лет)
| |
1.4 Использование
населением сети Интернет для заказа товаров и/или услуг
| ||
Х6
|
Доля населения в возрасте 15-74 лет, использовавшего сеть
Интернет для заказов товаров и/или услуг (в %
от общей численности населения в возрасте 15-74 лет)
| |
2. Факторы, связанные с
применением ИКТ хозяйствующими субъектами
| ||
2.1 Использование
организациями компьютеров и компьютерных сетей
| ||
Х8
|
Доля организаций, использовавших персональные компьютеры (в % от общего
числа обследованных организаций)
| |
2.2 Использование
организациями сети Интернет
| ||
Х11
|
Доля организаций, имевших веб-сайт (в % от общего
числа обследованных организаций)
| |
2.3 Интеграция внутренних
ИС внутри организации
| ||
Х14
|
Доля организаций, имевших специальные программные средства для
управления продажами товаров, работ и услуг (в % от общего числа
обследованных организаций)
| |
Х15
|
Доля организаций, имевших специальные программные средства для
управления закупками товаров, работ и услуг (в % от общего числа обследованных
организаций)
| |
2.4 Интеграция ИС
организации с ИС контрагентов
| ||
Х16
|
Доля организаций, использовавших электронный обмен данными между
своими и внешними информационными системами (в % от общего числа
обследованных организаций)
| |
2.5 Электронная коммерция
| ||
Х18
|
Доля организаций, размещавших заказы на товары, работы,
услуги по Интернету (в % от общего числа обследованных
организаций)
| |
Х19
|
Доля организаций, получавших заказы на выпускаемые
товары, работы и услуги по Интернету (в
% от общего числа обследованных организаций)
|
Структура деятельности организаций потребительской кооперации Центросоюза РФ в СФО в 2016-2022 годах приведена на рисунке 2. На региональном уровне она осуществляет многоотраслевую деятельность – торговля, общественное питание и пр. Несмотря на то, что розничная торговля традиционно является основным драйвером развития системы потребительской кооперации, в большинстве регионов, она невозможна без рационального сочетания с другими видами деятельности – производством, закупками и пр. Именно обеспечение рационального сочетания видов деятельности на региональном уровне в рамках потребкооперации позволит эффективно развиваться и ей, как системе, и региону.
Рисунок 2 – Структура деятельности организаций потребительской кооперации Центросоюза РФ в СФО в 2016-2022 годах* (по видам деятельности в % к совокупному объему)
* составлено авторами по данным [27-33]
Для выявления наличия связи между объясняемыми переменными (Yn) и объясняющими переменными (Xn) были рассчитаны коэффициенты парной корреляции, показывающей, насколько связаны между собой колебания значений показателей (табл. 4).
Таблица 4- Коэффициенты парной корреляции объясняемых переменных (Yn) и объясняющих переменных (Xn)
X2
|
X4
|
X5
|
X6
|
X8
|
X11
|
X14
|
X15
|
X16
|
X18
|
X19
| |
Y1
|
0,79
|
- 0,40
|
- 0,64
|
- 0,59
|
0,13
|
- 0,75
|
0,32
|
0,08
|
- 0,22
|
- 0,71
|
- 0,55
|
Y2
|
0,82
|
- 0,59
|
- 0,79
|
- 0,68
|
0,87
|
- 0,17
|
0,85
|
0,53
|
0,67
|
- 0,56
|
- 0,73
|
Y6
|
- 0,94
|
0,93
|
0,98
|
0,95
|
- 0,72
|
0,51
|
- 0,49
|
- 0,03
|
- 0,47
|
0,83
|
0,98
|
Для оценки силы связи применялась шкала Чеддока (табл. 5):
Таблица 5-Шкала Чеддока для оценки силы связи между переменными
Значение коэффициента
корреляции
|
Интерпретация значения
(сила связи между переменными) |
от 0 до 0,3
|
очень слабая
|
от 0,3 до 0,5
|
слабая
|
от 0, 5 до 0,7
|
средняя
|
от 0,7 до 0, 9
|
высокая
|
от 0,9 до 1
|
очень высокая
|
При проведении расчетов влияния факторов на показатели деятельности организаций потребительской кооперации Центросоюза РФ в СФО учитывались только объясняющие переменные с высокой и очень высокой связью с объясняемой переменной.
Так по результатам проведения корреляционного анализа (табл. 4), из перечня объясняющих переменных были исключены переменные, связь которых с объясняемой переменной Y1 «Оборот розничной торговли» является:
˗ Х8, Х15, Х16 – очень слабой;
˗ Х4, Х14 – слабой;
˗ Х5, Х6, Х19 – средней.
Таким образом, в оценивании влияния факторов на оборот розничной торговли организаций потребительской кооперации Центросоюза РФ в СФО использовались объясняющие переменные Х2, Х11 и Х18.
Таблица 6 - Результаты оценивания влияния факторов на оборот розничной торговли организаций потребительской кооперации Центросоюза РФ в СФО за 2016-2022 годы
Параметр модели
|
Коэффициент регрессии
|
t-статистика
|
P-значение
|
F-статистика
|
R-квадрат
|
Х2
|
1,2763
|
2,8716
|
0,0349
|
8,2459
|
0,6225
|
Х11
|
-0,8453
|
-2,5690
|
0,0503
|
6,4997
|
0,5689
|
Х18
|
-0,8826
|
-2,2489
|
0,0744
|
5,0574
|
0,5028
|
Из данных таблицы 6 видно, что на оборот розничной торговли организаций потребительской кооперации Центросоюза РФ в СФО в 2016-2022 годах значимое влияние оказывали только факторы первой группы, связанные с применением ИКТ населением и домашними хозяйствами (подгруппа 1.1 Использование информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в домашних хозяйствах (объясняющая переменная Х2). Переменные Х11 и Х18 значимого влияния на изменение объясняемой переменной Y1 «Оборот розничной торговли» не оказывают. Значение коэффициента при объясняющей переменной Х2 указывает на то, что при росте доли домашних хозяйств, имевших доступ к сети Интернет на 1%, оборот розничной торговли организаций потребительской кооперации Центросоюза РФ в СФО в среднем увеличится на 1,28%. Это можно объяснить следующим образом: чем больше домашних хозяйств имеют доступ к сервисам сети Интернет, тем больше у них возможностей получать информацию о деятельности кооперативных организаций, осуществляющих розничную торговлю и больше возможностей приобретать товары не только off-line, но и on-line.
По результатам проведения корреляционного анализа (табл. 4) было установлено наличие высокой связи с объясняемой переменной Y2 «Оборот общественного питания» и объясняющих переменных Х2, Х5, Х8, Х14 и Х19, которые и использовались в дальнейших расчетах.
Результаты расчетов в таблице 7 показывают, что на оборот общественного питания организаций потребительской кооперации Центросоюза РФ в СФО в 2016-2022 годах значимое влияние оказывали следующие факторы:
- группа 1.1. Использование информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в домашних хозяйствах (объясняющая переменная Х2);
- группа 2.1 Использование организациями компьютеров и компьютерных сетей (объясняющие переменные Х8);
- группа 2.3 Интеграция внутренних информационных систем (ИС) и совместный доступ к информации внутри организации (объясняющая переменная Х14).
Переменные Х5 и Х19 значимого влияния на изменение объясняемой переменной Y2 «Оборот общественного питания» не оказывают.
Таблица 7- Результаты оценивания влияния факторов на оборот общественного питания организаций потребительской кооперации Центросоюза РФ в СФО за 2016-2022 годы
Параметр модели
|
Коэффициент регрессии
|
t-статистика
|
P-значение
|
F-статистика
|
R-квадрат
|
Х
2
|
3,9234
|
3,1487
|
0,0254
|
9,9141
|
0,6647
|
Х
5
|
-3,0901
|
-2,3172
|
0,0631
|
6,5103
|
0,6299
|
Х
8
|
3,3976
|
4,0078
|
0,0102
|
16,0627
|
0,7626
|
Х
14
|
1,0943
|
3,6803
|
0,0143
|
13,5445
|
0,7304
|
Х19
|
-0,7431
|
-2,3640
|
0,0644
|
5,5884
|
0,5278
|
Значение коэффициента при объясняющей переменной Х2 указывает на то, что при росте доли домашних хозяйств, имевших доступ к сети Интернет на 1%, оборот общественного питания организаций потребительской кооперации Центросоюза РФ в СФО в среднем увеличится на 3,92%. Объяснить влияние данного фактора можно тем, что чем больше домашних хозяйств имеют доступ к сервисам сети Интернет, тем больше у них информации о деятельности предприятий общепита системы потребительской кооперации и больше возможностей приобретать продукцию общественного питания кооперативных организаций.
Значение коэффициента при объясняющей переменной Х8 указывает на то, что при росте доли организаций, использовавших персональные компьютеры, на 1%, оборот общественного питания организаций потребительской кооперации Центросоюза РФ в СФО в среднем увеличивается на 3,40%. Прирост доли организаций, использующих в деятельности персональные компьютеры, повышает уровень использования ими ИКТ, обеспечивает большую доступность информации о функционировании кооперативных организаций, реализующих продукцию общественного питания. Обеспечение более эффективных закупок необходимых в деятельности предприятий общественного питания товаров, сырья и полуфабрикатов, увеличение информированности потенциальных потребителей о предоставляемых кооперативными организациями общественного питания товарах, работах и услугах позволяет увеличивать оборот общественного питания.
Значение коэффициента при объясняющей переменной Х14 позволяет говорить о том, что при росте доли организаций, имевших специальные программные средства для управления продажами товаров, работ и услуг на 1%, оборот общественного питания организаций потребительской кооперации Центросоюза РФ в СФО в среднем увеличится на 1,09%. Не секрет, что наличие специальных программных средств управления продажами товаров, работ и услуг позволяет сделать процесс их реализации более эффективным. Организации потребительской кооперации, работающие в сфере общественного питания, реализуют не только продукцию собственного производства, но и покупные товары. Чем лучше организовано взаимодействие с поставщиками сырья, полуфабрикатов, покупных товаров, тем больше может быть реализовано продукции предприятиями общепита, входящими в систему потребительской кооперации Центросоюза РФ в СФО.
Наличие высокой силы связи объясняемой переменной Y6 «Платные услуги населению» по результатам проведения корреляционного анализа (табл. 4) было установлено с переменными Х8 и Х18, а наличие очень высокой силы связи – с объясняющими переменными Х2-Х6 и Х19.
На платные услуги населению организаций потребительской кооперации Центросоюза РФ в СФО в 2016-2022 годах значимое влияние оказывали следующие факторы (табл. 8):
- группа 1.2 Использование населением персонального компьютера (объясняющая переменная Х4);
- группа 1.3 Использование населением сети Интернет (объясняющая переменная Х5);
- группа 1.4 Использование населением сети Интернет для заказов товаров и/или услуг (объясняющая переменная Х6);
- группа 2.5 Электронная коммерция (объясняющая переменная Х18 и Х19).
Таблица 8 -Результаты оценивания влияния факторов на платные услуги населению организаций потребительской кооперации Центросоюза РФ в СФО за 2016-2022 годы
Параметр модели
|
Коэффициент регрессии
|
t-статистика
|
P-значение
|
F-статистика
|
R-квадрат
|
Х
4
|
6,8315
|
5,5337
|
0,0026
|
30,62
|
0,8596
|
Х
5
|
4,8194
|
10,2407
|
0,0001
|
104,87
|
0,9545
|
Х
6
|
0,8325
|
6,7634
|
0,0011
|
45,74
|
0,9015
|
Х
8
|
-3,5567
|
-2,3303
|
0,0672
|
5,4304
|
0,5206
|
Х
18
|
3,9037
|
3,3549
|
0,0202
|
11,25
|
0,6924
|
Х
19
|
1,2665
|
10,29025
|
0,0001
|
105,89
|
0,9549
|
Остальные объясняющие переменные значимого влияния на изменение объясняемой переменной Y6 «Платные услуги населению» не оказывают.
Данные расчетов указывают (табл. 3), что при росте доли населения в возрасте 15-74 лет, использующего персональные компьютеры (объясняющая переменная Х4) на 1%, стоимость платных услуг организаций потребительской кооперации Центросоюза РФ в СФО в среднем увеличится на 6,83%.
Значение коэффициента при объясняющей переменной Х5 позволяет предположить, что при росте доли населения, использующего Интернет, в возрасте 15-74 лет на 1%, стоимость платных услуг организаций потребительской кооперации Центросоюза РФ в СФО в среднем увеличится на 4,82 %, а коэффициент при объясняющей переменной Х6 указывает на то, что при увеличении доли населения, использовавшего Интернет для заказов товаров и/или услуг, в возрасте 15-74 лет на 1%, стоимость платных услуг организаций потребительской кооперации Центросоюза РФ в СФО в среднем увеличится на 0,83%.
Разница в силе влияния показателя Х5 и Х6 по нашему мнению объясняется большей «таргетированностью» показателя Х6. Использование сети Интернет в принципе (показатель Х5) в большей степени стимулирует увеличение объема платных услуг, поскольку в результате поиска информации, просмотра контента (не только связанного с предложением и продажей услуг, а и, например, образовательного), у пользователя может возникнуть интерес к той или иной услуге, желание попробовать ее и пр. Показатель же Х6 «Доля населения в возрасте 15-74 лет, использовавшего сеть Интернет для заказов товаров и/или услуг» характеризует в большей степени осознанное решение об использовании Интернета для совершения конкретных операций по заказу товаров и/или услуг. Кроме того, понятие заказа не тождественно понятию покупки. Если товар или услуга не понравились пользователю, не устроили его по своим характеристикам, качеству и пр. он может не совершать покупку, отказаться от нее, что, соответственно не увеличит объем платных услуг населению организаций потребительской кооперации Центросоюза РФ в СФО.
Коэффициент при объясняющей переменной Х18 позволяет утверждать, что при росте доли организаций, размещавших заказы на продукцию, работы или услуги в Интернете на 1%, стоимость платных услуг организаций потребительской кооперации Центросоюза РФ в СФО в среднем увеличится на 3,90%. Увеличение доли организаций, размещающих заказы на продукцию, работы или услуги в Интернете увеличивает объем спроса, которые могут удовлетворить организации потребительской кооперации, предоставляющие платные услуги.
Чем больше организаций использует ресурсы Интернета для получения заказов на продукцию, работы или услуги, тем меньше объем спроса, который могут удовлетворить организации потребительской кооперации, предоставляющие платные услуги – этим можно объяснить отличия влияния переменных Х18 и Х19 – коэффициент при объясняющей переменной Х19 указывает на то, что при росте доли организаций, получавших заказы на выпускаемую продукцию, работы или услуги по Интернету на 1%, стоимость платных услуг организаций потребительской кооперации Центросоюза РФ в СФО в среднем увеличится на 1,27%.
Заключение
Таким образом, на основе проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы и рекомендации.
1) Установлено, что потребительская кооперация, обусловленная спецификой многоотраслевой системы, социальной ответственностью предпринимательских структур, формирует новые практики устойчивости развития в контексте влияния Индустрий: 4.0, 5.0. Следует делать акцент на совмещении современных технологических революций, которые не заменяют друг друга, а гармонично дополняют, что позволяет сместить при этом ракурс с технологического прогресса на человека.
2.Анализ показателей экономического развития потребительской кооперации по видам деятельности в сфере услуг по Сибирскому федеральному округу за 2016 – 2022 гг. выявил, что основными предоставляемыми услугами являются: розничная торговля, общественное питание, платные услуги.
3. На основе предложенного регрессионного-корреляционного анализа выделены объясняемые переменные по видам деятельности организаций потребительской кооперации Центросоюза РФ в Сибирском федеральном округе и объясняющие переменные по факторам, оказывающим влияние на деятельность. Рассчитаны коэффициенты парной корреляции, показывающие, насколько связаны между собой колебания значений показателей. Эмпирические расчеты показывают влияние факторов на предоставление услуг: розничной торговли, общественного питания, платных.
Источники:
2. Шнорр, Ж. П. Совершенствование интегральной оценки цифровизации торговли / Ж. П. Шнорр // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2020. – № 5(84). – С. 60-76.
3. Асанова, Н. А. Устойчивое развитие потребительской кооперации как инновационная модель развития сельских территорий в условиях цифровизации экономики / Н. А. Асанова, Л. Н. Исачкова, С. Ю. Хут // Естественно-гуманитарные исследования. – 2021. – № 37(5). – С. 27-34.
4. Матюгина, Э.Г., Вусович, О.В., Маликов, А.В. Благополучие работника в условиях перехода к Индустрии 5.0 // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 2. – С. 435-454. – doi: 10.18334/ce.18.2.120479.
5. Лясковская, Е.А. Экономическая устойчивость организации в цифровой экономике // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2022. Т. 16, № 1. С. 87–99.
6. Христолюбов, С.Н. Влияние инноваций на устойчивое развитие организаций потребительской кооперации // Инновационное развитие экономики. – 2018. - №4. – С. 125-131.
7. Теплова, Л.В., Прижигалинская, Т.Н., Пьянкова, М.Г. Управление потенциалом организаций потребительской кооперации как условие повышения её конкурентоспособности и устойчивого развития // Российский журнал менеджмента. – 2021. - №4. – С. 140-146.
8. Прижигалинская, Т.Н. Формирование и развитие системы статистических показателей деятельности кооперативов России в аспекте «зеленой» экономики // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2018. - №1 (68). - С. 9-15.
9. Набиева, А.Р. Оценка структуры трудовых ресурсов и специализаций потребительской кооперации // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2019. № 3. С. 24-30.
10. Набиева, А.Р. Теоретические основы и современные тренды развития российской кооперации // Вопросы региональной экономики. 2019. № 3 (40). С. 73-79.
11. Арошидзе, А.А. Особенности формирования системы факторов устойчивого развития предприятий // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. - №11. – С. 2849-2868.
12. Зык, Н.М. Особенности устойчивого развития стратегии организации в цифровой экономике [Электронный ресурс] / Н. М. Зык ; науч. рук. Л. К. Климович // Актуальные проблемы мировой экономики и менеджмента: материалы международной интернет-конференции, Гомель, 21 декабря 2023 г.: научное электронное текстовое издание / Белкоопсоюз, Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации; под науч. ред. М. В. Тимошенко. – Гомель, 2023. – С. 97–98.
13. Масечко, М. И. Особенности интеграции принципов устойчивого развития в деятельность малых и средних предприятий // Вопросы науки и образования. 2018. №12 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-integratsii-printsipov-ustoychivogo-razvitiya-v-deyatelnost-malyh-i-srednih-predpriyatiy-1 (дата обращения: 10.05.2024).
14. Бабкин, А.В., Фёдоров, А.А., Либерман, И.И., Клачек, П.М. Индустрия 5.0: понятие, формирование и развитие // Экономика промышленности. – 2021. - №4. – С. 375-395.
15. Розанова, Н.М. Индустрия 5.0: золотой век или прыжок в темноту // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2023. - №6. – С. 61-77.
16. Barata, J. Industry 5.0 – Past, Present, and Near Future // Procedia Computer Science 219 (2023) 778–788.
17. Adel, A. Future of industry 5.0 in society: human-centric solutions, challenges and prospective research areas // Journal of Cloud Computing (2022) 11:40.
18. Ghobakhloo, M. Behind the definition of Industry 5.0: a systematic review of technologies, principles, components, and values // Journal of Industrial and Production Engineering Vol. 40, 2023 – Iss. 6.
19. Maddikunta, P. Industry 5.0: A survey on enabling technologies and potential applications // Journal of Industrial Information Integration Volume 26, March 2022, 100257.
20. Alves, J. Is Industry 5.0 a Human-Centred Approach? A Systematic Review // Machine-Learning-Assisted Intelligent Processing and Optimization of Complex Systems (2023).
21. Beier, G., Matthess, M., Guan , Grudzien D., Xue B, Pinheiro de Lima, L., Impact of Industry 4.0 on corporate environmental sustainability: Comparing practitioners’ perceptions from China, Brazil and Germany, Sustainable Production and Consumption, Vol. 31, 2022, pp,287-300, URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2352550922000513 (дата обращения 12.04.2024).
22. Jamwal, A., Agrawal, R , Sharma M., Kumar V., Kumar S., Developing A sustainability framework for Industry 4.0, Procedia CIRP, Vol. 98, 2021, pp. 430-435, URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2212827121001591
23. George, A.S.; George, A. Industrial Revolution 5.0: The Transformation of The Modern Manufacturing Process to Enable Man and Machine to Work Hand in Hand. Seybold Rep. 2020, 15, 214–234.
24. Шваб, К. Четвертая промышленная революция / К. Шваб — «Эксмо», 2016. – 229с.
25. Надеждина, С. Д. Трансформация рынка труда и запрос на новый тип ИТ-специалистов в тренде цифровой экономики / С. Д. Надеждина, О. А. Чистякова, А. А. Чистяков // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. – 2024. – Т. 9, № 1(31). – С. 84-94. – DOI 10.21603/2500-3372-2024-9-1-84-94. – EDN LFLNWQ.
26. Чистякова, О. А. Управление устойчивым развитием системы потребительской кооперации в условиях индустрии 5:0 на рынке услуг: Интеллектуальная инженерная экономика и Индустрия 5.0 (ИНПРОМ-2024): сборник трудов Международной научно-практической конференции, 25–28 апреля 2024 г. в 2 т. Т. 1 / под ред. д-ра экон. наук, проф. Д. Г. Родионова, д-ра экон. наук, проф. А. В. Бабкина. – СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2024. С. 157-161.
27. Баврина, А.П., Борисов, И.Б. Современные правила применения корреляционного анализа // Медицинский альманах. 2021. №3 (68). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-pravila-primeneniya-korrelyatsionnogo-analiza (дата обращения: 14.05.2024).
27. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации Российской Федерации за 2016 год / Центросоюз. Москва, 2017.
28. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации Российской Федерации за 2017 год / Центросоюз. Москва, 2018.
29. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации Российской Федерации за 2018 год / Центросоюз. Москва, 2019.
30. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации Российской Федерации за 2019 год / Центросоюз. Москва, 2020.
31 Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации Российской Федерации за 2020 год / Центросоюз. Москва, 2021.
32. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации Российской Федерации за 2021 год / Центросоюз. Москва, 20[[]
33. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации Российской Федерации за 2022 год / Центросоюз. Москва, 2023.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 15:49:03