Влияние цифровизации на позиции стран по развитию региональных потребительских рынков

Соколова Л.Г.1, Савченко Е.Е., Толстихина Е.И.1
1 Красноярский институт железнодорожного транспорта

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 6 (Июнь 2024)

Цитировать:
Соколова Л.Г., Савченко Е.Е., Толстихина Е.И. Влияние цифровизации на позиции стран по развитию региональных потребительских рынков // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 6. – doi: 10.18334/epp.14.6.121217.

Аннотация:
Внедрение цифровых технологий приводят к формированию нового типа потребительского рынка, современных потребителей, для которых информационные платформы выступают местом покупки и продажи товаров и услуг. Для успешного развития потребительского рынка в современных условиях необходимо учитывать эти изменения для улучшения взаимодействия производителей с потребителями и удовлетворения их потребностей. Исследован блок вопросов, характеризующих методические подходы к количественной оценки влияния цифровизации на развитие региональных потребительских рынков, позволяющие применять более эффективные методы формирования товарных потоков. Установлено, что на региональном уровне управления не исследуется оптимизация процессов направленных на решение задач снижения зависимости от внешних рынков и развития внутренней экономики. Рассмотрено влияние цифровизации на уровень развития региональных потребительских рынков разных стран. Выявлены страны с наибольшей долей затрат на исследования и разработки в области цифровой экономики, доступа к интернету в домашних хозяйствах, цифровых навыков населения, цифровизации и электронной торговли. Предложен методический подход определения позиции страны при оценке уровня развития цифровизации и уровня развития потребительского рынка, основанный на учете факторов, формирующихся за пределами определенного экономического пространства. В результате исследования построена матрица позиции стран по уровню развития цифровизации и потребительского рынка. Разработаны основные направления по повышению уровня цифровизации с целью влияния на развитие потребительского рынка стран, входящих в один из сегментов матрицы.

Ключевые слова: потребительский рынок, цифровизация, цифровая экономика, внутренние факторы, внешние факторы

JEL-классификация: L86, O33, O31



Актуальность. Потребительский рынок играет важную роль в экономике региона и оказывает значительное влияние на развитие локальных региональных рынков. Основными аспектами такого влияния являются: стимулирование экономического роста, развитие предпринимательства, создание новых рабочих мест, повышение инвестиционной привлекательности и развитие инноваций.

Следует отметить, что в современной экономической научной литературе [7, 8, 9] малоизученным аспектом остается влияние развития цифровой экономики в различных странах, уровень цифровизации во взаимосвязи с развитием потребительского рынка. Методически не определен общепринятый подход к количественной оценки такого влияния, позволяющий применять более эффективные методы формирования товарных потоков для развития региональных потребительских рынков.

Для разработки оценки влияния цифровизации на формирование регионального потребительского рынка был проведен анализ существующих методических подходов к уровню ее развития.

Методика количественной оценки цифровой экономики BCG связывает масштабы цифровой экономики с инвестициями местных компаний, но не учитывает импорт продуктов и услуг на внутренний рынок страны [1].

Методика бюро экономического анализа США — Bureau of Economic Analysis (BEA) выделяет три категории концепции цифровой экономики (инфраструктура, электронная коммерция, цифровые носители), но некоторые компоненты ее, такие как одноранговая электронная торговля P2P, известная как экономика совместного использования, не рассматриваются [1].

Методика расчета показателя «Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления» предназначена для расчета показателя «Достижение цифровой зрелости», но не позволяет оценить уровень цифровой зрелости всех секторов экономики [1].

Большинство аналитиков, рассматривая данный аспект, принимают во внимание различные критерии развития тех или иных технологий, уровень спроса на информационные технологии и многие другие показатели, влияющие на развитие различных сфер экономики [2, 3, 4], не связывая их с развитием регионального потребительского рынка, снижения зависимости от внешних рынков и развития внутренней экономики.

Цель исследования заключается в выработке направлений стратегического развития территориального потребительского рынка на основе комплексного подхода к показателям его формирования: занятости, доходов, инфраструктурного, финансового обеспечения населения и его цифрового развития в целях высвобождения времени работоспособного населения для совершенствования своего профессионального и социального статуса.

Научная новизна заключается в обосновании и расчете интегрального показателя оценки влияния цифровизации на функционирование потребительского регионального рынка, с учетом дополнения критериев, наиболее полно отражающих потенциал цифровизации: инфраструктурный, кадровый, финансовый, и цифрового развития, а также применение метода групповых индикаторов по двум видам критериев - организационный и результирующий.

Авторская гипотеза. В современных условиях развития в связи с цифровизацией экономики, важной государственной задачей, становиться разработка на региональном и муниципальном уровнях управления условий повышающих значение факторов социального и психологического направления, которые в совокупности с факторами производственного характера оказывают влияние на рост производительности труда.

Проведенные авторами выборочные исследования методом фотографии нерабочего времени работников показали, что на втором месте значатся затраты времени «зависания» в соцсетях и играх [5]. Данные исследования позволили также выделить такие направления, как рост индексов электронного получения государственных услуг, электронной торговли в общем их объеме. Для анализа возможностей по совершенствованию структуры суточного фонда времени населения и высвобождению времени трудоспособного населения для своего профессионального развития исследуется влияние цифровых технологии на формирование различных каналов коммуникаций потребительского рынка региона.

Методы исследования. В целях формирования системы показателей, определяющих влияние цифровизации на уровень развития региональных потребительских рынков исследованы тенденции внутристрановых затрат на разработки в области цифровой экономики, доступ к интернету в домашних хозяйствах, цифровые навыки населения, индексы цифровизации и электронной торговли.

Проведенный анализ позволил выявить, что наибольшая доля затрат на исследования и разработки в процентах к валовому внутреннему продукту составляет в Республике Корея - 4,64%, наименьшая - в Индии - 0,65% (рис. 1).

Примечание: https://world-statistics.org/ (дата обращения 06.05.2024)

Рисунок 1 – Доля внутренних затрат на исследования и разработки в области цифровизации к валовому внутреннему продукту страны (в %%)

Цифровизация идет наиболее быстрыми темпами в Китае, о чем свидетельствует показатель индекса цифровизации, составляющий 2,44. Немного ниже данный показатель в США – 1,9. Остальные представленные в анализе страны имеют не высокие, по сравнению с лидерами показатель индекса цифровизации, который находиться в диапазоне от 0,12 до 0,43. Наименьшее значение анализируемого показателя имеет Бразилия - 0,13. (рис. 2).

Примечание: https://world-statistics.org/ (дата обращения 06.05.2024)

Рисунок 2 – Индекс цифровизации в 2021 году.

Развитие цифровых технологий на уровне экономического развития в стране способствует формированию цифровых навыков у населения и предоставляемыми возможностями домашним хозяйством их использовать.

Анализ данных имеющихся цифровых навыков у населения представленных для анализа стран (рис. 3) показал, что в Китае имеют такие навыки 48% населения, в Японии - 44%, в Швеции - 45%, в России - 27%, а в Бразилии и Индии - 23%.

Примечание: https://world-statistics.org/ (дата обращения 06.05.2024)

Рисунок 3 - Цифровые навыки населения (в процентах от общей численности населения в возрасте 15 лет и старше)

Особенностью современной цифровазации экономических процессов является возможность населения использовать свои цифровые навыки в домашних условиях. Наиболее ярко данная особенность проявилась в период пандемии, когда большинство работников и учащиеся были переведены на домашнее обучение и выполнение трудовых обязанностей с использованием информационных технологий.

Наиболее обеспечены доступом к интернету домашние хозяйства в Республике Корея -100%, наименьший показатель отмечен в Индии -67%. (рис. 4).

Примечание: https://world-statistics.org/ (дата обращения 06.05.2024)

Рисунок 4 - Доступ к интернету в домашних хозяйствах (в процентах от общего числа домашних хозяйств)

Цифровые навыки населения и доступ к интернету домашних хозяйствах создают условия повышенного спроса на цифровые услуги. В целом, цифровизация меняет способы взаимодействия компаний с потребителями и создает новые возможности для более эффективного взаимодействия на региональных рынках. Данная ситуация наглядно прослеживается по росту индекса электронной торговли (рис. 5).

Примечание: https://world-statistics.org/ (дата обращения 06.05.2024)

Рисунок 5 – Индекс электронной торговли в общем объеме розничной торговли, %

Большинство представленных для анализа стран имеют индекс электронной торговли выше 90%. Лидерами по данному показателю являются Республика Корея -95%, и Япония – 95%. Индия занимает последнюю строчку с показателем 76%. В России данный показатель составляет 85,2%.

Результаты исследования. Проведенный анализ данных развития цифровизации в России и ряде стран, выступающих лидерами по большинству показателей в мировом рейтинге по цифровизации, выявил неизученные аспекты ее влияния на формирование потребительского рынка региона.

Цифровизация оказывает значительное влияние на потребительский рынок, изменяя привычные сценарии покупок и взаимодействия с продуктами и услугами. Одним из основных изменений стало увеличение онлайн-торговли: потребители все чаще предпочитают делать покупки через интернет, что требует от компаний перехода к цифровым каналам продаж и улучшения онлайн-сервисов.

Под воздействием различных изменений и прогресса в обществе и экономике произошла эволюция факторов, влияющих на функционирование потребительских рынков, формирующих экономическое пространство.

Традиционные группы факторов формирования и функционирования потребительского рынка претерпели значительные изменения в условиях цифровизации. Внутренние и внешние факторы формирования потребительского рынка дополняются учетом факторов, формирующихся за пределами определенного экономического пространства, но влияющие на локальные региональные рынки. Цифровизация создает новые возможности для компаний в области международной торговли, но также увеличивает конкуренцию и требует более гибких и адаптивных стратегий.

Для разработки оценки влияния цифровизации на функционирование регионального потребительского рынка, с учетом уточнения групп факторов, влияющих на его формирование, дополнены критерии наиболее полно отражающие потенциал цифровизации: инфраструктурный, кадровый, финансовый, и цифрового развития.

Для определения потенциала для проведения цифровизации предлагается метод интегральной оценки. Метод интегральной оценки является методом смешанного типа, в котором применяются количественные показатели и также может применяться экспертная оценка значимости (веса) показателей. Выделение групповых показателей, отражающих наиболее полно потенциал для цифровизации позволяет ранжировать территории (страны, регионы) по трем уровням - с низким, средним и высоким уровнем потенциала для проведения цифровизации;

Для оценки потенциала развития потребительского рынка при проведении цифровизации также предлагается применение метода интегральной оценки. На первоначальном этапе применения данного метода проводится определение групповых индикаторов потребительского рынка по двум видам критериев - организационный и результирующий.

В ходе исследования по каждому критерию оценки уровня цифровизации и уровню развития потребительского рынка были разработаны показатели, по три на один критерий и, рассчитаны интегральные коэффициенты.

В результате, были сформированы три группы показателей ранжирования регионов по уровням развития потребительского рынка и потенциала развития цифровизации:

1 группа – низкий уровень при значении интегрального показателя от 1,4875 – 2,6233;

2 группа – средний уровень при значении интегрального показателя от 2,6234 – 3,7591;

3 группа - высокий уровень при значении интегрального показателя от 3,7592 – 4,895.

Сводные данные, характеризующие позиции стран по уровню развития цифровизации и потребительского рынка представлены в таблице 1

Таблица 1– Матрица позиции стран по уровню развития цифровизации и потребительского рынка


Уровень потребительского рынка
Высокий
Средний
Низкий
уровень потенциала для проведения цифровизации
Высокий
Китай
США
Тайвань
-
-
Средний
Япония
Республика Корея
Финляндия
Эстония
Канада
Швеция
Низкий
Россия
Великобритания
Германия
Италия
Франция
Чехия
Индия
Примечание: составлено авторами

Данные матрицы позволяют сделать вывод, что ни одна страна не вошла в ячейку с высоким уровнем потенциала для проведения цифровизации и средним уровнем развития потребительского рынка и высоким уровнем потенциала для проведения цифровизации и низким уровнем потребительского рынка. В тоже время следует отметить такие страны как Китай, США, Тайвань, которые имеют высокие показатели уровня цифровизации и потребительского рынка. Россия заняла позицию с высоким уровнем потребительского потенциала, но низким уровнем цифровизации. В данную группу вошли кроме России такие страны как Великобритания, Германия, Италия, Франция которым следует направить усилия на развития цифровизации и тем самым стимулировать поведение потребителей через различные цифровые платформы.

В соответствии с позицией стран, входящих в один из сегментов матрицы должны разрабатываться меры повышения уровня цифровизации с целью влияния на развитие потребительского рынка (табл.2).

При высоком уровне потенциала для цифровизации и высокого уровня потребительского рынка следует разрабатывать мероприятия, направленные на удержание лидирующих позиций за счет развития цифровых технологий, ориентированных на сферу потребления.

Таблица 2. – Матрица позиции стран по потенциалу проведения цифровизации и уровня потребительского поведения


Уровень потребительского поведения
Высокий
Средний
Низкий
Уровень потенциала
для проведения цифровизации
Высокий
Мероприятия направленные на удержание лидирующих позиций
Развитие информационных программ направленных на обработку информации
Разработка программ направленных на информирование потребителей
Средний
Развитие потенциала для проведения цифровизации и повышения уровня потребительского поведения
Мероприятия направленные на развитие потенциала для проведения цифровизации
Низкий
Мероприятия направленные на развитие цифровизации
Источник: составлено авторами

При низком уровне потенциала для цифровизации и низком уровне потребительского рынка следует проводить мероприятия в первую очередь направленные на развитие цифрового потенциала страны, а именно обеспечение населения и предприятия средствами мобильной связи, а затем разработки программ, направленных на сферу потребления.

Выводы Потребительский рынок, являясь частью экономической системы, обеспечивающей взаимосвязь между отдельными отраслями производства и потребления, территориями страны и государствами, позволяет наиболее объективно судить об экономическом потенциале и тенденциях его развития, а также об изменении уровня жизни населения. Важная роль потребительского рынка состоит в том, что он способствует обеспечению пропорциональности производства и удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах. Для органов регионального и муниципального управления потребительский рынок выступает как объект управления в виде сложной экономической системы с множеством разнообразных элементов, отношений и связей. Поэтому изучение потребительского рынка является самостоятельной, требующей специального исследования, проблемой, требующей разработку и применения новых организационных форм и методов регулирования процессами экономических отношений не только продавцов и потребителей, а также установления взаимовыгодной зависимости от внешних рынков и развития внутренней экономики.


Источники:

1. Приказ от 18 ноября 2020 г. № 600 «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития российской федерации «цифровая трансформация». Np-ss.org. [Электронный ресурс]. URL: http://np-ss.org/images/2021/02/prilogenie_08-604_21%202021-02-19.pdf.
2. Алешникова В.И., Береговская Т.А., Сумарокова Е.В. Стратегия омниканального маркетинга // Вестник университета. – 2019. – № 2. – c. 39-45. – doi: 10.26425/1816-4277-2019-2-39-45.
3. Андрианов В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Мировая экономика и международные отношения. – 2000. – № 3. – c. 47-57. – doi: 10.20542/0131-2227-2000-3-47-57.
4. Гончаров И.Л., Горелова О.А. Психология потребительского выбора и его влияние на ценообразование в условиях рынка // Вестник университета. – 2020. – № 8. – c. 110-116. – doi: 10.26425/1816-4277-2020-8-110-116.
5. Соколова Л.Г., Оглоблин В.А. Социализация производительности труда в современных условиях // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 8(145). – c. 1225-1229. – doi: 10.34925/EIP.2022.145.8.254.
6. Соколова Л.Г. Эффективность государственного и муниципального управления // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2011. – № 6. – c. 117-120.
7. Толстихина Е.И., Демченко С.К., Подопригора В.Г., Александров Ю.Л. Цифровая трансформация и ее влияние на потребителей // Инновации и инвестиции. – 2022. – № 3. – c. 11-15.
8. Толстихина Е.И. Анализ методов формирования потребительского поведения // Наука, общество, технологии: проблемы и перспективы взаимодействия в современном мире: Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2023. – c. 20-27.
8.
9. Толстихина Е.И., Демченко С.К., Подопригора В.Г., Суслова Ю.Ю. Совершенствование модели поведения потребителей в условиях цифровой трансформации // Экономические науки. – 2023. – № 227. – c. 152-158. – doi: 10.14451/1.227.152.
10. Цифровизация: теория и практика. / Сборник трудов конференции. - Иркутск: Байкальский государственный университет, 2023. – 172 c.
10.
11. Фрис Я. Революция трудолюбия. Потребительское поведение и экономика домохозяйств с 1650 г. до наших дней. - М.: Из-во РАНХиГС, 2016. – 464 c.
12. Вишневский К.О., Гохберг Л.М., Дементьев В.В., Дранев Ю.Я. и др. Цифровые технологии в российской экономике. / Монография. - М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 116 c.
13. Национальный проект «Цифровая экономика». Wikipedia.org. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Национальный проект «Цифровая экономика».
14. Мировая статистика- международная статистика. World-statistics.org. [Электронный ресурс]. URL: https://world-statistics.org/.

Страница обновлена: 18.06.2024 в 14:50:31