Финансовая бизнес-аналитика экономического потенциала сельскохозяйственной потребительской кооперации России в контексте международного положения
Мороз О.Н.1, Медведский Д.А.1
1 Сибирский университет потребительской кооперации
Скачать PDF | Загрузок: 26
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 12 (Декабрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63549106
Аннотация:
В статье оценена финансовая бизнес-аналитика экономического потенциала сельскохозяйственной потребительской кооперации России, также представлены методические и технологические решения для обеспечения ее устойчивого развития в контексте международного положения. Сельскохозяйственная потребительская кооперация России играет стратегическую миссию в обеспечении национальной продовольственной безопасности России посредством экономической трансформации и интеграционных связей сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях импортозамещения. Результаты научного исследования: проведен бизнес-анализ экономического потенциала сельскохозяйственной потребительской кооперации России в условиях импортозамещения; разработаны методические рекомендации, позволяющие улучшить финансовую устойчивость сельскохозяйственных кооперативов. Новизна научного исследования основана на выдвижении специфических тенденций развития сельскохозяйственной потребительской кооперации России в новых геополитических реалиях посредством апробации методических решений и финансовой бизнес-аналитики.
Ключевые слова: сельскохозяйственная потребительская кооперация, сельскохозяйственные кооперативы, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, механизмы, методические рекомендации, риски, устойчивое развитие
JEL-классификация: Q01, Q13, Q18
Введение
Вопрос об устойчивом развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации в России за последние годы поднимается достаточно часто. Новая социально-экономическая обстановка и нестабильные геополитические процессы усиливают изменения, вызовы и тренды, результатом которых выступает нарушение динамики устойчивого функционирования сельскохозяйственной потребительской кооперации, невыполнение интересов членства кооперативных организаций и неэффективная финансово-хозяйственная деятельность. Причинно-следственными связями данных институционально-правовых преобразований и барьеров стали несовершенный механизм кооперирования, низкий уровень государственной финансовой помощи и нормативного обеспечения бизнес-процессов, ограниченность методических рекомендаций в части эффективного ведения финансового-хозяйственной деятельности сельскохозяйственной потребительской кооперации России.
В современных условиях особенно остро встает вопрос о национальной продовольственной безопасности. В условиях экономической трансформации и импортозамещения в АПК секторе России происходят значительные институциональные изменения и нормативно-правовые преобразования, которые связаны с реформированием, реструктуризацией и планомерным развитием малых форм хозяйствования (МФХ). Среди множества факторов устойчивого функционирования малых форм хозяйствования (МФХ) основным является кооперация, которая выступает универсальным инструментом интеграции, добровольного и совместного взаимодействия и партнерства экономических субъектов в процессе товарно-сбытовой и торгово-производственной деятельности. Средством повышения эффективности функционирования данных хозяйственных сообществ выступают кооперативные организации крестьянско-фермерских (КФХ) и личных подсобных хозяйств (ЛПХ).
Научная проблема развития сельскохозяйственной потребительской кооперации постоянно находится в кругу внимания отечественных ученых-экономистов. Так, Воронин Б.А., Воронина Я.В., Погарцева Е.Е., Долгополова А.А. исследуют текущий потенциал институционального и нормативно-правового обеспечения функционирования сельскохозяйственной потребительской кооперации в России, представляя технологические решения в части норм права [9]. Путинцев В.В. и Гудкова О.Е. раскрывают социально-экономическую миссию сельскохозяйственной потребительской кооперации посредством интеграционной функции с аграрно-промышленным комплексом, выполняя приоритетные экономики народного хозяйства [10]. Афанасьева М.С. структурирует систему сельскохозяйственной потребительской кооперации как механизм консолидации и партнерства малых форм хозяйствования и жителей сельских территорий, результатом которой выступает удовлетворением социально-общественных интересов потребителей сельхозпродукции [11]. В свою очередь, Чернецова Г.М. исследуя стратегические ориентиры сельскохозяйственных потребительских кооперативов, выдвигает методический аппарат эффективного их функционирования, при этом выделяя причинно-следственные связи и зависимости неустойчивой финансово-хозяйственной деятельности кооперативных форм хозяйствования сельхозпроизводителей [12]. Семененко Г.А. интерпретирует типологию и классификацию кооперативных организаций посредством их влияния на темпы роста объемов товарно-сбытовой и производственной сельскохозяйственной деятельности, выявляя конкурентные преимущества кооперации сельского хозяйства в России [13].
Цель научной работы заключается в обосновании финансовой бизнес-аналитики экономического потенциала сельскохозяйственной потребительской кооперации России, а также разработке методических решений для обеспечения финансовой устойчивости в контексте международного положения.
Задачи научного исследования: оценить экономический потенциал текущего состояния деятельности организаций сельскохозяйственной потребительской кооперации в России; разработать методические решения, предоставляющие возможность нейтрализовать институциональные преобразования и нормативно-правовые изменения сельскохозяйственной потребительской кооперации в условиях экономической трансформации, интеграционных процессов и импортозамещения.
Методы исследования: сравнения, обобщения, анализа, синтеза статистических данных, табличной и графической интерпретации экономической информации, экспертных и рейтинговых оценок.
Новизна научного исследования основана на выдвижении специфических тенденций развития сельскохозяйственной потребительской кооперации России в новых геополитических реалиях посредством апробации методических решений и финансовой бизнес-аналитики.
Основная часть
Анализируя текущее геополитическое пространство России, можно отметить, что государство получает стимулы для модернизации и поддержания функционирования сельскохозяйственной потребительской кооперации для разных организационно-правовых форм деятельности. В последствие это предоставляет дополнительную возможность для оперативного и адекватного реагирования на институциональные преобразования и нормативно-правовые изменения в части управления конъюнктуры рыночного предложения на сельхозпродукцию, тем самым эффективно задействовав ограниченные ресурсы и оптимизируя потенциальные возможности аграрно-промышленного комплекса России. По-нашему мнению, повышение качества макроэкономических условий для ведения сельского хозяйства и создание мотивационных региональных механизмов для максимизации объемов сельхозпродукции стабилизирует динамику устойчивого развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в агропромышленном секторе, тем самым укрепит финансово-экономический потенциал и социальное положение частных сельхозпроизводителей в лице крестьянско-фермерских (КФХ) и личных подсобных хозяйств (ЛПХ).
Способствуя достижению высокого уровня отечественного сельхозпроизводства важно возрождать кооперацию, расширяя связи и инфраструктуру сельскохозяйственного потребительского рынка, посредством кооперирования торговли и производства согласно:
– социально-экономическим и потребительским интересам населения сельской территории путем их самореализации и самодеятельности хозяйствования;
– принципа социального равенства путем дифференциации доходов относительно уровня благосостояния людей и результатов их трудовой деятельности;
– привлечения неиспользуемых земельных, трудовых и материальных ресурсов путем эксплуатации на всех уровнях сельского хозяйства территории;
– интеграционных интересов участников воспроизводственного процесса аграрного сектора экономики и системы потребительской кооперации путем формирования деловой и рыночной инфраструктуры [13].
Текущий этап становления кооперации в России направлен на создание системы сельскохозяйственной потребительской кооперации, как полноправного участника потребительского рынка. В настоящих условиях экономической трансформации и интеграции, кооперативная организация обладает огромным потенциалом в повышении эффективности малых форм хозяйствования (МФХ) в сельской территории [14].
В новых реалиях малые формы хозяйствования (МФХ) занимают лидирующую позицию в совокупной структуре финансового результата сельского хозяйства (табл. 1). Так, в 2022 году в общей структуре продукции сельского хозяйства 60,1% пришлось на сельскохозяйственные организации, 24,1% на хозяйства населения и 15,8% на крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ) и индивидуальные предприниматели (ИП).
Таблица 1
Объемы производственной деятельности сельхозпродукции России, млрд. руб.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2022 г.
|
Темп роста, %
|
Экономические субъекты АПК
| |||||
Продукция
сельского хозяйства
|
5801,4
|
6468,8
|
7672,9
|
8653,5
|
49,2
|
в
том числе:
|
|
|
|
|
|
растениеводства
|
3056,4
|
3612,7
|
4427,3
|
4945,6
|
61,8
|
животноводства
|
2745,0
|
2856,1
|
3245,6
|
3617,9
|
31,8
|
Сельскохозяйственные организации
| |||||
Продукция
сельского хозяйства
|
3348,4
|
3787,0
|
4566,8
|
5149,4
|
53,8
|
в
том числе:
|
|
|
|
|
|
растениеводства
|
1641,0
|
2021,8
|
2497,8
|
2829,4
|
72,4
|
животноводства
|
1707,4
|
1765,2
|
2069,0
|
2320,0
|
35,9
|
Личные подсобные хозяйства (ЛПХ)
| |||||
Продукция
сельского хозяйства
|
1659,7
|
1717,6
|
1922,0
|
2063,7
|
24,3
|
в
том числе:
|
|
|
|
|
|
растениеводства
|
778,8
|
798,2
|
934,8
|
978,9
|
25,7
|
животноводства
|
880,9
|
919,4
|
987,2
|
1084,8
|
23,1
|
Крестьянские (фермерские) хозяйства
(КФХ) и индивидуальные предприниматели (ИП)
| |||||
Продукция
сельского хозяйства
|
793,3
|
964,2
|
1184,1
|
1350,4
|
70,2
|
в
том числе:
|
|
|
|
|
|
растениеводства
|
636,6
|
792,7
|
994,7
|
1137,3
|
78,7
|
животноводства
|
156,7
|
171,5
|
189,4
|
213,1
|
36,0
|
Согласно данным таблицы 1 [1], за период с 2019-2022 годы темп прироста объемов производственной деятельности сельхозпродукции агропромышленного комплекса РФ по разным экономическим субъектам находится на уровне 49,2%. В растениеводстве и животноводстве наблюдается положительная динамика: рост составил 61,8% и 31,8% соответственно, обусловлен высокими показателями урожайности зерновых культур, в то время как в животноводстве преобладающий вклад внесли птицеводство и свиноводство [8]. Однако производство крупного рогатого скота (КРС), по-прежнему, является проблемным сектором, характеризующимся низким показателем рентабельности (рис. 1).
Согласно экспертной оценке, при существующей государственной поддержке для достижения запланированного роста в секторе животноводства будет необходимо не менее 10 лет.
Рисунок 1. Динамика прироста поголовья скота в секторе животноводства за 2021-2022 гг., млн. голов
Источник: составлено авторами по данным Росстата [1].
В секторе свиноводства наблюдается динамичный рост в 5,7% к показателю 2021 года. В секторе птицеводства также прослеживается положительная динамика роста, составляя 2,2%. В секторе крупного рогатого скота (КРС) и мелкого рогатого скота (МРС) наблюдается незначительный спад, составляющий 1,3% и 1,4% соответственно. В целом, за последние годы сектора птицеводства и свиноводства показывают динамичные показатели развития, поскольку полностью удовлетворяется внутренний спрос и постепенно осваиваются новые ниши [8].
По данным информационного агентства Интерфакс [4], в 2021 году доля рентабельных сельскохозяйственных предприятий составляла 86%, а в 2022 году превысила 90%. В настоящее время со стороны государства активно оказывается поддержка в этом направлении. Так, с 1 января 2023 года для производителей крупного рогатого скота (КРС) запущена программа по возмещению издержек на выращивание скота двухлетнего возраста, а также на собственную переработку.
В современных условиях присутствуют определенные рыночные факторы, диктующие потребность кооперирования малых сельскохозяйственных товаропроизводителей:
1. Появляются определенные затруднения, связанные с приобретением материально-технических ресурсов (МТР) по более низкой цене. Крупным торговых сетям невыгодно кооперировать с малыми сельскохозяйственными товаропроизводителями по причине неоправданно-завышенных затрат, связанных с закупкой небольших партий товара.
2. Длительность финансового и производственного циклов производства, а также отсутствие маневренности и оперативности в реализации товарно-сбытовой деятельности сельскохозяйственного потребительского кооператива.
3. Ограниченный спектр численности покупателей закупок сырьевых ресурсов сельхозпродукции кооператива [12].
В экономике отрасли, сельскохозяйственные потребительские кооперативы (СПоК) трактуются как социально-ориентированный субъект и инструмент для повышения эффективности экономической деятельности сельхозпроизводителей (табл. 2).
По состоянию на 2023 год в РФ доля действующих сельскохозяйственных потребительских кооперативов составляет 42,6%, доля ликвидированных – 53,8%, а доля кооперативов в стадии реорганизации и ликвидации – 3,6%.
Таблица 2
Количественный показатель сельскохозяйственных потребительских кооперативов России за 2023 год, ед.
Виды сельскохозяйственных
потребительских кооперативов
|
Всего
|
из них:
|
Удельный вес, %
| ||
действующих
|
в стадии ликвидации или банкротства
|
недействующих
| |||
Совокупное
количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов
|
12533
|
5339
|
448
|
6746
|
100
|
в
том числе:
|
|
|
|
|
|
Кредитных
|
2969
|
606
|
103
|
2260
|
23,7
|
Перерабатывающих
|
2869
|
1676
|
92
|
1101
|
22,9
|
Снабженческих
|
2637
|
1218
|
88
|
1331
|
21,0
|
Сбытовых
|
1488
|
675
|
52
|
761
|
11,9
|
Обслуживающих
|
1321
|
611
|
51
|
659
|
10,5
|
Прочих
|
1249
|
553
|
62
|
634
|
10,0
|
из
них:
|
|
|
|
|
|
Животноводческих
|
959
|
388
|
54
|
517
|
7,7
|
Растениеводческих
|
155
|
145
|
6
|
4
|
1,2
|
Садоводческих
и огороднических
|
135
|
20
|
2
|
113
|
1,1
|
Проведенный анализ структуры сельскохозяйственных потребительских кооперативов РФ показывает, что преобладающую долю занимают кредитные, перерабатывающие и снабженческие сельскохозяйственные потребительские кооперативы, составляя 23,7%, 22,9% и 21,0% соответственно. Наименьшая доля в 1,1% зафиксирована в садоводческих и огороднических кооперативах.
Оценка тенденций и динамики развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в РФ за период 2019-2023 гг. демонстрирует постепенное сокращение численности организации сельскохозяйственной потребительской кооперации (рис. 2). Так, по данным базы данных СПАРК [2], в 2023 году количество организации сельскохозяйственной потребительской кооперации сократилось на 10,6%, составив 5345 единиц.
Рисунок 2. Динамика количества сельскохозяйственных потребительских кооперативов в РФ за 2019-2023 гг., ед.
Источник: составлено авторами по данным базы СПАРК [2].
Средняя продолжительность жизнедеятельности действующих сельскохозяйственных потребительских кооперативов РФ в 2023 году составляет 8,3 года (табл. 3). До 3 лет функционируют 19,2%, от 3 до 5 лет – 20,1%, от 5 до 10 лет – 23,7%, а от 10 и более лет – 37,0%.
Таблица 3
Средняя продолжительность жизнедеятельности действующих и ликвидированных сельскохозяйственных потребительских кооперативов России на 01.01.2023 год
Виды сельскохозяйственных
потребительских кооперативов
|
из них:
| |||
Действующих
|
Ликвидированных
| |||
ед.
|
лет
|
ед.
|
Лет
| |
Совокупное
количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов
|
5339
|
8,3
|
6746
|
8,0
|
в
том числе:
|
|
|
|
|
Кредитных
|
606
|
13,3
|
2260
|
8,2
|
Перерабатывающих
|
1676
|
6,5
|
1101
|
7,5
|
Обслуживающих
|
611
|
9,3
|
659
|
8,7
|
Сбытовых
|
675
|
7,5
|
761
|
7,3
|
Снабженческих
|
1218
|
8,2
|
1331
|
8,1
|
Прочих
|
553
|
8,4
|
634
|
8,1
|
из
них:
|
|
|
|
|
Животноводческих
|
388
|
8,6
|
517
|
7,8
|
Растениеводческих
|
145
|
6,9
|
4
|
3,1
|
Садоводческих
и огороднических
|
20
|
15,3
|
113
|
9,7
|
Продолжительность жизнедеятельности ликвидированных сельскохозяйственных потребительских кооперативов не имеет существенных различий от действующих и составляет 8 лет. До 3 лет действовали 14%, от 3 до 5 лет – 13%, от 5 до 10 лет – 43%, от 10 и более лет – 30%.
Фермерские хозяйства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы, выступая одними из основных компонентов агробизнеса, представляют собой важный сектор отечественного агропромышленного комплекса. Невзирая на текущие ограничения санкционного воздействия со стороны недружественных государств, сектор агробизнеса продолжает устойчиво развиваться и успешно справляется с поставленными задачами в условиях цифровой среды и импортозамещения. Фермерская продукция находит все большую популярность среди потребителей здорового образа жизни.
Каждый год значительные объемы финансирования из федерального и регионального бюджетов направляются на поддержание малых форм хозяйствования (МФХ). В совокупности эти средства составляют почти половину общего объема финансирования, выделяемого для прямой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Для малых форм хозяйствования (МФХ) доступны весь инструментарий поддержания, а также 14 специальных мер, ориентированных только для фермеров и кооперативов. Предоставление льготного и ипотечного кредитования направленно на снижение административных барьеров сельской территории. В 2022 году на целевые меры было выделено 12 млрд. рублей, а в 2023 году произошло увеличение суммы приблизительно на 1,5 млрд. рублей [5].
В 2023 году Министерством сельского хозяйства РФ были внесены коррективы в грант «Агростартап» из-за роста рыночной стоимости основных производственных фондов. Максимальные финансовые средства, предоставляемые на все виды деятельности экономических субъектов сельского хозяйства выросли на 2 млн. рублей.
С 2022 года такие типы хозяйств получают прямые субсидии на молочное, мясное, овощное и картофельное производство, а с 2023 года Минсельхозом России начата реализация федерального проекта по планомерному развитию овощеводства и картофелеводства, в контексте которого также предусмотрены субсидии для личных подсобных хозяйств (ЛПХ) по данному направлению. Вместе с тем с 2023 года самозанятые лица, ведущие личное подсобное хозяйство (ЛПХ), приобрели доступ к льготному кредитованию [5].
Повышенное внимание уделяется проблеме совершенствования земельных отношений. В 2022 году фермерские хозяйства имели права продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения. С 2023 года появилась возможность арендовать земельные наделы сроком до 5 лет без дополнительных торгов. Это, в свою очередь, способствует поддержке фермеров, повышая их конкурентный потенциал с крупными сельскохозяйственными товаропроизводителями на рынке, а также наращиванию производственных объемов. Помимо этого, с 2022 года Министерство сельского хозяйства РФ внедрило госпрограмму по развитию мелиорации и рациональному включению в оборот земельных наделов сельскохозяйственного назначения. В контексте реализации данной программы была оказана поддержка свыше 500 предприятий малого бизнеса на общую сумму в размере 4,5 млрд. рублей. Результатом реализации поставленных задач государственной программы в 2022 году стала передача в пользование отечественным аграриям около 600 участков сельского хозяйства, совокупной площадью 70 тыс. гектаров.
Одним из ключевых вопросов аграрием в условиях импортозамещения стала товарно-сбытовая политика сельхозпродукции. Так, например, успешно реализовался проект по организации интеграторов сельхозпродукции с целью поставки в сети магазинов «Магнит» и «Х5» Тульской и Липецкой областях. В данный момент формируются поставщики и ассортимент, в то время как сети разрабатывают контракты с упрощенными условиями для малых и средних предприятий (МСП). По результатам данного пилотного проекта в дальнейшем планируется возможность его расширения в пределах всей страны. Вместе с тем Минсельхоз России предоставляет помощь фермерам в выходе на популярные маркетплейсы и проводит конкурс и фестиваль «Вкусы России» в целях популяризации и продвижения местных брендов продовольственной продукции [5].
В дополнение к сказанному, с 2022 года введен механизм агроконтрактов. В ходе данного механизма кооператив или переработчик предоставляет производственные средства личным подсобных хозяйствам (ЛПХ), а затем выкупает урожай или поголовье. Благодаря этому сельскохозяйственный товаропроизводитель масштабирует объемы производства, оснащает загрузку мощностей по переработке и хранению. При данных обстоятельствах личное подсобное хозяйство (ЛПХ) полностью освобождается от задач сертификации товара и стопроцентно решает вопрос сбыта продукции.
С 2024 года Министерство сельского хозяйства РФ представит новые требования к субсидированию. К получателям субсидий на возмещение издержек будут включены организации потребительской кооперации, соответствующие требования сельскохозяйственного товаропроизводителя. Это подразумевает, что кроме сельскохозяйственных кооперативов, потребительские общества также смогут получать субсидии в том случае, если они производят сельскохозяйственную продукцию [6].
Нововведения коснутся грантовой поддержки для вновь созданных сельскохозяйственных потребительских кооперативов, которые для начала ведения финансово-хозяйственной деятельности получат денежные выплаты в размере до 10 млн. рублей.
Заключение
Роль и значение сельскохозяйственной потребительской кооперации в контексте современного международного положения России постепенно возрастает. Такой рост обусловлен тем фактором, что данная форма организации, функционируя на стыке экономических и социальных интересов, направлена на общественные потребности в целом и индивидуальные интересы граждан в частности. Сельскохозяйственная потребительская кооперации имеет огромный потенциал для увеличения объемов производства, экономического и социального развития [15]. Тем не менее в России существуют определенные факторы, сдерживающие развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации:
– отсутствие юридической грамотности в части информированности населения сельской территории о конкурентных преимуществах и экономических выгодах сельскохозяйственной потребительской кооперации;
– низкая доля доходности и финансовой рентабельности собственных источников финансирования экономических субъектов сельского хозяйства, что ограничивает возможность предоставлять заемный капитал, как стартовый для создания кооперативов;
– несовершенное нормативно-правовое обеспечение в части интеграции и экономической трансформации производителей сельхозпродукции [14].
Сельскохозяйственная потребительская кооперация, выступая ключевым фактором развития и поддержания сельских территорий, требует комплексных мер, направленных на ее поддержание и стабильное развитие. В данном контексте нами представлены методические рекомендации, способствующие наиболее полно оказать влияние на процесс устойчивого развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в России, принципы которых заключаются в следующем:
1. Необходимость разработки и принятия документа (концепции) по устойчивому развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации.
2. Разрешение актуальных проблем в нормативно-правовом регулировании функционировании сельскохозяйственных потребительских кооперативов:
– введение ограничений в аспекте субсидиарной ответственности для участников кооператива;
– формирование комплекса мер по созданию дополнительных механизмов по сбыту сельхозпродукции и продукции личных подсобных хозяйств (ЛПХ) в целях осуществления ее доступности населению. Данный комплекс мер также включает в себя создание и поддержку кооперативных маркетплейсов на основе новейших технологий коммуникации, цифровых технологий и логистики продвижения сельхозпродукции из сельской местности в город.
3. Улучшение и расширение мероприятий господдержки сельхозкооперативам путем субсидирования и грантирования, преимущественно в следующих направлениях:
– ориентированность на поддержку участников организации сельскохозяйственной потребительской кооперации (к примеру, посредством распределения 10% от общей суммы господдержки для формирования неделимого фонда);
– упрощение требований к получению грантов;
– финансовое оздоровление кооперативов, находящихся в стадии банкротства. Эта мера будет способствовать сохранению существующих кооперативов, а также иметь не только положительный экономический, но и социальный эффект, повышая мотивацию и уверенность своих членов.
4. Упорядочивание и поддержание инфраструктурных институтов, связанных с сельхозпотребкооперацией [7].
5. Повышение предоставляемых объемов финансовой поддержки в аспекте кредитования сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
6. Провести упорядочивание процесса льготного кредитования сельскохозяйственных потребительских кооперативов посредством упрощения процедуры имущественного залога, его оценки и проведения экспертной комиссии в целях обеспечения возможности кредитования большему количеству сельскохозяйственных производителей, а также повышения числа созданных кооперативов.
7. Корректирование сроков льготного периода кредитования до 7-10 лет для того, чтобы обеспечить наибольший уровень привлекательности со стороны сельскохозяйственных товаропроизводителей к процессу кооперирования.
8. Применение специального налогового режима для сельскохозяйственных потребительских кооперативов без каких-либо ограничений.
9. Создание региональной программы (документа) по развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов с учетом различного рода характерных особенностей в каждом регионе [16].
Предложенные методические рекомендации будут способствовать эффективному развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации, что, в свою очередь, способствует преодолению сокращения численности сельского населения, развитию сельских территорий и положительно повлияет на занятость сельского населения, а также модернизацию и технологическое оснащение материально-технической базы (МТБ) агропромышленного комплекса современной России.
Источники:
2. Системы профессионального анализа рынков и компаний: СПАРК. Спарк. [Электронный ресурс]. URL: https://spark-interfax.ru/ (дата обращения: 11.12.2023).
3. Центральный банк Российской Федерации: Банк России. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/ (дата обращения: 11.12.2023).
4. Доля прибыльных агрохозяйств в РФ в 2022 году превысила 90%. Интерфакс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/business/884964 (дата обращения: 11.12.2023).
5. Минсельхоз совершенствует систему господдержки фермерства и организации сельскохозяйственной потребительской кооперации. Министерство сельского хозяйства РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://mcx.gov.ru/press-service/news/minselkhoz-sovershenstvuet-sistemu-gospodderzhki-fermerstva-i-selkhozkooperatsii/ (дата обращения: 11.12.2023).
6. Меры господдержки малого бизнеса в сфере АПК с 2024 года будут расширены. Интерфакс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/russia/919348 (дата обращения: 11.12.2023).
7. Максимов А.Ф. Сельскохозяйственная потребительская кооперация в современной России: тенденции, проблемы, предложения. Viapi.ru/. [Электронный ресурс]. URL: http://www.viapi.ru/download/2023/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2-%D0%A2%D0%9F%D0%9F-11.07.2023.pdf?ysclid=lppv6i4di48 27288363 (дата обращения: 11/12/2023).
8. Сельское хозяйство: состояние и динамика производства 2015-2022 гг. Маркетинговые исследования РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://xn----7sbbgbdjecb2aeeqwgvkjh2a6aao4uje.xn--p1ai/news/obzor-otrasli-selskogo-hozyaystva-2015-2022/ (дата обращения: 11.12.2023).
9. Воронин Б.А., Кот Е.М., Воронина Я.В., Фатеева Н.Б., Маланичева А.В. Сельскохозяйственная кооперация в современной России // Аграрный вестник Урала. – 2015. – № 7(137.
10. Путинцев В.В., Гудкова О.Е. Социально-экономический потенциал сельскохозяйственной потребительской кооперации // Социально-экономические явления и процессы. – 2015. – № 11. – c. 116-123.
11. Афанасьева М.С. Сельскохозяйственная потребительская кооперация как инструмент совместной деятельности малого агробизнеса // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2014. – № 4(19). – c. 7-9.
12. Чернецова Г.М. Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в РФ // Известия сельскохозяйственной науки Тавриды. – 2017. – № 10((173). – c. 132-141.
13. Семененко Г.А. Роль сельскохозяйственной потребительской кооперации в развитии современного сельскохозяйственного производства // Роль высшего образования в развитии кооперации: Материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов. Белгород, 2016. – c. 17-28.
14. Исламиев Р.Р. Организационно-экономический механизм развития кооперации в сельском хозяйстве // Наука и современность. – 2012. – № 15-4. – c. 52-56.
15. Семeнова Е.И.Усольцева Э.А. Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. – 2013. – № 1. – c. 62-66.
16. Горелова Н.С. Кооперация как форма экономической деятельности // Проблемы современной экономики: Материалы Международной научной конференции. Челябинск, 2011. – c. 33-36.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:55:20