Эффективные бизнес-модели в сфере потребительской кооперации
Сочнева Е.Н.1, Дудина С.П.2, Жуков М.Ю.3, Старова О.В.3, Кравцов Д.И.3
1 Красноярский государственный аграрный университет, Россия, Красноярск
2 Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
3 Сибирский федеральный университет, Россия, Красноярск
Скачать PDF | Загрузок: 18 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 8 (Август 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54604790
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В данной работе представлены некоторые эффективные бизнес-модели для организаций сферы потребительской кооперации. Анализ проведен с учетом влияния факторов внешней среды, актуальных для рынка в целом на данный момент. Основными методами исследования являются анализ и синтез полученной информации. Показаны модели построения бизнеса на основе коллабораций и принципов бережливого производства. Обоснована эффективность деятельности в рамках существующих бизнес-платформ, в частности, Сбермаркет, а также занятие ниши, нацеленной на удовлетворение индивидуальных потребительских запросов. Разработана модель взаимодействия контрагентов в рамках бизнес-платформы. Статья нацелена на тех, кто развивает свой бизнес посредством системы потребительской кооперации.
Ключевые слова: организации потребительской кооперации, эффективность, бизнес-модели, бизнес-платформы, вытягивание продукции
JEL-классификация: L26, M11, M21
ВВЕДЕНИЕ
Современная российская экономика на данном этапе развития испытала влияние новых глобальных вызовов, с которыми ранее не сталкивалась. Сегодня на бизнес влияют такие факторы, как импортозамещение, изменение структуры затрат и логистических цепочек, дефицит трудовых ресурсов. Однако, во-многом, именно сейчас открылись новые возможности для организаций, занимающихся продовольственным обеспечением. Для сферы потребительской кооперации преимущества очевидны, так как она служит формой объединения организаций, которые внутри нее получают выгоды и преимущества. Это, своего рода, коллаборации, у которых в нынешних условиях появился серьезный шанс занять выгодные ниши.
Цель данной работы заключается в анализе некоторых эффективных бизнес-моделей, которые целесообразно использовать организациям сферы потребительской кооперации с учетом современных факторов внешней среды.
Под эффективностью понимается выбор наиболее оптимальной модели функционирования бизнеса из многих альтернативных
Некоторые авторы (например, Баринов А.Я., Волошенко К.Ю., Денисов И.В., Костин К.Б., Лукашенко Д.К., Максимцев И.А., Онуфриева О.А. и др.) рассматривают построение бизнес-модели с ориентацией на максимизацию ценности продукции [3; 6; 7; 10].
Существуют также подходы авторов (Асташова Е.А., Погребцова Е.А., Дурнев С.И., Морева Е. Л. И др.) к построению инновационных бизнес-моделей, строящихся с учетом особенностей бизнеса [2; 11].
Целый ряд авторов (Волкова И.А., Галынчик Т.А., Овсянко Л. А., Павлов Ю.В., Хмелева Г.А., Чепелева К. В. И др. ) делают акцент в своих исследованиях на интеграции всех бизнес-моделей в общую парадигму развития региональной экономики [5; 9; 12; 13; 15].
Существуют также подходы к чисто рыночному поведению бизнес-структур сферы мелкого и среднего бизнеса агропромышленного комплекса в условиях современной экономики [8; 14].
Однако, как явствует из приведенных обзоров, конкретно сфере потребительской кооперации, как важной форме организации бизнеса в сельском хозяйстве, уделено недостаточное внимание в отечественной научной литературе.
Исходя из приведенных обзоров литературы, можно заключить, что в бизнесе известно очень много эффективных моделей, но в данной работе мы будем исходить из двух посылов:
1. Бизнес-модель должна отвечать современным глобальным вызовам.
2. Бизнес-модель должна быть адаптирована и оптимальна для применения в организациях потребительской кооперации.
Исходя из Федерального закона от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» под потребительской кооперацией понимается система организаций потребительской кооперации, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов [1].
Основными задачами организаций потребительской кооперации, исходя из вышеупомянутого Закона, является закупка у населения сельскохозяйственной продукции, осуществление производства и обеспечение слаженной, бесперебойной работы всех членов общества потребительской кооперации.
В настоящее время, в условиях импортозамещения эти задачи как никогда актуальны, можно сказать, что предприятиям потребительской кооперации дали «зеленый свет» на активную работу и расширение своей деятельности.
Рассмотрим рекомендуемые модели.
1. Как реализовывать продукцию.
Проанализируем реализацию продукции на базе платформенных технологий. Сегодня, безусловно, удобной площадкой для такой торговли является Сбермаркет. В настоящее время на этой базе работают такие крупные ритейлеры, как «Метро», «Ашан», «Лента», «Магнит» и многие региональные сети. В Красноярском крае к таким компаниям относятся «Аллея», «Командор, «Красный Яр». Таким образом, актуальная задача сегодняшнего дня для потребительских обществ кооперации - это не просто реализовывать свою продукцию через известные торговые сети, а добиться того, чтобы она была представлена в электронном ресурсе Сбермаркета. Известно, что Сбермаркет в своей электронной сети представляет не все товары из тех, что реализуются в его магазинах в розницу. Общества потребительской кооперации должны выйти на торговые сети с предложением корректировки договоров с ритейлерами в части внесения позиций о распространении продукции через систему Сбермаркета. Торговля в Сбермаркете сейчас набирает обороты. По данным автора, в 2022 году туровые сети в структуре выручки от розничной торговли получали до 40% от торговли-онлайн.
Самостоятельную торговлю в Интернет-пространстве запускать нецелесообразно, так как здесь очевидны следующие минусы.
Во-первых, огромные затраты на выход на рынок и, в частности на рекламу, что не могут себе позволить общества потребительской кооперации. Следует отметить, что большие затраты включаться в цену продаваемой продукции, делая ее более дорогой, а, значит, менее конкурентоспособной, чем в системе готовой интернет-платформы.
Во-вторых, система Сбермаркета уже имеет раскрученную платформу с устоявшимся интерфейсом и функциями по обслуживанию. Там же в системе действуют бонусы «СберСпасибо», которые отражены на панели входа и видны пользователю. Цифровая площадка имеет гибкую систему начислений бонусов в зависимости от объема покупок. Кроме того, сам Сбербанк реализует часть продуктов, дающих привилегии в системе Сбермаркета. Например, к таким выгодам относятся приобретение подписок, которые дают возможность размещать в Сбербанке средства под более выгодны проценты или/и брать кредиты на выгодных условиях, и одновременно начислять повышенные бонусы «СберСпасибо» в Сбермаркете.
В-третьих, с технической точки зрения, пользователям электронных систем покупок крайне неудобно закачивать дополнительные сервисы из Google Play и других подобных систем, так как у всех есть ограничения по памяти телефона. Сегодня потребитель стремится закачать одну, мультифункциональную программу, которая позволит ему эффективно делать покупки в любых объемах и любом ассортименте.
Существует мнение об эффективности продаж через сайты или социальные сети. Однако, как было сказано выше, время продаж через сайты и социальные сети осталось в «далеком прошлом». Социальные сети сейчас слишком ограничены, а эффективно работать сайты смогут только у крупных, известных компаний. Для остальных нужна гибкая, мобильная платформа с большим выбором различных сервисов.
Рисунок 1. Схема взаимодействия обществ потребительской кооперации с ритейлерами
составлено авторами
Таким образом, преимущества Сбермаркета для обществ потребительской кооперации в том, что на базе готовой платформы можно существенно увеличить объем продаж. И, кроме того, настоящий период времени хорош тем, что ряд иностранных компаний ушли с рынка, а потребности остались. Скажем многие зарубежные поставщики компании «Метро» в сфере потребительских товаров расстались с ней, но при этом сама компания осталась. Кроме того, даже, если санкционное давление вынудит компанию «Метро» покинуть российский рынок, несомненно, на этих же площадях появится новая компания, которая объединит всех российских производителей, уже являющихся ее поставщиками. Сегодня, по оценкам автора до 90% поставщиков компании «Метро» на российском рынке – это отечественные производители, и потребности в увеличении их количества сохраняются. Слияние обществ потребительской кооперации с известными платформенными площадками могут стать выгодной коллаборацией для всех [16].
Крупные поставщики могут самостоятельно выходить на ритейлеров, а, вот, мелкие нет. И тут на помощь могут прийти общества потребительской кооперации, которые организационно возьмут на себя функции заключения договора с крупными ритейлерами, объединив под своей эгидой множество мелких производителей / поставщиков.
2. Как производить.
Это второй важный вопрос, который необходимо проработать в рамках произошедших изменений. Кроме производства универсальных товаров, подходящих всем, целесообразно организовать производство по принципу «вытягивания», известного в системе бережливого производства. Напомним, что принцип вытягивания представляет собой сначала производство, а лишь потом доведение уже готового продукта до потребителя. Это штучное производство на заказ или под запросы потребителей. При реализации такого принципа последнее звено системы, то есть потребитель, дает информацию всем предыдущим звеньям о том, что необходимо для удовлетворения его потребности [4].
При реализации принципа вытягивания речь пойдет не о той продукции, которая поставляется в торговые точки крупных ритейлеров, это то, что производится для отдельных покупателей. Сегодня это не принесет такой прибыли, как вариант захвата торговых ниш у ритейлеров в системе Сбермаркета, однако, на перспективу, когда рынок будет заполнен, это будет позиционировать потребительские общества на рынке, как те, которые готовы производить штучные товары под заказ из натуральных продуктов. Несомненно, это всегда будут востребовано. И на далекую перспективу, со стратегическим видением вперед, такое производство будет целесообразным.
В пользу принципа вытягивания можно сказать то, что принцип выталкивания, который уже действовал многие годы в организациях потребительской кооперации слишком затратен, и как следствие – менее эффективен.
Таким образом, принцип вытягивания или работы под запрос потребителя позволит занять важную нишу на рынке. Но для этого общества потребительской кооперации должны заняться активным продвижением услуги – «заказ под конкретную потребность» на рынке, используя, прежде всего, инструменты информирования потребителей.
Организационно решить вопрос о получении заказов от покупателей должно именно общество потребительской кооперации, а затем оно должно дать информационные сигналы тем участникам внутри общества, которые могут произвести заказ, а также организовать получение всех необходимых ресурсов.
Рисунок 2. Схема производства, построенная по принципу вытягивания
составлено авторами
3. Организационные принципы построения бизнеса.
В периоды кризиса будет нелишним анализировать накопленный опыт построения бизнес-процессов. Есть такие формы, которые помогут оптимизировать производство в рамках организаций, входящих в потребительские кооперативные общества.
Например, формирование бизнеса по принципу наличия общей кассы взаимопомощи для фирм, входящих в потребительские общества. Также распределение обязанностей для создания эффективных производственных цепочек внутри общества потребительской кооперации. Внутри таких обществ будет эффективна специализация на производстве тех или иных товаров, или на выполнении определенных функций.
В отечественной практике уже известны такие формы объединения бизнеса, как «пул», «концерн» и «конгломерат». Правда, применяют такие термины, как правило, по отношению к крупному бизнесу и его объединениям. Однако содержательная часть этих явлений может применяться везде, где объединение фирм выгоднее, нежели его отсутствие.
Так, «пул» - это объединение бизнеса, в котором, входящие в него бизнес-единицы складывают свою прибыль в общий фонд, а, затем, ее распределяют по заранее установленным принципам. Подобные виды объединений традиционно существуют в японском бизнесе, и носят название «кейрецу». Концерн подразумевает объединение фирм, связанных единой бизнес-идеей, общей технологией производства, производством в разных организациях продукции, отличающейся «узнаваемыми» качествами и характеристиками. Под конгломератом понимается производство, выстроенное по вертикали, от добычи исходного сырья до конечной продукции и реализации его потребителю. В предлагаемой выше модели вытягивания объединение по типу концерна будет выстраиваться от запроса потребителя и далее, по цепочке, к добыче необходимого сырья. При этом необходимо отметить, что на законодательном уровне организация деятельности в обществах потребительской кооперации никак не регламентируется.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак для успешной деятельности общества потребительской кооперации рекомендуется использовать:
1. С учетом сложившихся тенденций на рынке обществам потребительской кооперации целесообразно развивать торговлю на базе электронных платформ. При этом сами общества потребительской кооперации в этом процессе должны выполнять организационно-правовые функции по отношению к входящим в их состав фирмам.
2. Для занятия стратегических ниш рекомендовано использовать принцип бережливого производства «вытягивание», который позволит реализовывать востребованную продукцию для потребителей. Общества потребительской кооперации в центрах принятия решений должны сформировать различные формы интеграции организаций для получения максимального эффекта.
Таким образом, сегодня в выигрыше окажутся те компании, которые смогли вовремя перестроить свой бизнес с учетом факторов внешней среды.
Источники:
2. Асташова Е.А., Погребцова Е.А., Дурнев С.И. Инновационная деятельность региона как составная часть социально-экономического развития // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 2. – c. 827-842.
3. Баринов А.Я., Волошенко К.Ю., Дрок Т.Е. Поиск эффективной бизнес-модели в рамках существующих парадигм экономической сложности и создания стоимости: пример калининградских мебельных предприятий // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 1. – c. 239-256.
4. Богачева Е.А., Сочнева Е.Н. Бережливое производство // Логистика - евразийский мост: материалы ХI международной научно-практической конференции. 2016. – c. 307-313.
5. Волкова И.А., Галынчик Т.А. Экономический потенциал региона: проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 2. – c. 331-342.
6. Денисов И.В. Влияние трансформации социально-экономических систем на изменение основ теории менеджмента: перспективные бизнес-модели // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 2. – c. 479-494.
7. Денисов И.В., Петренко Е.С., Белик Е.Б. Бизнес-модель как описание деятельности реальной коммерческой организации // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – № 4. – c. 531-540.
8. Кабаненко М.Н., Кабаненко А.Е. Тенденции развития сельскохозяйственного маркетинга // Продовольственная политика и безопасность. – 2023. – № 2. – c. 319-330.
9. Краковская И.Н. Концепция обеспечения устойчивой конкурентоспособности промышленных кластеров России: основные положения // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 2. – c. 343-364.
10. Максимцев И.А., Костин К.Б., Лукашенко Д.К., Онуфриева О.А. Оптимальные бизнес-модели для отечественных предприятий в условиях санкционных ограничений // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 6. – c. 1729-1746.
11. Морева Е.Л. Бизнес-модель и ее роль в разработке инновационной политики (анализ зарубежных концепций) // Финансы: теория и практика. – 2017. – № 21(4). – c. 126-137.
12. Овсянко Л.А., Шелковников С.А. Состояние приоритетных направлений развития АПК Красноярского края // Экономика и предпринимательство. – 2021. – № 5 (130). – c. 408-411.
13. Павлов Ю.В., Хмелева Г.А. Концепция региональной агломерационной политики // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 2. – c. 297-316.
14. Салихова С.Ф. Развитие малого бизнеса в новой реальности: региональные возможности и ограничения // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 12. – c. 3189-3204.
15. Чепелева К.В. Конкурентоспособность региона в условиях развития экспортно-ориентированного сельского хозяйства // Экономика и предпринимательство. – 2021. – № 4 (129). – c. 373-380.
16. Sochneva E.N., Malakhova A.A., Starova O.V., Zyablikov D.V., Kravtsov D.I. Collaborations in the modern economy. / Frontier Information Technology and Systems Research in Cooperative Economics. Series Studies in Systems, Decision and Control. - Heidelberg, 2021. – 63-71 p.
Страница обновлена: 25.11.2024 в 11:56:56