Системный подход к выбору управленческих решений при рыночном саморегулировании развития организации
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6-2 (113), Июнь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Современные организации представляют собой сложные системы, структурные элементы которых находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Из этого следует, что при усилении управленческого воздействия на какую-либо одну составляющую (ресурсную или функциональную) произойдут соответствующие изменения и других компонентов объекта.
Ключевые слова: управление предприятием, управленческие решения, принятие решений
Современные организации представляют собой сложные системы, структурные элементы которых находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Из этого следует, что при усилении управленческого воздействия на какую-либо одну составляющую (ресурсную или функциональную) произойдут соответствующие изменения и других компонентов объекта.
При выборе управленческих решений (УР) следует базироваться на таком методическом обосновании их принятия, которое позволит учитывать последствия их влияния на все подсистемы организации. Решение этой сложной проблемы возможно с помощью широкого использования информационных систем (ИС), призванных решать текущие и стратегические задачи менеджмента.
Оперативная информация позволяет спланировать и сбалансировать ресурсы предприятия, просчитать и оценить последствия принимаемых УР, организовать управление себестоимостью продукции, ходом выполнения плана, использования ресурсов и т.д.
Наиболее ценной чертой информационных систем для предмета нашего исследования является возможность использования системного подхода к формированию управленческих решений, учитывающих факторы не только внутренней, но и внешней среды организации.
На этом аспекте акцентировали внимание многие исследователи при построении схем структуры ИС и информационных технологий (ИТ), использующихся в организации. В качестве примера можно привести точку зрения Г.А. Титоренко [1], которая выделяет в информационной системе предприятия следующие элементы:
‑ систему поддержки принятия решений;
‑ информационные системы решения функциональных задач;
‑ информационные технологии и процедуры обработки.
Для эффективного использования возможностей ИС и ИТ в качестве вспомогательного средства, обеспечивающего принятие управленческих решений, организации должны располагать соответствующим методическим инструментарием. В качестве такового мы предлагаем методику выбора УР при рыночном саморегулировании развития организации (рис. 1), практическое применение которой будет обусловливаться ИС и ИТ предприятия.
Исходной посылкой для разработки методики является задача выбора решений для достижения заданных параметров развития организации с учетом неопределенности факторов внешней среды. Отсюда целью разработки методики (этап 1) выступает создание инструмента для практического решения сформулированной исследовательской задачи.
При выборе базового метода для разработки методики (этап 2) мы исходили из следующих обстоятельств. Наиболее оптимальным будет являться такой, который позволит руководителям любого уровня оперировать не только количественными, но и качественными параметрами.
Рис. 1. Последовательность этапов методики выбора управленческих решений при рыночном саморегулировании развития организации
Базовый метод должен соответствовать принципам аналитичности, целенаправленности, регламентированности процедур управленческой деятельности, соблюдение которых позволит обеспечить обоснованность принимаемых решений. Этим принципам отвечают многие методы, но наиболее приемлемым из них представляется «дерево решений».
Этот метод позволяет детализировать принимаемые управленческие решения по уровням иерархии организации, где:
‑ цели верхнего уровня и принимаемые на нем решения имеют директивный характер, отражают прогнозную траекторию изменения состояния организации;
‑ цели среднего и оперативного уровня выступают в качестве рабочих, а принимаемые на этих уровнях решения характеризуются гибкостью и возможностью изменения в соответствии с фактической ситуацией;
‑ цели нижнего уровня и принимаемые на нем решения имеют характер конкретных мероприятий.
Таким образом, детализация целей и решений в виде построения «дерева» позволяет взаимоувязать их с видами УР и этапами их формирования. Для графического отображения этой взаимосвязи нами построена соответствующая схема (рис. 2).
Рис. 2. Схема взаимосвязи целей и задач организации с видами решений и этапами их формирования по уровням управления
Задачи разработки методики требуют определения типовых критериев выбора управленческих решений (этап 3). В данном случае мы сочли возможным использование критериев пессимистического, оптимистического выбора и их усредненного варианта – критерия максимума среднего выигрыша.
Эти критерии соответствуют методу сценарного моделирования и имеют соответствующее математическое описание, в соответствии с общим правилом:
У* = extremum(b1, b2,…bn), (1)
где У* ‑ искомый вариант решения;
bi – коэффициент важности i-го решения.
Отсюда критерий пессимистического выбора предполагает в качестве коэффициентов важности i-го варианта решения наихудшее значение показателя по результатам его принятия:
У* = maxmin Pij, (2)
i j
где Рij – результаты, предполагаемые по i-му варианту в j-й ситуации.
Критерий оптимистического выбора имеет обратную направленность:
У* = maxmax Pij, (3)
i j
Критерий максимума среднего выигрыша является наиболее приемлемым для ситуаций, вероятность которых можно предсказать с известной долей достоверности. Средний выигрыш можно рассчитать по формуле:
У* = extremum(Mi = SjBjOij), (4)
i
где Mi – математическое ожидание выигрыша от принимаемого решения;
Bj – вероятность появления i-й ситуации;
Oij – оценка i-го решения j-й ситуации.
Определение типовых критериев позволяет перейти к непосредственной постановке задачи. Но прежде следует провести конкретизацию общих методических основ, обеспечивающих выполнение задачи построения «дерева» в условиях риска (этап 4). Генерирование вариантов решений осуществляется на основе баз знаний, представляемых в форме семантических сетей, выстраиваемых в рамках экспертных систем.
Результат принятия УР на каждом уровне «дерева» определяется на основе формулы математического ожидания:
Mобщ = Snj= Bi Pi, (5)
где Mобщ – математическое ожидание общего результата на каждом уровне «дерева»;
Bi – вероятность наступления i-го события;
Рi – частный результат от реализации решения при наступлении i-го события;
n – количество учитываемых событий, которые могут оказывать влияние на стратегический или промежуточный результат.
Проведенное уточнение позволяет перейти к формулировке требований к постановке задачи построения дерева решений (этап 5).
Для использования методики в реальной экономике необходимо рассмотреть дальнейшие ее этапы на конкретном примере. Общей для всех предприятий целью является обеспечение устойчивого роста занимаемых позиций, т.е. повышение конкурентоспособности. Содержание этой цели позволяет сформировать проблему и построить дерево решений (этап 6).
Для повышения конкурентоспособности организация должна иметь такое состояние, параметром которого является устойчивый рост финансовых результатов. Эта посылка в полной мере соответствует главной цели функционирования субъектов экономики – максимизации получаемой прибыли. Для ее реализации предприятие должно обеспечить устойчивое повышение рентабельности.
Исходя из этого, задача построения «дерева» определяется как создание графической модели иерархического набора управленческих целей, на основе которого можно определить необходимые изменения параметров развития организации. Критерием оценки в данном случае будет являться минимум использования ресурсов при максимуме прогнозируемого результата. С учетом изложенного, дерево целей применительно к рассматриваемой задаче имеет общий вид, представленный на рис. 3.
Рис. 3. Общий вид дерева целей для реализации стратегической цели повышения рентабельности организации
На седьмом этапе методики предполагается построение соответствующих формул расчета параметров развития организации, обеспечивающих достижение ее стратегической цели – повышения рентабельности.
Источники:
2. Карминский А.М., Нестеров П.В. Информатизация бизнеса. – М.: Финансы и статистика, 1997.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:44:13