Технология принятия управленческих решений в теории и практике менеджмента
Харасова А.С.1, Блаженкова Н.М.1
1 Уфимский государственный университет экономики и сервиса
Скачать PDF | Загрузок: 18 | Цитирований: 17
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 2, Номер 2 (Апрель-Июнь 2015)
Цитировать:
Харасова А.С., Блаженкова Н.М. Технология принятия управленческих решений в теории и практике менеджмента // Лидерство и менеджмент. – 2015. – Том 2. – № 2. – С. 99-110. – doi: 10.18334/lim.2.2.598.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=25097297
Цитирований: 17 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Сегодня не существует единой технологии процесса принятия решений, так как каждый руководитель имеет свою индивидуальную технологию разработки и принятия управленческих решений. В зависимости от уровня их сложности изменяется число этапов и длительность процесса его разработки. В основном это зависят от тех, кто участвовал в их подготовке, но главную роль играют личностные характеристики руководителей, в зависимости от которых менеджеры по-разному диагностируют возникновение и серьезность управленческой проблемы. Авторами сделан вывод о том, что технология принятия управленческих решений не только профессиональное выполнение управленческих функций и залог достижения поставленных целей, но и центральное звено в теории и практике менеджмента.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, менеджмент, методы менеджмента, управленческое решение, технология принятия управленческих решений
JEL-классификация: M12, D70, L26
В предпринимательской деятельности необдуманные и необоснованные решения руководства могут стать причиной финансовых потерь и банкротства предприятия. От того, насколько своевременными, рациональными и эффективными будут принимаемые решения, напрямую зависит конкурентоспособность, успешное функционирование и развитие предприятия (Вешнякова, 2006; Горшкова, 2011; Коваль, 2012; Негреева, Алексашкин, Третьяков, 2014; Citroen, 2011; Mihaela, 2015; Popovič, Hackney, Coelho, et al., 2012; Smyth, Lecoeuvre, 2015).
Управление предпринимательской деятельностью
Предпринимательская деятельность имеет свою специфику ведения хозяйственной деятельности, как правило, сопровождающуюся повышенными рисками, которая определяет особенности технологии принятия управленческих решений.
Особенности менеджмента в предпринимательской деятельности заключаются в следующем:
- исполнение управленческих функций, как правило, концентрируется на одном человеке – руководителе;
- весь процесс выработки, принятия и реализации управленческого решения занимает очень короткий период времени;
- руководители предпринимательских структур в большинстве случаев не прибегают к услугам консалтинговых компаний, вырабатывая решения самостоятельно и возлагая на себя все риски и последствия принятия ошибочных и непродуманных решений;
- зачастую собственники предпринимательских структур одновременно являются их руководителями.
Процесс управления предпринимательской деятельностью всегда реализуется посредством принятия и реализации управленческих решений, выработку которых называют технологией разработки (принятия) управленческих решений.
Технология принятия управленческих решений в предпринимательской деятельности представляет собой логически упорядоченную последовательность этапов, содержащих определенный набор процедур, реализация которых обеспечивает выбор наилучшего варианта решения выявленной проблемной ситуации на основе анализа внешней и внутренней среды, поставленных целей и выбранных критериев и с учетом потенциала и перспектив развития организации [1].
Однако на практике не существует единой технологии процесса принятия решений, поскольку каждый предприниматель имеет свою индивидуальную технологию разработки и принятия решений. В зависимости от уровня сложности принимаемого решения варьируется число этапов и длительность процесса его разработки. Как правило, результаты всех этапов разработки и принятия управленческих решений в значительной мере зависят от тех, кто участвовал в их подготовке, а основную роль при этом играют личностные характеристики руководителей, в зависимости от которых менеджеры по-разному реагируют на возникновение и серьезность проблемы и по-разному диагностируют ее.
Эффективная предпринимательская деятельность сегодня уже невозможна без современных управленческих технологий, основанных на информационных технологиях, призванных обеспечивать ход всех коммуникационных процессов в бизнесе. Кроме того, рыночные условия функционирования требуют все большей оперативности менеджмента, особенно в разработке и реализации управленческих решений. В период резких изменений на рынке, сокращения длительности цикла обращения продукции и услуг, неустойчивости потребительского спроса важны адекватность информационной основы для принятия управленческих решений, а также непрерывный контроль за их реализацией. В этой связи актуальным становится использование современных методов информационных технологий для подготовки управленческих решений как одного из важнейших инструментов развития бизнеса.
Управленческое решение – это выбор, который должно сделать лицо, принимающее решение (ЛПР), с целью обеспечить выполнение задач, которые на него возложены должностными обязанностями.
Анализ терминологии приводит нас к выводу, что понятие «решение» несет в себе две смысловые нагрузки.
Во-первых, решение представляет собой процесс выбора одного варианта действий из нескольких возможных альтернатив. Критерии выбора того или иного варианта действий из множества альтернатив следующие: степень продвижения к цели, требуемые усилия, стоимость (издержки, вложения), риск, временные сроки.
Во-вторых, решение понимается как результат выбора того или иного варианта действий из множества альтернатив. При этом исключается возможность выбора более одного варианта действий.
Обе трактовки едины в одном: решение – есть выбор наилучшей, по мнению ЛПР, альтернативы из множества возможных, каждая из которых может быть реализована на практике определенным методом с некоторым конечным результатом.
Роль и значимость управленческих решений обуславливают ряд требований, которые к ним предъявляются: оптимальность, эффективность, законность, конкретность, простота формы и ясность содержания.
По мнению И.Н. Герчиковой [2], принятие управленческих решений – это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, который предполагает:
- разработку и установку цели;
- анализ проблемной ситуации на основе изучения имеющейся информации;
- формирование и обоснование набора критериев эффективности (результативности) и оценка возможных последствий реализации того или иного варианта решения;
- выбор из множества возможных вариантов решения проблемы оптимального решения;
- принятие и утверждение выбранного варианта решения;
- конкретизация и доведение до исполнителей решения для его реализации.
Процесс принятия управленческих решений
По сути, процесс принятия управленческих решений является основой менеджмента, специфическим видом деятельности, непрерывно осуществляемым на всех уровнях управления. В самом общем виде управленческое решение рассматривается как процесс, состоящий из трех последовательных стадий.
1) Подготовка управленческого решения предполагает анализ сложившейся ситуации во внешней и внутренней среде предприятия, включает поиск, сбор и обработку необходимой для анализа информации, а также диагностику и конкретизацию проблемы, требующей решения.
2) Принятие решения – на основе имеющейся информации осуществляется разработка и оценка альтернативных вариантов решений и совокупности действий по их реализации. Формируется система критериев выбора оптимального решения из множества допустимых вариантов, проводится выбор и принятие наилучшего решения.
3) Реализация решения предполагает выполнение комплекса мероприятий по детализации решения и доведения его до конкретных исполнителей, осуществляется мониторинг и контроль за выполнением мероприятий по реализации решения, вносятся необходимые коррективы и проводится оценка полученного результата.
Сравнение основных этапов технологии разработки управленческих решений, изложенных отечественными и зарубежными исследователями, выявило в них некоторые расхождения. Это обусловило целесообразность создания условно-типового варианта разработки и принятия управленческого решения для ЛПР в ходе осуществления предпринимательской деятельности, удовлетворяющего требованиям оперативности анализа возникшей ситуации в бизнесе, выбору варианта решения проблемы и его реализации.
По нашему мнению, технология разработки и реализации управленческого решения в предпринимательской деятельности должна включать следующие этапы и процедуры (см. рис.).
Рисунок. Процесс разработки и реализации управленческого решения в предпринимательской деятельности
Представленные на рисунке этапы процесса разработки и реализации управленческого решения следует осуществлять в рамках единого механизма принятия управленческих решений, призванного обеспечить целостность и последовательность процедур каждого этапа в целях обеспечения качества управленческого решения, которое выявляется на стадии контроля и определяется конечным его результатом (степенью достижения цели или вкладом в общую цель организации).
Качество управленческого решения обеспечивается:
- правильной постановкой (распознанием) проблемы;
- качеством информации (своевременность, достоверность, релевантность);
- квалификацией и ценностными ориентирами ЛПР.
Для повышения эффективности процесса разработки управленческих решений следует также обратить пристальное внимание на такой перспективный инструмент менеджмента, как контроллинг. Интегрируя в себе традиционные методы менеджмента – планирование, учет, анализ и контроль, контроллинг являет собой единую систему сбора, обработки, обобщения информации и обеспечения ею процессов разработки и принятия управленческих решений (Грибанов, Ершов, 2013; Пыткин, Блаженкова, 2009).
Выводы
Важно отметить, что контроллинг предполагает наличие механизмов саморегулирования менеджмента, в частности – обратную связь в контуре управления, реализация которой обеспечивает возможность координации и корректировки управляющих воздействий в соответствии с целями деятельности и условиями ее осуществления (Пыткин, Нечеухина, 2010).
Эффективное принятие решений – это необходимое условие профессионального выполнения управленческих функций и залог достижения поставленных целей. Технология принятия управленческих решений является центральным звеном в теории и практике менеджмента.
[1] Мумладзе, Р.Г. (2011). Менеджмент в агропромышленном комплексе. М.: КноРус.
[2] Герчикова, И.Н. (2012). Менеджмент (4-е изд.). М.: Юнити-Дана.
Источники:
Горшкова, Е.А. (2011). Концепция предпринимательского решения. Российский экономический интернет-журнал, 4, 143-152.
Грибанов, Ю.И., Ершов, К.О. (2013). Информационное обеспечение системы контроллинга на промышленном предприятии. Российское предпринимательство, 2, 66-72.
Коваль, О.С. (2012). Классификация и анализ факторов, определяющих эффективность управленческих решений в предпринимательских структурах. Экономическое возрождение России, 3, 124-130.
Негреева, В.В., Алексашкин, Ю.Н., Третьяков, К.Н. (2014). Методы, используемые в целях эффективного принятия управленческих решений в предпринимательских структурах. Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент, 3, 643-650.
Пыткин, А.Н., Блаженкова, Н.М. (2009). Комплексная оценка результативности хозяйственной организации на основе информации управленческого учета. Экономические и гуманитарные науки, 1, 196–202.
Пыткин, А.Н., Нечеухина, Н.С. (2010). Методологические основы совершенствования учета в системе контроллинга промышленного предприятия. Экономический анализ: теория и практика, 3, 11-16.
Пыткин, А.Н., Мишарин, Ю.В. (2013). Анализ базовой структуры факторов управления организационно-экономическими системами. Вестник Пермского университета. Серия: Экономика, 4, 20-25.
Пыткин, А.Н., Черникова, С.А. (2013). Особенности реструктуризации предприятий агропромышленного комплекса в инновационные интеграционные формирования (Перераб. и доп.). Пермь: АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов».
Шишкин, Д.Г., Гершанок, Г.А. (2012). Значение и классификация предпринимательских структур. Российское предпринимательство, 22, 63-69.
Citroen, C.L. (2011). The role of information in strategic decision-making. International Journal of Information Management, 31(6), 493-501. doi: 10.1016/j.ijinfomgt.2011.02.005 Mihaela, P.L. (2015). Personality Variables in Decision - Making. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 187, 658-662. doi: 10.1016/j.sbspro.2015.03.122 Popovič, A., Hackney, R., Coelho, P.S., et al. (2012). Towards business intelligence systems success: Effects of maturity and culture on analytical decision-making. Decision Support Systems, 54(1), 729-739. doi: 10.1016/j.dss.2012.08.017 Smyth, H., Lecoeuvre, L. (2015). Differences in decision-making criteria towards the return on marketing investment: A project business perspective. International Journal of Project Management, 33(1), 29-40. doi: 10.1016/j.ijproman.2014.03.005
Страница обновлена: 15.08.2024 в 07:58:10