Бизнес и государство – реализация совместных проектов в энергетике

Малышев Е.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-1 (95), Август 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Координация взаимоотношений между предприятиями энергетики и органами государственной власти в региональном энергетическом комплексе в условиях рыночных отношений в совместных инвестиционных проектах осуществляется исключительно институциональными методами управления. Сами институциональные методы управления можно определит как направленные законом и нормативными актами отношения между различными группами экономических агентов на общем поле их действия, ориентированные на реализацию стратегии развития региона.

Ключевые слова: энергетика, государство и бизнес, экономика региона, развитие региона



Координация взаимоотношений между предприятиями энергетики и органами государственной власти в региональном энергетическом комплексе в условиях рыночных отношений в совместных инвестиционных проектах осуществляется исключительно институциональными методами управления. Сами институциональные методы управления можно определить как направленные законом и нормативными актами отношения между различными группами экономических агентов на общем поле их действия, ориентированные на реализацию стратегии развития региона.

В условиях перехода электроэнергетики на рыночные отношения наблюдается высокий уровень зависимости тренда экономически устойчивого развития энергоснабжающих предприятий от политики региональных властей и активности регионального бизнес-сообщества.

Эта зависимость обусловлена существующим институциональным механизмом управления региональной энергетикой, который определяет:

‑ региональные принципы тарифного регулирования энергоснабжающих предприятий;

‑ методологию формирования и контроля исполнения инвестиционных программ энергетических предприятий;

‑ вопросы энергетической безопасности региона в связи с выходом на российский оптовый рынок электростанций с комбинированной выработкой электроэнергии и процессами регулирования естественных монополий;

‑ ответственность региональных властей за востребованность потребителями введенных энергетиками новых мощностей и исполнение прогноза развития энергопотребления;

‑ возможность системно решать вопрос устранения дефицита энергии через эффективное энергопотребление, что экономически целесообразно;

‑ возможность, в связи с общностью интересов региональных властей, энергетических предприятий и бизнес-сообщества, реализовывать совместные инвестиции в региональные энергетические инновационные проекты.

Применение мультидеятельного подхода к участию государственных органов власти в совместных инвестиционных проектах с энергетическими предприятиями позволяет многовариантно и надежно подойти к решению проблем. Целесообразность использования мультидеятельного подхода связана со сложностью объекта регулирования, необходимостью повышения эффективности инвестиционных решений.

Мультидеятельность государства в инвестиционных проектах вызвана случаями невостребованности потребителем реализованных вложений и проблемами энергетической безопасности региона. Более предпочтительным является вариант невмешательства государства в инвестиционные проекты энергетических компаний. Но, если бизнес пассивен, то государство в целях энергетической безопасности принимает деятельное участие. Инвестиционная активность бизнеса во многом зависит от цикличности развития экономики, этногенеза, психологии и антропологии в регионе.

Рассмотрим на практике предполагаемые модели государственного участия в реализации инвестиционных проектов в условиях реформирования и либерализации рыночных отношений.

1. При минимальной либерализации рыночных отношений в энергетике предлагается нормативная модель с активным государственным вмешательством в деятельность предприятий и отраслей регионального энергетического комплекса:

а) Развитие институциональных отношений в виде заключения соглашений о государственно-частном партнерстве и совместном финансировании инвестиционных проектов различных уровней с вертикально-интегрированными компаниями государственного уровня.

Соглашение может представлять собой:

- совместное финансирование, примером которого может являться Программа модернизации энергетики Пермского края, реализуемая совместно с РАО «ЕЭС России»;

- инвестиционный проект в счет налоговой льготы на прибыль (например, газификация Пермского края с участием ОАО «Лукойл»);

- инвестиционное соглашение о передаче в аренду крупным специализированным энергетическим компаниям общероссийского уровня энергетического имущества муниципальных электрических сетей;

- установление энергоснабжающему предприятию специализированной инвестиционной надбавки к тарифу (ОАО «Уралгазсервис», ООО «Пермгазэнергосервис»).

б) Стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности предприятий и отраслей регионального энергетического комплекса в рамках тарифного регулирования и налогового законодательства за счет применения:

‑ инвестиционных налоговых льгот;

‑ расчета предельных тарифов на электроэнергию по нормам и нормативам;

‑ дифференцированных тарифов по уровням потребления энергии;

‑ инвестиционных льгот при расчете тарифов.

Примером применения инвестиционных налоговых льгот является освобождение инвестируемой прибыли от налогообложения, а также снижение региональной процентной ставки на прибыль (в Пермском крае она снижена на 5%).

Применение нормативного подхода для стимулирования инвестиций в региональном энергетическом комплексе выражается:

‑ в расчете предельных тарифов на электроэнергию с применением прогрессивных норм, учитывающих расход топлива на уровне парогазового цикла и технологические потери;

‑ в применении дифференцированных тарифов в целях стимулирования эффективного энергопотребления;

‑ в сохранении базы тарифа для предприятий, проводящих инвестиционные мероприятия.

2. Модель государственного участия в инвестиционных проектах регионального энергетического комплекса в случае частично либерализованного рынка характеризуется пассивным государственным вмешательством в деятельность энергетических предприятий и предполагает следующие действия со стороны властей:

‑ стимулирование энергетических предприятий через тарифное регулирование к инвестиционной и инновационной деятельности без долевого финансирования;

‑ установление предельных тарифов;

‑ контроль исполнения инвестиционных и инновационных программ.

3. Модель свободного рынка предусматривает полное невмешательство государственных органов в инвестиционную деятельность энергетических предприятий, кроме институционального стимулирования инвестиционной активности и организации биржевого формирования цен на энергоносители.

Таким образом, при формировании концептуального подхода к процессу государственного регулирования регионального энергетического комплекса необходимо учитывать следующее:

1) деятельность органов власти в региональном энергетическом комплексе должна быть в основном направлена на активизацию инвестиционной и инновационной деятельности;

2) взаимоотношения в процессе реализации совместных инвестиционных проектов предприятий энергетического комплекса и властей региона во многом зависят от инвестиционной активности бизнес-сообщества.

В регионах с активным бизнес-сообществом экономическое развитие происходит ускоренными темпами, с минимальным вмешательством государства в деятельность энергетических предприятий, инициируя энергетический комплекс к саморазвитию. В регионах же с низкими темпами экономического развития необходимо более активное участие органов власти в стимулировании инвестиционной и инновационной деятельности предприятий. Основные усилия должны быть направлены на долевое участие и формирование новой методологии тарифного регулирования с использованием нормативных подходов и установления налоговых льгот для инвесторов.


Источники:

1. Бен В.Ф. Депортер. Регулирование естественной монополии. - Центр повышения квалификации по праву и экономике. Университет Гента, факультет права. 2005. ‑ 32 с.
2. Норт Д. Институцииональные изменения и функционирование экономики.. – М.: Начала, 1997. - С. 248.
3. Кузовкин А.И. Реформирование электроэнергетики и энергетическая безопасность.- М.: Институт микроэкономики, 2006. – 388 с.
4. Леонтьев В. Экономическое эссе. Теории, исследования и факты. - М.: АКТ, 1990. ‑ 415 с.
5. Гумилев Л. Этносфера. История людей и история природы. – М.: Мысль, 2004. ‑ 575 с.
6. Канеман Д. Принятие решений в неопределенности. – Харьков: Гуманитарный центр, 2005. ‑ 629 с.
7. Малышев Е.А. Теория и методология эффективного функционирования регионального энергетического комплекса. – Пермь: ПГТУ, 2007. ‑ 378 с.

Страница обновлена: 21.09.2024 в 19:59:20