Типология российских регионов по уровню финансовой безопасности бюджета субъекта РФ: авторский подход
Булетова Н.Е.1, Арепьева Е.Е.2, Шаркевич И.В.3
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия
2 Волгоградский государственный университет, Волгоград, Россия
3 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия, Волгоградский филиал
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 6 (Июнь 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=82899993
Аннотация:
Взаимное влияние результатов экономической деятельности в масштабе региональной экономики и финансовой обеспеченности исполнения бюджета субъекта РФ позволяют выходить на оценку уровня финансово-бюджетной безопасности территории с позиции соизмерения динамики двух индикаторов – бюджетной безопасности, генерируемой из совокупности показателей устойчивости региональных бюджетов, и ВРП на душу населения, как наиболее качественная характеристика результатов экономического роста и развития территории с учетом отдачи от использованных ресурсов и формируемого совокупного дохода населения и других экономических агентов на региональном уровне.
В статье представлен результат авторского исследования уровня бюджетно-финансовой безопасности субъектов РФ и определения актуальной для цели диагностики и мониторинга оригинальной двухмерной типологии регионов.
Реализован полный цикл детализации типологической, структурной и аналитической группировки в отношении субъектов РФ: типологическая группировка нашла выражение в формировании макротипов регионов на основе нормированных значений душевого ВРП и общего индекса бюджетно-финансовой безопасности территории; аналитическая группировка связана с выведением положительной логарифмической регрессии между значениями – нормированными значениями душевого ВРП и общего индекса бюджетно-финансовой безопасности с показателем достоверности R2, близким к единице. Структурная группировка позволила построить двухмерную типологию субъектов РФ с делением макро-типов на микро-типы с детализацией уровня бюджетно-финансовой безопасности территории.
Полученные авторами результаты исследования актуальны для включения в процедуры диагностики и мониторинга текущего состояния бюджетно-финансовой безопасности субъектов РФ и в динамике как для цели рейтингования, так и принятия мер антикризисного управления.
Ключевые слова: бюджетно-финансовая безопасность, типология регионов РФ, интегральный индекс бюджетной безопасности, модифицированное линейное масштабирование
JEL-классификация: R11, R13, R58
Введение. Несмотря на все положительные результаты развития современной российской бюджетной системы, в том числе в направлении межбюджетного выравнивания, актуальным остается вопрос мониторинга финансовой самодостаточности исполнительной власти субъектов РФ в реализации своих полномочий и обязательств по региональному бюджету и его расходной части. Неправильное сопровождение и исполнение бюджета может привести к серьезным последствиям для региона, таким как дефицит финансовых ресурсов для реализации социальных программ, снижение инвестиционной привлекательности, ухудшение качества жизни населения, замедление экономического развития и роста региона. В этом контексте оценка уровня финансовой безопасности бюджетов регионов России является важной задачей, позволяющей вовремя выявить негативные процессы в планировании и реализации бюджетной политики субъектов РФ. В работах зарубежных авторов использовались регрессионные модели для анализа связи между бюджетной автономией и экономическим ростом регионов ЕС (Afonso, A., & Jalles, J. T. [11]) и нелинейного анализа (Herath S. [14] для оценки влияния бюджетной децентрализации на региональные диспропорции (Rodríguez-Pose A., Ezcurra R. [16]. Авторы Braun M. и Tommasi M. [12] в своей работе также проводили группировку регионов по уровню устойчивости и фискального стресса для регионов Латинской Америки. В статье Loewen B. [13] представлены примеры трансформации политики ЕС по решению проблемы регионального неравенства стран-членов из Центральной и Восточной Европы.
В научных исследованиях российских авторов также актуально использование пороговых значений и индексного подхода к оценке уровня безопасности (Бикметова З.М. [1], применение методов многомерной статистики для классификации регионов (Митяков Е.С., Митяков С.Н. [5]). В работе Шмарихиной Е.С. [10] представлен интегральный индекс, включающий бюджетные, социальные и экономические показатели с использованием методов нормализации данных и взвешенной агрегации. Особый интерес представляют результаты исследований по отдельным регионам и федеральным округам России по оценке бюджетной безопасности (в статьях Бикметовой З.М. [1], Степаненковой Н. М. [6]), Гуляевой О.С. и Романюк А.В. [3] и в более фундаментальных исследованиях вопросов формирования ВРП (Гранберг А.Г., Зайцева Ю.С. [2]) и реформирования региональной экономики (Лексин В.Н., Швецов А.Н. [4]). Несомненно, использование проблемных вопросов доходной и расходной части федерального бюджета, государственных программ за последние пять лет, с учетом частичной мобилизационной экономики раскрывают направления социально-экономической безопасности России региональной бюджетной политики [7; 8].
Цель исследования состоит в разработке оригинального подхода к оценке уровня бюджетно-финансовой безопасности субъектов РФ с учетом бюджетной устойчивости регионов и нормированного душевого ВРП.
Научная новизна работы заключается в реализации системного и матричного подходов к построению двухуровневой типологии субъектов РФ по нормированным душевым ВРП и уровню бюджетно-финансовой безопасности, построенному на основе показателей бюджетной устойчивости, что позволило реализовать типологическую, аналитическую и структурную классификации регионов страны и получить оригинальные квадранты с выведением макро- и микротипов территорий.
Гипотеза, сформированная в начале исследования, основана на предположении, что при наличии сильной связи между нормированными душевыми ВРП и бюджетно-финансовой безопасностью региона возможна реализации комбинированного подхода к типологии субъектов РФ через систему статистических классификаций, а также модифицированное линейное масштабирование и двухмерную типологию от макро- до микротипов регионов.
Методология исследования включает применение линейного масштабирования, индексный метод, логарифмическую регрессию, матричный подход к типологии/структурной оценке и распределению объектов исследования.
Информационной базой, представленного в работе исследования, являются соответствующие полные данные Росстата и iMonitoring за 2018-2023 гг. по всем регионам России.
Типологическая группировка регионов по нормированному душевому ВРП и общему индексу бюджетно-финансовой безопасности. В результате анализа научных статей, посвященных исследованию и количественной характеристике бюджетной проекции финансовой безопасности региона, было установлено следующее:
- для оценки состояния регионального бюджета чаще всего используются относительные показатели и соответствующие им пороговые значения, которые представлены в таблице 1;
Таблица 1. Коэффициенты, характеризующие состояние регионального бюджета, и индексы бюджетной безопасности (ИББ) РФ в 2018 и 2023 гг.
Ранг ИББ
|
Показатели состояние
регионального бюджета
|
Пороговое значение
|
ИББ, ранжирован по значениям
2023 г.
| ||
2018
|
2023 (↓)
|
∆ИББ
| |||
1
|
Коэффициент долговой зависимости экономики
|
≤ 0,6
|
0,96
|
0,97
|
0,01
|
2
|
Коэффициент дефицита бюджета
|
≤ 0,15
|
0,32
|
0,18
|
-0,14
|
3
|
Коэффициент собственной платежеспособности
|
> 0,7
|
0,14
|
0,08
|
-0,06
|
4
|
Коэффициент бюджетной результативности, руб./чел.
|
> Среднее по РФ
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
5
|
Коэффициент бюджетной обеспеченности населения, руб./чел.
|
> Среднее по РФ
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
6
|
Коэффициент бюджетной независимости (автономии)
|
> 0,8
|
0,00
|
-0,02
|
-0,02
|
7
|
Риск снижения эффективности регионального бюджета
|
≥ 0,15
|
-0,08
|
-0,05
|
0,03
|
8
|
Коэффициент исполнения бюджета по расходам
|
≥ 1
|
-0,19
|
-0,22
|
-0,04
|
9
|
Коэффициент собственной сбалансированности
|
≥ 1
|
-0,13
|
-0,23
|
-0,10
|
- для оценки уровня бюджетно-финансовой безопасности субъектов РФ или общего индекса БФБ (ОИ БФБ) целесообразно использовать среднее арифметическое простое из 9 индексов безопасности регионального бюджета (ИББ региона), перечисленных в таблице 1.
Каждый из этих индексов ИББ региона рассчитывался с помощью модифицированного в данной работе метода линейного масштабирования:
- суть модификации заключалась в том, чтобы ИББ региона принимал значение, равное 0, если коэффициент x, характеризующий состояние регионального бюджета, равнялся соответствующему пороговому значению из таблицы 1: x=xпорог;
- ИББ региона определялись по следующей формуле линейного масштабирования, модифицированной для учета пороговых значений xпорог:
ИББ=(x – xпорог) /(xмакс – xмин) для x≥xпорог (1)
и
ИББ=(xпорог – x/(xмакс – xмин) для xпорог≥x, (2)
где
x и xпорог – коэффициент, характеризующий состояние регионального бюджета, и его пороговое значение, соответственно;
xмакс и xмин – максимальное и минимальное значение коэффициента, наблюдаемое среди регионов России за анализируемый год.
Таким образом отрицательное значение индекса ИББ региона будет означать отсутствие безопасности в состоянии регионального бюджета по данному показателю и чем больше будет его отрицательное значение, тем больше будут бюджетные риски по текущему финансированию своих обязательств в течение финансового года (региональных проектов, на содержание инфраструктуры и т.п.), по росту зависимости от федеральных трансфертов или заимствований регионального бюджета, что ведет к росту долговых обязательств.
Также уровень отрицательных значениях ИББ региона может указывать на степень возможных негативных последствий для инвестиционного климата в региональной экономике, вплоть до снижения деловой активности и оттока частных инвестиций. Это только усиливает отток квалифицированных кадров в более привлекательные по состоянию рынка труде и экономики регионы, что только усиливает межрегиональное социально-экономическое неравенство и усиливает риски социальной нестабильности, уязвимости к внешним шокам в виде западных санкций, проблем на глобальном финансовом рынке.
Типологическая группировка (табл. 2) построена по нормированному душевому валовому региональному продукту (ДВРП), т.е. в единицах среднего по России ДВРП для 2018 и 2023 гг. В качестве результативного признака использовался ОИ БФБ.
Таблица 2. Распределение ОИ БФБ регионов РФ по МакроТипам ДВРП***
за 2018 и 2023 гг.
Макро-Тип
|
2018 г.
|
2023 г.
| |||||||||
Интервалы
ДВРПi* |
Ni, число регионов
|
di,%
|
<ДВРПi>*
|
ОИ
БФБ**
|
Интервалы
ДВРПi |
Ni, число регионов
|
di,%
|
<ДВРПi>
|
ОИ
БФБ
| ||
А
|
Б
|
1
|
2
|
3
|
4
|
В
|
5
|
6
|
7
|
8
| |
1
|
≥1,90
|
8
|
9,4
|
7,23
|
0,20
|
≥2,10
|
8
|
9,4
|
6,64
|
0,16
| |
2
|
1,08-1,45
|
7
|
8,2
|
1,27
|
0,13
|
1,01-1,81
|
8
|
9,4
|
1,41
|
0,10
| |
3
|
0,71-1,00
|
25
|
29,4
|
0,86
|
0,11
|
0,73-1,00
|
20
|
23,5
|
0,86
|
0,06
| |
4
|
0,54-0,71
|
18
|
21,2
|
0,63
|
0,07
|
0,523-0,71
|
24
|
28,2
|
0,62
|
0,02
| |
5
|
0,38-0,52
|
20
|
23,5
|
0,45
|
0,01
|
0,35-0,517
|
19
|
22,4
|
0,43
|
-0,02
| |
6
|
0,23-0,37
|
7
|
8,2
|
0,30
|
-0,05
|
0,17-0,34
|
6
|
7,1
|
0,25
|
-0,12
| |
Итого
|
-
|
85
|
100,0
|
1,00
|
0,113
|
-
|
85
|
100,0
|
1,00
|
0,078
| |
**ОИ БФБ – общий индекс бюджетно-финансовой безопасности;
***составлено авторами по данным Росстата и iMonitoring [9; 15].
Показатель ДВРП был выбран в качестве основания группировки, так как является фактором, который влияет на уровень экономического развития региона и финансово-экономические показатели его бюджета. Представление ДВРП в нормированном виде связано с тем, что все пороговые значения и сами показатели, которые использовались для расчета индексов БФБ, приводятся в относительных безразмерных единицах (в % или разах).
МакроТипы по ДВРП определялись следующим образом. Регионы ранжировались по убыванию группированного признака ДВРПi:
1) в МакроТип 1 были включены регионы, заметно превышающие средний ДВРП по РФ – в 2,0 ±0,1 раза. Данный тип регионов характеризовался высокой степенью количественной неоднородности по величине ДВРП – коэффициенты вариации превышали 74% и 66% для 2018 и 2023 гг., соответственно;
2) МакроТипы 2 составили регионы, для которых ДВРП меньше, чем для регионов МакроТипа1 и не меньше среднего ДВРП по РФ, т.е. их ДВРП ≥1,0 Данный тип регионов характеризовался высокой степенью количественной однородности по величине ДВРП – коэффициенты вариации равнялись 9,6% и 19,6% для 2018 и 2023 гг., соответственно;
2) МакроТипы 3, 4 и 5 уровня составили группы регионы, для которых внутригрупповой коэффициент вариации по ДВРП не превышал ≲ 10%. Таким образом формировалась группа регионов с высокой степенью однородности по значениям ДВРПi.
3) оставшиеся регионы с наименьшими значениями ДВРП образовали МакроТип 6. Коэффициенты вариации ДВРП для этой группы регионов составили 17,1 и 19,9% в 2018 и 2023 гг., соответственно.
При определении интервалов группировки их верхняя граница исключалась из множества допустимых значений, если она совпадала с нижней границей следующего за ним интервала с большими значениями.
Результаты аналитической и структурной группировок субъектов РФ по душевому ВРП и уровню бюджетно-финансовой безопасности. Аналитическая группировка, построенная по значениям <ДВРПi> и ОИ БФБ для МакроТипов 2 – 6 и в среднем по регионам России, позволила в данной работе выявить положительную логарифмическую регрессию y=â∙lnx+ĉ (â>0) между этими показателями с большой степенью достоверности R2 (табл. 3).
Таблица 3. Эконометрическая модель взаимосвязи <ДВРПi> и ОИ БФБ
для МакроТипов 2 – 6 и в среднем по регионам России
Год
|
Уравнение регрессии
|
Коэффициент детерминации R2
|
2018
|
ОИ БФБ = 0,133∙ln(<ДВРПi>)
+ 0,117, (3)
|
0,966
|
2023
|
ОИ БФБ = 0,130∙ln(<ДВРПi>)
+ 0,073, (4)
|
0,965
|
В уравнениях (3) и (4) в таблице 3 параметр â≈ 0,13 является усредненным по 85 регионам РФ коэффициентом роста ОИ БФБ с увеличением ln(<ДВРПi>). Параметр ĉ в этих уравнениях соответствует расчетным значениям ОИ БФБ в среднем по регионам России (<ДВРПРФ>=1). Согласно полученной в данной работе эконометрической модели расчетные значения ОИ БФБ для всех регионов России должны в среднем систематически уменьшиться на величину Δĉ=ĉ(2023) – ĉ(2018)=0,073 – 0,117= – 0,044. Фактическое значение Δc = – 0,036 согласно таблице 2 и отличается от расчетного Δĉ на 23,5%.
В целом выявлена заметная по шкале Чеддока положительная сила связи между нормированным ДВРП и ОИ БФБ по всем 85 регионам России – линейный коэффициент корреляции был на уровне 60,0 и 54,6% в 2018 и 2023 гг., соответственно.
Далее в работе исследовалось распределение регионов по типам БФБ посредством ОИ БФБ для каждого МакроТипа в отдельности. Результаты двухмерной типологии (структурной группировки) представлены в таблице 4 для 2018 и 2023 гг. Структура таблицы 4 позволяет наблюдать в составе данной двухмерной типологии квадранты, разделяющие все регионы страны на 4 принципиально отличающиеся по уровню экономического развития и бюджетной устойчивости территории (черные жирные линии в табл. 4).
В результате анализа характера распределения значений ОИ БФБ по 85 регионам в 2018 и 2023 гг. в данной работе было определено 6 качественных типов уровней БФБ и советующие им интервалы ОИ БФБ (табл. 4):
1) к Типу 6 по уровню БФБ будут отнесены регионы, у которых значения ОИ БФБ окажутся меньше -0,25. Минимальные значения ОИ БФБ равные -0,09, -0,12 и -0,19 наблюдались для Республика Ингушетия в 2018, 2021 и 2023 гг., соответственно. Регионы данного Типа 6 характеризуются как регионы с «катастрофическим уровнем» БФБ. Таких регионов в России за указанные выше года не наблюдалось (табл. 4);
Таблица 4. Результат построения структурной классификации регионов РФ
по ДВРП и ОИ БФБ в 2023 г.
МакроТип
по ДВРП |
Тип
по уровню БФБ
|
Уровень
БФБ региона (по интервалам ОИ БФБ)
|
Итого
доля регионов по
МакроТипу, % | |||||||
ТИП6
(катастрофический)
|
ТИП5
(кризисный)
|
ТИП4
(критический)
|
ТИП3
(низкий) |
ТИП2
(средний) |
ТИП1
(высокий) | |||||
Интервал
|
< (-0,25)
|
(-0,25)
– (-0,10)
|
(-0,10)
– 0,00
|
0,00
– 0,10
|
0,10
– 0,25
|
≥
0,25
| ||||
Макро
Тип 1 |
≥
2,10
|
|
|
|
2,4
(1,2)** |
7,1
(5,9) |
0,0
(2,4) |
9,4
(9,4) | ||
Макро
Тип 2 |
1,01-1,81
|
Микро
Тип26* |
|
1,2
(0,0) |
4,7
(2,4)*** |
3,5
(5,9) (– – – – – ) |
|
9,4
(8,2) | ||
Макро
Тип 3 |
0,73-1,00
|
|
|
3,5
(1,2) |
16,5 (10,6)
|
3,5
(17,6) |
|
23,5
(29,4) | ||
Макро
Тип 4 |
0,523-0,71
|
|
|
8,2
(1,2) |
18,8 (14,1)
|
1,2
(5,9) |
|
28,2
(21,2) | ||
Макро
Тип 5 |
0,35-0,517
|
|
1,2
(0,0) |
15,3
(8,2) |
5,9
(14,1) |
(1,2) |
|
22,4
(23,5) | ||
Макро
Тип 6 |
0,17-0,34
|
|
3,5
(0,0) |
3,5
(8,2) |
|
|
|
7,1
(8,2) | ||
Итого
доля регионов по уровню БФБ, %
|
0,0
(0,0) |
4,7
(0,0) |
31,8
(18,8) |
48,2
(42,4) |
15,3
(36,5) |
0,0
(2,4) |
100,0
| |||
**(…) – доля регионов в МикроТипеij для 2018 г.;
*** «– – – –» –Типj по БФБ для среднего по России ДВРП=1
Источник: составлено авторами по данным Росстата и iMonitoring [9; 15].
2) к «кризисному уровню» БФБ относятся регионы, у которых (-0,25) ≤ ОИ БФБ < (-0,10), и они образуют Тип 5. Если данный Типа 5 в 2018 г. не наблюдался, то его частость составила 4,7% в 2023 г. Наибольший вклад в заполняемость Типа 5 был обеспечен за счет реализации МикроТипа65 (Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика и Республика Ингушетия). На сегодняшний день МикроТипа65 характеризует регионы с наименьшим уровнем ДВРП и уровнем БФБ;
3) регионы, у которых -0,10 ≤ ОИ БФБ < 0,00, составили Тип 4 – «критический уровень» БФБ. Особенностью регионов данного типа является то, что они характеризуются наименьшими отрицательными значениями ОИ БФБ, т.е. наличием минимальных угроз или отсутствием безопасности в реализации бюджетной политики в регионе. В состав данного типа вошло 27 регионов и их количество увеличилось на 13,0% в 2023 г. по сравнению с 2018 г. за счет регионов, перешедших из типов более высокого уровня БФБ (табл. 4). Выявлено, что в рамках Типа 4 был впервые реализован МикроТип24 в 2023 г., который не наблюдался в 2018 и 2021 гг. Как показал анализ, проведенный в данной работе, если ДВРП>1, то ОИ БФБ≥0. В МикроТипе24 оказался единственный регион – Камчатский край с ДВРП=1,44 или занимающий 11 позицию по величине ВРП среди регионов РФ в 2023 г.;
4) регионы, у которых (0,0 ≤ ОИ БФБ < 0,1), (0,10 ≤ ОИ БФБ < 0,25) и ОИ БФБ ≥ 0,25, были отнесены к Типу 3 – «низкий уровень» БФБ, к Типу 2 – «средний уровень» БФБ и к Типу 1 – «высокий уровень» БФБ, соответственно. Наибольшим уровнем БФБ и ДВРП обладают регионы, которые входят в состав МикроТипа11. Данный микротип составили в 2018 г. Ямало-Ненецкий АО и Ненецкий АО с максимальными значениями ИО БФБ 0,31 и 0,29, соответственно, и наибольшими значениями нормированного ДВРП 9,79 и 12,55. МикроТип11 в 2021 и 2023 г. не наблюдался. Больше всего регионов 15 (17,6%) и 16 (18,8%) были отнесены к МикроТипам32 и МикроТипам43, в 2018 и 2023 гг., соответственно. Такой переход между микротипами будет приводить к понижению уровня БФБ в целом по России.
Было выявлено всего 18 МикроТипов по уровню ДВРП и ОИ БФБ из 36 возможных, к которым были отнесены регионы России в 2018 и 2023 гг. В результате ОИ БФБ или уровень БФБ в среднем по регионам России составил значения 0,113 и 0,078 в 2018 и 2023 гг. (табл. 2), соответствующие 15 и 16 позициям по величине данного показателя среди регионов РФ. Среднерегиональный уровень БФБ соответствовал Типам2 (средний) и Типам3 (низкий) за данные периоды исследования – пунктирная линия в таблице 4.
Таким образом уровень БФБ в среднем по регионам России снизился на 31,5% в 2023 г. по сравнению с 2018 г. Анализ типологической матрицы (табл. 3) показал, что такое значительное снижение среднерегиональной БФБ связано негативными тенденциями в изменение структуры регионов по ОИ БФБ.
Общий отрицательный структурный сдвиг для Типов 1 и 2 составил 23,5% (т.е. число регионов в этих типах уменьшилось на 20). В результате увеличилась доля регионов на 5,9% для Типа 5 (с низким уровнем БФБ) до 48,2% в 2023 г. В состав данного типа входило максимальное число регионов – 36 и 41 в 2018 и 2023 гг.
Другой положительный структурный сдвиг наблюдался для Типов 4 и 5 с отрицательным уровнем БФБ. Количество регионов для этих типов увеличилось на 11 (12,9%) и 4 (4,7%) в 2023 г., соответственно.
Анализ составляющих индексов бюджетной безопасности (ИББ) в среднем по регионам России показал, что их можно разделить на 3 группы. Наибольший положительный вклад в формирование значения ОИ БФБ определяется величиной ИББ, рассчитанного на основе среднероссийского коэффициента долговой зависимости экономики. Значения данного составляющего индекса соответствуют высокому уровню БФБ (табл. 1 и 4). Динамика показателей дефицита бюджета и собственной платежеспособности такова, что соответствующие им положительные ИББ уменьшили свои значения на 43,1% и 44,9% в 2023 г. по сравнению с 2018 г. В результате понизился уровень БФБ до среднего и низкого для данных показателей состояния бюджета региона в среднем по РФ, соответственно. Вторую группу составляют коэффициенты собственной платежеспособности, бюджетной результативности и бюджетной обеспеченности населения, которые характеризуются нулевыми или близкие к ним значениями ИББ, т.е. отсутствием БФБ по данным коэффициентам. К третьей группе показателей состояния бюджета отнесены риск снижения эффективности регионального бюджета, коэффициент исполнения бюджета по расходам и коэффициент собственной сбалансированности, которые характеризуются отрицательными значениями ИББ (табл. 1). Отрицательные значения данных индексов можно интерпретировать как уровень опасности в реализации бюджета по данным показателям его состояния. Индексы бюджетной безопасности, характеризующие исполнение бюджета по расходам и собственную сбалансированность бюджета и соответствующие по своим значениям кризисному уровню БФБ, описываются отрицательной динамикой и приближаются к границе значений ИББ < –0,25, после которой уровень БФБ определен как «катастрофический» (табл. 4). Наиболее негативный сдвиг выявлен в динамике индекса безопасности собственной сбалансированности бюджета, так как его значение снизились до значения –0,23 в 2023 г. или уменьшилась на 72,0% по сравнению с его величиной в 2018 г.
Заключение
Проведенный авторами анализ подходов к оценке уровня бюджетно-финансовой безопасности позволил выйти на ряд оригинальных решений, направленных на применение методов линейного масштабирования и эконометрического анализа (с помощью логарифмической регрессии) для построения двухмерной типологии субъектов РФ в целях мониторинга и отслеживания нежелательного переходов каждого из них из одного квадранта, в области значений {ДВРП; уровень БФБ}, в менее безопасный и устойчивый.
В полученной двухмерной структурной типологии сформировалось 36 двухмерных МикроТипов, которые, в свою очередь, можно включить в МакроТипы или более укрупненно на 4 квадранта, что выводит экспертов на максимальный уровень детализации состояния в статике и результат структурного сдвига по уровню бюджетно-финансовой безопасности территории за период в динамике.
Учитывая природу бюджетно-финансовой безопасности и заинтересованность в выявлении и отслеживании ее состояния для каждого региона страны со стороны как региональной, так и федеральной исполнительной власти, считаем необходимым:
- внедрить полученные результаты построения двухмерной типологии и отнесения субъектов РФ к каждому из 36 двухмерных МикроТипов в систему мониторинга в режиме реального времени на основе текущих возможностей использования Big Data, автоматизации алгоритма оценки и интерпретации на уровне искусственного интеллекта («Умный рейтинг бюджетно-финансовой безопасности субъектов РФ»);
- усилить формы и результаты межрегионального экономического сотрудничества в экосистеме с ведущим центром – 1-2 регионами федерального округа или другого подходящего территориального образования, направленные на усиление взаимообмена ресурсами, квалифицированными кадрами и технологиями, новыми кластерами, связывающими их между собой и позволяющими выравнивать уровень инвестиционной привлекательности менее экономически развитых регионов страны. Такой подход можно внедрить в систему национальных проектов, затрагивающих вопросы цифровой трансформации отдельных отраслей российской экономики, развития цифровой инфраструктуры и т.п.
Главный результат, который можно получить на уровне государственной политики межрегионального выравнивания и сдерживания трудовой миграции между регионами, усиления бюджетной нестабильности в субъектах РФ – это своевременное выявление отрицательных трендов в экономических и социальных процессах регионов, усиливающих межрегиональное неравенство и нарастание риска попасть в «ловушку бедности» (или «замкнутый круг нищеты»), в том числе из-за проблем в реализации бюджетно-налоговой региональной политики.
Источники:
2. Гранберг А.Г., Зайцева Ю.С. Межрегиональные сопоставления валового регионального продукта в Российской Федерации: методологические подходы и экспериментальные расчеты // Вопросы статистики. – 2003. – № 2. – c. 3-22.
3. Романюк А.В., Гуляева О.С. Оценка финансовой безопасности регионов России // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2024. – № 1 (65). – c. 77-88. – doi: 10.26456/2219-1453/2024.1.077-088.
4. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Реформы и регионы: Системный анализ процессов реформирования региональной экономики, становления федерализма и местного самоуправления. - М.: ЛЕНАНД, 2012. – 1024 c.
5. Митяков Е.С., Митяков С.Н. Оценка рисков в задачах мониторинга угроз экономической безопасности // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. – 2018. – № 1 (120). – c. 44-51. – doi: 10.46960/1816-210X_2018_1_44.
6. Степаненкова Н.М., Степаненкова М.А. Применение кластерного анализа для оценки уровня социально-экономического развития регионов Российской Федерации // Креативная экономика. – 2021. – № 11. – c. 4225-4236. – doi: 10.18334/ce.15.11.113764.
7. Караваева И.В., Казанцев С.В., Коломиец А.Г., Иванов Е.А., Лев М.Ю., Колпакова И.А. Федеральный бюджет РФ на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг. в свете актуальных задач стимулирования экономического роста и социального развития // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2019. – № 1. – c. 9-26. – doi: 10.24411/2073-6487-2019-10001.
8. Караваева И.В., Казанцев С.В., Лев М.Ю., Коломиец А.Г., Быковская Ю.В., Шафранская А.М. Федеральный бюджет Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024–2025 годов в условиях частично мобилизационной экономики // Экономическая безопасность. – 2023. – № 1. – c. 11-50. – doi: 10.18334/ecsec.6.1.117468.
9. Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts (дата обращения 27.03.2025) URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts (дата обращения: 27.03.2025).
10. Шмарихина Е.С. Интегральная оценка экономической безопасности Российской Федерации // Вестник НГУЭУ. – 2021. – № 1. – c. 181-190. – doi: 10.34020/2073-6495-2021-1-181-190.
11. Afonso. A., Jalles J. T. Economic performance and Government Size. ECB WP series 1399. 2011. [Электронный ресурс]. URL: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/153832/1/ecbwp1399.pdf URL: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/153832/1/ecbwp1399.pdf (дата обращения: 27.03.2025).
12. Braun M., Tommasi M. Fiscal Rules for Subnational Governments. Some organizing principles and Latin American experiences. Universidad de San Andres, Departamento de Economia. 2002. 44p
13. Loewen B. From decentralization to re-centralization: Tendencies of regional policy and inequalities in Central and Eastern Europe // Halduskultuur. 2018. №18 (2), рр.103-126. DOI: 10.32994/ac.v18i2.162
14. Herath S. Size of government and economic growth: A nonlinear analysis // Economic Annals. 2012. Vol.57, Issue 194, рp.7-30. DOI: 10.2298/EKA1294007H
15. IMonitoring. URL: https://www.iminfin.ru/areas-of-analysis/budget URL: https://www.iminfin.ru/areas-of-analysis/budget (дата обращения: 27.03.2025).
16. Rodríguez-Pose A., Ezcurra R. Does decentralization matter for regional disparities? A cross-country analysis // Journal of Economic Geography. 2010. Vol.10, №5, Pр.619–644. DOI: 10.1093/JEG/LBP049
Страница обновлена: 24.09.2025 в 09:30:29
Download PDF | Downloads: 5
Typology of Russian regions by the level of financial security of the budget of the constituent entity of the Russian Federation: the author\'s approach
Buletova N.E., Arepyeva E.E., Sharkevich I.V.Journal paper
Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 8, Number 6 (June 2025)
Abstract:
The mutual influence of the results of economic activity on the scale of the regional economy and the financial security of the budget execution of the constituent entity of the Russian Federation allow us to assess the level of financial and budgetary security of the territory from the position of measuring the dynamics of two indicators - budget security generated from a set of indicators of the sustainability of regional budgets, and GRP per capita, as the most qualitative characteristic of the results of economic growth and development of the territory, taking into account the return on the used resources and the generated aggregate income of the population and other economic agents at the regional level.
The article presents the result of the author's study of the level of budgetary and financial security of the constituent entities of the Russian Federation and the definition of an original two-dimensional typology of regions that is relevant for the purpose of diagnostics and monitoring.
A full cycle of detailing the typological, structural and analytical grouping in relation to the constituent entities of the Russian Federation has been implemented: the typological grouping has found expression in the formation of macrotypes of regions based on the normalized values of per capita GRP and the general index of budgetary and financial security (OI BFB) of the territory; analytical grouping is associated with the derivation of a positive logarithmic regression between the values - normalized values of per capita GRP and the BSE OI with a reliability index R2 close to one. Structural grouping made it possible to construct a two-dimensional typology of the subjects of the Russian Federation with the division of macro-types into micro-types with a detailed level of budgetary and financial security of the territory.
The results of the study obtained by the authors are relevant for inclusion in the procedures for diagnosing and monitoring the current state of budgetary and financial security of the subjects of the Russian Federation and in dynamics both for the purpose of rating and taking anti-crisis management measures.
Keywords: budgetary and financial security, typology of regions of the Russian Federation, integral index of budgetary security, modified linear scaling
JEL-classification: R11, R13, R58