Элементы типологического подхода к управлению развитием диверсифицированных организаций спортивной индустрии
Отчерцов М.В.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 6 (Июнь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68015183
Аннотация:
Менеджмент спортивных организаций основан на применении общих теорий, принципов и стратегий управления, которые используются в других отраслях и секторах экономики, включая корпоративный, государственный или некоммерческий сектора. Тем не менее спортивная индустрия и организации, функционирующие в ней, имеют свою специфику, которую необходимо учитывать при разработке подходов к управлению развитием спортивных организаций. При этом недостаточными остаются подходы к управлению развитием диверсифицированных организаций спортивной индустрии. В статье предлагается авторский типологический подход к управлению развитием диверсифицированными организациями спортивной индустрии. Этот подход основан на девяти элементах, таких как: поведение потребителей; взаимоотношения между индустрией спорта и государством (нормативно-правовое регулирование); регулирование; стратегия; организационная структура; управление человеческими ресурсами; спортивная культура; корпоративное управление; управление эффективностью.
Ключевые слова: диверсификация, маркетинг, менеджмент, спорт, спортивная организация, типологический подход, управление
JEL-классификация: M21, Z21, Z28
ВВЕДЕНИЕ
Управление спортивными организациями в начале XXI в. предполагает применение теорий, принципов и стратегий управления, которые ничем не отличаются от управления организациями в корпоративном, государственном или некоммерческом секторах. Однако специфика спортивной индустрии влияют на то, как эти теории, принципы и стратегии применяются менеджерами [59].
Спорт играет важную роль в повседневной жизни людей по всему миру. Ожидается, что к 2025 г. мировой спортивный рынок достигнет 599,9 млрд долл. США [58].
Спорт стал важной отраслью, в которой занято большое количество людей, работающих на самых разных должностях. Спорт используется правительствами в качестве средства экономического развития в сфере туризма и проведения крупных мероприятий, а также является важной частью современной культуры, о чем свидетельствует объем освещения профессионального спорта в средствах массовой информации и количество людей, занимающихся спортом.
По данным Евростат, в 2022 г. в Европейском союзе спортом занимались 1,5 млн человек, что на 11% больше, чем в 2021 г. [56]. Кроме того, в 2022 г. почти 35% лиц, занятых в спорте в Европейском союзе, были в возрасте 15-29 лет, что вдвое превышает общую занятость [56].
По данным за 2023 г., в России систематически занимаются спортом или физической культурой 75,729 млн человек (в 2022 г. цифры были на 6 млн меньше – 69,829 млн) – это 56,8% от всего населения в возрасте от 3 до 79 лет [1]. По сравнению с 2022 г. в 2023 г. численность занимающихся спортом или физической культурой в России выросла на 3,85% [1].
Таким образом, управление спортом в XXI веке требует талантливых менеджеров, которые знают, как применять принципы управления в уникальной операционной среде спортивной индустрии.
Следует отметить, что особенностям менеджмента в спортивной индустрии и управления развитием спортивных организаций посвящено достаточно много современных научных исследований.
Важности развития спортивного менеджмента в современных условиях, его особенностям, тенденциям развития и проблематике посвящены научные публикации таких специалистов, как Ахмаджанов Т. О., Мирзоева Е. В., Мирзоева Э. А. [3], Бобрышова Д. М. [5], Гуреева Е. А. [11, 12], Елисеенко В. А., Фадеева К. А. [18], Закирова Л. Р. [19], Климова М. В. [23], Козырева Е. Д., Сидорова А. Д. [26], Левченко А. В., Николаев П. П., Гурова Н. В. и др. [29], Мартынов А. В. [32], Миндубаева Н. Р. [34], Попова Н. В., Пономарев А. В., Шурманов Е. Г. [40], Пузыревский Р. В. [44], Терентьева Е. А., Ишмухаметова Н. Ф. [49], Шокуев И. А., Ушакова Н. А. [54], Шульмин С. А., Попов А. Н. [55].
Применение инструментов маркетинга в спортивном менеджменте рассматривается такими учеными, как Вааль Я. А., Нагматуллина Л. К. [8], Клочкова Н. В., Савченко М. М. [24], Лисицин Т. А. [31], Проняев Н. В. [43], Скворцова Ю. С., Швецов М. Д. [46], Стрельникова А. В., Пчелкина В. А., Джолиев И. М. О. [48], Шамхалов А. М. [53].
Проблемы эффективности менеджмента в спортивных организациях, в том числе в контексте финансового менеджмента, анализируют в своих научных исследованиях такие авторы, как Братковский М. Л., Козлов В. С., Филипюк А. О. [7], Зорина Е. Е., Рослякова Н. И. [20], Кандаурова Н. В., Лобанов Н. А. [22], Лапыгина О. В., Астраханцев М. И. [28], Попова А. Ф., Редреев В. А. [39], Пробин П. С. [41], Чупилкин Д. Н., Данилова Ю. Д. [52]. Горбачева В. В., Полунин В. П. акцентирует внимание на значении документационного обеспечения в построении эффективной системы менеджмента качества спортивной организации [10].
Проектный подход и применение проектных технологий в спортивном менеджменте исследуют Непомнящих Т. С., Ломакина Т. Л. [35], Овчинников Ю. Д., Антощенко А. Ю. [36].
Еще одна проблематике, касающаяся менеджмента в спорте, связана с организацией управления кадрами и человеческими ресурсами спортивных организаций. Данной тематике посвящены исследования таких экономистов, как Зуев В. Н., Баженов С. И. [21], Ковтун Р. И., Петренко Я. С., Петров Д. К. [25], Мастушкин М. М., Пучков Н. М., Харитов Д. А. [33], Очир-Убушаев А. В., Макаева К. И., Гунзикова З. И. [37], Уханова Т. В. [51]. Алексина А. О., Алексин А. Ю., Лигостаева Н. Д., Юркина Н. В. рассматривают cоциально-психологические аспекты менеджмента в спортивной организации [2].
Величкина В. Ю. анализирует роль органов государственного управления в развитии спортивного менеджмента и распространении спортивной культуры [9]. Самсонов И. И., Головина Т. В., Поваляева Г. В. изучают нормативно-правовые аспекты менеджмента в спортивной организации [45].
Банникова А. С., Никитина В. С. выделяют в качестве ключевого фактора стратегического менеджмента в физкультурно-спортивных организациях ценовую политику [4].
Новые коммуникационные технологии в спорте, включая социальные сети, изучают Степанова Д. Д. [47], Туманян К. В. [50].
Исследование Летягиной Е. Н., Перовой В. И. посвящено использованию искусственного интеллекта в спортивном менеджменте [30].
И, наконец, Гуреева Е. А., Петренко Е. С. и др. предлагают такой инструмент стратегического развития массового спорта в России как спортивные кластеры [13, 38].
Тем не менее недостаточно изученной остается проблематика разработки комплексного подхода к управлению развитием диверсифицированных организаций спортивной индустрии.
Именно это и стало целью нашего исследования.
Научная новизна исследования состоит в разработке авторского типологического подхода к управлению развитием диверсифицированными организациями спортивной индустрии, который основан на девяти элементах, таких как: поведение потребителей; взаимоотношения между индустрией спорта и государством (нормативно-правовое регулирование); регулирование; стратегия; организационная структура; управление человеческими ресурсами; спортивная культура; корпоративное управление; управление эффективностью.
Прежде всего, определимся с дефинициями.
Что такое диверсифицированная организация?
Диверсифицированная организация – это компания, которая владеет или осуществляет свою деятельность в нескольких несвязанных сегментах бизнеса. Компании могут стать диверсифицированными, вступая в новые предприятия самостоятельно, объединяясь с другой компанией или приобретая компанию, работающую в другой области или секторе услуг. Например, диверсификация деятельности горнолыжного комплекса может быть связана с организацией всесезонного обслуживания клиентов, туристов и спортсменов. Диверсификация способствует продвижению бренда и основной продукции предприятия на новых рынках за счет привлечения большей аудитории, состоящей из болельщиков команд. Диверсификация в индустрии спорта становится очень перспективной стратегией развития многих предприятий. Соответственно, любой спортивной организации, которая хочет быть успешной и эффективной в XXI в. необходимо разрабатывать стратегию дифференциации своей деятельности и оказываемых услуг.
Что собой представляет типологический подход в менеджменте?
Типологический подход – это совокупность методологических процедур и соответствующих им мыслительных операций, ориентированных на понимание сложных явлений в их структурной самодостаточности, в их становлении и обособлении по отношению к гетерогенной среде. Типологический подход – это методологический подход к исследованию объектов, явлений и процессов, базирующийся на типологическом анализе [27, С. 39–40]. В типологии менеджмента очень важно, чтобы критерии типологического анализа не были бессистемными, случайными, неупорядоченными. От этого зависят и практическая значимость этой типологии, и ее научная ценность. Критерии типологического анализа должны максимально учитывать характеристики управления и осуществление его современных практических проблем. Одним из важнейших критериев в типологии менеджмента являются приоритеты в средствах управления.
Как отмечают Куклина Е. А., Туранова М. В., «процесс типологизации, в результате которого создается некая типология исследуемых объектов, представляет собой обобщение. Типология уменьшает количество изучаемых объектов, делит их на группы и тем самым вносит существенный вклад в понимание процессов и явлений, так как индивидуальные черты гораздо легче анализировать на фоне типологических черт. Наличие типологических (характерных) черт определяется тем, что развитие протекает в соответствии с общими закономерностями. В то же время общие закономерности (например, закономерности экономической формации или способа производства) имеют многочисленные вариации, связанные с различными фактами и обстоятельствами. Таким образом, типологический подход дает возможность составить общее представление об исследуемом объекте, но одновременно с этим понять и зафиксировать общие направления (тенденции) развития процессов» [27, С. 39–40].
На наш взгляд, типологический подход к управлению развитием диверсифицированными организациями спортивной индустрии должен быть основан на девяти элементах, которые можно считать уникальными, поскольку управление спортивными организациями отличается от управления в организациях других отраслей. К этим девяти элементам относятся:
1) поведение потребителей;
2) взаимоотношения между индустрией спорта и государством (нормативно-правовое регулирование);
3) регулирование;
4) стратегия;
5) организационная структура;
6) управление человеческими ресурсами;
7) спортивная культура;
8) корпоративное управление;
9) управление эффективностью.
Интересно проанализировать, насколько изученной является проблематика спортивного менеджмента в контексте разрабатываемого нами типологического подхода к управлению развитием диверсифицированными организациями спортивной индустрии.
Так, по поисковому запросу «спортивный менеджмент» на портале ELIBRARY.ru на 09.06.2024 г. можно обнаружить 43347 публикаций из 55631787 (т.е. всего 0,078%). Если в поисковом запросе ввести ограничение в виде поиска термина только в названии публикации, то число публикаций составит всего 666.
Продолжим анализ публикаций в данной подборке: будем последовательно вводить в поисковой запрос названия девяти элементов типологического подхода к управлению развитием диверсифицированными организациями спортивной индустрии (поиск будет осуществляться в названии публикации, в аннотации, в ключевых словах, в полном тексте публикации (табл. 1). Как показывают результаты анализа, чаще всего в подборке фигурирует элемент «спортивная культура» – 57 публикации, или 8,56%. Наименее часть встречается элемент «регулирование» (9 публикации, или 1,35%), хотя, возможно, что это связано с особенностями формулировки поискового запроса.
Таблица 1
Элементы типологического подхода к управлению развитием диверсифицированными организациями спортивной индустрии: частота употребления терминов в подборке из 666 публикаций по поисковому запросу «спортивный менеджмент»
№ п/п
|
Элемент
|
Формулировка поискового
запроса
|
Частота упоминания, шт.
|
Частота упоминания, %
|
Авторы, источники
|
1
|
Поведение потребителей
|
«потребитель»
|
18
|
2,70
|
Вааль Я. А., Нагматуллина Л. К. [8], Клочкова Н. В., Савченко
М. М. [24], Лисицин Т. А. [31], Проняев Н. В. [43], Скворцова Ю. С., Швецов
М. Д. [46], Стрельникова А. В., Пчелкина В. А., Джолиев И. М. О. [48],
Шамхалов А. М. [53]
|
2
|
Взаимоотношения между индустрией спорта и государством,
нормативно-правовое регулирование
|
«нормативно-правовое»
|
18
|
2,70
|
Величкина В. Ю. [9], Козырева Е. Д., Сидорова А. Д. [26]
|
3
|
Регулирование
|
«регулирование»
|
9
|
1,35
|
Ахмаджанов Т. О., Мирзоева Е. В., Мирзоева Э. А. [3], Зуев В.
Н., Баженов С. И. [21], Самсонов И. И., Головина Т. В., Поваляева Г. В. [45]
|
4
|
Стратегия
|
«стратегия»
|
15
|
2,25
|
Вааль Я. А., Нагматуллина Л. К. [8], Закирова Л. Р. [19],
Скворцова Ю. С., Швецов М. Д. [46]
|
5
|
Организационная структура
|
«организационная
структура»
|
18
|
2,70
|
Ахмаджанов Т. О., Мирзоева Е. В., Мирзоева Э. А. [3], Попова
А. Ф., Редреев В. А. [39], Мартынов А. В. [32], Шульмин С. А., Попов А. Н.
[55]
|
6
|
Управление человеческими ресурсами
|
«человеческие ресурсы»
|
10
|
1,50
|
Алексина А. О., Алексин А. Ю., Лигостаева Н. Д., Юркина Н. В.
[2], Кандаурова Н. В., Лобанов Н. А. [22], Уханова Т. В. [51], Чупилкин Д.
Н., Данилова Ю. Д. [52]
|
7
|
Спортивная культура
|
«культура»
|
57
|
8,56
|
Ахмаджанов Т. О., Мирзоева Е. В., Мирзоева Э. А. [3], Попова
А. Ф., Редреев В. А. [39], Шульмин С. А., Попов А. Н. [55]
|
8
|
Организационное управление
|
«организационное
управление»
|
39
|
5,86
|
Мартынов А. В. [32], Попова Н. В., Пономарев А. В., Шурманов
Е. Г. [40]
|
9
|
Управление эффективностью
|
«эффективность».
|
15
|
2,25
|
Братковский М. Л., Козлов В. С., Филипюк А. О. [7], Зорина Е.
Е., Рослякова Н. И. [20], Кандаурова Н. В., Лобанов Н. А. [22], Лапыгина О.
В., Астраханцев М. И. [28], Попова А. Ф., Редреев В. А. [39], Пробин П. С.
[41], Чупилкин Д. Н., Данилова Ю. Д. [52]
|
Итого в подборке
|
666
|
100,00
|
|
Анализ элементов типологического подхода к управлению развитием диверсифицированными организациями спортивной индустрии
Перейдем непосредственно к анализу элементов типологического подхода к управлению развитием диверсифицированными организациями спортивной индустрии.
Поведение потребителей
Поведение потребителей в спорте во многом обусловлено эмоциональными реакциями, которые редко удается вызвать коммерческими рекламными продуктами. Поклонники спорта, т.е. спортивные болельщики, могут испытывать сильную эмоциональную привязанность к игрокам, командам и конкретному виду спорту. Болельщики могут быть как невероятно преданными, так и непостоянными и критичными. У тех болельщиков, которые формируют самоощущение благодаря спорту, команде и/или фанатским объединениям, развивается сильная психологическая привязанность, которая называется идентификацией [15]. Это происходит потому, что они отождествляют себя с этим видом спорта или группой. Болельщики, ассоциирующие себя с успешным игроком или командой, могут даже опосредованно разделить с ними ощущение достигнутого успеха. Чувство принадлежности и приятные ощущения, связанные со спортивной командой, – это лишь две причины, по которым болельщик может посещать игры или покупать товары и услуги, связанные с конкретной отраслью спорта. Существует целый ряд сложных и взаимосвязанных мотивов, которые побуждают любителей спорта тратить деньги на различные спортивные развлечения, такие как посещение матчей, просмотр телевизионных трансляций, прослушивание радиокомментариев, чтение спортивных страниц, посещение спортивных веб-сайтов или дискуссионных форумов, а также покупка спортивных фирменных товаров. Эти мотивы включают в себя снятие стресса, эскапизм, поиск развлечений, наслаждение эстетической красотой спортивных выступлений, проведение времени с семьей и друзьями, ощущение опосредованного достижения и повышение самооценки. Эти мотивы помогают объяснить, почему люди начинают заниматься спортом, но они не определяют, насколько сильно человек увлечется спортивным продуктом. Другими словами, вышеперечисленные мотивы не делают различия между фанатами, которые отождествляют себя с командой, и болельщиками, которые просто хотят провести свободное время во время просмотра интересного спортивного соревнования [59].
Можно выделить три ключевых фактора, которые объясняют, как у людей развивается сильная эмоциональная привязанность к спорту. Это влечение, самовыражение и стиль жизни. Во-первых, человека может привлечь спортивный продукт, и он может испытывать большое удовольствие от его потребления. Во-вторых, спорт может иметь особое значение для человека и его самоидентификации и, как следствие, укреплять его восприятие самого себя и своего места в мире. Чем больше человек чувствует, что спортивный бренд дает ему представление о том, кто он такой, тем более лояльным и преданным он будет ему. Впоследствии это может привести к возникновению чувства товарищества с другими людьми, которые также демонстрируют сильную командную принадлежность. И, наконец, в-третьих, занятия спортом могут быть центральным аспектом жизни потребителя и его повседневной рутины. Таким образом, для потребителя, испытывающего сильную эмоциональную привязанность к спорту, спорт является привычным, целенаправленным и приятным занятием, которое дает ощущение принадлежности к группе. Несмотря на наличие мотивов, которые могут быть у людей для занятия спортом или для просмотра спортивных соревнований, поведение спортивных болельщиков может меняться от недели к неделе. На решения, которые принимают болельщики, например, посетить игру или купить какие-либо товары, также будут влиять внешние факторы. Это, например, ожидание качественной игры при участии сильного соперника, привлекательные и удобные условия на спортивном стадионе, легкий доступ и большое табло, погода, цена, специальные акции и т.д. [59].
С экономической точки зрения, спрос на спортивные товары, как правило, отличается низкой перекрестной эластичностью, и конкурирующим спортивным лигам и соревнованиям нелегко заменить друг друга. Даже если болельщики недовольны результатом конкретной игры или судебным решением, маловероятно, что они изменят свои спортивные предпочтения. В результате спортивные менеджеры и маркетологи считают более продуктивным поощрение существующих потребителей спортивных товаров и болельщиков, а не работу над привлечением новых болельщиков и переманивание болельщиков конкурентов [59].
Взаимоотношения между индустрией спорта и государством
Органы государственной власти уже давно рассматривают спорт как средство пропаганды национальной идеи и национальной идентичности, а также улучшения здоровья и социального и экономического развития. Правительства всех стран принимают политику и законодательство для поддержки, контроля или регулирования деятельности спортивных организаций. Большинство правительств поддерживают учебные заведения для подготовки спортсменов к национальным и международным соревнованиям, предоставляют финансирование национальным спортивным организациям, поддерживают спортивные организации в проведении крупных соревнований и содействуют строительству крупных стадионов. В обмен на эту поддержку правительства пытаются повлиять на спортивные организации, чтобы они привлекали больше участников на местном уровне, предоставляли услуги различным слоям общества, находящимся в неблагоприятном положении, или чтобы спортивная индустрия проводила политику в отношении пропаганды здорового образа жизни, формирования негативного отношения к алкоголю, наркотикам, азартным играм [59].
Органы государственной власти также регулируют деятельность спортивных организаций посредством принятия соответствующего законодательства или лицензирования в таких областях, как трудовое законодательство, борьба с дискриминацией, налогообложение и корпоративное управление [59].
Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что спортивные системы многих стран находятся в сложном положении из-за недостаточных инвестиций в строительство и содержание общественных спортивных сооружений, сокращения числа преданных своему делу волонтеров для организации спортивных мероприятий, плохого поведения спортсменов и зрителей и т.д. [59].
Управление спортивными организациями, особенно на уровне сообществ, будет по-прежнему требовать от спортивных менеджеров понимания логического обоснования и механизмов, лежащих в основе государственной политики, влияющей на спорт.
Регулирование в спорте
В большинстве отраслей организации обычно стремятся вытеснить своих конкурентов из бизнеса. В спорте это не всегда так. Спорт – один из немногих продуктов или услуг, которые выигрывают от баланса между конкурентами. На самом деле, спортивные лиги получают больше прибыли в те моменты, когда трудно предсказать, кто выиграет матч. Более того, когда исход матча считается непредсказуемым, посещаемость мероприятия неизменно выше. Другими словами, чтобы оставаться успешными, спортивным организациям необходимо, чтобы их соперники также были успешными. Действительно, во многих случаях лига вынуждает спортивные организации сотрудничать, делясь доходами и игроками, чтобы поддерживать конкурентный баланс [59].
Идея регулирования спортивных лиг и мероприятий для поддержания честной и сбалансированной конкуренции широко распространена в спортивных соревнованиях.
Для достижения этой цели регулирующие органы спортивных лиг часто внедряют структуры и политику, которые обладают тремя ключевыми характеристиками. Во-первых, регулирующие органы используют централизованный и независимый орган, принимающий решения, который регулирует деятельность команд-участниц и клубов, включая администраторов, игроков и тренеров. Эти правила могут включать в себя порядок набора и распределения игроков, количество команд, допущенных к соревнованиям, местонахождение команд, продолжительность игрового сезона, расписание игр и соревнований, а также плату за вход. Другие правила, установленные центральным органом, могут даже включать изменение самих правил игры, чтобы сделать спорт более привлекательным для новых рынков или форм распространения, таких как платное телевидение. Регулирующий орган обычно может применить дисциплинарные меры к тем, кто нарушает правила. Во-вторых, спортивные руководящие органы всегда стремятся к увеличению доходов путем введения правил, которые минимизируют затраты и максимизируют финансовую жизнеспособность. Например, могут быть введены правила, ограничивающие конкурсные торги для игроков, могут быть установлены общие расходы команды на заработную плату игроков, а доходы могут быть перераспределены таким образом, чтобы у каждого клуба была минимальная гарантированная доходная база. Это помогает гарантировать каждой команде возможность удержания квалифицированного персонала, тренеров и игроков, в том числе за счет предоставления конкурентоспособного вознаграждения. В-третьих, руководящие органы в спортивной индустрии всегда нацелены на увеличение доходов за счет расширения рынка сбыта своего спортивного продукта и повышения его общей привлекательности. Рынок, например, можно расширить, приняв в лигу новые команды, продлив игровой сезон или проводя игры в разное время недели. Руководящие органы спортивных организаций также используют свое влияние на рынке для максимизации платы за права на трансляцию [59].
Соглашения и договоренности, заключаемые в профессиональных спортивных лигах для поддержания конкуренции и максимизации доходов, по сути, представляют собой картельный сговор. Картели способны минимизировать конкуренцию, контролировать стоимость своей продукции, координировать рекламу, устанавливать цены, защищать интересы участников и, как правило, увеличивать доходы и прибыль. В большинстве стран картели являются незаконными, поскольку они снижают конкуренцию. Однако, в отличие от более традиционных отраслей, правительства часто разрешают спортивной индустрии применять антиконкурентные методы, включая крайние ограничения прав игроков. Это происходит потому, что многие правительства признают, что спортивные лиги плохо работают в условиях свободного рынка. Например, несколько доминирующих клубов могли бы использовать свою превосходную базу болельщиков и доходов, чтобы привлечь лучших игроков, доминировать на соревнованиях и уменьшить неопределенность в отношении того, какой клуб выиграет матч или сезон. Это, конечно, приводит к снижению посещаемости матчей и, как следствие, к снижению интереса со стороны спонсоров и средств массовой информации. Таким образом, хотя регулирование спортивных соревнований может быть антиконкурентным, оно, как правило, не считается необоснованным или противоречащим общественным интересам [59].
Стратегия в спорте
Стратегический менеджмент предполагает анализ положения организации на рынке, определение ее направления и целей, выбор подходящей стратегии, а затем использование ее отличительных качеств для достижения поставленных целей [14]. Как и в любой организации, успех спортивной организации во многом будет зависеть от качества ее стратегических решений. Можно утверждать, что некоммерческие спортивные организации не спешат внедрять концепции, связанные со стратегическим управлением, по сравнению с профессиональными спортивными организациями [59].
На конкурентном рынке спортивные менеджеры должны сами определять свое будущее, проводя детальный анализ рынка, определяя четкое направление и разрабатывая стратегию, соответствующую возможностям. Понимание принципов стратегического управления и того, как их можно применять в конкретной отрасли спорта, имеет важное значение для будущих спортивных менеджеров. Одной из самых сложных задач для спортивных менеджеров является разработка последовательных реалистичных стратегий, часто при наличии ограниченных ресурсов, для расширения доли рынка, занимаемой их спортивной организацией [59].
Организационная структура
Поиск правильной организационной структуры для спортивной организации предполагает баланс между необходимостью формализации организационных процедур, стимулированием инноваций, а также обеспечением надлежащего контроля за деятельностью персонала и волонтеров, включая разработку схем мотивации. В сложном мире спорта уточнение порядка отчетности и коммуникации между многочисленными группами внутренних и внешних заинтересованных сторон при одновременном сокращении ненужных и дорогостоящих уровней управления также является важным аспектом управления структурой организации. Относительно уникальное сочетание оплачиваемого персонала и волонтеров в спортивной индустрии усложняет управление структурой многих спортивных организаций. Здесь необходимо проводить различие между организационными структурами элитных спортивных организаций, таких как профессиональные спортивные команды, и структурами, используемыми некоммерческими спортивными организациями, такими как международные спортивные федерации. В значительной степени организационная структура профессиональных спортивных команд соответствует обычным принципам использования функциональных критериев для создания отделов или подразделений, таких как управление игроками, маркетинг, продажа билетов, управление спортивными площадками, финансы или управление человеческими ресурсами. В этом смысле организационные структуры этих видов спортивных организаций ничем не отличаются от других организаций. Однако структура некоммерческих спортивных организаций имеет серьезные отличия: она может включать пять элементов, таких как: члены, волонтеры, оплачиваемый персонал, совет и правление или управленческий комитет. Большинство некоммерческих спортивных организаций структурированы именно таким образом, поскольку это позволяет их членам принимать непосредственное участие в принятии решений и обеспечивает определенную степень прозрачности процесса принятия решений [59].
Управление человеческими ресурсами
Управление человеческими ресурсами, по сути, предполагает формирование и сохранение эффективной и удовлетворенной своей работой рабочей силы. Традиционно практика управления персоналом включает в себя планирование, набор, селекцию, проверку, ориентацию, обучение, развитие и управление эффективностью человеческих ресурсов. Применение Управление человеческими ресурсами в спортивных организациях принципиально не отличается от других организационных структур с точки зрения взаимоотношений между организацией и оплачиваемым персоналом, за исключением трех моментов. Во-первых, спортивные организации, такие как профессиональные спортивные команды, могут нанимать профессиональных спортсменов или игроков, которым платят во много раз больше, чем генеральному директору: ситуация, которая не встречается в других отраслях экономики. Во-вторых, рынок найма профессиональных спортсменов жестко регулируется лигами с помощью таких механизмов, как коллективные договоры, стандартные игровые контракты и предельные зарплаты. В-третьих, для спортивных организаций характерно использование игроков или спортивных агентов для представления интересов отдельных сотрудников (т.е. игроков или атлетов), а также высокий уровень профсоюзного рынка работников, который существует в некоторых лигах благодаря тому, что игроки создают ассоциации игроков или профсоюзы для представления своих коллективных интересов перед руководством лиги и команды [59].
Структура спортивных соревнований и мероприятий также существенно влияет на применяемые методы и подходы управления человеческими ресурсами в спортивных организациях, что отличает их от других типов организаций. Значительная часть спортивных состязаний проводится еженедельно или сезонно в рамках лиг и ассоциаций по всему миру. Регулярность проведения сезонов и соревнований означает, что потребности спортивных организаций в человеческих ресурсах предсказуемы и относительно стабильны. Однако существует целый ряд спортивных мероприятий и чемпионатов, для которых планирование человеческих ресурсов сопряжено с трудностями, поскольку численность персонала и волонтеров сильно варьируется. Так, крупные спортивные мероприятия требуют большой рабочей силы, часто состоящей в основном из волонтеров или временных работников, на короткий период до начала мероприятия, во время и непосредственно после него. Быстрое увеличение и сокращение численности персонала в течение короткого периода времени является сложной и значимой проблемой управления человеческими ресурсами. Для привлечения персонала требуются систематические программы набора, селекции и профессиональной ориентации, а также простые, но эффективные схемы оценки и вознаграждения, чтобы удержать этот персонал [16, 17, 59].
Спортивная культура
Спортивную культуру можно определить как набор основных ценностей, убеждений и установок, общих для спорта, которые устанавливают стандарты приемлемого поведения в спортивной индустрии [59]. Другими словами, люди, занимающиеся спортом или имеющие к нему отношение (например, болельщики, спортсмены, менеджеры клубов и лиг), обладают уникальным подходом к спортивной культуре.
Хотя эти уникальные особенности спортивной культуры могут варьироваться от одного вида спорта к другому или от контекста к контексту, они влияют на способ управления спортом с точки зрения бизнеса.
В чем же тогда заключаются уникальные особенности спортивных культур?
Спортивная культура охватывает широкий спектр аспектов, таких как отношения, ценности, история, традиции, ритуалы (например, как празднуют успех и относятся к поражению), символы (например, памятные вещи и дресс-код) и герои. Это также видно по тому, как люди общаются (например, по общим фразам и языку тела), по одежде, которую они носят, по историям и легендам, которые они повторяют. Одной из фундаментальных ценностей, присущих большинству спортивных культур, является верховенство успеха и победы. На самом деле клубы могут ценить победы на поле за счет разумной деловой практики; например, европейские футбольные клубы нередко выплачивают звездным игрокам зарплаты, превышающие общий годовой доход клуба. Возможно, это не совсем разумная деловая практика, но она соответствует культурному императиву победы на соревнованиях. Важность победы также отражается на героях спорта, которыми, как правило, являются те спортсмены, которые могут похвастаться выдающимися успехами на поле. Сильная соревновательная этика, безусловно, является наиболее распространенной системой оценки результатов в спорте. Эта доминирующая ценность часто поддерживается жесткой дисциплинарной системой, которая отражает идею о том, что клуб или вид спорта важнее, чем человек. Таким образом, спортивные команды и клубы часто основаны на сильном коллективизме. Большинство спортивных команд требуют лояльности и самоотдачи во имя общего блага, но взамен они обеспечивают поддержку и сопричастность [59].
Еще одной распространенной ценностью в спортивных культурах является то значение, которое придается традиционным «мужским» качествам, таким как жесткость, агрессивность, отсутствие страха и способность переносить физическую боль. В дополнение к гендерным предрассудкам на поле, многие традиционные виды спорта, в которых доминируют мужчины, имеют систему гендерных ролей с сильными стереотипными представлениями о важности должностных лиц и сотрудников. Это, как правило, приводит к доминированию мужчин в культуре, в которой мужественность поощряется [59].
С точки зрения бизнеса, однородная и маскулинная культура многих видов спорта представляет проблему для будущего коммерческого развития. Например, спортивные лиги и организаторы мероприятий могут столкнуться с трудностями при расширении своего рынка, чтобы привлечь больше поклонниц.
История клуба или вида спорта, по сути, может играть важную роль в определении многих культурных установок и ценностей в спорте. Цвета клуба и расположение домашней арены – это два общих элемента истории спортивных клубов, которые трудно изменить. Многие традиционные спортивные организации могут ценить историю, традиции и привычное и, как следствие, уделять мало внимания долгосрочному планированию, чтобы справиться с быстро меняющейся спортивной средой. С этой точки зрения, многие спортивные организации сталкиваются со значительными трудностями в современной спортивной среде, обусловленными растущим давлением, связанным с необходимостью адаптировать традиции для удовлетворения коммерческих возможностей [59].
Как и все живые культуры, спорт постоянно меняется, динамичен по своей природе и подвергается постоянному переосмыслению его участниками. Современный спорт сталкивается со множеством проблем, связанных с максимальным освещением в средствах массовой информации, выходом на новые рынки и поддержанием прибыльности [42]. Традиционные ценности и отношение к спорту могут вызывать сильную привязанность у некоторых болельщиков, но они также ограничивают гибкость спортивных организаций в реагировании на меняющиеся требования рынка и растущую конкуренцию со стороны других альтернативных развлечений. В результате многие виды спорта пытаются привести свою культуру в соответствие с деловой практикой, предпринимая такие меры, как запрет на употребление алкоголя на стадионах и контроль за агрессивностью толпы, чтобы сделать спорт более «семейным» видом отдыха и времяпровождения. И хотя многие традиционные аспекты истории и ритуалы могут быть оспорены по мере того, как спорт становится все более похожим на бизнес, некоторые моменты, несомненно, останутся: это стремление к соревнованиям, любовь к победе и способность вызывать сильные эмоциональные реакции как при победе, так и при поражении [59].
Организационное управление в спорте
Организационное управление предполагает осуществление полномочий по принятию решений внутри организации и обеспечивает систему, с помощью которой контролируются и направляются отдельные элементы организации. Управление является особенно важным элементом менеджмента спортивных организаций. Спортивные менеджеры должны понимать принципы надлежащего управления и то, как эти принципы применяются в спортивных организациях.
Существует несколько особенностей организационного управления в спорте. Во-первых, это необходимость управления рисками, соблюдения фидуциарных требований, страхования ответственности и т.д. Во-вторых, последствия неэффективного управления в спортивной организации быстро становятся достоянием общественности, что требует соблюдения корпоративных норм и совершенствования систем управления. В-третьих, законодательные изменения на национальном, региональном и международном уровнях требуют своевременного решения насущных проблем и вопросов в условиях дополнительного давления. В-четвертых, угроза конкуренции вынуждает спортивные организации становиться более коммерчески ориентированными [59].
Управление эффективностью
Спортивные организации за последние 30 лет претерпели эволюцию. Они стали применять общие принципы менеджмента и маркетинга в отношении своей продукции и услуг, планирования своей деятельности, управления человеческими ресурсами и других аспектов организационной деятельности. Однако уникальный характер спортивных организаций и различия в их миссиях и целях привели к разработке целого ряда критериев, с помощью которых можно оценивать деятельность спортивных организаций [59].
На практике спортивные организации сталкиваются с двумя противоречивыми моделями организационного поведения при выборе своей основной миссии и целей: 1) моделью максимизации прибыли, которая предполагает, что клуб – это просто фирма на рынке товаров с совершенной конкуренцией и что прибыль является единственной движущей мотивационной силой; 2) моделью максимизации полезности, которая подчеркивает важность соперничества между клубами и их стремления выиграть как можно больше матчей. В рамках модели максимизации полезности предполагается, что спортивные организации по своей природе высококонкурентны, а единственным наиболее важным критерием эффективности является успех в соревнованиях [59].
Системный подход к управлению эффективностью позволяет спортивной организации выявить сильные и слабые стороны, а также определить пути улучшения общей эффективности организации [6, 42, 59]. Управление эффективностью также помогает решить, куда следует направить ограниченные ресурсы, и сравнить эффективность организации с конкурентами. Система управления эффективностью должна быть увязана с целями и задачами организации, которые в случае спортивных организаций могут существенно отличаться от задач коммерческих организаций. В то время как коммерческие организации, как правило, сосредоточены на максимизации прибыли, спортивные организации, скорее всего, будут озабочены такими приоритетами, как победа в большем количестве игр, чем у их конкурентов, и удовлетворение потребностей своих членов. Такое разнообразие целей спортивных организаций затрудняет определение общего показателя эффективности деятельности спортивной организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Управление спортивными организациями требует применения теорий, принципов и стратегий менеджмента, которые, в принципе, не отличаются от управления организациями в корпоративном, государственном или некоммерческом секторах. Однако уникальные характеристики спортивных организаций влияют на то, как эти теории, принципы и стратегии применяются спортивными менеджерами.
В основе менеджмента в спортивной индустрии должен лежать типологический подход к управлению развитием диверсифицированными организациями, основанный на девяти элементах, таких как: поведение потребителей; взаимоотношения между индустрией спорта и государством (нормативно-правовое регулирование); регулирование; стратегия; организационная структура; управление человеческими ресурсами; спортивная культура; корпоративное управление; управление эффективностью.
По своей сути, типологический подход к управлению развитием спортивной организации действует на принципах системного подхода. И если рассматривать спортивную организацию как систему, то если обеспечить эффективное взаимодействие всех названных выше девяти элементов, то можно обеспечить синергетический эффект.
Источники:
2. Алексина А. О., Алексин А. Ю., Лигостаева Н. Д., Юркина Н. В. Социально-психологические аспекты менеджмента в спортивной организации // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2023. – № 5. – c. 29-33. – doi: 10.34835/issn.2308-1961.2023.05.p29-33.
3. Ахмаджанов Т. О., Мирзоева Е. В., Мирзоева Э. А. Исследование спортивной организации как элемента менеджмента // Международный научный журнал. – 2021. – № 5. – c. 26-32. – doi: 10.34286/1995-4638-2021-80-5-26-32.
4. Банникова А. С., Никитина В. С. Ценовая политика как ключевой фактор стратегического менеджмента в физкультурно - спортивных организациях. / Место и роль физической культуры в современном мире : Сборник статей и тезисов докладов Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 19–20 мая 2022 года. - Санкт-Петербург: ООО «Скифия-принт», 2022. – 26-33 c.
5. Бобрышова Д. М. Важность развития спортивного менеджмента в современных условиях // Наука-2020. – 2023. – № 1. – c. 93-98.
6. Бородин Г.В., Петренко Е.С. Коммуникации в организации: подходы к пониманию, принципы и барьеры // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 3. – c. 899-914. – doi: 10.18334/lim.10.3.118523.
7. Братковский М. Л., Козлов В. С., Филипюк А. О. Эффективность менеджмента в спортивных организациях // Сборник научных работ серии «Государственное управление». – 2022. – № 27. – c. 22-31. – doi: 10.5281/zenodo.7371838.
8. Вааль Я. А., Нагматуллина Л. К. Применение инструментов маркетинга в спортивном менеджменте. / Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов : Материалы V Международной научно-методической конференции, Казань, 29–30 ноября 2019 года / Под редакцией Р.А. Юсупова, Б.А. Акишина. - Казань: Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева, 2019. – 80-82 c.
9. Величкин В. Ю. Роль органов государственного управления в развитии спортивного менеджмента и распространении спортивной культуры. / Современные аспекты подготовки и профессиональной деятельности спортивного менеджера : Материалы VII всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Малаховка, 26 апреля 2023 года / Министерство спорта Российской Федерации Московская государственная академия физической культуры. - Малаховка: Московская государственная академия физической культуры, 2023. – 70-78 c.
10. Горбачева В. В., Полунин В. П. Значение документационного обеспечения в построении эффективной системы менеджмента качества спортивной организации // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2023. – № 1. – c. 120-124.
11. Гуреева Е. А., Орлов А. В. Развитие рынка спортивной индустрии в условиях цифровизации экономики. / Цифровая экономика: тенденции и перспективы развития : сборник тезисов докладов национальной научно-практической конференции: в двух томах, Москва, 22–23 октября 2020 года. Том 2. - Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2020. – 13-15 c.
12. Гуреева Е. А. Ключевые факторы популяризации спорта в России. / Современные проблемы и потенциал научных исследований в физической культуре и спорте : Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 60-летнему юбилею факультета физической культуры, спорта и туризма, Улан-Удэ, 03–04 декабря 2020 года. - Улан-Удэ: Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, 2021. – 24-27 c.
13. Гуреева Е. А., Петренко Е. С., Гончарова Н. Ю., Алатырева Я. А. Спортивные кластеры как инструмент стратегического развития массового спорта в регионах Российской Федерации // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 10. – c. 63-65.
14. Денисов И.В., Дарибекова А.С., Петренко Е.С., Шабалтина Л.В. Стратегическое управление развитием туризма в Казахстане // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 1039-1050. – doi: 10.18334/eo.10.4.111382.
15. Денисов И.В., Петренко Е.С., Мажитова С.К., Шабалтина Л.В. Экономика впечатлений. Управление развитием туризма в Казахстане // Креативная экономика. – 2020. – № 12. – c. 3687-3696. – doi: 10.18334/ce.14.12.111397.
16. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Почепаев И.А. Концептуальные основы устойчивого развития в XXI веке: принцип триединства и подходы к оценке воздействия бизнеса // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 4. – c. 643-658. – doi: 10.18334/lim.7.4.110931.
17. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Почепаев И.А. Как компании могут использовать человеческие ресурсы для достижения целей устойчивого развития // Лидерство и менеджмент. – 2021. – № 1. – c. 85-108. – doi: 10.18334/lim.8.1.110932.
18. Елисеенко В. А., Фадеева К. А. Особенности менеджмента спортивной организации. / Направления совершенствования научно-технического потенциала общества в стратегическом периоде : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Тюмень, 15 июня 2023 года. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2023. – 59-61 c.
19. Закирова Л. Р. Спортивный менеджмент в России и за рубежом. / Российская наука в современном мире : Сборник статей XVI международной научно-практической конференции, Москва, 30 июня 2018 года. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Актуальность.РФ», 2018. – 213-215 c.
20. Зорина Е. Е., Рослякова Н. И. Финансовый менеджмент в деятельности спортивной организации. / Социально-экономические, историко-правовые, философские ориентиры : Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Рязань, 16 марта 2023 года. - Рязань: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Концепция», 2023. – 35-37 c.
21. Зуев В. Н., Баженов С. И. О конверсии правовых норм для дифференцирования условий труда в менеджменте специалистами при подготовке и проведению спортивных соревнований по видам спорта // Спорт: экономика, право, управление. – 2016. – № 4. – c. 13-16.
22. Кандаурова Н. В., Лобанов Н. А. Факторы, влияющие на эффективность менеджмента спортивной школы // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2013. – № 1. – c. 55-61.
23. Климова М. В. Особенности развития спортивного менеджмента в современных условиях. / Институциональная трансформация научной среды в условиях цифровизации : Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Челябинск, 27 января 2023 года. Том Часть 1. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС», 2023. – 142-146 c.
24. Клочкова Н. В., Савченко М. М. Маркетинг как инструмент спортивного менеджмента. / Современные аспекты подготовки и профессиональной деятельности спортивного менеджера : Материалы VII всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Малаховка, 26 апреля 2023 года / Министерство спорта Российской Федерации Московская государственная академия физической культуры. - Малаховка: Московская государственная академия физической культуры, 2023. – 188-192 c.
25. Ковтун Р. И., Петренко Я. С., Петров Д. К. Как построить карьеру в спортивном менеджменте: дорожная карта для молодежи в спорте. / Профнавигация молодежи : сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, посвященной 105-летию КубГТУ, Краснодар, 21 апреля 2023 года. - Краснодар: Кубанский государственный технологический университет, 2023. – 475-481 c.
26. Козырева Е. Д., Сидорова А. Д. Развитие индустрии спорта и спортивного менеджмента в современных экономических условиях. / Управление персоналом, социальными и бизнес-коммуникациями: методы, модели, технологии - 2022 : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 30 марта 2022 года. - Москва: Государственный университет управления, 2022. – 259-261 c.
27. Куклина Е. А., Туранова М. В. Типологический подход к управлению региональным развитием: ретроспективный анализ и перспективы использования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2015. – № 3. – c. 37-52.
28. Лапыгина О. В., Астраханцев М. И. Пути повышения эффективности управленческой деятельности органов государственной власти в контексте социально-экономического развития территорий. / Материалы VI международной научно-практической конференции к 30-летию ГОУ ВПО «ДОНАУИГС», Донецк, 02–03 июня 2022 года. - Донецк: Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики, 2022. – 85-87 c.
29. Левченко А. В., Николаев П. П., Гурова Н. В. [и др.] История формирования спортивного менеджмента в России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2023. – № 4. – c. 221-224. – doi: 10.34835/issn.2308-1961.2023.04.p221-225.
30. Летягина Е. Н., Перова В. И. Искусственный интеллект в спортивном менеджменте. / учебник. - Москва : ООО «Издательство ТРИУМФ», 2023. – 309 c.
31. Лисицин Т. А. Маркетинг как инструмент спортивного менеджмента. / Современные аспекты подготовки профессиональной деятельности спортивного менеджера : Материалы IV всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Малаховка, 29 июня 2020 года / Министерство спорта Российской Федерации ФГБОУ ВО «Московская государственная академия физической культуры». - Малаховка: Московская государственная академия физической культуры, 2020. – 134-139 c.
32. Мартынов А. В. Основная проблематика менеджмента спортивных организаций в современных условиях // Russian Economic Bulletin. – 2023. – № 5. – c. 253-256.
33. Мастушкин М. М., Пучков Н. М., Харитов Д. А. Особенности подготовки кадров в Российской Федерации: спортивный менеджмент. / Современные аспекты подготовки и профессиональной деятельности спортивного менеджера : Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции c международным участием, Малаховка, 27–28 апреля 2022 года / Министерство спорта Российской Федерации Московская государственная академия физической культуры Московская областная олимпийская академия. - Малаховка: Московская государственная академия физической культуры, 2022. – 250-253 c.
34. Миндубаева Н. Р. Современные проблемы развития спортивного менеджмента // Актуальные вопросы современной экономики. – 2023. – № 4. – c. 331-334.
35. Непомнящих Т. С., Ломакина Т. Л. Проектный подход в спортивном менеджменте. / Россия молодая : Сборник материалов XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Кемерово, 19–21 апреля 2022 года / Редколлегия: К.С. Костиков (отв. ред.) [и др. - Кемерово: Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2022. – 84231.1-84231.3 c.
36. Овчинников Ю. Д., Антощенко А. Ю. Проектные технологии в спортивном менеджменте // Наука-2020. – 2023. – № 1. – c. 86-92.
37. Очир-Убушаев А. В., Макаева К. И., Гунзикова З. И. Проблемы и перспективы подготовки кадров спортивного менеджмента. / Экономический рост: управление и организация : Сборник материалов национальной научно-практической конференции, посвященной памяти д.э.н., профессора Босчаевой З.Н., Элиста, 19 апреля 2023 года. - Элиста: Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова, 2023. – 180-184 c.
38. Петренко Е. С., Кыласов А. В., Гуреева Е. А. [и др.] Использование экосистемного подхода при формировании спортивных кластеров // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 11. – c. 13-15.
39. Попова А. Ф., Редреев В. А. Эффективность организационного культуростроения в системе менеджмента физкультурно-спортивной организации. / Современное образование, физическая культура и спорт : Сборник материалов региональной научно-практической конференции, посвященной 45-летию УралГУФК, Челябинск, 09 декабря 2014 года / Уральский государственный университет физической культуры. - Челябинск: Уральская академия государственной службы, 2014. – 232-234 c.
40. Попова Н. В., Пономарев А. В., Шурманов Е. Г. Спортивный менеджмент в реализации корпоративных социальных программ // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 1. – c. 11-13.
41. Пробин П. С. К вопросу о развитии подходов к оценке эффективности менеджмента на уровне физкультурно-спортивных организаций // Экономика и предпринимательство. – 2024. – № 2. – c. 1165-1169. – doi: 10.34925/EIP.2024.163.2.230.
42. Проблемы и инновации спортивного менеджмента, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма : Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 100-летию образования государственного органа управления в сфере физической культуры и спорта, Казань, 02 июня 2023 года. - Казань: ФГБОУ ВО «Поволжский ГУФКСиТ», 2023. – 300 c.
43. Проняев Н. В. Особенности маркетинга в спортивном менеджменте. / Актуальные проблемы и перспективы развития потребительского рынка : Материалы ХII Международной научно-практической конференции студентов и учащихся, Пермь, 04–12 декабря 2023 года. - Пермь: Пермский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 2023. – 156-161 c.
44. Пузыревский Р. В. Современные тенденции развития спортивного менеджмента // Форум. – 2023. – № 2(28). – c. 244-247.
45. Самсонов И. И., Головина Т. В., Поваляева Г. В. Менеджмент спортивной школы (нормативно-правовой аспект). / Учебно-методическое пособие. - Омск : Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2010. – 225 c.
46. Скворцова Ю. С., Швецов М. Д. Основы спортивного менеджмента и перспективы спортивного маркетинга в футболе // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. – 2023. – № 3. – c. 76-85. – doi: 10.18101/2304-4446-2023-3-76-85.
47. Степанова Д. Д. Коммуникационные технологии в спортивном менеджменте. / Тезисы докладов l научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа : материалы конференции, Краснодар, 01 февраля – 22 2023 года. Том Часть 2. - Краснодар: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», 2023. – 60-61 c.
48. Стрельникова А. В., Пчелкина В. А., Джолиев И. М. О. Менеджмент в спорте и спортивный маркетинг // Молодежь и наука. – 2022. – № 6.
49. Терентьева Е. А., Ишмухаметова Н. Ф. Спортивный менеджмент. Теория и практика управления в спортивной отрасли. / Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма : материалы ХVII Международной научно-практической конференции, Уфа, 25–26 мая 2023 года. - Уфа: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский университет науки и технологий», 2023. – 417-420 c.
50. Туманян К. В. Тенденции в спортивном менеджменте: влияние социальных сетей на спорт. / Галактика науки-2023 : Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, Краснодар, 19–22 апреля 2023 года. Том 2. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2023. – 309-312 c.
51. Уханова Т. В. Принципы менеджмента качества в управлении человеческими ресурсами спортивной организации // Экономические науки. – 2023. – № 218. – c. 320-324. – doi: 10.14451/1.218.655.
52. Чупилкин Д. Н., Данилова Ю. Д. Факторы, влияющие на эффективность менеджмента спортивной школы. / Инновационные технологии управления : сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 22 ноября 2017 года / Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2017. – 258-260 c.
53. Шамхалов А. М. О применении инструментов маркетинга в профессиональном спортивном менеджменте // Наука-2020. – 2016. – № 5. – c. 315-317.
54. Шокуев И. А., Ушакова Н. А. Разновидность спортивного менеджмента, категории и разновидности спортивного менеджера в спортивной организации. / Экономика и менеджмент в современной индустрии спорта : Материалы кафедральной научно-практической конференции, Москва, 02 марта 2023 года. - Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», 2023. – 130-134 c.
55. Шульмин С. А., Попов А. Н. Методологические основы спортивного менеджмента: культуростроительный аспект // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2020. – № 5. – c. 121-131. – doi: 10.24411/2305-8404-2020-10516.
56. Employment in sport. Eurostat. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=Employment_in_sport (дата обращения: 09.06.2024).
57. Gureeva E. A., Petrenko E. S., Goncharova N. Yu., Alatyreva Ya. A. Sports clusters as a tool for the strategic development of mass sports in the regions of the Russian Federation // Theory and Practice of Physical Culture. – 2023. – № 10. – p. 43-47.
58. Halsall Adele Which Are The World’s Sportiest Countries?. Myprotein. [Электронный ресурс]. URL: https://www.myprotein.com/thezone/motivation/which-are-the-worlds-sportiest-countries/ (дата обращения: 09.06.2024).
59. Managing Sport Organizations Research Paper. [Электронный ресурс]. URL: https://research-paper.essayempire.com/examples/management/managing-sport-organizations-research-paper/ (дата обращения: 09.06.2024).
Страница обновлена: 03.12.2024 в 12:12:10