Развитие литературного туризма в России и в мире: обзор научных источников

Лебедева С.А.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 8 (Август 2023)

Цитировать:
Лебедева С.А. Развитие литературного туризма в России и в мире: обзор научных источников // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 8. – С. 2909-2936. – doi: 10.18334/ce.17.8.118579.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54383747

Аннотация:
Данная статья представляет описательно-библиометрический обзор зарубежной и отечественной научной литературы в области литературного туризма. Это первая русскоязычная статья, аккумулирующая столь внушительное количество научных исследований в рамках данного направления туристкой активности. Автором было изучено более 100 научных зарубежных и отечественных трудов, посвященных литературному туризму, его классификациям и типологиям, а также развитию данного вида туризма в разрезе дестинаций. В силу ограниченности объема статьи в список научной литературы вошли не все источники. Автор преследовал цель заложить базис для отечественных исследований и разработок в области литературного туризма, в виду того, что несмотря на богатейшее литературное наследие Российской Федерации сегодня этот вид туризма мало популярен и как направление туристской активности, и как предмет научных изысканий. В результате обобщения имеющейся научной литературы по данной тематике в статье представлено авторское видение места литературного туризма в разнообразии форм досуга и рекреации, обозначены зарубежные и отечественные типологии и классификации форм и видов литературного туризма, приведен обзор научной литературы в разрезе туристических дестинаций.

Ключевые слова: литературный туризм, обзор научной литературы, туристические дестинации, объекты туристического показа, типология литературного туризма

JEL-классификация: Z11, Z31



Введение

Текущая геополитическая обстановка и беспрецедентное количество санкций изменили отношение к туристской отрасли, усилив интерес различных органов государственного управления к развитию и популяризации внутренних дестинаций у соотечественников и продвижению российских территорий на мировом рынке туристических услуг. В частности, интерес представляет развитие отдельных видов туризма.

Литературный туризм является перспективным направлением туристской активности для развития на территории Российской Федерации с учетом богатейшего литературного наследия нашей страны. Однако данный вид туризма не пользуется особой популярностью не только как самостоятельный вид путешествий, но и как предмет отечественных научных исследований.

С целью создания базиса для отечественных разработок в данной области знания автором была обобщена имеющаяся научная информация о литературном направлении туристской активности.

Данная статья – описательно-библиометрический обзор зарубежной и отечественной научной литературы в области литературного туризма. Следует отметить, что это первая русскоязычная статья, содержащая столь внушительное количество научных трудов по данной тематике. Все представленные в статье научные работы поделены на три условные группы: научные труды, определяющие место литературного туризма в разнообразии видов туристской активности; исследования, касающиеся форм и видов литературного туризма, а также возможных объектов туристического показа; статьи, изучающие развитие литературного туризма на отдельных дестинациях.

В результате автором работы проведена всесторонняя оценка исследований в области литературного туризма, собраны вместе существующие типологии и классификации видов литературного туризма и информация о возможных объектах туристского показа, а также обобщены результаты о литературных туристских дестинациях, в т.ч. отдельных странах и регионах России. В статье также представлено авторское видение места литературного туризма в разнообразии видов туристкой активности. Данный литературный обзор закладывает базис для дальнейших российских исследований в области литературного туризма и может быть полезен, как ученым, изучающим различные аспекты туристской активности, так и студентам и аспирантам, обучающимся по соответствующим направлениям.

Подходы к определению литературного туризма

Литературный туризм (literary tourism) – это путешествия в дестинации, «прославленные в литературных творениях» (реальные города или построенные объекты для вымышленных художественных образов), ассоциирующиеся с авторами (места рождения и захоронения) или их литературными произведениями [49, 53, 55, 61, 62, 69, 71] (Butler, 2000; Fawcett & Cormack, 2001; Ferreira, et al., 2020; MacLeod, Shelley & Morrison, 2018; Mansfield, 2015; Squire, 1996; Tetley & Bramwell, 2002).

Согласно доктору философии, профессору кафедры истории Бирмингемского университета (Великобритания) Майку Робинсону и его коллеге Гансу Христиану Андерсену специалисту из Международного центра изучения культуры и культурного наследия Университета Ньюкасла (Великобритания), зарождение литературного туризма началось еще во времена Римской империи почти одновременно с культурным туризмом. Именно эти ученые одни из первых предприняли попытку дать определение литературному туризму. Они охарактеризовали его как вид путешествий культурной направленности, связанный с посещением дестинаций, ассоциирующихся с реальными лицами или мифологическими персонажами [67] (Robinson & Andersen, 2002). Таким образом, можно сделать вывод, что данные авторы рассматривали литературный туризм как составляющую культурного туризма (cultural tourism) в антропологическом контексте. Как вид культурного туризма путешествия литературного характера рассматривается и в более поздних научных трудах [46, 55, 64, 65] (Brown & Gentile, 2015; Ferreira, et al., 2020; Quinteiro & Baleiro, 2018; Quinteiro, Carreira & Rodrigues Gonçalves, 2020).

Некоторые исследователи рассматривают литературный туризм как составляющую туризма, направленного на изучение объектов культурного и природного наследия [1] (heritage tourism) [56, 69] (Herbert, 2001; Squire, 1996).

Некоторые ученые убеждены, что литературный туризм является симбиозом двух обозначенных выше видов туристской активности, сочетая в себе элементы как культурного туризма, так и туризма, направленного на изучение объектов культурного наследия [51, 57] (Çevik, 2020; Hoppen, Brown & Fyall, 2014). Объясняется данное мнение тем, что, с одной стороны, литература – это одна из составляющих культурного наследия определенной страны и народа, а с другой, литературный туризм ориентирован на посещение определенных значимых дестинаций и объектов, что является характерной чертой туризма, направленного на изучение объектов культурного и природного наследия.

В некоторых научных трудах литературный туризм определяется как часть креативного (creative tourism) и медийного туризма (media tourism), наряду с кинотуризмом [48, с. 316, 55, с. 509, 57, с. 40] (Busby & Klug, 2001, p. 316; Ferreira, et al., 2020, p. 509; Hoppen, Brown & Fyall, 2014, p. 40).

Встречаются также такие дефиниции как «литературное паломничество» (literary pilgrimage) и «литературный паломник» (literary pilgrim). Например, данные термины можно встретить в работах южноафриканских ученых Ф. Файрер-Весселс из Университета Претории [52] (Fairer-Wessels, 2005) и Л. Стибель из Университета Квазулу-Натал [70] (Stiebel, 2007), канадских ученых из Университета Оттавы Дж. Робертсон и Л. Рэдфорд [66] (Robertson & Radford, 2009), американского ученого из Университета Бейлор Д. Миддлтона [63] (Middleton, 2009), британских исследователей Л. Браун из Борнмутского университета [45] (Brown, 2016) и Д. Винн из Честерского университета [76] (Wynne, 2017). П. Вестовер из Университета Бригама Янга (США) полагает, что литературное паломничество подразумевает только путешествия к местам рождения, домам, убежищам и могилам писателей, а также местам действия литературных произведений в реальном мире [75] (Westover, 2000), т.е. к паломничеству не будут относиться путешествия к местам, созданным по мотивам литературных произведений или посещения литературных музеев. Ученый сравнивает литературное паломничество с религиозным. Однако с точки зрения туристского менеджмента и развитости туристской индустрии корректность употребления термина «литературное паломничество» носит дискуссионный характер, как и термин «религиозный туризм» [22] (Lebedeva, 2020).

Рисунок 1. Подходы к пониманию места литературного туризма

Источник: составлено автором на основе [55, с. 509, 57, с. 40] (Ferreira, et al., 2020, p. 509; Hoppen, Brown & Fyall, 2014, p. 40)

Виды литературного туризма и объекты туристического показа

Виды литературного туризма обычно выделяются в зависимости от цели путешествия и конкретного литературного объекта, места или целой дестинации, в которую направляется турист. Исходя из этого видения все литературные дестинации можно разделить на два типа: реальные места, связанные с жизнью автора, и созданные туристические объекты, связанные с литературным произведением или вымышленным героем.

Считается, что первую типологию видов литературного туризма предложил профессор бизнес-школы Стратклайда в Глазго (Шотландия) Р. Батлер в 1986 году [49] (Butler, 1986). В 2001 году типология Батлера была дополнена британскими учеными из Плимутского университета [48] (Busby & Klug, 2001), а в 2011 – сотрудниками глобальной исследовательской компании Mintel Group [46, с. 28] (Brown & Gentile, 2015, p. 28). Таким образом на сегодняшний день можно выделить семь видов литературного туризма (Рисунок 2).

Рисунок 2. Виды литературного туризма

Источник: составлено автором на основе [46, с. 28, 48, с. 321, 49, 57, с. 40-41] (Brown & Gentile, 2015, p. 28; Busby & Klug, 2001, p. 321; Butler, 1986; Hoppen, Brown & Fyall, 2014, p. 40-41)

Следует дать пояснение, что из себя представляют данные виды литературного туризма. Первый упомянутый вид литературного туризма – это своеобразная дань уважения реальному месту, представляющему определенную ценность для конкретного литератора. В совместном исследовании ученых из Борнмутского университета (Великобритания) и Университета Центральной Флориды (США) данный вид литературных путешествий авторы называют связующим звеном между художественной литературой и ее авторами. Второй вид литературного туризма непосредственно связан с художественной литературой и в меньшей степени акцентирует внимание на конкретном авторе (только на конкретном произведении). Третий тип литературного туризма, предложенный Р. Батлером, связан с поездками на территории, привлекательные для каких-либо литературных деятелей. По сути, это маркетинговый элемент для продвижения определенных туристических дестинаций. Четвертый вид литературного туризма подразумевает путешествия в созданные на базе литературных произведений реальные дестинации [57, с. 40-41] (Hoppen, Brown & Fyall, 2014, p. 40-41).

Еще один вид литературных путешествий, предложенный учеными из Плимутского университета в дополнение к классификации Батлера, – путевые заметки. Отличительной особенностью туризма по маршруту путевых заметок какого-либо автора является то, что они позволяют увидеть аутентичность дестинации глазами автора [46, с. 30] (Brown & Gentile, 2015, p. 30).

Литературные фестивали, внесенные в типологию видов литературного туризма британской исследовательской компанией, – традиционный и наиболее популярный вид литературного туризма. Тем не менее, даже в зарубежных научных трудах данное направление туристской активности недостаточно изучено. Туризм по книжным магазинам (книжный туризм) – путешествие по определенной дестинации с целью отследить работы местных авторов в местных книжных магазинах. Данное направление является нишевым, а ключевой аудиторией путешественников являются писатели и литературоведы [46, с. 31] (Brown & Gentile, 2015, p. 31).

Отдельно следует обозначить ключевые виды аттракций в литературном туризме, выделяемых зарубежными исследователями. Наиболее полная классификация объектов показа литературного туризма представлена в работах С. Кинтейро из Университета Алгарве (Португалия) и ее коллег. Ученый выделяет: дома писателей (места, где литераторы родились, жили, учились, к этому же объекту автор относит и места захоронения); места, в которых разворачиваются действия в художественных произведениях; литературные экскурсии по маршрутам авторов и/или литературных персонажей; литературные фестивали; литературные парки (большинство таких парков связано с детской литературой); литературные отели/гостиницы; гостиницы-библиотеки; литературные города/села; литературные ужины; литературные лекции и чтения; постановки и спектакли на основе художественного произведения [64, с. 51-53, 65, с. 365] (Quinteiro & Baleiro, 2018, p. 51-53; Quinteiro, Carreira & Rodrigues Gonçalves, 2020, p. 365).

Исходя из выше указанных определений литературного туризма, а также возможных его направлений, видов и форм аттракций можно сделать вывод, что литературный туризм лежит в области культурного и культурно-событийного видов туризма в общей системе разновидностей туристской активности. Литературные ужины, как один из объектов туристского показа, позволяют также отнести литературный туризм к области гастро-культурного туризма (Рисунок 3).

Рисунок 3. Место литературного туризма в общей системе видов туристкой активности

Источник: дополнено автором на основании [21, с. 13] (Lebedeva, 2021, p. 13)

Литературные туристические дестинации

Зарубежные исследования в области туризма продвинулись гораздо дальше отечественных научных изысканий, в частности, в области туризма. Следует отметить, что этот тезис касается и литературного туризма. В частности, в работе С. Чевика из Университета Бандырма Оньеди Эйлул (Турция) рассмотрены научные публикации по литературному туризму, опубликованные в наукометрических базах данных Scopus и Web of Science в период с 1997 по 2016 гг., в разрезе туристических дестинаций [51, с. 9-10] (Çevik, 2020, p. 9-10). В глобальном разрезе наибольшее количество работ посвящено изучению европейских дестинаций (70 научных статей). На втором месте страны Океании. Их изучению посвящено 19 научных работ. Затем в порядке уменьшения идут азиатские страны и дестинации (17 статей), Америка (16 работ) и страны Африки (5 научных статей).

Говоря об отдельных странах больше всего исследований в области литературного туризма сосредоточено на изучении Великобритании (33 исследования). 12 научных работ за период с 1997 по 2016 посвящено литературному туризму в Австралии, 11 – в США, в Китае, Новой Зеландии и Румынии – по 6, в Ирландии, Франции и Швеции – по 5 научных статей.

Россия, как дестинация, подходящая для литературного туризма, рассмотрена только в одной англоязычной работе из данного перечня [73] (Wallace, 2009). Более того, в совместном исследовании британских и американских ученых Россия упоминается как дестинация, подходящая для литературного туризма, получившая данный статус благодаря только А.П. Чехову, Ф.М. Достоевскому, А.С. Пушкину и Л.Н. Толстому [57, с. 38] (Hoppen, Brown & Fyall, 2014, p. 38).

Зарубежные научные труды, найденные с помощью платформы Google Scholar (Google Академия) и опубликованные после 2016 года представлены в Таблице 1. Всего автором данной статьи было найдено 10 научных работ, в которых упоминалось 8 стран.

Таблица 1. Зарубежные научные работы, посвященные изучению литературного туризма за период с 2017 по 2022 гг.

Туристическая дестинация
Краткое описание статьи / Источник
Китай
Авторы попытались найти баланс между литературной ценностью дестинации и экономическим эффектом от организации литературных туров на родине Лу Синя на юге Китая и в доме Линь Юйтан на Тайване [74] (Wang & Zhang, 2017).
Авторы изучили особенности литературного туризма в башне Юэян в Китае в концепте моральной функции литературы и моральных взглядов писателя, что может использоваться для создания более значимых для путешественников впечатлений [77] (Yu & Xu, 2018).
Авторы статьи выделили факторы-мотиваторы для посещения литературного музея, созданного на основе романа китайского писателя Лао Шэ и расположенного в Циндао и предложили сегментацию потребительского рынка литературного туризма [47] (Bu, Pan, Kong, Fu & Lin, 2021).
Тайвань
[74] (Wang & Zhang, 2017)
Республика Корея
Исследование посвящено «Литературному фестивалю Хё-сок» в Бонпхёне, организуемому в честь писателя Ли Хё-сок. Авторы исследования оценили влияние поддержки знаменитостей на ценность бренда фестиваля и обнаружили, что поддержка знаменитостей влияет на бренд дестинации и посещаемость мероприятия фестивальным сообществом [59] (Kim, Choe & Petrick, 2018).
Великобритания
Авторы статьи изучили разные группы потребителей туристских услуг, предпочитающих литературные путешествия, и сделали выводы о том, как лучше продвигать «Литературную Англию» в различных сегментах туристического рынка [58] (Ingram, Themistocleous, Rickly & McCabe, 2021).
Исследование посвящено дестинациям, связанным с серией книг о Гарри Поттере. В статье рассматривается возможность создания симукляров в контексте исторических улиц города, а также делается вывод о важности аутентичности дестинации для создания туристического предложения [60] (Lovell & Thurgill, 2021).
Португалия
Статья посвящена возможностям развития литературного туризма в португальском городе Коимбра, который, согласно авторам, изобилует литературными местами и обладает возможностями для разработки и создания нового туристического продукта [65] (Quinteiro, Carreira & Rodrigues Gonçalves, 2020).
Италия
В научной работе описывается разработка и оценка опыта использования технологий дополненной реальности в литературном музее и экскурсиях по городу, посвященным итальянскому писателю Итало Свево [54] (Fenu & Pittarello, 2018).
Авторами статьи исследовано влияние литературных фестивалей на развитие культурного капитала участников на основе двух мероприятий литературной направленности: недели писателей в Листоуэле (Ирландия) и фестиваля Pordenonelegge, проводимом в Порденоне (Италия) [68] (Rossetti & Quinn, 2021).
Ирландия
[68] (Rossetti & Quinn, 2021)
Нидерланды
В статье изучены возможности визуализации литературного наследия на примере художественного музея Рейксмузей в Амстердаме [72] (Van Deinsen & De Paepe, 2017).
Источник: составлено автором

Российские исследования литературного туризма

Говоря о российских исследованиях литературного туризма, в перечень из 88 научных работ, размещенных в наукометрических базах данных Scopus и Web of Science за период с 1983 по 2019 гг. и приведенных в обзорной статье испанских ученых, включен только один научный труд российского автора [44, с. 183-187] (Arcos-Pumarola, Marzal & Llonch-Molina, 2020, p. 183-187). Сегодня по запросу «литературный туризм» платформа Google Академия выдает только порядка 20 200 русскоязычных исследовательских работ по данной тематике в то время, как на момент написания данной статьи аналогичный сервис по запросу «literary tourism» выдавал примерно 810 тысяч научных публикаций.

В отечественных научных трудах также нет единого мнения, касаемо места литературного туризма. Некоторые ученые рассматривают данное направление, как часть культурного [25] (Martyanova & CHesnova, 2017) или культурно-познавательного туризма [17, 26, 29, 32] (Kireeva & Frolova, 2016; Ogulnik & Solomina, 2017; Silaeva, 2013; Snegirev, SHerstyankina, Hizhnaya & Bulganina, 2020). Некоторые авторы полагают, что литературный туризм является частью образовательного туризма, и рассматривают его, как средство развития читательских интересов [2, 18, 31, 32, 43] (Abdullaev, 2017; Koreneva, Hosrovyan & Kobeleva, 2018; Smorodinova, 2021; Snegirev, SHerstyankina, Hizhnaya & Bulganina, 2020; SHerstyankina, Bulganina, Bulganina & Pogodina, 2020).

Классификация форм литературного туризма и видов туристических аттракций в отечественных научных исследованиях значительно отличается от зарубежных классификаций и типологий. Например, коллектив ученых из Таврической академии Крымского федерального университета им В.И. Вернадского выделяет только три формы литературного туризма: экскурсионную (экскурсионный литературно-биографический туризм, экскурсионный историко-литературный туризм, экскурсионный литературно-художественный туризм), развлекательную (посещение литературных фестивалей, посещение развлекательных объектов сказочной тематики, реконструкция литературных произведений) и образовательную (открытые уроки в литературных музеях, виртуальные литературные туры, литературные вечера и встречи) [11, с. 4-5] (Gurov, Strachkova & Alekseenko, 2018, p. 4-5). Возможные объекты туристского показа эти же авторы делят по двум классификациям. Первая классификация отчасти пересекается с типами литературных туристических дестинаций и включает: объекты показа, связанные с литературными произведениям (города и поселения, выступающие фоном в произведении; здания-прототипы вымышленных мест), и объекты, связанные с жизнью автора. Согласно второй классификации, все объекты туристического показа можно разделить на природные (геоморфологические, гидрологические, ботанические ресурсы литературного туризма) и антропогенные (литературные музеи, которые, в свою очередь, также делятся на несколько типов, памятники и бюсты) [11, с. 6-8] (Gurov, Strachkova & Alekseenko, 2018, p. 6-8).

Что касается исследований, посвященных развитию литературного туризма в российских дестинациях, автором данной работы было найдено 32 научные статьи по 20 российским регионам. Следует отметить, что большинство работ опубликованы в непериодических изданиях (сборниках статей конференций), поэтому существенно ограничены по объему и содержат только ключевые выводы из авторских исследований (Таблица 2).

Таблица 2. Отечественные исследования, посвященные развитию литературного туризма на российских дестинациях

Российский регион
Количество исследований
Исследования
г. Санкт-Петербург
8
[20] (Lapochkina, 2015), [7] (Vilinskaya, 2016), [8] (Vilinskaya, 2018), [3] (Asanova, Ivlev & Karasev, 2019), [36] (Fakhrutdinova & Habibullina, 2019), [13] (Davydova & Pritula, 2020), [32] (Snegirev, SHerstyankina, Hizhnaya & Bulganina, 2020), [31] (Smorodinova, 2021)
Пермский край
5
[40] (Firsova, 2011), [1] (Abashev & Firsova, 2013), [38] (Firsova, 2013), [39] (Firsova, 2017), [37] (Firsov, Pastanogova & Firsova, 2022)
Омская область
4
[5] (Aslamova & Karasev, 2015), [4] (Aslamova, 2016), [9] (Vlashchenko & Rygina, 2017), [16] (Karasev & Melnikova, 2019)
г. Москва
3
[20] (Lapochkina, 2015), [3] (Asanova, Ivlev & Karasev, 2019), [36] (Fakhrutdinova & Habibullina, 2019)
Красноярский край
2
[34] (Tolstova, 2016), [9] (Vlashchenko & Rygina, 2017)
Оренбургская область
2
[27] (Pozdeev, 2022a), [28] (Pozdeev, 2022b)
Тульская область
2
[24] (Martyanova & CHesnova, 2016), [25] (Martyanova & CHesnova, 2017)
Республика Башкортостан
1
[42] (Khubbitdinova, Sultangareeva, SHagapova & SHakurova, 2022)
Республика Крым
1
[12] (Gurov, Strachkova & Alekseenko, 2019)
Республика Саха (Якутия)
1
[19] (Kuzmina, 2016)
Республика Татарстан
1
[35] (Udalov, 2019)
Алтайский край
1
[9] (Vlashchenko & Rygina, 2017)
Белгородская область
1
[33] (Struchaeva & Struchaev, 2020)
Иркутская область
1
[9] (Vlashchenko & Rygina, 2017)
Калининградская область
1
[14] (Dementev, 2020)
Кемеровская область (Кузбасс)
1
[10] (Vovk, 2021)
Кировская область
1
[30] (Slobozhaninova, 2019)
Нижегородская область
1
[6] (Bykova, 2018)
Новгородская область
1
[41] (Fomchenkova & Davydova, 2017)
Орловская область
1
[15] (Dudina, 2019)
Источник: составлено автором

Последние несколько лет исследований в области литературного туризма проводилось все меньше. Это объясняется и коронавирусным локдауном, парализовавшим туристскую отрасль, и повышением интереса к виртуальному туризму со стороны международного научного сообщества. В России снижение интереса к изучению данного направления можно также объяснить геополитической обстановкой, поставившей на первый план вопросы безопасности страны. Однако развитие различных направлений туристской активности в Российской Федерации, в том числе литературного туризма на отдельных отечественных дестинациях, может стать в перспективе одним из гарантов региональной и национальной экономической безопасности [23] (Lebedeva, 2023).

Заключение

Сегодня зарубежные исследования туристской отрасли продвинулись гораздо дальше отечественных, в частности в области литературного туризма. В англоязычных научных трудах изучены управленческие аспекты деятельности, мотивы для литературных путешествия, возможные объекты туристского показа, впечатления путешественников, а также имиджевая составляющая туристских дестинаций, подходящих для литературного туризма. Несмотря на богатое литературное наследие Российской Федерации литературный туризм не очень популярен в нашей стране не только как вид путешествий, но и как предмет отечественных научных исследований. В условиях современной геополитической нестабильности, а также обусловленной ей переориентацией на внутренний туризм следует уделить большее внимание изучению и развитию данного туристского направления на территории нашей страны.

Таким образом с целью обобщения имеющихся исследований и создания базиса для отечественных научных изысканий в статье представлен обзор зарубежных и отечественных работ в области литературного туризма. Все работы поделены на три условные группы: научные труды, определяющие место литературного туризма в разнообразии видов туристской активности; исследования, касающиеся форм и видов литературного туризма, а также возможных объектов туристического показа; статьи, изучающие развитие литературного туризма на отдельных дестинациях.

[1] Иногда в русскоязычной научной литературе встречается перевод «исторический туризм».


Источники:

1. Абашев В.В., Фирсова А.В. Творчество Алексея Иванова как фактор развития внутреннего туризма в Пермском крае // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – 2013. – № 3(23). – c. 182-190.
2. Абдуллаев А.С. Литературный туризм как средство развития читательских интересов // Четвёртый Международный интеллектуальный форум «Чтение на Евразийском перекрестке»: Материалы форума. Челябинск, 2017. – c. 95-97.
3. Асанова Д.В., Ивлев Д.С., Карасев И.Е. Современное состояние литературного туризма в России // Молодежный туризм в России: ресурсы, тенденции, перспективы: Сборник статей по материалам 4-й международной студенческой научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2019. – c. 157-160.
4. Асламова К.В. Разработка концепции сайта по литературным брендам города Омска // Молодежь, наука, творчество-2016: Материалы XIV межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Омск, 2016. – c. 261-263.
5. Асламова К.В., Карасев И.Е. Литературный туризм как фактор развития культурного воспитания (на примере Омского региона) // Вестник Югорского государственного университета. – 2015. – c. 161-169.
6. Быкова Е.Е. Возможности развития литературного туризма в сфере социального предпринимательства г. Нижнего Новгорода // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и инноваций: Материалы международной научно-практической конференции ученых, специалистов, преподавателей вузов, аспирантов, студентов. Нижний Новгород, 2018. – c. 33-37.
7. Вилинская Я.А. Особенности организации литературного туризма в Санкт-Петербурге // Проблемы, опыт и перспективы развития туризма, сервиса и социокультурной деятельности в России и за рубежом: Материалы III Международной научно-практической интернет-конференции. Чита, 2016. – c. 309-327.
8. Вилинская Я.А. Развитие литературного туризма в Санкт-Петербурге // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. – 2018. – № 4. – c. 250-257.
9. Влащенко К.А., Рыгина Е.А. Литературный туризм в Сибири // Молодёжь Сибири – науке России: Международная научно-практическая конференция. Красноярск, 2017. – c. 64-66.
10. Вовк В.И. Контент-туризм как способ сохранения культурно-исторической памяти (на примере литературного туризма Кузбасса) // История России с древнейших времен до XXI века: проблемы, дискуссии, новые взгляды: Сборник статей Международной научно-практической школы-конференции молодых ученых. Москва, 2021. – c. 567-574.
11. Гуров С.А., Страчкова Н.В., Алексеенко М.А. Литературный туризм: систематика и географические тенденции развития // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И Вернадского. География. Геология. – 2018. – № 3. – c. 3-16.
12. Гуров С.А., Страчкова Н.В., Алексеенко М.А. Потенциал развития литературного туризма в Крыму // Геополитика и экогеодинамика регионов. – 2019. – № 1. – c. 126-138.
13. Давыдова С.Г., Притула О.Д. Возможности развития литературного туризма. / Коллективная монография по материалам IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие. - Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2020. – 244-247 c.
14. Дементьев И.О. Перспективы развития литературного туризма в Калининградской области // Регионы в условиях глобальных изменений: Балтийский регион – регион сотрудничества. Материалы IV международной научно-практической конференции. Том 4. Часть 2. Калининград, 2020. – c. 179-191.
15. Дудина Е.Ф. Механизмы стимулирования въездного литературного туризма на территорию Орловской области // Интеграция туризма в экономическую систему региона: перспективы и барьеры: Материалы I международной научно-практической конференции. Том Часть 1. Орёл, 2019. – c. 222-225.
16. Карасев И.Е., Мельникова Е.В. Потенциал города Омска в контексте развития литературного туризма // Экономика сферы сервиса: проблемы и перспективы: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Омск, 2019. – c. 110-111.
17. Киреева Ю.А., Фролова Е. Литературные туры как составляющая культурно-познавательного туризма и привлекательный туристский продукт // Инновации в развитии туризма, профессионального туристского образования и муниципального управления: Материалы VII Международной научной школы магистрантов, аспирантов и молодых ученых. Российская международная академия туризма. Химки, 2016. – c. 63-69.
18. Коренева Ю.В., Хосровян К.С., Кобелева О.В. Литературные экскурсии музеев как вид образовательного туризма // Наука на благо человечества-2018: Сборник научных статей преподавателей и аспирантов по итогам Международной научной конференции молодых учёных, аспирантов и студентов. Москва, 2018. – c. 202-206.
19. Кузьмина К.Г. Литературный туризм в Республике Саха (Якутия) // Вестник научных конференций. – 2016. – № 12-4(16). – c. 97-98.
20. Лапочкина В.В. Ключевые аспекты становления и перспективы развития тематического литературного туризма: отечественный и зарубежный опыт // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. – 2015. – № 2. – c. 66-76. – doi: 10.12737/11299.
21. Лебедева С.А. Комплексный подход к пониманию сути видов каникулярного туризма // Вестник Национальной академии туризма. – 2021. – № 1(57). – c. 12-14. – doi: 10.51677/2073-0624_2021_57_1_2.
22. Лебедева С.А. Подходы к пониманию религиозного туризма: туризм или паломничество? // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2020. – № 6(46). – c. 326-329.
23. Лебедева С.А. Экономика впечатлений и туризм: постковидная перезагрузка в контексте социально-экономической безопасности страны // Экономическая безопасность. – 2023. – № 2. – c. 729-748. – doi: 10.18334/ecsec.6.2.117661.
24. Мартьянова Е.Г., Чеснова Е.Н. Литературный туризм в Тульской области: по следам Л.Н. Толстого // Духовное наследие Л.Н. Толстого в современных культурных дискурсах: Материалы XXXV Международных Толстовских чтений. Тула, 2016. – c. 268-275.
25. Мартьянова Е.Г., Чеснова Е.Н. Особенности исследования и развития литературного туризма как разновидности культурного туризма в России и Тульской области // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. – 2017. – № 1(21). – c. 69-79.
26. Огульник М.В., Соломина И.Ю. Литературный туризм: сущность, виды и методы // Актуальные проблемы развития туризма и гостеприимства: Материалы всерос. науч. практ. конф. Екатеринбург, 2017. – c. 149-154.
27. Поздеев А.О. Литературные местности в географическом структурировании туристского пространства Оренбургской области // Отечественные путешественники: прошлое, настоящее будущее: Материалы общероссийской научно-практической конференции. Орел, 2022. – c. 322-339.
28. Поздеев А.О. Литературный туризм в Оренбургской области // Тенденции пространственного развития современной России и приоритеты его регулирования: Материалы Международной научной конференции (XIII Ежегодная научная Ассамблея АРГО). Тюмень, 2022. – c. 705-714.
29. Силаева Т.А. Литературный туризм как специализированный подвид культурно-познавательного туризма // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. – 2013. – № 2. – c. 201-204.
30. Слобожанинова А.В. Перспективы развития литературного туризма в г. Слободской Кировской области // Тенденции развития туризма и гостеприимства в России: Материалы Всероссийской студенческой научной конференции. Москва, 2019. – c. 300-306.
31. Смородинова М.В. Литературный туризм как способ повышения интереса обучающихся к чтению // Bulletin of the International Centre of Art and Education. – 2021. – № 1. – c. 28.
32. Снегирев А.С., Шерстянкина Л.Л., Хижная А.В., Булганина С.В. Исследование спроса на культурно-познавательные и образовательные туры по Санкт-Петербургу у молодежи // Наука Красноярья. – 2020. – № 3-3. – c. 125-130.
33. Стручаева Т.М., Стручаев М.В. Духовно-нравственное и эстетическое воспитание школьников на основе знакомства с литературными брендами Белгородчины // Начальное образование. – 2020. – № 1. – c. 32-36. – doi: 10.12737/1998-0728-2020-32-36.
34. Толстова Г.А. Красноярский литературный музей им. В.П. Астафьева в социокультурном пространстве Приенисейского региона // Наследие-музей-туризм: мифы и современные реалии: Межрегиональный молодежный форум с международным участием. Улан-Удэ, 2016. – c. 303-306.
35. Удалов Н.В. Литературное наследие как основа культурно-познавательного туризма // Туристские маршруты закамья: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции в рамках реализации проекта. Развитие туристической инфраструктуры в субъектах Российской Федерации. Чистополь, 2019. – c. 129-133.
36. Фахрутдинова Г.Р., Хабибуллина Л.Ф. Современные литературные экскурсии Москвы и Санкт-Петербурга в развитии туристской индустрии России // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2019. – № 1. – c. 100-107.
37. Фирсов В.С., Пастаногова Т.И., Фирсова А.В. Гастрономические образы в литературе: проектирование нового опыта взаимодействия с литературным наследием // География и туризм. – 2022. – № 1(9). – c. 35-40.
38. Фирсова А.В. Литературный туризм в Пермском крае: миф или реальность? // Сфера туризма и гостеприимства в эпоху глобализации: Сборник статей Международного научно-практического форума к 20-ти летию туристского образования в ПГАИК. Пермь, 2013. – c. 368-374.
39. Фирсова А.В. Туризм во Всеволодо-Вильве: от гуманитарного знания - к социальному действию // Россия и ее регионы в полимасштабных интеграционно-дезинтеграционных процессах: Материалы международной научной конференции в рамках VIII Ежегодной научной ассамблеи Ассоциации российских географов-обществоведов. Пермь, 2017. – c. 603-608.
40. Фирсова А.В. Цикл литературных экскурсионных маршрутов по Пермскому краю // Географический вестник. – 2011. – № 3(18). – c. 77-89.
41. Фомченкова И.А., Давыдова С.Г. Возможности развития литературного туризма в Новгородской области // Геоэкологические проблемы и устойчивое развитие Балтийского региона: Сборник материалов молодежной научно-практической конференции. Великий Новгород, 2017. – c. 149-153.
42. Хуббитдинова Н.А., Султангареева Р.А., Шагапова Г.Р., Шакурова Ш.Р. Региональный культурный туризм: репрезентация русских классиков в культурном ландшафте г. Уфы как пример тематической литературной экскурсии // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. – 2022. – № 4. – c. 104-112. – doi: 10.18413/2408-9346-2022-8-4-0-8.
43. Шерстянкина Л.Л., Булганина А.Е., Булганина С.В., Погодина Т.В. Исследование спроса на образовательный туризм молодежью // Образование и наука в современном мире. Инновации. – 2020. – № 1. – c. 96-106.
44. Arcos-Pumarola J., Marzal E.O., Llonch-Molina N. Revealing the literary landscape: Research lines and challenges of literary tourism studies // Enlightening Tourism. A Pathmaking Journal. – 2020. – № 2. – p. 179-205. – doi: 10.33776/et.v10i2.4781.
45. Brown L. Tourism and pilgrimage: Paying homage to literary heroes // International Journal of Tourism Research. – 2016. – № 2. – p. 167-175. – doi: 10.1002/jtr.2043.
46. Brown L., Gentile R. A life as a work of art: Literary tourists’ motivations and experiences at Il Vittoriale Degli Italiani // European Journal of Tourism, Hospitality and Recreation. – 2015. – № 2. – p. 25-47.
47. Bu N.T. et al. Profiling literary tourists: A motivational perspective // Journal of Destination Marketing and Management. – 2021. – p. 100659. – doi: 10.1016/j.jdmm.2021.100659.
48. Busby G., Klug J. Movie-induced tourism: The challenge of measurement and other issues // Journal of Vacation Marketing. – 2001. – № 4. – p. 316-332.
49. Butler R. Literature as an influence in shaping the image of tourist destinations: A review and case study. / In book: Canadian studies of parks, recreation and foreign lands., 1986. – 111-132 p.
50. Butler R. Literary tourism // Working definitions in literature and tourism. - 2000. - P. 79-80
51. Çevik S. Literary tourism as a field of research over the period 1997-2016 // European Journal of Tourism Research. – 2020. – p. 2407. – doi: 10.54055/ejtr.v24i.409.
52. Fairer-Wessels F. A literary pilgrimage to Robben island as inspired by Nelson Mandela’s “Long walk to freedom” // South African journal of cultural history. – 2005. – № 2. – p. 1-16.
53. Fawcett C., Cormack P. Guarding authenticity at literary tourism sites // Annals of Tourism Research. – 2001. – № 3. – p. 686-704. – doi: 10.1016/S0160-7383(00)00062-1.
54. Fenu C., Pittarello F. Svevo tour: The design and the experimentation of an augmented reality application for engaging visitors of a literary museum // International Journal of Human-Computer Studies. – 2018. – p. 20-35. – doi: 10.1016/j.ijhcs.2018.01.009.
55. Ferreira A., Alén E., Liberato P., Liberato D. Literary Tourism: a cultural trip? // International Conference on Tourism, Technology and Systems, ICOTTS. Buenos Aires, Argentina, 2020. – p. 505-515.– doi: 10.1007/978-981-15-2024-2_44.
56. Herbert D. Literary places, tourism and the heritage experience // Annals of Tourism Research. – 2001. – № 2. – p. 312-333. – doi: 10.1016/S0160-7383(00)00048-7.
57. Hoppen A., Brown L., Fyall A. Literary tourism: Opportunities and challenges for the marketing and branding of destinations? // Journal of Destination Marketing and Management. – 2014. – № 1. – p. 37-47. – doi: 10.1016/j.jdmm.2013.12.009.
58. Ingram C. et al. Marketing “Literary England” beyond the special interest tourist // Annals of Tourism Research Empirical Insights. – 2021. – № 2. – p. 100018. – doi: 10.1016/j.annale.2021.100018.
59. Kim S.S., Choe J.Y.J., Petrick J.F. The effect of celebrity on brand awareness, perceived quality, brand image, brand loyalty, and destination attachment to a literary festiva // Journal of destination marketing and management. – 2018. – p. 320-329. – doi: 10.1016/j.jdmm.2018.03.006.
60. Lovell J., Thurgill J. Extending hot authentication: Imagining fantasy space // Annals of Tourism Research. – 2021. – p. 103138. – doi: 10.1016/j.annals.2020.103138.
61. MacLeod N., Shelley J., Morrison A.M. The touring reader: Understanding the bibliophile’s experience of literary tourism // Tourism Management. – 2018. – p. 388-398. – doi: 10.1016/j.tourman.2018.02.006.
62. Mansfield C. Researching literary tourism. Shadows. - 2015
63. Middleton D.J.N. Dead serious: a theology of literary pilgrimage // CrossCurrents. – 2009. – № 3. – p. 300-318.
64. Quinteiro S., Baleiro R. Key concepts in literature and tourism studies. Handle.net. [Электронный ресурс]. URL: http://hdl.handle.net/10451/38442.
65. Quinteiro S., Carreira V., Rodrigues Gonçalves A. Coimbra as a literary tourism destination: landscapes of literature // International Journal of Culture, Tourism, and Hospitality Research. – 2020. – № 3. – p. 361-372. – doi: 10.1108/IJCTHR-10-2019-0176.
66. Robertson J.P., Radford L.A. The private uses of quiet grandeur: A meditation on literary pilgrimage // Changing English. – 2009. – № 2. – p. 203-209. – doi: 10.1080/13586840902863186.
67. Robinson M., Andersen H.C. Literature and tourism: Reading and writing tourism texts. - London: Continuum, 2002. – 295 p.
68. Rossetti G., Quinn B. Understanding the cultural potential of rural festivals: A conceptual framework of cultural capital development // Journal of Rural Studies. – 2021. – p. 46-53. – doi: 10.1016/j.jrurstud.2021.05.009.
69. Squire S.J. Literary tourism and sustainable tourism: promoting “Anne of Green Gables” in Prince Edward Island // Journal of Sustainable Tourism. – 1996. – № 3. – p. 119-134. – doi: 10.1080/09669589608667263.
70. Stiebel L. Going on (literary) pilgrimage: The development of literary trails with particular reference to Kwazulu-Natal // Scrutiny2: Issues in English Studies in Southern Africa. – 2007. – № 1. – p. 93-106. – doi: 10.1080/18125440701398596.
71. Tetley S., Bramwell B. Tourists and the cultural construction of Haworth's literary landscape. / In book: Literature and tourism: reading and writing tourism texts., 2002. – 155-170 p.
72. Van Deinsen L., De Paepe T. Visualising literary heritage: a viable approach? The case of the Panpoëticon Batavûm (1772-1780) // Digital Applications in Archaeology and Cultural Heritage. – 2017. – p. 49-58. – doi: 10.1016/j.daach.2016.11.003.
73. Wallace C. Yeats’s country and “Yeats Country”: conceptualizing literary spaces // Journal of Tourism and Cultural Change. – 2009. – № 1. – p. 48-60. – doi: 10.1080/14766820902803424.
74. Wang H., Zhang D. Comparing literary tourism in mainland China and Taiwan: The Lu Xun native place and the Lin Yutang house // Tourism Management. – 2017. – p. 234-253. – doi: 10.1016/j.tourman.2016.08.008.
75. Westover P. Literary pilgrimage // Working definitions in literature and tourism. -2000. - P. 69-70
76. Wynne D. The ‘Charlotte’ cult: Writing the literary pilgrimage, from Gaskell to Woolf. / In book: Charlotte Brontë. - Manchester: Manchester University Press, 2017. – 43-58 p.
77. Yu X., Xu H. Moral gaze at literary places: Experiencing “being the first to worry and the last to enjoy” at Yueyang Tower in China // Tourism Management. – 2018. – p. 292-302. – doi: 10.1016/j.tourman.2017.10.017.

Страница обновлена: 02.04.2024 в 21:46:41