Mekhanizm i napravleniya razvitiya chelovecheskogo kapitala selskogo khozyaystva v usloviyakh mezhotraslevoy konkurentsii v Kemerovskoy oblasti (Kuzbasse)

Churkina E.S.

Journal paper

Food Policy and Security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 3 (July-september 2025)

Citation:



Введение. Развитие сельскохозяйственного производства на сегодняшний день напрямую зависит от людей, которые в нем работают. Именно человеческий капитал является ключевым ресурсом всех производственных процессов. Внедрение цифровых технологий снижает потребность организации в рабочих кадрах, одновременно повышая потребность в высоко квалифицированных специалистах. Основной движущей силой сельскохозяйственного производства является прежде всего человеческий капитал сельских территорий. Сложившиеся условия его формирования во многом определяют готовность осуществлять трудовую деятельность в сельскохозяйственных организациях. Вымирание и старение сел и деревень, миграция населения в крупные областные центры, отсутствие квалифицированных специалистов в сельскохозяйственном производстве – все это делает существенным вопрос территориальной концентрации сельскохозяйственных организаций. В связи с неравномерным их размещением необходимо рассматривать развитие человеческого капитала сельского хозяйства с точки зрения развития территорий вокруг крупных организаций отрасли, что недостаточно рассмотрено в современных исследованиях.

Целью является разработка организационно-экономического механизма развития человеческого капитала сельского хозяйства в Кемеровской области – Кузбассе в условиях межотраслевой конкуренции на основе развития сельских агломераций.

Гипотезой данного исследования является то, что основу формирования и развития человеческого капитала сельского хозяйства составляют сельские территории вокруг крупной сельскохозяйственной организации.

Научная новизна заключается в предложении механизма развития человеческого капитала сельского хозяйства Кемеровской области – Кузбасса, который основан на создании сельских агломераций.

Механизм развития человеческого капитала сельского хозяйства предлагается осуществлять через развитие сельских агломераций и государственную поддержку сельскохозяйственных организаций. Проведена оценка эффективности предложенных мер с помощью статистических и прогнозных методов.

Кемеровская область – Кузбасс является регионом с экономикой особого промышленного уклада, в котором угольная промышленность является ведущей среди других видов экономической деятельности. За последнее десятилетие наблюдается сокращение трудоспособного населения в сельских территориях на 17%, это связано с активной миграцией и высокой естественной убылью населения. Миграция обусловлена прежде всего социально-экономическими проблемами и экологической ситуацией в области. Разрыв в уровне заработной платы в промышленности и сельском хозяйстве определяет необходимость повышения привлекательности сельского хозяйства для потенциальных работников. А.В. Харитонов, Н.С. Бондарев, Г.С. Бондарева в своих исследованиях подчеркивают, что сельские территории «характеризуются неразвитостью социальной и инженерной инфраструктур, сферы услуг, низкой привлекательностью рабочих мест в сельскохозяйственном производстве, невысоким уровнем состояния местного самоуправления» [16].

О.Д. Ермоленко подчеркивает важность формирования человеческого капитала сельских территорий для аграрного производства, поскольку он является основой человеческого капитала сельского хозяйства [2].

Развитие сельских территорий, в которых формируется и развивается человеческий капитал сельского хозяйства, нуждается в финансовом участии государства для создания социальной инфраструктуры. Как отмечают в своих исследованиях О.Н. Кусакина, С.В. Соколов, «государственное управление развитием человеческого капитала выступает в качестве ключевого системообразующего компонента механизма» [7].

Е.А. Ижмулкина и А.Э. Шилова отмечают потребность отраслей сельского хозяйства в инноваторах, технологических предпринимателях, инженерах-организаторах. Как отмечают данные ученые «растут требования к уровню образования и мягким навыкам специалистов» [3, с. 108].

О.С. Горбунова и Ю.В. Малькова в своих исследованиях предлагают развивать человеческий капитал сельских территорий с помощью шести основных блоков – организационно-экономического, финансово-экономического, технико-технологического, мотивационного, правового и социального. В рамках правового блока предлагается внести отдельную самостоятельную статью – «Человеческий капитал сельскохозяйственного товаропроизводителя» – в федеральный закон о развитии сельского хозяйства [1].

С.В. Коваль, М.С. Петухова, И.Г. Кузнецова для развития человеческого капитала предлагают механизм, который основан на грантовой поддержке организациям высшего образования на разработку образовательных программ. Дополнительное финансирование, по их мнению, должно повысить качество обучения специалистов аграрной сферы [5, с. 105-108].

Н.А. Медведева, также как и выше указанные ученые, считает, что в основе развития человеческого капитала лежит образование. В своих исследованиях она предлагает «создать систему прогнозирования потребности в кадрах на базе профильного вуза или ресурсного центра» [9].

И.Г. Кузнецова, С.А. Шелковников, А.Т. Стадник разработали механизм развития человеческого капитала сельского хозяйства на основе государственной поддержки, участниками которого являются субъекты АПК, региональное министерство сельского хозяйства и аграрное образование. Важную роль, по их мнению, играет цифровизация. Применение различных форматов обучения поможет получать аграрное образования без отрыва от производства [6].

С.В. Коваль, А.А. Астра, А.Л. Коваль в своих исследованиях говорят о необходимости привлечения агробизнеса в процесс формирования и развития человеческого капитала сельского хозяйства [4].

Как отмечают Э.М. Лубкова, К.С. Орлова, в развитии человеческого капитала важную роль играет внутренняя среда организации. Особенно выделяется наставничество как элемент формирования и развития человеческого капитала сельского хозяйства [8].

В обеспеченности кадрами сельскохозяйственных организаций особую роль играют сельские территории, которые являются источником человеческого капитала сельскохозяйственных организаций. В связи с этим возникает необходимость создания механизма развития человеческого капитала Кемеровской области – Кузбасса в условиях межотраслевой конкуренции, что делает тему данного исследования актуальной. Большая заинтересованность крупных сельскохозяйственных организаций в привлечении молодых квалифицированных кадров в условиях кадрового дефицита и высокой межотраслевой конкуренции делает востребованным создание сельских территорий, где будет объединено образование и производство.

Д.В. Ходос и С.Г. Иванов определили организационно-экономический механизм как «совокупность экономических и административно-правовых рычагов воздействия и форм организации социально-производственных процессов, обеспечивающих функционирование и устойчивое развитие сельскохозяйственных отраслей и сельских территорий» [17].

Результаты. Автором разработан организационно-экономический механизм развития человеческого капитала сельского хозяйства в условиях межотраслевой конкуренции в Кемеровской области – Кузбассе на основе развития сельских агломераций, ядром которых являются крупные сельскохозяйственные организации, расположенные в сельских территориях (рис. 1).

Основным субъектом представленного механизма является государство в форме федеральной исполнительной власти и региональных органов управления, без участия которых невозможно создание и развитие сельской социально-экономической и транспортной инфраструктуры. С другой стороны, активно принимать участия в создании сельской инфраструктуры должны и сами сельскохозяйственные организации, которые заинтересованы в создании и развитии человеческого капитала для работы в аграрной сфере. В условиях кадрового голода привлечение кадров в сельскохозяйственное производство становится первоочередной задачей для организаций.

Особое место занимает система образования, которая занимается подготовкой кадров для сельского хозяйства региона. Прежде всего, система подготовки кадров должна строится на востребованных и актуальных профессиях и специальностях, которые должны совмещать в себе фундаментальные знания о ведении сельского хозяйства с новыми цифровыми технологиями. Национальные и федеральные проекты призваны обеспечить целевое финансирование мероприятий по формированию и развитию человеческого капитала сельского хозяйства.

Основу для создания сельских агломераций составляют сельскохозяйственные организации, сельские населенные пункты, социально-экономическая и транспортная инфраструктура, образовательные центры в этих территориях и местные органы управления.

Рисунок 1 – Организационно-экономический механизм развития человеческого капитала сельского хозяйства в Кемеровской области – Кузбассе в условиях межотраслевой конкуренции на основе развития сельских агломераций

Составлено автором

Организации сельского хозяйства заинтересованы в привлечении квалифицированных кадров, для этого необходимо создавать условия проживания в сельских территориях, так как основу человеческого капитала составляет сельское население. Для его сохранения и воспроизводства необходимо формировать и развивать прежде всего социальную и транспортную инфраструктуру, а также поддерживать местные инициативы в вопросах развития территорий.

На сегодняшний день в Кемеровской области – Кузбассе насчитывается шесть сельских агломераций, которые сформированы по территориальному признаку – Гурьевская, Калтанская, Полысаевская, Тайгинская, Таштагольская, Топкинская сельские агломерации [12].

Автором предлагается выделить четырнадцать сельских агломераций в семи муниципальных округах, суммарный объем производства сельскохозяйственной продукции которых составил 32,6 млрд. руб. в 2023 году. Ядром таких агломераций могут стать крупные сельскохозяйственные организации региона, которые заинтересованы в повышении конкурентоспособности на рынке человеческого капитала (табл.1).

Таблица 1 – Предлагаемые сельские агломерации Кемеровской области – Кузбасса

Муниципальный округ
Продукция сельского хозяйства в 2023 г., млн руб. [10]
Сельская агломирация
Населенный пункт
Ядро агломарации
Беловский
4270
Инская
д. Осиновка
ООО «Птицефабрика Инская»
Беловская
пгт Инской
ООО «Беловское
рыбное хозяйство»
Снежинская
пос. Снежинский
ООО «Племенная птицефабрика
«Снежинская»
Крапивинский
1752,9
Борисовская
с. Борисово
ООО «Агрохолдинг Кузбасский»
Банновская
с. Банново
ООО «Банновское»
Новокузнецкий
15954,9
Чистогорская
пос. Чистогорский
ООО «СПК Чистогорский» (Сибагро)
Кузнецкая
пос. Металлургов
АО «Кузбасский бройлер»
Промышленновский
4382,5
Вагановская
с. Ваганово
АО «Ваганово» - СДС- Агро
Промышлнная
пгт Промышленная
АО «Ударник полей»
Ранняя
п. Ранний
ООО «Темп»
Топкинский
1317,8
Зарубинская
с. Зарубино
ООО «Зерноград»
Чебулинский
1670,2
Чебулинская
пгт Верх-Чебула
ООО «Чебулинское»
Яшкинский
3266
Поломошинская
с. Поломошное
ООО «КДВ-АГРО»
Яшкинская
пос. Яшкинский
ООО «Яшкинская птицефабрика»
Составлено автором

Создание сельских агломераций, ядром которых могут стать сельскохозяйственные организации, позволит значительно улучшить социальную и транспортную инфраструктуру сельских территорий, что повысит их привлекательность и в перспективе сократит отток населения. Важную роль в развитии данных агломераций играет государство, которое участвует в создании транспортной и социальной инфраструктуры, образовательных центров, а также поддерживает местные инициативы.

Автор согласна с Е.В. Рудым, котрый в своих исследованиях отмечает, что «сельская молодежь находится в наименее благоприятных условиях с точки зрения доступа к качественному образованию», объясняя это низким уровнем доходов сельских семей и их удаленностью от образовательных центров [15].

Одно из условий успешного функционирования таких агломераций – это создание образовательных центров в сельских территориях. Такие центры помогут в подготовке квалифицированных специалистов для сельского хозяйства. Возможность получить образование, не выезжая в крупные города области, для семей с детьми станет определяющим фактором при выборе не только места обучения детей, но и места проживания. Подобные образовательные центры описывают в своих исследованиях В.В. Рождественская и А.В. Гааг, говоря о необходимости их создания в Томской области на базе передовых сельскохозяйственных организаций и с поддержкой местных органов власти [14]. Надо заметить, что Томская область так же, как и Кузбасс, ориентирована на добывающую промышленность.

Автором предлагается создать образовательные центры в сельских агломерациях, закрепленных за крупными сельскохозяйственными организациями (рис. 2).

На сегодняшний день получить среднее специальное образование в аграрной сфере можно только в городах Кемерово, Юрга, Прокопьевск, пгт Тяжин, пгт Яшкино и Кемеровском городском округе. Расширение сети образовательных организаций в сельских территориях снизит отток населения в города для получения образования, позволяя установить неразрывную связь образования и производственных процессов, и сформирует высококвалифицированный человеческий капитал, ориентированный на работу в сельскохозяйственных организациях.

Рисунок 2 – Размещение образовательных центров в сельских агломерациях по территории Кемеровской области – Кузбасса

Составлено автором

Образовательные центры в сельских агломерациях должны предоставить возможность не только получить среднее профессиональное образование. Особую важность для молодых семей имеет наличие центров дополнительного образования детей. Материально-техническая база организаций СПО может использоваться в процессе обучения не только студентов, но и школьников. Примером может служить управление БПЛА. Беспилотные летательные аппараты являются необходимым инструментом развития сельскохозяйственного производства и должны активно применяться в обучении будущих специалистов. Однако это направление вызывает активный интерес и у школьников, что говорит о необходимости обучения пилотированию БПЛА в более раннем возрасте.

Для развития научного потенциала сельского хозяйства необходимо выделение грантовой поддержки на научные исследования в области сельскохозяйственного производства. В особом внимании нуждается вопрос подготовки научных кадров. Реализация данных мероприятий становится возможной благодаря федеральной и региональной финансовой поддержке.

Другим важным вопросом является повышение привлекательности сельской жизни через средства массовой информации, сеть Интернет и лидеров общественного мнения. На сегодняшний день у большинства молодёжи есть убеждения, что жизнь в сельских территориях скучна и неинтересна, а тяжесть сельскохозяйственного труда определена опытом старшего поколения. Возникает необходимость изменения представлений населения о сельском хозяйстве и сельском образе жизни. Популяризация сельских территорий среди населения повысит интерес у жителей города и будет способствовать в перспективе внутренней миграции из городов в сельские населенные пункты.

В рамках Национального проекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности» Федеральный проект «Кадры для АПК» предусматривает возмещение затрат сельхозтоваропроизводителям на целевую подготовку кадров для сельского хозяйства. Целевая подготовка позволяет организациям взращивать будущих специалистов со школьной скамьи. Агроклассы, которые создаются в регионе, способствуют ранней профессиональной ориентации школьников. Министерство сельского хозяйства может компенсировать до 90% затрат на обучение в подведомственном вузе – Кузбасском ГАУ и до 30 % на обучение в других вузах [13].

Студенты аграрных специальностей нуждаются не только в предоставлении бюджетных мест, но и в финансовой поддержке во время обучения. Согласно приказу Министерства образования Кузбасса от 25.12.2024 №4341 cтипендия в организациях среднего профессионального образования, на которые приходится треть специалистов АПК, в 2025 году составляет 847 рублей в месяц, а это 4,8% от прожиточного минимума в регионе.

Агропрофессионалитет – программа СПО, направленная на ускоренную подготовку кадров. Ее только планируется запустить в ближайшее время. С помощью данной программы будет осуществляться подготовка специалистов по востребованным направлениям с последующим трудоустройством в сельскохозяйственные организации.

Не последнюю роль в развитии человеческого капитала сельского хозяйства играет обеспеченность сельскохозяйственных организаций техническими средствами российского производства. В этом вопросе государство предоставляет льготные условия кредитов и лизинг на отечественную технику в рамках Национального проекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности».

На уровне региона необходимо разрабатывать региональные программы развития человеческого капитала сельского хозяйства. В рамках государственной программы Кемеровской области – Кузбасса «Комплексное развитие сельских территорий Кузбасса» предусмотрены региональные проекты и программы по развитию сельских территорий – это обеспечение доступным и комфортным жильем сельского населения, современный облик сельских территорий, создание развитие инфраструктуры сельских территорий, а также развитие жилищного строительства и повышение уровня благоустройства домовладений [11].

Развитие человеческого капитала сельских территорий должно стать приоритетной муниципальной программой сельских территорий Кемеровской области – Кузбасса. Успешность ее реализации зависит от регионального финансирования и заинтересованности местных органов власти. На данный момент такой программы в регионе нет. Общие программы развития сельского хозяйства отражают необходимость привлечения кадров, но не имеют системы индикаторов, по которым имелась бы возможность отслеживать в динамике эффективность данных направлений.

Основными индикаторами развития сельского хозяйства являются социально-экономические показатели. Автором составлен инерционный прогноз и прогноз с учетом мероприятий динамики показателей сельского хозяйства (табл. 2).

Таблица 2 – Прогноз социально-экономических показателей сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства Кемеровской области – Кузбасса

Показатель
2023 г.
Инерционный прогноз
С учетом мероприятий
2025 г.
2027 г.
2030 г.
2025 г.
2027 г.
2030 г.
Число высокопроизводительных рабочих мест в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве, ед.
5114
6730,4
8355,4
10792,9
6648,20
8642,66
11235,46
Среднегодовая численность занятых в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве, тыс. чел.
34
33,9
33,8
33,7
34,10
34,30
34,50
Среднемесячная заработная плата работников в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве, руб.*
31622,87
36032,72
42703,94
56068,52
47434,31
71151,46
106727,19
Продукция сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях (в фактически действовавших ценах) млн руб.*
31496,76
41057,23
52768,45
76141,48
44095,46
61733,65
86427,11
Количество организаций по данным государственной регистрации сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства, ед.
778,00
654,2
552,6
400,2
762,44
763,96
768,55
Объем средств государственной поддержки в рамках программ и мероприятий по развитию сельского хозяйства*
716756,26
706506
703658
699562
931783,14
1211318,08
1574713,50
Инвестиции в основной капитал по в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве, млн руб.*
4796,80
6599,42
8056,5
10242,22
7195,20
10792,80
16189,20
Наличие основных фондов по остаточной балансовой стоимости по полному кругу организаций в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве, млн руб.*
35979,60
37029,77
41282,93
52805,12
53969,40
80954,10
121431,15
Производительность труда в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве, тыс. руб/чел.*
926,4
1224
1638,6
2509,4
1293,1
1799,8
2705,1
Фондовооруженность в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве, тыс. руб/чел.*
1058,22
1107,976
1324,364
1907,156
1582,68
2360,18
3519,74
*С учетом дефлятора ВВП по уровню 2019 года рассчитано автором по данным Росстата [10]

Инерционный прогноз построен на основе статистических данных с учетом дефлятора к уровню цен 2019 года. Данный прогноз демонстрирует медленный рост показателей, а по некоторым показателям и отрицательную динамику. Данные изменения являются недостаточными для обеспечения повышения уровня конкурентоспособности сельского хозяйства на рынке человеческого капитала. Основным фактором торможения социально-экономического развития сельского хозяйства является прежде всего развитие угольной промышленности в регионе. Перераспределение финансовых потоков в регионе в большей мере связано с угольной промышленностью. Сельское хозяйство в меньшей степени инвестиционно привлекательно и конкурентоспособно на рынке человеческого капитала по сравнению с другими отраслями экономики региона.

Прогноз с учетом предложенных мероприятий демонстрирует значительный рост по основным социально-экономическим показателям отрасли. Число высокопроизводительных рабочих мест увеличивается в 2,2 раза в 2030 году по сравнению с 2023 годом, и на 4,1% превышает показатель инерционного прогноза. Среднегодовая численность занятых возрастает до 34,5 тыс. человек за прогнозный период по сравнению с базовым 2023 годом. Наблюдается повышение реальной заработной платы более чем в три раза, на 90,4% по сравнению с инерционным прогнозом в 2030 году. Вырастут и объемы производства сельскохозяйственной продукции. Количество сельскохозяйственных организаций в динамике по прогнозу будет уменьшаться, что связано с концентрацией и укрупнением производства, но не так стремительно, как в инерционном прогнозе, что позитивно скажется на объеме государственной поддержки и приведет к ее увеличению в 2,2 раза к уровню 2023 года. Увеличатся показатели фондовооруженности и производительности труда на 84,6% и 7,8% соответственно по сравнению с инерционным прогнозом.

Заключение. Результатом проведенного исследования является разработанный организационно-экономический механизм, который будет способствовать развитию человеческого капитала, через развитие сельских территорий – сельских агломераций. Заинтересованность сельскохозяйственных организаций в привлечении кадров будет стимулировать к инвестированию собственников агробизнеса в социальную инфраструктуру сельских территорий. Федеральные и региональные органы власти также будут активными участниками данных процессов. Развитие здравоохранения, образования, транспортное и информационное сообщение — это прямая задача государства. Создание образовательных центров будут способствовать популяризации аграрного образования. Прогнозные значения развития сельского хозяйства демонстрируют положительную динамику с учетом реализации предложенного механизма. Совместные усилия государства и бизнеса создадут все необходимые условия развития человеческого капитала сельского хозяйства в Кемеровской области – Кузбассе.


Страница обновлена: 16.07.2025 в 12:19:05