Коммуникационные особенности информационного сопровождения и обеспечения региональной туристской деятельности в условиях цифровой экономики

Севрюков И.Ю., Чирцова А.А.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 12 (Декабрь 2024)

Цитировать эту статью:



Введение. В условиях новой реальности и беспрецедентного количества рестрикций со стороны международного сообщества на российском рынке туристских услуг наблюдается закономерная интенсификация поездок в пределах страны, что в столь непростых условиях стало своего рода внутренним драйвером социально-экономического развития регионов. Как следствие – обострение конкуренции между субъектами РФ за привлечение туристов, обладающими своей спецификой, материально-технической базой и уникальными туристскими объектами. Однако, сегодня для увеличения потока путешествующих наличие вышеуказанного становится недостаточно.

Компаниям сферы туризма и гостеприимства приходится перманентно находиться в режиме адаптации к изменяющимся предпочтениям потребителей, используя имеющиеся ресурсы и возможности, в частности, новейшие достижения человечества – цифровые технологии.

Чернышенко Д. Н., исполняющий обязанности заместителя Председателя Правительства РФ, на слушаниях в Государственной думе Федерального собрания РФ с уверенностью сообщил, что задачи, поставленные президентом России по становлению отечественного туризма, будут успешно выполнены к 2030 г.: количество ежегодных туристских поездок по стране достигнет 140 млн, доля туризма в ВВП составит 5%, а экспорт туруслуг повысится в три раза [24].

По данным Росстата, в 2023 г. турпоток составил более 120 млн поездок, а путешествовали 78 млн россиян, что на 20% больше, чем в предыдущем году [22]. Если сравнивать финансирование в 2024 г. и в 2018 г., то можно заметить, что оно возросло почти в 12 раз.

В 2018 г. финансовая гос. поддержка отрасли составляла 3,7 млрд руб., а в 2024 г. сумма увеличена до 44,2 млрд руб. За этот период интересы российских туристов также изменились [24].

Сегодня государство уделяет особое внимание развитию внутреннего и въездного туризма как динамичной отрасли, способствующей созданию новых рабочих мест, обновлению инфраструктуры, расширению транспортной доступности и росту инвестиционной привлекательности.

В статье логично и последовательно использованы труды отечественных исследователей вопросов региональной экономики, цифровизации, коммуникаций и информационного сопровождения туризма, таких как: Шпырня О.В. [17], Морозов М.А. [8], Морозова Н.С. [9], Архипов А.Е. [3], Пискорская С.Ю. [13], Савельева Н.К. [12], Нюренбергер Л.Б. [11], Шнорр Ж.П. [16] и др.

Целью исследования является выявление особенностей информационного сопровождения и обеспечения туристской деятельности в регионах РФ на примере ТИЦ Новосибирской области в контексте цифровой экономики. Реализация цели исследования строится на применении таких методов, как: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

В содержании научной работы используются термины «информационное сопровождение» и «информационное обеспечение», которые, исходя из данных таблицы 1, несмотря на синонимичное употребление в отдельных источниках, обладают сущностными различиями.

Таблица 1 – Обзор авторских подходов к определению понятий «информационное сопровождение» и «информационное обеспечение»

Источник
Содержание
ФЗ №132 «Об основах туристкой деятельности в РФ» [1]
Система навигации и ориентирования в сфере туризма – совокупность информационных материалов, которые помогают туристам ориентироваться и получать информацию об объектах туристской индустрии, местах размещениях и о туристских ресурсах.
Е.А. Усенко, Н.К. Сердюкова [14]
Информационное обеспечение туризма – интегрированная система о туризме и специализированных программных инструментов для анализа информации, способствующая эффективному управлению туризмом на всех уровнях.
Н.С. Морозова, М.А. Морозова, А.Д. Чудновский и др. [9]
Информационное обеспечение туризма – комплекс, объединяющий информационную базу о туризме и специализированные технологии для их обработки, чтобы обеспечить эффективное функционирование туристских систем на всех уровнях управления туристской деятельностью.
М.М. Мирончев [7]
Информационное сопровождение – каналы и средства (текст, изображение, звуковые сигналы и проч.) передачи информации потенциальным потребителям.
Ю.В. Заузольцева [5]
Информационное сопровождение или информационная поддержка – инструмент PR-технологий, предназначенный для целенаправленного взаимодействия по донесению нужной информации до целевых групп, заинтересованных в ее получении.

На основании изложенного в таблице 1 следует, что информационное сопровождение направленно на распространение информации до конечного потребителя, в то время как информационное обеспечение концентрируется на сборе и обработке информации, то есть на внутренних процессах организации. Без сомнения, эти термины взаимосвязаны друг с другом в рамках целостной системы управления информацией. Основными элементами информационного сопровождения выступают: определение каналов коммуникации и целевой аудитории, работа со СМИ, подготовка и проведение PR-кампаний, пресс-конференций, формирование инфоповодов и т.д. [13] (Stolova, Piskorskaya, 2022).

Основная часть. Можно полагать, что информация в современных экономических системах признается глобальным условием экономического роста, внутренним системообразующим элементом социально-экономического прогресса. Именно информация призвана координировать два вектора стратегического развития организации: экстенсивный – за счет благоприятных рыночных факторов, и интенсивный – активизация воспроизводственных процессов. Оптимальное управление информационной составляющей бизнеса входит в число приоритетных ресурсов повышения конкурентоспособности организации [3] (Arkhipov, Kleyman, Sevryukov, 2018).

На сегодняшний день ведущим общемировым трендом становится цифровая трансформация, определяющая вектор структурных изменений туристской и гостиничной индустрии, усиливая внутреннюю и внешнюю межотраслевую интеграцию. Поступательное развитие туристской отрасли, помимо прочего, происходит благодаря внедрению новейших технологий и информационному сопровождению. Распространение актуальной информации позволяет существенно повысить качество путешествия и уровень безопасности туристов, облегчить поиск и сравнение предложений отдыха, а также получить рекомендации и советы от экспертов туристской отрасли. Туристско-информационный центр (ТИЦ), интернет-платформы, мобильные приложения, предложения от турагентств и туроператоров являются одними из основных способов предоставления информации путешественникам. Современный мир активно преобразуется, а цифровые технологии совершенствуются с каждым днем. В этих условиях происходит переход от традиционных способов информационного сопровождения к инновационным.

Цифровизация – процесс внедрения новых технологий в различные сферы деятельности для повышения эффективности, скорости и качества предоставляемого обслуживания [12] (Savel'eva, Makarova, 2021). Укрепляющиеся позиции и повсеместное использование передовых информационных технологий в туристском и гостиничном бизнесе способствуют активизации перехода к цифровым экосистемам. Рассмотрим направления и базовые технологические компоненты цифровизации туризма, представленные в таблице 2.

Таблица 2 – Направлении и компоненты цифровизации туристской отрасли [4, 6, 12, 15, 17] (Drobot, Makarov, Oleynikova, 2023; Makarova, 2024; Savel'eva, Makarova, 2021; Hatukaj, Podkolzina, 2019; Shpirnya, 2022)


Направления
Базовые технологические компоненты цифровизации туризма
1.
Новые технологии
Квантовые и аддитивные технологии, дроны-такси, промышленный интернет, робототехника и сенсорика, суперкомпьютерные технологии, компьютерный инжиниринг, беспилотные летательные аппараты.
2.
Кибербезопасность и удобства туризма через технологии
Биометрия, умные пространства, прозрачная оценка качества, внутренняя навигация, интернет вещей (IoT), санитэги.
3.
Связь и информационные технологии
Широкополосный интернет, технологии беспроводной связи (5G, 6G), голосовые технологии, мессенджеры, цифровые экосистемы, виртуальные переводчики, ГИС.
4.
Технологии развлечений и обучения
Дополненная, виртуальная и смешанная реальность, геймификация, цифровые туристские мультиплатформы, тревел-консалтинг, мультиязычность, интерактивные карты.
5.
Электронные помощники
Чат-боты, виртуальные валюты, онлайн-платежи, блокчейн, онлайн-чекинг, бесконтактные технологии, электронная карта гостя, мобильные приложения, виртуальный агент.
6.
Искусственный интеллект и аналитика
Big Data, персонализация, машинная аналитика, искусственный интернет, машинное принятие решений, облачные технологии, ИИ сканеры, виртуальный интерлайнинг, нейросети.

По данным таблицы 2, отметим, что перечисленные базовые технологические компоненты выступают основой улучшения туристского опыта путешествий. Современные тренды туристской и гостиничной отрасли базируются на широком применении цифровых технологий, что нашло отражение в концепции «Туризм 4.0», направленной на повышение удовлетворенности клиентов.

Определению роли цифровизации и ее влияния на преображение туристской отрасли, по нашему мнению, поспособствует анализ наиболее перспективных цифровых технологий, внедряемых в практику туристского и гостиничного бизнеса.

1. Технологии геоинформационных систем (ГИС) обрабатывают и хранят данные для проектирования тематических карт, бронирования, аренды и обеспечения безопасности туристов с помощью GLNSS, Galileo, GPS и др. ГИС представляют результаты анализа в наиболее удобном виде – графики, карты, диаграммы, снимки, дополняющие текстовую информацию.

Прогресс в ГИС-технологиях, в первую очередь, требуется для информационного сопровождения и обеспечения. ГИС-Технологии могут использоваться, например, для создания региональных справочно-аналитических систем, детального картирования и обновления материала по рекреационным ресурсам, организации виртуальных туров и «пошагового» планирования путешествий, и т.д. Например, приложение «2ГИС» предоставляет обширные сведения об объектах городской среды: достопримечательностях, общепите, гостиничных предприятиях. Партнерство со Сбером сопутствует внедрению аналитических сервисов для оценки туризма в регионе.

2. Нейросети, виртуальные агенты и чат-боты. Нейронные сети в туристской отрасли помогают в прогнозировании колебаний спроса на турпродукты во времени, персонализации предложения, разработке и корректировке маркетинговых стратегий, оценке доходности средств размещения и т.д. Также они могут использоваться для планирования туристского маршрута и подбора интересных мест для посещения. Чат-боты ускоряют поиск ответов на часто задаваемые вопросы. К примеру, чат-бот «GigaChat», разработанный Сбером, может генерировать по запросу туристскую программу.

3. Технологии Big Data способствуют хранению и управлению колоссальным объемом информации, формированию аналитических показателей, созданию уточнённых прогнозов, а также персонализации туристских услуг на основе предпочтений туриста. В качестве примера работы с Big Data рассмотрим опыт компании «MTC Travel», которая на регулярной основе проводит анализ турпотоков, после чего составляет портрет потребителя, список популярных объектов притяжения и др.

4. Мобильные приложения пользуются мегапопулярностью, потому что предлагают пользователям широкий спектр возможностей и удобств. Они стали неотъемлемой частью повседневной жизни многих людей. Во всем мире эксперты по основному назначению делят мобильные сервисы на две группы: монетизация и повышение лояльности клиентов. В частности, приложение «Яндекс.Путешествия» позволяет одновременно бронировать не только билеты на транспорт (авиа, ж/д, автобусы), но и проживание в отелях.

5. К инструментам, направленным на монетизацию, относятся поиск и покупка авиабилетов, заказ трансфера, аренда автомобиля, бронирование отелей и другие дополнительные услуги гостеприимства. На формирование лояльности положительно влияют: возможность возврата билета в случае изменения планов пассажира, быстро и заранее пройти регистрацию онлайн, оперативно получать информацию об изменениях вылета и отмененных рейсах и т.д. Успешным примером является сервис «S7 Airlines», обладающий удобным интерфейсом для обслуживания клиентов, помимо стандартных функций есть бонусная программа «S7 Priority», которая мотивирует пассажиров оставаться лояльными к авиакомпании.

Если рассматривать существующие тенденции, то следует отметить, что в туристскую деятельность активно внедряются технологии дополненной и виртуальной реальности, областью применения которых стали: музейные и выставочные композиции, геймификация объекта показа, демонстрация внешнего вида номера, отеля и т.д., визуализация меню, навигация в туристской дестинации, продвижение территории, дополнения в экскурсионной деятельности и т.п. [16] (Shnorr, 2021).

Мобильность стала доминантой, клиенты стремятся получать услуги так, как удобно им, и в любое время суток, чему способствуют цифровые технологии. В результате увеличивается доля самодеятельного туризма и на этой почве важную роль играет информационная поддержка.

Проведем оценку сильных и слабых сторон, перспектив и угроз использования цифровых технологий для определения перспектив информационной поддержки туристов в различных регионах РФ (табл. 3).

Таблица 3 – SWOT-анализ применения цифровых технологий в информационном сопровождении и обеспечении туристской деятельности в регионах России

Сильные стороны (S)
Слабые стороны (W)
1. Быстрый доступ к информации о туристской инфраструктуре, достопримечательностях, отелях и т.д.
2. Онлайн-бронирование, позволяющее сократить время потребителей на приобретение услуг.
3. Мобильные приложения и карты (например, Яндекс.Карты, 2ГИС), облегчают ориентацию в незнакомом городском пространстве.
4. Анонсирование событийных мероприятий для привлечения туристов.
5. Получение персонализированных рекомендаций.
6. Использование виртуальных туров для предварительного ознакомления с местами отдыха.
7. Улучшенная безопасность туристов благодаря отслеживанию местоположения и возможности экстренного вызова помощи.
8. Возможность сравнения широкого спектра предложений на туристском рынке и выбора наиболее подходящих вариантов, а также изучение отзывов туристов.
9. Создание цифрового дневника путешествий.
10. Появление новых рабочих мест в связи с развитием цифровых технологий.
1. Необходимость наличия стабильного интернет-соединения для использования цифровых технологий.
2. Риск разряда батареи и поломки устройств во время поездок.
3. Ограниченный доступ к цифровым технологиям для части туристов, в том числе в удаленных и малонаселенных районах.
4. Возможная неактуальность или недостоверность предоставляемой информации.
5. Высокая стоимость некоторых сервисов и приложений.
6. Проблемы с доступностью информации для иностранных туристов.
7. Сложности в использовании цифровых технологий пожилыми людьми и другими категориями пользователей.
8. Увеличение энергозатрат и образования «электронного мусора».
9. Временные сбои в работе онлайн-сервисов и мобильных приложений, вызванных технической стороной вопроса.
10. Недостаток квалифицированного персонала для поддержки цифровых решений.
Возможности (O)
Угрозы (T)
1. Повышение качества обслуживания в туристской индустрии.
2. Более точное прогнозирование и планирование туристкой деятельности.
3. Совершенствование систем сбора и анализа данных, частичное решение проблем агрегации статистики в туризме.
4. Разработка индивидуальных маршрутов, учитывающих потребности и интересы туриста.
5. Расширение возможностей онлайн-сервисов и электронного документооборота.
6. Внедрение виртуальных путеводителей и экскурсий.
7. Расширение вариантов использования виртуальной и дополненной реальности для создания новых впечатлений и эмоций у туристов.
8. Формирование положительного имиджа региона.
9. Рост доходов населения и экономики РФ за счет увеличения турпотока.
10. Расширение и модернизация местной инфраструктуры.
1. Риски утечек личных данных туристов.
2. Угроза потенциальной зависимости людей от цифровых технологий и снижения интереса к реальной жизни.
3. Использование недостоверной информации, которое может ввести туристов в заблуждение или создать угрозу их безопасности.
4. Автоматизация процессов в туристской отрасли, ведущая к утрате рабочих мест.
5. Манипуляция поставщиками информации в собственных интересах.
6. Кибератаки на платформы онлайн-бронирования, способные привести к финансовым потерям и снижению уровня доверия клиентов.
7. Нарушение общественного порядка и безопасности вследствие неконтролируемого роста туристских потоков.
Источник: составлено авторами.

Из представленных данных таблицы 3 видно, что «конкурентоспособной» можно назвать туристскую дестинацию, которая обеспечивает своим гостям удобный, доступный и комфортный отдых. Благодаря техническому прогрессу увеличивается охват туристов, качество и релевантность транслируемой информации. Это, в свою очередь, стимулирует доходность и укрепление туристской индустрии. В ближайшее десятилетие грамотное использование инновационных цифровых технологий будет определять конкурентоспособность любого туристского и гостиничного предприятия [11] (Nyurenberger, Petrenko, Manevich, 2023).

Цифровая среда взаимодействия создает единое пространство и формирует новые принципы информационного сопровождения и обеспечения, улучшает межкультурные взаимоотношения [8]. Если турист будет осведомлен об интересных и оригинальных местах отдыха, то это привлечет его внимание, и, вероятно, он отправится в путешествие.

Следующая тенденция цифровой трансформации туризма заключается в создании сервиса мультифункциональности, то есть предоставлении возможности потребителям на одной платформе использовать несколько услуг или функций, таких как покупка авиабилетов, бронирование средств размещения, аренда автомобиля, заказ экскурсионных услуг, подборка интересных мест для посещения и др. Мультимедийный контент обладает высоким потенциалом привлечения внимания аудитории с помощью передачи яркой информации и образования эмоциональной связи.

Считаем, что эффективная организация туризма предполагает наличие у потребителей широких коммуникационных возможностей получения данных о том или ином объекте туристского интереса, которые сформировали бы у них потребности в путешествиях. Другими словами, обязательным фактором успешного становления туризма является успешная информационная обеспеченность. Наличие в регионах таких организаций, как туристско-информационные центры, способствует оптимальному удовлетворению запросов туристов в путешествиях посредством предоставления достоверной и исчерпывающей информации о местах отдыха.

Туристско-информационный центр (ТИЦ) – организация, которая занимается приемом и консультациями посетителей (потребителей), ответственна за рекламу услуг в сфере туризма, аккумулирование отраслевой информации [2]. Иными словами, осуществляет информационное сопровождение и обеспечение. При этом упор в деятельности сделан именно на сопровождение. Иногда туристский информационный центр может называться туристским информационным бюро (ТБ). Можно утверждать, что ТИЦ или ТБ являются визитной карточкой туристской дестинации, так как они связывают воедино субъекты туристской отрасли. К функциям ТИЦ относятся: информационная, маркетинговая, организационная и коммерческая (не во всех случаях). В России действует более 250 ТИЦ, имеющие различные формы собственности, принципы работы и источники финансирования.

Приоритетной долгосрочной целью туристских информационных центров, независимо от из размеров и местоположения, является повышение эффективности туристской отрасли в экономике региона [18]. На рисунке 1 представлены основные направления деятельности ТИЦ.

Рисунок 1 – Основные направления деятельности ТИЦ [25]

По данным рисунка 1 отметим, что деятельность туристских информационных центров охватывает широкий спектр многообразных задач, связанных с продвижением, информированием и обслуживанием туристов, а также подготовкой статистических данных.

На данном этапе информационное обеспечение туристской деятельности включает в себя комплекс управленческих и технических решений, благодаря чему ускоряется процессы коммуникации между партнерами, что способствует эффективному взаимодействию с потребителями [10] (Nguen, 2021). По нашему мнению, основными сложностями и проблемами, снижающими темпы и качество информационного сопровождения и обеспечения, являются:

1. Недостаток финансирования внедрения цифровых технологий со стороны государства и частных инвесторов.

2. Технические проблемы, затрудняющие коммуникации, ответственность за решение которых лежит на технических службах организации и IT-специалистах.

3. Недостаток квалифицированных специалистов, которые умеют эффективно работать с инновационными технологиями.

4. Низкая осведомленность пользователей о возможностях информационных ресурсов, позволяющих рациональнее планировать путешествие.

Ежегодно Некоммерческое Партнёрство «Национальная Ассоциация Информационно-Туристских Организаций» (НП НАИТО) проводит Всероссийский конкурс «Лучший ТИЦ», где на основе народного голосования определяются ТОП-10 организаций, демонстрирующих наилучшие результаты работы с посетителями. 4 апреля 2024 г. в г. Новосибирске проходил Форум сибирского гостеприимства и туризма «Дикоросы», на котором подвели итоги конкурса.

В категорию лучших музейных ТИЦ вошли:

1. МБУК «Музей истории города Йошкар-Олы».

2. Отдел туристско-информационного центра г. Йошкар-Олы.

3. БУК «Музейно-выставочный комплекс «Моя история».

4. Туристский информационный центр Омской области.

Лучшими муниципальными ТИЦ по итогу очных защит стали:

1. Туристско-информационный центр г. Новочеркасска.

2. Муниципальное бюджетное учреждение «Центр молодежных проектов» г. Ханты-Мансийск (ТИЦ г. Ханты-Мансийск).

3. МАУК «Центр туризма и побратимских связей Сибирь-Хоккайдо» (Туристско-информационный центр г. Новосибирска).

Лучшими региональными центрами стали:

1. Центр развития туризма и культуры Архангельской области.

2. Туристский информационный центр Хабаровского края.

3. Туристский информационный центр Владимирской области.

Гран-при конкурса получил Центр туризма и гостеприимства Белгородской области [18].

Организация и проведение подобных мероприятий по формированию рейтинга ТИЦ в разрезе регионов страны может стать мощным стимулом для улучшения качества обслуживания клиентов, обращающихся в офис, и усовершенствования деятельности в целом.

Итак, сформулируем основные принципы информационного сопровождения и обеспечения туристской деятельности:

- актуальность: данные должны постоянно обновляться, чтобы пользователи могли изучить достоверные и своевременные сведения;

- персонализация: учет индивидуальных потребностей каждого клиента, предоставляя релевантный материал;

- интерактивность: включает разнообразные способы предоставления материалов, например, видеоматериалы, аудио, инфографика и др.

- мультиязычность: представление информации на нескольких языках для того, чтобы зарубежные посетители могли с легкостью ориентироваться в незнакомой местности;

- фидбэк: возможность клиентов давай обратную связь через комментарии и отзывы для изучения мнений потребителей и улучшения качества обслуживания.

Уточним региональную специфику информационного сопровождения и обеспечения туристской деятельности посредством анализа деятельности ТИЦ Новосибирской области. Туристско-информационный центр НСО (ТИЦ НСО) – некоммерческая организация, занимающая продвижением и развитием туризма в регионе совместно с Минэкономразвития НСО, открыт 1 марта 2016 г. по адресу ул. Депутатская, 38 в г. Новосибирск.

Основными направлениями работы центра являются:

- аккумулирование актуальной информации о туризме в регионе;

- информирование туристов и местных жителей о туризме в НСО;

- создание полиграфической продукции: туристические путеводители, карты, памятки, каталоги, открытки и др.;

- организация информационных туров и прием съёмочных групп федеральных и региональных каналов, блогеров;

- продвижение и раскрытие туристского потенциала региона на выставках, конкурсах и крупных мероприятиях;

- оказание содействия в координации развития туризма;

- проведение конкурсов и розыгрышей в социальных сетях фирменной сувенирной продукции для подписчиков. Часть брендированной продукции используется в качестве подарков партнерам;

- размещение в печатных журналах и на сайтах информации о туристском потенциале Новосибирской области (бортовой журнал «Мираэро», приложение «Wildberries travel», сайт выставочного центра СО РАН, журналы «Russian Traveler», «Cоветская Cибирь», «Сибирский репортер»).

Одной из главных функций туристско-информационного центра является консультирование посетителей. Обратимся к фактическим показателям туристско-информационного центра Новосибирской области НСО по приему и консультациям (рис. 2).

Рисунок 2 – Консультирование туристов ТИЦ НСО за 2023 г., чел. [20]

Туристско-информационный центр Новосибирской области имеет свои отличительные конкурентные преимущества. Во-первых, для удобства потребителей в получении информации существуют различные интерфейсы: туристический портал, мобильное приложение и аккаунты в социальных сетях «Сибирь здесь», где на регулярной основе выходят тематические посты и подборки, например, «Чем заняться на выходных?», включающие в себя экскурсии, мастер-классы, выставки, концерты и т.д. Во-вторых, большой популярностью пользуется туристический проект «Карта гостя», в рамках которого держателю карты предоставляются скидки до 50% в 74 компаниях: санатории, отели, кафе, рестораны, медицинские центры. Насчитывается более 16 400 обладателей карт (13 400 моб. приложение + 3 000 физических). В-третьих, ТИЦ НСО располагает сформированным штатом сотрудников, куда входят: руководитель, дизайнер, фотограф, PR-менеджер. Еще одним неоспоримым преимуществом туристско-информационного центра является его стильный и просторный офис, расположенный в самом центре города, рядом с главной визитной карточкой Новосибирска – Новосибирским академическим театром оперы и балета НОВАТ. В офисе размещается фотозона, имитирующая мох Караканского бора, ресепшен, зона отдыха и библиотека с книгами о НСО и справочной литературой.

С 14 по 16 сентября 2023 г. для представителей туристских компаний со всей России туристско-информационный центр Новосибирской области проводил информационный тур «Новосибирская область. Отдыхай здесь» [23]. 25-26 мая 2023 г. в Санкт- Петербурге на территории Государственной академической капеллы проводились дни культуры Новосибирской области, на которых туристско-информационный центр подготовил экспозицию и презентовал потенциал путешествий в НСО. По итогам указанного мероприятия были заключены соглашения с ТИЦ СПб, более 1 500 чел. получили профессиональные консультации [25]. С 4 ноября 2023 г. по 8 июля 2024 г. прошла Международная выставка-форум «Россия», в рамках которой был представлен инновационный высокотехнологический стенд Новосибирской области, разработан и проведен квест в коллаборации с регионами СФО. Подготовке стенда принимал участие туристско-информационный центр. Это всего лишь малая доля проводимых ТИЦ НСО мероприятий для популяризации отдыха в Новосибирской области.

Кроме этого, туристско-информационный центр Новосибирской области является участником программы «RussiaTravel.club» – клуб путешественников по России [19]. Действующая программа позволяет копить бонусные баллы и получать выгоду от их использования, что стимулирует туристические визиты.

Заключение. Таким образом, можно основательно говорить о том, что цифровая трансформация индустрии туризма и гостеприимства является неотъемлемой частью эволюции человечества, которая вносит принципиальные изменения в способы удовлетворения потребностей и запросов каждого участника рынка услуг.

В настоящий момент информационное продвижение и сопровождение туристской деятельности становится все более важным аспектом, особенно, в условиях активной фазы перестройки внутреннего туризма. Цифровые технологии значительно влияют на прирост поездок туристов внутри страны и улучшение качества отдыха, что невозможно игнорировать при организации туристского и гостиничного обслуживания.

Если говорить о регионах, то ТИЦ НСО отводится большое значение в информационном сопровождении и обеспечении туристской деятельности, поскольку активно вовлечен в продвижение и позиционирование Новосибирской области как привлекательное туристическое направление для отдыха и рекреации, работы, лечения и оздоровления, образования и др.

Особенностями коммуникационной работы ТИЦ НСО являются: актуальность, персонализация, интерактивность, многоязычность и фидбэк. Упомянутые параметры имеют ключевое значение для осведомления туристов и принятия более эффективных управленческих решений.

Результаты проведенного исследования позволяют рассуждать о перспективах совершенствования информационного сопровождения и обеспечения туристской деятельности в субъектах РФ:

1. Научно-технический прогресс предоставляет возможность улучшать доступ к информации о туристских объектах, мероприятиях, услугах и т.д.

2. Повышение престижа России как туристского направления.

3. Рост эффективности планирования и организации туристских поездок.

4. Увеличение осведомлённости туристов о малоизвестных уголках в регионах страны.

5. Создание персонализированных предложений и рекомендаций.

6. Улучшение взаимодействия с клиентами.

В целом, используя передовые способы и технологии в информационном обеспечении и сопровождении туристской деятельности открываются новые горизонты в повышения удобства, профессионализма и потребительской удовлетворенности по отношению к предоставляемому обслуживанию в условиях цифровой экономики.


Страница обновлена: 28.11.2024 в 13:21:37