Совершенствование государственной поддержки комплексной цифровизации производства и реализации молока

Овсянко Л.А., Майер Р.В.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 8 (Август 2025)

Цитировать эту статью:



Введение.

На сегодняшний день государственная поддержка молочной отрасли является достаточно стабильной в системе мер государственного финансирования сельского хозяйства и включает в себя меры компенсирующего и стимулирующего характера. Традиционно бюджетные ассигнования предоставляются по трем основным направлениям: поддержка текущей производственной деятельности; развитие племенного дела в молочном скотоводстве; поддержка инвестиционной активности сельхозтоваропроизводителей. При этом прямой поддержки на внедрение цифровых технологий в отрасль не предусмотрено.

Заложенные Доктриной продовольственной безопасности параметры по уровню самообеспечения молоком и молочными продуктами возможно достичь при внедрении цифровых технологий. При этом цифровизация должна быть комплексной, т. е. охватывать не только производственные процессы, но и управление фермой от получения эмбрионов молочной продуктивности до продуктов переработки молока. Поэтому необходимо совершенствовать существующие мемы государственной поддержки молочной отрасли.

Вопросам развития молочной отрасли на основе цифровизации, а также её государственной поддержки посвящены труды следующих ученых: А.Н. Анищенко [1], А.В. Белокопытова, Д.А. Копейкина [2], А.Ю. Аверина [4], Скворцовой, О.В. Чепуштановой [6], В. Тимошенко, А. Музыки [7] , О.И. Хайруллиной [8], К.В. Харченко [9], Н.Н. Шумейко [10, 11], Т.М. Яркова [12] и др. Тем не менее данные вопросы изучены не в полной мере и требуют дальнейшего исследования, в части совершенствования государственной поддержки комплексной цифровизации производства и реализации молока.

Цель исследования заключается в разработке мер по совершенствованию комплексной цифровизации государственной поддержки производства и реализации молока.

Научная новизна исследования заключается в обосновании методического подхода к государственной поддержке комплексной цифровизации производства и реализации молока.

Авторская гипотеза – предложенные авторами меры поддержки цифровизации производства и реализации молока, а также методики их расчета будут способствовать повышению эффективности функционирования отрасли.

Для обработки информации использовались различные методы исследования: монографический, абстрактно-логический, приемы графического представления информации и др.

Основная часть.

По итогам 2023 г. Кемеровская область заняла шестое место среди субъектов Сибирского федерального округа по объему производства сельскохозяйственной продукции, в том числе по производству молока – шестое место. За 2020-2023 гг. в области отмечается сокращение молочного стада на 20 % до 50,4 тыс. гол., что составляет 0,68 % от общероссийского показателя. При этом рост среднегодовых надоев во всех категориях хозяйств с 4731 до 5117 кг/гол. не способствовал сглаживанию ситуации, так как валовое производство молока сократилось почти на 13,3 % до 262,6 тыс. т в 2023 г. [3, 5] (табл. 1). К тому же разрыв между показателями среднегодовой продуктивности дойного стада в хозяйствах всех категорий в регионе и в среднем по стране увеличивается.

Таблица 1 – Состояние молочной отрасли в Кемеровской области [3, 5]

Показатель
2020 г.
2021 г.
2022 г.
2023 г.
Производство молока, тыс. т
303
284
273
262,6
Доля региона в общероссийском производстве молока, %
0,94
0,88
0,83
0,80
Среднегодовое поголовье коров, тыс. гол.
63
57
54
50,4
Доля региона в общероссийском среднегодовом поголовье коров, %
0,80
0,73
0,70
0,68
Среднегодовая продуктивность молочного стада во всех категориях хозяйств, кг/гол.
4731
4764
4823
5117
Отклонение от общероссийской среднегодовой продуктивности молочного стада во всех категориях хозяйств, кг/гол.
-109
-224
-371
-97
Потребление молока и молочных продуктов, кг/чел./год
203
205
204
203
Отклонение от общероссийского потребления молока и молочных продуктов, кг/чел./год
-37
-36
-37
-46
Государственная поддержка молочной отрасли, млн руб.
138
267
205
510,8
Доля региона в общероссийской государственной поддержке молочной отрасли, %
0,31
0,51
0,35
0,35

Государственная поддержка молочной отрасли в Кемеровской области осуществляется в рамках программы «Государственная поддержка агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий Кузбасса» на 2014–2025 гг. За 2020-2023 гг. объемы бюджетных ассигнований увеличились в 3,7 раза до 510,8 млн руб. в 2023 г. При этом большая доля средств поддержки поступает из федерального бюджета. Доля региона в общероссийской государственной поддержке молочной отрасли незначительна в связи с низким удельным весов в общероссийском производстве молока.

Авторами дополнена существующая система мер государственной поддержки комплексной цифровизации производства и реализации молока (рис. 1).

Традиционные меры государственной поддержки производства и реализации молока являются базовыми для развития отрасли и ее перехода к применению цифровых технологий. Прямые меры поддержки представлены субсидиями и предоставляются непосредственно на каждой стадии от формирования эмбрионов молочного стада через поддержку племенного дела до получения продуктов переработки молока.

Реализация реальных инвестиционных проектов в молочной отрасли способствует созданию новых и модернизации существующих молочных ферм. Так, за 2022 г. в РФ создано и модернизировано 115,5 тыс. стойломест, в том числе в Кемеровской области – 1200 [5].

Льготное кредитование также является существенной мерой как для сельхозтоваропроизводителей в целом, так и для производителей молока. Для субъектов молочной отрасли в 2025 г. по вновь выданным кредитам предусмотрено субсидирование процентной ставки в 70 % от ключевой ставки ЦБ РФ. Налоговое законодательство предусматривает для хозяйствующих субъектов как льготные режимы налогообложения (ЕСХН, УСН, ПСН), так и пониженных ставки по ряду собираемых налогов (НДС на продовольственные товары 10 %, а не 20; налог на прибыль организаций от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции – 0 %, а не 25). По страхованию сельскохозяйственных животных с государственной поддержкой государство возмещает 50 % страховой премии. Государство предоставляет различные гранты малым формам хозяйствования для ведения агробизнеса, в том числе по производству молока, также компенсирует часть расходов на обучение и повышение квалификации работников отрасли.

Рисунок 1 – Система мер государственной поддержки производства и реализации молока в условиях их цифровизации*

*Разработано авторами

С целью осуществления цифровизации производства и реализации молока, автором предложены два направления поддержки, включающих по два вида субсидий: поддержка внедрения цифровизации и поддержка сопровождения цифровизации.

В таблице 2 представлена методика расчета предложенных субсидий по внедрению цифровизации и ее сопровождению.

Таблица 2 – Меры поддержки цифровизации производства и реализации молока*

Мера поддержки
Методика расчета
Характеристика
Поддержка внедрения цифровизации
Субсидия на осуществление цифровизации производственных процессов
СЦ/П=
где ЗЦ/Пi – затраты на цифровизацию i-го производственного процесса
Обеспечение цифровизации производственных процессов с возмещением 50 % подтвержденных затрат
Субсидия на осуществление цифровизации управленческих процессов
СЦ/У= ,
где ЗЦ/Уi – затраты на цифровизацию i-го управленческого процесса
Обеспечение цифровизации управленческий процессов с возмещением 50 % подтвержденных затрат
Поддержка сопровождения цифровизации
Субсидия на возмещение части затрат на выплату заработной платы инженеру-программисту
СЗП=(ЗПср.*3)*0,5,
где ЗПср. – среднемесячная оплата труда по региону, руб.
Стимулирование привлечения в сельскохозяйственные организации специалистов по цифровизации
Субсидия на сопровождение цифровизации
СС.Ц.= ,
где ЗС.Ц. – затраты на сопровождение цифровизации;
КВ – коэффициент, зависящий от степени внедрения цифровых технологий в организации:
0,8 – при комплексной цифровизации; 0,6 – при частичной и 0,4 – при единичной цифровизации
Обеспечение последующего сопровождения цифровизации с дифференцированным возмещением подтвержденных затрат
*Разработано авторами

При внедрении комплексной цифровизации важно учесть все производственные и управленческие процессы на молочной ферме, которые подлежат оцифровке. 50 % затрат на цифровизацию указанных процессов на начальной стадии должны компенсироваться из бюджета. При этом важно не только внедрить цифровые технологии, но и поддерживать их функционирование. Сопровождение цифровизации в первую очередь зависит от наличия в организации инженера-программиста, поэтому соискатель считает необходимым введение субсидии на возмещение части затрат на выплату ему заработной платы. Данная мера поддержки должна составлять 50 % от трех среднемесячных оплат труда по региону. Субсидия на сопровождение цифровизации должна зависеть от степени внедрения цифровых технологий в организации, так как это определяет объем компенсируемых затрат.

Заключение.

В результате исследования достигнута поставленная цель и сделаны следующие выводы.

В регионе действует государственная программа Кемеровской области – Кузбасса «Государственная поддержка агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий Кузбасса» на 2014 – 2025 годы», в рамках которой реализуется подпрограмма «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока». При этом в стадии разработки находится региональная программа «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Кемеровской области – Кузбассе на 2022-2035 годы». За 2020-2023 гг. объемы бюджетных ассигнований отрасли увеличились в 3,7 раза до 510,8 млн руб. в 2023 г., преимущественно это федеральная поддержка.

Авторами обоснованы два направления поддержки цифровизации производства и реализации молока, включающих по два вида субсидий: поддержка внедрения цифровизации (субсидия на осуществление цифровизации производственных процессов; субсидия на осуществление цифровизации управленческих процессов) и поддержка сопровождения цифровизации (субсидия на возмещение части затрат на выплату заработной платы инженеру-программисту; субсидия на сопровождение цифровизации). По каждой предложенной субсидии представлена методика расчета. Внедрение указанных мер на федеральном и региональном уровнях будет способствовать более комплексному и системному развитию отрасли.


Страница обновлена: 04.06.2025 в 11:23:30