Совершенствование государственной поддержки комплексной цифровизации производства и реализации молока
Овсянко Л.А.1, Майер Р.В.2
1 Красноярский государственный аграрный университет
2 Новосибирский государственный аграрный университет
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 8 (Август 2025)
Аннотация:
Статья посвящена исследованию государственного финансирования производства и реализации молока, а также выявлению направлений её совершенствования в условиях цифровизации. В современных условиях одной из главных задач аграрной политики государства выступает наращивание производства молока в целях обеспечения продовольственной безопасности. В тоже время интенсивное развитие молочной отрасли требует внедрения цифровых технологий как в производственный, так и в управленческий процессы на ферме. Все это требует существенных инвестиционных вложений, которые сельскохозяйственные товаропроизводители не в силах осуществить самостоятельно. Поэтому для осуществления комплексной цифровизации необходимо совершенствовать меры бюджетной поддержки, которые на сегодняшний день не включают в себя поддержку цифровизации. Для решения данной проблемы, авторами предложен методический подход к поддержке цифровизации производства и реализации молока Результаты исследования могут представлять интерес для работников региональных органов управления при реализации региональных программ развития отраслей и подкомплексов АПК, субъектов молочно-продуктового подкомплекса, специалистов по изучению молочной отрасли.
Ключевые слова: молочная отрасль, государственная поддержка, цифровизация, эффективность, сельскохозяйственные организации, Кемеровская область
JEL-классификация: P32, Q10, Q14, Q13, L86
Введение.
На сегодняшний день государственная поддержка молочной отрасли является достаточно стабильной в системе мер государственного финансирования сельского хозяйства и включает в себя меры компенсирующего и стимулирующего характера. Традиционно бюджетные ассигнования предоставляются по трем основным направлениям: поддержка текущей производственной деятельности; развитие племенного дела в молочном скотоводстве; поддержка инвестиционной активности сельхозтоваропроизводителей. При этом прямой поддержки на внедрение цифровых технологий в отрасль не предусмотрено.
Заложенные Доктриной продовольственной безопасности параметры по уровню самообеспечения молоком и молочными продуктами возможно достичь при внедрении цифровых технологий. При этом цифровизация должна быть комплексной, т. е. охватывать не только производственные процессы, но и управление фермой от получения эмбрионов молочной продуктивности до продуктов переработки молока. Поэтому необходимо совершенствовать существующие мемы государственной поддержки молочной отрасли.
Вопросам развития молочной отрасли на основе цифровизации, а также её государственной поддержки посвящены труды следующих ученых: А.Н. Анищенко [1], А.В. Белокопытова, Д.А. Копейкина [2], А.Ю. Аверина [4], Скворцовой, О.В. Чепуштановой [6], В. Тимошенко, А. Музыки [7] , О.И. Хайруллиной [8], К.В. Харченко [9], Н.Н. Шумейко [10, 11], Т.М. Яркова [12] и др. Тем не менее данные вопросы изучены не в полной мере и требуют дальнейшего исследования, в части совершенствования государственной поддержки комплексной цифровизации производства и реализации молока.
Цель исследования заключается в разработке мер по совершенствованию комплексной цифровизации государственной поддержки производства и реализации молока.
Научная новизна исследования заключается в обосновании методического подхода к государственной поддержке комплексной цифровизации производства и реализации молока.
Авторская гипотеза – предложенные авторами меры поддержки цифровизации производства и реализации молока, а также методики их расчета будут способствовать повышению эффективности функционирования отрасли.
Для обработки информации использовались различные методы исследования: монографический, абстрактно-логический, приемы графического представления информации и др.
Основная часть.
По итогам 2023 г. Кемеровская область заняла шестое место среди субъектов Сибирского федерального округа по объему производства сельскохозяйственной продукции, в том числе по производству молока – шестое место. За 2020-2023 гг. в области отмечается сокращение молочного стада на 20 % до 50,4 тыс. гол., что составляет 0,68 % от общероссийского показателя. При этом рост среднегодовых надоев во всех категориях хозяйств с 4731 до 5117 кг/гол. не способствовал сглаживанию ситуации, так как валовое производство молока сократилось почти на 13,3 % до 262,6 тыс. т в 2023 г. [3, 5] (табл. 1). К тому же разрыв между показателями среднегодовой продуктивности дойного стада в хозяйствах всех категорий в регионе и в среднем по стране увеличивается.
Таблица 1 – Состояние молочной отрасли в Кемеровской области [3, 5]
Показатель
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2022 г.
|
2023 г.
|
Производство
молока, тыс. т
|
303
|
284
|
273
|
262,6
|
Доля
региона в общероссийском производстве молока, %
|
0,94
|
0,88
|
0,83
|
0,80
|
Среднегодовое
поголовье коров, тыс. гол.
|
63
|
57
|
54
|
50,4
|
Доля
региона в общероссийском среднегодовом поголовье коров, %
|
0,80
|
0,73
|
0,70
|
0,68
|
Среднегодовая
продуктивность молочного стада во всех категориях хозяйств, кг/гол.
|
4731
|
4764
|
4823
|
5117
|
Отклонение
от общероссийской среднегодовой продуктивности молочного стада во всех
категориях хозяйств, кг/гол.
|
-109
|
-224
|
-371
|
-97
|
Потребление
молока и молочных продуктов, кг/чел./год
|
203
|
205
|
204
|
203
|
Отклонение
от общероссийского потребления молока и молочных продуктов, кг/чел./год
|
-37
|
-36
|
-37
|
-46
|
Государственная
поддержка молочной отрасли, млн руб.
|
138
|
267
|
205
|
510,8
|
Доля
региона в общероссийской государственной поддержке молочной отрасли, %
|
0,31
|
0,51
|
0,35
|
0,35
|
Государственная поддержка молочной отрасли в Кемеровской области осуществляется в рамках программы «Государственная поддержка агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий Кузбасса» на 2014–2025 гг. За 2020-2023 гг. объемы бюджетных ассигнований увеличились в 3,7 раза до 510,8 млн руб. в 2023 г. При этом большая доля средств поддержки поступает из федерального бюджета. Доля региона в общероссийской государственной поддержке молочной отрасли незначительна в связи с низким удельным весов в общероссийском производстве молока.
Авторами дополнена существующая система мер государственной поддержки комплексной цифровизации производства и реализации молока (рис. 1).
Традиционные меры государственной поддержки производства и реализации молока являются базовыми для развития отрасли и ее перехода к применению цифровых технологий. Прямые меры поддержки представлены субсидиями и предоставляются непосредственно на каждой стадии от формирования эмбрионов молочного стада через поддержку племенного дела до получения продуктов переработки молока.
Реализация реальных инвестиционных проектов в молочной отрасли способствует созданию новых и модернизации существующих молочных ферм. Так, за 2022 г. в РФ создано и модернизировано 115,5 тыс. стойломест, в том числе в Кемеровской области – 1200 [5].
Льготное кредитование также является существенной мерой как для сельхозтоваропроизводителей в целом, так и для производителей молока. Для субъектов молочной отрасли в 2025 г. по вновь выданным кредитам предусмотрено субсидирование процентной ставки в 70 % от ключевой ставки ЦБ РФ. Налоговое законодательство предусматривает для хозяйствующих субъектов как льготные режимы налогообложения (ЕСХН, УСН, ПСН), так и пониженных ставки по ряду собираемых налогов (НДС на продовольственные товары 10 %, а не 20; налог на прибыль организаций от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции – 0 %, а не 25). По страхованию сельскохозяйственных животных с государственной поддержкой государство возмещает 50 % страховой премии. Государство предоставляет различные гранты малым формам хозяйствования для ведения агробизнеса, в том числе по производству молока, также компенсирует часть расходов на обучение и повышение квалификации работников отрасли.
Рисунок 1 – Система мер государственной поддержки производства и реализации молока в условиях их цифровизации*
*Разработано авторами
С целью осуществления цифровизации производства и реализации молока, автором предложены два направления поддержки, включающих по два вида субсидий: поддержка внедрения цифровизации и поддержка сопровождения цифровизации.
В таблице 2 представлена методика расчета предложенных субсидий по внедрению цифровизации и ее сопровождению.
Таблица 2 – Меры поддержки цифровизации производства и реализации молока*
Мера поддержки
|
Методика расчета
|
Характеристика
|
Поддержка
внедрения цифровизации
| ||
Субсидия на
осуществление цифровизации производственных процессов
|
СЦ/П=
где ЗЦ/Пi – затраты на цифровизацию i-го производственного процесса |
Обеспечение
цифровизации производственных процессов с возмещением 50 % подтвержденных
затрат
|
Субсидия на осуществление цифровизации
управленческих процессов
|
СЦ/У= ,
где ЗЦ/Уi – затраты на цифровизацию i-го управленческого процесса |
Обеспечение
цифровизации управленческий процессов с возмещением 50 % подтвержденных
затрат
|
Поддержка
сопровождения цифровизации
| ||
Субсидия
на возмещение части затрат на выплату заработной платы инженеру-программисту
|
СЗП=(ЗПср.*3)*0,5,
где ЗПср. – среднемесячная оплата труда по региону, руб. |
Стимулирование
привлечения в сельскохозяйственные организации специалистов по цифровизации
|
Субсидия на сопровождение
цифровизации
|
СС.Ц.= ,
где ЗС.Ц. – затраты на сопровождение цифровизации; КВ – коэффициент, зависящий от степени внедрения цифровых технологий в организации: 0,8 – при комплексной цифровизации; 0,6 – при частичной и 0,4 – при единичной цифровизации |
Обеспечение
последующего сопровождения цифровизации с дифференцированным возмещением
подтвержденных затрат
|
При внедрении комплексной цифровизации важно учесть все производственные и управленческие процессы на молочной ферме, которые подлежат оцифровке. 50 % затрат на цифровизацию указанных процессов на начальной стадии должны компенсироваться из бюджета. При этом важно не только внедрить цифровые технологии, но и поддерживать их функционирование. Сопровождение цифровизации в первую очередь зависит от наличия в организации инженера-программиста, поэтому соискатель считает необходимым введение субсидии на возмещение части затрат на выплату ему заработной платы. Данная мера поддержки должна составлять 50 % от трех среднемесячных оплат труда по региону. Субсидия на сопровождение цифровизации должна зависеть от степени внедрения цифровых технологий в организации, так как это определяет объем компенсируемых затрат.
Заключение.
В результате исследования достигнута поставленная цель и сделаны следующие выводы.
В регионе действует государственная программа Кемеровской области – Кузбасса «Государственная поддержка агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий Кузбасса» на 2014 – 2025 годы», в рамках которой реализуется подпрограмма «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока». При этом в стадии разработки находится региональная программа «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Кемеровской области – Кузбассе на 2022-2035 годы». За 2020-2023 гг. объемы бюджетных ассигнований отрасли увеличились в 3,7 раза до 510,8 млн руб. в 2023 г., преимущественно это федеральная поддержка.
Авторами обоснованы два направления поддержки цифровизации производства и реализации молока, включающих по два вида субсидий: поддержка внедрения цифровизации (субсидия на осуществление цифровизации производственных процессов; субсидия на осуществление цифровизации управленческих процессов) и поддержка сопровождения цифровизации (субсидия на возмещение части затрат на выплату заработной платы инженеру-программисту; субсидия на сопровождение цифровизации). По каждой предложенной субсидии представлена методика расчета. Внедрение указанных мер на федеральном и региональном уровнях будет способствовать более комплексному и системному развитию отрасли.
Источники:
2. Белокопытов А.В., Копейкин Д.А. Совершенствование механизмов государственной поддержки агропромышленного комплекса в современных условиях хозяйствования // Продовольственная политика и безопасность. – 2024. – № 3. – c. 569-580. – doi: 10.18334/ppib.11.3.121071.
3. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кузбасса. [Электронный ресурс]. URL: https://mcx42.ru/.
4. Аверин А.Ю., Лескина О.Н., Абрамова М.А., Максютенко Н.С. Оценка влияния государственной поддержки на финансовые результаты сельскохозяйственных товаропроизводителей // Креативная экономика. – 2025. – № 4. – c. 827-842. – doi: 10.18334/ce.19.4.123166.
5. Российская Федерация – справочник молочной отрасли. Milknews.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://data.milknews.ru/regions/russia.
6. Скворцова Е.Г., Чепуштанова О.В. Влияние роботизированного доения коров на эффективность производства молока // Аграрный вестник Урала. – 2022. – c. 66-75. – doi: 10.32417/1997-4868-2022-216-01-66-75.
7. Тимошенко В., Музыка А. Инновационные технологии производства молока // Животноводство России. – 2022. – № 1. – c. 43-46. – doi: 10.25701/ZZR.2022.01.01.005.
8. Хайруллина О.И. Актуальные направления государственной поддержки сельского хозяйства: межстрановой анализ // Креативная экономика. – 2025. – № 3. – c. 643-662. – doi: 10.18334/ce.19.3.122688.
9. Харченко К.В. Государственная поддержка цифровизации агросектора: текущая ситуация и перспективы // Продовольственная политика и безопасность. – 2024. – № 3. – c. 541-552. – doi: 10.18334/ppib.11.3.121575.
10. Шумейко Н.Н. Интенсивное развитие молочного скотоводства в условиях обеспечения продовольственной безопасности // Экономические отношения. – 2020. – № 1. – c. 201-216. – doi: 10.18334/eo.10.1.100429.
11. Шумейко Н.Н., Белокопытов А.В. Многофакторность устойчивости развития молочного подкомплекса региона в условиях экономических санкций // Продовольственная политика и безопасность. – 2023. – № 3. – c. 561-576. – doi: 10.18334/ppib.10.3.118763.
12. Яркова Т.М. Состояние и проблемы развития молочного скотоводства в России // Продовольственная политика и безопасность. – 2024. – № 1. – c. 119-134. – doi: 10.18334/ppib.11.1.120368.
Страница обновлена: 02.07.2025 в 14:01:30