Совершенствование государственной поддержки комплексной цифровизации производства и реализации молока
Овсянко Л.А.1
, Майер Р.В.2![]()
1 Красноярский государственный аграрный университет
2 Новосибирский государственный аграрный университет
Скачать PDF | Загрузок: 2
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 8 (Август 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83094692
Аннотация:
Статья посвящена исследованию государственного финансирования производства и реализации молока, а также выявлению направлений ее совершенствования в условиях цифровизации. В современных условиях одной из главных задач аграрной политики государства выступает наращивание производства молока в целях обеспечения продовольственной безопасности. В то же время интенсивное развитие молочной отрасли требует внедрения цифровых технологий как в производственный, так и в управленческий процессы на ферме. Все это требует существенных инвестиционных вложений, которые сельскохозяйственные товаропроизводители не в силах осуществить самостоятельно. Поэтому для осуществления комплексной цифровизации необходимо совершенствовать меры бюджетной поддержки, которые на сегодняшний день не включают в себя поддержку цифровизации. Для решения данной проблемы авторами предложен методический подход к поддержке цифровизации производства и реализации молока Результаты исследования могут представлять интерес для работников региональных органов управления при реализации региональных программ развития отраслей и подкомплексов АПК, субъектов молочно-продуктового подкомплекса, специалистов по изучению молочной отрасли.
Ключевые слова: молочная отрасль, государственная поддержка, цифровизация, эффективность, сельскохозяйственные организации, Кемеровская область
JEL-классификация: P32, Q10, Q14, Q13, L86
Введение.
На сегодняшний день государственная поддержка молочной отрасли является достаточно стабильной в системе мер государственного финансирования сельского хозяйства и включает в себя меры компенсирующего и стимулирующего характера. Традиционно бюджетные ассигнования предоставляются по трем основным направлениям: поддержка текущей производственной деятельности; развитие племенного дела в молочном скотоводстве; поддержка инвестиционной активности сельхозтоваропроизводителей. При этом прямой поддержки на внедрение цифровых технологий в отрасль не предусмотрено.
Заложенные Доктриной продовольственной безопасности параметры по уровню самообеспечения молоком и молочными продуктами возможно достичь при внедрении цифровых технологий. При этом цифровизация должна быть комплексной, т. е. охватывать не только производственные процессы, но и управление фермой от получения эмбрионов молочной продуктивности до продуктов переработки молока. Поэтому необходимо совершенствовать существующие мемы государственной поддержки молочной отрасли.
Вопросам развития молочной отрасли на основе цифровизации, а также её государственной поддержки посвящены труды следующих ученых: А.Н. Анищенко [1], А.В. Белокопытова, Д.А. Копейкина [2], А.Ю. Аверина [4], Скворцовой, О.В. Чепуштановой [6], В. Тимошенко, А. Музыки [7] , О.И. Хайруллиной [8], К.В. Харченко [9], Н.Н. Шумейко [10, 11], Т.М. Яркова [12] и др. Тем не менее данные вопросы изучены не в полной мере и требуют дальнейшего исследования, в части совершенствования государственной поддержки комплексной цифровизации производства и реализации молока.
Цель исследования заключается в разработке мер по совершенствованию комплексной цифровизации государственной поддержки производства и реализации молока.
Научная новизна исследования заключается в обосновании методического подхода к государственной поддержке комплексной цифровизации производства и реализации молока.
Авторская гипотеза – предложенные авторами меры поддержки цифровизации производства и реализации молока, а также методики их расчета будут способствовать повышению эффективности функционирования отрасли.
Для обработки информации использовались различные методы исследования: монографический, абстрактно-логический, приемы графического представления информации и др.
Основная часть.
По итогам 2023 г. Кемеровская область заняла шестое место среди субъектов Сибирского федерального округа по объему производства сельскохозяйственной продукции, в том числе по производству молока – шестое место. За 2020-2023 гг. в области отмечается сокращение молочного стада на 20 % до 50,4 тыс. гол., что составляет 0,68 % от общероссийского показателя. При этом рост среднегодовых надоев во всех категориях хозяйств с 4731 до 5117 кг/гол. не способствовал сглаживанию ситуации, так как валовое производство молока сократилось почти на 13,3 % до 262,6 тыс. т в 2023 г. [3, 5] (табл. 1). К тому же разрыв между показателями среднегодовой продуктивности дойного стада в хозяйствах всех категорий в регионе и в среднем по стране увеличивается.
Таблица 1 – Состояние молочной отрасли в Кемеровской области [3, 5]
|
Показатель
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2022 г.
|
2023 г.
|
|
Производство
молока, тыс. т
|
303
|
284
|
273
|
262,6
|
|
Доля
региона в общероссийском производстве молока, %
|
0,94
|
0,88
|
0,83
|
0,80
|
|
Среднегодовое
поголовье коров, тыс. гол.
|
63
|
57
|
54
|
50,4
|
|
Доля
региона в общероссийском среднегодовом поголовье коров, %
|
0,80
|
0,73
|
0,70
|
0,68
|
|
Среднегодовая
продуктивность молочного стада во всех категориях хозяйств, кг/гол.
|
4731
|
4764
|
4823
|
5117
|
|
Отклонение
от общероссийской среднегодовой продуктивности молочного стада во всех
категориях хозяйств, кг/гол.
|
-109
|
-224
|
-371
|
-97
|
|
Потребление
молока и молочных продуктов, кг/чел./год
|
203
|
205
|
204
|
203
|
|
Отклонение
от общероссийского потребления молока и молочных продуктов, кг/чел./год
|
-37
|
-36
|
-37
|
-46
|
|
Государственная
поддержка молочной отрасли, млн руб.
|
138
|
267
|
205
|
510,8
|
|
Доля
региона в общероссийской государственной поддержке молочной отрасли, %
|
0,31
|
0,51
|
0,35
|
0,35
|
Государственная поддержка молочной отрасли в Кемеровской области осуществляется в рамках программы «Государственная поддержка агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий Кузбасса» на 2014–2025 гг. За 2020-2023 гг. объемы бюджетных ассигнований увеличились в 3,7 раза до 510,8 млн руб. в 2023 г. При этом большая доля средств поддержки поступает из федерального бюджета. Доля региона в общероссийской государственной поддержке молочной отрасли незначительна в связи с низким удельным весов в общероссийском производстве молока.
Авторами дополнена существующая система мер государственной поддержки комплексной цифровизации производства и реализации молока (рис. 1).
Традиционные меры государственной поддержки производства и реализации молока являются базовыми для развития отрасли и ее перехода к применению цифровых технологий. Прямые меры поддержки представлены субсидиями и предоставляются непосредственно на каждой стадии от формирования эмбрионов молочного стада через поддержку племенного дела до получения продуктов переработки молока.
Реализация реальных инвестиционных проектов в молочной отрасли способствует созданию новых и модернизации существующих молочных ферм. Так, за 2022 г. в РФ создано и модернизировано 115,5 тыс. стойломест, в том числе в Кемеровской области – 1200 [5].
Льготное кредитование также является существенной мерой как для сельхозтоваропроизводителей в целом, так и для производителей молока. Для субъектов молочной отрасли в 2025 г. по вновь выданным кредитам предусмотрено субсидирование процентной ставки в 70 % от ключевой ставки ЦБ РФ. Налоговое законодательство предусматривает для хозяйствующих субъектов как льготные режимы налогообложения (ЕСХН, УСН, ПСН), так и пониженных ставки по ряду собираемых налогов (НДС на продовольственные товары 10 %, а не 20; налог на прибыль организаций от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции – 0 %, а не 25). По страхованию сельскохозяйственных животных с государственной поддержкой государство возмещает 50 % страховой премии. Государство предоставляет различные гранты малым формам хозяйствования для ведения агробизнеса, в том числе по производству молока, также компенсирует часть расходов на обучение и повышение квалификации работников отрасли.
Рисунок 1 – Система мер государственной поддержки производства и реализации молока в условиях их цифровизации*
*Разработано авторами
С целью осуществления цифровизации производства и реализации молока, автором предложены два направления поддержки, включающих по два вида субсидий: поддержка внедрения цифровизации и поддержка сопровождения цифровизации.
В таблице 2 представлена методика расчета предложенных субсидий по внедрению цифровизации и ее сопровождению.
Таблица 2 – Меры поддержки цифровизации производства и реализации молока*
|
Мера поддержки
|
Методика расчета
|
Характеристика
|
|
Поддержка
внедрения цифровизации
| ||
|
Субсидия на
осуществление цифровизации производственных процессов
|
СЦ/П=
где ЗЦ/Пi – затраты на цифровизацию i-го производственного процесса |
Обеспечение
цифровизации производственных процессов с возмещением 50 % подтвержденных
затрат
|
|
Субсидия на осуществление цифровизации
управленческих процессов
|
СЦ/У= ,
где ЗЦ/Уi – затраты на цифровизацию i-го управленческого процесса |
Обеспечение
цифровизации управленческий процессов с возмещением 50 % подтвержденных
затрат
|
|
Поддержка
сопровождения цифровизации
| ||
|
Субсидия
на возмещение части затрат на выплату заработной платы инженеру-программисту
|
СЗП=(ЗПср.*3)*0,5,
где ЗПср. – среднемесячная оплата труда по региону, руб. |
Стимулирование
привлечения в сельскохозяйственные организации специалистов по цифровизации
|
|
Субсидия на сопровождение
цифровизации
|
СС.Ц.= ,
где ЗС.Ц. – затраты на сопровождение цифровизации; КВ – коэффициент, зависящий от степени внедрения цифровых технологий в организации: 0,8 – при комплексной цифровизации; 0,6 – при частичной и 0,4 – при единичной цифровизации |
Обеспечение
последующего сопровождения цифровизации с дифференцированным возмещением
подтвержденных затрат
|
При внедрении комплексной цифровизации важно учесть все производственные и управленческие процессы на молочной ферме, которые подлежат оцифровке. 50 % затрат на цифровизацию указанных процессов на начальной стадии должны компенсироваться из бюджета. При этом важно не только внедрить цифровые технологии, но и поддерживать их функционирование. Сопровождение цифровизации в первую очередь зависит от наличия в организации инженера-программиста, поэтому соискатель считает необходимым введение субсидии на возмещение части затрат на выплату ему заработной платы. Данная мера поддержки должна составлять 50 % от трех среднемесячных оплат труда по региону. Субсидия на сопровождение цифровизации должна зависеть от степени внедрения цифровых технологий в организации, так как это определяет объем компенсируемых затрат.
Заключение.
В результате исследования достигнута поставленная цель и сделаны следующие выводы.
В регионе действует государственная программа Кемеровской области – Кузбасса «Государственная поддержка агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий Кузбасса» на 2014 – 2025 годы», в рамках которой реализуется подпрограмма «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока». При этом в стадии разработки находится региональная программа «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Кемеровской области – Кузбассе на 2022-2035 годы». За 2020-2023 гг. объемы бюджетных ассигнований отрасли увеличились в 3,7 раза до 510,8 млн руб. в 2023 г., преимущественно это федеральная поддержка.
Авторами обоснованы два направления поддержки цифровизации производства и реализации молока, включающих по два вида субсидий: поддержка внедрения цифровизации (субсидия на осуществление цифровизации производственных процессов; субсидия на осуществление цифровизации управленческих процессов) и поддержка сопровождения цифровизации (субсидия на возмещение части затрат на выплату заработной платы инженеру-программисту; субсидия на сопровождение цифровизации). По каждой предложенной субсидии представлена методика расчета. Внедрение указанных мер на федеральном и региональном уровнях будет способствовать более комплексному и системному развитию отрасли.
Источники:
2. Белокопытов А.В., Копейкин Д.А. Совершенствование механизмов государственной поддержки агропромышленного комплекса в современных условиях хозяйствования // Продовольственная политика и безопасность. – 2024. – № 3. – c. 569-580. – doi: 10.18334/ppib.11.3.121071.
3. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кузбасса. [Электронный ресурс]. URL: https://mcx42.ru/.
4. Аверин А.Ю., Лескина О.Н., Абрамова М.А., Максютенко Н.С. Оценка влияния государственной поддержки на финансовые результаты сельскохозяйственных товаропроизводителей // Креативная экономика. – 2025. – № 4. – c. 827-842. – doi: 10.18334/ce.19.4.123166.
5. Российская Федерация – справочник молочной отрасли. Milknews.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://data.milknews.ru/regions/russia.
6. Скворцова Е.Г., Чепуштанова О.В. Влияние роботизированного доения коров на эффективность производства молока // Аграрный вестник Урала. – 2022. – c. 66-75. – doi: 10.32417/1997-4868-2022-216-01-66-75.
7. Тимошенко В., Музыка А. Инновационные технологии производства молока // Животноводство России. – 2022. – № 1. – c. 43-46. – doi: 10.25701/ZZR.2022.01.01.005.
8. Хайруллина О.И. Актуальные направления государственной поддержки сельского хозяйства: межстрановой анализ // Креативная экономика. – 2025. – № 3. – c. 643-662. – doi: 10.18334/ce.19.3.122688.
9. Харченко К.В. Государственная поддержка цифровизации агросектора: текущая ситуация и перспективы // Продовольственная политика и безопасность. – 2024. – № 3. – c. 541-552. – doi: 10.18334/ppib.11.3.121575.
10. Шумейко Н.Н. Интенсивное развитие молочного скотоводства в условиях обеспечения продовольственной безопасности // Экономические отношения. – 2020. – № 1. – c. 201-216. – doi: 10.18334/eo.10.1.100429.
11. Шумейко Н.Н., Белокопытов А.В. Многофакторность устойчивости развития молочного подкомплекса региона в условиях экономических санкций // Продовольственная политика и безопасность. – 2023. – № 3. – c. 561-576. – doi: 10.18334/ppib.10.3.118763.
12. Яркова Т.М. Состояние и проблемы развития молочного скотоводства в России // Продовольственная политика и безопасность. – 2024. – № 1. – c. 119-134. – doi: 10.18334/ppib.11.1.120368.
Страница обновлена: 29.10.2025 в 15:10:51
Download PDF | Downloads: 2
Improving government support for the integrated digitalization of milk production and sales
Ovsyanko L.A., Mayer R.V.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 8 (August 2025)
Abstract:
The article examines the issues of financing of milk production and sales, as well as the identification of ways to improve it in the context of digitalization. In modern conditions, one of the main tasks of the state's agrarian policy is to increase milk production in order to ensure food security. At the same time, the intensive development of the dairy industry requires the introduction of digital technologies in both production and management processes on the farm. All this requires significant investments that agricultural producers are unable to make on their own. Therefore, in order to implement integrated digitalization, it is necessary to improve budget support measures, which currently do not include support for digitalization. To solve this problem, the authors propose a methodological approach to support the digitalization of milk production and sales. The results of the study may be of interest to employees of regional government bodies in the implementation of regional programs for the development of industries and subcomplexes of the agroindustrial complex, entities of the dairy and food subcomplex, specialists in the study of the dairy industry.
Keywords: dairy industry, government support, digitalization, efficiency, agricultural organization, Kemerovo region
JEL-classification: P32, Q10, Q14, Q13, L86
References:
Anischenko A.N. (2024). Regional state support of the dairy industry as a factor of increasing its efficiency in modern conditions. Food policy and security. 11 (4). 917-932. doi: 10.18334/ppib.11.4.122119.
Averin A.Yu., Leskina O.N., Abramova M.A., Maksyutenko N.S. (2025). Assessment of the impact of government support on the financial results of agricultural producers. Creative Economy. 19 (4). 827-842. doi: 10.18334/ce.19.4.123166.
Belokopytov A.V., Kopeykin D.A. (2024). Improving the mechanisms of state support for the agro-industrial complex in modern economic conditions. Food Policy and Security. 11 (3). 569-580. doi: 10.18334/ppib.11.3.121071.
Kharchenko K.V. (2024). State support for digitalization of the agricultural sector: current situation and outlook for the future. Food Policy and Security. 11 (3). 541-552. doi: 10.18334/ppib.11.3.121575.
Khayrullina O.I. (2025). Current directions of state support for agriculture: cross-country analysis. Creative Economy. 19 (3). 643-662. doi: 10.18334/ce.19.3.122688.
Shumeyko N.N. (2020). Intensive development of dairy cattle breeding in conditions of food security. Journal of International Economic Affairs. 10 (1). 201-216. doi: 10.18334/eo.10.1.100429.
Shumeyko N.N., Belokopytov A.V. (2023). Multifactor sustainability of dairy subcomplex development in the region amidst economic sanctions. Food Policy and Security. 10 (3). 561-576. doi: 10.18334/ppib.10.3.118763.
Skvortsova E.G., Chepushtanova O.V. (2022). The influence of robotic milking of cows on the efficiency of milk production. Agrarian Bulletin of the Urals. 66-75. doi: 10.32417/1997-4868-2022-216-01-66-75.
Timoshenko V., Muzyka A. (2022). Innovative technologies in production of milk. Zhivotnovodstvo Rossii. (1). 43-46. doi: 10.25701/ZZR.2022.01.01.005.
Yarkova T.M. (2024). The status and problems of dairy cattle breeding in Russia. Food Policy and Security. 11 (1). 119-134. doi: 10.18334/ppib.11.1.120368.
