Формирование конкурентной модели образовательного кластера сферы физической культуры и спорта в интеграции Эдунет и Спортнет
Вишнякова О.Н.1
1 Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
Статья в журнале
Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 5, Номер 2 (Апрель-июнь 2025)
Аннотация:
Проведено исследование тенденций формирования проактивной конкурентной модели образования, выявлены направления ее совершенствования, разработана концептуальная модель образовательного кластера сферы физической культуры и спорта в интеграции Эдунет и Спортнет. Актуальность исследования определяется ростом глобальной конкуренции, которая предъявляет новые требования к подготовке кадров и научно-техническому обеспечению с учетом межотраслевых взаимодействий и ориентации на потребности заинтересованных сторон. Цель исследования – изучить стратегические приоритеты в развитии образовательного сегмента национальной экономики на долгосрочную перспективу (такие как госпрограмма Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 г., национальные проекты «Образование», «Наука и университеты», Приоритет 2035) и предложить концепцию конкурентной модели университета как образовательного кластера сферы ФКиС с учетом новых трендов и технологий. В основе процесса исследования лежит комплексная стратегия поиска по базам данных Еlibrary.ru, Link.springer.com, Scholar.google.com. Дизайн исследования включает процесс скрининга, экспертный анализ и тематический синтез результатов. На основе системного подхода и структурно-функционального проектирования реализовано концептуальное моделирование.
Ключевые слова: образование в сфере физической культуры и спорта, образовательный кластер, СпортНет, Эдунет, модель университета
JEL-классификация: I25, L83, O15P46, Z20
Введение. Стратегия развития сферы физической культуры и спорта (далее – ФКиС) в Российской Федерации на период до 2030 года в качестве приоритетных задач в условиях цифровой экономики отмечает развитие и реализацию научного и кадрового потенциала отрасли на основе прогнозирования изменения потребностей. Передача новых технологий, распространение знаний и реализация компетенций определяют ключевую роль вузов в обеспечении устойчивого развития. Поэтому необходимо совершенствование модели государственного управления сферой физической культуры и спорта на основе межуровневого кластерного подхода к организации образовательной деятельности.
Современное образовательное пространство представляет собой комплекс структур, реализующих свою деятельность в различных форматах по утвержденным стандартам. В то же время наблюдается активное развитие сетевых образовательных кластеров, структура которых зависит от стратегических целей и бизнес-процессов, формирующих результат. Иванов С. А. рассматривает кластерный подход в образовании как организационную и методологическую основу развития системы образования в России [4]. Г.Н. Крайнов определяет образовательный кластер как профессиональные образовательные, научно-исследовательские организации, созданные с участием заинтересованных сторон для получения конкурентных продуктов и ценностей [9]. В свою очередь Кетова Н.П. обращает внимание на переход от традиционных форм и моделей к системе, основанной на технологиях, стимулирующих кластерные процессы и обеспечивающих достижение национальных интересов в развитии кадрового потенциала [6].
Роль центров развития в становлении модели регионального образовательного кластера в контексте идей модернизации российского образования рассматривает А.Б. Исаева [5]. В таком аспекте особое внимание следует обратить на содержание национальных проектов как стратегических ориентиров. Они определяют условия формирования социального заказа на личность, способную стать соучастником в реализации национальной стратегии развития. Для этого образовательная среда должна интегрировать социокультурное содержание образования, самоорганизуемую систему взаимодействия ее субъектов, современные технологии и бизнес-процессы в экосистеме образования. Именно условия кластера позволяют разрабатывать и внедрять новые востребованные конкурентные продукты общественно значимых ценностей в цепочке «наука – методология и технологии – бизнес-результат».
Коломыцева А. О. представляет в своих исследованиях инновационные образовательные кластеры как новую форму интеграции межорганизационного сетевого взаимодействия в образовательной среде [7]. Это формат современных интегрированных форм реализации образовательных услуг в системе международного и регионального сотрудничества университетов. Усложнение структур, коммуникаций и взаимодействия отражаются на всех элементах архитектуры образовательного кластера. Многовариантность и сложность горизонтальных связей, значительное влияние вертикальных регулирующих воздействий требуют разработки перспективной модели образовательного кластера, имеющего маркетинговую стратегию и базирующегося на клиентоцентричности в формировании стратегии устойчивого развития.
Маргулян Я.А. определяет содержание и направления развития регионального инновационно-образовательного кластера, способного обеспечить гармонизацию производства, науки, образования, соответствующих современным трендам [10]. В этой связи Горбунова Н.В. образовательный холдинг представляет в качестве альтернативы кластера [2]. На наш взгляд такой подход акцентирует внимание на модификации систем управления. В целом мы поддерживаем обобщающее мнение Двоеглазова В. В., что образовательные кластеры выступают фактором повышения конкурентоспособности и инновационного развития образовательных организаций [3].
Образовательные кластеры широко распространены в мировой экономике и постепенно распространяются и в России. Анализ мнений зарубежных ученых показал, что базовым в мировой практике было признано обучение на основе компетенций. Однако концепции и инновационные технологии в образовании 4.0 нуждаются в партнерстве между всеми стейкхолдерами для формирования человеческих ресурсов с востребованными навыками [13]. Л. Хан и его коллеги (2024) осуществили анализ модели управления информатизацией образования в условиях Интернета вещей и искусственного интеллекта [14]. Фактически, это отражает объективный процесс интеграции ИТ с образованием, диверсификации его инструментов и методов для повышения качества обучения и результативности НИР. Это позволяет персонализировать образование и оптимизировать распределение ресурсов.
В феврале 2025 г. в Государственной думе состоялся «правительственный час» по разработке Стратегии развития российского образования на период до 2036 г. с перспективой до 2040 г. Обсуждались проблемы обеспечения конкурентоспособности системы образования и переход на новую модель высшего образования. Ранее на ПМЭФ-2021 была представлена программа стратегического академического лидерства вузов России «Приоритет-2030». Данная программа предполагает формирование прогрессивных современных университетов - центров научно-технологического и социально-экономического развития страны на основе грантовой поддержки. В ее основе лежит общественный запрос на качество образования, необходимость коллабораций с бизнесом и обществом. При этом высшее образование призвано стать брендом России.
Основная часть. В этой связи в целях разработки концептуальной модели кластера ее проектирование необходимо увязать с формированием рынков Эдунет и Спортнет (EduNet, SportNet) [11]. Эдунет представляет собой рынок продуктов и сервисов для вовлечения человека в развитие и реализацию своего потенциала. Он непосредственно связан с технологиями и информационно-коммуникационными сервисами, IT-платформами обучения и развития, базируется на аналитике БигДата, применении искусственного интеллекта, различных форм партнёрств. Актуальным трендом в развитии этого рынка является персонализация услуг, разработка индивидуальных практик, построение траектории развития личности с учетом персональных особенностей, ценностей и целей.
Для бизнес-образования необходимы групповые практики, исходя из целей организаций в области управления кадровым потенциалом. Поэтому модель образования должна включать гибкие, адаптивные сервисы и технологии, помогающие на основе данных оценивать возможности обеспечения эффективности деятельности организации-заказчика и предлагать решения в обучении и развитии персонала под конкретный запрос. Это предполагает разработку экосистемных решений, создание цифровых лабораторий, кибер-физических тренажеров, обеспечивающих работу единых платформенных решений для развития человеческого потенциала на разных стадиях жизненного цикла. Именно здесь возникает зона взаимодействия с рынком Спортнет – «ценностных предложений для трансформации профицита человеческих ресурсов через физическую активность на основе платформенных и инфраструктурных решений» [11].
Продукты рынка Спортнет охватывают 100% населения, привлекают в качестве потребителей спортсменов и зрителей, характеризуются персонализацией активностей, услуг, сервисов, в том числе для людей с ограниченными возможностями. Данный рынок призван продуцировать спортивную многофункциональную инфраструктуру, новые виды спорта, мероприятия в цифровых вселенных, умные тренировки и персонализированные спортивные продукты, а так же спортсменов нового поколения и др.
Развитие Спортнета напрямую связано с качеством кадров, способных обеспечить его потребности. Без формирования образовательного кластера и программ взаимодействия с потребителями услуг станет невозможным реализация технологий моделирования физического развития, применение VR/ AR, нейротехнологий, разработка сервисов массового мониторинга здоровья, моделирование сценариев физического, эмоционального, психического здоровья и т.п. Так в дорожной карте Спортнет выделены центры, непосредственно связанные с Эдунет: R&D, Вузы, лаборатории, акселераторы и др. (рис.1).
Рисунок 1 - Фрагмент дорожной карты рынка SportNet (составлено по [8])
В связи с реализацией продуктов образовательной деятельности в рыночной среде необходимо учитывать факторы, влияющие на социально-экономическую эффективность высшего образования с точки зрения маркетинга взаимоотношений (John, S. P., & De Villiers, R., 2022) [15]. Можно применить понятие «поставщики высшего образования». Он должны придерживаться клиентоориентированных тактик и формировать лояльность клиентов. Мы предлагаем внести в концептуальная модель образовательного кластера маркетинг взаимоотношений в высшем образовании.
Ряд ученых выделяют доминирующую модель университетов, основанную на академических дисциплинах, объективности и линейной модели передачи знаний (Loorbach D.A., Wittmayer J., 2024) [16]. Однако динамика развития предполагает продуцирование новых типов знаний и компетенций, а также способов их формирования. Возникает область предпринимательского образования. (Anubhav U., Kumar Dwived K. at al., 2022) [12]. Вузы трансформируются в институциональную среду, что подразумевает общественное воздействие вузов и содействие их социальным изменениям. Так образовательные программы становятся частью функций исследовательских групп, ориентированы на междисциплинарные перспективы и формирование критического мышления для возможности осуществления вклада в создание общественной ценности. Можно наблюдать параллельные потоки: персонализацию предложений на рынке образовательных услуг и коллаборации в части научно-технологических новаций.
Интересно возникновение новой функции вузов - сотрудничества и лидерства в развитии крупномасштабной исследовательской инфраструктуры (Rådberg K., Löfsten K., 2024) [17]. Оно включает сегменты: исследования, образование, сотрудничество и внедрение, оценку воздействия, которые разнесены по исполнителям для усиления синергии. Поэтому ключевые субъекты образовательного кластера могут быть отнесены ко многопрофильным академическим средам, вовлечены напрямую или периферийно.
Рисунок 2 - Концептуальная модель образовательного кластера сферы ФКиС (составлено автором)
В результате проведенных исследований нами предложена модели образовательного кластера, представленная на рисунке 2 и выстроенная по принципу клиентоцентричности. В ней интегрированы интересы клиентов, спектр предоставляемых услуг, потенциальных продуктов и показателей оценки эффективности деятельности во взаимосвязи в национальными целями.
Предлагается модель университета как международного научно-образовательного кластера «Здоровья и экологии человека», в основе которого лежат ценности благосостояния и качества жизни общества. Клиентоцентричность функционирования модели проецируется в разрезе потока ценностей для всех типов клиентов: b 2 c 2 b 2 g 2 b 2 c и является крупномасштабной RnD инфраструктурой устойчивого развития национальной экономики.
Модель является одной из форм маркетинговой матрицы. В качестве потенциальных клиентов нами выделены: спортсмены по видам спорта, в т.ч. завершившие карьеру, лица старшего возраста, инвалиды и люди с ограниченными возможностями, аудитория массового спорта, волонтеры, работники сферы ФКиС, а также специалисты различных отраслей в части дополнительного образования, военные и технические виды спорта, общественные движения и фонды, технопарки, органы государственной власти и экспертные организации.
В зависимости от интересов целевой аудитории проектируется комплекс осуществляемых услуг: образование основное и дополнительное (в прогрессе развития личности), международные программы обучения, консалтинг, индивидуальные траектории в обучении и спортивной карьере, хакатоны и форсайты, целевые исследования. Можно данный спектр расширить в части биохакинга, маркетплейса физкультурно-спортивных услуг и объектов спорта, шеринга спортивных объектов, профессионального аудита и ассесмент-центра.
Данная инфраструктура способна предложить в качестве основы маркетинг-микса образовательного кластера: умные решения, программы здоровья HumanBody, виртуальную среда тренировки, спортивные достижения и мероприятия, базы данных, научно-методическое обеспечение и межотраслевые проекты, развитие кадров отрасли, спортивную социальную криптовалюту, услуги маркетплейса здоровья, стартапы и программы акселерации, спортивную инфраструктуру и фиджитал пространство, программы развития резервов человека, его навыков и способностей к социальным контактам. Результативность образовательно кластера можно интегрировать по ключевым показателям эффективности реализации целей национального социально-экономического развития, отраслевым целям и удовлетворённости населения,
Выводы. Представленная модель образовательного кластера, созданная на базе университета ФКиС, способна реализовать задачи, определенные национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года и Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года. Она является клиентоцентричной и инновационно ориентированной. Структура модели отражает приоритеты формирования цифровой инновационной среды, способствующей разработке продуктов для разного типа целевых аудиторий, сотрудничеству и обмену, а также развитию междисциплинарных научных исследований и образования в университетах.
Происходит переосмысление академической формы организации, активизация роли предпринимательского университета, способного стать крупной исследовательской инфраструктурой для создания дополнительной ценности для экономики и общества. Этот процесс требует государственной поддержки на переходном этапе, расширения сотрудничества между субъектами сферы ФКиС и других отраслей на основе маркетинговой аналитики и клиентоориентированной стратегии, в том числе для привлечения международных участников.
Формирование образовательного кластера в динамике развития Спортнет и Эдунет невозможно без проектирования адекватной решаемым задачам и информационным технологиям бизнес-экосистемы [1], включающей как технологические решения, так и систему взаимоотношений акторов, сотрудничающих друг с другом и отвечающих требования заинтересованных сторон.
Источники:
2. Горбунова Н.В. Образовательный холдинг как инновационный образовательный кластер: структура, содержание деятельности и развитие // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 76-2. – c. 52-55.
3. Двоеглазов В.В., Бочкарева М.П. Образовательные кластеры как фактор повышения конкурентоспособности и инновационного развития образовательных организаций // Труды Поволжского государственного технологического университета. Серия: Социально-экономическая. – 2023. – № 11. – c. 5-11.
4. Иванов С. А. Кластерный подход в образовании как организационная и методологическая основа развития системы образования Российской Федерации // Kant. – 2023. – № 4. – c. 307-314. – doi: 10.24923/2222-243X.2023-49.56.
5. Исаева А.Б. Роль образовательных «Центров развития» в становлении многовекторной модели регионального образовательного кластера // Педагогика и психология. – 2021. – № 4. – c. 47-51.
6. Кетова Н.П., Вэй С. Образовательные кластеры в России и Китае: формирование, управление, стратегии развития // Креативная экономика. – 2021. – № 2. – c. 393-410. – doi: 10.18334/ce.15.2.111647.
7. Коломыцева А.О. Инновационные образовательные кластеры как новая форма интеграции сетевого взаимодействия в образовательной среде // Новое в экономической кибернетике. – 2019. – № 2-3. – c. 122-130.
8. Концепция «дорожной карты» утверждена экспертной комиссией по рассмотрению дорожной карты рынка. SportNet. [Электронный ресурс]. URL: https://nti2035.ru/markets/sportnet (дата обращения: 02.04.2025).
9. Крайнов Г.Н., Панов А.И. О международном и российском опыте кластеризации высшего образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2023. – № 1. – c. 6-14. – doi: 10.18384/2310-7219-2023-1-6-14.
10. Маргулян Я.А. Региональный инновационно-образовательный кластер: содержание и направления развития // Научная мысль. – 2018. – № 1. – c. 13-16.
11. Рынки НТИ. Нти. [Электронный ресурс]. URL: https://nti2035.ru/markets/- (дата обращения: 02.04.2025).
12. Anubhav U., Kumar Dwivedi A., Aashish K. Entrepreneurship education in higher education (2002–2022): A technology-empowered systematic literature review // The International Journal of Management Education. – 2024. – № 3. – p. 100993. – doi: 10.1016/j.ijme.2024.100993.
13. De Souza A.S.C., & Debs L. Concepts, innovative technologies, learning approaches and trend topics in education 4.0: A scoping literature review // Social Sciences & Humanities Open. – 2024. – № 9. – p. 100902. – doi: 10.1016/j.ssaho.2024.100902.
14. Han L., Long X. & Wang K. The analysis of educational informatization management learning model under the internet of things and artificial intelligence // Scientific Reports. – 2024. – № 14. – p. 17811. – doi: 10.1038/s41598-024-68963-x.
15. John S. P., & De Villiers R. Factors affecting the success of marketing in higher education: a relationship marketing perspective // Journal of Marketing for Higher Education. – 2022. – № 2. – p. 875-894. – doi: 10.1080/08841241.2022.2116741.
16. Loorbach D.A., Wittmayer J. Transforming universities // Sustainability Science. – 2024. – № 19. – p. 19-33. – doi: 10.1007/s11625-023-01335-y.
Страница обновлена: 18.04.2025 в 11:19:31