Закрепление категории «финансовый Фэйр Плэй» в контексте обеспечения экономической безопасности субъектов профессионального спорта

Ванюк Е.В.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 6 (Июнь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья рассматривает необходимость законодательного закрепления категории финансового Фэйр Плэй в деятельности субъектов профессионального спорта как инструмента обеспечения их экономической безопасности. Анализируются проблемы финансовой устойчивости спортивных клубов, факторы, влияющие на конкурентный баланс, а также международный опыт регулирования. Обоснована взаимосвязь между финансовой и экономической безопасностью, а также предложены меры по внедрению финансового Фэйр Плэй в российскую правовую систему. Закрепление данной категории на нормативном уровне позволит минимизировать финансовые риски, повысить прозрачность управления спортивными организациями и способствовать устойчивому развитию профессионального спорта

Ключевые слова: экономическая безопасность, финансовый Фэйр Плэй, финансовая устойчивость, профессиональный спорт, законодательное регулирование

JEL-классификация: H110, H560, A130



ВВЕДЕНИЕ

Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов является важнейшим элементом устойчивого развития экономики. В современных условиях профессиональный спорт занимает значительное место в экономической системе, внося вклад в формирование национального дохода и обеспечивая занятость населения [17]. Однако дисбаланс в распределении финансовых ресурсов между клубами, неравные возможности для привлечения инвестиций и отсутствие единых регуляторных механизмов создают угрозы экономической безопасности субъектов профессионального спорта. В этой связи важную роль играет категория финансового Фэйр Плэй, направленная на обеспечение прозрачности и стабильности финансовых потоков [28; 29]

На международном уровне концепция финансового Фэйр Плэй была одобрена в 2010 году и действует с 2011 года [27; 28; 29]. Последняя редакция правил была обновлена в 2022 году и вступила в силу в 2023 году, вводя дополнительные критерии Solvency, Stability & Cost Control (платежеспособность, стабильность и контроль расходов) [27]. Основной целью внедрения финансового Фэйр Плэй является предотвращение финансовых злоупотреблений, поддержание баланса между доходами и расходами клубов, а также обеспечение финансовой дисциплины. Несмотря на активное применение финансового Фэйр Плэй в европейском футболе, в российском законодательстве данная категория не закреплена, что снижает эффективность регулирования финансовой деятельности спортивных организаций в целом.

Целью данного исследования является обоснование необходимости нормативного закрепления категории «финансовыйФэйр Плэй» в России как инструмента обеспечения экономической безопасности субъектов профессионального спорта.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Исторические предпосылки и связь с экономической безопасностью

Законодательное определение экономической безопасности хозяйствующих субъектов подчеркивает необходимость гармоничного соотношения интересов государства, общества и бизнеса в процессе их экономического взаимодействия. Будучи основными участниками формирования национального дохода, хозяйствующие субъекты оказывают значительное воздействие на экономическую стабильность страны. Однако ограниченность ресурсов и рыночная конкуренция могут создавать предпосылки для противоречий между ними, поскольку каждая сторона стремится к максимизации собственной выгоды и расширению рыночного присутствия. Помимо генерации доходов и удовлетворения общественных потребностей, хозяйствующие субъекты выполняют важную социальную функцию, обеспечивая занятость населения, что делает их устойчивость и бесперебойное функционирование приоритетной задачей для государственных институтов [1]. В этой связи нормативно-правовое регулирование служит основой для обеспечения стабильного и эффективного развития хозяйствующих субъектов, подтверждая роль экономической безопасности как ключевого фактора стратегического управления их деятельностью [17; 16].

Для обеспечения устойчивости экономических процессов необходимо формирование и реализация эффективной системы государственного управления, направленной на поддержание экономической стабильности на безопасном уровне. Государственное регулирование включает комплекс законодательных, исполнительных и надзорных инструментов, ориентированных на защиту прав и интересов хозяйствующих субъектов, собственников, инвесторов и потребителей, а также на создание благоприятных условий для их эффективнойдеятельности. Важнейшим аспектом регулирования является соблюдение принципов добросовестной конкуренции, что в сфере спорта непосредственно соотносится с концепцией Фэйр Плэй (справедливой игры). Кроме того, значительное внимание уделяется предупреждению возможных социально-экономических рисков и негативных последствий, которые могут возникнуть вследствие нарушения установленных экономических и правовых норм [11; 10].

Концепция Фэйр Плэй включает в себя совокупность ключевых ценностей, среди которых в рамках данного исследования особую значимость приобретают принципы равенства, честной конкуренции и соблюдения установленных правил.

Движение Фэйр Плэй в мировом масштабе возглавляет ICSSPE – Международный совет по спортивной науке и физическому воспитанию, основанный в 1958 году [8] (рис. 1). При ICSSPE в 1964 году создан IFPC – Международный комитет Фэйр Плэй [23]. В соответствии с локальными нормативными документами данного Комитета,Фэйр Плэй подразумевает, среди прочего, учет различных финансовых обстоятельств, так как неравенство в спортивной сфере зачастую обусловлено различиями в доступных финансовых ресурсах. В 1992 году в составе Европейского олимпийского комитета (EOC - European OlympicCommittees) была сформирована организация «Европейское движение Fair Play» (The European Fair Play Movement,EFPM) [22], членом которой Россия стала в 1995 году. В 1990 годупри поддержке Госкомспорта России и Всероссийского олимпийского комитета была предпринята попытка создать аналог движению Фэйр Плэй [19]. В 1992 году Олимпийский комитет России (далее – ОКР) стал членом Международного комитета Фэйр Плэй [12]. В том же году в России был учрежден Российский комитет Фэйр Плэй.

Комитет Фэйр Плэй в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Олимпийской хартией Международного олимпийского комитета, Уставом ОКР, постановлением Олимпийского собрания и Исполкома ОКР, приказами и поручениями президента ОКР, и положением о Российском комитете Фэйр Плэй [12].

Рисунок 1. Институты Фэйр Плэй

Источник: составлено автором согласно данным [8; 12; 22; 23]

Принципы Фэйр Плэй конституируют спортивное поведение и отрицают победу любой ценой. В свою очередь, финансовый Фэйр Плэй является частью глобальной системы Фэйр Плэй и ориентирован на ее финансовую составляющую.

Концепция финансового Фэйр Плэй была предложена Союзом европейских футбольных ассоциаций в 2009 году, одобрена в 2010 году и действует с 2011 года [27]. Финансовый Фэйр Плэй (ФФП) представляет собой комплекс регуляторных мер, внедренныхс целью повышения финансовой дисциплины клубов, участвующих в международных соревнованиях. С тех пор клубы, которые получают право на участие в турнирах УЕФА (Союз европейских футбольных ассоциаций – одна из шести континентальных конфедераций, входящих в Международную федерацию футбола (ФИФА)), должны доказывать, что не имеют просроченных финансовых обязательств на текущий сезон перед другими клубами, своими игроками, налоговыми органами и прочими субъектами. Основная идея ФФП заключается в ограничении чрезмерных расходов клубов на трансферы и зарплаты игроков, что позволяет поддерживать их финансовую устойчивость и предотвращать банкротство [26]. Однако введение данных регуляций вызвало неоднозначную реакцию среди исследователей и участников рынка, поскольку, наряду с достижением финансовой стабильности, ФФП может оказывать влияние на конкурентный баланс в европейском футболе [24]. Контроль за соблюдением финансовых нормативов осуществляет Инстанция УЕФА по финансовому контролю клубов [3; 24; 27].

Регуляции ФФП подпадают под юрисдикцию европейского законодательства, в частности, под статью 101 Договора о функционировании Европейского Союза (TFEU), которая запрещает антиконкурентные соглашения между субъектами рынка [3]. Введение ФФП вызвало дискуссии относительно его соответствия данной норме, поскольку установленные ограничения могут рассматриваться как препятствие для свободной конкуренции [24].

Ключевой дискуссионный тезис – запрет на финансирование клубов из некоторых источников, что ограничивает возможности команд, не обладающих высокими регулярными доходами, конкурировать с традиционно сильными клубами [26]. Такой запрет может привести к усилению существующей рыночной структуры и уменьшению числа клубов, способных претендовать на высшие позиции в европейском футболе.

Несмотря на существующие споры, Европейская комиссия поддержала внедрение ФФП, аргументируя его соответствие нормам государственной помощи и направленность на общее благо спорта [24]. Однако некоторые исследователи указывают, что эффективность ФФП в части повышения конкурентоспособности футбольных лиг остается под вопросом [24].

Основной финансовый механизм ФФП – принцип безубыточности (Break-evenrule), который устанавливает, что расходы клубов не должны превышать их доходы от футбольной деятельности. Это приводит к снижению зарплатных фондов, ограничению трансферных расходов и, как следствие, снижению инфляционного давления на рынок игроков [26].

Однако анализ конкурентного баланса показывает, что распределение доходов от Лиги чемпионов и рыночных спонсоров способствует концентрации ресурсов у топ-клубов, что не способствует выравниванию конкурентных условий [24]. Данное обстоятельство приводит к дальнейшему увеличению разрыва между элитными и менее успешными командами.

Кроме того, критики отмечают, что ФФП действует как скрытая форма «потолка зарплат», ограничивая возможности клубов привлекать топ-игроков за счет финансовых инъекций от инвесторов [24]. При этом, американская модель регулирования профессионального спорта, включающая жесткие потолки зарплат и систему драфта, представляется более эффективной для создания конкурентного баланса [20; 26].

Одним из ключевых обоснований введения ФФП является предотвращение финансовых кризисов, с которыми сталкиваются европейские футбольные клубы. В 2011 году 55% клубов топ-дивизионов Европы зафиксировали чистый убыток, а 63% имели операционные потери [24; 28].Это свидетельствовало о необходимости внедрения механизмов, способствующих финансовой стабильности отрасли.

ФФП также направлен на предотвращение накопления задолженностей перед игроками, клубами, налоговыми органами и другими кредиторами [26]. Принятие строгих правил в отношении финансовой отчетности способствует большей прозрачности клубных финансов и снижению рисков банкротства.

Дополнительным позитивным эффектом ФФП является стимулирование долгосрочных инвестиций в инфраструктуру и развитие молодежных академий. Поскольку расходы на данные статьи не включаются в расчет безубыточности, клубы получают стимулы для улучшения условий тренировочного процесса и подготовки молодых футболистов [24].

С другой стороны, жесткие финансовые ограничения могут негативно сказаться на конкурентоспособности европейских клубов в глобальном масштабе. В лигах, где отсутствуют аналогичные регуляции (например, Китайская Суперлигаили MLS),клубы могут привлекать топ-игроков, предлагая им более выгодные контракты [4; 25; 26]. Это создает риск ослабления позиций европейского футбола на международной арене.

ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО ФЭЙР ПЛЭЙ

Принципы финансового Фэйр Плэй направлены на формирование более сбалансированной и устойчивой финансовой среды в спортивных клубах, что в свою очередь способствует их экономической безопасности и долгосрочной стабильности. Эти принципы предполагают несколько ключевых направлений, среди которых можно выделить следующие:

1. Дисциплинированность и рациональность финансовой политики клубов. Основным аспектом ФФП является стимулирование клубов к ведению сбалансированного бюджета, что предполагает ограничение чрезмерных расходов и необходимость их соответствия доходам клуба. Это способствует улучшению финансовой дисциплины и повышению уровня финансовой ответственности среди клубов.

2. Снижение инфляционного эффекта и давления на зарплаты и трансферные расходы. Введение принципов ФФПограничивает возможности клубов для чрезмерных затрат на игрока, что способствует уменьшению инфляции в зарплатных и трансферных рынках. Это также приводит к более сбалансированным условиям на рынке игроков, где клубы вынуждены опираться на стратегический подход, а не на необоснованные финансовые вливания.

3. Поощрение «здоровой» конкуренции среди клубов. Основной целью финансового Фэйр Плэй является создание условий для равноправной и честной конкуренции, где успехи клубов зависят не от объема финансовых вложений, а от эффективности их использования. Это способствует выстраиванию более сбалансированной конкурентной среды, что является важным элементом для развития спорта в целом.

4. Стимулирование долгосрочных инвестиций в детско-юношеский футбол и спортивную инфраструктуру. Принципы ФФП направлены на то, чтобы клубы инвестировали не только в краткосрочные успехи, но и в устойчивое развитие, включая вклад в молодежные академии и развитие спортивной инфраструктуры. Это способствует не только экономической, но и спортивной стабильности на долгосрочную перспективу.

5. Устойчивость европейских клубов в долгосрочной перспективе. Введение финансового Фэйр Плэй способствует стабилизации финансового положения клубов, предотвращая кризисы и банкротства, которые могут быть вызваны необоснованными расходами. Это позволяет клубам укреплять свои позиции на международной арене и обеспечивать финансовую устойчивость в будущем.

6. Содействие своевременному погашению задолженностей клубами. Принципы ФФП обеспечивают создание механизма контроля за долговыми обязательствами клубов, что способствует своевременному погашению задолженностей и предотвращению финансовых рисков, связанных с невыполнением финансовых обязательств.

7. Запрет на нецелевое использование инвестиций. Требования к финансовым операциям футбольных клубов, в том числе установление ограничения на использование средств.

8. Прозрачность финансовой деятельности и обязательный аудит клубов. Финансовый Фэйр Плэй требует от спортивных клубов полной прозрачности финансовой деятельности, включая публикацию отчётов, раскрытие информации о зарплатах и трансферных операциях. Каждый клуб обязан проходить ежегодный аудит независимыми специалистами, которые проверяют соответствие расходов доходам и законность источников финансирования [27; 28; 29].

9. Таким образом, финансовый Фэйр Плэй представляет собой комплекс мер, направленных на создание устойчивой и сбалансированной финансовой системы в профессиональном спорте, что способствует долгосрочному росту и стабильности клубов, а также улучшению экономической безопасности спортивных организаций в целом [15].

ФИНАНСОВЫЙ ФЭЙР ПЛЭЙ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Система экономической безопасности охватывает комплексную совокупность защитных механизмов, включая защиту от экономических рисков, сохранение финансовых ресурсов, долгосрочный экономический рост и защиту интересов государства и общества [17]. Финансовая безопасность, являясь ее неотъемлемой частью, определяется способностью организации сохранять финансовую устойчивость и минимизировать риски до приемлемого уровня.

В профессиональном спорте финансовая безопасность выражается в способности клубов сохранять платежеспособность, диверсифицировать источники дохода, рационально управлять расходами и адаптироваться к изменениям внешней среды. Отсутствие четких финансовых норм и прозрачных механизмов регулирования может привести к монополизации рынка талантов, снижению зрительского интереса и дестабилизации отрасли.

В условиях рыночной экономики спортивные организации сталкиваются с рядом финансовых вызовов, влияющих на их устойчивость:

● Дисбаланс в распределении финансовых ресурсов. Наличие сверхдоходных клубов приводит к созданию непропорционального конкурентного преимущества, что нарушает принцип равных возможностей.

● Отсутствие прозрачности финансовых потоков. Недостаточный контроль за расходами клубов может привести к накоплению долгов и снижению доверия со стороны инвесторов и спонсоров.

● Финансовая нестабильность. Колебания доходов от трансляций, рекламы и билетов создают риски для клубов, зависящих от одного-двух источников финансирования [27; 28; 29].

Для преодоления этих проблем требуется разработка регуляторных механизмов, одним из которых является введение категории финансового Фэйр Плэй.

Финансовый Фэйр Плэй представляет собой совокупность финансовых норм и правил, направленных на обеспечение устойчивого функционирования спортивных организаций.

Практика применения ФФП в европейском футболе показывает, что внедрение данной категории позволяет стабилизировать финансовую ситуацию в отрасли, предотвратить банкротства клубов и повысить инвестиционную привлекательность спорта [8].

На законодательном уровне в России не закреплено понятие финансового Фэйр Плэй – упоминание содержится лишь в Письме Минспорта России от 29.05.2017 N ПН-05-10/3835 <О направлении Методических рекомендаций о развитии международного сотрудничества в области физической культуры и спорта>: в «Комплексе задач по внутреннему направлению развития физической культуры и спорта» отмечается необходимость «сотрудничества в сфере финансового Фэйр Плэй». Это подразумевает взаимодействие с международными спортивными организациями для обеспечения финансовой справедливости и прозрачности в спорте [13].

В частности, при Олимпийском комитете России (ОКР) действует Российский комитет Фэйр Плэй, созданный с целью распространения этических принципов спорта, справедливости, честности и толерантности.

Российская Федерация обладает статусом полноправного члена международного движения Фэйр Плэй и осуществляет активную имплементацию его принципов в национальную спортивную практику. Субъекты профессионального спорта в своих декларациях позиционируют приверженность принципам справедливой игры, в том числе финансового Фэйр Плэй, при организации и проведении спортивных мероприятий. Тем не менее, в нормативно-правовой базе Российской Федерации отсутствует легитимное определение как общей категории Фэйр Плэй, так и её финансовой составляющей, что создает определенные правовые пробелы в регулировании спортивной деятельности. ВПоложении о Российском комитете Фэйр Плэй само понятие Фэйр Плэй отсутствует, а его деятельность формулируется как «распространение среди населения России этических принципов спорта, принципов справедливости, честности и толерантности в спорте и в жизни». Таким образом, в российской практике Фэйр Плэй воспринимается преимущественно как совокупность этических норм, без конкретного правового и экономического регулирования [12].

В этой связи представляется целесообразным закрепление категории финансового Фэйр Плэй на нормативном уровне.

Финансовый Фэйр Плэй представляет собой систему финансовых норм и регламентов, направленных на обеспечение прозрачности и устойчивости деятельности спортивных организаций, предотвращение финансовых злоупотреблений и содействие сбалансированному развитию спортивной индустрии. ФФП закреплен в нормативных документах Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) и признан Европейской комиссией и Спортивным арбитражным судом (CAS) [27].

Закрепление категории финансового Фэйр Плэй в российском законодательстве позволит минимизировать финансовые риски, предотвратить злоупотребления, а также создать равные условия для развития клубов. Это обеспечит прозрачность финансовых потоков, повысит инвестиционную привлекательность спортивной индустрии и укрепит экономическую безопасность страны.

В качестве первоочередного шага рекомендуется внедрение данной категории в методические рекомендации Министерства спорта в деятельность субъектов профессионального спорта. В дальнейшем возможно ее законодательное закрепление в нормативных правовых актах, регулирующих профессиональный спорт.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На данный момент в российском правовом поле отсутствует единое законодательное закрепление понятия Финансовый Фэйр Плэй (ФФП), несмотря на его активное применение в системе лицензирования футбольных клубов. Внедрение ФФП на уровне нормативных правовых актов позволит создать единообразные принципы регулирования финансовой устойчивости спортивных организаций и минимизировать системные риски, такие как чрезмерная зависимость от внешнего финансирования, финансовые кризисы клубов и их банкротство.

В международной практике финансовый Фэйр Плэй закреплен на уровне регламентов УЕФА и ФИФА, а также признан Европейской комиссией (Европейская комиссия в 2013 году признала соответствие ФФП законодательству ЕС. В 2015 году CAS подтвердил законность санкций УЕФА, отклонив иск клуба «Галатасарай», что продемонстрировало правовую устойчивость механизма [6; 28]).Введение аналогичных норм в российское законодательство позволит гармонизировать отечественные механизмы регулирования с международными стандартами, что повысит конкурентоспособность российских клубов в международных турнирах.

Финансовый Фэйр Плэй представляет собой значимый инструмент регулирования, направленный на обеспечение экономической устойчивости футбольных клубов. Введение данного механизма привело к снижению задолженности команд, повышению прозрачности их финансовой деятельности и развитию молодежных академий [27; 28; 29].Однако влияние финансового Фэйр Плэй на конкурентный баланс остается спорным, так как он способствует сохранению доминирующего положения топ-клубов и ограничивает возможности новых участников рынка.

В долгосрочной перспективе эффективность ФФП будет зависеть от его дальнейшей адаптации к рыночным условиям. Кроме того, необходимо учитывать баланс между финансовой стабильностью и спортивной конкуренцией, чтобы избежать стагнации спортивного рынка [24].

Таким образом, несмотря на то, что ФФП является важным шагом в обеспечении экономической безопасности субъектов профессионального спорта (в частности, футбола), его дальнейшее развитие должно быть направлено на создание более справедливых условий для всех участников спортивной отрасли.

Для эффективной реализации принципов финансового Фэйр Плэй в России необходимо внедрение на трех уровнях:

1) Федеральный уровень (законодательное закрепление)

• Внесение изменений в Федеральный закон № 329-ФЗ от 04.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» с добавлением норм, регулирующих финансовую стабильность спортивных клубов [18].

• Разработка отдельного подзаконного акта (например, постановления Правительства РФ или приказа Минспорта), определяющего критерии финансовой устойчивости и механизмы контроля.

2) Отраслевой уровень (регламенты и стандарты общероссийских спортивных федераций и профессиональных спортивных лиг)

• Внедрение ФФП в регламенты субъектов профессионального спорта, включая финансовые требования.

• Разработка единого механизма санкций за несоблюдение принципов ФФП (штрафы, запрет на регистрацию игроков, исключение из турниров).

3) Клубный уровень (внутренние финансовые механизмы клубов)

• Разработка и внедрение стандартов финансового менеджмента внутри клубов, включая прозрачную бухгалтерскую отчетность и аудит.

• Обязательное внедрение долгосрочных финансовых стратегий для обеспечения устойчивости клубов и исключения зависимостей от частных инвесторов.

Аргументация научной обоснованности внедрения:

• Экономическая стабильность: международные исследования показывают, что финансовые кризисы клубов наносят ущерб всей спортивной экосистеме. Введение ФФП снизит вероятность банкротств и обеспечит устойчивость лиг [30].

• Прозрачность и доверие инвесторов: юридическое закрепление ФФП повысит прозрачность финансовых операций клубов и улучшит инвестиционный климат в российском спорте.

• Конкурентный баланс: отсутствие механизмов финансового контроля приводит к доминированию клубов с богатыми владельцами, что снижает спортивную интригу и зрительский интерес [26]. Внедрение ФФП в России поможет выровнять условия конкуренции.

• Соответствие международным стандартам: адаптация принципов FFP к российскому футболу облегчит интеграцию клубов в международные турниры и предотвратит санкции УЕФА в случае нарушений.

Закрепление категории финансовый Фэйр Плэй в российском правовом поле является стратегически важным шагом для развития отечественного спорта. Для эффективного внедрения требуется трехуровневый подход: законодательное регулирование, адаптация отраслевых стандартов и реализация финансовых механизмов на уровне самих клубов. Это обеспечит долгосрочную устойчивость российского спорта, повысит доверие инвесторов и гармонизирует систему регулирования с международными нормами [21; 26].

Финансовый Фэйр Плэй и экономическая безопасность — это два различных концепта, но они имеют общие черты, особенно в контексте установления критериев, направленных на обеспечение устойчивости и справедливости в экономической деятельности:

1. Контроль за финансовыми потоками и рисками

- Финансовый Фэйр Плэй устанавливает правила, которые направлены на контроль за расходами и доходами спортивных клубов (например, в футболе), чтобы предотвратить чрезмерную задолженность и неравенство между клубами. Эти правила ориентированы на обеспечение сбалансированности доходов и расходов.

- Экономическая безопасность включает в себя управление рисками в экономике, предотвращение финансовых кризисов, манипуляций с рынками, а также защита от несанкционированных внешних и внутренних угроз, таких как коррупция, уход капиталов или банковские кризисы.

2. Устойчивость системы

Оба подхода ориентированы на обеспечение долгосрочной устойчивости:

- В финансовом Фэйр Плэй важно, чтобы клубы, несмотря на высокие расходы на игроков и инфраструктуру, оставались финансово жизнеспособными.

- В экономической безопасности важен контроль за тем, чтобы национальная экономика была стабильной и защищенной от внешних и внутренних угроз, таких как дефляция, инфляция или экономические шоки.

3. Прозрачность и соблюдение стандартов

- Финансовый Фэйр Плэй требует от клубов прозрачности в ведении финансовой отчетности, чтобы предотвратить манипуляции с доходами и расходами.

- Экономическая безопасность включает в себя формирование критериев прозрачности на макроуровне, чтобы минимизировать риски от скрытых угроз и обеспечивать корректную отчетность.

4. Принципы справедливости и конкуренции

- Финансовый Фэйр Плэй был введен с целью создания справедливых условий для всех участников, предотвращая чрезмерное влияние крупных клубов с неограниченными финансовыми возможностями на спортивные результаты.

- Экономическая безопасность также направлена на создание условий для честной конкуренции и защиты национальной экономики от манипуляций крупными игроками, что способствует справедливому распределению ресурсов и возможностей.

5. Регулирование и санкции

Оба подхода предусматривают систему санкций за несоответствие установленным критериям:

- В финансовом Фэйр Плэй существуют штрафы, ограничения на участие в соревнованиях, а иногда и запрет на трансферы или покупку игроков.

- В экономической безопасности санкции могут быть применены к компаниям или государствам за нарушение норм (например, за отмывание денег, коррупцию или за нарушение антимонопольного законодательства).

Финансовое состояние организации тесно связано с экономической безопасностью через единство воспроизводственного процесса и систему экономических отношений. Эффективность капитала во всех его формах напрямую влияет на финансовое состояние, а также на уровень экономической безопасности субъекта, зависящий от рационального использования всех ресурсов (рис. 2).

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, диаграмма, Шрифт

Контент, сгенерированный ИИ, может содержать ошибки.

Рисунок 2. Взаимосвязь финансовой устойчивости и экономической безопасности

Источник: составлено автором согласно данным [1; 7].

Таким образом несмотря на то, что финансовый Фэйр Плэй и экономическая безопасность относятся к различным областям, они пересекаются в контексте установления критериев, направленных на создание устойчивой, справедливой и безопасной финансовой системы.

Финансовый Фэйр Плэй (ФФП) является важным инструментом обеспечения экономической безопасности в профессиональном спорте, способствуя стабилизации финансовых потоков, повышению прозрачности и снижению зависимости клубов от внешних факторов. Однако в России его внедрение сталкивается с рядом системных проблем, обусловленных спецификой финансирования спортивных организаций.

В настоящее время сохраняется высокая зависимость клубов профессиональных лиг в командных видах спорта от бюджетных средств и финансирования государственными компаниями – доля средств внебюджетных источников в общих расходах на финансирование физической культуры и спорта составляла 7,5% в 2023 г. [1; 14]. Более 70% бюджетов российских футбольных и хоккейных клубов формируются за счет государственных субсидий и компаний с государственным участием [9].Это снижает финансовую самостоятельность клубов, ограничивает их коммерческую активность и создает риски экономической нестабильности. Недостаток единых стандартов отчетности и низкий уровень финансовой прозрачности затрудняют контроль за исполнением принципов ФФП [2].

В отличие от западных моделей, российские клубы имеют ограниченные возможности коммерциализации. Доля коммерческих доходов не превышает 25–30%, что значительно уступает показателям ведущих европейских лиг [14]. В этих условиях важно нормативное закрепление принципов ФФП, что позволит унифицировать требования к финансовой деятельности клубов и повысить их устойчивость.

Примером адаптации принципов ФФП к российским условиям является система финансового мониторинга Континентальной хоккейной лиги (КХЛ), включающая анализ финансовой устойчивости клубов-участников, контроль соблюдения потолка и пола заработных плат (корректность учета), выполнение контрактных обязательств, контроль своевременности выплаты заработной платы, наличие долговых обязательств, анализ бюджетов клубов (источники финансирования, баланс и пр.), а такжеанализ коммерческой эффективности клубов [5].Также среди инструментов контроля в КХЛ необходимо отметить Комитет при Совете директоров по контролю за деятельностью клубов, который фактически служит аналитическим инструментом и фильтром для определения финансового положения клубов.

Однако отсутствие единого правового регулирования затрудняет масштабное распространение подобных механизмов.

Для успешной реализации ФФП в России необходимо законодательное закрепление ключевых принципов финансового регулирования, стандартизация отчетности и внедрение системы независимого мониторинга. Это позволит повысить финансовую дисциплину клубов, создать условия для их долгосрочного развития, минимизировать зависимость от государственного финансирования и усилить конкурентоспособность отечественного спорта [11].


Источники:

1. Ванюк Е. В. Финансовая устойчивость как элемент системы финансового FairPlay при обеспечении экономической безопасности субъектов профессионального спорта // Вестник Академии знаний. – 2024. – № 6. – c. 174-179.
2. Гореликов В. А., Гончаков И. А. Проблемы развития спортивного спонсорства в профессиональных спортивных лигах России // Наука и спорт: современные тенденции. – 2023. – № 1. – c. 112-119. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-sportivnogo-sponsorstva-v-professionalnyh-sportivnyh-ligah-rossii.
3. Договор о функционировании Европейского Союза (TFEU). [Электронный ресурс]. URL: https://eulaw.ru/treaties/tfeu/ (дата обращения: 10.02.2025).
4. Китайская Суперлига: официальный сайт. – 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.thecfa.cn// (дата обращения: 10.03.2025).
5. Континентальная хоккейная лига : официальный сайт. – 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.khl.ru/ (дата обращения: 10.03.2025).
6. КАС (CAS) подтвердил отстранение \Галатасарая\» от еврокубков на два года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sport-interfax.ru/515009l(датаобращения: (дата обращения: 10.02.2025).
7. Кушубакова Б. К. Сущность экономической безопасности и ее взаимосвязь с финансовым состоянием хозяйствующего субъекта // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2021. – № 1. – c. 94-98. – doi: 10.34773/EU.2021.1.19.
8. Международный совет по спортивной науке и физическому воспитанию (ICSSPE) International Council of Sport Science and Physical Education: официальныйсайт. – 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.icsspe.org/ (дата обращения: 10.03.2025).
9. Министерство спорта. [Электронный ресурс]. URL: https://minsport.gov.ru (дата обращения: 03.03.2025).
10. Моденов А. К., Белякова Е. И., Власов М. П., Лелявина Т. А. Экономическая безопасность предприятия. / монография; СПбГАСУ. - СПб., 2019. – 550 c.
11. Намадов В.Д, Солнцев И.В. Разработка системы целевых показателей эффективности для профессионального футбольного клуба // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. – 2021. – № 4. – c. 559-580. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-sistemy-tselevyh-pokazateley-effektivnosti-dlya-professionalnogo-futbolnogo-kluba.
12. Олимпийский комитет России : официальный сайт. – 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://olympic.ru/ (дата обращения: 11.03.2025).
13. Минспорта России от 29.05.2017 N ПН-05-10/3835 // СПС «КонсультантПлюс»
14. Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. N 3081-р «Об утверждении стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года» // СПС «КонсультантПлюс»
15. Российская Премьер-Лига : официальный сайт. – 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://premierliga.ru (дата обращения: 10.03.2025).
16. Стерхов А.П. Комплексная безопасность бизнеса и основные проблемы ее обеспечения // Вестник ИрГТУ. – 2012. – № 11. – c. 270-277.
17. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС «КонсультантПлюс»
18. Федеральный от 04.12.2007 №329-ФЗ закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
19. Егоров А. Г., Захаров М. А. Фэйр Плэй в современном спорте : учебное пособие для студентов и преподавателей высших учебных заведений физической культуры, реализующих профессиональные программы по направлению 032100 - Физическая культура и специальности 032101 - Физическая культура и спорт. / (Библиотека международного коллоквиума \" Социальные трансформации\" / Федеральное агентство по физ. культуре и спорту, Смоленская гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма, Смоленская олимпийская акад., Федеральное агентство по образованию, Смоленский гос. ун-т). - Смоленск : Изд-во СмолГУ, 2006. – 184 c.
20. Budzinski O. The competition economics of financial fair play. In: Budzinski O., Feddersen A., eds. Contemporary research in sports economics. Proc. 5th ESEA conf. in sports economics (Esbjerg, 19–20 Sept. 2013). Frankfurt/Main: Peter Lang; 2014:75–96. (SchriftenzurPolitischenOekonomik. Vol. 14)
21. Caglio, Ariela & Laffitte, Sébastien &Masciandaro, Donato & Ottaviano, Gianmarco. (2023). Has financial fair play changed European football?. Sports Economics Review. 3. 100018. 10.1016/j.serev.2023.100018
22. EuropeanFairPlayMovement : официальный сайт. – 2025. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fairplayeur.com/efpm/ (дата обращения: 10.03.2025).
23. InternationalCommitteeforFairPlay : официальный сайт. – 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fairplayinternational.org/ (дата обращения: 10.12.2024).
24. Jeppe Grunnet Mieritz & Einar Marsteen Held A legal and economic analysis of UEFA’s Financial Fair Play Regulations’ effect on the competition in European football 2014]. [Электронный ресурс]. URL: https://research-api.cbs.dk/ws/portalfiles/portal/58448628/jeppe_grunnet_mieritz_og_einar_marsteen_helde.pdf (дата обращения: 22.05.2025).
25. MLS: официальный сайт. – 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mlssoccer.com/ (дата обращения: 10.12.2024).
26. Peeters T., Szymanski S. Financial Fair Play in European Football // Economic Policy. – 2014. – № 29. – p. 343-390.
27. UEFA : официальный сайт. – 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.uefa.com/ (дата обращения: 10.12.2024).
28. UEFA AnnualReports. [Электронный ресурс]. URL: https://www.uefa.com/news-media/documents/ (дата обращения: 10.12.2024).
29. UEFA Club Licensing and Financial Sustainability Regulations. [Электронный ресурс]. URL: https://documents.uefa.com/ (дата обращения: 10.12.2024).
30. Zimbalist A.S. Competitive balance in sports leagues-an introduction // Journal of Sports Economics. – 2002. – № 3. – p. 111-121.

Страница обновлена: 28.06.2025 в 12:11:47