Формирование культуры здоровья у студентов через обучающую игру с целью повышения их профессиональной эффективности
Сидоров В.Н.1, Лебедева Ю.В.1
1 Петрозаводский государственный университет
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 5 (Май 2025)
Аннотация:
Российское общество заинтересовано в просвещении молодежи знаниями и умениями сохранения здоровья, навыками оказания первой медицинской помощи. В статье рассматривается возможность повышения культуры здоровья у студентов через обучающую игру. Студенческая аудитория – это будущая рабочая сила, от состояния здоровья которой во многом зависит ее продуктивность и эффективность в профессиональной деятельности. Поэтому целью написания статьи стало обоснование необходимости профилактики и коррекции образа жизни студентов, а также формирования культуры здоровья студентов как будущей рабочей силы, для чего авторами предлагается обучающая игра «Здоровье в моих руках» с целью освоения и закрепления положительных навыков сохранения здоровья. Опыт показывает, что студенты заинтересованы в таких формах проведения занятий. В статье авторы предлагают свою разработку и рекомендации по проведению обучающего занятия в игровой форме, посвященную углублению и закреплению знаний и навыков о здоровом образе жизни, санитарно-просветительской работе, навыкам сердечно-легочной реанимации. Проведение подобных занятий должно способствовать повышению качества рабочей силы в перспективе
Ключевые слова: культура здоровья студентов, обучающая игра о поддержании здоровья, просвещение о санитарно-просветительской работе, обучение навыкам сердечно-легочной реанимации, здоровьесбережение
JEL-классификация: I19, I29, J24, M59, O15
Введение. Формирование культуры здоровья у россиян – вопрос крайне актуальный, и в студенческой среде он наиболее важен. Уже в молодом возрасте у многих могут появляться первые симптомы серьезных заболеваний, которые с течением времени могут привести к снижению качества жизни будущей рабочей силы, что отразится впоследствии и на продуктивности на рабочем месте. В связи с состоянием здоровья современных студентов России приведем данные исследования Ю.Г. Нагорняк с коллегами [7], которые проанализировали состояние здоровья у студентов 1 курса, будущих фармацевтов, ФГБОУ ВО «Сибирского государственного медицинского университета» Минздрава России (Томск). В ходе исследования было опрошено 105 студентов, выяснилось, что только 28,6 % студентов чувствуют себя практически здоровыми [7]. Данные этого исследования также показали, что к пятому курсу значительно возрастает число студентов, у которых проявляются симптомы нарушений здоровья, особенно в состоянии сердечно-сосудистой (почти в 3 раза), мочеполовой и репродуктивной систем (почти в 4 раза).
Уместным также будет указать на то, что по данным источников официальной статистики РФ, российская молодежь 20 – 24 лет не слишком активно проходит диспансеризацию, только 47,6 % [8].
Приведенные данные говорят о недостаточном уровне развития культуры здоровья у российской молодежи, о неразвитости навыков здорового образа жизни (ЗОЖ). Поэтому просвещение молодежи о принципах ЗОЖ и сохранения здоровья, особенно важно для самоуправления своим здоровьем и минимизации проблем с ним в будущей профессиональной деятельности. Состояние здоровья и уровень сформированности культуры здоровья молодежи можно рассматривать как индикатор состояния общества и перспектив развития рабочей силы страны в будущем.
Поэтому целью написания статьи стало обоснование необходимости профилактики и коррекции образа жизни студентов, а также формирования культуры здоровья студентов как будущей рабочей силы, для чего авторами предлагается обучающая игра «Здоровье в моих руках» с целью освоения и закрепления положительных навыков сохранения здоровья.
Для достижения поставленной цели авторами были поставлены следующие задачи:
1. Обосновать актуальность формирования культуры здоровья у студентов;
2. Обосновать целесообразность просвещения студентов о правилах сохранения здоровья и навыках оказания первой медицинской помощи через обучающую игру;
3. Проанализировать данные о состоянии здоровья россиян и выявить основные факторы риска;
4. показать связь между уровнем здоровья и продуктивностью на рабочем месте;
5. Разработать сценарий обучающей игры «Здоровье в моих руках» для студенческой аудитории.
Основная часть. Формирование культуры здоровья студентов имеет свои особенности. У студентов основная деятельность – учебная, которая часто сопровождается нервно-эмоциональным и умственным перенапряжением, на что обращают внимание С.И. Глазунова с соавторами, ссылаясь на исследования других ученых [2]. Здесь также можно указать на склонность современного молодого поколения к эмоциональному истощению, на что указывают многие исследователи, например, Ю.В. Лебедева и Я.А. Караваева [5]. Учитывая эти особенности, авторы обращают внимание на целесообразность организации некоторых учебных занятий посредством обучающих игр.
Положительное влияние геймификации на образовательный процесс хорошо изучено специалистами. Применяя игровые методы можно добиться комфортной психологической атмосферы на занятии, положительных эмоций, а это приведет к снижению нервного напряжения и стресса студентов, к усилению их умственной активности, улучшению запоминания, на что, например, в своем исследовании указывает Л.К. Форбс [9]. Исследователи M.P. Koeners и J. Francis [10] утверждают, что через игру можно улучшить обучающий процесс в ВУЗе и выяснили, что игры важны для физической и психологической устойчивости, эмоционального интеллекта, когнитивной гибкости и интеллекта.
Также к основным преимуществам игровых методов в обучении, в сравнении с традиционными, относят то, что они положительно влияют на усвоение материала. Например, Л.П. Борзова [1] при работе со школьниками при изучении истории доказала, что рост в усвоении материала может составить 7 - 13 %, а при проверке остаточных знаний через год разница в эффективности усвоения материала может достигнуть 30,9 %. Как видим, информация, усвоенная в игровой форме прочнее фиксируется в памяти.
В контексте рассматриваемого вопроса обратим внимание на учет такого фактора как готовность студентов к деятельности по здоровьесбережению (т.е. желание студентов сохранять и укреплять свое здоровье), предложенного Н.В. Третьяковой с коллегами [12]. По мнению этих специалистов, готовность студентов к здоровьесбережению можно представить как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов, а именно: мотивационно-ценностного, когнитивного, эмоционально-волевого, оперативно-процедурного и оценочно-рефлексивного.
Считаем, что данную модель можно положить в основу рассмотрения комплексного подхода к формированию культуры здоровья через обучающую игру. Для повышения результативности игры влиять на указанные компоненты необходимо комплексно, через заинтересованность учащихся и через педагогическое влияние (Таблица 1).
Таблица 1
Компоненты комплексного подхода к проведению обучающей игры про ЗОЖ со студенческой аудиторией
Со стороны студента
|
Со стороны
ведущих-организаторов
(педагогов, медиков) |
Мотивационно-ценностный компонент
| |
«Приоритет ценности здоровья в системе
жизненных ценностей; наличие … доминирующей внутренней мотивации к сохранению
и укреплению здоровья» [12]
|
Предоставляемая информация должна
провоцировать вести ЗОЖ; целесообразно предусмотреть вознаграждение за
правильный ответ или обоснование, соответствующее поведение и т.д.
|
Когнитивный компонент
| |
«Система знаний о здоровье, здоровом
образе жизни, способах охраны и приумножения ресурсов здоровья; представление
об особенностях и условиях здоровьесбережения» [12]
|
Подчеркивание основных факторов,
влияющих на здоровье; предоставление информация о ЗОЖ, опирающейся на
актуальными сведения из доказательной медицины
|
Эмоционально-волевой компонент
| |
«Ответственное отношение к
собственному здоровью и здоровью окружающих; целеустремленность в сохранении
и укреплении здоровья; стремление к самопознанию, саморазвитию,
самообразованию, отраженное в индивидуальном опыте здоровьесбережения;
самоконтроль, обеспечивающий систематичность выполнения этих мероприятий» [12]
|
Игра должна вызывать положительный
эмоциональный отклик; некоторые задания должны требовать при выполнении
волевых усилий, чтобы вызывать устойчивость при пополнении знаний и навыков
|
Оперативно-процедурный компонент
| |
Владение умениями и навыками для
поддержания и сохранения здоровья
|
Включение в игру практических заданий
по формированию определенных навыков; симуляции
|
Оценочно-рефлексивный компонент
| |
Анализ своей готовности и действий по
сохранению своего здоровья
|
Включение в игру элементов рефлексии и
самооценки
|
В результате реализации предложенной схемы, воздействуя комплексно, через мотивационно-ценностный компонент можно сильнее мотивировать студентов на постоянные усилия по поддержанию и укреплению своего здоровья, через когнитивный компонент можно пополнять современными знаниями студентов в области сохранения здоровья, подкрепленными доказательной медициной, реализация эмоционально-волевого компонента приведет к положительным эмоциям в ходе занятий про ЗОЖ, к усилению ответственности к своему здоровью, также оперативно-процедурный компонент реализуется в применении практических навыков по ведению ЗОЖ, а оценочно-рефлексивный компонент проявится в более адекватной оценке и более осознанному подходу к сохранению своего здоровья.
Педагоги и медики - организаторы игры, в свою очередь, через проявления определенных поведенческих действий со стороны студентов (даже через некоторый промежуток времени) смогут сделать выводы о действенности и успешности проведенной игры. Допустим, наблюдения за отдельными студентами укажут на формирование у них правильных здоровьесберегающих привычек (например, отказ от курения, от энергетических напитков и т.д.).
Безусловно от уровня здоровья россиян зависит их состояние на рабочем месте. Государство в лице работодателей заинтересовано в пополнении рабочей силы молодыми людьми с хорошим здоровьем, способными продуктивно работать, выполняя производственные задачи. Работодатели, конечно предпочитают видеть в своем коллективе сотрудников, регулярно выходящих на работу без пропусков, без длительных больничных. В сложившейся сейчас ситуации это особенно ценно, т.к. кадровый голод, с которым столкнулось большинство работодателей, вынуждает многих из них так распределять рабочие задачи между количественно ограниченным персоналом, чтобы тот смог выполнить эти поставленные задачи. Состояние здоровья должно обеспечивать работнику возможность постоянного присутствия на работе и вовлечения в рабочий процесс, а также качественное выполнение профессиональных обязанностей.
Отечественными исследователями ФГБУ «Национального медицинского исследовательского центра профилактической медицины» Минздрава России был доказан значительный социально-экономический ущерб от некоторых факторов, влияющих на здоровье. Выяснилось, что самый значительный экономический ущерб, ассоциированный с основными хроническими неинфекционными заболеваниями (такими как сердечно-сосудистые, сахарный диабет 2 типа, онкология и хроническая обструктивная болезнь легких), оказался от артериальной гипертонии (869,9 млрд. руб. или 5938,13 руб. на душу населения). Также существенный вклад в экономический ущерб вносят ожирение (более 605 млрд. руб. или 4134,97 руб. на душу населения) и курение (более 421,4 млрд. руб. или 2876,51 руб. на душу населения) [4].
Кроме того, исследователями этого центра было доказано, что у многих россиян не сформированы здоровые пищевые привычки, например, в рационе недостаточно овощей и фруктов. Это провоцирует развитие некоторых нарушений в здоровье. Связанный с этим экономический ущерб составил более 134 млрд. руб. или 0,16 % ВВП (2016 год) [6].
Надо указать, что по последним данным 47,2 % россиян имеют низкие показатели приверженности к ЗОЖ, 37,2 % с удовлетворительными показателями такой приверженности и 15,6 % с высокими. Выяснилось, что у россиянок лучше развита культура здоровья в сравнении с мужчинами (19,6 % против 11,1 %). Меньше всего культура здоровья развита у мужчин с небольшим уровнем дохода, без высокого уровня образования, чаще всего это проявляется у более молодых [3].
Указанные факты подтверждают наличие проблем со здоровьем и соблюдением принципов ЗОЖ у россиян, что доказывает необходимость усиленного внимания к формированию культуры здоровья, начиная с молодости. Приведенные данные вызывают озабоченность, т.к. молодежь через непродолжительное время выйдет на рынок труда. Здесь надо учесть, что по данным исследователей, например, М. Stepanek с соавторами [11], основными факторами, влияющими на продуктивность на рабочем месте являются физическое и психическое здоровье, особенности трудовой деятельности и поддержка со стороны организации. Этими учеными доказано, что большая часть косвенного влияния на продуктивность (до 93 %) идет через состояние физического и психического здоровья.
Просвещение студенческой аудитории – будущей рабочей силы - о серьезном влиянии на здоровье отмеченных выше факторов риска, позволит повлиять на более осознанное отношение к своим привычкам и внесет положительные коррективы в культуру здоровья.
Как выше уже отмечалось, использование элементов геймификации в учебном процессе весьма оправдано. Обучающая игра будет проводится со студентами-менеджерами Института экономики и права (ИЭП) Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ). Авторы статьи в процессе разработки игры выяснили, что эта студенческая аудитория в большинстве своем интересуется вопросами здоровья (до 96 % студентов). Студенты, принявшие участие в опросе, указали, что в вопросах здоровья в большей мере они доверяют профессиональным медикам (68,5 % студентов), несколько меньше наших студентов в этих вопросах доверяют интернет-источникам (48,3 % студентов), а членам семьи доверяет 19 % (в опросе допускался выбор нескольких ответов). Полученные данные подчеркивают значение участия в просветительских мероприятиях по ЗОЖ и навыкам оказания первой помощи профессиональных медиков. Поэтому в подготовке занятий, организуемых для студентов-менеджеров ИЭП ПетрГУ, активное участие принимают профессиональные врачи – преподаватели Медицинского института им. проф. П.А. Зильбера ПетрГУ.
Далее представим разработку обучающей игры «Здоровье в моих руках» (Таблица 2).
Таблица 2
Разработка обучающей игры «Здоровье в моих руках»
Компоненты игры
|
Пояснение
|
Цель
|
формирование комплексного
представления у студентов об ответственном отношении к своему здоровью, о
необходимости владения навыками оказания первой медицинской помощи и развития
привычек ЗОЖ
|
Участники
|
студенческая группа, ведущие из числа
преподавателей и врачей
|
Формат игры
|
командная игра, в которой студенческая
группа делится на 4 мини-группы.
Игра состоит из нескольких этапов с викториной и практическими заданиями |
Подготовка к игре
|
- Разбивка на мини-группы производится
заранее (это необходимо для проведения 2 этапа, к которому мини-группы
получают свои индивидуальные задания и готовят их заранее);
- Материалы: подготовка презентации с вопросами для викторины, проектор, флипчарт (может понадобиться для составления таблицы для подсчета баллов), мел/маркеры для доски, материалы для практических заданий (канцелярские принадлежности, бумага, манекен для сердечно-легочной реанимации) |
Ход игры
|
1 этап: викторина (составлена на
основе следующих источников 1, 2, 3, 4)
Кто из русских правителей запретил курение? (Первый царь из рода Романовых (с 1613г.) - Михаил Фёдорович) Какой известный американский писатель невесело шутил: «Ничего нет легче, чем бросить курить, - я сам это делал сотни раз»? (Марк Твен (1835-1910), автор «Приключений Гекльберри Финна» и др.) Выдающийся русский учёный физиолог И.П. Павлов дал потомкам такой совет: «Не пейте вина, не отягчайте сердце табачищем, и проживёте столько, сколько жил Тициан». А сколько прожил итальянский живописец 15 века Тициан? (100 лет (родился около 1476г.)). Какова была продолжительность жизни в средние века? (40 лет) Жвачка с ксилитом сохраняет зубы? (да, нет) Недостаток солнца вызывает депрессию (да, нет) У курильщиков поражаются, прежде всего, лёгкие (да, нет) Летом можно накопить запас витаминов на целый год? (да, нет) Лёд, снег, чай, пар, туман одним словом. (Вода) Сколько у здорового человека зубов? (32) Есть безвредные наркотики? (да, нет) Для нормального функционирования человеку необходимо в день 6 – 8 стаканов этого вещества. Что это? (Вода). Назовите витамин, который вырабатывается в организме человека только под воздействием солнечных лучей. (Витамин Д). Сколько в день должно быть приемов пищи? (4 - 6 приемов в день) Из каких элементов состоит пища? (правильный ответ – жиры, белки, углеводы) Назовите лидеры среди продуктов по содержанию белков? (нежирное мясо, куриная грудка, яйца, творог, морепродукты) Сколько км в день следует проходить человеку? Из каких продуктов в организм человека поступает больше всего витаминов? (овощи, фрукты, ягоды) В каком овоще больше всего витамина С? (в сладком перце) Какого вещества в нашем организме больше всего? (вода) Как часто надо чистить зубы (утром и вечером) В какое время самый значительный физиологический подъем и самая высокая работоспособность? (5 – 6 часов утра, в первой половине дня) За каждый правильный ответ – 1 балл, по окончании подсчитываются набранные баллы каждой мини-группой. Врачом делается вывод о взаимосвязи ЗОЖ, экологии, наследственности и системы здравоохранения, а также коротко дается информация о значении витаминов, белков в питании, двигательной активности и т.д. 2 этап: профилактика ЗОЖ (с использованием современных технологий) Мини-группы студентов заранее (за 2 – 3 недели) получают задание снять короткий видеоролик или подготовить презентацию о ЗОЖ (у каждой группы своя тема, например, диета, вредные привычки, физическая активность, сон, закаливание). По окончании каждая мини-группа получает баллы за свою презентацию (видеоролик): за креативность 1 – 3 балла, за качество презентации или ролика 1 – 3 балла, за ценность представленной информации 1- 3 баллов. 3 этап: формирование навыка сердечно-легочной реанимации Один из ведущих игры (профессиональный медик) обучает студентов на манекене навыкам реанимации. Потом желательно, чтобы каждый студент сам попробовал. После этого один из студентов от каждой мини-группы демонстрирует усвоенный навык реанимации на манекене. Или: после того как все студенты попробуют реанимировать манекен, отвечают на вопросы по технике и алгоритму действий во время реанимации. Вопросы (не менее 4, по количеству мини-групп): 1) действия при обнаружении человека в бессознательном состоянии; 2) признаки клинической смерти; 3) признаки биологической смерти (признаки необратимой утраты жизнеспособности); 4) основные правила первичного реанимационного комплекса. По окончании этапа каждый участвующий от мини-группы студент получает баллы за демонстрацию навыка или ответы. Оценивает профессиональный медик (1 – 3 балла в зависимости от качества выполнения или ответов на вопросы). 4 этап: некоторые направления санитарно-просветительской работы Каждой мини-группе выдается карточка с заданием: 1) профилактика заболеваний, передающихся половым путем; 2) профилактика социально-значимых инфекций (туберкулез, педикулез); 3) профилактика легочной патологии связанной с курением; 4) профилактика патологии связанной с психотропными препаратами. По окончании присваиваются баллы за полностью правильный ответ – 2 балла, за частично правильный - 1 балл + за правильное обоснование – 1 балл. |
Подведение итогов
|
Подсчет командных баллов, подведение
итогов, награждение победителей.
|
В разработанной авторами игре студенческая группа делится на мини-группы не случайно. Работа в мини-группах эффективнее влияет на формирование социальных навыков и навыков командной работы. Известно, что эффективная групповая работа ведет к групповой сплоченности, росту взаимопонимания, улучшению коммуникаций в группе. Эти навыки также очень важны для дальнейшей профессиональной деятельности и для личностного совершенствования студентов.
Следует подчеркнуть, что все вышеуказанные этапы предложенной обучающей игры затрагивают самые важные вопросы ЗОЖ и навыков оказания первой помощи, по поводу которых нужно просвещать каждого живущего в нашей стране.
Затрагиваемые вопросы в ходе игры позволяют осваивать и закреплять материал, формирующий культуру здоровья, через деятельность в увлекательной форме.
Далее авторами статьи планируется организация и проведение в учебном процессе со студентами игры «Здоровье в моих руках», разработка которой представлена выше. Также планируется провести экспериментальную работу по сбору данных о результатах и эффектах, которые можно получить, проводя эту игру со студенческой группой.
Заключение. Проведение занятий со студентами в игровой форме, посвященным навыкам сохранения здоровья, поможет повысить мотивацию к ЗОЖ, т.к. с помощью игры можно повысить интерес к здоровьесбережению, к осознанию необходимости сохранения здоровья с молодого возраста и приобретению устойчивых положительных привычек. Особенного эффекта здесь можно добиться, организуя и проводя такие занятия совместно с профессиональными медиками. В ходе проведенного опроса авторы выяснили, что наши студенты в вопросах здоровья доверяют больше всего медикам.
Представленная авторами разработка игры предполагает разделение студенческой группы на несколько мини-групп, что в свою очередь будет положительно влиять на формирование социальных, коммуникативных навыков и навыков командной работы. Кроме того, получая награды и поощрения в ходе игры, студенты получат удовлетворение от игровой деятельности и легче и быстрее усвоят информацию и требуемые навыки.
Формирование и освоение принципов ЗОЖ в студенческой среде через игру поможет закрепить устойчивое «правильное» отношение к своему здоровью, а это, в свою очередь, может стать основой для положительных изменений в поведении, влияющих не только на здоровье, но и на продуктивность будущего работника.
Источники:
2..Глазунова С.И., Борисова М.В., Мусохранов А.Ю. Отношение студентов к формированию культуры здоровья // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2021. – № 6. – c. 36-40.
3. Драпкина О. М., Котова М. Б., Максимов С. А., Шальнова С. А., Баланова Ю. А. Приверженность здоровому образу жизни в России по данным исследования ЭССЕ-РФ: есть ли ковидный след // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. – 2023. – № 22. – c. 3788. – doi: 10.15829/1728-8800-2023-3788.
4. Концевая А. В., Муканеева Д. К., Мырзаматова А. О., Баланова Ю. А., Худяков М. Б., Драпкина О. М. Экономический ущерб факторов риска, обусловленный их вкладом в заболеваемость и смертность от основных хронических неинфекционных заболеваний в Российской Федерации в 2016 году // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. – 2020. – № 19. – c. 2396. – doi: 10.15829/1728-8800-2020-1-2396.
5. Лебедева Ю.В., Караваева Я.А. Разработка рекомендаций для работодателя при взаимодействии с представителями поколения Z с учетом рисков эмоционального выгорания // Креативная экономика. – 2025. – № 2. – c. 429-444. – doi: 10.18334/ce.19.2.122595.
6. Муканеева Д. К., Концевая А. В., Карамнова Н. С., Мырзаматова А. О., Худяков М. Б., Драпкина О. М. Экономический ущерб от недостаточного потребления овощей и фруктов в России // Экология человека. – 2020. – № 9. – c. 28-35. – doi: 10.33396 / 1728-0869-2020-9-28-35.
7. Нагорняк Ю.Г., Канакина Т.А., Фокин В.А., Рузляева Е.А., Ратькин А.В. Оценка состояния здоровья студентов-первокурсников фармацевтического факультета // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2024. – № 3. – c. 30-36.
8. Федеральная служба государственной статистики. Выборочное наблюдение состояния здоровья населения 2024. Итоги наблюдения. Раздел 2. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/zdor24/PublishSite_2024/index.html (дата обращения: 14.04.2025).
9. Forbes L.K. // Journal of Teaching and Learning. – 2021. – № 1. – p. 57-73. – url: https://.doi.org/.
10. Koeners M. P., Francis J. The physiology of play: potential relevance for higher education // International Journal of Play. – 2020. – № 9. – p. 143–159. – doi: 10.1080/21594937.2020.1720128.
11. Stepanek M., Jahanshahi K., Millard F. Individual, Workplace, and Combined Effects Modeling of Employee Productivity Loss // Journal of Occupational and Environmental Medicine. – 2019. – № 61. – p. 469-478. – doi: 10.1097/JOM.0000000000001573.
12. Tretyakova N. V. Student Readiness Formation for Activities Oriented to Health Saving // International Journal of Environmental and Science Education. – 2016. – № 15. – p. 8281–8292.
Страница обновлена: 12.05.2025 в 18:19:29