Пространственное «закрепление»: риски и противоречия мезоэкономического уровня
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 5 (Май 2025)
Введение. Достижение целей национальной безопасности непосредственно зависит от решения задач обеспечения экономической безопасности и научно-технологического суверенитета [2; 3]. В то же время диспропорции регионального развития являются факторами рискам не только для экономической безопасности, но и для национальной. Пространство (в географическом понимании), – территория, выступающая одним из ключевых факторов развития социально-экономической системы. Так, в середине XIX века Й.-Г. Тюнен, исследуя вопросы ценнообразования и заработной платы «усадеб» в зависимости от расстояний между производителями и потребителями, отмечал: некорректные экономические решения могут привести к утрате и населения, и территорий: «потеряют свой заработок не только люди, занимавшиеся сельским хозяйством (на некотором удалении от города), но и те жители города, которые прежде работали на эту опустошенную теперь область… Ставшая теперь излишней вся эта масса людей должна будет, чтобы не впасть окончательно в нищету, переселяться и искать себе новую родину… государство тогда уже потеряет в населении и территории и вместе с тем поплатится частью своего капитала и своей земельной ренты» [16, с. 269]. Тезис Й.-Г. Тюнена остается актуальным и сегодня.
В стратегических документах экономическая безопасность понимается как «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации» [1]. В этом определении особо выделим «единство экономического пространства», формирование и укрепление невозможно без «закрепления», трактуемого как «усиление связанности, устойчивости и безопасности» России [12, с. 9]. Неравномерность пространственного развития страны и усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития отнесены к основным вызовам и угрозам экономической безопасности [1], а одним из показателей является «уровень экономической интеграции субъектов Российской Федерации» [1].
Кроме того, на основании анализа программных и стратегических документов ряд авторов [6-8; 11; 20] отмечают особую роль формирования единого научно-технологического пространства страны в целях достижения (относительной) равномерности развития российских регионов. Например, подчеркивают роль инноваций в повышении уровня интеграции российских регионов [4; 15]. Таким образом, пространственное «закрепление» прямо связано не только с экономической безопасностью, но и с формированием, укреплением и развитием научно-технологического пространства страны.
Основная часть. Согласно современным представлениям [5; 11], научно-технологическое пространство включает: инфраструктуру (технопарки, центры коллективного пользования, кластеры); систему подготовки кадров и исследований (вузы, колледжи, научные организации, Центры молодежного инновационного творчества, профильные классы в школах); систему мер поддержки (программы и гранты, направленные на поддержку инновационной деятельности); сферы инновационного предпринимательства (инновационная активность бизнеса, внедрение передовых технологий в производство).
Для интеграции научно-технологического каркаса территории в единый каркас исследуемого региона авторами проведена ревизия объектов научно-технологического пространства, размещенных в Алтайском крае, включая столицу региона г. Барнаул (ядро каркаса) и наукоград г. Бийск.
В части инфраструктуры в регионе представлены кластеры, Центры коллективного пользования и ряд других объектов. Для регулирования их деятельности создан Алтайский центр кластерного развития. На данный момент в крае действует пять кластеров:
– Алтайский биофармацевтический кластер (АлтайБио): 25 предприятий-участников из Бийска, Барнаул, Новоалтайск Белокуриха, с. Алтайское. Научные учреждения: ИПХЭТ СО РАН, БТИ (филиал АлтГТУ), АГУ);
– Алтайский кластер аграрного машиностроения (АлтаКАМ): 28 предприятий-участников из Барнаула, Новоалтайска, Рубцовска, с. Павловск. Научные учреждения: ФГБНУ ФАНЦА, АлтГТУ, АГАУ, ФГБУ «Алтайская МИС»;
– Алтайский кластер энергомашиностроения и энергоэффективных технологий (АЛТЭК): 28 предприятий-участников из Барнаула и Бийска. Научные учреждения: АлтГТУ, КГБПОУ «Алтайский политехнический техникум»;
– Алтайский полимерный композитный кластер (Алтайполикомпозит): 11 предприятий-участников из Барнаула и Бийска. Научные учреждения: АлтГТУ, БТИ (филиал АлтГТУ), ИПХЭТ СО РАН;
– Барнаульский промышленный химический кластер (БПХК): 7 предприятий-участников из Барнаула.
На базе КАУ «Алтайский центр кластерного развития» функционирует Региональный центр инжиниринга (РЦИ) и Региональный центр компетенций в сфере производительности труда (РЦК).
Центры коллективного пользования сконцентрированы в двух городах – столице региона г. Барнауле и наукограде г. Бийске. Деятельность центров коллективного пользования и лабораторий направлена на проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, а также оказание услуг (измерений, исследований и испытаний) на имеющемся оборудовании: Центр медико-биологических исследований АГМУ; Лаборатории Бийского бизнес-инкубатора; Бийский региональный центр коллективного пользования «Центр синтеза и исследований высокоэнергетических соединений и специальных материалов» СО РАН (БиЦКП); Проблемная научно-исследовательская лаборатория самораспространяющегося высокотемпературного синтеза им. В.В. Евстигнеева –Центр научно-исследовательской практики аспирантов; Испытательный Центр пищевых продуктов и сырья (ИЦ АлтГТУ); Лаборатория по оценке свойств дорожно-строительных материалов на базе Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова; Центр коллективного пользования лабораторно-исследовательским оборудованием Факультета специальных технологий Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова (АлтГТУ); Центр коллективного пользования распределенного типа «Металлоцентр»; Центры коллективного пользования на базе ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет».
Кроме того, в Алтайском крае действуют: Инжиниринговый центр «ХимБиоМаш» АлтГТУ; Алтайский региональный Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (представительство ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»; региональное представительство фонда в Алтайском крае действует на базе АлтГТУ им. И.И. Ползунова с 1996 года); КАУ «Алтайский центр инвестиций и развития» – уполномоченный орган по сопровождению инвестиционных проектов по принципу «одного окна» в Алтайском крае; Бийский бизнес-инкубатор.
Также в регионе работают шесть компаний-резидентов «Сколково»: ООО «Топ Смарт» (технологии по подбору электротехнической продукции и мониторинга ее функционирования с использованием алгоритмов ИИ); ООО «Сибфорс» (выпускает центробежные камеры очистки, не имеющие аналогов в мире); ООО «Интач» (разрабатывает технологию, позволяющую автоматически распознавать эмоциональное состояние человека); ООО «Колорайз» (создает платформу для моделирования цифрового двойника клиента); ООО «НПП «Лосев» (производит инновационную продукцию в области светодиодного освещения и оптики); ООО «Первый аджастер» (проект «MyAdjuster» – цифровое решение для независимого оформления страховых выплат). Пять из этих компаний зарегистрированы как налоговые резиденты в Алтайском крае.
Одним из важнейших направлений формирования научно-технологического пространства является система подготовки кадров. В Реестре Министерства образования и науки Алтайского края зарегистрировано 39 организаций профессионального образования (колледжи, техникумы, профессиональные лицеи). Также образовательные программы СПО реализует ряд колледжей, являющихся структурными подразделениями вузов края. В городах сконцентрировано 72% образовательных организаций. Из них: в Барнауле – 8, Бийске – 5, Рубцовск – 2, г. Заринск – 1, Камень-на Оби – 2, Славгород – 2, Новоалтайск – 1, Алейск – 1, Яровое – 1. Остальные средние специальные учебные учреждения расположены в районных центрах и селах края.
Вузы и организации профессионального образования активно участвуют в проекте «Профессионалитет». В рамках этого федерального проекта в крае созданы восемь образовательно-производственных кластеров по приоритетным отраслям экономики: 1) лёгкая промышленность (на базе КГЮПОУ «Алтайская академия гостеприимства»); 2) машиностроительная отрасль (на базе КГБПОУ «Алтайский политехнический техникум»); 3) транспортная отрасль (на базе КГБПОУ «Алтайский транспортный техникум»); 4) туризм и сфера услуг (на базе КГБПОУ «Бийский промышленно-технологический колледж»); 5) сельское хозяйство (на базе КГБПОУ «Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий» и ФГБОУ ВО «Алтайский государственный аграрный университет»); 6) педагогика (на базе КГБПОУ «Барнаульский государственный педагогический колледж им. В. К. Штильке»); 7) информационные технологии (на базе ФГБОУ ВО «Алтайский технический университет им. И.И. Ползунова»). В 2025 г. планируют создать ещё два кластера: для лесной промышленности (на базе Павловского аграрного техникума) и для подготовки кадров по здравоохранению региона (на базе Барнаульского медицинского колледжа).
Не имея возможности перечислять все элементы, которые на сегодняшний день формируют научно-технологическое пространство региона, отметим еще два, учитываемых в предварительной методике выявления узлов каркаса территории: профильные классы и элементы межрегионального сотрудничества.
Так, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова открыл 7 инженерных классов в школах по направлениям строительство, энергетика, физика, химия. Более 10 агроклассов по направления Агрономия и агрохимия, Агроинженерия, Зоотехния и продукты питания, Ветеринария, Землеустройство, Мелиорация и Лесное дело созданы Алтайским государственным аграрным университетом в городах Барнаул, Бийск, Рубцовск, а также в Каменском, Павловском, Тальменском, Косихинском, Новичихинском районах. Планируется, что к 2030 г. их в крае будет 90. Классический университет (АлтГУ) открыл 2 профильных класса по физико-математическому и информационно-технологическому направлению.
Совместные научно-технологические (инновационные) проекты и программы Алтайского края с приграничными регионами (2024 г.): 1) Новосибирская область (биотехнологии и фармацевтика, IT и цифровизация, внедрение AI-решений для сельского хозяйства); 2) Кемеровская область (Кузбасс) (угольная химия и переработка отходов – Программа «Чистый уголь», агропромышленные инновации, энергетика (использование биотоплива); 3) Томская область (микроэлектроника и приборостроение, медицина и биотехнологии).
Отметим также, что в части предпринимательства уровень инновационной активности организаций Алтайского края составляет 14% (средний уровень по России 11%), таким образом край входит в ТОП-10 лидеров в России, занимает 2-е место в СФО. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций в Алтайском крае – 20,5% (по России 22,8%), соответственно, по данному показателю регион входит в ТОП-30 и занимает 4 место по этому показателю в СФО. Для поддержки научно-технологического развития в крае создан Инновационный портал Алтайского края [9], который представляет основную часть инфраструктуры, а также стартапы и продукцию. Основу портала составляют заявки на научные разработки от крупного и среднего бизнеса. Также с 2017 г. Министерство экономического развития Алтайского края активно принимает участие в продвижении и совместной (50/50) поддержке «Национальной технологической инициативы» [13] по четырем номинациям: Хелснет, Фуднет, Энерджинет, Технет. За прошедшее время на конкурс НТИ алтайскими изобретателями были представлены 175 заявок, из которых 28 получили поддержку. Среди номинантов и победителей этого конкурса: ООО «Научно-производственная компания «Стамакс» (ассортимент 7 видов электропастухов – 6 для домашнего скота, 1 для защиты пасеки от медведя); ООО «Научно-производственное предприятие «ЛОСЕВ» (резидент «Сколково»; специальные светильники по заказу РЖД, которым нашли применение как в Алтайском крае, так и в г. Новосибирске); ООО «ЭСТЕСИС» (системы компьютерного зрения для решения задач аграрного сектора; решения для финансовых организаций, компаний, производящих продукты питания и обеспечивающих их продажу); ООО «Энергосберегающие технологии» (светильники для школ, детских садов и медицинских учреждений, ЖКХ, торговых и офисных помещений; промышленное, уличное, спортивное, прожекторное и архитектурное освещение, а также фитосветильники и светодиодные бактерицидные рециркуляторы; более 800 наименований продукции); ООО «Рустелетех» (внедрение и сопровождение сервисов цифрового здравоохранения; за это время к сервисам телемедицины подключили больше 60 государственных и частных клиник); ООО «Диджитал Бизнес Адаптейшн» (системная интеграция и разработка мультифункциональных программных решений с использованием сквозных цифровых технологий для автоматизации сложных и нелинейных бизнес-процессов).
166 научно-исследовательских и проектно-конструкторских подразделений в организациях Алтайского края функционируют на постоянной основе.
Таким образом, научно-технологическое пространство является важным дополнительным фактором, во-первых, укрепления пространственных, межтерриториальных связей, во-вторых, сохранения населения в регионах с низкой плотностью населения, и в-третьих, чувствительной сферой мезоэкономического (межрегионального и межотраслевого) взаимодействия. Сбережение населения, предотвращение его оттока (в первую очередь молодежи) из регионов Сибири и Дальнего Востока – прямо связано с повышением уровня жизни, создания условий для реализации амбиций (и предпринимательских, и научных) жителей этих территорий.
При этом реализация демографических рисков вскрывает фундаментальное противоречие: с одной стороны, объективно обусловленный процесс концентрации населения в агломерациях (явление получило название «урбанизация» и продолжает раскрывать различные аспекты этого феномена), а с другой, – необходимость решения задач обеспечения национальной безопасности, для чего требуется пространственное «закрепление» государства. Иными словами, сохранение населения на территориях с низкой плотностью (для России традиционно такими территориями являются Сибирь и Дальний Восток) требует дополнительных усилий государства для создания в узлах каркаса территории [12, с. 6] условий, которые будут способствовать поддержанию численности населения. Развитие элементов научно-технологического пространства является именно той сферой, способной стать основой такого «закрепления». Именно научно-технологическое пространство сочетает в себе возможности и личной реализации (включая научные амбиции), и участия в инновационных процессах, и реализации предпринимательских инициатив.
Численность населения является одним из фундаментальных рисков (и особенно для территорий с низкой плотностью населения) пространственного развития и «закрепления» государства на обширных территориях нашей страны. Для Алтайского края прогнозная динамика численности населения региона выглядит линейно (рис. 1).
Рисунок 1. Прогнозная динамика численности населения Алтайского
края, чел.
Источник: [18].
Такой демографические прогноз следует рассматривать как вызов, особенно в контексте формирования условий для поддержания научно-технологического пространства, включая задачи обеспечения технологического суверенитета. Вопросы технологического суверенитета в разрезе регионального развития следует рассматривать как дополнительный фактор развития научного потенциала (как фундаментальных исследований, так и прикладных), включая решение специфических задач, обусловленных региональной спецификой [10]. Ландшафтные, природно-климатические, культурно-исторические и другие особенности российских регионов требуют, как обоснования и разработки уникальных технологических решений, так и адаптации имеющихся для конкретных территорий (например, применение биогазовых установок в условиях Сибири и Дальнего Востока на данном этапе ограничено стоимостью бункеров для хранения газа, требующих слишком больших затрат на теплоизоляцию). Решение таких научных-технологических задач целесообразно именно силами местных ученых и на местной производственной базе, что также будет способствовать социально-экономическому развитию территории (рабочие места, налоговая база и т.д.).
Однако демографические аспекты при формировании научно-технологического пространства, среди прочего, зависят и от уровня доходов в части профессиональной научной и технической деятельности. Ниже (табл. 1, рис. 2) представлены данные среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников образовательной, профессиональной научной и технической деятельности.
Таблица 1. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников образовательной, профессиональной научной и технической деятельности
в Алтайском крае (АК) и по России (РФ) в целом, тыс. руб.
Вид деятельности
|
2017г.
|
2018г.
|
2019г.
|
2020г.
|
2021г.
|
2022г.
|
2023г.
|
деятельность профессиональная, научная и техническая (РФ)
|
57179
|
66264
|
75193
|
80077
|
87329
|
100843
|
108253
|
деятельность профессиональная, научная и техническая (АК)
|
11548
|
11723
|
14217
|
17804
|
20334
|
19248
|
33057
|
из нее научные исследования и
разработки (РФ)
|
66178
|
75913
|
82287
|
84973
|
93279
|
108102
|
120790
|
из нее научные исследования и
разработки (АК)
|
34051
|
35886
|
37618
|
38481
|
42843
|
53564
|
61318
|
образование (РФ)
|
30258
|
34361
|
37072
|
39563
|
43391
|
48400
|
54315
|
образование (АК)
|
17351
|
21311
|
23576
|
25892
|
28878
|
33287
|
37688
|
Рисунок 2. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата
работников (научная, техническая и образовательная деятельность в Алтайском
крае и по России в целом), тыс. руб.
Источник: составлено авторами по данным таблицы 1 [19].
Следует отметить, что динамика выравнивания среднемесячной номинальной начисленной зарплаты имеет повышательные тренды по выбранным видам экономической деятельности (табл. 2, рис. 3).
Таблица 2. Соотношение среднемесячной номинальной начисленной зарплаты
в Алтайском крае (АК) к аналогичному показателю по России в целом (РФ),
научная, техническая и образовательная деятельность, доли
Вид деятельности
|
2017г.
|
2018г.
|
2019г.
|
2020г.
|
2021г.
|
2022г.
|
2023г.
|
деятельность профессиональная, научная и техническая
|
0,20
|
0,18
|
0,19
|
0,22
|
0,23
|
0,19
|
0,31
|
из нее научные исследования и
разработки
|
0,51
|
0,47
|
0,46
|
0,45
|
0,46
|
0,50
|
0,51
|
образование
|
0,57
|
0,62
|
0,64
|
0,65
|
0,67
|
0,69
|
0,69
|
Рисунок 3. Соотношение среднемесячной номинальной начисленной
заработной платы работников (научная, техническая и образовательная
деятельность
в Алтайском крае и по России в целом), доли
Источник: составлено авторами по данным таблицы 2.
Однако среднегодовая численность занятых по выбранным видам деятельности имеет несколько иную динамику.
Таблица 3. Среднегодовая численность занятых по видам экономической деятельности, тыс. чел.
Численность занятых по видам деятельности
|
2021г.
|
2022г.
|
2023г
| |||
РФ
|
АК
|
РФ
|
АК
|
РФ
|
АК
| |
всего
|
70818
|
1006,3
|
71217
|
1077,2
|
72912
|
1057,8
|
деятельность профессиональная, научная и техническая
|
2732
|
18,9
|
2800
|
20,8
|
2958
|
21,5
|
процент от общей численности занятых
|
3,86
|
1,88
|
3,93
|
1,93
|
4,06
|
2,03
|
образование
|
5321
|
89,2
|
5272
|
91
|
5412
|
88,2
|
процент от общей численности занятых
|
7,51
|
8,86
|
7,40
|
8,45
|
7,42
|
8,34
|
Как видно из таблицы, доля занятых, а также их численность, растет как на региональном уровне, так и в целом по стране, что можно расценивать как положительный процесс, несмотря на снижение соотношения регионального и федерального уровней заработной платы в этой сфере за 2022 г. (с 0,23 до 0,19) (табл. 2). Такой «рассинхрон» частично может быть объяснен, во-первых, гипотезой об искажении корректных данных статистики в части отчетности о среднемесячной номинальной начисленной заработной плате, во-вторых, отложенным эффектом пандемии, в-третьих, процессами и социально-экономическими эффектами, связанными с началом специальной военной операции (СВО).
В то же время доля занятых в сфере образования стабильно снижается, что вкупе с более устойчивым (по сравнению с показателем заплаты работников профессиональной научной и технической деятельности) ростом среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в сфере образования может трактоваться как верификация демографических рисков. Однако отметим, что в абсолютных цифрах численность занятых в образовании в Алтайском крае и в целом по стране носит зеркальный характер: снижение общероссийского показателя с 5321 тыс. человек в 2021 г. до 5272 тыс. человек в 2022 г. сопровождается ростом регионального показателя – на 9,2 тыс. человек и 91 тыс. человек соответственно.
Приведенные данные иллюстрируют риски при формировании научно-технологического пространства и противоречия, возникающие в процессе реализации этих рисков.
Выводы
Риски и противоречия являются неотъемлемыми элементами развития социально-экономических систем, особенно в контексте пространственного развития, сопряженного с решением задач поиска баланса между экономической эффективностью (конкурентоспособностью территориальных/региональных акторов) и неэкономическими аспектами пространственного развития [12, с. 103]. Среди рисков, связанных с пространственными факторами развития социально-экономических систем, для регионов с низкой плотностью населения критически значимыми являются: демографические, экономические, инфраструктурные, экологические и другие. Существующие в Алтайском крае элементы научно-технологического пространства позволяют формировать каркас территории, обеспечивающий устойчивое связывание (территориальное «закрепление») между узлами каркаса, а с другой, – выявлять и купировать риски и противоречия мезоэкономического уровня. В то же время научно-технологическое пространство, во-первых, представляет собой мезоэкономический уровень, так как на данном этапе его эффективного формирования и функционирования недостаточно полномочий региональных органов власти, тогда как для федерального уровня многие элементы этого пространства сегодня являются «несистемными». Хотя, справедливости ради, следует отметить многолетнее поступательное движение в этом направлении. И во-вторых, для решения задач усиления связанности территории (включая межрегиональный, мезоэкономический аспект) необходим системный подход: элементы научно-технологического пространства должны быть объединены в устойчивую систему: от профильных (инженерных, агрономических, физико-математических и проч.) классов до учреждений, специализирующихся на фундаментальной науке, или инновационного предпринимательства; от школьных лабораторий и детских конкурсов – до формирования рынка инноваций и инновационного предпринимательства.
Страница обновлена: 14.05.2025 в 19:52:32