Реализация основных мер в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации

Динер Ю.А.1, Юрк Н.А.1
1 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, Россия, Омск

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)

Цитировать:
Динер Ю.А., Юрк Н.А. Реализация основных мер в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации // Продовольственная политика и безопасность. – 2022. – Том 9. – № 4. – С. 403-416. – doi: 10.18334/ppib.9.4.116320.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49861007
Цитирований: 25 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Публикация посвящена анализу аспектов реализуемой государством политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности и вопросу подготовки специалистов, удовлетворяющих кадровую потребность в области контроля качества пищевой продукции. Ключевым элементом в системе национальных приоритетов на государственном уровне является соблюдение прав человека на достаточное питание. Это право закреплено в законодательстве всех стран и курируется профильными комитетами Организации Объединенных наций. Обеспечению продовольственной безопасности и доступности для граждан качественных и безопасных продуктов в России уделено пристальное внимание. Решение задач по формированию национальной системы продовольственной безопасности страны, предусматривают реализацию мер, направленных на повышение уровня жизни населения и стабилизации экономических показателей. В условиях беспрецедентной санкционной политики, сложных геополитических реалий вопросы качества и безопасности пищевых продуктов, преодоления продовольственного кризиса формируют основы стратегии продовольственного суверенитета. Консолидация усилий структур власти, бизнес-сообщества и научно-ориентированных организаций проявляется в разработке и внедрении на практику подходов, стабилизирующих внутренний рынок продовольствия и обеспечивающих устойчивое экономическое положение страны. Немаловажную роль в решении задач обеспечения продовольственной безопасности играет подготовка квалифицированных кадров, способных принимать профессиональные решения в условиях неопределенности и действующих рисков. По результатам выполненного анализа деятельности Омского Государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина по подготовке специалистов в области качества отмечено, что университет в полной мере реализует компетентной подход, располагает необходимой инфраструктурой для подготовки инженеров по качеству пищевой продукции.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, качество, специалист, пищевая продукция

JEL-классификация: Q13, Q17, Q18



Введение

Главенствующей идеей, объединяющей все реализуемые в Российской Федерации национальные проекты, является повышение качества жизни населения и реализация прав граждан, закрепленных в Конституции и законодательных актах. В числе механизмов, используемых для осуществления этого, немаловажное значение отведено обеспечению комплекса мер по охране здоровья и поддержанию активной долголетней жизни [1, 2] (Kasymov, 2020; Demidova, 2020).

Фактором обеспечения здоровья, долголетия и социальной активности человека является питание. Многочисленные исследования, проведенные отечественными и зарубежными научными деятелями, исследовательскими организациями, отчетливо свидетельствуют о взаимосвязи заболеваний современного человека с недостаточностью пищевых веществ в рационах, употреблением пищевых продуктов, зачастую не отвечающих критериям качества и безопасности [3–5] (Gavrilova, Bessonova, Smirnova, 2015; Fattakhova, 2016; Medvedev, Medvedeva, 2017).

В Российской Федерации питание граждан определено как одна из ключевых составляющих национальной безопасности. «Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года» [1], утвержденная распоряжением Правительства РФ, рассматривается как базис для выстраивания системы управления качеством пищевой продукции в нашей стране.

Данная стратегия подразумевает создание условий и консолидацию комплекса мер по пересмотру, модернизации и объективации нормативно-правовой базы; разработке эффективных механизмов стимулирования бизнес-сообщества к производству конкурентной отечественной продукции, отвечающей международным и национальным стандартам; обеспечению доступности для населения необходимой информации о качестве и безопасности продуктов питания; созданию благоприятных условий для развития внутреннего продовольственного рынка в условиях импортозамещения [6–8] (Altukhov, 2008; Shusharin, Vyshenskiy, 2020; Belugin, 2019).

Целью исследования является оценка основных тенденций в сфере обеспечения продовольственной безопасности как ключевого элемента в системе национальных приоритетов государства. Научная новизна исследования заключается в анализе ключевых принципов концепции продовольственной безопасности РФ и определении роли образовательной организации, осуществляющей подготовку кадров в области контроля качества и безопасности продовольственного сырья и пищевой продукции, как системной единицы этой концепции.

При проведении исследования использовали такие методы познания экономических процессов, как эмпирические (наблюдения и сравнения), абстрактно-логический и монографический.

Результаты исследования

Обеспечение продовольственной безопасности, несомненно, является главным и важным аспектом национальной политики Российской Федерации [9, 10] (Gumerov, 2011; Revenko, 2015). Кроме того, современные реалии свидетельствуют о том, что этот вопрос получил еще более важное значение в связи в ведением внешней агрессивной политики, направленной против нашей страны. В связи с этим поставлена задача провести импортозамещение большинства видов пищевой продукции и продовольственного сырья, экспортируемых на отечественный рынок.

В Доктрине продовольственной безопасности [2] сформулированы и нашли отражение ключевые задачи, стоящие перед Российской Федерацией. Государство возлагает на себя функции по недопущению нарушения системы обеспечения жителей продовольствием в результате стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Также на государственном уровне обозначена ответственность за перебойное снабжение граждан продовольствием и сырьевыми ресурсами, поступающими в первую очередь из внутренних рынков [11] (Surovtsev, Nikulina, Payurova, 2019).

Терминологически продовольственная безопасность объединяет две ключевые составляющие: непосредственно продовольственная безопасность и безопасность пищевой продукции.

Реализация программы защиты внутреннего рынка пищевых продуктов, предоставление финансовой поддержки крупным отечественным изготовителям, фермерам и личным подсобным хозяйствам являются ключевыми векторами, формирующими продовольственную безопасность.

Внешние и внутренние угрозы продовольственной безопасности приведены на рисунке 1.

Рисунок 1. Внутренние и внешние угрозы продовольственной безопасности России

Источник: составлено авторами.

Для исключения безосновательной утилизации годного продовольствия и экономии используемого сельскохозяйственного сырья растительного и животного происхождения актуально применять прагматичный метод распределения, приемы и способы обеспечения сохранности продуктов питания, а также оптимизации их резервов.

Государственную политику в сфере продовольственной безопасности необходимо реализовывать по направлениям и условиям, представленным на рисунке 2.

Рисунок 2. Направления и условия реализации государственной политики

Источник: составлено авторами.

Обеспечение безопасности пищевой продукции отечественными производителями может гарантироваться путем выстраивания комплекса системных решений, содержащего ключевые элементы на всех этапах жизненного цикла продукции (рис. 2).

Рисунок 2. Системные решения обеспечения пищевой безопасности

Источник: составлено авторами по данным [12–15] (Smirnova, Smirnov, 2015; Smirnova, 2015; Kupriyanov, 2014; Ivanova, Yurk, 2020).

Процессы переработки сырьевых ресурсов подразумевают учет того факта, что производственные риски способны возникать в технологической цепи, что указывает на выработку взвешенных решений в области управления пищевой безопасностью, подразумевающих такой комплекс реализуемых мер, как внедрение систем менеджмента и риск-менеджмента, идентификация и прослеживаемость, соблюдение гигиены и санитарии, статистический мониторинг параметров, верификация и валидация.

Дать весьма полные гарантии в отношении безопасности произведенной пищевой продукции позволяет масштабность подхода, созданного на основе комплексного взаимодействия обеспечивающих мер при обеспечении безопасности, который состоит из четырех уровней (рис. 3).

Меры обеспечения безопасности,Законодательный и нормативный уровень,Технологический уровень,Системный уровень,Контрольный и надзорный уровень,Федеральные законы,Технические регламенты Таможенного союза,Санитарные правила и нормы,Документы по стандартизации,Система ХАССП,Система менеджмента безопасности пищевой продукции

,Система обеспечения гигиены и санитарии ,Системы управления технологическими процессами, в т.ч. автоматизирован-ные

,Информационные системы

,Роспотребнадзор,Росстандарт,Росаккредитация,Ветеринарный и санитарный надзор

Рисунок 3. Меры обеспечения пищевой безопасности

Источник: составлено авторами по данным [16–18] (Yurk, 2021; Chigasov, 2021; Adler, 2017).

Процесс обеспечения и контроля качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов во многом зависит от компетенции и профессионализма специалистов. Акцентирование внимания на подготовке кадров для сельскохозяйственных и промышленных отраслей как приоритетной задаче для преодоления кризисных явлений и формирования продовольственного суверенитета отражено в Указе Президента РФ «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» [19] (Diner, Yurk, 2020).

Компетентностный подход при подготовке специалистов, основанный на принципах целенаправленности профессиональной подготовки, сегодня можно рассматривать как главенствующую парадигму в модернизации российской образовательной системы. Он подразумевает концепцию подготовки компетентов через всестороннее развитие личности, умение принимать взвешенные профессиональные решения и нести за них ответственность, оперативно реагировать и действовать в условиях неопределенности.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина» (далее – Омский ГАУ) является ведущим образовательным учреждением в системе высшего образования по подготовке специалистов высшей квалификации по проблеме обеспечения пищевой безопасности.

В настоящий момент Омский ГАУ является не просто университетом с вековыми традициями, но и выступает в роли одного из лидеров среди вузов, готовящих кадры для АПК. Университет позиционируется как региональная площадка для реализации стратегических инициатив в сфере подготовки всесторонне развитых и конкурентоспособных специалистов. Современная инфраструктура, научный потенциал, опытный преподавательский состав делает Омский ГАУ центром притяжения для абитуриентов, позволяя вносить существенный вклад в реализацию программ по работе с талантливой молодежью.

На основании требований, утвержденных образовательным стандартом нового поколения ФГОС 3++, университетом разработаны основная профессиональная образовательная программа, учебный план и другая учебно-методическая документация по направлению 27.04.01 (направленность/профиль «Обеспечение качества и безопасности сырья и пищевой продукции»).

Ключевые задачи профессиональной деятельности по ФГОС 3++, разработанные профессиональные компетенции выпускников достигаются при изучении таких дисциплин, как:

- Современные проблемы стандартизации и метрологии;

- Методы оценки эффективности;

- Метрологическое обеспечение производства, контроля и испытаний;

- Информационные технологии в области технического регулирования, метрологии и управления качеством;

- Системы обеспечения качества и безопасности пищевой продукции;

- Аудит систем качества;

- Технология разработки стандартов;

- Организация производственного контроля;

- Жизненный цикл продукции;

- Безопасность пищевых продуктов;

- Современные проблемы обеспечения качества и безопасности и др.

Таким образом, подготовка специалистов по данной ОПОП ВО позволяет обеспечить отрасль конкурентоспособными профессионалами в области контроля качества и безопасности пищевой продукции.

Заключение

Вызовы, с которыми сталкивается РФ в политической и социально-экономической сфере, служат предпосылками для создания новых ориентиров в сфере обеспечения продовольственной безопасности.

Внедрение эффективных инструментов адаптации к изменяющимся внешнеэкономическим условиям позволяет сегодня развивать механизмы защиты и стимулирования отечественных производителей пищевой продукции, удовлетворять запросы внутреннего рынка, наращивать конкурентные преимущества. Это, безусловно, требует обеспечения отраслей народного хозяйства высокопрофессиональными специалистами новой формации.

Исследования, проводимые в рамках рассматриваемой темы, позволяют прийти к выводу о том, что переход на образовательные стандарты последнего поколения в сфере подготовки кадров в области контроля качества и безопасности пищевой продукции позволяет подготовить профессионала, обладающего высокими личностными и профессиональными качествами, владеющего навыками проектной работы, умеющего работать в команде и быть лидером.

Сегодня Омский ГАУ можно рассматривать как крупный образовательный центр Сибирского федерального округа, внедряющий современные технологии в образование, чутко реагирующий на внешние запросы и позволяющий удовлетворить кадровую потребность регионального сельского хозяйства и пищевой промышленности.

Специалисты в области контроля качества, подготовленные университетом, успешно осуществляют трудовую деятельность в профильных организациях, владеют и применяют полученные знания, внося тем самым вклад в эффективность функционирования системы продовольственной безопасности.

Полученная в рамках исследования информация может быть использована для проведения дальнейшей работы в области подготовки кадров для агропромышленного комплекса, а также внедрения практико-ориентированного подхода в образовательную деятельность.

[1] Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2016 № 1364-р «Об утверждении Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/9JUDtBOpqmoAatAhvT2wJ8UPT5Wq8qIo.pdf (дата обращения: 10.09.2022).

[2] Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 20 [Электронный ресурс]. URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/3e5/ 3e5941f295a77fdcfed2014f82ecf37f.pdf. (дата обращения: 09.09.2022).


Источники:

1. Касымов Д.Х. Нормативно-правовое регулирование продовольственной безопасности в РФ // Молодой ученый. – 2020. – № 4(294). – c. 374-376.
2. Демидова Е.А. Экономические вызовы в развитии мирового АПК: отраслевые перспективы России // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 4-2(94). – c. 15-18. – doi: 10.23670/IRJ.2020.94.4.025.
3. Гаврилова Ю.А., Бессонова О.В., Смирнова Н.А. Развитие концепции здорового питания в России: проблемы и перспективы // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2-3. – c. 405-406.
4. Фаттахова Р.И. Государственная политика в области здорового питания // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2016. – № 118-3. – c. 51-52.
5. Медведев О., Медведева З. Современные научные рекомендации по здоровому питанию и их влияние на пищевую промышленность // СФЕРА: Масложировая индустрия. Масла и жиры. – 2017. – № 2(3). – c. 38-41.
6. Алтухов А.И. Продовольственная безопасность страны: проблемы и возможные пути их решения // Экономика региона. – 2008. – c. 33-49.
7. Шушарин В.Ф., Вышенский М.Ю. Продовольственная безопасность России: направления обеспечения // Вестник Прикамского социального института. – 2020. – № 1(85). – c. 115-122.
8. Белугин А.И. Эволюция понятия «продовольственная безопасность»: история, этапы, современное понимание // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. – 2019. – № 2(32). – c. 122-143.
9. Гумеров Р.Р. Методологические вопросы измерения и оценки национальной продовольственной безопасности // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2011. – № 2. – c. 20-32.
10. Ревенко Л.С. Параметры и риски продовольственной безопасности // Международные процессы. – 2015. – № 2(41). – c. 6-20. – doi: 10.17994/ IT.2015.13.2.41.1.
11. Суровцев В.Н., Никулина Ю.Н. Паюрова Е.Н. Достижение пороговых показателей Доктрины продовольственной безопасности по молоку: прогноз, факторы и риски // АПК: Экономика, управление. – 2019. – № 12. – c. 38-50. – doi: 10.33305/1912-38.
12. Смирнова Н.А., Смирнов А.А. Современные системы управления качеством и безопасностью пищевых продуктов // Пищевая промышленность. – 2015. – № 11. – c. 12-14.
13. Смирнова Н.А. Управление качеством и безопасностью пищевых продуктов при реализации основных положений ТР ТС 021/2011 // Вестник алтайской науки. – 2015. – № 3-4(25-26). – c. 67-72.
14. Куприянов А.В. Система обеспечения качества и безопасности пищевой продукции // Вестник оренбургского государственного университета. – 2014. – № 3(164). – c. 164-167.
15. Иванова И.П., Юрк Н.А. Разработка ресурсосберегающей технологии производства высококачественной мраморной говядины с элементами системы управления безопасностью, основанной на принципах ХАССП // Известия Горского государственного аграрного университета. – 2020. – № 4. – c. 118-123.
16. Юрк Н.А. Повышение качества и безопасности молочной продукции путем внедрения системы менеджмента // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2021. – № 12. – c. 28-31. – doi: 10.31442/0235-2494-2021-0-12-28-31.
17. Чигасов А.И. Особенности использования системы менеджмента качества в контроле производства функциональных молочных продуктов // Вестник КрасГАУ. – 2021. – № 7(172). – c. 178-184. – doi: 10.36718/1819-4036-2021-7-178-184.
18. Адлер Ю.П. Мотивация и вовлечение персонала на бережливых предприятиях // Методы менеджмента качества. – 2017. – № 1. – c. 4-7.
19. Динер Ю.А., Юрк Н.А. Новые подходы подготовки специалистов для АПК // Экономика сельского хозяйства России. – 2020. – № 11. – c. 27-30. – doi: 10.32651/2011-27.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:31:26